Рабочая программа по биологии 9 класс.
календарно-тематическое планирование

Елена Сергеевна Вострикова

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass.docx50.58 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Мысовская СОШ № 56»

МО «Кабанский район» Республики Бурятия

«Утверждаю»                                                                        «Утверждаю»                                                                  «Утверждаю»

Директор МАОУ «Мысовская СОШ № 56»                           Зам.директора по УВР                                                           Руководитель ШМО

___________Шишмарева Н.Ф.                                                   _____________Вербина О.Л.                                                  ___________________

«____»_______________2021 г.                                                    «______»_____________2021 г.

Рабочая программа

по биологии

для 9 класса

на 2021-2022 уч.год

Программу составил: учитель 1 категории

Вострикова Елена Сергеевна

Г.Бабушкин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по биологии 9 класса составлена в соответствии со следующими документами:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения Приказ МО РФ №1897 от 17.12.2010г.

- Примерной программы основного общего образования по биологии.

- Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №56 Приказ от 28.08.15г №60.

- Учебный план МАОУ СОШ 56

- Биология. 5-9 классы: программа / авт.-сост. И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова. – М.: Вентана-Граф, 2017.

- учебник Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.  Биология. 9 класс. – М.: Вентана-Граф, 2019.

 Программа реализуется за 68 часов 

Промежуточная аттестация проводится по графику в форме тестирования.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЯ» к концу 9 класса

Изучение курса «Биология. 9 класс» должно быть направлено на овладение обучающимися следующих умений и навыков:

Выпускник научится:

  • характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
  • использовать методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
  • использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
  • Раскрывать роль биологии в практической деятельности людей, роль различных организмов в жизни человека;
  • Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биология;
  • Работать с увеличительными приборами, наблюдать микрообъекты и процессы; делать рисунки микропрепаратов, фиксировать результаты наблюдений;
  • Устанавливать связь строения частей клетки с выполняемыми функциями;
  • Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения;
  • Находить связь строения и функции клеток разных тканей; раскрывать сущность процессов жизнедеятельности клеток; выделять существенные признаки строения клеток разных царств; делать выводы о единстве строения клеток представителей разных царств и о том, какой объект имеет более сложное строение;
  • Доказывать родство организмов на основе их клеточного строения;
  • Объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
  • Выявлять особенности сред обитания, раскрывать сущность приспособления организмов к среде обитания;
  • Выделять существенные признаки вида,  объяснять причины многообразия видов;
  • Аргументировать необходимость сохранения биологического разнообразия для сохранения биосферы; анализировать и оценивать влияние деятельности человека на биосферу.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
  • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта или исследования по биологии;
  • Выдвигать версии решения биологических и экологических проблем;
  • Наблюдать биологические объекты и проводить биологические эксперименты;
  • Работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправлять ошибки, используя самостоятельно подобранные средства ( в том числе Интернет);
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик биологического объекта; преобразовывать биологическую информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации; определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
  • Соблюдать принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха.

Личностные:

  1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.
  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию.
  3. Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии.
  4. Сформированность  познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, стоить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
  5. Формирование личностных представлений о целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки.
  6. Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости на основе достижений науки.
  7. Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности и миролюбия
  8. Развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств в процессе разнообразной творческой деятельности
  9. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм  социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций.
  10. Развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
  11. Формирование коммуникативной компетентности в обществе и сотрудничества с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно - полезной деятельности.
  12. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах.
  13. Формирование основ экологического сознания на  основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
  14. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
  15. Умение применять полученные знания в практической деятельности
  16. Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе в рамках самостоятельной деятельности вне школы; умение определять жизненные ценности, объяснять причины успехов и неудач в учебной деятельности, применять полученные знания в практической деятельности;
  17. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  18. Критическое отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей.

Метапредметные:

  1. Познавательные УУД:
  1. Умение самостоятельно определять  цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы  познавательной деятельности.
  2. Овладеть исследовательской и проектной деятельностью. Научиться видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, квалифицировать, наблюдать, делать выводы, защищать свои идеи.
  3. Уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию  в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.
  4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
  5. Формировать  и развивать компетентность в области использования ИКТ.
  6. Проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты.
  7. Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. Использовать учебные действия для формулировки ответов.
  8. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций.
  9. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  10. Составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объектов.
  1. Регулятивные УУД:
  1. Организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты работы).
  2. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
  3. Самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирая средства достижения цели. Умение соотносить свои действия с планируемым результатом.
  4. Работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в осуществлении  осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  1. Коммуникативные УУД:
  1. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
  2. Умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою точку зрения.
  3. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение.
  4. Умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Предметные:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  1. Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития.
  2. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, овладение понятийным аппаратом биологии.
  3. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов.
  4. Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире.
  5. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в  природе, влияние факторов риска на здоровье человека, осознание необходимости сохранения природы.
  6. Научиться объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе.
  7. Овладение методами: наблюдение, описание. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
  8. Формирование представлений о значении биологических наук в решении глобальных проблем.
  9. Освоение приемов  оказания первой помощи, рациональная организация труда и отдыха.
  10. Понимание смысла биологических терминов. Их применение при решение биологических проблем и задач.
  11. Формулирование правил техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ.
  1. В ценностно-ориентационной сфере: знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике; оценивать поведение человека с точки зрения ЗОЖ. Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
  2. В сфере трудовой деятельности: знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
  3. В сфере физической деятельности: демонстрирование навыков оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами, укусе ядовитыми животными.
  4. В эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения красоту и разнообразие мира природы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ. 9 класс»

Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч )

  • Биология — наука о живом мире Биология — наука, исследующая жизнь. Изучение природы в обеспечении выживания людей на Земле. Биология — система разных биологических областей науки. Роль биологии в практической деятельности людей
  • Методы биологических исследований Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, сравнение, описание, эксперимент, моделирование. Правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами
  • Общие свойства живых организмов Отличительные признаки живого и неживого: химический состав, клеточное строение, обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость. Взаимосвязь живых организмов и среды
  • Многообразие форм жизни Среды жизни на Земле и многообразие их организмов. Клеточное разнообразие организмов и их царства. Вирусы — неклеточная форма жизни. Разнообразие биосистем, отображающее структурные уровни организации жизни

Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)

  • Многообразие клеток Обобщение ранее изученного материала. Многообразие типов клеток: свободноживущие и образующие ткани, прокариоты, эукариоты. Роль учёных в изучении клетки.
  • Химические вещества в клетке Обобщение ранее изученного материала. Особенности химического состава живой клетки и его сходство у разных типов клеток. Неорганические и органические вещества клетки. Содержание воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в клетке и организме. Их функции в жизнедеятельности клетки
  • Строение клетки Структурные части клетки: мембрана, ядро, цитоплазма с органоидами и включениями
  • Органоиды клетки и их функции Мембранные и немембранные органоиды, отличительные особенности их строения и функции
  • Обмен веществ — основа существования клетки Понятие об обмене веществ как совокупности биохимических реакций, обеспечивающих жизнедеятельность клетки. Значение ассимиляции и диссимиляции в клетке. Равновесие энергетического состояния клетки — обеспечение её нормального функционирования
  • Биосинтез белка в живой клетке  Понятие о биосинтезе. Этапы синтеза белка в клетке. Роль нуклеиновых кислот и рибосом в биосинтезе белков
  • Биосинтез углеводов — фотосинтез Понятие о фотосинтезе как процессе создания углеводов в живой клетке. Две стадии фотосинтеза: световая и темновая. Условия протекания фотосинтеза и его значение для природы
  • Обеспечение клеток энергией Понятие о клеточном дыхании как о процессе обеспечения клетки энергией. Стадии клеточного дыхания: бескислородная (ферментативная, или гликолиз) и кислородная. Роль митохондрий в клеточном дыхании
  • Размножение клетки и её жизненный цикл Размножение клетки путём деления — общее свойство клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Клеточное деление у прокариот — деление клетки надвое. Деление клетки у эукариот. Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз. Разделение клеточного содержимого на две дочерние клетки.
  • Лабораторные работы:
  1. Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток
  2. Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками

Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч)

  • Организм — открытая живая система (биосистема) Организм как живая система. Компоненты системы, их взаимодействие, обеспечивающее целостность биосистемы «организм». Регуляция процессов в биосистеме
  • Бактерии и вирусы Разнообразие форм организмов: одноклеточные, многоклеточные и неклеточные. Бактерии как одноклеточные доядерные организмы. Вирусы как неклеточная форма жизни. Отличительные особенности бактерий и вирусов. Значение бактерий и вирусов в природе
  • Растительный организм и его особенности Главные свойства растений: автотрофность, неспособность к активному передвижению, размещение основных частей — корня и побега — в двух разных средах. Особенности растительной клетки: принадлежность к эукариотам, наличие клеточной стенки, пластид и крупных вакуолей. Способы размножения растений: половое и бесполое. Особенности полового размножения.Типы бесполого размножения: вегетативное, спорами, делением клетки надвое
  • Многообразие растений и значение в природе Обобщение ранее изученного материала. Многообразие растений: споровые и семенные. Особенности споровых растений: водорослей, моховидных, папоротников, хвощей и плаунов; семенных растений: голосеменных и цветковых (покрытосеменных). Классы отдела Цветковые: двудольные и однодольные растения. Особенности и значение семени в сравнении со спорой
  • Организмы царства грибов и лишайников Грибы, их сходство с другими эукариотическими организмами — растениями и животными — и отличие от них. Специфические свойства грибов. Многообразие и значение грибов: плесневых, шляпочных, паразитических. Лишайники как особые симбиотические организмы; их многообразие и значение
  • Животный организм и его особенности. Особенности животных организмов: принадлежность к эукариотам, гетеротрофность, способность к активному передвижению, забота о потомстве, постройка жилищ (гнёзд, нор). Деление животных по способам добывания пищи: растительноядные, хищные, паразитические, падальщики, всеядные
  • Многообразие животных Деление животных на два подцарства: Простейшие и Многоклеточные. Особенности простейших: распространение, питание, передвижение. Многоклеточные животные: беспозвоночные и позвоночные. Особенности разных типов беспозвоночных животных. Особенности типа Хордовые
  • Сравнение свойств организма человека и животных Обобщение ранее изученного материала. Сходство человека и животных. Отличие человека от животных. Системы органов у человека как организма: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная. Органы чувств. Умственные способности человека. Причины, обусловливающие социальные свойства человека
  • Размножение живых организмов Типы размножения: половое и бесполое. Особенности полового размножения: слияние мужских и женских гамет, оплодотворение, образование зиготы. Бесполое размножение: вегетативное, образование спор, деление клетки надвое. Биологическое значение полового и бесполого размножения. Смена поколений — бесполого и полового — у животных и растений
  • Индивидуальное развитие организмов Понятие об онтогенезе. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. Стадии развития эмбриона: зигота, дробление, гаструла с дифференциацией клеток на эктодерму, энтодерму и мезодерму, органогенез. Особенности процесса развития эмбриона, его зависимость от среды. Особенности постэмбрионального развития. Развитие животных организмов с превращением и без превращения
  • Образование половых клеток. Мейоз Понятие о диплоидном и гаплоидном наборе хромосом в клетке. Женские и мужские половые клетки — гаметы. Мейоз как особый тип деления клетки. Первое и второе деление мейоза. Понятие о сперматогенезе и оогенезе
  • Изучение механизма наследственности Начало исследований наследственности организмов. Первый научный труд Г. Менделя и его значение. Достижения современных исследований наследственности организмов. Условия для активного развития исследований наследственности в ХХ в.
  • Основные закономерности наследственности организмов Понятие о наследственности и способах передачи признаков от родителей потомству. Набор хромосом в организме. Ген и его свойства. Генотип и фенотип. Изменчивость и её проявление в организме
  • Закономерности изменчивости  Понятие об изменчивости и её роли для организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Типы наследственной (генотипической) изменчивости: мутационная, комбинативная.
  • Ненаследственная изменчивость Понятие о ненаследственной (фенотипической) изменчивости, её проявлении у организмов и роли в их жизнедеятельности. Знакомство с примерами ненаследственной изменчивости у растений и животных.
  • Основы селекции организмов Понятие о селекции. История развития селекции. Селекция как наука. Общие методы селекции: искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Селекция растений, животных, микроорганизмов. Использование микробов человеком, понятие о биотехнологии
  • Лабораторные работы:
  1. Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов
  2. Изучение изменчивости у организмов

Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч)

  • Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания Гипотезы происхождения жизни на Земле. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера, опровергающие гипотезы о самозарождении жизни
  • Современные представления о возникновении жизни на Земле Биохимическая гипотеза А.И. Опарина. Условия возникновения жизни на Земле. Гипотеза Дж. Холдейна
  • Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни Особенности первичных организмов. Появление автотрофов — цианобактерий. Изменения условий жизни на Земле. Причины изменений. Появление биосферы
  • Этапы развития жизни на Земле Общее направление эволюции жизни. Эры, периоды и эпохи в истории Земли. Выход организмов на сушу. Этапы развития жизни
  • Идеи развития органического мира в биологии Возникновение идей об эволюции живого мира. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка
  • Чарлз Дарвин об эволюции органического мира Исследования, проведённые Ч. Дарвином. Основные положения эволюции видов, изложенные Дарвином. Движущие силы процесса эволюции: изменчивость, наследственность, борьба за существование и естественный отбор. Результаты эволюции. Значение работ Ч. Дарвина
  • Современные представления об эволюции органического мира Популяция как единица эволюции. Важнейшие понятия современной теории эволюции
  • Вид, его критерии и структура Вид — основная систематическая единица. Признаки вида как его критерии. Популяции — внутривидовая группировка родственных особей. Популяция — форма существования вида
  • Процессы образования видов Видообразование. Понятие о микроэволюции. Типы видообразования: географическое и биологическое
  • Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов Условия и значение дифференциации вида. Понятие о макроэволюции. Доказательства процесса эволюции: палеонтологические, эмбриологические, анатомо-морфологические (рудименты и атавизмы)
  • Основные направления эволюции Прогресс и регресс в живом мире. Направления биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация организмов
  • Примеры эволюционных преобразований живых организмов Обобщение ранее изученного материала об эволюции. Эволюция — длительный исторический процесс. Эволюционные преобразования животных и растений. Уровни преобразований
  • Основные закономерности эволюции Закономерности биологической эволюции в природе: необратимость процесса, прогрессивное усложнение форм жизни, непрограммированное развитие жизни, адаптации, появление новых видов.
  • Человек — представитель животного мира Эволюция приматов. Ранние предки приматов. Гоминиды. Современные человекообразные обезьяны
  • Эволюционное происхождение человека Накопление фактов о происхождении человека. Доказательства родства человека и животных. Важнейшие особенности организма человека. Проявление биологических и социальных факторов в историческом процессе происхождения человека. Общественный (социальный) образ жизни — уникальное свойство человека
  • Ранние этапы эволюции человека Ранние предки человека. Переход к прямохождению — выдающийся этап эволюции человека. Стадии антропогенеза: предшественники, человек умелый, древнейшие люди, древние люди, современный человек
  • Поздние этапы эволюции человека Ранние неоантропы — кроманьонцы. Отличительные признаки современных людей. Биосоциальная сущность человека. Влияние социальных факторов на действие естественного отбора в историческом развитии человека
  • Человеческие расы, их родство и происхождение Человек разумный — полиморфный вид. Понятие о расе. Основные типы рас. Происхождение и родство рас
  • Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли Человек — житель биосферы. Влияние человека на биосферу. Усложнение и мощность воздействия человека в биосфере. Сохранение жизни на Земле — главная задача человечества
  • Лабораторная работа:
  1. Приспособленность организмов к среде обитания

Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч)

  • Условия жизни на Земле Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Условия жизни организмов в разных средах. Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные
  • Общие законы действия факторов среды на организмы Закономерности действия факторов среды: закон оптимума, закон незаменимости фактора. Влияние экологических факторов на организмы. Периодичность в жизни организмов. Фотопериодизм
  • Приспособленность организмов к действию факторов среды Примеры приспособленности организмов. Понятие об адаптации. Разнообразие адаптаций. Понятие о жизненной форме. Экологические группы организмов
  • Биотические связи в природе Биотические связи в природе: сети питания, способы добывания пищи. Взаимодействие разных видов в природном сообществе: конкуренция, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм. Связи организмов разных видов. Значение биотических связей
  • Взаимосвязи организмов в популяции Популяция как особая надорганизменная система, форма существования вида в природе. Понятие о демографической и пространственной структуре популяции. Количественные показатели популяции: численность и плотность
  • Функционирование популяций в природе Демографические характеристики популяции: численность, плотность, рождаемость, смертность, выживаемость. Возрастная структура популяции, половая структура популяции. Популяция как биосистема. Динамика численности и плотности популяции. Регуляция численности популяции
  • Природное сообщество — биогеоценоз Природное сообщество как биоценоз, его ярусное строение, экологические ниши, пищевые цепи и сети питания. Главный признак природного сообщества — круговорот веществ и поток энергии. Понятие о биотопе. Роль видов в биоценозе
  • Биогеоценозы, экосистемы и биосфера Экосистемная организация живой природы. Функциональное различие видов в экосистемах (производители, потребители, разлагатели). Основные структурные компоненты экосистемы. Круговорот веществ и превращения энергии — основной признак экосистем. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский о биосфере. Компоненты, характеризующие состав и свойства биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Роль живого вещества в биосфере
  • Развитие и смена природных сообществ Саморазвитие биогеоценозов и их смена. Стадии развития биогеоценозов. Первичные и вторичные смены (сукцессии). Устойчивость биогеоценозов (экосистем). Значение знаний о смене природных сообществ
  • Многообразие биогеоценозов (экосистем) Обобщение ранее изученного материала. Многообразие водных экосистем (морских, пресноводных) и наземных (естественных и культурных). Агробиогеоценозы (агроэкосистемы), их структура, свойства и значение для человека и природы
  • Основные законы устойчивости живой природы Цикличность процессов в экосистемах. Устойчивость природных экосистем. Причины устойчивости экосистем: биологическое разнообразие и сопряжённая численность их видов, круговорот веществ и поток энергии, цикличность процессов
  • Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы Обобщение ранее изученного материала. Отношение человека к природе в истории человечества. Проблемы биосферы: истощение природных ресурсов, загрязнение, сокращение биологического разнообразия. Решение экологических проблем биосферы: рациональное использование ресурсов, охрана природы, всеобщее экологическое образование населения.
  • Лабораторная работа:
  1. Оценка качества окружающей среды
  • Экскурсия в природу:
  1. Изучение и описание экосистемы своей местности»

Экскурсия:

«Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира» (по выбору учителя).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

№ п/п

Тема

Количество часов

Лабораторные работы

1

Тема 1. Общие закономерности жизни

5

2

Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне

10

2

3

Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне

17

2

4

Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле

20

1

5

Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды

15

1

ИТОГО

67 часов

6

РЕЗЕРВ

1 час

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

урока

Часы

Дата

1

Биология — наука о живом мире

1

2

Методы биологических исследований

1

3

Общие свойства живых организмов

1

4.

Многообразие форм жизни

1

5

Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни»

1

6

Многообразие клеток

1

7

Химические вещества в клетке

1

8

Строение клетки

1

9

Органоиды клетки и их функции

1

10

Обмен веществ — основа существования клетки

1

11

Биосинтез белка в живой клетке

1

12

Биосинтез углеводов — фотосинтез

1

13

Обеспечение клеток энергией

1

14

Размножение клетки и её жизненный цикл

1

15

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне»

1

16

Организм — открытая живая система (биосистема)

1

17

Примитивные организмы. Бактерии и вирусы

1

18

Растительный организм и его особенности

1

19

Многообразие растений и значение в природе

1

20

Организмы царства грибов и лишайников

1

21

Животный организм и его особенности

1

22

Многообразие животных

1

23

Сравнение свойств организма человека и животных

1

24

Размножение живых организмов

1

25

Индивидуальное развитие организмов

1

26

Образование половых клеток. Мейоз

1

27

Изучение механизма наследственности

1

28

Основные закономерности наследственности организмов

1

29

Закономерности изменчивости

1

30

Ненаследственная изменчивость

1

31

Основы селекции организмов

1

32

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне»

1

33

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

1

34

Современные представления о возникновении жизни на Земле

1

35

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

1

36

Этапы развития жизни на Земле

1

37

Идеи развития органического мира в биологии

1

38

Чарлз Дарвин об эволюции органического мира

1

39

Современные представления об эволюции органического мира

1

40

Вид, его критерии и структура

1

41

Процессы образования видов

1

42

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов

1

43

Основные направления эволюции

1

44

Примеры эволюционных преобразований живых организмов

1

45

Основные закономерности эволюции

1

46

Человек — представитель животного мира

1

47

Эволюционное происхождение человека

1

48

Ранние этапы эволюции человека

1

49

Поздние этапы эволюции человека

1

50

Человеческие расы, их родство и происхождение

1

51

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

1

52

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»

1

53

Условия жизни на Земле

1

54

Общие законы действия факторов среды на организмы

1

55

Приспособленность организмов к действию факторов среды

1

56

Биотические связи в природе

1

57

Популяции

1

58

Функционирование популяций в природе

1

59

Природное сообщество — биогеоценоз

1

60

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера

1

61

Промежуточная аттестация (тестирование)

1

62

Развитие и смена природных сообществ

1

63

Многообразие биогеоценозов (экосистем)

1

64

65

Основные законы устойчивости живой природы

1

66

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы

1

67

Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности»

1

68

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 11 класс( уровень стандарта)

                     11 КЛАСС – уровень стандарт (35ч.) Раздел 1 Размножение и развитие организмов (4 ч)Способы размножения организмо...

Рабочая программа по биологии для 6-9 классов

Рабочая программа по биологии для 6-9 классов  составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников биология 5-11 классы под руководством В.В. Пасечника/ авт.-с...

Рабочая программа по биологии (ФГОС) 5 класс

Данная программа составлена на основании авторской программы И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы программа М: Вентана- Граф, 2012 г.) 5-6 классы 34 часа 1...

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС

                Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» Курс продолжает изучен...

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС...