Рабочая программа по биологии 10 класс
календарно-тематическое планирование

Елена Сергеевна Вострикова

10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Мысовская СОШ № 56»

МО «Кабанский район» Республики Бурятия

       «Утверждаю»                                                                                        «Утверждаю»                                                                   «Утверждаю»

Директор МАОУ «Мысовская СОШ № 56»                           Зам.директора по УВР                                                        Руководитель ШМО

___________Шишмарева Н.Ф.                                                   _____________Вербина О.Л.                                                 «___»_______________2021 г.                                                    «______»_____________2021 г.                                            ___________________

Рабочая программа

по биологии

для 10 класса

на 2021-2022 уч.год

Программу составил: учитель 1 категории

Вострикова Елена Сергеевна

Г.Бабушкин

Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А., Драгомилов А.Г., Симонова Т.С. Биология: 5-11 классы: программы/[И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. корнилова и др.]- М.: Вентана-Граф, 2016. – 400 с.

Программа и содержание курса биологии 10 класса разработаны в полном соответствии со стандартом среднего общего образования базового уровня.

Программа построена на важной содержательной основе — гуманизме, биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы и её закономерностей; многомерности уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры; значении биологии для жизни людей и для сохранения природы. Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической культуры молодёжи, формированию компетентностных качеств личности учащихся, развитию познавательной деятельности (и, соответственно, познавательных универсальных действий), укреплению и расширению представлений о научной картине мира с учётом биологических, этических, гуманистических, коммуникативных, эстетических и культурологических аспектов.

Интегрирование материалов из различных областей науки биологии в ходе раскрытия свойств живой природы с позиции принадлежности их к разным структурным уровням организации жизни, их экологизация, культурологическая направленности и личностно-развивающий подход делают учебное содержание новым и более интересным для учащихся.

Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается изучением свойств популяционно-видового уровня. Такая последовательность изложения содержания курса биологии обеспечивает в 10 классе преемственную связь с курсом биологии 9 класса и межпредметную связь с курсом географии 9 и 10 классов.

Изучение биологии на базовом уровне направлено, главным образом, на реализацию культурологической функции в общих компетентностях биологического образования на подготовку высокоразвитой личности, способной к активной деятельности; на развитие у обучающихся индивидуальных способностей, формирование современного научного мировоззрения.

В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования иных форм организации учебного процесса (лабораторные работы, семинары) и внедрения современных педагогических технологий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии

Личностные результаты:

• сформированность мотивации к творческому труду, к работе на результат; бережному отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;

• сформированность убеждённости в важной роли биологии в жизни общества;

• реализация этических установок но отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

• сформированность научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры на базе биологических знаний и умений;

• признание высокой ценности жизни но всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; реализация установок здорового образа жизни;

• сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

• знание о многообразии живой природы, методах её изучения, роли учебных умений для личности, основных принципов и правил отношения к живой природе.

Метапредметные результаты:

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• компетентность в области использования информонно-коммуникативных технологий (ИКТ), умение работать с разными источниками биологической информации; самостоятельно находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую,

• умение адекватно использовать речевые средства дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

• способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, поступков по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

Предметные результаты:

• характеристика содержания биологических теории (клеточной теории, эволюционной теории Ч. Дарвина), учения В.И. Вернадского о биосфере, законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости, вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;

• умение определять существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни; умение сравнивать между собой различные биологические объекты; сравнивать и оценивать между собой структурные уровни организации жизни;

• объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины

мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причины эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

• умение приводить доказательства единства живой и неживой природы, её уровней организации и эволюции; родства живых организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;

• умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

• умение решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

• умение проводить анализ и оценку различных гипотез о сущности жизни, о происхождении жизни и человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; последствий собственной деятельности в окружающей среде; чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; биологической информации,

получаемой из разных источников;

• оценку этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирования, искусственного оплодотворения, направленного изменения генома);

• постановку биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Содержание тем учебного курса:

Перечень и название раздела и тем курса по годам обучения, необходимое количество часов для раздела, темы:

Раздел 1. Введение в курс общей биологии (12 часов)

Раздел 2. Биосферный уровень жизни (15часов)

Раздел 3. Биогеоценотический уровень жизни (16ч)

Раздел 4. Популяционно-видовой уровень жизни (24ч)

Резервное время-1 час

Содержание учебной темы; основные вопросы; практические и лабораторные работы, экскурсии, используемые при обучении:

Раздел 1 Введение в курс общей биологии (12 ч)

Биология как наука. Отрасли биологии, её связи с другими науками. Значение практической биологии. Основные свойства жизни. Отличительные признаки

живого. Биологические системы. Биосистема как структурная единица живой материи. Общие признаки биосистем. уровневая организация живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Методы изучения живой природы (наблюдение, сравнение, описание, эксперимент, моделирование). Взаимосвязь природы и культуры.

Экскурсия в природу Многообразие видов в родной природе.

Раздел 2. Биосферный уровень жизни (15 часов)

Особенности биосферного уровня организации жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы о происхождении жизни (живого вещества) на Земле. Работы А.И. Опарина и Дж. Холдейна. Эволюция биосферы. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Биологический круговорот. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная био- и экосистема. Устойчивость биосферы и её причины. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные.

Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.

Раздел 3. Биогеоценотический уровень жизни (16 ч)

Особенности биогеоценотического уровня организации живой материи. Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз и экосистема. Строение и свойства биогеоценоза. Видовая и пространственная структура биоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозе, круговорот веществ и превращения энергии — главное условие

существования биогеоценоза (экосистемы). Устойчивость и динамика биогеоценозов (экосистем). Биологические ритмы. Саморегуляция экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов (экосистем). Агроэкосистемы. Поддержание разнообразияэкосистем. Экологические законы природопользования.

Лабораторная работа № 1

Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе.

Раздел 4. Популяционно-видовой уровень жизни (24 ч)

Вид, его критерии и структура. Популяция как надорганизменная биосистема — форма существования вида и особая генетическая система. Развитие эволюционных идей. Значение работ Ж.-Б. Ламарка. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Популяция — основная

единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции живой природы. Результаты эволюции. Многообразие видов. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания. Образование новых видов на Земле. Современное учение об эволюции — синтетическая теория эволюции (СТЭ).

Человек как уникальный вид живой природы. Этапы процесса происхождения и эволюции человека. Гипотезы о происхождении человека и его рас. Единство человеческих рас.

Основные закономерности эволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация.

Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Стратегия сохранения природных видов. Значение популяционно-видового уровня жизни в биосфере.

Лабораторная работа № 2 Морфологические критерии, используемые при делении видов.

Лабораторная работа № 3 Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных.

Экскурсия в природу Сезонные изменения (ритмы) в живой природе.

  Тематическое планирование по биологии в 10 классе ( по программе И.Н.Пономаревой, рассчитанное на 2 часа в неделю.)

                                                                                   

№п\п

Тема урока

Часы

Дата

Фактич. дата

Введение в курс общебиологических явлений.(12ч.)

1.

Что изучает общая биология.

1

2.

Основные свойства жизни.

1

3.

Осенние явления в живой природе.

1

4.

Определение понятия «жизнь».

1

5.

Биосистема как структурная единица живой материи.

1

6.

Структурные уровни организации жизни.

1

7.

Практические аспекты биологии.

1

8.

Методы биологических исследований.

1

9.

Методика определения видов растений и животных.

1

10.

Л.р. Определение и морфологическое описание вида.

1

11.

Значение биологических знаний.

1

12.

Обобщающий урок по теме «Введение в курс общебиологических явлений».

1

13.

Учение В.И.Вернадского о биосфере.

1

14.

Роль живого вещества в биосфере.

1

15.

Теории абиогенеза и биогенеза о происхождении живого вещества.

1

16.

Теории А.И.Опарина и С.Миллера о происхождении жизни на Земле.

1

17.

Физико-химическая эволюция в развитии Земли.

1

18.

Появление и усложнение первоначальных форм жизни в биосфере.

1

19.

История развития жизни на Земле.

1

20.

Биосфера как глобальная экосистема на Земле.

1

21.

Круговорот веществ в биосфере.

1

22.

Механизмы устойчивости бисферы.

1

23.

Понятие о ноосфере как новом состоянии биосферы. Человек как житель биосферы.

1

24.

Л.р.№2 Оценка состояния окружающей среды.

1

25.

Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле.

1

26.

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы.

1

27.

Обобщающий урок по теме «Биосферный уровень жизни». Контроль знаний.

1

Биогеоценотический уровень организации жизни.(16ч.)

28.

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.

1

29

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема.

1

30

Строение и свойства биогеоценоза.

1

31.

Типы связей и зависимостей в биогеоценозе.

1

32.

Приспособленность видов к совместной жизни в биогеоценозе.

1

33.

Л.р.№3Черты приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе..

1

34.

Условия сохранения устойчивости биогеоценозов.

1

35.

Зарождение и смена биогеоценозов.

1

36.

Суточные и сезонные изменения биогеоценозов.

1

37.

Многообразие морских биогеоценозов.

1

38.

Многообразие биогеоценозов суши.

1

39.

Агробиоценозы, их свойства и значение.

1

40.

Необходимость сохранения разнообразных биогеоценозов.

1

41.

Природопользование в истории человечества.

1

42.

Экологические законы природопользования.

1

43.

Обобщающий урок по теме»Биогеоценотический уровень жизни». Контроль знаний.

1

Популяционно-видовой уровень организации жизни (24ч.)

44.

Вид, его критерии и структура.

1

45.

Л.р.№4 Изучение морфологических свойств вида.

1

46.

Популяция как форма существования вида.

1

47.

Популяция как структурный компонент биогеоценоза.

1

48.

Популяция как основная единица эволюции.

1

49.

Понятие о микро – и макроэволюции.

1

50.

Видообразование и его способы.

1

51.

Система живых организмов на Земле как результат процесса эволюции.

1

52.

Сохранения биоразнообразия- насущная задача человечества.

1

53.

Человек как уникальный вид живой природы.

1

54.

Этапы эволюции человека.

1

55.

Расы человека, их происхождение и родство.

1

56.

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

1

57.

Основные закономерности эволюции.

1

58.

Современные представления об эволюции органического мира.

1

59.

Естественный отбор и его формы.

1

60

Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия на Земле.

1

61.

Основные направления эволюции.

1

62.

Прогресс и регресс в эволюции живой природы.

1

63.

Современное состояние изучения видов.

1

64.

Значение изучения популяций и видов.

1

65.

Генофонд и охрана видов.

1

66.

Проблема сохранения видов.

1

67.

Всемирная стратегия охраны природных видов.

1

68.

Обобщающий урок по теме «Популяционно-видовой уровень организации жизни». Контроль знаний.

1

 Структура курса.

№п\п

Тема, раздел

Количество часов

Форма контроля

Лабораторные работы

1.

Введение в курс общебиологических понятий.

12

№1

№1

2.

Биосферный уровень жизни.

15

№2

№2

3.

Биогеоценотический уровень организации жизни.

16

№3

№3

4.

Популяционно-видовой уровень организации жизни.

25

№4

№4

5.

Резерв.

2

6.

Всего.

70

Перечень лабораторных работ.

№п\п

Тема

1.

Определение и морфологическое описание вида. Работа с определителями.

2.

Оценка состояния окружающей среды.

3.

Черты приспособленности растений, животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе.

4.

Изучение морфологических свойств вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 11 класс( уровень стандарта)

                     11 КЛАСС – уровень стандарт (35ч.) Раздел 1 Размножение и развитие организмов (4 ч)Способы размножения организмо...

Рабочая программа по биологии для 6-9 классов

Рабочая программа по биологии для 6-9 классов  составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников биология 5-11 классы под руководством В.В. Пасечника/ авт.-с...

Рабочая программа по биологии (ФГОС) 5 класс

Данная программа составлена на основании авторской программы И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы программа М: Вентана- Граф, 2012 г.) 5-6 классы 34 часа 1...

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС

                Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» Курс продолжает изучен...

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС...