«Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновлённого ФГОС» выступление на секции учителей географии 2022 г
статья

ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но благодаря своему воспитательному потенциалу она способна помочь в определении ориентации личности каждого ученика. Задача педагога в школе – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни.

В основу программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования положено личностное развитие обучающихся и формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Значимыми целевыми ориентирами школьного урока в программе определены такие как, привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация работы с получаемой социально значимой информацией, использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета.

Исаак Яковлевич Лернер – советский и российский педагог, заслуженный деятель науки РСФСР    утверждал, что и обучение, и воспитание решают одну и ту же главную задачу – передачу подрастающим поколениям социального опыта. Полноценное обучение – это воспитание, обращенное на все компоненты   социального опыта, обеспечивающие не только знание, умение и готовность к творчеству, но и отношение учебной деятельности как ценности.   

Урок географии   играет воспитательную роль, поскольку дисциплинирует ум, формирует логичность мышления, вырабатывает усидчивость, развивает волевую сферу обучающихся, расширяет горизонты познания. Ребенок проводит на уроке большую часть школьного времени.  Роль урока очень велика в процессе обучения и воспитания. «Об уроке нужно говорить, как о фрагменте жизни», – пишет доктор педагогических наук, профессор Н.Е. Щуркова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_doklad_2022.doc761 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа

 имени Героя Советского Союза В.Ф. Нестерова»

Черемисиновского райна Курской области

«Воспитательный потенциал

школьной географии в условиях реализации обновлённого ФГОС»

учитель географии

Дубровкина Е.В.

2022 г

Любить свою Родину, - значит, знать ее.
В.Г.Белинский

Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но благодаря своему воспитательному потенциалу она способна помочь в определении ориентации личности каждого ученика. Задача педагога в школе – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни.

В основу программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования положено личностное развитие обучающихся и формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Значимыми целевыми ориентирами школьного урока в программе определены такие как, привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация работы с получаемой социально значимой информацией, использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета.

Исаак Яковлевич Лернер – советский и российский педагог, заслуженный деятель науки РСФСР    утверждал, что и обучение, и воспитание решают одну и ту же главную задачу – передачу подрастающим поколениям социального опыта. Полноценное обучение – это воспитание, обращенное на все компоненты   социального опыта, обеспечивающие не только знание, умение и готовность к творчеству, но и отношение учебной деятельности как ценности.    

Урок географии   играет воспитательную роль, поскольку дисциплинирует ум, формирует логичность мышления, вырабатывает усидчивость, развивает волевую сферу обучающихся, расширяет горизонты познания. Ребенок проводит на уроке большую часть школьного времени.  Роль урока очень велика в процессе обучения и воспитания. «Об уроке нужно говорить, как о фрагменте жизни», – пишет доктор педагогических наук, профессор Н.Е. Щуркова.

В основу программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования положено личностное развитие обучающихся и формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Значимыми целевыми ориентирами школьного урока в программе определены такие как, привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация работы с получаемой социально значимой информацией, использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета.

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для осуществления патриотического воспитания школьников. Воспитание чувства гордости за свою Родину, ее богатства и необыкновенную красоту России. Для осуществления воспитательного направления необходима связь с жизнью. Обучающиеся должны осознать необходимость географических знаний в реальной жизни для того, чтобы уметь беречь и защищать природу, разумно использовать ее богатства.

Наибольшая преемственность содержания образования имеется у предмета географии, а, следовательно, этот школьный предмет содержит в себе большие возможности развития духовно-нравственных и патриотических чувств детей, любовь к малой родине, чувство ответственности за будущее страны и человечества на всей Земле, толерантности, дружелюбия, гуманизма, а также экологического воспитания молодёжи.

В настоящее время целью всего образования является формирование личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить достойное место в условиях социально-экономической неопределенности, решать глобальные проблемы современности.

Перечисленные качества формируются в процессе воспитания, которое мы рассматриваем как одну из функций обучения. Уникальность уроков  географии заключается в том, что на уроках одновременно исследуем  проблемы окружающей среды и общества; рассматриваем  общество, природную среду во взаимосвязи. В процессе обучения  географии  есть предпосылки для формирования эмоционально-ценностного отношения к человеку, его жизни и здоровью, Родине, природе, труду, знаниям. Слияние в один поток процесса обучения и процесса воспитания  является  успешным только тогда, когда каждому уроку будет придана воспитательная направленность.

 «Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке.»

По моему мнению, воспитательный потенциал учебного предмета содержится в каждом уроке данного курса и реализуется посредством патриотического, краеведческого, экологического, эстетического и гуманистического направлений воспитания подрастающего поколения.

Сегодня актуальным является вопрос воспитания у школьников чувства патриотизма, любви к Родине. А чтобы воспитать чувства любви к Родине, необходимо её знать.

Стараюсь свои уроки построить так, чтобы ребенок понимал смысл каждой темы и каждого вопроса. На каждом уроке географии идет разговор с детьми о взаимосвязи человека и природы.   Изучение экологических проблем на моих уроках   выстраиваю   на трех уровнях: глобальном, региональном, локальном.

Сегодня актуальным является вопрос воспитания у школьников чувства патриотизма, потому что возрождение великой России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней человек будет искренне любить свою Отчизну. Чтобы воспитать чувства любви к Родине, необходимо её знать.

 «Любить свою Родину – значит знать её», говорил В.Г. Белинский.

Для осуществления данного воспитательного направления исхожу из следующих принципов:

Принцип единства мысли и чувства учащихся, который заключается в эмоциональной подаче материала урока.

Принцип связи с жизнью.

Учащиеся должны осознать необходимость географических знаний в реальной жизни для того, чтобы уметь беречь и защищать природу, разумно использовать ее богатства.

Начальный курс географии

В начальном курсе географии, дети знакомятся с термином «Экология».    

При изучении темы «Биосфера» говорю  об исчерпаемых  и  неисчерпаемые ресурсах. На вопрос: «Можно ли продлить век исчерпаемым природным ресурсам и как это сделать?» дети дают самые разные ответы, порой очень интересные и мудрые. Рассказываю учащимся о типичных представителях растительного и животного мира России. Ребята готовят сообщения о  биосферных заповедниках, национальных парках и других особо охраняемых объектах природы. Изучение представителей Красной Книги России, формирует у учащихся осознание хрупкости природы и необходимости её защиты, посредством поиска новых путей рационального природопользования.

При изучении темы «Атмосфера» дети готовят мини-проекты по теме  «Охрана воздушного бассейна России и своего края».

В 5 классе при изучении раздела «История географических открытий» для воспитания патриотических чувств большое внимание уделяется путешествиям и открытиям наших соотечественников Афанасия Никитина (§ 11 «Хождение за три моря»), С.Дежнева, В.Беренга, А.Чиркова (§ 17 «Русские путешественники»). Чувство гордости за организацию и совершение русской кругосветки русскими капитанами И.Крузенштерном, Ф.Беллинсгаузеном и М.Лазаревым (§18 «Вокруг света под русским флагом»). В параграфах есть задания и вопросы с опорой на ранее полученные знания: «Имена каких русских путешественников вам известны? Что являлось основной целью походов русских путешественников?» (§17). И вопросы, требующие размышлений: «Как исследования русских первопроходцев повлияли на формирование территории России? В чем состоит заслуга русских первопроходцев в исследовании Земли?» (§17), «Почему российские мореплаватели совершили первое кругосветное плавание только через 300 лет после плавания Магеллана?» (§18). Большая часть заданий ориентирована на работу с текстом, объяснение фактов.

Для воспитания патриотических чувств школьников я рассказываю об И. Домейко, К. Ельском, Б. Дыбовском, О. Ю. Шмидте.  Важно рассказать вдохновенно, привести примеры мужества этих людей, рассказать, как они добивались поставленной цели. Учащиеся самостоятельно готовят сообщения,  с удовольствием находят географические объекты, которые носят  имена наших соотечественников. Это задание  позволяет ярче показать роль и значение наших выдающихся путешественников и исследователей. Эти великие граждане способствовали установлению связей Беларуси со многими странами и народами.

Используя текст и рисунки (карты) параграфов, заполняется «Бортовой журнал», где кратко описан весь маршрут. Изученный материал закрепляется работой с контурной картой, где наносятся маршруты путешественников, с опорой на карты из параграфа учебника и атласа (формирование картографической грамотности).

Изучая тему «План и  карта», целесообразно предложить задания, имеющие познавательную направленность:

10 января 1821 г. русская  экспедиция на судах «Восток»  и «Мирный» открыла остров. Его  координаты – 69о ю.ш. и 91о з.д. (остров Петра I).

В 1937 г. В.П. Чкалов совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Северный полюс – Северная Америка (49o с.ш. и 123o з.д.). Обозначьте на карте маршрут перелёта и его направление.

Школьная география пронизана элементами краеведения. Эти элементы можно проследить на уроках, начиная с 5 класса. Не обойтись без краеведческого материала и при изучении темы «Климат», «Рельеф» Существует огромнейшее количество народных примет. Среди них немало точных, которые основываются на многовековом опыте, а потом подтверждаются научными исследованиями. Дети с удовольствием находят сами и рассказывают легенды и народные приметы, связанные с погодными явлениями.  В   ходе урока ученики объясняют эти выражения. Так при выполнении практической работы «Дневник наблюдения за погодой» ребята делают рисунки осенних явлений и изменений погоды, основываясь на собственных наблюдениях.

При изучении сложнейшей темы «Географическая карта» для развития пространственного изображения я использую настенные карты разных масштабов, карты атласа, фрагменты топографических и спутниковых карт. Особый интерес у ребят вызывает работа с картой Курской области. С интересом находят отличия в изображении одного географического объекта.

В 6 классе (а также в 8-9 классах) при изучении каждого раздела включено региональное содержание. Оно позволяет воспитать уважение и любовь к своей малой Родине через познание и сохранение родной природы, истории, культуры. Формирует важнейшие качества личности, как патриотизм, гражданственность, ответственное отношение к окружающей среде.

При изучении раздела «Литосфера» уделяем внимание минеральным богатствам земли родного края. При рассказе и демонстрации горных пород и минералов, и обращается внимание учеников на местные породы. В §11 на вопрос «Приводите примеры использования полезных ископаемых в повседневной жизни, в хозяйственной деятельности человека» обучающиеся приводят примеры из собственных наблюдений. В данном параграфе предложено выполнить эксперимент по растворимости горных пород в воде на примере горных пород своей местности. Также, изучив текст §12 и рис.45, собираем свою коллекцию «необычных» камней и окаменелостей. В нашей местности нет гор, и не бывает землетрясений. Обучающиеся не могут представить, что происходит в момент землетрясения. Для формирования знаний учебного материала приводятся примеры страшных по последствиям землетрясений в России, с указанием силы в баллах. А обучающиеся, с помощью таблицы 1. «Шкала силы землетрясений» (§12), объясняют, к каким последствиям они приводят.

Демонстрирую коллекции и рассказываю о полезных ископаемых Росии и крупнейшем месторождении. После чего ребятам предлагаю обсудить вопрос «Что значит бережное отношение к природным богатствам? И как этого можно достичь?». При этом всегда акцентирую внимание учащихся на необходимости раздельного сбора мусора в быту.

При изучении темы «Литосферы»  необходимо рассказать о большом  вкладе в мировую науку наших  учёных и инженеров, создавших совершенно новый способ и технику глубинного бурения. Сверхглубокая скважина на Кольском полуострове достигла 12262 м. Совсем и немного по отношению  даже к толще земной коры, а если перевести в высоту 9-этажных зданий. Это высота 400 девятиэтажных зданий.

Изучение землетрясений  также имеет большое воспитательное значение. Переживание трагических  последствий этого природного явления  на примере землетрясения в Ташкенте и Спитаке, в Нефтегорске, узнавая  о том, как быстро пришла помощь со всех уголков страны, вызывает чувство  гордости за нашу страну. Мы всегда в  числе первых приходим на помощь тем, кто в ней нуждается, будь это  Турция или Иран.

На уроке по теме «Горы» важно использовать все основные методы обучения, для создания образа гор. Это словесный (описательный рассказ), практический и наглядный метод. Для подтверждения слов из песни  В. Высоцкого «Лучше гор могут  только горы» могут быть пейзажные  фотографии и репродукции картин русского художника Н.К. Рериха. Нужно  заслушать впечатление детей, побывавших в горах.

В теме «Равнины» учитель  знакомит школьников с разнообразием  и неповторимой красотой наших равнин. Равнина открывает в человеке чувство необычайной широты и  свободы.

Можно послушать кусочек  раздольной, протяжной русской песни  и соотнести с широтой и  добротой русской души. Эта небольшая  вставка позволяет шире взглянуть  на содержание темы, ещё раз почувствовать  разнообразие и красоту природы  России.

В разделе «Атмосфера» при изучении параграфов 16-19 предлагается выполнение практических заданий, используя таблицы с приведенными данными. Это задания на формирование понимания изучаемого материала, навыков работы со статистическими данными (преобразование таблицы в диаграммы и графики). Чтобы задания несли региональный характер, для работы мы используем данные метеостанций своей местности.

Предлагаю учащимся найти способы сокращения вредных выбросов в воздушную оболочку или других мероприятий, способных улучшить качество вдыхаемого воздуха, особенно в городах. Учащиеся готовят сообщения об озоновых дырах, кислотных дождях и других негативных последствиях хозяйственной деятельности человека.

При изучении вод суши (§23) выполняем практическую работу «Характеристика реки» на примере нашей реки, используя рабочую тетрадь по географии Архангельской области. В заключение изучения темы наносим реки, озера на контурную карту, используя атлас. Нужно раскрыть много понятий, связанных с речной системой, характером течения. Провести описание реки по картам, лучше всё это сделать на примере Днепра. Работая с картой, обращаю  внимание, что далеко ни в каждой стране имеется такое множество рек и озёр. Воспитательным потенциалом обладают и легенды о возникновении крупнейшего озера России - Байкал. При изучении темы круговорота воды в природе  учащиеся пишут сказки «Путешествие капельки», в которых показывают свое отношение к бережному использованию воды и ее охране и значимости для жизни на всей Земле, также предлагаю учащимся дома провести эксперимент по возможной экономии воды.

Начальный курс географии даёт большие возможности для воспитания чувства патриотизма.

Школьники узнают о путешественниках и первооткрывателях. При этом важно рассказать детям вдохновенно, привести примеры мужества этих людей, рассказать, как они добивались поставленной цели. И обязательно подчеркнуть, что все эти люди – русские.

Например, при изучении темы «Литосфера» я подчеркиваю большой вклад в мировую науку наших учёных и инженеров, создавших совершенно новый способ и технику глубинногобурения скважины на Кольском полуострове.

При изучении темы «Землетрясения» говорю, как быстро приходит помощь из всех уголков Земли людям, терпящим бедствие. Но при этом подчеркиваю, что россияне всегда были и остаются в числе первых, кто приходит на помощь.

Современный культурный человек – это не просто образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Во время изучения природы мира на уроках в 6 классе использую высказывания великих ученых: «Я сразу узнаю, когда мы достигнем Северного полюса, потому что, как только мы сделаем один лишний шаг, северный ветер сразу же станет южным.», Используя географическую карту учащиеся объясняют высказывания. Или народную мудрость, например, «Снеговой покров – одеяло для озимых, Атмосфера – броня планеты».  Используя разнообразный дополнительный ресурс прошу детей подумать над выражением и сделать вывод.

В заключение изучения каждой из оболочек Земли, обсуждаем вопросы о проблемах природы, ее охране, о необходимости рационального использования ее ресурсов. Например: «Какое влияние оказывает погода на жизнь и хозяйственную деятельность человека?» (§20), «Какие факторы влияют на густоту речной и озерной систем?» (§23), «Почему биосфера больше всех остальных природных оболочек нуждается в охране?» (§26). Обучающиеся, на примере своего региона, приводят примеры негативного отношения к природе и предлагают свои решения проблем.

География материков и океанов

Курс «География материков  и океанов», конечно, обладает гораздо  меньшими возможностями для воспитания чувства патриотизма, хотя и здесь  нужно как можно ярче показать роль и значение наших выдающихся путешественников и исследователей: В.В Юнкера, Е.П. Ковалевского, А.В.Елисеева, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, Н.И. Вавилова, С. Дежнёва. В. Беринга, А.И. Чирикова, П.П. Семёнова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, П.К. Козлова. Они ценой  необыкновенного мужества и целеустремлённости способствовали освоению природных  богатств и просторов не только своей  страны, но и всей Земли. Эти великие  граждане способствовали установлению связей России со многими странами и народами. Они служили на благо  своей страны.

Природа материков и океанов   –  предполагает дальнейшее изучение вопросов экологии и ответы на них.

Необходимо продолжить формирование обобщенного взгляда на мир, что предполагает познание глобальных проблем человечества и их тесной связи с задачами сохранения мира на планете.  

Изучая природу Евразии и Северной Америки, обращаю внимание детей на проявление экологических проблем в природных зонах тундры, тайги, смешанных лесов и их специфику. Здесь решается проблема   хищнической вырубки лесов в сибирской тайге.

Дети готовят к уроку сообщения по теме «Охрана природы» Значительная часть времени отводится на изучение темы «Особо охраняемые территории»

Для того чтобы   урок воспитывал, необходимо специально проектировать воспитательные цели и реализовать их через различные компоненты урока.  

 На своих уроках использую ИКТ.  

Демонстрация видео фильма «Заповедники и национальные парки» вызывает огромный интерес у обучающихся.

После просмотра фильма обязательным является обсуждение и поиск решения данной проблемы.  

В итоге раздела «Охрана природы» является обсуждение экологических проблем своего края.  Обсуждаем факты экологического состояния территорий, работаем со статистическими материалами и делаем выводы.

Изучая   тему «Антарктида» использую фотографии  художника П.Н. Михайлова «Южное полярное сияние», «Ледяные острова». Рассказываю  ребятам о том, что Павел Николаевич был участником русской экспедиции Лазарева – Беллинсгаузена, открывшей Антарктиду, и свои впечатления от этого сурового края он отобразил в рисунках, детей прошу описать по фотографии суровый мир Антарктиды.

Для развития познавательной активности   предлагаю ребятам разных возрастных групп найти на карте и объяснить некоторые географические названия: Гольфстрим – водяное отопление Европы. Куросио – японский Гольфстрим. Гибралтар – двери из Средиземного моря в Атлантический океан. Течения – реки океанов. Приливы и отливы – пульс Мирового океана. Волга – главная улица «европейской России». Река – это дорога, водопровод и двигатель. Реки – дети рельефа и климата. Миссисипи – американская Волга. Амазонка – пресноводное море Южной Америки. Иртыш – река русской истории Сибири. Ангара – дочь Байкала. Днепр – Волга Украины. Дунай – река восьми государств. Раздан – закавказская Ангара. Кура – закавказская Волга. Иссык-Куль – заоблачное море. Севан – американский Байкал. Баскунчак – всесоюзная солонка. Байкал – чудо природы во всех отношениях.

Большая роль предмета географии в формировании навыков здорового образа жизни, охране здоровья человека.  На протяжении всего курса изучения предмета   уделяется большое внимание  темам: «Климат и человек», «Влияние климата на человека». Ребята работают с дополнительной литературой, делают прогнозы на будущее.

Работая с картой, нужно  обратить внимание, что ни в одной  стране нет такого огромного количества рек: плавных, величавых рек равнин и стремительных шумных горных рек.

 Создать яркий образ  разнообразных рек и озёр нашей  страны мне помогает книга  «Популярная энциклопедия рек  и озёр». 

Так же нужно рассказать об исследованиях нашего великого соотечественника Н.Н. Миклухо-Маклая, доказавшего равенство всех человеческих рас. Они узнают, ценой какого мужества и отваги заслужил доверие и признательность этот выдающийся путешественник.

При изучении темы Мировой  океан учителя должны давать опережающее задание детям найти материал о способах изучения океанов и морей, о вкладе русских учёных-полярников в изучении Арктики, в исследовании вод Мирового океана.

Глубокий воспитательный смысл можно заложить в домашнее задание по этой теме в игровой форме. Предлагать описать и нанести на контурную карту путь российских судов по двум маршрутам: Санкт-Петербург – Петропавловск-Камчатский и Новороссийск – Владивосток. Работу выполняет группа школьников из трёх человек: капитан, прокладывающий курс корабля, первый помощник капитана, осуществляющий связь с Родиной и представляющий нашу страну во время стоянок в различных иностранных портах, и штурман, ведущий бортовой журнал и наносящий маршрут на контурную карту. Груз, время рейса, стоянки судна выбираются самостоятельно. Условие – маршрут должен проходить через два океана.

Урок о реках очень  насыщен. Нужно раскрыть много понятий, связанных с речной системой, характером течения. Провести описание реки по картам, лучше всё это сделать на примере  Волги, реки, на которой мы живём.

Таким образом, можно сказать, что начальный курс физической географии  обладает довольно большим воспитательным потенциалом, позволяет прививать  любовь к родной природе, воспитывать  чувство гордости за достижения в  науке и технике, позволяющие  познать тайны природы.

География России

Изучение курса «Физическая  география России» обладает наибольшим воспитательным потенциалом. В этом курсе воспитание гражданственности  и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей  страны, выработка социально ответственного поведения относятся к числу  главных целей данного курса. Среди главных задач курса  – создание образа своего родного  края.

Для обучения важен ум, а для воспитания – чувства. Что же объединяет мысли и чувства? Конечно же, образ!

Географический образ – совокупность ярких характерных знаков, символов, описывающих какое-либо пространство.   География 6  и 8 класса обширное поле для эстетического восприятия материала. При изучении морей показываю презентации с изображением картин « Волна», « Море», « Сигнал бури», « Девятый вал» знаменитого русского мариниста И.К.Айвазовского.    

Ставлю перед ребятами вопросы: Каким вы представляете себе море? Как художники изображают море?

 Надо отметить, что учащиеся с интересом, увлечение, восторженно выражают свое отношение к увиденным картинам.

Стараются передать красоту моря, настроение художника. Да и материал, при изучении которого используются картины, ученики запоминают лучше, при повторении его дают более содержательные ответы.

Весь курс 8-9 классов является полем возможностей для воспитания уважения и любови к своей Родине. Здесь наиболее выражено региональное содержание. При изучении тем, можно использовать примеры на своей местности.

Большими возможностями для воспитания патриотизма служат такие темы уроков, как «Географическое положение и границы России», «Реки России», «Озёра России», «Природные зоны» и другие.

Физическая география России.

При изучении разделов «Растительный и животный мир России» (§§30-31), «Природные зоны России» (§§33-35) используются презентации, выполненные самими обучающимися (выполненные задания из рубрики «От теории к практике»). Также в данной рубрике предложены задания на описание или выполнение расчетов с использованием планов или количественных показателей из «Приложения». Например: «Используя план «Приложения», сравните хвойные и лиственные леса России» (§30), «определите по картам атласа протяженность в градусах и километрах сплошной полосы степей на территории России. Для выполнения задания воспользуйтесь формулами для расчета количественных показателей «Приложения»» (§35).

На уроке «Природные зоны России» изучаем    леса умеренного пояса, часто использую картины художника   И.И. Шишкина «Пески», «На косогоре», «Дубовая роща». Объясняю ребятам, что их задача лучше рассмотреть и понять особенности разных лесов.    По ходу урока прошу детей ответить на вопросы: Чем отличаются компоненты природы  на картинах? Какой общий вид леса на них? Какие породы деревьев преобладают в лесах?

В учебнике параграфы также дополнены фотографиями по темам.

В разделе «Крупные природные районы России» в заключение изучения каждого региона в тексте параграфа представлена информация о достопримечательностях и богатствах района (абзац «Природа и человек»).

В тесной взаимосвязи с экологическим воспитанием находится патриотическое воспитание.

Изучая географию России, мы с учениками говорим о природе и хозяйственном освоении территории, роли городов, о роли разных народов России в развитии русской культуры, об их обычаях, традициях. Но при этом напоминаю школьникам и историю своей республики, своего города. Огромное значение имеет ознакомление с духовным миром русских ученых-географов и путешественников, с их благородством, самоотдачей, энтузиазмом, другими личностными качествами, с их достижениями и открытиями, что может помочь обратить чувства ребят к пониманию Родины, научить гордиться принадлежностью к нации, дать почувствовать единение с родной страной. Учащиеся готовят сообщения, мини проекты по теме «Русские имена на карте мира и России»

Одним из средств достижения цели по проведению яркого, содержательного и интересного, патриотичного урока может стать использование дополнительной литературы. При изучении темы «Восточно-Европейская равнина» особое внимание уделяю Ладожскому озеру, по которому в годы войны было проложена «Дорога жизни».   Всегда  подчёркиваю, что любовь к Родине, к своему народу, т. е. глубокое чувство патриотизма были присущи советским воинам.

Толерантность включает терпимость к чужим мнениям, верованиям, уважение человеческого достоинства и прав других, прощение, сострадания, милосердие. При изучении темы «Стихийные явления природы» говорю, как быстро приходит помощь из всех уголков Земли людям, терпящим бедствие. Но при этом подчеркиваю, что россияне всегда были и остаются в числе первых, кто приходит на помощь.  

 Изучая  тему  «Географическое положение России на карте мира» в 8 классе дети узнают, что Россия –  огромная  многонациональная страна, в ней проживает более 100 различных народов: русские, татары, коми, мордва, ненцы, карелы и другие народы, отличающиеся друг от друга внешними признаками, нормами поведения бытом и рядом других признаков. Важно подчеркнуть, что Россия принимает на своей гостеприимной земле граждан всех государств мира. Русские люди всегда были терпимы к чуждой вере и национальности. На уроках использую выставочный материал по теме «Россия – многонациональная», это позволяет воспитывать у учащихся толерантность, умение жить в мире с окружающими, терпимо относится к их взглядам, обычаям, традициям.

При изучении темы «Этнический состав населения России» в 8 классе дети узнают, что Россия – страна многонациональная, в ней проживает более 100 различных народов: русские, татары, коми, мордва, ненцы, карелы и другие народы, отличающиеся друг от друга внешними признаками, нормами поведения бытом и рядом других признаков.

Важно подчеркнуть, что Россия принимает на своей гостеприимной земле граждан всех государств мира. Русские люди всегда были терпимы к чуждой вере и национальности.

Данная тема позволяет воспитывать у учащихся толерантность, умение жить в мире с окружающими, терпимо относится к их взглядам, обычаям, традициям.

На уроке «Реки России» прошу детей составить описание   реки Волги, называю ее ласково «Матушка», что всегда для детей понятно и ясно. Урок начинаю с загадки «Что длинней – Волга или Ока?» Ну как же такого не знать пустяка! «Любому известно, что «Волга» длинней, не зря у неё вдвое больше дверей!» Ребята с интересом на карте изучают реку Волга и объясняют ее особенности.

Уроки географии позволяют воспитывать понимание необходимости укрепления здоровья детей, потребности в здоровом образе жизни.

В 8 классе при изучении темы: «Кто мы?» сообщаю детям, что по оценке специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье и продолжительность жизни на 50 – 55% зависят от образа жизни, а на 20% - от наследственных факторов, раскрываю понятие «образ жизни» и «здоровый образ жизни», подчеркивая необходимость занятия физкультурой, закаливания, соблюдения правил гигиены, правильного питания, отказа от вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков и т. д.).

При изучение темы: «Воспроизводство население» в 8 классе закладываем и основы нравственного воспитания. На примере кавказских семей, где особо почитаются старшие, воспитывается с детства любовь и уважение к родителям, воспитываем уважение к старшим, родителям в наших русских семьях.

В 8 классе большое значение имеет самостоятельная работа с  несколькими источниками знаний, в том числе с компьютерными  программами и с материалом различных  сайтов. Для создания зрительного образа территории можно создать презентации. Это выход из создавшейся ситуации, когда не достаточно наглядных пособий.

В курсе физической географии  России большими возможностями для  воспитания патриотизма служат такие  темы уроков, как «Географическое  положение и границы России», «Реки России», «Озёра России», «Природные зоны. Зона лесостепей и степей», любой  природный район страны.

Урок «Байкал – жемчужина  Сибири» в виде пресс-конференции  позволяет задействовать весь класс. Среди воспитательных целей урока  ставиться: формирование чувства любви  к родной природе; формирование экологического сознания учащихся на примере экологических  проблем Байкала и их причин; эстетическое воспитание при работе с художественными  произведениями (музыка, поэзия, проза, пейзажные фотографии), посвящённые  Байкалу; совершенствование навыков  работы в группах.

Таким образом, курс «Физическая  география России» способствует воспитанию патриотов своей страны.

Всем известно, что именно к этому курсу престиж знаний у учащихся падает. Они меньше времени  тратят на приготовление домашнего  задание, а если предмет перестаёт  быть интересным, то и качество знаний резко снижается. Поэтому большое внимание надо уделить отбору учебного материала, формам и методам его преподнесения, формам проверки усвоения знаний, умений и навыков. Это способствует и выполнению воспитательной нагрузки данного курса. Чтобы ярко представить природу родной страны и оживить деловой язык школьного учебника, надо обращаться не только к художественной литературе, но ещё и обратиться к музыкальным произведениям. Метод изучения географии через музыку и музыкальные образы – один из путей развития мышления и эмоционального восприятия мира. Можно начинать со звуков природы: шум ручья, водопада, звуки дождя и раскаты грома, щебет лесных птиц; позволявшие оживить течение урока, наполнить его новыми ощущениями. Так же можно использовать классические произведения, в том числе С. В. Рахманинова, Н. А. Римского – Корсакова. Есть много других музыкальных отрывков, с помощью которых можно более полно составить образ равнины, гор, вулканов и землетрясений, рек, озёр и водопадов.

Экономическая и социальная география России

Значение курса  «Экономической и социальной географии  России» в патриотическом воспитании школьников

В курсе «География России. Население. Хозяйство» также есть немало возможностей для патриотического  воспитания подростков. С каждым годом всё больше внимания уделяется изучению темы населения. Ведь хозяйства без населения не может быть. Учащиеся могут найти удивительный материал о жизни, быте и традициях больших и малых народов, о народах страны.

Интересно будут проходить  уроки-экскурсии по городам страны: прежде всего по Москве и Санкт-Петербургу, по городам «Золотого кольца».

Способствует усвоению знаний об истории и функциях российских городов проверка в виде задания  «Подбери пару: город и соответствующее  ему определение» и составление  кроссвордов.

Изучая районы РФ, мы с учениками говорим о структуре хозяйства, роли городов, о роли разных народов России в развитии русской культуры, об их обычаях, традициях. Но при этом напоминаю школьникам и историю своей области, своего района.

При изучении темы: «ГП и природа Северо-Западного района» особое внимание уделяю Ладожскому озеру, по которому в годы войны было проложена «Дорога жизни». Ведь именно по этой «дороге жизни» в блокадный Ленинград подвозили продовольствие, оружие и боеприпасы, а обратным рейсом вывозили больных и ослабевших людей. При этом мы подчёркиваю, что любовь к Родине, к своему народу, т. е. глубокое чувство патриотизма были присущи советским воинам.

Я привела лишь немногие примеры работы по патриотическому воспитанию. Но география для этого имеет действительно большие возможности.

Здесь уделено внимание населению, его традициям, религиям, культуре (§§9-14). Изучаем хозяйственное освоение территории, роль городов, роль разных народов России в развитии русской культуры, об их обычаях, традициях. Также в рубрике «От теории к практике» предложены задания на выполнение расчетов с использованием количественных показателей из «Приложения» или задания на анализ таблиц, схем, диаграмм, изображенных в текстах параграфа. Например: «Рассчитайте численность городского населения России в 2013г. на основе статистических данных «Приложения» (§13)». При изучении темы «Этнический и религиозный состав населения» (§14) представлены задания на понимание, что Россия - многонациональная страна, в ней проживает более 100 различных народов, отличающиеся друг от друга разными признаками. Например, задания на формирование умений делать выводы на основе данных: «Выявите и назовите особенности размещения крупнейших народов России», «Сформулируйте вывод по содержанию рис.36», «Какие народы живут на территории вашего региона?». Данная тема позволяет воспитывать у обучающихся толерантность, умение жить в мире и согласии, терпимо относится к обычаям и традициям других народов.

В тесной взаимосвязи с патриотическим воспитанием находится экологическое воспитание. Цель - формирование ответственного отношения к окружающей среде, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.

География помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней. На уроках географии происходит формирование и развитие у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе «Красной» строкой при изучении России идет тема «Природа и человек» (8 класс - §48, 9 класс - §8). При выполнении творческих заданий рубрики «От теории к практике», обучающиеся на примере своей местности, анализируют информацию о влиянии человека на природу, о нерациональном использовании ресурсов, о необходимости решения экологических проблем. Например: «Составьте прогноз развития экологической ситуации в вашей местности на основе сведений о хозяйственной и повседневной деятельности человека», «Подготовьте творческую работу о видовом разнообразии особо охраняемых территорий России и их особенностях» (8 кл. §48).

Работа с контурной картой, номенклатура географических объектов, составление кроссвордов, создание презентаций на заданную тему развивает внимание во время урока и заставляет поработать с картами атласа, а значит, ещё лучше знать свою страну.

Таким образом, воспитательный потенциал учебника географии неисчерпаем. Каждый параграф учебника - это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов (заданий) разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять ее в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике.

Каждая тема позволяет использовать различные методы и приемы, помогающие реализовывать не только образовательные задачи, но и задачи воспитания подрастающего поколения.

Экологическое воспитание.

Для формирования у школьников экологически целесообразного образа жизни, положительного отношения к окружающей среде способствуют задания, например:

-по теме «Природные ресурсы» (меры, которые вы можете предложить для более рационального использования полезных ископаемых);

-по теме «Внутренние воды» (какие мероприятия по защите водоемов вы можете предложить);

- по теме «Охраняемые территории» (ваша личная роль в деле охраны природы).

Кроме того, уроки географии позволяют решать и задачи трудового, профориентационного воспитания.

В 10 классе при изучении темы «Научно-техническая революция» говорю детям, что сейчас за хорошие рабочие места идет жесткая конкуренция.

Предприниматели имеют возможность выбирать работников более квалифицированных, опытных, инициативных, трудолюбивых, дисциплинированных. Любой работник тем более ценен, чем больше он умеет. Поэтому приобретение разнообразных навыков - необходимое условие успешной трудовой карьеры. Кроме этого требуется активность, самостоятельность в принятии решений, умение оценивать современную ситуацию на рынке, перспективы её изменения. А сделать это могут люди, обладающие глубокими знаниями и широким кругозором, постоянно занимающиеся самообразованием. Не менее важное свойство - умение общаться с людьми, достойно себя вести в самых разных ситуациях.

Перечисленные черты характеризуют качество трудовых ресурсов страны. Но закладываются они в характере и поведение каждого человека со школьной скамьи. Об этом и говорим мы с учениками на уроке географии.

Таким образом, воспитательный потенциал уроков географии неисчерпаем.  Каждая тема урока позволяет использовать различные методы и приемы, помогающие реализовывать не только образовательные задачи, но и задачи воспитания подрастающего поколения.

Уникальность уроков  учебного предмета заключается в том, что на уроках одновременно исследуем  проблемы окружающей среды и общества; рассматриваем  общество, природную среду во взаимосвязи. В процессе обучения  есть предпосылки для формирования эмоционально-ценностного отношения к человеку, его жизни и здоровью, Родине, природе, труду, знаниям. Слияние в один поток процесса обучения и процесса воспитания  является  успешным только тогда, когда каждому уроку будет придана воспитательная направленность.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  2. Учебники для 5-9 классов УМК Е.М.Домогацких. М.: ООО «Русское слово - учебник».
  3. Александрова Е.Н., Бызова Н.М., Преминина Я.К. География Архангельской области: метод. Пособие.- Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2019. - 42 с.
  4. География Архангельской области: Учебное пособие для учащихся 8-9-х классов общеобразовательной школы/Под ред. Н.М.Бызовой, Я.К.Премининой.- М.: СпортАкадемПресс, 2001.
  5. Рабочая тетрадь по географии Архангельской области для 6 класса общеобразовательной школы/ сост. Л.В.Выручаева; отв. за вып. В.А.Семенова - Архангельск: изд-во АО ИОО, 2013. - 44с.
  6. . Щуркова, Н.Е. Воспитание на уроке / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогический поиск, 2007. – 160 с.
  7. Ефимов, С.И. Художественная и научно-популярная литератур на уроках физической географии /С.И. Ефимов// География в школе. – 2004. - №6.-С. 69-73.
  8. Журавская, М.Б. Воспитание на уроках географии / М.Б. Журавская// География в школе.– 2004. - №1.- С. 65-68.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в условиях реализации требований ФГОС общего образования

В статье рассматриваются особенности подготовки и проведения урока начальной школы в рамках Федерального государственного образовательного стандарта ....

статья "Инновационный подход к проектированию КОС в условиях реализации требований ФГОС нового поколения "

  Компетентностный подход, внедряемый в образовательный процесс, влечет изменение целей и содержания КОС, методов и форм их реализации. Системно – деятельностный подход ориентирован на раз...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС СПО 3+

ГлаОсновным результатом образовательной деятельности в СПО, в частности и нашего педагогического колледжа, является качественная подготовка специалистов, при осуществлении которой необходимо учитывать...

Преподавание курса «Физическая культура» в системе СПО в условиях реализации требований ФГОС/

Принципиально новая направленность профессиональных образовательных стандартов требует обновленного подхода к постановке целей в преподавании курса «Физическая культура» в системе ср...

План методической работы по введению и реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО на 2022-2023 уч.год

План методической работы по введению и реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО на 2022-2023 уч.год...

Фрагмент статьи для международного журнала "Педагогическая хрестоматия" по теме: "Функциональная грамотность - показатель уровня современного образования обучающихся в условиях реализации обновлённого ФГОС".

Мировое сообщество стоит на пороге социального кризиса, причина которого заключается в скорости развития технологий, что создаёт устойчивое напряжение в том числе и в сфере образования, в школах. ...

Выступление на РМО учителей географии

Выступление на тему" Метод проектов в моей парофессиональной деятельности"...