«Выдающиеся личности в науке по направлению землеустройство и кадастры»
статья
Пётр I Алексеевич Великий – последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). Представитель династии Романовых.
С юных лет проявлял интерес к наукам и заграничному образу жизни.
В 80 годах XVII века обучением юного Петра I занимался голландец Франц Тиммерман, определивший долготу Москвы относительно Гринвичского меридиана. От него, Петр узнал, как важна астрономия для картографии и мореплавания, и как измерять высоту светил с помощью астролябии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 557.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Выдающиеся личности в науке по направлению землеустройство и кадастры»
Митина А.Ю. студентка 3 курса специальности 21.02.04 Землеустройство
научный руководитель преподаватель Нижегородов Р.В.
Пётр I Алексеевич Великий – последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). Представитель династии Романовых.
С юных лет проявлял интерес к наукам и заграничному образу жизни.
В 80 годах XVII века обучением юного Петра I занимался голландец Франц Тиммерман, определивший долготу Москвы относительно Гринвичского меридиана. От него, Петр узнал, как важна астрономия для картографии и мореплавания, и как измерять высоту светил с помощью астролябии.
В 1688 году 16-летний Пётр узнал об инструменте, с помощью которого можно было измерять расстояния до предметов, не приближаясь к ним и по его указанию «загадочный» теодолит был доставлен из Франции в Россию.
В 1701 году Петром I основана «Школа математических и навигацких наук» - первое учебное заведение в России для подготовки специалистов военно-морского флота, геодезистов, инженеров, учителей, и т.д.
Петр I лично наблюдал солнечные затмения, происходившие 22 марта 1699 года и 1 мая 1705 года, о которых ему сообщал Я.В. Брюс.
Николай Дмитриевич Артамонов – геодезист, картограф, начальник Военно-топографического училища, Корпуса военных топографов (1903-1911), член Русского астрономического общества, Русского географического общества.
В 1864 году окончил Николаевскую академию Генерального штаба с малой серебряной медалью. Принимал участие в составлении «Военно-статистического обозрения Российской империи» и неоднократно выезжал на проведение топографических съёмок в различные губернии России.
В 1866 году командирован для продолжения русского измерения градусной дуги от Измаила до острова Кандии (сейчас – остров Крит), а в 1867 году – в Болгарию для проведения тригонометрических съёмок.
В 1871 году появился первый печатный труд Н.Д. Артамонова – «Астрономические определения в Европейской Турции в 1867 и 1869 гг.» («Записки Военно-топографического отделения Главного штаба», 1871 год). Затем последовал целый ряд специальных статей в военных журналах («Вычисление площадей по планам и картам» «О результатах измерения базиса по проволоке в июне 1873 г.»; «Планиметрия Амслера»; «О военных съёмках».
В 1876 году Артамонов закончил издание 17-листной карты Европейской Турции в 10-вёрстном масштабе и карты высот в 30-вёрстном масштабе.
В 1886 году назначен начальником Военно-топографического училища, которое возглавлял в течение семнадцати лет.
После себя Н.Д. Артамонов оставил значительное число трудов по географии и геодезии, его архив хранится в Российском географическом обществе.
Докучаев Василий Васильевич (1846 - 1903) - русский ученый, естествоиспытатель – географ, почвовед, геолог и минералог, основатель современного научного почвоведения. В начале своей деятельности Докучаев проявил себя как крупный геолог, знаток четвертичных отложений и геоморфолог.
Докучаев открыл основные закономерности генезиса (происхождения) и географического расположения почв. Указал на особое положение почвы в природе, которое определяется тем, что в её составе участвуют как минеральные, так и органические соединения.
Доказал, что неотъемлемую часть почвы – живую фазу – составляют живые организмы: корневые системы растений, почвообитающие животные, микроорганизмы.
Василий Васильевич впервые установил, что почва – это самостоятельное природное тело, качественно отличающееся от всех иных тел природы.
Заложил основы классического землеустроительного проектирования на примере природного памятника «Каменная степь» в Воронежской области.
Родился Василий Васильевич Докучаев 17 февраля (1 марта) 1846 года в селе Милюково Смоленской губернии. Он был третьим ребёнком в многодетной семье священника Василия Сергеевича Докучаева и Пелагеи Трофимовны.
С 1861 г. учился в Смоленской семинарии, соученики дали ему прозвище «Башка», так как он был первым в учении. Закончив с отличием духовную семинарию в 1867 г., Василий был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию. Там он проучился лишь три недели.
С 1871 по 1877 гг. учёный по заданиям Петербургского общества естествоиспытателей и Минералогического общества и «Вольного экономического общества», членом которых он являлся, совершил ряд экспедиций по северной и центральной России и южной части Финляндии с целью изучения геологического строения, способа и времени образования речных долин и геологической деятельности рек.
Время от 1877 по 1881 гг. Василием Васильевичем было посвящено исследованию русского чернозёма; с этой целью им совершались, по поручению и на средства Императорского вольно-экономического общества, многократные поездки по югу и юго-востоку России, Крыму и Северному Кавказу.
Плоды многолетних исследований изложены в монографии «Русский чернозём», явившейся докторской диссертацией, защищённой им в 1883 году. Эта работа принесла Докучаеву мировую славу и заслуженно считается основой генетического почвоведения.
В 1889 году Докучаев подготовил коллекцию почв для Всемирной выставки в Париже. Кроме их образцов, она включала соответствующие карты, изображения разрезов, таблицы, диаграммы и т.п.
Леонид Ильич Брежнев – советский государственный и партийный деятель, занимавший высшие руководящие посты в советской государственной иерархии в течение 18 лет: с 1964 года и до своей смерти в 1982 году.
После окончания в Курского землеустроительно-мелеоративного техникума в 1927 году получил квалификацию землемера 3-го разряда и работал землеустроителем в одном из уездов Курской губернии, потом в Кохановском районе Оршанского округа Белорусской ССР.
С 1927 по 1930 гг. работал землеустроителем, заведующий районным земельным отделом, заместителем председателя Бисертского райисполкома Уральской области, заместителем начальника Уральского областного земельного управления.
Николай Георгиевич Келль (1883–1965) – известный российский геодезист, доктор технических наук, член-корреспондент Академии наук СССР, профессор, участник Камчатской экспедиции Ф.П. Рябушинского, один из создателей отечественной фотограмметрии и маркшейдерско-геодезической школы.
В 1906 году начал трудовую деятельность на прокладке Донецкой железной дороги.
Спустя год в качестве топографа Русского географического общества Н.Г. Келль (будучи тогда еще студентом) в составе геологического отдела экспедиции
Ф.П. Рябушинского попал на Камчатку, где в 1908 - 1911 годах провел подробные геодезические исследования. В результате выполненных работ Николай Георгиевич составил первую карту вулканов Камчатки, применив новые для того времени методы маршрутной триангуляции, существенно упростившие работу геодезистов без снижения ее качества. Опубликованный им уже в конце 1920-х годах атлас камчатских вулканов востребован и в наши дни.
В 1920 году, будучи профессором Уральского горного института, организовал кафедру геодезии.
С 1923 по 1953 годы руководил кафедрой геодезии Ленинградского горного института. Одновременно с работой на кафедре в довоенные годы Н.Г. Келль заведовал геодезическими работами Геологического комитета в Кузбассе (1923–1927), вел съемку горы Магнитной на Урале (1926–1927), руководил геодезическими исследованиями на Крымской оползневой станции (1931–1937).
В 1930 году ученый издал первое отечественное фундаментальное практическое пособие для землемеров, маркшейдеров и топографов, а в 1936 году запатентовал свой стереомодулятор, облегчавший вычерчивание карт на основе фототриангуляции, и защитил докторскую диссертацию.
С 1947 года по 1965 год Н. Г. Келль возглавлял Лабораторию аэрометодов геологических исследований АН СССР, которая, в основном, определила историю развития аэрокосмических методов геологических исследований в нашей стране. Под руководством Николая Георгиевича лаборатория превратилась в ведущую научную организацию, в которой были заложены основы научных школ в области развития методов аэросъемки для изучения природных ресурсов.
Н. Г. Келль является автором ряда учебников и учебных пособий. За многолетнюю трудовую деятельность он награжден рядом правительственных наград. Именем ученого назван один из вулканов Камчатки, а в 1966 году - гора в Антарктиде.
Список литературных источников
- Тетерин, Г. Н. История геодезии, картографии и землеустройства в России с древнейших времен и до наших дней (XI-XXI вв.)// Новосибирск: ООО «Альянс-Регион». - 2018. - 346 с.
- Тетерин, Г.Н. [Текст] Биографический и хронологический справочник (Геодезия, до ХХ в.) / Г.Н. Тетерин, М.Л. Синянская // – 2009. – 516 с.
- Тетерин, Г.Н. История геодезии (до XX в.) [Текст] / Г.Н. Тетерин // Новосибирск: ООО «Альянс-Регион». - 2016. - 302 с.
- Тетерин, Г.Н. История межевания, землеустройства и земельного кадастра [Текст] / Г.Н. Тетерин // Новосибирск: Сибпринт, 2007. – 99 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие науки, образования и производства как приоритетное направление в обучении специалистов сельскохозяйственного профиля.
Научная статья о способах вовлечения в исследовательскую деятельность студентов средних специальных учебных заведений....

Взаимодействие науки, образования и производства как приоритетное направление в обучении специалистов сельскохозяйственного профиля.
Научная статья о способах вовлечения в исследовательскую деятельность студентов средних специальных учебных заведений....

Рабочая программа ПМ.01 Проведение проектно-изыскательских работ для целей землеустройства и кадастра
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образов...
Проблема личности в ретроспективе общественных наук
Бинарное учебное занятие по учебным дисциплинам ОУД.11 Обществознание и ОГСЭ.02 Психология общения ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Приоритетные направления развития науки, техники и технологий. Значимость специальности «Мехатроника»
В 70-х годах прошлого столетия бурно развивающаяся промышленность Японии потребовала изменений в традиционнойсистеме подготовки инженерно-технических кадров. Причинойэтого стало требование рынка по со...

Педагогическая наука в современном образовательном пространстве: теоретические и практические исследования (к 135-летию выдающегося отечественного педагога А.С. Макаренко): сборник трудов Международной научно-практическойконференции. Москва,28 апреля 2023
Завьялова С.В., Завьялова А.А. Цифровизация образования и проблемы, связанные с его модернизацией. Стр. 125...
Лекция по истории России 2 курс "Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке, экономике."
Цель: переход государства на новый уровень конкурентоспособности национальной продукции, постепенное внедрение инноваций во все области деятельности.Задачи: формировать инновационную культуру в общест...





