Вирусы, Грибы, Лишайники тест
тест

Тест

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virusy_bakterii_griby_lishayniki.docx354.79 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА 2. ВИРУСЫ, БАКТЕРИИ, ГРИБЫ,
ЛИШАЙНИКИ

  1. .ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 1 ЧАСТИ (1-21)
  1. ВИРУСЫ
  2. БАКТЕРИИ
  3. ГРИБЫ
  4. ЛИШАЙНИКИ
  5. ВОПРОСЫ НА СРАВНЕНИЕ РАЗНЫХ ГРУПП
  1. . РАЗВЕРНУТЫЕ ЗАДАНИЯ 2 ЧАСТИ (22-28)
  1. ВИРУСЫ
  2. БАКТЕРИИ
  3. ГРИБЫ
  4. ЛИШАЙНИКИ

1.ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 1 ЧАСТИ (1-21)

1.1 ВИРУСЫ

ВОПРОС

Рассмотрите рисунок «Бактериофаг».
Запишите в ответе структурный
компонент бактериофага,
обозначенный на рисунке знаком
вопроса
.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки хорактерны для указанного природного объекта?

  1. характерен хемотрофный тип питания
  2. образова нукленновой кислотой и белками,
  3. водет паразитический образ жизни
  4. образует споры при неблагоприятных условиях среды
  5. отсутствует собственный обмен веществ
  6. образует симбноз с бактериальной клеткой

И звестно, что вирусы мельче бактерий, относятся к неклеточной форме жизни и являются облигатными паразитами клеток живых организмов. Выберит из приведённого ниже текста три утверждения, по смыслу относящиеся к описанию выделенных выше признаков.

1) Вирусы проходят через бактериальные фильтры и различимы только в электроиный микроскоп. 2) Вирусы состоят только из молекулы ДНК или РНК, окружённой белковым или белковозлипидным капсидом. 3) Форма вирусов разнообразна: округлая, палочковидная, нитевидная или в виде многогранника. 4)Большинство вирусов имеют симметричную структуру. 5)Вирусы размножаются внутри клетки другого организма, а вне её они инертны. 6)Вирусы способны переносить генетическую информацию между клетками внутри организма и между различными организмами.

Установите поеледовательноеть жизненного цикла вируса в клетке хозяина. Запишите в таблицу соответствующую последовятельность цифр.

  1. снитез вирусных белков
  2. встраивание ДНК вируса в ДНК клетки хозяина
  3. проникновение ДНК вируса в клетку
  4. формирование новых вирусов
  5. прикрепление вирусасвоими отростками к оболочке клетки

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для вирусов характерно:

  1. Наличие рибосом
  2. Отсутсвие цитоплазмы
  3. Наличие оформленного ядра
  4. Отсутсвие рибосом
  5. Наличие плазмалеммы
  6. Наличие паразитического образа жизни

Известно, что вирус - паразитическая неклеточная форма жизни. Выберите из приведенного ниже текста три утверждения, по смыслу относящиеся к описанию выделенных выше признаков.

(1)Название «вирус» происходит от латинского «яд». (2)Вирусы имеют очень маленькие размеры и простое строение. (3) В состав вируса входят нуклеиновая кислота и капсид из белков вокруг нее. (4) По типу нуклеиновой кислоты вирусы делятся на ДНК-вирусы и РНК-вирусы. (5) К РНК-вирусам относятся такие опасные формы, как возбудители кори, бешенства, гриппа, гепатита и других заболеваний. (6) Вирусы размножаются только в клетке хозяина, используя ее репликационные системы и ресурсы.

Рассмотрите рисунок. Заполните пустые ячейки, используя понятия и термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин.

Название организма

Особенность существования

Жертва

        (А)

(В)

        (В)

Список терминов и понятий:

  1. прокариотический организм
  2. бактериофаг
  3. вирус табачной мозаики
  4. бактерии
  5. растения
  6. одноклеточные животные
  7. эктопаразит
  1. внутриклеточный паразит

1.2 БАКТЕРии

Рассмотрите рисунок «Строение
бактериальной клетки». Запишите в ответе
структуру бактерии, обозначенную на
рисунке знаком вопроса
.

Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используют
для описания клетки, изображённой на рисунке.

Определите два термина, «выпадающих» из общего списка,
и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) митоз        2) гаметы        3) нуклеоид

4) замкнутая ДНК        5) рибосомы

Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используют для описания клетки, изображённой на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. ДНК находится в ядре
  2. имеют пили для контакта между клетками
  3. белок синтезируется в ЭПС
  4. клетки имеют оболочку
  5. имеют кольцевую хромосому

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны организму, изображённому на рисунке?

  1. образование гамет.
  2. деление клеток митозом
  3. расположение генов в кольцевой ДНК
  4. образование тканей
  5. наличие мелких рибосом
  6. наличие мезосом

Известно, что бактерия холерный вибрион — анаробная, одноклеточная форма жизни, паразитический организм. Выберите из приведённого текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных признаков бактерии.

(1) Клетка — организм бактерии имеет изогнутую форму и виде запятой. (2)Бактерия обитает в тонком кишечнике человека, вызывая отравление, (3)Энергетический обмен в теле бактерии заканчивается гликолизом. (4)Размножается бесполым путем. (5)В неблагоприятных условиях жизни преобразуется в спору. (6)Споры находятся в неактивном состоянии в течение многих лет.

Известно, что туберкулёзная палочка вид очень устойчивых, микроскопических, патогенных бактерий. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, по смыслу относящиеся к описанию выделенных выше признаков, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Размер организма составляет 1-10 мкм, а диаметр 0,2-0,6 мкм. (2)При температуре 23С во влажном и тёмном месте палочка сохраняется до 7 лет. (3) Для своего развития бактерия нуждается в наличии кислорода. (4)Бактерия неподвижна и не способна образовывать споры. (5)Многие вещества способны проникать в организм за счёт различия их концентраций по обе стороны клеточной мембраны. (6)Является паразитическим организмом.

Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используют для описания строения бактериальной клетки.. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Неподвижная цитоплазма
  2. Кольцевая молекула ДНК
  3. Мелкие рибосомы 70S
  4. Сособность к фагоцитозу
  5. Наличие ЭПС

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Прокариотическая клетка не имеет в своём составе 1) Ядра

  1. Цитоплазмы
  2. Эндоплазматической сети
  3. Плазматичекой мембраны
  4. Рибосом
  5. Пластид

Известно, что бактерии - прокариотические организмы с разнообразными типами метаболизма и образом жизни. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, по смыслу относящиеся к описанию выделенных выше признаков, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Бактерии - это клеточная форма жизни. (2)Форма клетки может быть разнообразной: шаровидной (кокк), палочковидной (бацилла), изогнутой (вибрион), спирально закрученной (спирохета). (3)В цитоплазме клетки расположены кольцевая молекула ДНК и многочисленные рибосомы. (4)Клетка может быть неподвижной или иметь один или несколько жгутиков для передвижения. (5)К жгутиковым формам относится, например, обитающая в желудке человека бактерии Хеликобактер пилори, вызывающая гастрит. (6)Среди бактерий есть и свободно живущие представители, в том числе хемосинтезирующие и фотосинтезирующие формы.

ВОПРОС

Рассмотрите рисунок «Строение
шляпочного гриба». Запишите в ответе
часть гриба, обозначенную на рисунке
знаком вопроса.

Рассмотрите рисунок «Размножение
дрожжей». Запишите в ответе название
изображённого на рисунке процесса.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу шифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для царотва, к которому относят организм, изображённый на рисунке?

  1. наличие тканей
  2. размножение спорами
  3. тело представлено мицелием
  4. неограниченный рост.
  5. образование гамет.
  6. имеют генеративные органы

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу шифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для царства, к которому относят организм, изображённый на рисунке?

  1. клеточная стенка из хитина
  2. образование гамет
  3. наличие плодового тела.
  4. размножение спорами.

5)почкование

6) отсутствие центральной вакуоли с клеточным соком

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу шифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного организма?

  1. рост в течение всей жизни
  2. запасное питательное вещество — крахмал
  3. гетеротрофный тип питания
  4. размножение спорами
  5. образует микоризу
  6. наличие зеленых пластид

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного организма?

  1. способ размножения — почкование
  2. хемотрофное питание
  3. одноклеточный гриб
  4. используется в хлебопечении
  5. образует микоризу
  6. многоклеточный мицелий

Установите соответствие между особенностями и группами грибов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ОСОБЕННОСТИ:                                                                 ГРУППЫ ГРИБОВ

  1. Поражает колос злаков

Б) Минерализует органические остатки в экосистеме

  1. Паразитирует на растениях

Г) Споры формируются в спорангиях

Д) Используются для получения антибиотиков

Установите соответствие между особенностями и примерами грибов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ОТОБЕННОСТИ:

А) Образует чёрные рожки, содержащие ядовитые вещества

Б) Минерализует органические остатки в экосистеме

В) Паразитирует на злаках

Г) Споры формируются на концах специализированных гиф

Д) Используются для получения антибиотиков

Известно, что мукор — аэробный, одноклеточный организм, представитель царства Грибы. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков мукора.

(1) Мукор обладает признаками растений, животных и имеет собственные специфические особенности, его тело представлено мицелием. (2) Его грибница — это разветвленная многоядерная клетка. (3) Прорастая в хлебе мукор образует белый пушистый налет. (4)Конечные процессы энергетического обмена осуществляются в митохондриях. (5) В природе мукор выполилет роль редуцента. (6) В клетке мукора образуются вещества убивающие бактерий.

Установите соответствие между признаками и группами грибов, для которых

они характерны: к каждой позиции, данной соответствующую позицию из второго столбца. ПРИЗНАКИ

  1. имеют спорангии в виде головки или кисти

Б) используются в производстве сыров.

  1. образуют микоризу

Г) различаются трубчатые и пластинчатые грибы

Д) используются в биотехнологии для получения антибиотиков

Е) имеют плодовое тело

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания клеток грибов. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. питаются осмотрофно.
  2. клетки всегда одиночные
  3. белок синтезируется рибосомами
  4. ДНК находится в ядре
  5. содержат стенку из целлюлозы

Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используют для описания грибной клетки. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. ядро
  2. хемосинтез
  3. клеточная стенка
  4. автотрофное питание
  5. гликоген

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания строения грибной клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего, списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. наличие оформленного ядра
  2. наличие целлюлозной оболочки.
  3. способность к фагоцитозу
  4. наличие мембранных органоидов
  5. наличие гликогена в качестве запасного вещества

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для клеток грибов характерно наличие

  1. хлоропластов.
  2. рибосом
  3. целлюлозной клеточной стенки
  4. оформленного ядра
  5. хитиновой клеточной стенки
  6. углевода — крахмала

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Грибы являются представителями отдельного царства, так как 1) в экосистемах они являются продуцентами

  1. являются автотрофами
  2. не имеют пластид и хлорофилла
  3. имеют пластиды и хлорофилл
  4. являются гетеротрофами
  5. их клетки имеют ядро и покрыты клеточной оболочкой из хитина.

Грибы, как и животные (выберите 3 верных ответа),

  1. являются гетеротрофными организмами
  2. растут в течение всей жизни
  3. содержат в организмах хитин
  4. не содержат в клетках рибосом
  5. не содержат в клетках митохондрий
  6. имеют клеточное строение

Установите соответствие между характеристикой и группой грибов, к которой она относится.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ГРУППА ГРИБОВ

А) образуют плодовые тела

1) Шляпочные

Б) образуют на концах гифов головки со спорами

2) Плесневые

В) развиваются на пищевых продуктах

Г) используются для получения антибиотиков

Д) вступают в симбиоз с корнями растений

Установите соответствие между шляпочными грибами и группами, к которым они относятся.

ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ

А) волнушка

Б) маслёнок

В) подберёзовик

Г) сыроежка

Д) боровик

Е) шампиньон

Установите послеловательность расположения систематических таксонов гриба, начиная с самого крупного таксона.

  1. порядок Агариковые
  2. семейство Аманитовые
  3. класс Агарикомицеты
  4. род Мухомор
  5. отдел Базидиомицеты
  6. вид Мухомор красный
  7. царство Грибы

Растения, как и грибы,

  1. растут в течение всей жизни
  2. имеют ограниченный рост
  3. поглощают из почвы воду и растворенные минеральные вещества
  4. питаются готовыми органическими веществами
  5. содержат хитин в оболочках клеток
  6. имеют клеточное строение

Чем отличаются грибы от бактерий?

  1. составляют группу ядерных организмов (эукариот)
  2. относятся к гетеротрофным организмам
  3. размножаются спорами
  4. одноклеточные и многоклеточные организмы
  5. при дыхании используют кислород воздуха
  6. участвуют в круговороте веществ в экосистеме

Сходство грибов и животных состоит в том, что:

  1. у них гетеротрофный способ питания
  2. у них автотрофный способ питания
  3. клеточная стенка трибов и покровы членистоногих содержат хитин
  4. в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком
  5. в их клетках отсутствуют хлоропласты и хлорофилл
  6. их тело состоит из тканей

23        Грибы образуют микоризу с коннями (3 ответа):

1)папоротника2) хвощи 3) сосны 4) мха5) дуба 6) берёзы

Установите соотвествие между грибом и способом его питания

ГРИБ        СПОСОБ ПИТАНИЯ

         В)пеницилл        1) сапротрофный

Б) фитофтора        2) паразитический

  1. спорынья

Г) дрожжи

Д) головня

Е) шампиньонЖ) мукор

Установите последовательность фаз развития шляпочного гриба, начиная с попадания спор в почву

  1. прорастание спор и образование грибницы (мицелия)
  2. созревание плодового тела и образование спор
  3. образование плодового тела
  4. распространение спор

Установите оследовательность этапов шяпочного гриба, начиная с высыпания и прорастания спор.

  1. образование на грибнице плодового тела
  2. созревание в шляпке спор
  3. образование мицелия
  4. прорастание спор

Выберите три особенности, характерные для спорыньи, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. высший гриб
  2. паразит пасленовых
  3. отравление спорыньей вызывает эрготизм (злые корчи) - неконтролируемые сокращения мышц, которые могут привести к смерти
  4. размножается семенами
  5. зимует в почве в стадии псевдосклероциев - «маточных рожек» с плотной оболочкой и живыми гифами в центре
  6. грибница образует белый налет на листьях

Известно, что пеницилл — высший плесневый гриб с бактерицидными свойствами. Выберите из приведенного ниже текста три утверждения, по смыслу относящиеся к описанию выделенных выше признаков.

(1)Пеницилл относится к сапротрофным организмам; встречается на разнообразных субстратах. (2)Там, где растет пеницилл, не могут. поселиться многие бактерии, так как они погибают из-за выделяемых им веществ. (3)Мицелий пеницилла клеточный, с перегородками в гифах. (4)Бесполое размножение происходит с помощью конидиоспор, свободно отделяющихся от кончиков гиф. (5)Органы спороношения похожи на кисточку, из-за чего пеницилл получил название «кистевик». (6) Половое размножение описано у небольшого числа видов.


ВОПРОС

Рассмотрите предложенную схему «Морфология слоевища лишайника». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Известно, что лишайник — комплексный, безтканевый, авто-гетеротрофный организм. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков лишайника.

(1)Лишайники первыми поселяются в самых бесплодных местах суши. (2)Отмирая, они образуют перегной, на котором начинают поселяться растения. (З)Тело лишайника называют слоевищем. (4)На тонком срезе вегетативного тела видно, что оно образовано переплетенными гифами гриба, между которыми располагаются одноклеточные зеленые водоросли. (5) Гриб является сапротрофом, а в клетках водоросли происходит фотосинтез. (б)Размножаются гриб и водоросль бесполым путем с помощью спор.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Особенностями, характерными для лишайников, являются

  1. требовательность к влажности, теплу и плодородию почвы
  2. чувствительность к загрязнению окружающей среды
  3. строение из одинаковых клеток.
  4. нетребовательность к влажности, теплу и плодородию почвы
  5. строение из клеток водоросли и гриба
  6. строение из гифов, сросшихся с корнями растений.

Особенности, характерные для лишайников (3 ответа),

  1. представляют самостоятельную группу организмов
  2. занимают промежуточное положение между царствами растений и животных
  3. чувствительны к загрязнению окружающей среды
  4. нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы
  5. состоят из сросшихся с корнями растений гифов
  6. состоят из одинаковых клеток

Проанализируйте таблицу «Частота обнаружения тихоходок в образцах мхов и лишайников» (тихоходки тип микроскопических беспозвоночных, близких к членистоногим).

Место сбора образцов

Мхи

Лишайники

Всего образцов

Из них

с тихоходками

Всего образцов

Из них с тихоходками

Улица города с небольшой загруженностью транспортом

12

12

12

В

Улица города

с активным движением транспорта

7

6

7

5

Полигон захоронения химических отходов

7

р

7

2

Посёлок в пойме реки

7

7

7

Посёлок городского типа

6

6

Б

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа

представленных данных.

  1. Тихоходки встречаются в городской местности чаще, чем в посёлках.
  2. Количество лишайников зависит от степени загрязнения окружающей среды.
  3. Тихоходки реже встречаются в местах загрязнения химическими отходами.
  4. Возле водоёмов тихоходки встречаются чаще, чем на городских улицах.
  5. Тихоходки встречаются во мхах чаще, чем в лишайниках.

1.5 ВОПРОСЫ НА СРАВНЕНИЕ РАЗНЫХ ГРУПП

ВОПРОС

Установите соответствие между характеристиками и организмами, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1        2

ХАРАКТЕРИСТИКИ.

  1. в экосистемах разлагает и минерализует органические вещества

Б) образует гумус в первичных сукцессиях за счёт разложения слоевища

  1. таллом образован микобионтами и фитобионтами

Г) только сапротрофный тип питания

Д) представляет комплексный симбиотический организм

Е) способен продуцировать бактериостатическое вещество

Установите соответствие между характеристиками и формами жизни, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

        

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. способен кристаллизоваться.

Б) состоит из нуклеиновых кислот

и белкового капсида

  1. размножается простым делением

Г) имеет кольцевую молекулу ДНК

Д) является облигатным клеточным паразитом

Е) переживает неблагоприятный период в состоянии споры

Установите соответствие между характеристиками и формами жизни, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. при неблагоприятном воздействии образует споры
  2. являотся облигатным внутриклеточным паразитом

В) имеет нуклеоид

Г) цитоплазматическая мембрана образует мезосомы

Д) генетический аппарат представлен молекулами ДНК или РНК

Е) имеет белково-липидную мембрану и капсид

Установите соответствие между особенностями и формами жизни, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ:        ФОРМЫ ЖИЗНИ

  1. наследственная информация сосредоточена в нуклеоиде        1) бактерии

Б) наследственная информация защищена капсидом        2) бактериофаги

  1. размножается в клетках прокариот

Г) разрушают мертвую органику

Д) существуют в форме кристаллов.

Установите соответствие между характеристиками организмов и царствам, к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗМОВ

  1. В состав клеточной стенки входит хитин.

Б) Тип питания автотрофный.

  1. Образуют органические вещества из неорганических.

Г) Запасным питательным веществом является крахмал.

Д) В природных системах являются редуцентами.

Е) Тело состоит из мицелия.

10

Установите соответствие между признаками и группами организмов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответстьующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ, А)имеют неограниченный рост. Б) тело представляет собой слоевище В) споры образуются в плодовом теле. Г) по способу питания — автогетеротрофы Д)вступают в симбиоз с корнями растений Е) представляют симбиоз грибов и водорослей.

Установите соответствие между признаками и группами организмов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответстьующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) обладают гетеротрофным питанием Б) имеют клеточную стенку из муреина В) вклетках содержат лейкопласты Г) имеют вегетативные и генеративные органы Д) световая энергия поглощается пластидами. Е) вода накапливается в вакуолях с клеточным соком

Установите соответствие между признаками и группами организмов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответстьующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) образуют микоризу с корнями высших растений Б) клеточная стенка включает хитиноподобное вещество В) представлен мицелием Г) характерно автотрофное питание Д) в клетке содержатся плазмиды

Установите соответствие между признаками и группами организмов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответстьующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) клеточная стенка из хитина

Б) наличие муреина в клеточной оболочке В) имеют клеточное ядро Г) имеют кольцевую ДНК Д) одноклеточные или колониальные Е) одноклеточные и многоклеточные

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Споры бактерий, в отличие от спор грибов, 1) служат приспособлением к перенесению неблагоприятных условий 2) выполняют функцию питания и дыхания 3) образуются в результате полового размножения 4) обеспечивают расселение на новые места 5) образуются путем мейоза

6) образуются из материнской клетки путем потери воды

ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ

1) Грибы

2) Лишайники

ГРУППЫ

ОРГАНИЗМОВ

1) Растения

2) Бактерии

ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ

1) Грибы

2) Бактерии

ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ

1) Грибы

2) Бактерии

Установите соответствие между живыми организмами и группами, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответстьующую позицию из второго столбца.

ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

  1. Ягель

Б) Спорынья

  1. Весёлка

Г) Ксантория

Д) Исландский мох

Е) Головня

Установите соответствие между признаком и объектом, для которого он характерен

ПРИЗНАК        ОБЪЕКТ

  1. наследственный материал представлен нуклеоидом        1) Бактерия

Б) нуклеиновая кислота защищена капсидом        2) Вирус

  1. не имеет собственного обмена веществ

Г) минерализует мёртвые органические остатки

Д) имеет клеточную стенку из полисахаридов

Установите соответствие между способом питания и объектом, для которого он

13

IJ        характерен

ОРГАНИЗМЫ

СПОСОБЫ ПИТАНИЯ

А) порфира

1) хемоавтотрофный

Б) плеврококк

2) фотоавтотрофный

В) железобактерии

3) гетеротрофный

Г) серобактерии

Д) нитрифицирующие бактерии

Е) аспергилл

Установите соответствие между заболеванием и вызывающим его возбудителем ЗАБОЛЕВАНИЕ

А)столбняк

Б) фитофтороз

 В)корь

 Г) гастрит

Д)гепатит

 Е) сяпролегниоз

15.Установите послеловательность расположения систематических таксонов гриба, начиная с наименьшего таксона.

  1. подгруздок черный
  2. грибы
  3. сыроежка
  4. эукариоты
  5. базидиомицеты
  6. сыроежковые

2. РАЗВЕРНУТЫЕ ЗАДАНИЯ 2 ЧАСТИ (22-28)

2.1 ВИРУСЫ

ВОПРОС

Назвоите объект, изображённый на

рисунке. Укажите названия и функции
структур, изображенных на рисунке
цифрами 1, 2 и 3.

  1. Чем вирусы отличаются от всех остальных организмов?
  2. Приведите два биохимических отличия РНК- и ДНК-содержащих вирусов.
  3. Используя сведения о вирусах, приведите не менее трех фактов,

подтверждающих мнение ученых о том, что вирусы - живые существа.

Объясните, почему вирусы неспособны к собственному обмену веществ и

  1. размножаются только внутри клетки.

2.2 БАКТЕРИИ

Клетка организма какого царства
изображена на рисунке? Обоснуйте
свой ответ. Какая структура
обозначена на рисунке
вопросительным знаком? Какую
функцию она выполняет?

Рассмотрите рисунок. Дайте название
изображённым образованиям. Назовите
тип взаимодействия между растением и
бактериями. Объясните что дают друг
другу бактерии и растения.


Благодаря каким особенностям бактерии широко применяются в биотехнологии? Назовите не менее трёх признаков.

Какие бактерии человек использует для получения пищевых продуктов?

Чем бактерии отличаются от одноклеточных водорослей?

Что представляют собой образования на корнях бобового растения? Какой тип взаимоотношений организмов устанавливается в этих образованиях? Объясните значение этих взаимоотношений для обоих организмов

Укажите не менее трёх групп бактерий, различающихся по типу питания.

Укажите не менее трёх значений бактерий сапротрофов в живой природе.

Осуществление земляных работ при строительстве одного из объектов привело к вскрытию скотомогильника 100-летней давности. Спустя некоторое время в данной местности был объявлен карантин в связи с эпидемией сибирской язвы, возбудителем которой являются бактерии. Как с точки зрения биологии можно объяснить эту ситуацию?

По каким признакам строения можно отличить бактериальную клетку от расти. тельной? Назовите не менее трёх признаков.

В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ?

Какие способы получения энергии используют бактерии? Ответ поясните.

Каково биологическое значение представителей подцарства Цианобактерии?

В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ?

Какова роль симбиотических бактерий в организме человека?

Человек, заболевший холерой, пожал руку соседу и пообедал морепродуктами (креветками и устрицами) с коллегой. Кто из них мог заразиться холерой от этого человека? Почему вибрионы холеры часто сравнивают со стаей рыб?

Лекарственный препарат содержит вещество цефиксим, ингибирующее синтез пептидогликана, входящего в состав клеточных стенок бактерий. Для лечения каких заболеваний прописывают этот препарат? Чем может быть опасно принятие этого препарата без рекомендации врача?

Лекарственный препарат нарушает целостность муреиновой клеточной стенки, таким образом разрушая клетки бактерий. Можно ли с помощью данного препарата вылечить грипп или амёбную дизентерию? Ответ поясните

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех же условиях? Ответ поясните.

20        Благодаря деятельности каких организмов скисает молоко? Почему у скисших

молочных продуктов кислый вкус?

21

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

(1) Бактерии — прокариоты, наследственная информация которых заключается в одной линейной молекуле ДНК. (2) Все бактерии по типу питания являются гетеротрофами. (3) Азотфиксирующие бактерии обеспечивают гниение органических остатков в почве. (4) К группе азотфиксаторов относят клубеньковых бактерий, поселяющихся на корнях бобовых растений. (5)Нитрифицирующие бактерии участвуют в круговороте азота. (6)Среди паразитических бактерий хорошо известны холерный вибрион, туберкулёзная палочка, являющиеся возбудителями опасных заболеваний человека. (7) Сапротрофные бактерии питаются органическими остатками.

22

Найдите три ошибки в приведённом тексте «Бактерии». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1)Все бактерии по способу питания являются гетеротрофами. (2)Азотфиксирующие бактерии обеспечивают усвоение атмосферного азота. (3)К группе азотфиксаторов относят клубеньковые бактерии, поселяющиеся на корнях бобовых растений. (4)Бобовые растения используют соединения азота для синтеза белка. (5)Денитрифицирующие бактерии осуществляют процесс нитрификации, повышающий плодородие почвы. (6)К хемотрофам относят железобактерии, серобактерии, водородные бактерии и нитрифицирующие бактерии. (7)Для всех хемотрофов характерен анаэробный тип энергетического обмена.

23

Лекарственный препарат связывается с малой субъединицей бактериальной рибосомы, блокируя её работу. При каких заболеваниях назначают данный препарат? Может ли он помочь при аскаридозе? Ответ поясните.

24

Почему при заражении гриппом неэффективно принимать антибиотики? Почему, несмотря на это, врачи иногда их всё равно прописывают? Ответ поясните.

Клетка организма какого царства изображена на

25 рисунке? Обоснуйте свой ответ. Какие структуры обозначены цифрами 1-5? Какие функции они выполняют?

2.3 ГРИБЫ

Назовите изображённый на рисунке
организм и царство, к которому его
относят. Что обозначено цифрами 1 и2?

Какова роль этих организмов в
экосистеме?

Аллелопатия — тип взаимоотношений
организмов, при котором во внешнюю
среду выделяются продукты
жизнедеятельности одного организма,
отравляя сё и делая непригодной для
жизни другого. Какой организм
изображён на рисунке? Как называются
вещества, которые он выделяет?

Жизнедеятельность каких организмов
они подавляют?

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Клетки шляпочных грибов имеют клеточную стенку, состоящую из целлюлозы. 2. В клетках грибов отсутствуют пластиды. 3. В клетках грибов синтез АТФ осуществляется в митохондриях и пластидах. 4. У грибов в клетках запасается гликоген. 5. Способ питания грибов автотрофный. 6.Грибы распространены повсеместно.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Среди грибов различают плесневые и шляпочные грибы. 2. Их сходство ключается в том, что тело представлено талломом. 3. К плесневым грибам относят пеницилл. 4. Споры у пеницилла образуются в плодовом теле.

5. Пеницилл паразитирует, проникая в ткани злаковых растений.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

(1) Грибы и бактерии относят к прокариотам. (2) Среди грибов встречается большое разнообразие: дрожжи, плесневые, шляпочные грибы и др. (3) Общей особенностью многоклеточных грибов является образование вегетативного тела из тонких ветвящихся нитей, образующих грибницу. (4) Грибная клетка имеет клеточную стенку, состоящую из хитина, и мембранные органоиды. (5) Запасным питательным веществом является гликоген. (6) Грибы обладают автотрофным типом питания. (7) Рост грибов прекращается после

созревания спор.

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Почему белые грибы встречаются в хвойных и смешанных лесах? Ответ поясните.

Почему грибы выделены в самостоятельное царство органического мира? Почему их не относят ни к растениям, ни к животным?

Какая особенность жизнедеятельности пекарьских дрожжей даёт возможность человеку использовать их для приготовления хлеба?

Какую роль в жизни грибов играет грибница?

Почему почву в лесопосадках заселяют микоризными грибами?

Какой вред приносят растениям головня, трутовик и фитофтора? Ответ поясните.

При сборе грибов необходимо плодовое тело аккуратно срезать ножом или выкручивать, а место среза присыпать почвой или опавшей листвой. Обоснуйте это правило сбора грибов.

В 1928 году Александр Флеминг проводил рядовой эксперимент в ходе многолетнего исследования, посвящённого изучению борьбы человеческого организма с бактериальными инфекциями. Вырастив колонии культуры Staphylococcus, он обнаружил, что некоторые из чашек для культивирования заражены обыкновенной плесенью — веществом, из-за которого хлеб при долгом лежании становится зелёным. Вокруг каждого пятна плесени Флеминг заметил область, в которой бактерий не было. Зато вокруг чистой зоны колонии бактерий процветали. Впоследствии Флеминг выделил молекулу, которая стала первым современным антибиотиком.

О какой плесени идёт речь в описании опыта Флеминга? К какому царству организмов принадлежит эта плесень? Как называется антибиотик, открытый Флемингом? Какой вывод сделал Флеминг после исследования своих колоний Staphylococcus?

Почему подберёзовик в лесу чаще всего можно найти под берёзой? Может ли этот гриб вырасти на лугу?

Назовите не менее 4 функций грибов в современной экосистеме;

В процессе изготовления вина на ёмкость с брагой надевают сверху крышку с гидрозатвором, в конструкцию которого входит полая трубка, открывающаяся одним концом внутрь ёмкости, а другим наружу. Для чего используется данная деталь в конструкции гидрозатвора? Ответ поясните.

Испокон веков люди замечали, что часто шляпочные грибы в лесу растут кругами от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров. Не находя объяснения этому явлению, люди дали ему название «ведьмины круги». Объясните сущность этого явления с биологической точки зрения. Почему грибы не растут внутри круга? Как объяснить тот факт, что диаметр круга ежегодно увеличивается? Чем объясняется правильная форма кругов?

        

18 Найдите три ошибки в приведённом тексте «Бактерии и грибы в хозяйственной деятельности человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1)В своей хозяйственной деятельности человек активно использует бактерии и грибы. (2)Бактерии используются в приготовлении молочнокислых продуктов и сыров с плесенью. (3)Грибы в свою очередь используются в изготовлении выпечки. (4)При аэробном окислении глюкозы молочнокислые бактерии выделяют молочную кислоту. (5)Дрожжи тоже выделяют молочную кислоту, но только в анаэробных условиях. (6)Плесневые грибы можно использовать в производстве антибиотиков. (7)В биотехнологии также используют бактерии и грибы, помещая в них гены, кодирующие необходимые белки.

19 Какую роль в биосфере выполняют грибы? Приведите не менее четырех функций.

20        В чем состоит роль грибов-сапротрофов в круговороте веществ? Какова

особенность их питания?

21        Опишите роль бактерий и грибов в пищевой и фармацевтической

промышленности. Как называется дисциплина, изучающая использование живых организмов для решения технологических задач? Приведите не менее шести аргументов.

2.4 ЛИШАЙНИКИ

        ВОПРОС

  1. Назовите особенности строения и питания лишайников и укажите их роль в

природе.

  1. Какие отношения устанавливаются между грибом и цианобактериями (или

одноклеточными зелеными водорослями) в слоевище лишайнике? Поясните роль каждого организма в этих отношениях.

  1. Почему        лишайники часто называют пионерными организмами? В чём

заключается их экологическая роль?

  1. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Лишайники». Укажите номера

предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

(1)Лишайники представляют собой симбиотическую ассоциацию грибов, микроскопических красных водорослей и/или цианобактерий. (2)Гриб образует слоевище, внутри которого располагаются клетки водорослей. (3)Водоросли в составе лишайников питаются гетеротрофно. (4)Гриб защищает водоросли от высыхания и экранирует от ультрафиолетового излучения. (5)По внешнему виду различают лишайники накипные, листоватые и кустистые. (6)Все разновидности лишайников прикрепляются к субстрату с помощью корней. (7)Лишайники являются одними из самых долгоживущих организмов и могут достигать возраста нескольких сотен лет.

ОТВЕТЫ

1.ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 1 ЧАСТИ (1-21)

1.1 ВИРУСЫ

  1. ГОЛОВКА \ КАПСИД
  2. 235
  3. 125
  4. 53214
  5. 246
  6. 356
  7. 284

1.2 БАКТЕРИИ

  1. НУКЛЕОИД\ЯДЕРНОЕ ВЕЩЕСТВО\КОЛЬЦЕВАЯ ХРОМОСОМА
  2. 12
  3. 13
  4. 356
  5. 123
  6. 126
  7. 45
  8. 136
  9. 221211
  10. 23113
  11. 356

1.3 ГРИБЫ

  1. ПЛОДОВОЕ ТЕЛО
  2. ПОЧКОВАНИЕ
  3. 234
  4. 146
  5. 134

6        134

7        21211

8        21211

9        124

10        221121

11        25

12        24

13        23

14        245

15        356

16        136

17        12221

18        211212

19        7531246

20        136

21        134

22        135

23        356

24        1221211

25        1324

26        4312

27        135

28        234

1.4 ЛИШАЙНИКИ

1

2

3

4

5

КУСТИСТЫЕ

345

245

134

35

1.5 ВОПРОСЫ НА СРАВНЕНИЕ РАЗНЫХ ГРУПП

1        211212

2        221121

3        212211

4        12212

5        122211

6        121212

7        221111

8        11122

9        121221

10        146

11        211221

12        12211

13        221113

14        312321

15        136524

2. РАЗВЕРНУТЫЕ ЗАДАНИЯ 2 ЧАСТИ (22-28)

2.1 ВИРУСЫ

ВОПРОС

1

  1. изображён вирус — бактериофаг;
  2. 1 — белковая капсула — капсид, в центре которой находится вирусная днк;
  3. 2 — хвостовой чехол, по которому ДНК вируса бактериофага впрыскивается в бактериальную клетку;
  4. 3 — хвостовые нити базальной пластинки, которые контактируют с рецепторными участками на поверхности клеток бактерий и закрепляют бактериофаг.

2

  1. Вирусы не имеют клеточного строения. Это неклеточная форма жизни.
  2. Вирусы — внутриклеточные паразиты и способны размножаться только в клетке другого организма.
  3. Вирусы содержат один тип нуклеиновых кислот — ДНК или РНК.

3

1) у РНК-содержащих вирусов есть азотистое основание урацил, а у ДНК-содержащих — тимин;

2) РНК-содержащие вирусы содержат сахар рибозу, а ДНК.содержащие — дезоксирибозу

4

1) в состав вирусов входят белки и нуклеиновые кислоты, которые обеспечивают передачу наследственной информации; 2) вирусы способны к воспроизведению в клетках хозяина; 3) вирусы способны мутировать

5

1) у вирусов отсутствуют необходимые ферменты и органоиды (рибосомы) , обеспечивающие обмен веществ (синтез собственных белков)

2) отсутствие собственных ферментов делает невозможным процесс репликации, что не позволяет вирусам размножаться вне клетки

2.2

БАКТЕРИИ

1

1) на рисунке изображена клетка бактерий, потому что она не содержит ядра (ДНК лежит в цитоплазме) и мембранных органоидов;

2) вопросительным знаком обозначена плазмида (дополнительная кольцевая ДНК);

3) плазмида (дополнительная кольцевая ДНК) несёт дополнитель-ные гены, повышающие приспособленность клетки к различным условиям

2

  1. Клубеньки с азотфиксирующими бактериямина корнях бобовых.
  2. Симбиоз
  3. Бактерии - переводят атмосферный азот в доступные для растений соединения. Растения - отдают часть органики бактериям.

3

  1. высокая скорость размножения;
  2. способность синтезировать биологически активные вещества;
  3. способность к мутациям и возможность получения новых высокопродуктивных штаммов;
  4. относительно простые способы выращивания бактерий

4

1) Молочнокислые - производство кисломолочных продуктов (сыр, сметана, кефир, йогурт);

2) Уксуснокислые - закваска капусты, засолка огурцов и помидоров;

5

  1. У бактерий нет оформленного ядра, а у водоросли есть.
  2. Клеточная стенка бактерии состоит из муренна, а у водорослей она из целлюлозы.
  3. У бактерии одна хромосома кольцевидной формы, а у водоросли несколько хромосом некольдевидной формы.
  4. У бактерий нет митохондрий, пластид, аппарата Гольджи, ЭС, лизосом.

6

  1. образования на корнях бобового растения — это клубеньки, содержащи клубеньковые бактерии;
  2. тип взаимовыгодных отношений — симбиоз бактерий (азотфиксирующих бактерий) и бобового растения;
  3. клубеньковые бактерии питаются органическими веществами растений (растения обеспечивают бактерии органическими веществами);
  4. клубеньковые бактерии фиксируют атмосферный азот и обеспечивают соединениями азота бобовые растения.

7

  1. Сапрофиты питаются органическими веществами мёртвых тел животных и растений, или их выделениями. Например, молочнокислые, бактерии гниения.
  2. Паразиты питаются органическими веществами живых организмов. Например, болезнетворные.
  3. Хемотрофы используют энергию окислительно-восстановительных реакций. Например, серобактерии.

8

  1. Гниение — превращение тел отмерших растений и животных в перегной.
  2. Минерализация — превращение перегноя в минеральные вещества, всасываемые корнями.
  3. Азотфиксирование (клубеньковые бактерии) — связывание азота воздуха и включение его в состав белков

9

1) в скотомогильнике было захоронение животных, инфицированных сибирской язвой.

2) споры сохраняют длительное время жизнеспособность, поэтому, попав в организм человека или скота, вызывают заболевание сибирской язвой.

10

  1. В клетке бактерий отсутствует оформленное ядро;
  2. генетический материал бактериальной клетки представлен кольцевой молекулой ДНК:
  3. в клетках бактерий отсутствуют мембранные органоиды.

11

1) бактерии-гетеротрофы - редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями;

2) бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) - продуценты синтезируют органические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др.

12

  1. фотосинтез — использование энергии Солнца;
  2. хемосинтез — использование энергии, выделяющейся при окислении неорганических веществ;
  3. гетеротрофное питание — использование энергии, выделяющейся при окислении органических веществ

13

1) обогащают органическими веществами почву и воду; воду и атмосферу насышают кислородом;


2) служат кормом для мелких животных и рыб

14

1) бактерии-гетеротрофы - редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями;

2) бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) - продуценты синтезируют органические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др.

15

  1. Симбиотические бактерии, обитающие в пищеварительном тракте снабжают организм человека витаминами, незаменимым аминокислотами.
  2. Бактерии обеспечивают брожение клетчатки, которая в пищеварительном тракте не переваривается.
  3. Симбиотические бактерии конкурируют с болезнетворными бактериями за местообитание и пишу. тем самым защишая организм от паразитов

16

1) заражение холерным вибрионом чаще всего происходит через воду и пищевые продукты (например, недоваренные моллюски); также источником заражения являются испражнения заболевшего человека, поэтому сосед мог заразиться только в том случае, если на руках человека были следы его испражнений, а коллега — только съев недоваренные моллюски (при условии, что они содержали вибрион холеры);

2) вибрион холеры очень активен, самый «отличный бегун» из подвижных микробов, передвигается за счёт движения жгутика.

17

1) препарат прописывают при заражении организма бактериями (это антибиотик);

2) без рекомендации врача его принимать нельзя, поскольку возможно формирование устойчивости у бактерий (и переход воспаления в хроническую форму)

18

1) грипп вызывается вирусом, а дизентерия - амёбами (одноклеточными животными, простейшими);

2) на них данный препарат (антибиотик) не подействует, поскольку они не имеют клеточной стенки из муреина

19

1) Быстрее прокиснет свеженадоенное молоко, так как в нём есть бактерии, вызывающие сбраживание продукта.

2) При стерилизации молока клетки и споры молочнокислых бактерий погибают, и молоко сохраняется дольше.

20

1) Молоко скисает в результате деятельности молочнокислых бактерий;

2) В результате молочникислого брожения (на стадии гликолиза - бескислородного этапа энергетического обмена) образуется лактат (молочная кислота), которая и способствует появлению кислого вкуса.

21

ошибки допущены в предложениях:

  1. 1 — бактерии имеют замкнутую (кольцевую) молекулу ДНК
  2. 2 — среди бактерий есть автотрофы;
  3. 3 — азотфиксирующие бактерии обеспечивают связывание атмосферного азота и превращение его в соединения, доступные для использования высшими растениями (питания

высших растений)

22

Ошибки допущены в предложениях:

  1. 1 - не все бактерии по способу питания гетеротрофы, среди них есть автотрофы (фото- и хемосинтетики);
  2. 5 - денитрифицирующие бактерии восстанавливают нитраты до молекулярного азота (нитрифицирующие бактерии осуществляют процесс нитрификации);
  3. 7 - для всех хемотрофов характерны аэробный и анаэробный типы энергетического обмена

23

1) препарат назначается при бактериальной инфекции (это антибиотик);

2) при аскаридозе он не поможет, поскольку аскарида - эукариот, а препарат блокирует работу только прокариотической рибосомы

24

1) грипп вызывается вирусом, а антибиотики эффективны только против бактерий;

2) при гриппе часто возникают осложнения в виде сопутствующей бактериальной инфекции лёгких (пневмонии)

25

  1. На рисунке показана прокариотическая клетка. Так как нет ядра и других мембранных органоидов, есть кольцевая ДНК и рибосомы.
  2. 1 клеточная стенка из муреина; 2 цитоплазма; 3 кольцевая молекула ДНК;

4 мезосома; 5 жгутик.

  1. Клеточная стенка выполняет защитную функцию, цитоплазма образует внутриклеточную среду, мезосома выполняет функции мембранных органоидов, жгутик t обеспечивает передвижение клетки.

2.3

ГРИБЫ

ВОПРОС

1

Плесневелый гриб Мукор, Царство Грибы

  1. - спорангии со спорами
  2. - мицелий (одна сильно разросшаяся многоядерная клетка)

Редуцент, минерализует органику, замкнутый круговорот, вызывает заболевания

2

1) На рисунке изображён плесневый гриб пеницилл, 2) Он выделяет вещества, которые подавляют жизнедеятельность бактерий - антибиотики.

3

Ошибки допущены в предложениях:

  1. 1 — клеточная стенка образована хитиноподобным веществ:
  2. 2 — вклетках грибов синтез АТФ происходит только в митохондрия:
  3. 5 — способ питания грибов гетеротрофный.

4

Ошибки допущены в предложениях.

  1. 2 — Тело гриба представлено мицелием (грибницей).
  2. 4 — Споры у пеницилла образуются на концах гифов — кисточках.
  3. 5 — Пеницилл не является паразитом, он сапротроф.

5

ошибки допущены в предложениях:

  1. 1 — грибы — это эукариоты;
  2. 6 — у грибов гетеротрофный тип питания;
  3. 7 — грибы растут в течение всей жизни.

6

1) белые грибы и корни хвойных и лиственных деревьев образуют симбиоз — микоризу;

2) мицелий грибов снабжает дерево водой и минеральными солями, а деревья поставляют грибам органические вещества, которые вырабатывают в результате фотосинтеза

7

  1. грибы не содержат хлоропластов и не способны к фотосинтезу, они готеротрофы, поэтому их нельзя отнести к растениям;
  2. грибы полностью неподвижны, растут в субстрате и питаются осмотрофно, поэтому их нельзя отнести к животным;
  3. при этом грибы имеют и черты сходства с другими царствами: запасное питательное вещество — гдикоген, как у животных, но при этом клетки имеют клеточную стенку из хитина и поддерживают форму с помощью тургора, как растения.

8

1) дрожжи вызывают спиртовое брожение, в результате чего образуется углекислый газ;

2) насыщение теста углекислым газом делает его рыхлым и воздушным.

9

1) Грибница гриба всасывает и зокружающей среды готовые органические вещества и воду с минеральными веществами. 2) Участвет в вегетативном размножении, образовании плодовых тел.

10

1) образованию микоризы (грибокорня) приводит симбиотический тип взаимоотношений грибов и корней высших растений; 2) растения с помощью гифов грибов получают из почвы минеральные вещества — грибы осуществляют дополнительное минеральное питание растений, способствуя их лучшему росту. Таким образом, основное влияние мицелия (грибницы) на жизнедеятельность растений — обеспечение полноценности минерального питания. Считается, что грибы-микоризообразователи разлагают некоторые недо ступные растению органические соединения почвы, вырабатывают вещества типа витаминов и

активаторы роста.

11

  1. головня поражает вегетативные и генеративные почки растений, листья, стебли, плоды и семена, в которых образуются многочисленные споры в виде тёмной «пыли»;
  2. трутовик повреждает деревья;
  3. фитофтора поражает листья и клубни картофеля, плоды помидоров

12

1) плодовые тела грибов образуются на грибнице (подземная часть);

2) выкручивание или срезание ножом плодового тела грибницу оставляет неповреждённой и на ней снова будут образовываться плодовые тела.

13

  1. речь идёт о плесени пеницилле, принадлежащей к царству Грибы;
  2. антибиотик называется пенициллин;
  3. Флеминг, исследовав результаты опыта, понял, что плесень может убить культуру бактерий

14

1) подберёзовик, как и многие другие шляпочные грибы, не может расти без растения- партнёра;

2) подберёзовик может вырасти на лугу если там будет берёза, так как грибу нужно дерево для симбиотических отношений.

15

  1. .Грибы являются редуцентами в пищевой цепи, они разрушают мертвую органику до минеральных веществ, возвращают их в почву и тем самым замыкают круговорот веществ ;
  2. . Шляпочные грибы вступают в симбиоз с деревьями. Гриб получает от растения готовые органические вещества, а растение более эффективно поглощает из почвы минеральные вещества;
  3. .Грибы паразиты регулируют численность хозяев (Фитофтора вызывает заболевания ботвы и гниль клубней картофеля)
  4. .Грибы могут служить пищей для животных;

16

  1. в процессе изготовления вина дрожжи осуществляют спиртовое брожение;
  2. одним из продуктов брожения является углекислый газ;
  3. чтобы давление углекислого газа не разорвало ёмкость, через полую трубку гидрозатвора углекислый газ выводится наружу.

17

  1. круг образован плодовыми телами грибов;
  2. внутри круга находится мицелий (грибница);
  3. центральная часть мицелия постоянно отмирает к периферии, так как выедает питательные вещества из почвы;
  4. чем больше возраст мицелия, тем больше диаметр круга;
  5. правильность кругов объясняется тем, что мицелий растёт в разные стороны с одинаковой скоростью.

18

  1. 2 - сыры с плесенью изготавливаются с использованием грибов;
  2. 4 - молочнокислые бактерии выделяют молочную кислоту в процессе анаэробного окисления;
  3. 5 - дрожжи при анаэробном окислении выделяют углекислый газ и этанол

19

  1. Участие в круговороте веществ. Грибы являются редуцентами: потребляют мертвые органические вещества, в том числе труднодоступные для разложения другими организмами (лигнин, целлюлозу), разлагая их до минеральных веществ, пригодных для употребления растениями.
  2. В симбиозе с водорослями образуют лишайники, которые являются важной частью тундровых экосистем, пионерами почвы, так как осваивают непригодные для жизни растений субстраты, после на них поселяются высшие растения.
  3. Образуют микоризу - симбиоз с корнями более 80% высших растений, улучшая водное и минеральное питание растений.
  4. Участвуют в почвообразовании.
  5. Звено в цепях питания.
  6. Паразитические грибы наносят вред растениям (головня, ржавчина, фитофтора, трутовые) и животным (сапролегния, энтомофтора, гистоплазма).

20

J

  1. По типу питания грибы являются гетеротрофами.
  2. Подобно растениям, грибы питаются осмотрофно: всасывают растворы.
  3. Сапротрофные грибы питаются отмершими органическими веществами.
  4. Сапротрофные грибы выполняют роль редуцентов в экосистемах: они разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями.

21

  1. Бактерии используются в пищевой промышленности для получения кисломолоч ных продуктов; при квашении и солении; в виноделии.
  2. Грибы используют в пищевой промышленности для сыроделия, хлебопечения, пивоварения.
  3. Грибы употребляют в пищу, в том числе те, которые разводят в культуре ( шампиньоны, вешенки, шиитаке).
  4. Грибы используют в фармацевтической промышленности для получения лекарств (антибиотиков).
  5. Бактерии используют в фармацевтической промышленности для получения анти биотиков, гормонов и БАД.
  6. Бактерии используют в фармацевтической промышленности для производства вакцин и сывороток.
  7. Дисциплина, изучающая использование живых организмов для решения технологических задач, называется биотехнологией.

2.4 ЛИШАЙНИКИ

1

  1. лишайники — комплексные (симбиотические) организмы, состоящие из гриба и цианобактерий или водорослей;
  2. гифы гриба обеспечивают организм минеральными солями и водой, а водоросли и цианобактерии синтезируют на свету органические вещества;
  3. роль лишайников в природе: участие в образовании почвы, пионеры заселения неблагоприятных мест обитания, эвено в цепи питания экосистемы.

2

  1. взаимовыгодное сожительство — симбиоз;
  2. цианобактерии (или одноклеточные зеленые водоросли) обеспечивают гриб органическими вществами, которые вырабатывают в результате фотосинтез.
  3. гриб обеспечивает водой и растворенными в ней минеральными веществами

3

  1. лишайники — это симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли;
  2. лишайникам не нужна почва, они способны расти на голых камнях;
  3. поэтому лишайники создают первый плодородный слой почвы в тех местах, где раньше никакой экосистемы не было.

4

  1. 1 - лишайники представляют собой симбиотическую ассоциа-цию грибов, микроскопических зелёных водорослей и/или циано-бактерий;
  2. 3 - водоросли в составе лишайников питаются автотрофно;
  3. 6 - лишайники прикрепляются к субстрату с помощью грибных гиф (слоевища гриба, ризоидов)

Задания 1 части - 66 вопросов

Задания 2 части - 55 вопросов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лекция по теме: "Компьютерные вирусы"

описание компьютерных вирусов, меры предосторожности и борьба с ними...

краткая энциклопедия компьютерных вирусов

описание компьютерных вирусов, защита ПК...

к уроку по теме: "Антивирусные средства. Типы вирусов"

Презентация к уроку по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" по теме: "Антивирусные средства. Типы вирусов"...

Отдел Лишайники

Задачи урока:раскрыть особенности лишайников как симбитических организмов;показать их роль в природе и практическое значение;продолжить формирование умений работать с различными источниками информации...

КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА ВИРУСОВ. РЕПРОДУКЦИЯ ВИРУСОВ.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ К ФГОС СПОТЕМА: «КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА ВИРУСОВ.РЕПРОДУКЦИЯ ВИРУСОВ» УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОП.06. «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ»...

Презентация 5 класс "Лишайники"

Презентация к уроку биологии в 5 классе по теме "Лишайники"...

Тест по ПМ -01-приготовление блюд из овощей и грибов.

Тест по ПМ -01-приготовление блюд из овощей и грибов....