Конспект урока по физике "Закон сохранения механической энергии"
план-конспект урока
Конспект урока по теме «Закон сохранения механической энергии» для СПО включет в себя теоретическое объяснение, примеры задач и эксперименты, демонстрирующие проявление закона.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Закон сохранения механической энергии»
Цели урока:
Образовательная:
- сформировать знания обучающихся о законе сохранения энергии и превращении одного вида энергии в другой;
- продолжить закрепление ранее изученных видов энергии: кинетической, потенциальной.
2. Развивающая:
- развивать операции логического мышления, при изучении данной темы;
- совершенствовать общеучебные умения, коммуникативные качества обучающихся;
- повышать познавательную активность.
3. Воспитательная:
Воспитывать: мотивы учения, добросовестности, дисциплинированность, вести аккуратные записи в тетрадях, толерантно относиться к друг к другу при устных ответах.
Вид урока: изучение нового материала
Тип урока: комбинированный
Методы обучения:
- информационный,
- репродуктивный,
- наглядный
Оборудование:
- ПО: ОС Windows, Microsoft Power Point, Microsoft Word, мультимедиа – проектор
Наглядность:
- Презентация “Закон сохранения энергии в механике ”
- Тест игра “Верю – не верю” (Приложение1)
- Игра “Заблудившиеся величины” (Приложение 2)
- Решение задач (Приложение 3)
- Памятка обучающимся (Приложение 4)
- Карточка контроля знаний (Приложение5)
Ход урока:
Природа никогда не изменит
великим законам сохранения.
Даниил Бернулли
I. Актуализация опорных знаний
- Сообщение цели урока Слайд 1,2
- Повторение пройденного Слайд 3,4,5
Слайды 6,7 Тест игра “Верю – не верю”
(Ответы на вопросы: “да”, “нет”) Приложение №1
Время на задание: 2 мин
1 вариант | 2 вариант |
|
|
Эталон ответа 1 вариант 1. нет 2. да 3. нет 4. да 5. нет 2 вариант 1. нет 2. да 3. нет 4. да 5. нет
Игра: “Заблудившиеся величины”. Определить соответствие между величинами и единицами измерений. Слайд 8,9
Приложение №2 Время на задание: 1 мин
№1 Работа ( А) | м/с2 | |||||||||||||||||||||
Ускорение (а) | кг | |||||||||||||||||||||
Скорость (υ) | Ньютон | |||||||||||||||||||||
Сила (F) | Джоуль | |||||||||||||||||||||
Масса (m) | м/с | |||||||||||||||||||||
№2
| №3
|
II. Формирование новых понятий и способов действий:
Слайд10
Истоки открытия закона сохранения энергии уходят в глубокую древность. “Из ничего ничего не бывает” – так древние греки выражали идею сохранения. Золотым правилом” механики (“что выигрываешь в силе, то проигрываешь в расстоянии”) пользовался еще Архимед.
- Томас Юнг (1773–1829 гг.) – ввел понятие кинетической энергии. Под словом “энергия” понимал “способность тела совершать работу вследствие приобретения скорости”.
- Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765 гг.) – В 1748 году М.В. Ломоносов писал:
- “… встречающиеся в природе изменения происходят так, что если б к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого…Тело, своим толчком побуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому”.
- В середине 19 века немецким врачом и физиологом Р. Майером, английским физиком Дж. Джоулем и немецким врачом и естествоиспытателем Г. Гельмгольцем примерно в одно и тоже время был установлен закон сохранения и превращения энергии как всеобщий закон природы.
Слайд 11
Изучение явлений превращения одного вида энергии в другой привело к открытии одного из основных законов природы – закона сохранения механической энергии
Во всех явлениях, происходящих в природе, энергия не возникает и не исчезает, она только превращается из одного вида в другой, при этом её значение сохраняется.
Слайд 12
Закон сохранения механической энергии (записать в тетрадь)
Сумма кинетической и потенциальной энергии тел, составляющих замкнутую систему и взаимодействующих между собой силами тяготения и силами упругости, остается неизменной. Сумму E = Ek + Ep называют полной механической энергией
Слайд 13
В процессе движения системы всякое увеличение кинетической энергии системы должно сопровождаться соответствующим уменьшением её потенциальной энергии и наоборот.
Рассмотрим границы применяемости закона сохранения механической энергии.
Закон сохранения полной механической энергии предполагает взаимное превращение кинетической энергии в потенциальную энергию и обратно в равных количествах. При этом полная энергия остается неизменной.
Справедливость закона сохранения энергии подтверждается экспериментально с высокой степенью точности.
С помощью закона сохранения механической энергии значительно проще находить кинематические величины, чем при непосредственном применении законов движения и законов динамики Ньютона.
Один из самых основных законов природы – закон сохранения энергии. Это не только физический закон. Он применим: (слайд 14)
- В астрономии (для расчета движения планет и звезд);
- В космонавтике (для расчета движения космических кораблей и спутников);
- В технике (для расчета движения и работы различных машин и механизмов);
- В химии, биологии, физике.
Вопросы:
- Как читается ЗСМЭ?
- Какие превращения энергии могут происходить в изолированной системе?
III. Формирование навыков умственного труда:
Решение задач Приложение 3(слайд 15,16,17)
- Вопрос. В чем состоит закон сохранения механической энергии?
Ответ: Полная механическая энергия замкнутой системы тел, взаимодействующих силами тяготения или силами упругости, остается неизменной при движениях тел системы.
- Вопрос. Выполняется ли закон сохранения механической энергии, если действуют, одновременно, и сила тяжести и сила упругости?
Ответ: Да (пример с пружинным пистолетом).
3. Вопрос. Объясните, какие превращения энергии и почему происходят в следующих случаях:
а) при движении мяча, брошенного вверх;
б) при скатывании шара с наклонной плоскости;
в) при падении потока воды в водопаде;
г) при падении пластилинового шарика на пол;
д) при движении математического маятника.
4. Вопрос. Что убеждает нас в справедливости закона сохранения механической энергии? Ответ обоснуйте.
IV. Подведение итогов урока. (Оценочная карта)
№ | Фамилия, имя | Тест игра “Верю – не верю” За каждый верный ответ 1б | Игра “Заблудившиеся величины» За каждый верный ответ 1б | Решение задач За каждый верный ответ 1б | Обобщение темы Ответы на вопросы 1б | Эталон ответов 16-14 б - «5» 13- 11б - «4» 10-8б - «3» |
1 |
|
|
|
| Оценка за урок: |
V. Домашнее задание. Слайд
Используемая литература:
- Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2011;
- Современное естествознание: энциклопедия. –М.: Дом-МАГИСТР-ПРЕСС, 2001.
- Интернет ресурсы
- Перельман Д.И. “Занимательная физика”
- Ланина И.Я. “Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики”
- Дерябин В.М. “Законы сохранения в механике
Рефлексия
Проанализируйте движение своих мыслей, чувств, ощущений, которые у вас возникли в течение урока. (Словами или рисунком.)
Задача спор.
На строительной площадке произошел спор мастера и рабочего. Нужно поднять груз 625000Дж на высоту 20 метров. Рабочий предложил отнести в ручную по лестнице, мастер предложил поднять краном. Кто из них прав? (Вычисли массу груза выразив массу из формулы потенциальной энергии)
Ответ: Е = mgh, m = = = 3125 кг
Приложение №1
Тест игра “Верю – не верю”
1 вариант | 2 вариант |
|
|
Приложение № 2
Игра: “Заблудившиеся величины”(соедини стрелками)
№1 Работа ( А) | м/с2 | |||||||||||||||||||||
Ускорение (а) | кг | |||||||||||||||||||||
Скорость (υ) | Ньютон | |||||||||||||||||||||
Сила (F) | Джоуль | |||||||||||||||||||||
Масса (m) | м/с | |||||||||||||||||||||
№2
| №3
|
Приложение № 3 Решение задач
Задача | Помощь к задаче |
Рабочий равномерно через блок поднимает ведро с песком массой 15кг на высоту 20м. Определите энергию поднятого ведра? | Еп = mgh g≈10м\с2 Вычисли Еп= |
При перемещении по стройплощадке мешков с цементом, рабочий воспользовался тележкой. Груз массой 200 кг он перемещал со скоростью 2 м\с. Рассчитайте кинетическую энергию тележки? | ЕК = Вычисли Ек = |
На строительной площадке произошел спор мастера и рабочего. Нужно поднять груз обладающий энергией 625000Дж на высоту 20 метров. Рабочий предложил отнести в ручную по лестнице, мастер предложил поднять краном. Кто из них прав? (Вычисли массу груза, выразив массу из формулы потенциальной энергии) | Еп = mgh, g≈10м\с2 m = = ( реши! ) Ответ: (обоснуй, кто прав) |
Новая задача на закон сохранения | |
Кирпич массой 2 кг свободно падает в течение 2 с. Определить кинетическую энергию в середине падения. | (м) h1= (половина h) По закону сохранения энергии: т. к ЕК1= 0 mgh = ЕК2 + mgh1 ЕК2= mgh - mgh1=mg(h –h1) Вычислим по формуле: ЕК2=mg(h –h1) |
- Вопрос. В чем состоит закон сохранения механической энергии?
Ответ: Полная механическая энергия замкнутой системы тел, взаимодействующих силами тяготения или силами упругости, остается неизменной при движениях тел системы.
- Вопрос. Выполняется ли закон сохранения механической энергии, если действуют, одновременно, и сила тяжести и сила упругости?
Ответ: Да (пример с пружинным пистолетом).
Приложение №4
Памятка обучающимся
Движущееся тело обладает кинетической энергией
где m - масса движущегося тела; v - скорость тела.
Тело поднятое над поверхностью земли, обладает потенциальной энергией
где h – высота тела над поверхностью земли.
Сжатая или растянутая пружина обладает потенциальной энергией
где k - жесткость пружины; х - сжатие (или растяжение) пружины.
Под полной механической энергией Е понимают сумму кинетической и потенциальной энергий:
Е= Ек + Еп
Изолированной системой тел называется такая система, на которую не действуют силы со стороны тел, не входящих в эту систему.
Для тела, движущегося со скоростью v на высоте h над поверхностью земли, уравнение закона сохранения механической энергии имеет вид:
В случае, когда на тело (систему тел) действуют внешние силы (например, сила трения, сила тяги), закон сохранения механической энергии не выполняется. В этом случае выполнимо следующее соотношение:
A = ΔΕ = E- E0
Где А - работа внешних сил, действующих на тело; E и E0- конечная и начальная механическая энергии тела; ΔΕ - изменение полной механической энергии тела.
Тело, брошено вертикально вверх |
1),если тело достигло максимальной высоты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ. Тема: «Механическая кулинарная обработка и нарезка клубнеплодов и корнеплодов».
План урока производственного обучения...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.
КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО. Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Открытый урок по теме: Углеводы - источник энергии. Роль жиров.
Углеводы источник энергии.Роль жиров....

Открытый урок по дисциплине "Физика" "Механические колебания" (6.11.2013г.)
Тема занятия: "Механические колебания"...

Тема урока: «Чистка оптических и механических деталей в процессе сборки оптических узлов и блоков»
Тема урока: «Чистка оптических и механических деталей в процессе сборки оптических узлов и блоков» ...

«Вывод закона сохранения механической энергии»
Урок физики в 9 классе.Физика наука о природе, изучающая законы природы. Есть удивительные законы и один из них мы сегодня рассмотрим. Многие ученые посвятили всю свою жизнь изучению этого закона, а м...



























