Методика разработки задач с профессиональной направленностью для профессии и специальностей технического профиля СПО
методическая разработка

Документ является методическим пособием для преподавателей физики (естествознания) СПО. Содержит методические рекомендации по разработке задач с профессиональной направленностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_dlya_pechati.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

ГПОАУ ЯО  Ярославский колледж гостиничного и строительного сервиса

«Задачи с профессиональной направленностью для реализации на уроках физики по профессиям технического профиля»

 __________________________________________________________

Методическая разработка

Анны Витальевны Сыроваровой

преподавателя физики

ГПОАУ ЯО

 Ярославского колледжа

 гостиничного

 и строительного сервиса

Ярославль

2020

Содержание

                                                                                                                     Стр.

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ

 ЗАДАЧ ПО     ФИЗИКЕ

 С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ……………………5

  1. Место учебной дисциплины  физика в образовательной

 программе подготовки выпускников

 средней (полной) школы …….................................................................5

  1. Особенности изучения физики на профильном уровне………………5
  2. Роль задач с профессиональной направленностью

 в изучении физики………………………………………………………7

Глава 2. КОМПЛЕКС ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ……………………………………………………11

2.1 Методика разработки комплекта задач с профессиональной направленностью…………………………………………………………….11

2.2  Виды задач с профессиональной направленностью…………………..14

2.3 Результаты использования задач с профессиональной направленностью на уроках физики……………………………………………………………..16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

   В настоящее время все обучающиеся учреждений начального профессионального образования имеют очень низкую мотивацию к изучению общеобразовательных предметов. И все же у большинства из них  проявляется интерес к приобретаемой профессии, в связи с этим неоценимую роль в преподавании и изучении курса физики  играют задачи с профессиональной направленностью.

      Кроме этого, физика является теоретической базой общетехнической и специальной подготовки по  большинству ведущих профессий.

       Усиление практической направленности курса физики – одна из основных задач, поставленных перед системой образования реформой общеобразовательной и профессиональной школы.

      Повышение качества подготовки обучающихся по физике служит одним из факторов, обеспечивающих постоянный рост их профессионального уровня и общей культуры.

    Одним из средств эффективности изучения курса физики является совершенствование методики обучения решению задач, особенно с профессиональной направленностью.

    В процессе решения прикладных задач по физике обучающиеся закрепляют теоретический материал и учатся активно использовать его для практических целей, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

        Для осуществления  практической направленности курса физики, ставим целью своей работы разработать комплект задач с профессиональной направленностью по физике для профессий технического профиля.

         Актуальность  выбранной темы  заключается в том, что в дидактическом обеспечении предмета физика, изучаемого на профильном уровне, не предусмотрено наличие задач с профессиональной направленностью, которые способствуют формированию интереса к предмету, качественного усвоения знаний по физике, формирования общих и профессиональных компетенций.

  Объектом изучения является методическое обеспечение учебной дисциплины физика за курс средней (полной) школы на профильном уровне.

            Предмет разработки: комплекс задач с профессиональной направленностью по физике для профессий технического профиля.

          Для реализации данной цели  поставлены следующие задачи:

- проанализировать опубликованные материалы по данной теме,

-обосновать необходимость использования задач с профессиональной направленностью для профессий технического профиля,

-усовершенствовать содержание задач с профессиональной направленностью по физике по темам:  «Механика», «Молекулярная физика и термодинамика»,

-экспериментально проверить эффективность разработанных задач в группах I курса № 102 по профессии «Сварщик» и №3 по профессии «Мастер сухого строительства».

  Исходя из вышеизложенного,  в данной работе мы рассматриваем специфику преподавания физики на  уровне технического профиля, а именно особенности изучения физики на профильном уровне, отличия технического профиля  от гуманитарного,  роль задач с профессиональной направленностью в изучении физики, а также методику разработки задач с профессиональной направленностью по физике.

        Таким образом, результатом работы является комплекс задач  с профессиональной направленностью для реализации на уроках физики по профессиям технического профиля.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ЗАДАЧ ПО     ФИЗИКЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

1.1  Место учебной дисциплины  физика в образовательной программе подготовки выпускников средней (полной) школы

  Программа учебной дисциплины  «физика» является частью образовательной программы подготовки выпускников средней (полной) школы в соответствие с  Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.

     Дисциплина входит в обязательную часть  общеобразовательного цикла  и предполагает максимальной учебной нагрузки обучающегося 258 часов (на первом курсе 94 часа, на втором курсе 120 часов, на третьем курсе 44 часа), в том числе обязательной (аудиторной) нагрузки 172 часа, самостоятельной работы обучающегося 86 часов.  

1. 2 Особенности изучения физики на профильном уровне

                  В соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования изучение физики на уровне технического профиля   ориентировано на освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы; овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды; использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

              Также изучение физики на уровне технического профиля предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

        При формировании общеучебных навыков на этапе основного общего (полного) образования предпочтение отдаётся познавательной деятельности (использование для познания мира методов: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование; умение различать факты, гипотезы, причины, доказательства, законы, теории; овладение способами решения теоретических и экспериментальных задач; приобретение опыта выдвижения и проверки гипотез), информационно-коммуникативной деятельности (владение монологической и диалогической речью, способностью понимать точку зрения собеседника и признавать право на иную точку зрения; использовать для решения задач познавательных и коммуникативных задач различных источников информации), рефлексивной деятельности (овладение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть результаты своей деятельности; постановка целей, планирование, определение оптимального соотношения целей и средств).

        Кроме того, при планировании необходимо учитывать, что физика, как учебная дисциплина, является теоретической  и практической основой общетехнической подготовки, а значит при изучении курса, нужно уделять больше внимания способности обучающихся к самостоятельной постановке целей, определению оптимального соотношения целей и средств их достижения, умению правильно проводить наблюдение, измерения, умению предвидеть результат, применять полученные знания и навыки в повседневной жизни и профессиональной деятельности.  

               В тоже время, при изучении курса физики на уровне гуманитарного профиля необходимо отдавать предпочтение развиватию умения владеть монологической и диалогической речью, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, признавать право собеседника на иную точку зрения, оценивать достоверность  естественнонаучной информации, приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.

1.3 Роль задач с профессиональной направленностью в изучении физики

        В настоящее время все чаще  критикуется  «академическая» подготовка  выпускников, которые, как показывают результаты международных исследований, не справляются с заданиями, проверяющими предметную компетентность.

        Современные обучающиеся  ясно осознают, что те знания и умения, которые они приобретают на уроках, вряд ли пригодятся в их будущей жизнедеятельности.

        Часто уроки физики не дают убедительного ответа на вопрос «зачем все это нужно?» Здесь должна решаться важная методическая проблема сближения школьных методов решения задач с методами, применяемыми на практике; необходимо раскрытие особенностей прикладной  физики, ее воспитательных функций; усиливать межпредметные связи. Необходимо на доступном для обучающихся языке обеспечивать действительные взаимосвязи содержания физики с окружающим миром, рекомендовать применение отдельных тем в смежных науках, в профессиональной деятельности, в производстве, в быту.

        Действительно, как можно убедить обучающегося в необходимости умения определять длину волны? Зачем, для чего ему это нужно? Пригодится ли данное умение в жизни? При отсутствии устойчивой мотивации изучения школьных дисциплин теряется интерес к учебе в целом.         Современный процесс обучения должен обеспечивать как образовательную, так и политехническую подготовку обучающихся, формировать у них материалистическое мировоззрение.

        Подготовка квалифицированных рабочих была и остается главной задачей в этом направлении. Не секрет, что многие обучающиеся поступившие в техникум имеют только некоторые представления о своей будущей профессии. Перед преподавателями возникает серьезная проблема повышения интереса обучающихся к избранной ими профессии.

        Особое место в воспитании интереса к избранной профессии принадлежит физике, т.к. она является научной базой для изучения общетехнических и специальных дисциплин. Поэтому для более успешного решения названной проблемы необходимо использовать  задачи по физике с учетом профессиональной направленности преподавания.

        В данный момент нет единого подхода к трактовке понятия « задача с профессиональной направленностью». Из известных определений есть близкое к нему -  «прикладная задача» – это задача, поставленная вне математики и решаемая математическими средствами (Н.А. Терешин) [16]. Практика показывает, что школьники с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания.

        По нашему мнению, задача с  профессиональной направленностью по физике — это проблемная ситуация, условие которой связано с  явлениями, которые  встречаются в профессиональной практике обучающегося.  

        Чаще всего,   в задачах с профессиональной направленностью автор задаёт  ситуацию с известным начальным состоянием системы и конечным состоянием системы,  причём алгоритм достижения конечного состояния от начального может быть как известен так и неизвестен, в зависимости от уровня усвоения знаний конкретными обучающимися, которым предложено решить задачу ( №2.2.3В приложение 3).

                  При решении задач с профессиональной направленностью, обучающиеся   не только проводят вычисления по известным формулам, но и устанавливают качественную зависимость между физическими величинами, т. е. обучающиеся пользуются изученными физическими закономерностями и применяют их к анализу явлений, происходящих в повседневной жизни и на рабочем месте,  что в свою очередь приводит к осуществлению межпредметных  связей. Этим  задачи с профессиональной направленностью  выгодно отличаются от несложных расчетных, которые в некоторых случаях могут быть решены без такого анализа – простой подстановкой данных в формулу, подбираемой по чисто формальным признакам.

        Кроме того, задача с профессиональной направленностью обозначает упражнение, требующее от обучающихся  нахождения  решения на основании знаний, полученных в процессе изучения специальных дисциплин, т.е. задачи с профессиональной направленностью  отличаются  тем, что для их решения не достаточно знаний полученных на уроках физики, они решаются с  привлечением данных из различных предметных областей.

                 Таким образом,  задачи с профессиональной направленностью способствуют более глубокому усвоению содержания курса физики, позволяют контролировать знания, умения и навыки обучающихся. Они являются хорошим средством для более прочного закрепления изученного  обучающимися теоретического материала и показа практического его применения.

        Данный вид задач,  выступая в качестве источника побуждения интереса обучающегося,  реализует интеграцию знаний и умений, полученных в процессе решения, в профессиональную деятельность.  Значит, главным требованием, предъявляемым к комплексу  физических задач  является обязательное применение данных межпредметного характера.

ГЛАВА 2. КОМПЛЕКС ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ С

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

2.1 Методика разработки комплекта задач с профессиональной направленностью

        Разработка и подбор заданий для формирования предметных компетенций весьма важная задача. Для достижения этой цели используются два типа задач – чисто физические и практико-ориентированные.         Действующие учебники мало предлагают задач именно второго типа.

        В связи с этим необходимо создание банка задач для формирования компетентности обучающихся.

   Основным исходным положением, затрагивающим профессиональную направленность курса физики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, является прикладная значимость знаний в практической деятельности. Прикладная направленность физических  знаний означает осуществление реализации профессиональной подготовки. К основным направлениям этой работы в процессе обучения физике можно отнести следующие:

-сближение методов решения учебных задач с методами, применяемыми на практике;

-раскрытие своеобразия отражения физических законов в действительности, например, в задаче: С помощью башенного крана груз был поднят на высоту 20 м со скоростью 2 м/с. Определите скорость падения груза в случае обрыва троса  (№ 1.2.3 В приложение 2) отражаются  законы равноускоренного движения тел;

-формирования у обучающихся умений строить физические модели,

например, в процессе решения задачи: В кузове автомобиля ГАЗ провозятся плохо закрепленные листы гипсокартона. Как будет двигаться груз при резком торможении? (№1.3.5 А приложение 2) обучающийся использует модель «материальная точка»;

-изучение впечатлений обучающихся, сложившихся в результате наблюдения трудового процесса, и учет обобщенных результатов при объяснении нового материала;

превращение материалов наблюдения в средство повышения эффективности уроков физики;

-систематическое использование на уроках физики материала по профессии, например: На шов сварной конструкции действуют две силы в противоположные стороны по 550 Н каждая. Пройдёт ли шов проверку на прочность, если он выдерживает воздействие силой 1000 Н? Ответ обоснуйте. (№1.3.3.В приложение 2);

-ознакомление обучающихся средствами задач с профессиональной направленностью с особенностями выбранной ими профессии (приложение 2,3).

              Каждая решаемая задача имеет методическую цель. Поэтому преподаватель должен стремиться не к тому, чтобы задача была решена быстро и безошибочно или только на развитие тренировки, а к тому, чтобы она была решена творчески и чтобы в ней было как можно больше пользы для  развития обучающегося (задачи уровня В приложений 2,3).

                 Под составлением задачи по физике надо понимать не простую репродукцию задачи из сборника или учебного пособия, а самостоятельную постановку и решение проблемы преподавателем, которая в общем случае решается с помощью логических умозаключений, математических действий на основе законов и методов физики.

                Понимание взаимосвязи решения и составления задач позволит преподавателю добиться повышения эффективности и результативности составления и решения задач.

       Для составления и решения физических задач служат основой  факты из практической деятельности обучающегося.

        Таким образом, процесс составления физических задач профессиональной направленности  представляет собой:

1.        создание  ситуации, связанной с профессиональной деятельностью соответствующей задаче (например № 2.1.1А приложение 3)

2.        выявление и анализ элементов задачной ситуации;

3.         выбор теоретического базиса;

4.         установление вида и структуры задачи;

5.        краткая запись условия задачи с выполнением рисунка, чертежа, графика      или схемы;

6.         формулирование условия и вопроса задачи;

7.        подбор числовых значений исходных величин и установление связей между ними;

8.        упрощение или усложнение условия, дополнение условия недостающими данными, постоянными;

9.         выбор методов, приемов, способов решения задачи;

10.         исследование задачи, ее окончательная редакция и постановка новых задачных ситуаций;

11.         запись на языке, соответствующем предметной области задачи;

12.     решение и оценка составленной задачи.

        

2.2 Виды задач с профессиональной направленностью

        Задачи с профессиональной направленность разработаны по двум разделам физики: раздел 1. «Механика» (приложение 2),  раздел 2. «Молекулярная физика и термодинамика» (приложение 3).

              Данные разделы изучаются на первом курсе учреждений начального профессионального образования.  Из 172 часов обязательной (аудиторной) нагрузки обучающегося на первый год обучения приходится 72 часа.

 При этом на изучение раздела «Механика» 40 часов обязательной (аудиторной) нагрузки и 10 часов самостоятельной внеаудиторной работы.

                На изучение раздела «Молекулярная физика и термодинамика» 28 часов

обязательной (аудиторной) нагрузки и 10 часов самостоятельной внеаудиторной работы.

            Таким образом, на первом курсе изучается большая часть курса, поэтому при изучении данных тем целесообразно ввести задачи с профессиональной направленностью, чтобы повысить интерес не только к предмету «физика», но и другим предметам (химия, электротехника, автоматизация производства, спецтехнология и непосредственно к будущей профессии).

        Комплект задач с профессиональной направленностью  разработан для реализации  на уроках физики  в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку обучающихся по программам технического профиля.

    Комплект содержит задачи по разделам «Механика» и  «Молекулярная физика. Термодинамика».

    Раздел 1. «Механика» включает следующие темы:

1.1.        Основные характеристики движения тел.

1.2.        Прямолинейное движение с постоянным ускорением.

1.3.        Законы Ньютона.

1.4.        Механическая энергия, работа и мощность.

Раздел 2. «Молекулярная физика. Термодинамика» включает темы:

2.1. Основы молекулярно-кинетической теории.

2.2. Изопроцессы.

2.3.Уравнение состояния идеального газа.

2.4. Первый закон термодинамики.

2.5. Свойства паров и жидкости. Влажность воздуха.

    Задачи по каждой теме дифференцированы по двум уровням сложности:

1.        Уровень А (достаточно простые качественные и расчётные задачи, которые могут быть решены устно или с использованием одной-двух формул).

2.        Уровень В (имеют усложнённый характер, требуют использования дополнительных соотношений, правил или законов, построения графиков, схем).

            Задачи с профессиональной направленностью раздела 1 (№1.1.1А, 1.1.4А, 1.1.5А, 1.2.2А, 1.2.3А, 1.2.5А, 1.3.1А, 1.3.3А, 1.4.1А, 1.4.1А (приложение 2), применяются при изучении соответствующих тем: «Основные характеристики движения тел»,   «Прямолинейное движение с постоянным ускорением»,    «Законы Ньютона»,  «Механическая энергия, работа и мощность».  Данные задачи являются тренировочными и используются, в основном для закрепления изученного материала на уроке.

          Задачи №1.1.2А, 1.1.2В,1.1.4В, 1.2.4В, 1.2.5В,1.3.2В,1.3.3В, 1.4.3В,  1.4.4В (приложение 2) применяются как в качестве заданий для самостоятельной внеаудиторной подготовки.

         Задачи № 1.2.5А, 1.3.5В,1.4.5А, 1.4.5В (приложение 2) используются в качестве задний для промежуточного и итогового контроля.

        Задачи с профессиональной направленностью раздела 2 (№2.1.1А, 2.1.4А, 2.1.5А, 2.2.2А, 2.2.3А, 2.2.5А, 2.3.1А, 2.3.3А, 2.4.1А, 2.4.1А, 2.5.1А, 2.5.3А (приложение 3) применяются для закрепления изученного материала в соответствующих темах: «Основы молекулярно-кинетической теории», «Изопроцессы», «Уравнение состояния идеального газа», «Первый закон термодинамики», « Свойства паров и жидкости. Влажность воздуха».

        Задачи №2.1.2А, 2.1.2В,2.1.4В, 2.2.4В, 2.2.5В,2.3.2В,2.3.3В, 2.4.3В,  2.4.4В, 2.5.2В, 2.5.3В (приложение 3) применяются как в качестве заданий для самостоятельной внеаудиторной подготовки.

         Задачи № 2.2.5А, 2.3.5В,2.4.5А, 2.4.5В,2.5.1В (приложение 3) используются в качестве задний для промежуточного и итогового контроля.

                 В то время как  все задачи раздела 1 применяются как в группе №102 «СЩ» так и в группе  №3 МСС в соответствующей темах, задачи раздела 2 дифференцируются по профессиям. Так задачи  с кодом 2.1.1А, 2.1.4А, 2.1.1В, 2.1.5.В, 2.2.1В, 2.3.1А, 2.5.2А, 2.5.5А, 2.3.3В предназначены для обучающихся по профессии «Сварщик», а задачи с кодом 2.1.5А, 2.2.4В, 2.3.4А, 2.5.1А, 2.5.3А, 2.5.4А, 2.4.1В предназначены для применения в группах обучающимся по профессии «Мастер сухого строительства».

    Задачи данного комплекта являются оригинальными или переработанными применительно к какой либо ситуации. Проблемные ситуации некоторых задач аналогичны задачам, которые разработали: Л.М.Коган, А.А. Пинский, Г.Ю. Грановский, А.Е. Марон, Е.А. Марон, Л.А Кирик и Ю.И. Дик.

     Комплект не заменяет опубликованные задачи для школ и учреждений  НПО и СПО, а служит дополнением к ним.

2.3  Результаты использования задач с профессиональной направленностью на уроках физики

        Задачи с профессиональной направленностью применяются  на уроках физики в группах первого курса № 102 по профессии «Сварщик» (18 человек) и в группе №3 по профессии  «Мастер сухого строительства» (16 человек) с сентября 2012-2013 учебного года. Обучающиеся данных групп имеют низкую мотивацию к обучению и как следствие низкую успеваемость.

        Проанализировав результаты входного контроля,  сделала  вывод о том, что, в группе №3 «МСС» успешно справились с заданиями 62,5% обучающихся, из них, получивших отметку «4» и «5» - 18,8%, в группе №102 «СЩ» справились с заданиями 77,7%, из них 11,1% получили отметку «4» и «5».

        За время применения задач с профессиональной направленностью у обучающихся наблюдется повышение мотивации к изучению предмета физика, что выражается в повышении интереса к выполнению самостоятельных (внеаудиторных) работ, домашних заданий, посещаемости уроков физики и спецтехнологиии, и  как следствие улучшение успеваемости.

          Результаты  применения задач с профессиональной направленностью представлены в таблице 1.

Таблица 1

Группа

Успеваемость

Доля обучающихся получивших отметки

«4» и «5»

в начале

2012-2013 уч. года

по результатам I полугодия

2012-2013уч.

 года

в начале года

2012-2013

уч. года

по результатам

 I полугодия

2012-2013уч. года

№3 «МСС»

62.5%

93.75%

18.8%

37.5%

№102 «СЩ»

77.7%

94.5%

11.1%

33.3%

        Результаты успеваемости обучающихся групп первого курса № 97 «СЩ и 2 «МСС» за 2011-2012 учебный год без применения задач с профессиональной направленностью представлены в таблице 2.

Таблица 2

Группа

Успеваемость

Доля обучающихся получивших отметки

«4» и «5»

В начале 2011-2012 учебного года

В конце

2011-2012 учебного года

В начале 2011-2012 учебного года

В конце

2011-2012 учебного года

№2 «МСС»

60,2%

90,7%

15,3%

29,8%

№ 97 «СЩ»

50,3 %

89,6%

13,2%

30,2%

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что применение задач с профессиональной направленностью даёт возможность повысить мотивацию к изучению общеобразовательных предметов и предметов междисциплинарного цикла, задачи являются средством для закрепления изученного материала и его практического применения.

        Кроме того, систематическое применение задач с профессиональной направленностью в качестве контролирующих заданий, дает возможность выявить уровень освоения знаний, сформированность умений, определить готовность к восприятию и освоению новых знаний, умений, отработать навыки, выявить причины затруднений  и ошибок.

        Следовательно, задачи с профессиональной направленностью позволяют повысить уровень качества подготовки по профессиям технического профиля «Сварщик», «Мастер сухого строительства»

        В процессе целенаправленного применения задач с профессиональной направленностью имеется возможность:

-         сформировать умение применять знания, полученные на уроках физики в процессе производственного обучения, производственной практики на предприятии и на  предметах междисциплинарного цикла;

-        скорректировать учебный процесс, конкретизируя задачи, формы и методы обучения, опираясь на требования стандартов начального профессионального образования;

-         стимулировать познавательную активность обучающихся;

-         спрогнозировать насколько хорошо обучающиеся будут адаптироваться в условиях производства;

-         проследить насколько они коммуникабельны и какой комплекс мер необходимо применить для развития адаптивных и коммуникативных способностей обучающихся.

        В качестве содержания задач с профессиональной направленностью по физике отобраны материалы в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта по профессии «Сварщик» и Федерального государственного образовательного стандарта по профессии «Мастер отделочных и строительных работ».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для учителя. – М., 2004.  

2.        Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001.

3.        Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.

4.        Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.

5.        Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.

6.        Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. – М., 2004.

7.         В.В. Брофман: А.М. Шор, Физика в строительстве и архитектуре. Учебное пособие.

8.        Ю.И. Дик, Ю.И. Турышев: Межпредметные связи курса физики.- М., Просвещение,1987.

9.        Л.М. Коган, А.А. Пинский: Задачи с профессиональной направленностью.- М., 1992

10.         А.Е. Марон Физика 10 класс: дидактические материалы- М.: Дрофа, 2009

11.    И.Д. Зверев,  В.Н. Максимова Межпредметные связи в современной школе.- М.: Педагогика, 1981.

12.   М.И. Махмутов, А.З. Шакерзянов Учебный процесс с использованием межпредметных связей. – М.: Высшая школа, 1985.

13.  П.И. Самойленко Повышение эффективности обучения физике. Учеб.-метод. Пособие.- М.: Высшая школа, 1993.

14.         [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.mitht.ru/files/methodics/1250.pdf

15.    [Электронный ресурс] – Режим доступа:  fizkaf.narod.ru/metod.htm

16. [Электронный ресурс] – Режим доступа:  www.alleng.ru/d/math/math01.htm         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГРУППЫ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ОДБ. 05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

В  Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ 05 Обществознание разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Обществознание (автор: Королькова Е.С., ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2...

Календарно- тематическое планирование по химии для специальностей технического профиля-78 часов

Темы распределены по семестрам,включено большое количество лабораторных и самостоятельных работ....

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ПО МДК 01.02 ПМ 01«ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТУ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК» программы подготовки специалистов среднего звена для специальностей технического профиля 08.02.09 «Монтаж наладка и эксплуа

Задания для практических и лабораторных работ для МДК 01.02 "Электрооборудование промышленных и гражданских зданий"и МДК 01.03 "Эксплуатация и ремонт  силового электрооборудования" ПМ 0...

Методические рекомендации к практическим работам по инженерной графике для специальности технического профиля 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"

Методические рекомендации к практическим работам по инженерной графике для специальности технического профиля 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" можно ска...

Рабочая программа по обществознанию для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Автор: А.Г. Важенин

Программа учебной дисциплины «Обществознание» является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО – программы подготовки специалистов среднего звена (далее &nda...

Опыт внедрения методики преподавания математики с профессиональной направленностью в СПО

Статья содержит описание опыт внедрения применения методики преподавания математики с профессиональной направленностью в системе СПО с целью повышения качества знаний обучающихся....