Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа

Ваганова Екатерина Павловна

Рабочая программа по биологии 5 класс И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2021 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа без ктп167.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Рабочая программа

по биологии

5  класс

                                                       (базовый уровень)

          (ФГОС ООО)

Составитель:

Ваганова Екатерина Павловна,
учитель биологии и химии

2021 г.

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 5 класса составлена в соответствии с ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897, с изменениями приказа от 31.12.2015 г. № 1577), основной образовательной программой основного общего образования (ваша организация)

Содержание реализуется с помощью учебника: И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2021 г. и задания в формате PISA. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 раз в неделю), 34 недели, что соответствует Учебному плану (ваша организация). В случае карантинных мероприятий уроки проводятся с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.


Планируемые результаты освоения

учебного предмета «Биология» в 5 классе

Личностные результаты обучения биологии:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

формирование личностных представлений о целостности природы;

формирование толерантности и миролюбия;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного  отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами обучения биологии  являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

классификация – определение принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, органов, систем органов и их функциями;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

освоение приёмов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укуса животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения учебного предмета «Биология» в 5 классе обучающиеся научатся:

определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

отличать живые организмы от неживых;

пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

характеризовать среды обитания организмов;

характеризовать экологические факторы;

проводить фенологические наблюдения;

соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;

различать царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растении, Животные;

характеризовать строение клетки; химический состав клетки;

характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки;

называть характерные признаки различных растительных тканей;

определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

работать с лупой и микроскопом;

готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

распознавать различные виды тканей;

анализировать объекты под микроскопом;

оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

давать общую характеристику бактерий и грибов;

отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

отличать съедобные грибы от ядовитых;

объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

характеризовать основные методы изучения растений;

давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); их строения и многообразия;

сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

называть особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

объяснять роль растений в биосфере и жизни человека;

объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

давать общую характеристику растительного царства;

выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

В результате изучения учебного предмета «Биология» в 5 классе обучающиеся получат возможность научиться:

проводить основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

называть признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

научится правилам работы с микроскопом;

сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

работать с текстом и иллюстрациями учебника;

составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

 


Содержание учебного предмета

Раздел 1. Биология – наука о живом мире (9 ч.)

Наука о живой природе 
Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология.
Свойства живого 
Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.
Методы изучения природы 
Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.
Увеличительные приборы
Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р.Гук, А.Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.
Строение клетки. Ткани 
Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.
Химический состав клетки
Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки.
Процессы жизнедеятельности клетки 

Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы

Лабораторная работа № 1.«Изучение устройства увеличительных приборов». Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений». 

Демонстрация

 Обнаружение воды в живых организмах;

 Обнаружение органических и неорганических веществ в живых организмах;

  Обнаружение белков, углеводов, жиров в растительных организмах.

Лабораторная работа № 3 «Наблюдение движения цитоплазмы»

Раздел 2. Многообразие живых организмов (11 ч.)

Царства живой природы

Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.

Бактерии: строение и жизнедеятельность
Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах. 
Значение бактерий в природе и для человека

Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.

Растения

Животные

Значение живых организмов в природе и жизни человека

Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека. 

Лабораторная работа №4 «Знакомство с внешним строением растений»
Контрольная работа №1 «Многообразие живых организмов».

Раздел 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч.)

Среды жизни планеты Земля
Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни. 

Экологические факторы среды

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов. 

Приспособления организмов к жизни в природе

Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений.

Природные сообщества

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.

 Природные зоны России

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

 Жизнь организмов на разных материках

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

Жизнь организмов в морях и океанах

 Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания. 

Контрольная работа №2 «Жизнь организмов на планете Земля»

Раздел 4. Человек на планете Земля (5 ч.)

Как появился человек на Земле

 Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни.

 Как человек изменял природу

Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.

Важность охраны живого мира планеты

 Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ. Сохраним богатство живого мира Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

Итоговый контроль

Резерв (1 ч.) Экскурсия. «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира» (по выбору учителя). Обсуждение заданий на лето

Тематическое планирование

Название раздела

Модуль воспитательной программы Школьный урок

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Биология – наука о живой природе

День знаний.
Дни финансовой грамотности.

Неделя безопасности.

Предметные олимпиады. Дистанционные олимпиады на сайте Учи.ру, работа на сайте Решу ВПР Д. Гущина
День гражданской обороны Всемирный день защиты животных Международный День учителя Всероссийский урок «Экология

9

Личностные результаты:
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. - осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки.
Регулятивные УУД: - составлять план текста; - работая по плану сравнивать свои действия с целью - сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их. - под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы. Познавательные УУД: - владеть таким видом изложения текста, как повествование; - под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; - получать биологическую информацию из различных источников; - оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; - работать с текстом и иллюстрациями учебника. - определять отношения объекта с другими объектами;
Коммуникативные УУД: - уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах. - умение выражать свою точку зрения по изучаемой проблеме.

Формирование у обучающихся опыта выполнения заданий PISA по ключевыми направлениям исследования PISA: читательской и  естественнонаучной  грамотности, креативного мышления.

2

Многообразие живых организмов

Предметные олимпиады. Дистанционные олимпиады на сайте Учи.ру, работа на сайте Решу ВПР Д. Гущина. Предметные олимпиады. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет.
День народного единства (4 ноября)

11

Личностные результаты:
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. - осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки.
Регулятивные УУД: - определение последовательности действий для получения конечного результата; - оценка качества усвоения пройденного материала. Познавательные УУД: - поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации; - оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; - работать с текстом и иллюстрациями учебника. Коммуникативные УУД: - постановка проблемных вопросов; - умение выражать свою точку зрения по данной проблеме; - построение логической цепочки рассуждений, установление взаимосвязей процессов и явлений; - определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

Формирование у обучающихся опыта выполнения заданий PISA по ключевыми направлениям исследования PISA: читательской и  естественнонаучной  грамотности, креативного мышления.

3

Жизнь организмов на планете Земля

Всемирный день гражданской обороны

Конкурс весенних композиций Международный женский день  

День воссоединения Крыма с Россией

День науки.
Работа на портале Учи.ру День информатики в России. Всероссийская акция «Час кода». Урок исследование «Космос — это мы» Предметная неделя. Олимпиада на портале Учи.ру

8

Личностные результаты: - постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. - осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки. Регулятивные УУД: - определение последовательности действий для получения конечного результата; - оценка качества усвоения пройденного материала. Познавательные УУД: - поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации; - работать с текстом и иллюстрациями учебника. Коммуникативные УУД: - постановка проблемных вопросов; - умение выражать свою точку зрения по данной проблеме; - построение логической цепочки рассуждений, установление взаимосвязей процессов и явлений; - определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

Формирование у обучающихся опыта выполнения заданий PISA по ключевыми направлениям исследования PISA: читательской и  естественнонаучной  грамотности, креативного мышления.

4

Человек на планете Земля

День Победы советского народа в ВОВ 1941 - 1945(9 мая) Международный день семьи
100- летие со дня рождения А.Д. Сахарова Последний звонок 9 класс
Последний звонок 11 класс Международный день защиты детей  День Русского языка — Пушкинский день России (6 июня) Всемирный день окружающей среды  День России (12 июня)

Предметные олимпиады. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет.

5

Личностные результаты: - выстраивать собственное целостное мировоззрение. - оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. - формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды- гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Регулятивные УУД: - постановка целей и задач обучения; - оценка качества усвоения пройденного материала. Познавательные УУД: - поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации; - работать с текстом и иллюстрациями учебника. Коммуникативные УУД: - постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Формирование у обучающихся опыта выполнения заданий PISA по ключевыми направлениям исследования PISA: читательской и  естественнонаучной  грамотности, креативного мышления.

Приложение

График прохождения контрольных работ и/или практической части

Перечень работ

Количество работ

Всего

1
триместр

2 триместр

3 триместр

Лабораторная  работа

3

1

-

4

Контрольная работа

-

1

2

3


Лист внесенных изменений

Номер и дата внесения изменения

Основания для внесения изменения

Описание внесенного изменения

Лицо, вносящее изменения

ФИО

Подпись

Учитель_____________________

Руководитель кафедры_____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 11 класс( уровень стандарта)

                     11 КЛАСС – уровень стандарт (35ч.) Раздел 1 Размножение и развитие организмов (4 ч)Способы размножения организмо...

Рабочая программа по биологии для 6-9 классов

Рабочая программа по биологии для 6-9 классов  составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников биология 5-11 классы под руководством В.В. Пасечника/ авт.-с...

Рабочая программа по биологии (ФГОС) 5 класс

Данная программа составлена на основании авторской программы И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы программа М: Вентана- Граф, 2012 г.) 5-6 классы 34 часа 1...

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС

                Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» Курс продолжает изучен...

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС...