Рабочая программа по дисциплине "Экологические основы природопользования" для специальности 21.02.03 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ»
рабочая программа

Гусятинская Екатерина Юрьевна
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» яв-ляется частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_eop_dlya_tt-21.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«НОВОРОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКОНОМИКИ»

(ГАПОУ КК «НКСЭ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

для специальности 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»

2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

________М.А. Кондратюк

«___»_____2020 г.

CОГЛАСОВАНО

научно-методический                                                          

совет   протокол №___                                              

от «__»_____2020 г.                                                                        

_____________ Э.М. Ребрина

Разработчик:

 ___________ Е.Ю. Гусятинская

преподаватель естественнонаучных и спец. дисциплин

ГАПОУ КК «НКСЭ»

____________________________

Рецензенты:

_________  О.И. Сорока

преподаватель естественнонаучных дисциплин

ГАПОУ КК «НКСЭ»

___________________________

         

ОДОБРЕНА

на заседании ЦМК

«Математических

и естественнонаучных дисциплин»  протокол № ____

от «__»_____2020  г.

Председатель ЦМК

________О.В. Козлова

Рабочая программа составлена на основании ФГОС для укрупненной группы специальностей: 13.00.00 «Электро- и теплоэнергетика» для специальности 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №823 от 28.07.2014 г., зарегистрирован в Минюсте приказ №33824 от 25.08.2014 г

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. 5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО МАТЕРИАЛУ РАЗДЕЛОВ

12

13

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в состав дисциплин общего естественнонаучного цикла, ЕН.02.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

Студент после изучения дисциплины должен обладать следующими общими (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК): 

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1 Осуществлять пуск и остановку теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливо снабжения.

ПК 1.2. Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и и систем тепло- и топливо снабжения.

ПК 1.3. Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и и систем тепло- и топливо снабжения.

ПК 2.1. Выполнять дефектацию теплотехнического оборудования и и систем тепло- и топливо снабжения.

ПК 2.2. Производить ремонт теплотехнического оборудования и и систем тепло- и топливо снабжения.

ПК 3.1.Участвовать в наладке и испытаниях теплотехнического оборудования и и систем тепло- и топливо снабжения.

ПК 3.2. Составлять отчетную документацию по результатам наладки и испытаний теплотехнического оборудования и и систем тепло- и топливо снабжения.

ПК 4.1. Планировать и организовывать работу трудового коллектива.

ПК 4.3. Обеспечивать выполнение требований правил охраны труда и промышленной безопасности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;  

- анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

- выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

- определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;

- оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;

знать 

- виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;

- задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;

- основные источники и масштабы образования отходов производства; основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;

- правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;

- принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды;

- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны природы.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины.

Максимальной учебной нагрузки студента - 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа;

из них практические занятия – 6 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 16 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

 часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

        практические работы

6

        контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение в экологию

2

Тема 1.1. Введение в экологию

 

Содержание учебного материала:

Экология, общие понятия. Проблемы экологии.

Законы, принципы и правила экологии. Цель и задачи экологии.

2

1

Раздел 2. Экология окружающей среды

10

Тема 2.1. Понятие и содержание экологии окружающей среды

 

Содержание учебного материала:

Факторы влияний среды. Факторы внутренней среды: численность и структура популяций, наличие и концентрация биогенных элементов, объем и качество пищи. Абиотические и биотические факторы среды.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий);

- подготовка рефератов, докладов.

4

2,3

Тема 2.2. Экологическая система.

Содержание учебного материала:

Ранги экосистем: микро-, мезо-, макроэкоситема. Биосфера Земли. Группы природных экосистем по Ю. Одуму. Компоненты экосистем  Ноосфера.

2

1

Практическая работа №1: «Основные функции природных и антропогенных экологических систем

Выявление отличий между экологическими системами разного происхождения.  

Обоснование специфики антропогенных экосистем и их недостатков на примере агро- и урбо- экосистем. Анализ и прогнозирование экологические последствия различных видов производственной деятельности.

2

2

Раздел 3. Экология использования природных ресурсов

8

Тема 3.1. Экология природных ресурсов.

Содержание учебного материала:

Виды и классификация природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем. Атмосферные, водные, почвенно-геологические ресурсы.

2

1

Тема 3.2. Экологические последствия использования природных ресурсов.

Содержание учебного материала

Экологические последствия в атмо-, гидро- и в литосфере.

Способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств.

4

1

Самостоятельная работа обучающихся

систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий);

- подготовка рефератов, докладов

2

2,3

Раздел 4. Деградация окружающей среды

6

Тема 4.1. Природные и техногенные явления и факторы деградации.

Содержание учебного материала:

Основные источники и масштабы образования отходов производства. Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду.

2

1

Практическая работа №2.

«Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы  человечества».

Моделирование последствий глобальных экологических проблем человечества. 

Умение анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф. Анализ и прогнозирование экологические последствия различных видов производственной деятельности.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий);

- подготовка рефератов, докладов

2

2,3

Раздел 5. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды

4

Тема 5.1. Экологическое право РФ.

Содержание учебного материала:

Источники экологического права. Задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации.

2

1

2,3

Самостоятельная работа обучающихся

систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий);

- подготовка рефератов, докладов

2

Раздел 6. Экологический мониторинг

9

Тема 6.1. Экологический мониторинг.

 

Содержание учебного материала:

Принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды. Глобальный, региональный и локальный экологический мониторинг.

2

1

Практическая работа №3: «Мониторинг состояния природных ресурсов. Экологический контроль».

Способность оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.

Навыки определять экологическую пригодность выпускаемой продукции.

Умение выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов.

2

2

Тема 6.2. Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

Содержание учебного материала:

Координатные возможности ЕГСЭМ.

Составные части ЕГСЭМ.

Структура ЕГСЭМ.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий);

- подготовка рефератов, докладов

3

2,3

Раздел 7. Международные аспекты экологии природопользования

9

Тема 7.1. Международное сотрудничество в экологии природопользования

Содержание учебного материала:

Экополитология как наука. Правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий);

- подготовка рефератов, докладов

3

2,3

Тема 7.2. Международное сотрудничество в области охраны природы и природопользования.

Содержание учебного материала:

Международные правительственные и неправительственные  организации (программы). Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны природы.

4

1

ВСЕГО:

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.  ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.  репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета с мультимедийным оборудованием.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебных фильмов по проблемам экологии и охране окружающей среды.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- интерактивная доска;

- маркерная доска;

- ПК по количеству обучающихся.

Программное обеспечение:

- операционная система Windows XP;

- стандартные программы Windows XP;

- пакет программ Microsoft Office;

- интернет-браузер.

  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:

  1. Чернова Н.М., Экология. 10-11 классы: учебник / Н.М. Чернова, В.М. Галушин, Константинов В. М.; под ред. Черновой Н.М. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2017.

  1. Петелин А.Л., Гаева Т.Н., Бреннер А.Л. Естествознание:  учебник/ Петелин А.Л., Гаева Т.Н., Бреннер А.Л. – М .: Форум, 2018.

  1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: Учебное пособие  для  студентов учреждений среднего профессионального образования-9-е изд., М.-издательский центр «Академия», 2019 г.

Дополнительная литература:

  1. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования, изд. 3-е дополненное и переработанное, Ростов н/Д, Феникс, 2005 - 416с. (СПО).

  1. Гальперин М.В. Москва, Форум: ИНФА-М, 2002, 256 с. Ил. (серия «Профессиональное образование»).

Интернет-ресурсы

1 www.rsl.ru. – Российская государственная библиотека;

2 http://ner.ru/.  Российская национальная библиотека;

3 http://ben.irex.ru/.  Библиотека по естественным наукам РАН

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;
  • анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;
  • выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;
  • определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;
  • оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте

- выполнение практических работ № 1,2,3;

- внеаудиторная самостоятельная работа;

- написание рефератов, докладов, создание презентаций;

- проведение семинарских занятий.

- электронное тестирование.

- текущий контроль:

- рейтинговая оценка знаний студентов по дисциплине (ежемесячно).

- промежуточный контроль.

- рубежный тестовый контроль по темам каждого из разделов.

- реферативная работа студентов по предлагаемой тематике.

- проведение семинарских занятий;

- реферативная работа студентов по предлагаемой тематике;

- выполнение практических заданий.

Знать:

  • виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;
  • задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;
  • основные источники и масштабы образования отходов производства;
  • основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
  • способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;
  • правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;
  • принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды;
  • принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

  1. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО МАТЕРИАЛУ РАЗДЕЛОВ

Раздел 1. Введение в экологию

1. Какое значение имеет природа в жизни человека?

2. Чем отличается воздействие на природу людей от воздействия на нее животных?

3.  Как изменялся характер воздействия людей на природу на разных этапах развития человеческого общества?

4.  С какого времени истории человек стал бережно относиться к природе?

Раздел 2. Экология окружающей среды

1. В  чем  принципиальное  отличие  в  решении  проблем рационального использования и охраны природы в развитых и развивающихся странах?

2.  Перечислите  правила и  принципы охраны природы, дайте  их краткую характеристику.

Раздел 3. Экология использования природных ресурсов

1. Назовите виды природных ресурсов в зависимости от их использования, ограниченности, способности к восстановлению   возобновлению.

2. В чем отличие использования   возобновимых  и   невозобновимых  природных ресурсов?

3. Охарактеризуйте  современные  экологические  проблемы  энергетики.

4. Обоснуйте экологические характеристики альтернативных  источников энергии.

Раздел 4. Деградация окружающей среды

1. Чем объясняется  “парниковый эффект” и каковы его последствия?

2. Почему истощается озоновый слой  Земли?

3. Чем вызваны кислотные дожди?

4. Из каких источников попадают в атмосферу оксиды  серы  и  азота?

5. Каковы особенности загрязнения пресноводных и морских экосистем?

6. В чем сущность процесса антропогенного эвтрофирования  водоемов?

7. Каковы основные причины деградации почв?

8. В  чем  причина  снижения  биоразнообразия в  биосфере? Каковы последствия?

Раздел 5. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды

1. Перечислите важнейшие природоохранительные законы РФ.

2. Как отражена охрана природы в Конституции РФ?

3. Как разрабатываются и принимаются законы по охране природы в России?

4. Какая организация координирует и проводит государственную политику по рациональному природопользованию и охране окружающей среды?

5. Какие государственные организации отвечают за рациональное использование и охрану природных ресурсов и окружающей среды?

6. Как осуществляется контроль над выполнением законов и постановлений по охране природы в России?

Раздел 6. Экологический мониторинг

1. Какой  закон  является  основным  в  системе  экологического  законодательства в РФ, в чем его особенности?

2. Перечислите  объекты  охраны  окружающей  природной  среды.

3. Какие вы знаете виды ответственности за  экологические  правонарушения?

4. Какова цель экологического нормирования?

5. Что такое  ПДК?

6. Перечислите задачи экологического мониторинга.

Раздел 7. Международные аспекты экологии природопользования

  1. Какой  закон  является  основным  в  системе  экологического  законодательства в РФ, в чем его особенности?
  2. Перечислите международные принципы охраны природы.
  3. Основы экологического права в России.
  4. Концепция устойчивого развития. Перестройка мирового порядка.
  5. Экологические правонарушения. Каковы виды ответственности за них?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению контрольной работы и курсового проекта по МДК.02.02 «Эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ» для специальности «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ»

Методические указания по выполнению контрольной работыдля студентов заочного отделенияпо МДК02.02 «Эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ»специальность 131016 «Сооружение и  эксплуата...

Рабочая программа учебной дисциплины ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта от 11 августа 2014 г.   по специальности 08.02.01 Строительство и экс...

ОП.05 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА 21.00.00 ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ, ГОРНОЕ ДЕЛО, НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО И ГЕОДЕЗИЯ специальность 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ Методические указания к организации и выполнению заданий внеаудит

Методические указания к организации и выполнению заданий внеаудиторной самостоятельной работы для обучающихся 2 курса образовательных организаций среднего профессионального образования очной формы обу...

Экзаменационный материал по специальности СПО 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ по МДК 05.01 Техника и технология газовой сварки содержит 30 билетов, 60 вопросов для экзамена и задачи....

ПМ.04Выполнение работ по профессии 19756 Электрогазосварщик для специальности среднего профессионального образования 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с...

Календарно-тематический план Преподавателя Гусятинской Екатерины Юрьевны по дисциплине «Геология» Специальность 21.02.03 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ»

Календарно-тематический план Преподавателя  Гусятинской Екатерины Юрьевныпо дисциплине  «Геология» Специальность  21.02.03 «Сооружение и эксплуатация газонефтепро...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Геология» для специальности 21.02.03 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ» (базовая подготовка)

Рабочая программа дисциплины «Геология»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 21.02.03 «Сооружение...