Рабочая программа по биологии 11 класс
календарно-тематическое планирование

Елена Сергеевна Вострикова

11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_klass.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Мысовская СОШ № 56»

МО «Кабанский район» Республики Бурятия

        

«Утверждаю»                                                         «Утверждаю»                                       «Утверждаю»

Директор МАОУ «Мысовская СОШ №56»     Зам.директора по УВР                     Руководитель ШМО

____________Шишмарева Н.Ф.                         ________Вербина О.Л.                     _________________

Рабочая программа

по биологии

для 11 класса

на 2021-2022 уч.год

Программу составил: учитель 1 категории

Вострикова Елена Сергеевна

Г. Бабушкин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

11 класс

    Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного  стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень),  на основе примерной программы по биологии для среднего (полного) общего образования (базовый уровень), авторской программы для средней (полной) общеобразовательной школы (базовый уровень)   (авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В.)

    В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования  на  изучение  курса биологии в 11 классе  отводится 34 часов (1 час в неделю).   В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ 56  из  школьного компонента на изучение курса биологии добавлен 1 час. Согласно данной рабочей программе в соответствии с годовым календарным графиком   изучение материала рассчитано на 66 часов  за год (2 часа в неделю). Программа будет выполнена за счет уплотнения материала. Добавленные З4 часа из школьного компонента использованы на углубленное изучение вопросов, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся при подготовке к ЕГЭ.

   В курсе общей биологии 11 класса  рассматриваются особенности свойств живой природы на организменном, клеточном, молекулярном  уровнях организации жизни.

   На изучение темы «Организменный уровень организации жизни» добавлено 15 часов (всего 32, вместо 17, предложенных в авторской программе И.Н. Пономарёвой). Большое внимание уделяется генетическим закономерностям наследования, решению разных типов генетических задач, т.к. замечено, что эти вопросы часто вызывают затруднения при подготовке выпускников к ЕГЭ.

  На изучение темы «Клеточный уровень организации жизни» добавлены 13 часов (всего 22, вместо 9 авторских). Это время затрачено на более подробное рассмотрение строения клетки (предусмотрены 2 лабораторные работы), изучение особенностей строения клеточных органоидов, особенностей процессов деления клетки (митоза и мейоза). Учащиеся более детально изучают особенности строения и многообразие бактерий как представителей прокариот, рассматривают современные проблемы микробиологии и гистологии.

  Материал, раскрывающий особенности молекулярного  уровня проявления жизни, распределён на 13  часов. Дополнительные часы отведены для изучения таких сложных вопросов, как особенности строения ДНК и РНК, механизмов фотосинтеза, биосинтеза белков в клетке, клеточного дыхания. 1 час используется в качестве обобщающего занятия по курсу «Общая биология»

Изучение биологии в 11 - м классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах разного уровня сложности (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, гипотез  в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убеждённости в возможности познания живой природы; необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и  потребностями региона.

         Рабочая программа по биологии  за курс среднего (полного) общего образования составлена на основании:

  • примерной программы для  среднего (полного) общего образования по биологии;
  • программы Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. 10-11 классы. базовый уровень (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008.

    Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология: 11  класс: базовый уровень:  учебник для учащихся общеобразовательных учреждений  / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина, П.В. Ижевский;  под ред.проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2009.

       Программа курса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), по плану  66 часов, предусматривает  7 лабораторных работ, 1 практическую работу.

Содержание курса

1. Организменный уровень организации живой материи (32 часа)

        Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм – единое целое. Многообразие организмов. Организм как биосистема.

Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ и процессы   жизнедеятельности одноклеточных организмов. Обмен веществ и процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.  Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).

        Размножение организмов – половое и бесполое.  Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

        Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Неблагоприятные факторы окружающей среды в Ростовской области. Причины нарушений развития организмов. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.

        Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика  - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

        Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом. Состояние окружающей среды в Тульской области.

        Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Законы Менделя. Анализирующее скрещивание. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.

         Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.

        Факторы, определяющие здоровье человека. Показатели здоровья населения Ростовской области. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.

         Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Важнейшие урожайные сорта культурных растений в Ростовской области. Важнейшие породы домашних животных в Ростовской области.

         Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

       

      Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом. Вирусология – наука о вирусах, её достижения, значение.

    Лабораторные работы:

  • Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
  • Составление простейших схем скрещивания.
  • Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка их влияний на организм.
  • Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
  • Изучение признаков вирусных заболеваний (по справочной литературе).

     Практические работы:

  • Решение элементарных генетических задач.

2. Клеточный уровень организации жизни (22 часа)

       Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.

        Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.

        Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

        Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.

         Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.

         Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.

         Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.

         Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.

        Многообразие бактерий как представителей прокариот. Роль бактерий в природе. Многообразие одноклеточных эукариот: водоросли. Многообразие одноклеточных эукариот: простейшие

Микробиология как наука, её значение, достижения. Дискуссионные проблемы цитологии.

       Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие «целесообразность». Научное познание и проблемы целесообразности.

Лабораторные работы:

  • Сравнение строения клеток растений и животных.
  • Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня.

  1. Молекулярный уровень проявления жизни (13 часов)

       Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.

        Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.

         Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.

         Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.

         Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза.  Роль фотосинтеза в природе.

        Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза.. Матричное воспроизводство белков в клетке.

        Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.

        Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.

       Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем. Опасность химического загрязнения окружающей среды. Источники химического загрязнения среды в нашем регионе. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология  и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура – важная задача человечества. Осуществление экологического образования в Ростовской области.

Нормативные документы , обеспечивающие реализацию рабочей программы:

№п/п

Нормативные документы

1

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

2

Типовая программа для общеобразовательных школ. Сост. В.С. Кучменко; М:Дрофа, 2004г.

3

Обязательный минимум содержания основного общего образования

4

Требования к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы

5

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. М.:Дрофа, 2004г.

6

Авторская программа для средней (полной) общеобразовательной школы (базовый уровень)   (авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В.)

                                                                  Средства обучения.

1. Печатные пособия.

Таблицы:

  1. Биотехнология
  2. Генетика
  3. Портреты ученых биологов
  4. Схема строения клеток живых организмов
  5. Уровни организации живой природы

Информационно – коммуникационные средства:

  1. Мультимедийные программы  (обучающие, тренинговые, контролирующие) по общей биологии.
  2. Электронная библиотека по общей биологии.

2. Технические средства обучения

  1. Компьютер мультимедийный
  2. Мультимедийный проектор
  3. Экран проекционный

4. Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование

Приборы, приспособления:

  1. Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ
  2. Лупы ручные
  3. Микроскопы школьные

Реактивы и материалы:

  1. Комплект реактивов для базового уровня

5. Модели

Объемные:

            1. Клеточная мембрана

            2. Клетка

Рельефные:

1. Строение ДНК

Аппликации (для работы на магнитной доске):

  1. Биосинтез белка
  1. Моногибридное скрещивание
  2. Дигибридное скрещивание
  3. Генетика человека

Муляжи:

  1. Результаты искусственного отбора на примере плодов культурных растений

6. Натуральные объекты

Гербарии, иллюстрирующие морфологические, экологические особенности разных групп    

                   растений

Гербарии культурных растений, иллюстрирующие результаты искусственного отбора

Микропрепараты:

1. Набор микропрепаратов по общей биологии (базовый)

Календарно-тематический план

Тема

Часы

Дата

1

Организм как биостема.Организменный уровень жизни и его роль в природе. Многообразие организмов.

1

2

Входной мониторинг.

1

3

Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапротрофы, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).

1

4      

Размножение организмов - половое и бесполое.

1

5

Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

1

6

Индивидуальное развитие организма – онтогенез. Периоды онтогенеза.

Л.р.№ 1. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

1

7

Семинар: «Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма.

Неблагоприятные факторы окружающей среды в Ростовской области.»

1

8

Причины нарушений развития организмов. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотиков на развитие зародыша человека.

1

9

Урок обобщения по теме: «Организменный уровень организации живой материи

10

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

1

11

Изменчивость признаков организмов и её типы. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом.

1

12

Генетические закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. I и II законы Менделя.

1

13

Дигибридное скрещивание; III закон Менделя. Анализирующее скрещивание.

1

14

Закон Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности.

Л.р. № 2. Составление простейших схем скрещивания.

1

15

Решение генетических задач по моногибридному и дигибридному скрещиванию.

1

16

Взаимодействие  генов.

1

17

Генетические основы селекции. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Важнейшие урожайные сорта культурных растений и породы животных  в Ростовской области.

1

18

Учение Н.И. Вавилова о центрах  многообразия и происхождения культурных растений.

1

19

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.

1

20

Методы изучения генетики человека. Решение задач по теме : «Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.»

1

21

Наследование групп крови, резус-фактор человека.

Пр.работа №1. Решение генетических задач.

1

22

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

1

23

Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.

Л.р.№ 3 . Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка их влияний на организм.

1

24

Семинар: «Состояние окружающей среды в Ростовской области».

1

25

Этические аспекты медицинской генетики.

1

26

Биотехнология, её достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Л.р.№ 4. «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

1

27

Факторы, определяющие здоровье человека. Показатели здоровья населения Ростовской области.

1

28

Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.

1

29

Вирусы – неклеточная форма существования организмов.

1

30

Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.

Л.р.№ 5. Изучение признаков вирусных заболеваний (по справочной литературе)

1

31

Вирусология – наука о вирусах, её достижения, значение.

1

32

Обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живой материи».

1

33

Тема 2. Клеточный уровень организации жизни(22 часа)

34

Клеточный уровень организации жизни, его роль в природе.

1

35

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, К.М. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов). Методы изучения клетки.

1

36

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.

1

37

Многообразие клеток и тканей.

Л.р.№ 6  Сравнение строения клеток растений и животных.

1

38

Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности организмов. Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

1

39

Основные части в строении клетки. Биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.

1

40

Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные органоиды, их функции в клетке.

1

41

Немембранные органоиды клетки, их функции.

1

42

Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.

1

43

Клеточный цикл жизни клетки.

1

44

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз.

Л.р. № 7 . Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня.

1

45

Деление клетки – мейоз. Соматические и половые клетки.

1

46

Особенности образования половых клеток.

1

47

Структура и функции хромосом. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.

1

48

Многообразие бактерий как представителей прокариот.

1

49

Роль бактерий в природе.

1

50

Многообразие одноклеточных эукариот: водоросли.

1

51

Многообразие одноклеточных эукариот: простейшие.

1

52

Микробиология как наука, её значение, достижения.

1

53

История развития науки о клетке. Дискуссионные проблемы цитологии.

1

54

Гармония и целесообразность в живой природе. Гармония и управление в клетке. Понятие «природосообразность».

1

55

Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации жизни».

1

Тема 3. Молекулярный уровень проявления жизни(13 часов)

56

Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.

Основные химические соединения живой материи. Макро – и микроэлементы, неорганические вещества клетки, их роль. Мономерные и полимерные соединения.

1

57

Органические вещества клетки: углеводы, липиды.

1

58

Белки, их значение. Ферменты.

1

59

Структура и функции ДНК.  ДНК – носитель наследственной информации. Ген, генетический код.

1

60

Строение и функции РНК.

1

61

Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез; световые и темновые реакции фотосинтеза. Значение фотосинтеза в природе.

1

62

Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное воспроизведение белков в клетке.

1

63

Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Клеточное дыхание, его этапы.

1

64

Регуляторы биомолекулярных процессов.

1

65

Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем.

1

66

Опасность химического загрязнения окружающей среды. Источники химического загрязнения среды в нашем регионе. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

1

67

Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Экологическая культура – важная задача человечества. Осуществление экологического образования в Ростовской области.

1

68

Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень проявления жизни».

1

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

    В результате изучения биологии в 11  классе на базовом уровне  ученик должен

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя; закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов:  клетки; генов и хромосом;
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное воздействие алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;  влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины  изменяемости видов, нарушений развития организмов,  наследственных заболеваний, мутаций,  необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
  • описывать представителей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно).
  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения.
  • анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной  

  • жизни для:
    соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

Учебно-методическое обеспечение

  1. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии.– М.:Просвещение, 1989
  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное издание)
  3. Драгомилов В.Н. Итоговая проверка знаний учащихся.  6-11 класс. – М.: Генжер, 1996  (тесты)
  4. Интерактивное наглядное пособие «Общая биология. Эволюция».
  5. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. – М.: Просвещение, 1984
  6. Общая биология. 9-11 классы: разноуровневые упражнения и тестовые задания / сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград:Учитель, 2008
  7. Презентации по биологии по курсу «Основы общей биологии».
  8. «Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия» (электронное издание).
  9. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - www.festival.1september.ru
  10.  Учебник: Биология: 11  класс: базовый уровень:  учебник для учащихся общеобразовательных учреждений  / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина, П.В. Ижевский;  под ред.проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Список литературы

  1. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии.– М.:Просвещение, 1989
  2. Богданова Т.Н. Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.
  3. Драгомилов В.Н. Итоговая проверка знаний учащихся.  6-11 класс. – М.: Генжер, 1996.
  4. Журналы «Биология в школе».
  5. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. – М.: Просвещение, 1984
  6. Общая биология. 9-11 классы: разноуровневые упражнения и тестовые задания / сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград:Учитель, 2008.
  7. Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
  8. Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева,  О.А. Корнилова, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова, Л.В. Симонова, И.М. Швец, М.З. Фёдорова, Г.А. Воронина. Природоведение. Биология. Экология.: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  9.  Учебник: Биология: 11  класс: базовый уровень:  учебник для учащихся общеобразовательных учреждений  / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина, П.В. Ижевский;  под ред.проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2009

             

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

Предметно-информационная составляющая образованности:

знать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 11 класс( уровень стандарта)

                     11 КЛАСС – уровень стандарт (35ч.) Раздел 1 Размножение и развитие организмов (4 ч)Способы размножения организмо...

Рабочая программа по биологии для 6-9 классов

Рабочая программа по биологии для 6-9 классов  составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников биология 5-11 классы под руководством В.В. Пасечника/ авт.-с...

Рабочая программа по биологии (ФГОС) 5 класс

Данная программа составлена на основании авторской программы И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы программа М: Вентана- Граф, 2012 г.) 5-6 классы 34 часа 1...

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС

                Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» Курс продолжает изучен...

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС...