Лабораторная связь
учебно-методический материал

Лапштаева Надежда Алексеевна

закрепление и обобщение знаний о химических свойствах углеводородов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lab.rabota_13.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение  Республики Мордовия

«Рузаевский техникум железнодорожного и городского транспорта имени А.П. Байкузова»

Согласовано

На заседании цикловой комиссии

Протокол №  ____от «__»________20    г.

Председатель ЦК

Качкалова С.С.__________________

Утверждено

зам. директора по УР

________________Абаева Е.Ф.

        «___»_______________20      г.

 

Лабораторное занятие №13

«Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди.

Качественная реакция на крахмал»

Специальность  23.02.01 «Организация перевозок и  управления на     транспорте  (по видам)»

23.02.06«Техническая эксплуатация подвижного  состава  железных дорог»

23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и автомобилей»

Курс/ семестр    1/2

Цель: закрепление и обобщение знаний о химических свойствах углеводов.

Теория

Углеводы - это органические соединения, которые играют важную роль в жизни человека, животных и растений. Состав многих из них выражается общей формулой Cn(H2O)m, т.е. они формально являются соединениями углерода и воды.

Глюкоза – С6Н1206 относится к группе моносахаридов. Глюкоза является альдегидоспиртом, т.к. содержит одну альдегидную группу - (-СОН) и пять гидроксильных групп - (-ОН). Поэтому глюкоза обладает свойствами и альдегида и спирта.

Свойства глюкозы.

I. Свойства, характерные для альдегидов:

а)        взаимодействие с аммиачным раствором оксида серебра с образованием
глюконовой кислоты - «реакция серебряного зеркала»:

СН2ОН - (СНОН)4 - СОН + Ag20  СН2ОН - (СНОН)4 - СООН + 2Ag

б)        взаимодействие с гидроксидом меди (II) при нагревании:


СН
2ОН - (СНОН)4-СОН + 2Сu(ОН)2  СН2ОН - (СНОН)4-СООН + Cu20 + 2Н20

                                            синий                                                     желто-красный

в)        восстановление до шестиатомного спирта - сорбита:
СН
2ОН-(СНОН)4-СОН + Н2  СН2ОН-(СНОН)4-СН2ОН

II. Свойства, характерные для многоатомных спиртов:

а)        взаимодействие с гидроксидом меди (II) в щелочной среде при комнатной температуре с образованием темно-синего раствора глюконата меди (II).

С6Н7О(ОН)5 + Сu(OH)2  С6Н7О(ОН)3O2Cu + 2H2O                                                                                                глюкоза                               глюконат меди (II)

б)        взаимодействие   с   карбоновыми   кислотами   с   образованием   сложных эфиров.

Сахароза – C12H22O11 - относится к группе дисахаридов и состоит из двух остатков моносахаридов (глюкозы и фруктозы). В молекуле сахарозы отсутствует альдегидная группа, что существенно отражается на ее свойствах.

Сахароза является многоатомным спиртом, поэтому для нее характерны свойства многоатомных спиртов (образование простых и сложных эфиров).

Сахароза дает качественную реакцию на многоатомные спирты при взаимодействии с гидроксидом меди (II). В результате этой реакции образуется ярко-синий раствор сахарата меди.

Крахмал - (С6Н1205)n - относится к группе полисахаридов. Макромолекулы крахмала состоят из большого количества остатков молекул глюкозы. Кроме того, установлено, что крахмал состоит не только из линейных молекул, но и из молекул разветвленной структуры.

Характерной реакцией крахмала является его взаимодействие с йодом. Эта реакция является качественной, т.к. дает характерное синее окрашивание вследствие того, что образуется комплексное соединение.

Крахмал сравнительно легко подвергается гидролизу, в результате которого образуется глюкоза. Эта реакция служит подтверждением того, что молекула крахмала состоит из остатков молекул глюкозы.

6Н1205)n + nН20  nС6Н1206

Наглядное подтверждение этого можно наблюдать при нагревании комплексного соединения крахмала с йодом. При этом характерное сине - фиолетовое окрашивание исчезает, т.к. происходит гидролиз крахмала до образования глюкозы, а глюкоза не образует  комплексных соединений с йодом.

Порядок выполнения работы

Оборудование и реактивы: лабораторный штатив; штатив с пробирками; асбестовая сетка; горелка; химический стакан; пипетка; аммиачный раствор оксида серебра; 10% раствор глюкозы; раствор гидроксида натрия; раствор сульфата меди (II); серная кислота; сахароза; известковое молоко (свежеприготовленная 10-15% суспензия гидроксида кальция в воде); крахмал; картофель; кусочки белого хлеба.

Опыт №1.Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II).

https://www.youtube.com/watch?v=EFep6uBkpeM

В пробирку с 1 мл раствора сульфата меди (II) прилейте 2 мл раствора гидроксида натрия. К полученному осадку добавьте 0,5 мл раствора глюкозы, и смесь взболтайте до полного растворения этого осадка.

Опыт №2.Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при нагревании.

https://www.youtube.com/watch?v=p3buzRrRADc

К полученному в предыдущем опыте раствору аккуратно добавьте 1 мл воды и нагрейте над пламенем горелки, укрепив ее наклонно так, чтобы нагрелась только верхняя часть раствора.

Прекратите нагревание, как только начнется изменение цвета.

Опыт №3.Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра.

https://www.youtube.com/watch?v=M-FH4QL1udI

В пробирку, содержащую 1-2 мл раствора глюкозы в воде, прилейте 1-2 мл   аммиачного   раствора   оксида   серебра и раствора аммиака. (реакция серебряного зеркала) .

Опыт №4.Взаимодействие крахмала с йодом.

https://www.youtube.com/watch?v=gCfXTkQLNhk

а)        Налейте в пробирку 2-3 мл охлажденного крахмального клейстера и
прибавьте несколько капель йодной воды (раствор йодной воды должен быть
очень разбавленным и иметь слегка желтую окраску).

2. Напишите отчет по указанному ниже плану:

- укажите номер лабораторной работы, ее название, цель, используемое оборудование и реактивы;

- проведенные опыты, их результаты и объяснения зафиксируйте в виде таблицы (на двойном развороте страницы)

Наименование опыта

Схема проведения опыта (описание действий)

Наблюдения

Объяснение наблюдений

Химические уравнения реакций

Контрольные вопросы

1.Какие органические вещества называются углеводами?

2.Какова классификация углеводов?

3.В чем состоит отличие глюкозы, фруктозы и крахмала?

4.Каковы особенности химических свойств глюкозы?

5.Какие химические свойства являются общими для глюкозы и глицерина?

6.Какова роль глюкозы в жизненных процессах человека?

7. В чем состоит отличие в строении крахмала и целлюлозы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительные задания к учебнику "Современные средства связи" под редакцией А.Л.Луговой для студентов 3 курса (5 семестр) спец.-ти "Сети связи и системы коммутации"

Данная методическая разработка предназначена для студентов 3 курсов специальности «Сети связи и системы коммутации». В данном пособии представлены дополнительные задания, переводные упражнения к учебн...

Лабораторные методы исследования. Роль среднего медицинского персонала в проведении лабораторных исследований

Тема, раскрываемая в пособии, актуальна, так как обучение пациента правильному сбору биологического материала является одной из главных обязанностей деятельности среднего медицинского работника в любо...

ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ. КОВАЛЕНТНАЯ ПОЛЯРНАЯ И НЕПОЛЯРНАЯ СВЯЗЬ».

Лекция. Методичкская разработка. Для медицинского колледжа...

Развитие творческих способностей студентов в ходе проведения лабораторно-практических занятий в условиях лабораторного комплекса «Гидравлические приводы и системы»

Выполнение лабораторных работ в условиях лабораторного комплекса «Гидравлические приводы и системы» в ГБОУ СПО Шахунский агропромышленный техникум...

УМК. По специальности среднего профессионального образования (СПО) 060604.51 Лабораторная диагностика, квалификация медицинский лабораторный техник. ПМ.02. «Проведение лабораторных гематологических исследований».

УМК:Выписка  из Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (СПО) 060604.51 Лабораторная диагностика, квалификация медицинский...

УМК. По специальности среднего профессионального образования (СПО) 060604.51 Лабораторная диагностика, квалификация медицинский лабораторный техник. ПМ 05 «Проведение лабораторных гистологических исследований»

1. Рабочая программа ПМ 05 "Проведение лабораторных гистологических исследований"2. КТП ПМ 05.3. Рабочая программа УП ПМ 05.4. КОС диф. зачета УП ПМ 05.5. КОС  квалификационного экзамен...

Материалы для участия в VI Международной научно – практической конференции «Связь времен – связь поколений»

Форма участия - заочное участие – публикация материаловТема выступления - Рекреационные объекты луганщины как источники формирования гражданского самосознания личностиНаправление -...