программа для 9 класса
рабочая программа

Алдошина Любовь Сергеевна

программа для 9 класса. Подходит для центров образования, групп профессиональной подготовки средних специальных учебных заведений, реализующих очно-заочную форму обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_ochno-zaochnaya_fizika.doc350 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИЖОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»

Рекомендовано к использованию

Педагогическим советом СПб ГБПОУ «ИПЛ»

Протокол № _____

«______»_____________ 20___ г.                                                                                

УТВЕРЖДАЮ

          Приказ от _________№____

                           Директор СПб ГБПОУ «ИПЛ»

                   ____________И.А.Степанов

                                                                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Физика

         

         Учебные группы: 9 класс

         Форма обучения: очно-заочная

         Количество часов на изучение предмета:  72 часа

         Преподаватели:  Алдошина Л.С., Чернявская Н.А.

                                                                                                         

                                                                                                       Санкт-Петербург, 2015

Пояснительная записка

Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.

Цели изучения физики 

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей: 

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. 

В задачи обучения физике входят:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
  • овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
  • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
  • формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

                    Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. - М. 2004. - 221 с. 

2. Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

3.Программа для общеобразовательных учреждений. Физика 7-9 класс. Авторы  –Е.М.Гутник, А.В.Перышкин, М.: «Дрофа», 2011год

4. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;

5. Учебный план ОУ  на 2015 – 2016 учебный год.

                                                    Сведения об авторской программе, обоснование выбора.

Настоящая программа по физике для 9-го класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Физика» А.В. Пёрышкин,  Е.М. Гутник изд. «Дрофа», М., 2011г.   Она конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

 Авторская программа полностью соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта, однако там, где допускается вариативный выбор, отдельные формулировки не всегда совпадают с формулировками Программы «Физика», разработанной Е.М. Гутник.

Содержание школьного физического образования концентрично – оно включает два больших концентра (7-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра две возрастные группы: 7-8 класс и 9 класс.

В 9 классе подводятся итоги за предыдущие годы, расширяются сведения о физических явлениях, происходит знакомство с новыми понятиями, темами, законами, углубляется работа по осмыслению их и использованию на практике.

 Определён также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.

Общая характеристика учебного предмета

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок.

Цели:

- освоение знаний о механических, магнитных, квантовых явлениях, электромагнитных колебаниях и волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

- овладение умениями  проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании, диалектического, характера физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

При изучении физических теорий, мировоззренческой интерпретации законов формируются знания учащихся о современной научной картине мира. Воспитанию учащихся служат сведения о перспективах развития физики и техники, о роли физики в ускорении научно-технического прогресса.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 208 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII  классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю и IX классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

На изучение физики в IX классе по действующему рабочему учебному плану отводится 72 часа (2 часа в неделю).

Содержание учебного предмета

9класс

(72 часа, 2 часа в неделю)

I. Законы взаимодействия и движения тел. (26 часов)

Материальная точка. Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета.

Определение координаты движущего тела.

Графики зависимости кинематических величин от времени.

Прямолинейное равноускоренное движение.

Скорость равноускоренного движения.

Перемещение при равноускоренном движении.

Определение координаты движущего тела.

Графики зависимости кинематических величин от времени.

Ускорение. Относительность механического движения. Инерциальная система отсчета.

Первый закон Ньютона.

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона. Свободное падение

Закон Всемирного тяготения.

Криволинейное движение

Движение по окружности.

Искусственные спутники Земли. Ракеты.

Импульс. Закон сохранения импульса.  Реактивное движение.

Движение тела брошенного вертикально вверх.

Движение тела брошенного под углом к горизонту.

Движение тела брошенного горизонтально.

Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.

Демонстрации

Относительность движения.
Равноускоренное движение.
Свободное падение тел в трубке Ньютона.
Направление скорости при равномерном движении по окружности.
Явление инерции.
Взаимодействие тел.
Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Сложение сил.
Сила трения.
Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона.
Невесомость.
Закон сохранения импульса.
Реактивное движение.
Фронтальная лабораторная работа.

1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2.Измерение ускорения свободного падения.

III.Механические колебания и волны. Звук. (10часов)

Механические колебания. Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити.

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Механические волны. Длина волны.  Продольные и поперечные волны. Скорость распространения волны.

Звук. Высота и тембр звука. Громкость звука/

Распространение звука.

Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс.

Демонстрации

Механические колебания.
Механические волны.
Звуковые колебания.
Условия распространения звука.

Фронтальная лабораторная работа.

3. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы грузу и жесткости пружины

4. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.

IV.Электромагнитные явления. (17 часов)

Взаимодействие магнитов.

Магнитное поле.

Взаимодействие проводников с током.

Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение магнитного поля.

Направление тока и направление его магнитного поля.

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Магнитный поток. Электромагнитная индукция.

Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока.

Электромагнитное поле. Неоднородное и неоднородное поле. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.

Электромагнитные   волны. Скорость распространения электромагнитных волн.

Электродвигатель.

Электрогенератор

Свет – электромагнитная волна.

Демонстрации

Устройство конденсатора.
Энергия заряженного конденсатора

Электромагнитная индукция.
Правило Ленца.
Самоиндукция.
Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.
Устройство генератора постоянного тока.
Устройство генератора переменного тока.
Устройство трансформатора.
Передача электрической энергии.
Электромагнитные колебания.
Свойства электромагнитных волн.
Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Принципы радиосвязи.
Дисперсия белого света. Получение белого света при сложении света разных цветов

Фронтальная лабораторная работа.

5.Изучение явления электромагнитной индукции. 

6.Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

V.Строение атома и атомного ядра (11часов)

Радиоактивность. Альфа-, бетта- и гамма-излучение. Опыты по рассеиванию альфа-частиц.

Планетарная модель атома. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра.

Методы наблюдения и регистрации частиц. Радиоактивные превращения. Экспериментальные методы.

Заряд ядра. Массовое число ядра.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях.

Открытие протона и нейтрона. Ядерные силы.

Энергия связи частиц в ядре.

Энергия связи. Дефект масс. Выделение энергии при делении и синтезе ядер.

Использование ядерной энергии. Дозиметрия.

Ядерный реактор. Преобразование Внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

Атомная энергетика. Термоядерные реакции.

Биологическое действие радиации.

Демонстрации

Модель опыта Резерфорда.
Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.
Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц

Фронтальная лабораторная работа.

7. Изучение деления ядра урана по фотографии треков.

8. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

9. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

VI. Резерв (8 часов)

Тематическое планирование

9 класс

(72 часа, 2 часа в неделю)

Тема

Кол.часов

л/р

к/р

1

Законы взаимодействия и движения тел.

26ч

2

1

2

Механические колебания и волны. Звук.

10ч

2

1

3

Электромагнитные явления.

17ч

2

1

4

Строение атома и атомного ядра

11ч

3

1

Резервное время

8

Итого:

72

9

4

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников.

Литература

для учителя

для обучающихся

А.В. Перышкин , Е.М. Гутник «Физика 9 класс», Москва,Дрофа,2014

А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойски. Физика. 9 класс. Сборник вопросов и задач. Издательство: Дрофа.2014

Г.С.Ковалева «Физика», сборник заданий для проведения экзамена  в 9 классе, Москва, Просвещение,2006

Н.Н. Тулькибаева А.Э. Пушкарев«Тестовые задания по физике» 7-9 классы,Москва, Просвещение, 2007

Физика: ежемесячный научно-методический журнал издательства «Первое сентября»

Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты

1.А.В. Перышкин , Е.М. Гутник «Физика 9 класс», Москва,Дрофа,2014

2. А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойски. Физика. 9 класс. Сборник вопросов и задач. Издательство: Дрофа.2014

Интернет-ресурсы:

www/class-fizika.narod.ru;

 электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты

Информационно – техническая оснащенность учебного кабинета.

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета  физики.

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места учащихся;

рабочее место преподавателя;

рабочая доска;

наглядные пособия (учебники, к-т таблиц, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).

Технические средства обучения:

 ПК, видеопроектор, проекционный экран, принтер.

Оснащенность образовательного процесса учебным оборудованием для выполнения практических видов занятий, работ по физике

.№

Название л/р

Оборудование

Необх. мин.

Факт

Место

9 класс

1

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

Желоб лабораторный металлический

Шарик металлический

Цилиндр металлический

Мел

Линейка

Метроном (один на класс)

1

2.

Измерение ускорения свободного падения (вирт.)

Комп. программа по определению ускорения св. падения

3

Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы грузу и жесткости пружины

Набор пружин с разной жесткостью

Набор грузов

Секундомер.

Штатив с муфтой и лапкой

4

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.

Штатив с муфтой и лапкой

Шарик (груз) на нити

Метроном (1 на класс)

1

5

Изучение явления электромагнитной индукции.

Амперметр (миллиамперметр)

Катушка-моток

Магнит дугообразный

6

Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания

Виртуальная л/р на сайте http://www.virtulab.net

7

Изучение деления ядра урана по фотографии треков.

Фотография треков заряженных частиц

Линейка измерительная

8

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии

9

Измерение естественного радиационного фона дозиметром (вирт)

http://fcior.edu.ru/card/14045/izmerenie-radiacionnogo-fona-dozimetrom.html

Технологии, используемые в образовательном процессе:

- педагогические технологии, используемые в образовательном процессе, ориентированные на развитие: общей культуры личности, самостоятельности мышления, коммуникативной культуры;

- технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;

- культуро-воспитывающая технология: ролевая игра, деловая игра, организация и проведение внеклассной работы по предмету;

- технология индивидуального и дифференцированного обучения: система дифференцированных заданий система разной степени помощи учащимся, система индивидуальной работы;

- технологии развивающего обучения: использование самостоятельной работы, создание проблемных ситуаций (элементы);

- технологии управления: классно-урочное система (урок-диспут, урок-соревнование, урок-экскурсия идр.);

- педтехнологии: коллективный способ обучения в группах, в коллективе, в парах;

- компьютерные (новые информационные) технологии обучения;

- технология обучения физике на основе решения задач;

- технологии сотрудничества: игровые, соревновательные;

- традиционные технологии обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос и др.;

- здоровье-сберегающие технологии: психолого-педагогические тренинги, информационно-коммуникативные технологии.

Проверка знаний учащихся

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2   ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. 

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

 Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Требования к уровню подготовки   выпускников:  

В результате изучения физики в 9 классе ученик должен

знать/понимать:

  - смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;

- смысл  физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;

- смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь:

- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, взаимодействия магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция, дисперсия света;

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;

- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, периода колебания маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;

- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;

- решать задачи на применение изученных физических законов;

- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств,  электробытовых приборов, электронной техники;

- контроля  за исправностью электропроводки в квартире;

- контроль за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

- оценки безопасности радиационного фона.

При изучении физических теорий, мировоззренческой интерпретации законов формируются знания учащихся о современной научной картине мира. Воспитанию учащихся служат сведения о перспективах развития физики и техники, о роли физики в ускорении научно-технического прогресса.

          Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Познавательная деятельность:

- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;

- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

  Информационно-коммуникативная деятельность:

- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;

- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой – познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии, сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации.

Спецификой учебно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности - приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

На уроках учащиеся должны более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. В соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы: текст, таблицу, схему, аудиовизуальный ряд и др.  Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

                                                               Календарно-тематическое планирование по физике.

9 класс 2 часа в неделю

Тема урока

Кол

час

Тип урока

Элементы содержания

Требования к ур. подготовки

Оборудование

Вид контроля

Дата провед. по плану

Дата пров. по факту

Законы движения и взаимодействия тел. (26 часов)

1

1.09

2/1

Техника безопасности (ТБ) в кабинете физики.

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Определение координаты движущегося тела.

1

Из. н/м

Механическое движение Траектория, путь и перемещение Прямолинейное   равномерное движение Графическое  представление движения

Знать понятия: механическое   движение,   система отсчета, траектория, путь и перемещение, прямолинейное равномерное движение.  Уметь объяснить их физический смысл  описать  и  объяснить,    строить    графики. Уметь привести примеры механического движения

Таблица, тележки

тест

6.09

3/2

Перемещение при прямолинейном равномерном и движении. Решение задач.

1

Закр.

Таблица

Опрос, р/з

8.09

4/3

Ускорение. Скорость. Равноускоренное движение

1

Комб.

Прямолинейное   равноускоренное движение. Ускорение. Скорость равноускоренного движения. Графики

Знать понятия:  прямолинейное   равноускоренное движение, ускорение, формулу расчета ускорения, скорости Уметь  описать  и  объяснить, строить    графики.

Таблица

Физ/дик

13.09

5/4

Решение задач по теме «Равноускоренное движение»

1

Закр.

Опрос, р/з

15.09

6/5

Перемещение при равноускоренном движении.

1

Комб.

Перемещение при пря- молинейном равноуско- ренном движении

Знать   понятия:   перемещение при равноускорен-

ном движении.

Уметь объяснить физический смысл, решать   графические задачи

Таблица

Опрос, р/з

20.09

7/6

Решение задач по теме «Перемещение при равноускоренном движении»

1

Закр.

Физ. дик, р/з

22.09

8/7

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1. «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1

Практ.

Исследование  равноус-

коренного движения без

начальной скорости

Приобретение      навыков

при работе с оборудова-

нием  (секундомер,  изме-

рительная лента)

Желоб, шарик, метроном, лента

 л/р

27.09

9/9

Решение задач по теме «ПРД и ПНД» Самостоятельная работа «Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение»

1

Конт.

Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение

Знать понятия, формулы по теме.

Уметь решать задачи

 с.р

29.09

10/9

Относительность движения. ИСО. Первый закон Ньютона.

1

Из. н/м.

Относительность движения. ИСО. Первый закон Ньютона

Знать содержание 1 з-на Ньютона, понятие ИСО. Уметь решать качеств. задачи

Таблица, тележка с шариком, песок

тест

4.10

11/10

Второй и третий законы Ньютона. Решение задач

1

Комб.

Второй и третий законы Ньютона

Знать содержание 2 и 3  закона Ньютона, фор-

мулу, единицы измерения

физических величин в СИ.

Динамометры, штативы, тележка

Опрос, р/з

6.10

12/11

Решение задач по теме «Законы Ньютона»

1

Закр.

Три закона Ньютона

Знать  границы  примени-

мости   законов   Ньютона,

приводить примеры

Физ. дик, р/з

11.10

13/12

Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх.

1

Комб.

Свободное       падение.

Движение    тела,    бро-

шенного     вертикально

вверх

Знать явление свободного

падения (физический

смысл).

Уметь решать задачи

Таблица

Опрос, р/з

13.10

14/13

Решение задач по теме «Свободное падение тел»

1

Закр.

Опрос, р/з

18.10

15/14

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2  «Измерение ускорения свободного падения» (в)

1

Практ.

Измерение ускорения свободного падения

Уметь работать с приборами, определять ускорение свободного падения

Комп. пр. по определению ускорения св. падения  (Вирт. л/р)

л/р

20.10

16/15

Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

1

Комб.

Закон всемирного тяго-

тения

Сила тяжести и ускоре-

ние свободного падения

Знать   понятия:   гравитационное взаимодействие,

гравитационная   постоянная;

формулу, зависимость  ускорения   свободного   падения от широты и высоты над Землей. Уметь решать задачи

Таблица

Опрос р/з

25.10

17/16

Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения»

1

Закр.

27.10

18/17

Самостоятельная работа «Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения»

1

Конт.

Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения

Знать понятия, формулы, законы по теме

 с.р

1.11

19/18

Прямолинейное и криволинейное движение.. Движение тела по окружности. С постоянной по модулю скоростью

1

Из. н/м.

Равномерное движение

по окружности

Знать:

-   природу,   определение

криволинейного     движения, приводить примеры;

-   физическую  величину,

единицу   измерения   пе-

риода,   частоты,   угловой корости

Уметь применять знания

при   решении   соответствующих задач

Таблица, презентация

тест

10.11

20/19

Искусственные спутники Земли

1

Комб.

Первая       космическая

скорость

Уметь рассчитывать

первую космическую скорость

Таблица

Опрос, р/з.

15.11

21/20

Решение задач по теме «Движение тела по окружности»

1

Закр.

Физ. дик, р/з

17.11

22/21

Импульс тела.

1

Из. н/м

Импульс.  Закон  сохра-

нения импульса

Знать   понятия:   импульс  тела и импульс силы, з-н сохранения импульса

Уметь решать задачи

Таблица, шарики на нити, шарики, презентация

р/з

22.11

23/22

Закон сохранения импульса.

1

Опрос

24.11

24/23

Решение задач по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса

1

Закр.

Опрос, р/з.

29.11

25/24

Реактивное движение

1

Комб.

Реактивное движение

Знать   практическое   использование   закона   сохранения импульса;

Формулы, ед. измерения

Модель ракеты, воздушный шарик, анимация

Опрос, тест

1.12

26/25

Повторительно-обобщающий урок по теме «Законы движения и взаимодействия тел»

1

Об. и пов.

Законы движения и взаимодействия тел

Знать понятия, законы, формулы по теме.

Уметь решать задачи

Опрос, р/з

6.12

27/26

Контрольная работа по теме «Законы движения и взаимодействия тел»

1

Конт.

Контр.-измер. мат.

 к.р

8.12

Механические колебания и волны (10часов)

28/1

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Величины, характеризующие колебательное движение.

1

Из. н/м

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Величины, характеризующие колебательное движение

Знать понятия колебательное движение, его х-ки

Уметь решать задачи

Пружинный и нитяной маятник, таблица

Тест

13.12

29/2

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы грузу и жесткости пружины»

1

Практ.

Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы грузу и жесткости пружины

Уметь выполнять измерения, делать выводы

Пружины, грузы, штатив, метроном

 л/р

15.12

30/3

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»

1

Практ.

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины

Приобретение навыков при работе с оборудованием, уметь  измерять период, частоту

Нитяной маятник, метроном, линейка

 л.р

20.12

31/4

Гармонические колебания. Превращение энергии. Затухающие колебания.

1

Комб.

Гармонические колебания. Превращение энергии при колебаниях

Объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела

Маятники , таблица

Опрос, тест

22.12

32

Зачет по темам изученных за первое полугодие

1

Контр.

«Законы движения и взаимодействия тел», «Механические колебания»

Знать понятия, формулы, законы по теме, объяснять их физ. смысл

Систематиз. таблицы

Зачет

27.12

33/5

Вынужденные колебания. Резонанс. Самостоятельная работа по теме «механические колебания»

1

Комб.

Вынужденные колебания. Резонанс

Знать определение вынужденных колебаний, явления резонанса.

Маятники, видео фраг.

с/р

29.12

34/6

Волны. Виды волн.  Характеристики.

1

Из.н/м

Распространение колебаний в упругой среде

Волны в среде

Знать определение механических волн. Основные характеристики волн, характер распространения колебательных процессов в трехмерном пространстве

Волновая машина

р/з

35/7

Звуковые колебания. Высота, тембр, громкость звука.

1

Комб.

Звуковые волны

Высота и тембр звука. Громкость звука

Знать понятие «звуковые волны», приводить  примеры

Знать физические характеристики звука: высота, тембр, громкость

Камертон

Опрос

36/8

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Звуковой резонанс. Интерференция звука.

1

Комб.

Распространение звука. Скорость звука Отражение звука. Эхо

Знать объяснить особенности распространения звука в различных средах  особенности поведения звуковых волн на границе раздела двух сред, уметь объяснить

Таблица, камертон, источник, приемник звука

Физ.дик

37/9

Повторительно-обобщающий урок по теме «Механические  колебания и   волны. Звук»

1

Об. и повт.

Механические колебания и волны. Звук

Знать понятия, формулы по данной теме.

Уметь решать задачи по теме «Механические колебания и волны. Звук»

Опрос

38/10

Контрольная работа по теме «Механические  колебания и   волны. Звук»

1

Контр

Контр.-измер. мат.

 к. р

Электромагнитное поле.  (17 часов)

39/1

Магнитное поле. Его виды. Линии магнитного поля.  

1

Из. н/м

Магнитное поле

Графическое изображение магнитного поля

Знать понятие «магнитное поле»

Понимать структуру магнитного поля, уметь объяснять на примерах графиков и рисунков

Таблица, презентация, магниты, катушка, источник, соед. провода, железные опилки

Тест  

40/2

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

1

Комб.

Действие магнитного поля на проводник с током

Знать силу Ампера, силу Лоренца (физический смысл)

Рамка с током, мотки, магнит

Опрос

41/3

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

1

Комб.

Индукция магнитного поля

Магнитный поток

Знать силовую характеристику магнитного поля –индукцию,  понятия: магнитный поток; написать формулу и объяснить

Анимация

Опрос, р/з

42/4

Решение задач по теме «Индукция магнитного поля. Магнитный поток»

1

Закр.

Знать понятия: магнитный поток; написать формулу и объяснить

Уметь решать задачи на применение силы Ампера, силы Лоренца

Физ/дик р/з

43/5

Явление электромагнитной индукции.  Направление индукционного тока. Правило

Ленца.

1

Комб.

Явление электромагнитной индукции

Знать понятия: электромагнитная индукция;, правило Ленца

Гальвано-метр, соед. Провода, катушки, ключ

Опрос

44/6

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

Практ.

Электромагнитная индукция

Уметь объяснить физ. смысл з-на, делать выводы

Магнит, катушка моток, миллиамперметр

л. р

45/7

Явление самоиндукции.  Самостоятельная работа по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»

1

Комб

Явление самоиндукции

Знать физ. смысл  явление самоиндукции.

Уметь р/з

Анимация

с/р

46/8

Переменный электрический ток. Генератор переменного тока.

1

Комб.

Получение переменного электрического тока

Знать способы получения электрического тока.

Анимация

Опрос

47/9

Трансформатор.

1

Устройство и принцип действия трансформатора, его практическое применение

Знать устройство и принцип действия трансформатора

Анимация

Опрос

48/10

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных

волн.

1

Комб.

Электромагнитное поле

Электромагнитные волны.

Шкала    электромагнитных волн

Знать понятие «электромагнитное поле» и условия его существования. Понимать механизм возникновения эл/м волн. Знать зависимость свойств излучений от их длины, приводить примеры

Анимация Таблица

Физ.дик

49/11

Влияние электромагнитных излучений на

живые организмы.

1

Комб

Влияние электромагнитных излучений на

живые организмы.

Знать Влияние электромагнитных излучений на

живые организмы.

Презентации

Тест

50/12

Конденсатор. Колебательный контур. Получение Эл/м колебаний

1

Комб.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение Эл/м колебаний

Знать устройство и принцип действия конденсаторов, прнцип получения э/м колебаний

Конденсаторы, таблица

Опрос

51/13

Интерференция света. Дисперсия света. Электромагнитная природа света

1

Комб.

Электромагнитная природа света

Знать историческое развитие взглядов на природу света

Таблица.

Опрос, р/з

52/14

Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

1

Комб

Виды спектров

Знать виды спектров, их источники, отличительные признаки

Опрос

Физ/дик

53/15

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания» (в)

1

Комб

Спектр

Уметь выделить основные отличительные признаки сплошного и линейчатого спектров

Виртуальная л/р на сайте http://www.virtulab.net

л/р

54/16

Повторительно-обобщающий урок по теме «Электромагнитное поле»

1

Пов.  и обоб

Электромагнитное поле

Знать понятия, формулы, з-ны по теме.

Уметь решать задачи

Опрос

55/17

Контрольная работа по теме «Электромагнитное поле»

1

Конт.

Контр.-измер. мат.

 к. р

Строение атома и атомного ядра. (11 часов)

56/1

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов. Опыт Резерфорда.

1

Из. н/м

Радиоактивность       как свидетельство сложного строения атома Строение, атома. Схема опыта Резерфорда

Знать альфа-, бета-, гамма-лучи (природа лучей) строение атома по Резерфорду, показать на моделях

Таблица

Тест

57/2

Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы исследования частиц.

1

Комб.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы       регистрации заряженных частиц

Знать природу радиоактивного распада и его закономерности современные методы обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений

Таблица, анимация

Опрос

58/3

Открытие протона и нейтрона.Состав атомного ядра. Альфа- и бета- распад. Правило смещения

1

Комб.

Открытие протона и нейтрона Состав атомного ядра.

Знать историю открытия протона и нейтрона Знать строение ядра атома, модели

Таблица, анимация

Опрос

59/4

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

1

Комб.

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс

Знать понятие «прочность атомных ядер», энергия связи, дефект масс.

Таблица

Физ/дик

60/5

Деление ядер урана. Цепная реакция.

1

Комб.

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции

Понимать механизм деления ядер урана

Таблица, анимация

Тест

61/6

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

1

Практ.

Деление ядер урана

Приобретение навыков при работе с  фотографиями

Фотография

л/р

62/7

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1

Практ.

Изучение деления ядер урана по фотографии треков

Приобретение навыков при работе с  фотографиями

Фотография

л.р

63/8

Семинар. Ядерный реактор. Атомная энергетика. Действие радиации

1

Из.н/м

Атомная энергетика. Биологическое     дейст-

вие  радиоактивных  излучений

Знать  преимущества    и

недостатки атомных электростанций, правила защиты от излучения

Таблица, презентации

Оценка выступлений, консп.

64/9

Лабораторная работа №9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»

1

Практ.

Радиационный фон

Уметь использовать бытовой дозиметр для измерения радиационного фона.

дозиметр бытовой, инструкция по его использованию

л/р

65/10

Термоядерная реакция. Элементарные частицы Повторительно-обобщающий урок по теме «Строение атома и атомного ядра»

1

Комб.

Термоядерная реакция. Элементарные частицы

Знать физический смысл термоядерных реакция

Таблица

Опрос

66/11

Контрольная работа по теме «Строение атома и атомного ядра»

1

Контр.

Контр.-измер. мат.

к/р

67

Обобщение и повторение курса физики 9 класса

Обоб.

Курс физики 9 класса

Знать понятия, формулы, законы по теме, объяснять их физ. смысл. Уметь решать задачи

Опрос

68

Итоговая контрольная работа

Контр.

Курс физики 9 класса

Знать понятия, формулы, законы по теме, объяснять их физ. смысл. Уметь решать задачи

Контр.-измер. мат.

Тестирование в форме ГИА

69-72

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Рабочая программа 5 класс.

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса к учебному пособию Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов. Русский язык. 5 класс. – М.: Просвещение, 2008....

Начальная программа по классу скрипки для музыкальных школ

Пояснительная записка      Основные положения современной скрипичной школы нашли отражение в отдельных методических трудах, статьях, докладах. ...

Рабочая программа 5 класс

Рабочая программа 5 класс...

Рабочая программа 6 класс по М.З.Биболетовой

Рабочая программа для 6 класса по учебнику М.З.Биболетовой 5-6 классы...

Образовательная рабочая программа по классу специального фортепиано 7-летнее обучение

Педагог инструментального класса – основной воспитатель учащихся. Именно он в первую очередь призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественные вкусы детей, приобщать их к миру му...

Рабочая программа 3 класс Быкова Н.И. «Английский в фокусе», 3 класс учебник, Москва «Просвещение» 2014 г. для общеобразовательных школ.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №2»  «Рассмотрено»на заседании ШМОРуководитель ШМО_____...

Рабочая программа 4 класс Быкова Н.И. «Английский в фокусе», 4 класс учебник, Москва «Просвещение» 2014 г. для общеобразовательных школ.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №2»  «Рассмотрено»на заседании ШМОРуководитель ШМО_____...