КТП
календарно-тематическое планирование

Юдина Татьяна Александровна

 КТП для СПО ,специальность 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской областизначок

                                        УТВЕРЖДАЮ

                           Руководитель ОСП №  6

                                       Гаврилов С.В.

                                   «31» августа    2020г.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

 «Щелковский колледж» (ГБПОУ МО «Щелковский колледж»)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине, ПМ                    Химия

МДК

на   2020- 2021  г.

Составлен в соответствии с  рабочей программой, утвержденной зам.директора по учебной работе

Специальность:   35.02.12

Курс ____1____ Группа__6024/1

Преподаватель: Юдина Татьяна Александровна

(фамилия, имя, отчество)

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Семестр

Максимальная учебная нагрузка (в час)

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся (в час)

Обязательная аудиторная нагрузка ( в часах), в том числе:

Теоретическое обучение

Лабораторные работы

Практические занятия

Курсовая работа (проект)

Контрольные работы

1.68

216

72

104

40

2.76

Председатель предметной (цикловой) комиссии  

/

 

подпись

(Имя, Отчество, Фамилия))

Протокол заседания ПЦК №   ___1______ от  «___31__» _________августа___________  2020  года

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Химия

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Общая и неорганическая химия

Содержание учебного материала

  75

Введение. Основные понятия и законы химии

Содержание учебного материала:

  10

1.

1-2.Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ.

2

1

2.

3-4.Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

2

1

3.

5-6.Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.

2

1

Практическая работа

4

1

4.

7-8-9-10.Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе

Тема 1

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

Содержание учебного материала:

   8

1.

11-12.Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

2

1

2.

13-14-15-16.Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов)

4

1

Практическая работа

2

1

1.

17-18.Строение электронных оболочек атомов элементов малых и больших периодов. Электронные конфигурации атомов

Самостоятельная работа обучающихся

Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.

Выполнение индивидуального домашнего задания – нахождение атомной и молекулярной формул по данным элементарного анализа вещества

3

Тема 2

Строение вещества

Содержание учебного материала:

  14

1.

 19-20-21-22. Виды химической связи. Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи.

Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления.

4

1

2.

23.Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

1

1

3.

24. Водородная связь Твердое, жидкое и газообразное. состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

1

1

4.

25-26.Чистые вещества и смеси. Агрегатные состояния веществ.Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

27-28. Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

2

2

1

Практическая работа

4

5.

29-30.Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

2

1

6.

31-32. Решение задач о коллоидных системах.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

-составление структурных формул веществ с разными видами химической связи.

4

Тема 3

Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Содержание учебного материала:

  8

1.  

33-34.Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества.

2

1

2.

35-36.Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы.

2

1

3.

37-38.Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.

2

1

Практическое занятие

2

1

4.

39-40.Решение задач на массовую долю растворенного вещества. Приготовление раствора заданной концентрации.

Тема 4

Классификация неорганических соединений и их свойства

Содержание учебного материала:

  12

1.

 41-42.Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.

2

1

2.

43-44.Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

2

1

3.

45-46.Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей.

2

1

4.

47-48.Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

2

1

Практическое занятие

2

1

5.

49-50.Решение задач на гидролиз солей

Лабораторная работа

2

1

6.

51-52.Свойства основных классов неорганических соединений. Гидролиз солей

Самостоятельная работа обучающихся

- Правила разбавления серной кислоты. Использование серной кислоты в промышленности. Едкие щелочи, их использование в промышленности. Понятие о рН раствора. Кислотная, щелочная, нейтральная среды растворов.

4

Тема 5

Химические реакции

Содержание учебного материала:

10

1.

53-54.Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. 

55-56.Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

2

2

1

2.

57-58.Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

2

1

3.

59-60.Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

2

1

Практические занятия

2

4.

61-62.Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. 

Самостоятельная работа обучающихся

- Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов. Электролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов. Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы.

4

Тема 6

Металлы и неметаллы

Содержание учебного материала:

13

1.

63-64-65.Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

3

1

2.

66.Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

1

1

3.

67-68-69.Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

3

Практические занятия

2

1

4.

70-71.Решение расчетных задач.

Лабораторная работа

2

2

1

5.

72-73.Решение экспериментальных задач. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.

74-75.Обобщающее занятие по неорганической химии.

Самостоятельная работа обучающихся

- решение экспериментальных задач. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии

4

Органическая химия

Содержание учебного материала

  125

Тема 1

Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Содержание учебного материала:

  17

1.

76-77-78-Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

3

1

2.

79-80-81-82-83. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

5

1

3.

 84-85-86-87. Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп.

4

1

Практическая работа

 

4.

 88-89. Изготовление моделей молекул органических веществ.

2

1

5.

90-91-92-. Решение расчетных задач.

3

1

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение домашнего задания из учебника;

- работа над индивидуальным учебным проектом

4

Тема 2

Углеводороды и их природные источники

Содержание учебного материала:

  38

1.

93 - 94-95-96-97-98-99-100. Алканы. Свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

8

1

2.

 101-102-103-104-105-106-107-108. . Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

8

1

3.

109-110-111-112. Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

4

1

4.

113-114-115-116. Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

4

1

5.

117-118-119-120. Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

4

1

6.

121-122-123- 124. Природный газ. Нефть. состав, применение в качестве топлива. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.

4

1

Практическая работа

 

8.

125-126. Изготовление моделей молекул органических веществ.

127-128-. Составление изомеров и гомологов.

4

1

9.

129-130. Практическая работа. Природные источники углеводородов

2

Самостоятельная работа обучающихся

- Правило В.В. Марковникова. Классификация и назначение каучуков. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука.

Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Тримеризация ацетилена в бензол.

Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил.

Основные направления промышленной переработки природного газа.

Попутный нефтяной газ, его переработка;

работа над индивидуальным учебным проектом

4

Тема 3

Кислородсодержащие органические соединения

Содержание учебного материала:

   38

1.

 131-132-133-134-135-136. Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

6

1

2.

137-138. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

2

1

3.

139-140-141-142-. Альдегиды и кетоны. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. Понятие о кетонах. Кетонная группа как функциональная. Ацетон и его свойства. Получение кетонов. Применение ацетона на основе его свойств.

4

1

4.

143-144-145-146-147-148. Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. 

6

1

5.

149-150-151-152. Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

4

1

6.

153-154-155-156-157-158-159-160.Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт.

8

1

Практическая работа

2

1

7.

161- 162.Решение расчетных задач.

Лабораторная работа

          2

2

1

8.

163-164. Свойства карбоновых кислот на примере уксусной кислоты

165-166. Свойства моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов.

167-168.Качественные реакции органических веществ

Самостоятельная работа обучающихся

- Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним.

Получение фенола из продуктов коксохимического производства и из бензола.

Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу. Ацетальдегид. Понятие о кетонах на примере ацетона. Применение ацетона в технике и промышленности.

Многообразие карбоновых кислот (щавелевая кислота как двухосновная, акриловая кислота как непредельная, бензойная кислота как ароматическая).

Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства.

Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты. Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Пироксилин;

- работа над индивидуальным учебным проектом

4

Тема 4

Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

Содержание учебного материала:

   32

1.

169-170-171-172. Азотсодержащие органические соединения. Номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств

4

2

2.

173-174-175-176. Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные  органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

4

2

3.

 177-178-179-180. Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.  Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.

4

2

4.

 181-182-183-184-185-186. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. 

6

2

5.

 187-188-189-190. Волокна. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.

4

2

Практическая работа

 

6.

 191-192.Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.

2

2

7.

 193-194..Распознавание пластмасс и волокон.

2

2

Лабораторная работа

2

1

8.

 195-196.Свойства белков. Качественные реакции белков.

Свойства и распознавание натуральных и синтетических волокон

Самостоятельная работа обучающихся

- Аминокапроновая кислота. Капрон как представитель полиамидных волокон. Использование гидролиза белков в промышленности. Поливинилхлорид, политетрафторэтилен (тефлон). Фенолоформальдегидные пластмассы. Целлулоид. Промышленное производство химических волокон;

- работа над индивидуальным учебным проектом

4

Зачетное занятие

Содержание учебного материала:

1.

 197-198.  Обобщающее занятие по  органической химии.   

199-200. Обобщающее занятие по курсу химии.

2

2 

Всего:

 200

                        

Примерные темы  курсовой работы

  1. Биотехнология и генная инженерия – технологии XXI века.
  2. Современные методы обеззараживания воды.
  3. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
  4. «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…».
  5. Синтез 114-го элемента – триумф российских физиков-ядерщиков.
  6. Использование радиоактивных изотопов в технических целях.
  7. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.
  8. Охрана окружающей среды от химического загрязнения.
  9. Защита озонового экрана от химического загрязнения.
  10. Растворы вокруг нас.
  11. Вода как реагент и как среда для химического процесса.
  12. История гипса.
  13. Поваренная соль как химическое сырье.
  14. Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.
  15. История получения и производства алюминия.
  16. Роль металлов в истории человеческой цивилизации.
  17. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.
  18. Инертные или благородные газы.
  19. Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.
  20. Углеводы и их роль в живой природе.
  21. Строение глюкозы: история развития представлений и современные воззрения.
  22. Развитие сахарной промышленности в России.
  23. Этанол: величайшее благо и страшное зло. Алкоголизм и его профилактика.
  24. История уксуса.
  25. Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения.
  26. Мыла: прошлое, настоящее, будущее.
  27. Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений.
  28. Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки.
  29. СПИД и его профилактика.

Литература

  1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2013. Дрофа 191 стр.
  2. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. —М., 2013. —//—  223 стр.
  3. Габриелян О.С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей тех. профиля – М. Академия, 2012г., 256 стр.  
  4. Габриелян О.С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей (НПО;СПО) М. Академия, 2012г., 208стр.
  5. Габриелян О.С., Г. Г. Лысова химия в тестах, задачах и упражнениях. СПО— м. Академия 2012г.,224 стр.
  6. Ерохин Ю.М. задачи и упражнения, учебное пособие, НПО и СПО— М.,2012. Академия 228 стр.
  7. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. Пособия для НПО и СПО под редакцией Габриеляна—М., 2012. Академия 304 стр.

Перечень практических работ

 Практическая работа№ 1 «Составление электронных и графических формул».

Практическая работа№ 2 «Характеристика элемента по его положению в периодической системе» .

 Практическая работа №3 «Вычисления по химическим формулам».

Практическая работа № 4 «Вычисления по уравнениям химических реакций».

Практическая работа № 5«Приготовление растворов различных видов концентрации».

Практическая работа№ 6 Расчеты по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке.

 Практическая работа №7 Взаимодействие металлов с неметаллами, с растворами солей и кислот.

Практическая работа №8 Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

Практическая работа № 9 Получение гидроксидов алюминия и цинка; исследование их свойств.

Практическая работа №10 Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов.

Практическая работа № 11«Нахождение молекулярной формулы органического вещества

 по массовой доле элементов (в %).

Практическая работа №12 Получение этилена и опыты с ним.

Практическая работа № 13 «Определение молекулярной формулы вещества по его относительной

 плотности и массе продуктов сгорания».

Практическая работа № 14 «Изучение восстановительных свойств альдегидов: реакция «серебряного зеркала».

Практическая работа № 15 «Растворимость различных карбоновых кислот в воде. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.»

Практическая работа № 16 Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при различных температурах. Действие аммиачного раствора оксида серебра на сахарозу. Обнаружение лактозы в молоке. Действие йода на крахмал.

Практическая работа № 17 Денатурация белка. Цветные реакции белков.

Практическая работа№ 18 Ознакомление с образцами пластмасс, волокон, каучуков, минералов и горных пород. Сравнение свойств термореактивных и термопластичных пластмасс.

        



Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской областизначок

  УТВЕРЖДАЮ

      Руководитель ОСП №  6

                                Гаврилов С.В.

«31» августа    2020г.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

 «Щелковский колледж» (ГБПОУ МО «Щелковский колледж»)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине, ПМ        Химия

МДК

на   2020- 2021   г.

Составлен в соответствии с  рабочей программой, утвержденной зам.директора по учебной работе

Специальность:     

    08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ    

Курс ____1____ Группа__ 6030

Преподаватель: Юдина Татьяна Александровна

(фамилия, имя, отчество)

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Семестр

Максимальная учебная нагрузка (в час)

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся (в час)

Обязательная аудиторная нагрузка ( в часах), в том числе:

Теоретическое обучение

Лабораторные работы

Практические занятия

Курсовая работа (проект)

Контрольные работы

1.68

174

58

94

22

1

2.48

Председатель предметной (цикловой) комиссии  

/

 .

подпись

(Имя, Отчество, Фамилия))

Протокол заседания ПЦК №   ___1______ от  «___31___» _________августа___________  2020  года

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Химия

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Общая и неорганическая химия

Содержание учебного материала

66

Введение. Основные понятия и законы химии

Содержание учебного материала:

5

1.

Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ.

1

1

2.

Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

1

1

3.

Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.

1

1

Практическая работа

2

1

4.

4-5.Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе

Тема 1

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

Содержание учебного материала:

7.  

1.

6.Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

1

1

2.

7. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов)

1

1

Практическая работа

2

1

1.

8.-.Строение электронных оболочек атомов элементов малых и больших периодов. Электронные конфигурации атомов

Самостоятельная работа обучающихся

Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.

Выполнение индивидуального домашнего задания – нахождение атомной и молекулярной формул по данным элементарного анализа вещества

3

Тема 2

Строение вещества

Содержание учебного материала:

12 13

1.

9-10. Виды химической связи. Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи.

Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления.

1

1

2.

.Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

1

1

3.

Водородная связь Твердое, жидкое и газообразное. состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

1

1

4.

 11..Чистые вещества и смеси. Агрегатные состояния веществ.Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

12.Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

1

1

Практическая работа

4

5.

13-14.Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

2

1

6.

15.Решение задач о коллоидных системах.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

-составление структурных формул веществ с разными видами химической связи.

4

Тема 3

Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Содержание учебного материала:

5 6

1.  

16.Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества.

1

1

2.

17.Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы.

1

1

3.

Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.

1

1

Практическое занятие

2

1

4.

18-19.-Решение задач на массовую долю растворенного вещества. Приготовление раствора заданной концентрации.

Тема 4

Классификация неорганических соединений и их свойства

Содержание учебного материала:

14 12

1.

20.Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.

1

1

2.

Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

1

1

3.

21-22.Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей.

1

1

4.

 23.Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

1

1

Практическое занятие

2

1

5.

24-25.Решение задач на гидролиз солей

Лабораторная работа

2

1

6.

 26-27.Свойства основных классов неорганических соединений. Гидролиз солей

Самостоятельная работа обучающихся

- Правила разбавления серной кислоты. Использование серной кислоты в промышленности. Едкие щелочи, их использование в промышленности. Понятие о рН раствора. Кислотная, щелочная, нейтральная среды растворов.

4

Тема 5

Химические реакции

Содержание учебного материала:

10

1.

28.Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. 

.Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

1

1

2.

29.Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

1

1

3.

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

1

1

Практические занятия

2

4.

30-31.Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Самостоятельная работа обучающихся

- Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов. Электролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов. Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы.

4

Тема 6

Металлы и неметаллы

Содержание учебного материала:

13

1.

32-33.34.Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

2

1

2.

35.Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

1

1

3.

36-37.Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

2

Практические занятия

2

1

4.

38-39.Решение расчетных задач.

Лабораторная работа

2

2

1

5.

40-41.Решение экспериментальных задач. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.

42-43. Обобщающее занятие по неорганической химии.

Самостоятельная работа обучающихся

- решение экспериментальных задач. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии

4

Органическая химия

Содержание учебного материала

78

Тема 1

Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Содержание учебного материала:

11  17

1.

44.Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

2

1

2.

45.Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

3

1

3.

46. Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп.

2

1

Практическая работа

4

4.

47-48. Изготовление моделей молекул органических веществ.

2

1

5.

49-50. Решение расчетных задач.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение домашнего задания из учебника;

- работа над индивидуальным учебным проектом

4

Тема 2

Углеводороды и их природные источники

Содержание учебного материала:

14  19

1.

51-52-53-54.Алканы. Свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

2

1

2.

55-56-57-58. Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

2

1

3.

59-60. Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

1

1

4.

61-62. Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

1

1

5.

63. Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

1

1

6.

64-65. Природный газ. Нефть. состав, применение в качестве топлива. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.

1

1

Практическая работа

6

8.

66-67.Изготовление моделей молекул органических веществ.

  Составление изомеров и гомологов.

2

1

9.

68-69.Практическая работа Природные источники углеводородов. 

2

Самостоятельная работа обучающихся

- Правило В.В. Марковникова. Классификация и назначение каучуков. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука.

Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Тримеризация ацетилена в бензол.

Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил.

Основные направления промышленной переработки природного газа.

Попутный нефтяной газ, его переработка;

работа над индивидуальным учебным проектом

4

Тема 3

Кислородсодержащие органические соединения

Содержание учебного материала:

14  20

1.

70-71.Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

1

1

2.

72-73. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

1

3.

74-75.Альдегиды и кетоны. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. Понятие о кетонах. Кетонная группа как функциональная. Ацетон и его свойства. Получение кетонов. Применение ацетона на основе его свойств.

1

1

4.

76-77-78-.Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. 

2

1

5.

79-80. Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

1

1

6.

81-82-83-.Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт.

1

1

Практическая работа

8

1

7.

84-85-86-87-88-89-90-91. Решение расчетных задач. 91

             92-93.Лабораторная работа

2

1

8.

Свойства карбоновых кислот на примере уксусной кислоты  

Свойства моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов.

.Качественные реакции органических веществ

Самостоятельная работа обучающихся

- Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним.

Получение фенола из продуктов коксохимического производства и из бензола.

Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу. Ацетальдегид. Понятие о кетонах на примере ацетона. Применение ацетона в технике и промышленности.

Многообразие карбоновых кислот (щавелевая кислота как двухосновная, акриловая кислота как непредельная, бензойная кислота как ароматическая).

Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства.

Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты. Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Пироксилин;

- работа над индивидуальным учебным проектом

4

Тема 4

Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

Содержание учебного материала:

15  20

1.

94-95.Азотсодержащие органические соединения. Номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств

2

2

2.

96-97.Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные  органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

2

2

3.

98-99-100.Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.  Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.

2

2

4.

101-102-103.Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. 

2

2

5.

104-105-106.Волокна. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.

1

2

Практическая работа

6

6.

107-108-109..Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.

2

2

7.

110-111.Распознавание пластмасс и волокон.ещё раз

2

2

Лабораторная работа

2

1

8.

112-113-114.Свойства белков. Качественные реакции белков.

Свойства и распознавание натуральных и синтетических волокон

Самостоятельная работа обучающихся

- Аминокапроновая кислота. Капрон как представитель полиамидных волокон. Использование гидролиза белков в промышленности. Поливинилхлорид, политетрафторэтилен (тефлон). Фенолоформальдегидные пластмассы. Целлулоид. Промышленное производство химических волокон;

- работа над индивидуальным учебным проектом

4

Зачетное занятие

Содержание учебного материала:

1.

115-116. Дифференцированный зачет  

2

Всего:

116

                        

Примерные темы  курсовой работы

  1. Биотехнология и генная инженерия – технологии XXI века.
  2. Современные методы обеззараживания воды.
  3. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
  4. «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…».
  5. Синтез 114-го элемента – триумф российских физиков-ядерщиков.
  6. Использование радиоактивных изотопов в технических целях.
  7. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.
  8. Охрана окружающей среды от химического загрязнения.
  9. Защита озонового экрана от химического загрязнения.
  10. Растворы вокруг нас.
  11. Вода как реагент и как среда для химического процесса.
  12. История гипса.
  13. Поваренная соль как химическое сырье.
  14. Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.
  15. История получения и производства алюминия.
  16. Роль металлов в истории человеческой цивилизации.
  17. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.
  18. Инертные или благородные газы.
  19. Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.
  20. Углеводы и их роль в живой природе.
  21. Строение глюкозы: история развития представлений и современные воззрения.
  22. Развитие сахарной промышленности в России.
  23. Этанол: величайшее благо и страшное зло. Алкоголизм и его профилактика.
  24. История уксуса.
  25. Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения.
  26. Мыла: прошлое, настоящее, будущее.
  27. Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений.
  28. Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки.
  29. СПИД и его профилактика.

Литература

  1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2013. Дрофа 191 стр.
  2. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. —М., 2013. —//—  223 стр.
  3. Габриелян О.С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей тех. профиля – М. Академия, 2012г., 256 стр.  
  4. Габриелян О.С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей (НПО;СПО) М. Академия, 2012г., 208стр.
  5. Габриелян О.С., Г. Г. Лысова химия в тестах, задачах и упражнениях. СПО— м. Академия 2012г.,224 стр.
  6. Ерохин Ю.М. задачи и упражнения, учебное пособие, НПО и СПО— М.,2012. Академия 228 стр.
  7. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. Пособия для НПО и СПО под редакцией Габриеляна—М., 2012. Академия 304 стр.

Перечень практических работ

 Практическая работа№ 1 «Составление электронных и графических формул».

Практическая работа№ 2 «Характеристика элемента по его положению в периодической системе» .

 Практическая работа №3 «Вычисления по химическим формулам».

Практическая работа № 4 «Вычисления по уравнениям химических реакций».

Практическая работа № 5«Приготовление растворов различных видов концентрации».

Практическая работа№ 6 Расчеты по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке.

 Практическая работа №7 Взаимодействие металлов с неметаллами, с растворами солей и кислот.

Практическая работа №8 Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

Практическая работа № 9 Получение гидроксидов алюминия и цинка; исследование их свойств.

Практическая работа №10 Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов.

Практическая работа № 11«Нахождение молекулярной формулы органического вещества

 по массовой доле элементов (в %).

Практическая работа №12 Получение этилена и опыты с ним.

Практическая работа № 13 «Определение молекулярной формулы вещества по его относительной

 плотности и массе продуктов сгорания».

Практическая работа № 14 «Изучение восстановительных свойств альдегидов: реакция «серебряного зеркала».

Практическая работа № 15 «Растворимость различных карбоновых кислот в воде. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.»

Практическая работа № 16 Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при различных температурах. Действие аммиачного раствора оксида серебра на сахарозу. Обнаружение лактозы в молоке. Действие йода на крахмал.

Практическая работа № 17 Денатурация белка. Цветные реакции белков.

Практическая работа№ 18 Ознакомление с образцами пластмасс, волокон, каучуков, минералов и горных пород. Сравнение свойств термореактивных и термопластичных пластмасс.

        



Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской областизначок

                                        УТВЕРЖДАЮ

                           Руководитель ОСП №  6

                                       Гаврилов С.В.

                                   «31» августа    2020г.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

 «Щелковский колледж» (ГБПОУ МО «Щелковский колледж»)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине, ПМ                    Химия

МДК

на   2020- 2021  г.

Составлен в соответствии с  рабочей программой, утвержденной зам.директора по учебной работе

Специальность:  08.02.08. «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»        

Курс ____1____ Группа__6029

Преподаватель: Юдина Татьяна Александровна

(фамилия, имя, отчество)

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Семестр

Максимальная учебная нагрузка (в час)

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся (в час)

Обязательная аудиторная нагрузка ( в часах), в том числе:

Теоретическое обучение

Лабораторные работы

Практические занятия

Курсовая работа (проект)

Контрольные работы

1.68

216

72

104

40

2.76

Председатель предметной (цикловой) комиссии  

/

 

подпись

(Имя, Отчество, Фамилия))

Протокол заседания ПЦК №   ___1______ от  «___31__» _________августа___________  2020  года

№ недели

Наименование разделов, тем и краткое содержание занятий

Количество часов на занятие

Учебники, учебные пособия, другая литература

Задания студентам

Примечание

Всего

Теоретич.

Практич.

1

2

3

4

5

6

7

8

1 СЕМЕСТР

Введение. Научные методы познания веществ и химических явлений.

2

2

лекции

конспект

I. Общая и неорганическая химия.

Тема 1.1 Основные понятия и законы химии.

Основные понятия химии

2

2

Лекции, 3,4

Конспект

3, § 1.1

Основные законы химии

2

2

Лекции, 3,4

3, § 1.3

1, § 2

Практическое занятие №1 «Решение задач на вычисления по химическим формулам и уравнениям реакций»

2

2

Методические указания

Раздаточный материал, 6

Тема 1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

Периодический закон Д.И. Менделеева

2

2

3,4

3, § 2.1

Строение атома, периодичность свойств элементов

2

2

Лекции, 3,4

Конспект

3, § 2.2

Тема 1.3. Строение вещества

Виды химической связи (ионная и ковалентная)

2

2

3,2

3, § 3.1; 3.2

2, § 3,4

Химическая связь между молекулами (водородная);

металлическая связь. Агрегатное состояние веществ.

Валентность и степень окисления

2

2

2, 3

3, § 3.3; 3.4

2, § 5,6,8,9,10

Чистые вещества, смеси. Дисперсные системы.

2

2

2,3

2, § 12;
3, §3.5

Практическое занятие №2 «Определение состава смеси»

2

2

Методические указания

Рабочая тетрадь

Повторить

Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Вода. Растворы. Растворение.

2

2

3,2

2, § 17;
3, § 4.1

Теория электролитической диссоциации

2

2

2,3

2, § 17

3, § 4.2

Практическое занятие №3 «Способы выражения состава раствора. Приготовление раствора заданной концентрации»

2

2

Методические указания

Рабочая тетрадь

7, § 10.3; 10.4

2, § 17

Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства

Классы неорганических соединений. Химические свойства оксидов.

2

2

3,2

3, § 5.5

Кислоты и их свойства, основания и их свойства.

2

2

3,2

2, § 22, 23;

3, § 5.1; 5.2

Соли их свойства.

2

2

2,3

2, § 24;

3, §5.3

Лабораторная работа №1 «Химические свойства кислот, оснований, солей.

2

2

7, § 23.3; 24.3; 25.3; 26.1; 26.2

7, §37.1 – 37.3

 

Всего в 1 семестре

34

26

8

2 СЕМЕСТР

Тема 1.6. Химические реакции

Классификация химических реакций. Скорость реакции. Химическое равновесие.

2

2

2,3

2, §13,14,15,16

3, § 6.1 – 6.4

Окислительно-восстановительные реакции

2

2

2, §19

Лабораторная работа №2. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры.

2

2

Методические указания

Раздаточный материал

Повторить

7, §39.1 – 39.3

    §40.1 – 40.5

Тема 1.7. Металлы и неметаллы

Металлы, особенности строения, химические свойства. Понятие о металлургии, пирометаллургии, гидрометаллургии, электрометаллургии.

2

2

2,3

2, §20

3, §7.1 – 7.3

Неметаллы, особенности строения, свойства.

2

2

2,3

2, §21;

3, §7.4

Практическое занятие №4 «Обобщение знаний по общей и неорганической химии. Решение задач»

Контрольная работа №1.

2

2

Методические указания

Раздаточный материал

Повторить

II. Органическая химия.

Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Предмет органической химии. Теория строения органических соединений.

2

2

1,3

1, § 1, 2

Классификация органических веществ. Классификация реакций.

2

2

1,3

3, §8.2; 8.3

Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники

Алканы. Строение. Свойства. Получение.

Алкены. Диеновые углеводороды. Каучук.

2

2

1,3

1, § 3;4;5

3, §9.1; 9.2; 9.3

Алкины. Строение. Свойства. Получение.

2

2

1,3

1, §6

3, §9.4

Арены. Строение. Свойства. Получение.

Природные источники углеводородов.

2

2

1,3

1, § 7,8

3, §9.5; 9.6

Практическое занятие №5 «Составление структурных формул», «Углеводороды. Решение практических задач»

2

2

Лекции, 1

конспект

Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения

Спирты. Фенолы. Основные свойства и применение.

2

2

1,3

1, § 9,10

3, §10.1;10.2

Альдегиды, карбоновые кислоты Химические свойства, получение. Высшие карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.

2

2

1,3

1, § 11, 12,13

3, §10.3;10.4;10.5

Углеводы. Классификация. Химические свойства глюкозы.

2

2

1,3

1, § 14;15;

3, §10.6

Лабораторная работа №3. «Изучение свойств кислородсодержащих органических соединений»

2

2

Тема 2.4. «Азотсодержащие органические соединения. Полимеры»

Амины. Классификация, основные химические свойства. Аминокислоты.

2

2

1,3

1, § 16, 17

3, §11.1;11.2

Белки. Химические свойства.

2

2

1,3

1, § 17;18;19;20;

3, §11.3

Белки и полисахариды как биополимеры. Пластмассы.

Волокна.

2

2

1

1, § 21;22

Практическое занятие №6 «Решение экспериментальных задач по идентификации органических соединений»

2

2

Методические указания

Раздаточный материал

Повторить

Представление рефератов

2

2

Дифференцированный зачет

2

2

Всего во 2 семестре

44

34

10

Итого:

78

60

18

Примерные темы рефератов

  1. Биотехнология и генная инженерия – технологии XXI века.
  2. Современные методы обеззараживания воды.
  3. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
  4. «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…».
  5. Синтез 114-го элемента – триумф российских физиков-ядерщиков.
  6. Использование радиоактивных изотопов в технических целях.
  7. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.
  8. Охрана окружающей среды от химического загрязнения.
  9. Защита озонового экрана от химического загрязнения.
  10. Растворы вокруг нас.
  11. Вода как реагент и как среда для химического процесса.
  12. История гипса.
  13. Поваренная соль как химическое сырье.
  14. Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.
  15. История получения и производства алюминия.
  16. Роль металлов в истории человеческой цивилизации.
  17. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.
  18. Инертные или благородные газы.
  19. Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.
  20. Углеводы и их роль в живой природе.
  21. Строение глюкозы: история развития представлений и современные воззрения.
  22. Развитие сахарной промышленности в России.
  23. Этанол: величайшее благо и страшное зло. Алкоголизм и его профилактика.
  24. История уксуса.
  25. Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения.
  26. Мыла: прошлое, настоящее, будущее.
  27. Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений.
  28. Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки.
  29. СПИД и его профилактика.

Литература

  1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2013. Дрофа 191 стр.
  2. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. М., 2013. —//—  223 стр.
  3. Габриелян О.С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей тех. профиля – М. Академия, 2012г., 256 стр.  
  4. Габриелян О.С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей (НПО;СПО) М. Академия, 2012г., 208стр.
  5. Габриелян О.С., Г. Г. Лысова химия в тестах, задачах и упражнениях. СПО— м. Академия 2012г.,224 стр.
  6. Ерохин Ю.М. задачи и упражнения, учебное пособие, НПО и СПО— М.,2012. Академия 228 стр.
  7. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. Пособия для НПО и СПО под редакцией Габриеляна—М., 2012. Академия 304 стр.

Перечень практических работ

Практическое занятие №1 «Решение задач на определение массовой доли элемента в сложном веществе»

Практическое занятие №2 «Определение состава смеси»

Практическое занятие №3 «Способы выражения состава раствора. Массовая доля растворенного вещества. Приготовление раствора заданной концентрации»

Лабораторная работа №1 «Химические свойства кислот, оснований, солей.

  • Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.
  • Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.
  • Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа.

Лабораторная работа №2. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры.

Практическое занятие №4 «Обобщение знаний по общей и неорганической химии. Решение задач»

Контрольная работа №1.

Практическое занятие №5 «Составление структурных формул», «Углеводороды. Решение практических задач»

Лабораторная работа №3. «Изучение свойств кислородсодержащих органических соединений», Качественное обнаружение углерода, водорода и хлора в молекулах органических соединений. Изготовление моделей молекул органических веществ

Практическое занятие №6 «Решение экспериментальных задач по идентификации органических соединений», Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании.