МУ по ВСР ПМ.01.
учебно-методический материал

Мельникова Наталья Юрьевна

Методические указания по выполнению самостоятельной работы (далее – методические указания) составлены в соответствии с рабочей программой профессионального модуля ПМ 01. Обслуживание и эксплуатация оборудования, аппаратуры и контрольно-измерительных приборов по испытанию нефтяных и газовых скважин. Содержание методических указаний соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.10. Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsr_mdk_01.01.docx48.25 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Югорский государственный университет» (ЮГУ)

НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ

(ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НефтИн (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению самостоятельной работы

по дисциплине МДК 01.01 Технологическое оборудование испытания нефтяных и газовых скважин

специальность 21.02.10 Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений

Нижневартовск

-2023-

УТВЕРЖДЕНА

заседанием методсовета

Протокол № _ от 15.06.2023г.

Председатель методсовета

__________ Хайбулина Р.И.

        

Разработал:  Н.Ю.Мельникова –   преподаватель   НефтИн (филиала) ФГБОУ ВО «ЮГУ»

                     

Содержание

Пояснительная записка

4

1.

Карта самостоятельной работы обучающегося

6

2.

Порядок выполнения самостоятельной работы обучающимся

7

2.1

 Инструкции по выполнению различных видов самостоятельной работы, предусмотренных рабочей программой МДК 01.01 Технологическое оборудование испытания нефтяных и газовых скважин

7

2.2

Методические указания по выполнению самостоятельной работы

12

3.

Список рекомендуемой литературы

20

Приложение 1

21

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания по выполнению самостоятельной работы (далее – методические указания) составлены в соответствии с рабочей программой профессионального модуля ПМ 01. Обслуживание и эксплуатация оборудования, аппаратуры и контрольно-измерительных приборов по испытанию нефтяных и газовых скважин. Содержание методических указаний соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.10. Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений

Целью методических указаний является оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы по МДК 01.01 Технологическое оборудование испытания нефтяных и газовых скважин

Задачами методических указаний по организации самостоятельной работы являются:

-

активизация самостоятельной работы обучающихся;

-

определение содержания самостоятельной работы обучающихся;

-

установление требований к различным формам самостоятельной работы;

-

определение порядка выполнения самостоятельной работы;

-

формулирование методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы.

Методические указания состоят из карты самостоятельной работы обучающегося, порядка выполнения самостоятельной работы обучающимся, инструкции по выполнению различных видов самостоятельной работы, методических указаний по выполнению, списка рекомендованной литературы.

В карте самостоятельной работы указаны:

-

номер самостоятельной работы;

-

наименование темы, по которой запланировано выполнение самостоятельной работы;

-

наименование самостоятельной работы;

-

вид работы;

-

количество часов на выполнение;

-

формы контроля;

-

формируемые общие и профессиональные компетенции (ОК, ПК).

Для выполнения самостоятельной работы рекомендуется пользоваться конспектами занятий, технической и учебной литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы, интернет-ресурсами или другими источниками по усмотрению обучающегося.  

При освоении учебной дисциплины предусматриваются различные виды самостоятельной работы обучающегося:

для освоения теоретических знаний:

-

чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы и т.д);

-

получение информации с использованием интернет-реурсов;

-

создание презентаций;

для закрепления и систематизации полученных знаний:

-

подготовка, оформление рефератов,  сообщений;

-

создание презентаций;

-

анализ конспекта лекции, учебного материала;

-

оформление практических занятий;

для формирования компетенций:

-

решение задач и упражнений по образцу;

-

подготовка к практическим занятиям;

-

подготовка и оформление презентаций, в том числе и в электронной форме;

Выполнение самостоятельной работы обучающихся оценивается и фиксируется в журнале учебных занятий группы на календарный учебный год.

В дальнейшем методические указания могут быть переработаны при изменении Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.         

1. КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

№ работы

Наименование разделов и  тем

Наименование самостоятельной работы (в соответствии с рабочей программой УД)

Вид работы

Форма контроля

Кол-во часов

Формируемые ОК, ПК

1.

Тема 2.1 Погрешности определения параметров и требования к точности приборов.

Подготовка к практическомузанятию № 1

Задание № 1

Решение задач, выполнение и защита ПЗ

Зачет по ПЗ;

Зачет

4

У.1;

ОК4 – 8;

ПК 1.4

2.

Тема 2.2 Устройство и назначение контрольно-измерительных приборов для исследования скважин

Подготовка к практическимзанятиям № 2-11

Задание № 2,3

Подготовка презентаций и сообщений

выполнение и защита ПЗ

Зачет по ПЗ;

Зачет

16

У.3; З.1-2;

ОК2, 4– 8;

ПК 1.4

3.

Тема 2.3 Устройство и назначение контрольно-измерительных  приборов для контроля процесса бурения скважин.

задание № 4

Подготовка конспектов

Проверка конспектов

Экзамен

3

З1-2;

ОК4– 8;

ПК 1.4

4.

Тема 2.4 Правила эксплуатации и ремонта контрольно-измерительных приборов, оборудования и аппаратуры по испытанию нефтяных и газовых скважин.

Подготовка к практическимзанятим № 12-16

Задание № 5

защита ПЗ;

подготовка презентаций

Зачет по ПЗ;

Зачет;

8

У.5-6; З. 1-2

ОК3– 9;

ПК 1.4

5.

Подготовка к экзамену

Перечень вопросов

Проработка конспекта, учебников, методических указаний к ЛПР

Экзамен

11

У.1-6; З. 1-2

ОК1– 3;

ПК 1.4

ИТОГО:

42часа

2.  Порядок выполнения самостоятельной работы обучающимися

2.1  Инструкции по выполнению различных видов самостоятельной работы, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины  

МДК 01.01 Технологическое оборудование испытания нефтяных и газовых скважин

    1. Подготовка к практическим занятиям

Подготовка к практическим занятиям заключается в работе с конспектом по данной теме, в изучении соответствующего раздела учебника, просмотре дополнительной литературы.

Критерии оценки самостоятельной работы:

     - оценка «отлично» выставляется студенту, если в полной мере выполняются задания по варианту 3;

     - оценка «хорошо» выставляется студенту, если выполняются задания по варианту 2;

     - оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если выполняются задания по варианту 1;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если задания не выполнены.

     2. Подготовка к экзамену.

По предложенным вопросам подготовиться к экзамену:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы и т.д.);

- графическое изображение структуры текста;

- анализ, структурирование и логически последовательное изложение текста в виде конспекта;

- выписки из текста;

- получение информации с использованием словарей и справочников;

- изучение и осмысление нормативных документов и др.

Обучающийся может выбрать один из вариантов выполнения самостоятельной работы.

     3. Работа над сообщением.

В сообщении раскрывается выбранная тема. При подготовке сообщения обучающийся может обращаться к преподавателю за разъяснением непонятного материала. Выполненная работа должна быть сдана преподавателю

     Требования к структуре документа:

     1.Титульный лист;

2. Текст сообщения;

3. Перечень используемых источников

К оформлению  предъявляются следующие требования:

1

Каждый раздел работы (введение, главы, параграфы, заключение и т. д.) должен иметь заглавие, а также начинаться с новой страницы (за исключением параграфов);

2

Интервал между строк полуторный;

3

Шрифт - 14 pt Times New Roman;

4

Поля страниц: левое - 3 см., правое - 1,5 см., верхнее и нижнее - 2 см;

5

Текст документов должен быть набран на одной стороне листа белой бумаги формата  А4;

6

Красная строка (отступ, абзац) - 1,25 см;

7

Набор текста необходимо делать с автоматическим переносом, текст выравнивать по ширине;

8

Расстояние от текста до следующего заголовка, а также от заголовка до следующего текста должно быть один интервал;

9

Нумерация параграфов производится в пределах главы арабскими цифрами; Названия параграфов пишутся с прописной буквы строчными;

10

В заголовках не делаются переносы и не ставятся точки в конце;

11

Заголовки глав и параграфов выравниваются по центру;

12

Все страницы имеют сквозную нумерацию, начиная с титульного листа, включая библиографический список и приложения; На титульном листе номер страницы не ставится;

13

Порядковый номер страницы обозначается арабскими цифрами и ставится в середине верхнего поля страницы без точки, начиная с раздела «Содержание»;

        

4.  Работа по созданию презентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint.. Количество слайдов должно быть адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. На остальные слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии идеи выступления.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах

5. Составление конспектов

     1.     Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по       тексту учебника, картам, дополнительной литературе.

2.   Выделение главного в изучаемом материале, составление  обычных кратких записей.

3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных  слов, определённых   знаков, графиков, рисунков.

4. Продумывание схематического способа кодирования знаний,  использование различного   шрифта и т.д.

           5. Составление конспекта.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работыявляются:

- уровень освоения учебного материала;

- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

  • уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
  • уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
  • уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.

2.2 Методические указания по выполнению самостоятельной работы

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА №1

Тема 2.1 Погрешности определения параметров и требования к точности приборов

Практическое занятие № 1Обработка результатов поверки приборов

Вопросы для подготовки к практическому занятию

  1. С какой целью выполняют поверку приборов?
  2. Кто имеет право проводить поверку?
  3. В каком случае считается, что прибор годен к эксплуатации?
  4. Дайте определения абсолютной погрешности.
  5. Дайте определения относительной погрешности.
  6. Дайте определение приведенной погрешности.
  7. Что такое класс точности прибора?
  8. Определение погрешности, класса точности.

Задание № 1Решить задачи

1. В результате поверки амперметра с диапазоном измерения 0-1А, и классом точности 1, получены следующие данные. Измеренное значение 0,5 А, действительное значение 0, 53 А. Абсолютная погрешность прибора?

2. В результате поверки амперметра с диапазоном измерения 0-1А, и классом точности 1, получены следующие данные. Измеренное значение 0,5 А, действительное значение 0, 53 А. Относительная погрешность прибора?

3.  В результате поверки амперметра с диапазоном измерения 0-1А, и классом точности 1, получены следующие данные. Измеренное значение 0,5 А, действительное значение 0, 53 А. Приведенная погрешность прибора?

4.В результате поверки термометра с диапазоном измерения -20 до +30оС, и классом точности 2.5, получены следующие данные. Измеренное значение 12оС, действительное значение 10оС. Абсолютная погрешность прибора?

5. В результате поверки термометра с диапазоном измерения -20 до +30оС, и классом точности 2.5, получены следующие данные. Измеренное значение 12оС, действительное значение 10оС. Относительная погрешность прибора?

6.В результате поверки термометра с диапазоном измерения -20 до +30оС, и классом точности 2.5, получены следующие данные. Измеренное значение 12оС, действительное значение 10оС. Приведенная погрешность прибора?

7. В результате поверки манометра с диапазоном измерения 0 – 12 МПа, и классом точности 1.5, получены следующие данные. Измеренное значение 3МПа действительное значение 2МПа. Абсолютная погрешность прибора?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА №2

Тема 2.2 Устройство и назначение контрольно-измерительных приборов для исследования скважин

Практическое занятие № 2 Изучение конструкции и определение технических характеристик манометра

Практическое занятие № 3 Поверка манометра

Практическое занятие № 4 Изучение датчика давления «Метран-100»

Практическое занятие № 5 Изучение конструкции и поверка приборов контроля температуры

Практическое занятие № 6 Изучение конструкции и принципа работы турбинного расходомера

Практическое занятие № 7 Изучение конструкции и принципа действия ультразвуковых уровнемеров

Практическое занятие № 8 Измерение дебита скважин в АГЗУ «Спутник –АМ»

Практическое занятие № 9 Измерение дебита скважин в ЗУ «Озна-Масомер»

Практическое занятие № 10 Установка автоматизированная измерительная «Озна-Импульс»

Практическое занятие № 11 Установка автоматизированная измерительная «Озна-Vx»

Вопросы для подготовки к практическим занятиям

  1. Принцип действия манометра с трубчатой пружиной.
  2. Чем отличается манометр от вакуумметра?
  3. В чем отличие технического манометра от электро-контактного?
  4. Из какого материала изготавливается трубчатая пружина?
  5. Какое давление измеряет манометр?
  6. Достоинства и недостатки манометрических термометров.
  7. Существующие классы точности манометрических термометров.
  8. От чего зависит чувствительность манометрических термометров.
  9. На чём основан принцип действия термопреобразователя сопротивления?
  10. Из чего изготавливают термопреобразователь сопротивления?
  11. Что представляет собой чувствительный элемент термопреобразователя сопротивления?
  12. Расшифруйте: ТСМ 50М; ТСП 100П.
  13. Принцип действия логометра.
  14. Принцип действия ТОР?
  15. Что является чувствительным элементом ТОР?
  16. .Каков выходной сигнал ТОР?
  17. Назначение СУР-4
  18. На каких объектах может применяться СУР-4?
  19. С какими средами может работать датчик СУР-4?
  20. Что входит в состав СУР-4?
  21. На чем основано определение положения уровня жидкости в ДПУ5?
  22. На чем основан принцип работы датчика ДПУ5?
  23. Какие выходные сигналя возможны в датчике ДПУ5?
  24. Назначение датчика ДУУ2?
  25. Объясните устройство чувствительного элемента ДУУ2.
  26. На чем основано измерение уровня датчиком ДУУ2?
  27. Объясните принцип работы датчика ДУУ2?
  28. Объясните последовательность автоматического измерение дебита скважин в АГЗУ «Спутник –АМ»
  29. Объясните последовательность ручного измерение дебита скважин в АГЗУ «Спутник –АМ»
  30. Объясните последовательность измерение дебита скважин в ЗУ «Озна-Масомер»
  31. Обячните последовательность измерения дебита в установке автоматизированная измерительная «Озна-Импульс»
  32. Установка автоматизированная измерительная «Озна-Vx». Особенности. Принцип эксплуатации

Задание № 2Подготовить презентацию по теме:

  1. Датчики давления в нефтяной промышленности
  2. Сравнительный анализ датчиков температуры
  3. Массомеры в нефтяной промышленности

Задание № 3Подготовить сообщение по теме:

  1. Руководящие документы, регламентирующие измерение количества добытой сырой нефти
  2. Руководящие документы, нормирующие требования ксредства автоматизации в нефтяной и газовой промышленности

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА №3

Тема 2.3 Устройство и назначение контрольно-измерительных  приборов для контроля процесса бурения скважин.

Задание № 4 Работа с конспектом и литературой,  подготовка к опросу.

Контрольные вопросы

  1. Пульт контроля процессов бурения
  2. Ультразвуковая, радиационная дефектоскопия
  3. Толщиномер. Типы. Устройство и принцип действия
  4. Детектор, дефектоскоп. Типы. Устройство и принцип действия
  5. Контроль качества цементирования. Современные средства автоматизации
  6. Аппаратура для газового каротажа.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА №4

Тема 2.4 Правила эксплуатации и ремонта контрольно-измерительных приборов, оборудования и аппаратуры по испытанию нефтяных и газовых скважин

Практическое занятие № 12 Эксплуатация глубинных манометров

Практическое занятие № 13 Эксплуатация скважинных уровнемеров

Практическое занятие № 14 Эксплуатация дебитомеров

Практическое занятие № 15  Глубинные влагомеры. Измерение плотности

Практическое занятие № 16 Эксплуатация динамометров

Вопросы для подготовки к практическим занятиям

  1. Эксплуатация глубинных манометров. Последовательность действий
  2. Эксплуатация скважинных уровнемеров. Предварительные работы. Измерение уровня. Заключительные работы
  3. Эксплуатация дебитомеров. Предварительные работы. Измерение уровня. Заключительные работы
  4. Глубинные влагомеры. Измерение плотности
  5. Эксплуатация динамометров. Предварительные работы. Измерение уровня. Заключительные работы

Задание № 5. Подготовить презентацию по теме

  1. Передвижные автоматические станции для гидродинамических исследований скважин
  2. Станция управления ЭЦН
  3. Станция управления ШГН

Перечень вопросов для подготовки к экзамену

  1. Государственная система приборов (ГСП)
  2. Виды и средства измерений
  3. Погрешность и точность результата измерения
  4. Метрологические характеристики средств измерений и контроля
  5. Измерение давления. Виды давления, Единицы измерения. Манометры
  6. Измерение давления. Датчики давления
  7. Измерение температуры. Термометры расширения. Манометрические термометры
  8. Измерение температуры. Термометры сопротивления. Термопары. Пирометры.
  9. Измерение расхода. Метод постоянного и переменного перепада давления
  10. Измерение расхода. Ультразвуковые расходомеры
  11. Измерение расхода. Кариолисовые расходомеры
  12. Измерение уровня. Поплавковые и буйковые уровнемеры
  13. Измерение уровня. Ультрозвуковые, радарные уровнемеры
  14. Устройство и назначение контрольно-измерительных  приборов для контроля процесса бурения скважин.
  15. Наземная аппаратура контроля параметров режима бурения.
  16. Измерение осевой нагрузки.
  17. Измерение скорости, крутящего момента и мощности
  18. Основы дефектоскопии. Ультрозвуковая. Радиоационная
  19. Основы дефектоскопии. Магнитно-порошковая. Вихретоковая.
  20. Контроль износа бурильных труб. Толщиномер
  21. Контроль износа бурильных труб. Детектор, дефектоскоп
  22. Автоматизация спускоподъемных операций. Виды комплексов АСП
  23. Автоматизация спускоподъемных операций. Структура АСП
  24. Контроль качества цементирования. Метод рассеянного гамма-излучения
  25. Контроль качества цементирования. Акустический метод
  26. Аппаратура для газового каротажа.
  27. Автоматическая газокаротажная станция
  28. Измерение давления в скважинах
  29. Измерение уровня жидкости в скважинах
  30. Измерение расхода жидкости и газа в скважинах
  31. Измерение температуры в скважинах
  32. Динамометрирование
  33. Приборы для геофизических исследований скважин
  34. Комплексные геофизические станции


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

  1. Бурение нефтяных и газовых скважин: учебник. / Вадецкий Ю.В. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Альянс, 2022. – 422с. (Среднее профессиональное образование).
  2. Технология бурения нефтяных и газовых скважин: учебное пособие. /К.А. Карпов. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – 188с.: ил. – Текст непосредственный. (Среднее профессиональное образование).

Электронные учебные издания основной литературы, имеющиеся в электронном каталоге электронно-библиотечной системы

  1. Вадецкий Ю.В. Бурение нефтяных и газовых скважин: учебник для нач. про. Образования /Ю.В. Вадецкий. - 7-е изд., стер. – М.: ИЦ «Академия», 2018. – 352с. [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.academia-moscow.ru]
  2. Карпов, К. А. Технология бурения нефтяных и газовых скважин : учебное пособие для спо / К. А. Карпов. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 188 с. [Электронный ресурс; Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/147346]

Печатные учебные издания дополнительной литературы

  1. Середа Н. Г. Бурение нефтяных и газовых скважин: учебник для вузов - М.: Альянс, 2019 - 256 с.
  2. Элияшевский И. В. Типовые задачи и расчеты в бурении. учебное пособие для техникумов. - М.: Альянс, 2018. - 296 с.

Электронные учебные издания дополнительной литературы, имеющиеся в электронном каталоге электронно-библиотечной системы

  1. Храменков, В. Г.  Автоматизация управления технологическими процессами бурения нефтегазовых скважин : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Г. Храменков. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 415 с. — (Профессиональное образование) [Электронный ресурс; Режим доступа https:// urait.ru]
  2. Савенок, О. В. Разработка нефтяных и газовых месторождений : учебное пособие / О. В. Савенок. — Краснодар : КубГТУ, 2019. — 275  с. [Электронный ресурс; Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/151189]

   Приложение 1

Образец оформления презентации

  1. Первый слайд:

Тема

Подготовил: Ф.И.О. обучающегося, курс, группа, специальность

Руководитель: Ф.И.О. преподавателя

  1. Второй слайд

План:

1. ______________________________.

2. ______________________________.

3. ______________________________.

  1. Третий слайд

Литература:

  1. Четвертый слайд

Лаконично раскрывает содержание информации, можно

включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы

и другие способы наглядного отображения информации