Москва,восставшая из пепла
презентация к уроку по теме

 

Нашу работу мы посвятили изучению истории Москвы в период войны 1812 года. Актуальность этой темы обусловлено тем, что в 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.

Грандиозные военные действия, Бородинское сражение, Московский пожар, восставший русский патриотизм, партизанские подвиги, торжество М. Кутузова и бегство Наполеона, вход русских войск в Париж – всё это стало событием не только нашей, но и мировой истории.

Захваченная столица оказалась в бедственном положении. Мы проанализировали, как повлиял пожар Москвы на её архитектуру, историко-культурное наследие, как восстанавливалась столица, что было сохранено и как эти памятники выглядят сейчас.

Наша работа представляет собой интеграцию знаний из нескольких областей – истории, МХК, технологии. В практической части мы поставили задачу создать наглядный информационный материал – баннеры. Эти материалы будут использоваться учащимися для проведения экскурсионного обзора по Москве. Мы надеемся, что наша работа будет интересна не только учащимся нашей школы, но и москвичам, гостям столицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент Образования города Москвы

Северо-Западное окружное управление образования


Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1747

с этнокультурным (русским) компонентом образования

Тема работы Москва, восставшая из пепла.

Авторы работ:

Варников Илья, 10 класс.

Руководитель работы:

Голышкина Людмила Петровна, учитель истории.

Консультант:

Сотникова Марина Николаевна, учитель МХК.

Москва, 2012 г.


Аннотация

Название работы: Москва, восставшая из пепла

“В каком ты блеске ныне зрима,

Княжений знаменитых мать!

Москва, России дочь любима,

Где равную тебе сыскать?”

(И. И. Дмитриев)

Авторы работы: Варников Илья, ученика 10 А ГБОУ СОШ №1747

Руководитель работы: Голышкина Людмила Петровна, учитель истории

Консультант: Сотникова Марина Николаевна, учитель МХК;

Нашу работу мы посвятили изучению истории Москвы в период войны 1812 года. Актуальность этой темы обусловлено тем, что в 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.

Грандиозные военные действия, Бородинское сражение, Московский пожар, восставший русский патриотизм, партизанские подвиги, торжество М. Кутузова и бегство Наполеона, вход русских войск в Париж – всё это стало событием не только нашей, но и мировой истории.

Захваченная столица оказалась в бедственном положении. Мы проанализировали, как повлиял пожар Москвы на её архитектуру, историко-культурное наследие, как восстанавливалась столица, что было сохранено и как эти памятники выглядят сейчас.

Наша работа представляет собой интеграцию знаний из нескольких областей – истории, МХК, технологии. В практической части мы поставили задачу создать наглядный информационный материал – баннеры. Эти материалы будут использоваться учащимися для проведения экскурсионного обзора по Москве. Мы надеемся, что наша работа будет интересна не только учащимся нашей школы, но и москвичам, гостям столицы.


.

Оглавление

I. Введение        4

II. Исследовательская деятельность        5

2.1 Отечественная война 1812 года        5

2.2 Наполеон в Москве        

2.3 Восстановление Москвы        

III. Практическая часть        28

IV. Заключение        29

Список литературы        

  1. Введение

История Москвы есть история всей России, т.к. она была как бы искупительной жертвой России через нашествия, погромы, пожары и другие народные бедствия.

Прошло уже 200 лет после войны, а между тем и по настоящее время нас интересуют события этого великого прошлого. Много написано об этой войне, но мы думаем ещё много материалов будет написано историками. В этой войне Наполеон придавал большое значение захвату именно Москвы.

Выбирая тему проекта, мы стремились больше узнать о тех событиях и понять как пребывание Наполеона в древней столице закончилось капитуляцией французской армии.

Нас интересовали дни страшного пожарища и варварского разрушения, произведенного интервентами. А главное для нас было, понять какая огромная работа по восстановлению города предстояла москвичам после изгнания французов из России.

Для нас стало главным не только получить эту информацию, но и донести ее до всех интересующихся историей.

Таким образом, цель нашей работы состоит в том, чтобы:

  1. Изучить события Отечественной войны 1812 года и последствия для Москвы пребывания французской армии.
  2. Создать информационные наглядные пособия по различным историческим объектам Москвы для проведения экскурсионного обзора.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

  1. Изучить архивные данные, научную литературу;
  2. Посетить музеи и библиотеки;
  3. Собрать и систематизировать полученную информацию;
  4. Подготовить макеты на основе гравюр и фотографий.

Для осуществления задач, мы использовали следующие методы:

  1. Анализ информации;
  2. Сбор архивных документов;
  3. Наглядное изучение экспонатов музея;
  4. Изучение объектов современного период;
  5. Практическая работа с полученными данными.

II.Исследовательская деятельность

2.1 Отечественная война 1812 года

Не раз приходилось России отстаивать свою свободу и национальную независимость. И всегда благодаря самоотверженной борьбе русского народа планы захватчиков терпели крушение. Россия спасла Европу от нашествия татаро-монголов. Она развеяла в прах честолюбивые стремления Карла XII, разгромила Наполеона, к ногам которая пала вся Западная Европа. Мамаево побоище, Полтавское сражение и Бородино – это героические страницы русской истории, яркое проявление нравственной мощи русского народа, его высокого патриотизма. Особенно показательно в этом отношении Бородинское сражение.

Пять лет Наполеон готовился к борьбе с Россией. Он приложил немало усилий к тому, чтобы принудить Турцию и Иран продолжать войну с русскими. Он сделал всё возможное, чтобы заставить Швецию продолжить борьбу против России и сделать союзниками Пруссию и Австрию. Но полной политической изоляции русских ему не удалось достигнуть.

Наполеон-полководец выдвинул новую для того времени систему ведения войны. Он был сторонником сосредоточения войск в крупных массах. Сконцентрировав в каком-нибудь пункте огромные силы и получив, таким образом, численное превосходство над противником, Наполеон наносил своему противнику решающий удар.

В соответствии с принятым планом, Наполеон сосредоточил на западной русской границе три мощные группы. В наполеоновской армии, вторгшейся в Россию, было 444 тыс. человек. В их распоряжении находилось 1200 орудий. И Наполеон, естественно, был совершенно уверен в победе. Ещё никогда он не собирал столько войск и не готовил столь тщательно свой тыл. Он надеялся молниеносным ударом разгромить Россию и этим ещё более укрепить своё положение как в самой Франции, так и в Европе.

Но Россия имела слишком мало времени, чтобы подготовиться к обороне. При сложившейся обстановке Наполеон решил действовать как можно быстрее. Для поднятия духа во французской армии ему нужно было настичь русские войска у Смоленска и уничтожить их там.

Французы начали сражение утром 4 (16) августа . Дважды корпус Нея пытался овладеть крепостными стенами Смоленска, но оба раза был отбит. Наполеон так и не взял Смоленск, а занял его лишь после того, как русские сами оставили город. Наполеона потрясла обстановка в Смоленске. Дымящиеся развалины, груды тел убитых защитников города и пустые дома свидетельствовали о непреклонности русских, об их готовности продолжать борьбу.

Приближение наполеоновской армии к центру России остро воспринималось и в Москве. Москвичи с тревогой следили за ходом военных действий. Каждый день на Никольской улице собирались огромные толпы. Здесь раздавали бюллетени о положении дел на фронте. Народ требовал остановить врага.

Правительство решило преступить к формированию ополчения в государственном масштабе.

Патриотический подъём охватил всё население России. Дворянство решило отправить в армию по одному человеку от каждых десяти своих крестьян. Купечество откликнулось миллиоными пожертвованиями.

Когда было получено известие о вступление французов в Смоленск, население стало покидать город. По Ярославской, Владимирской и Рязанской дорогам двигались по нескольку сот повозок с имуществом дворян и купцов.

Москва стала энергично готовить ополчение. Через месяц было создано 12 полков, насчитывающих 27 672 ополченца. С приближением врага Москва стала работать только на армию. В Московском арсенале ремонтировали ружья, изготовляли патроны и снаряды, на Бородинском пороховом заводе делали порох; ряд предприятий был занят производством шанцевого инструмента. Тысячи рабочих готовили холодное оружие, боеприпасы, обмундирование. Кроме московских на оборону работали и другие заводы России. Особенно велик был вклад тульских, сестрорецких и ижевских оружейников.

И тем не менее положение с запасами оружия было тяжёлым. После того как в начале июля 1812 г. были вооружены резервные войска, отправленные в действующую армию, в распоряжении военного министерства оставалось только около 51 тыс. ружей. Между тем предстояло вооружить боле 200 тыс. ополченцев и вновь формируемые вокруг Москвы полки.

По решению Чрезвычайной комиссии 5(17) августа главнокомандующим был поставлен М.И.Кутузов. Рескрипт об этом назначении царь дал через три дня. И хотя Александр I не любил Кутузова, всё же вынужден был удовлетворить требование комитета и назначить его на новый пост.

Спустя несколько дней он сообщал своей сестре Екатерине Павловне: «В Петербурге я увидел, что все, решительно все были за назначение старика Кутузова; это было общее желание. Зная этого человека, я сначала противился его назначению, но, когда Ростопчин письмом от 5 августа сообщил мне, что вся Москва желает, чтобы Кутузов командовал армией... мне оставалось только уступить единодушному желанию, и я назначил Кутузова...».

Назначение именно Кутузова главнокомандующим оказало огромное влияние на войска. «Вся армия внезапно ожила. Торжественен был приезд его; все сердца воспрянули, дух всего войска поднялся, все ликовали и славили его, и многие восторженные лица благодарили Господа Бога за этот залог спасения Отечества», – так писал будущий декабрист А.Н.Муравьёв. Солдаты воспрянули духом. «Приехал Кутузов – бить французов», – говорили они.

Полководцы обеих сторон готовились к генеральному сражению. Наполеон желал встречи, видя в ней кульминационный пункт войны. По его замыслу, сражение должно было открыть французской армии дверь в Москву. Кутузов же полагал, что генеральное сражение будет основным звеном в цепи сражений. Он понимал, что в эпоху массовых армий нельзя решить судьбу войны одним сражением. Основной задачей должно стать истребление главных сил противника, которое позволит русской армии перейти в контрнаступление. Таким образом, один полководец видел в сражении венец усилий, а другой – начало борьбы за освобождение своей страны от захватчиков.

Позиция у села Бородина, избранная по указанию М.И.Кутузова, отвечала замыслу полководца. Осмотрев её, он тотчас написал Александру I: «Позиция, в которой я остановился при деревне Бородино в 12 верстах вперед Можайска, одна из наилучших, которую только на плоских местах найти можно. Слабое место сей позиции, которое находится с левого фланга, постараюсь я исправить искусством. Желательно, чтобы неприятель атаковал нас в сей позиции, тогда я имею большую надежду к победе». Кутузов избрал такую позицию, которая давала возможность французам активно действовать лишь в центре и против русского левого фланга.

Русская армия утром 22 августа (3 сентября) стала прибывать к Бородинскому полю. Инженерная подготовка шла в течение 23-25 августа (4-6 сентября). Кутузов принял также меры для обеспечения подвоза продовольствия и переброски в Москву раненых.

К началу сражения определились силы, которыми располагали обе стороны. Русская армия насчитывала 110 тыс. человек регулярных сил, около 40 ополченцев и казаков при 624 орудиях. Наполеон же располагал 135 тыс. солдат при 587 орудиях.

Наполеон считал, что русская армия не превышает 130 тыс. человек. Таким образом, имея довольно точные сведения, он полагал, что успех ему обеспечен, поскольку у французов явное численное превосходство, а русские войска сильно измотаны вынужденным отступлением и не смогут оказать серьёзного сопротивления.

По-другому расценивал обстановку Кутузов. Да, он учитывал численный перевес противника. Он знал, что армию возглавляет полководец, ещё не знавший поражений. Но Кутузову было видимо и другое, то, что не принималось в расчёт Наполеоном. Русская армия горела желанием защитить Москву, разбить врага и защитить отчизну. Боевое настроение, высокий патриотический подъём армии и внутреннее сознание своей правоты вдохновляли русских солдат и офицеров на борьбу против захватчиков, стремившихся навязать России деспотизм наполеоновского режима. Кутузов понимал, что при таком умонастроении сражение было необходимо и с военной и с политической точки зрения. Нужно было, во-первых, нанести наступающей группировке противника решающий удар, лишить врага стратегической инициативы. Во-вторых, нужно было отстоять Москву. «Как бы то ни было, Москву защищать должно», – докладывал он императору.

Наступила ночь с 25 на 26 августа. Сражение началось на рассвете в 5.30 утра. Французы начали наступление на левом фланге. Бой за флеши продолжался до 12 часов дня. Обе стороны несли огромные потери. Взятие флешей не принесло французам особых преимуществ, так как левый фланг им не удалось прорвать. Русские организовано отступили и заняли позицию у Семёновского оврага.

Одновременно осложнилось положение в центре, куда Наполеон направил главный удар. Для помощи войскам генерала Н.Н.Раевского М.И.Кутузов приказал казакам М.И.Платова и конному корпусу Ф.П.Уварова совершить рейд в тыл французов. Мало удачная сама по себе диверсия вынудила Наполеона почти на 2 часа прервать штурм батареи. Это позволило М.И.Кутузову подтянуть к центру свежие силы. Батарея Н.Н.Раевского несколько раз переходила из рук в руки и была захвачена французами только к 16 часам.

Взятие русских укреплений не означало победу Наполеона. Напротив, наступательный порыв французской армии иссяк. Ей требовались свежие силы, но Наполеон не решился использовать свой последний резерв – императорскую гвардию. Продолжавшееся более 12 часов сражение постепенно затихало. Потери с обеих сторон были огромные. Бородино явилось моральной и политической победой русских: боевой потенциал русской армии был сохранён, наполеоновской – значительно ослаблен.

Сражение окончилось к славе русской армии. Наполеону не удалось нанести ей поражение. Он не достиг цели: не разгромил и не сокрушил русскую армию, не заставил её бежать с поля сражения. Бородинское сражение явилось поворотным пунктом в кампании 1812 г. Оно предопределило поражение и гибель наполеоновской армии. Это сражение явилось великолепным примером соревнований двух армий в овладении современными способами ведения военных действий. Перед сражением Кутузов так подготовил свою позицию и так расположил на ней войска, чтобы, обороняясь, нанести наступающим французам максимум потерь. И недаром А.П.Ермолов сказал, что в этом сражении «французская армия разбилась об русскую армию».

Решающим условием, обеспечившим победу русской армии в Бородинском сражении, был её высокий патриотизм. «Дух патриотизма без всяких особых правительственных воззваний сам собою воспылал», - писал декабрист А.Н.Муравьёв.

Борьба за национальную свободу и независимость родины заставляла многих офицеров задумываться над историческими судьбами своего народа и идти на сознательные жертвы ради спасения своей страны от порабощения. Среди этих офицеров были многие будущие декабристы: П.И.Пестель, М.И.Муравьёв-Апостол, С.П.Трубецкой, Ф.Н.Глинка, А.Н.Муравьёв, М.Ф.Орлов и ряд других.

Донося Александру I об итогах сражения, Кутузов писал: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твёрдость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнию за своё Отечество».

Кутузов, после тяжелых раздумий ради сохранения армии был вынужден оставить Москву и отойти на Тарутинскую позицию. Так именно и объяснил свое решение Кутузов на Военном совете в Филях. Обращаясь к присутствующим , он сказал, что «потерянием Москвы не потеряна еще Россия» и что его первой обязанностью является «сберечь армию…».

        Наполеону и его окружению казалось, что вступление французской армии в русскую столицу является убедительным доказательством правильности их расчетов, сделанных накануне и в начале войны.

Москва была взята и оставалось лишь подождать, когда русское правительство предложит почетный для Франции мир. Французы, что «…Россия лежит при последнем издыхании, что армия почти вовсе истреблена…». Но с каждым днем пребывания Наполеона в Москве ухудшалось его положение. И он решился на неизбежное отступление и опасный переход на «зимние квартиры» в Калуге.

Кутузов, захватив инициативу, твердо и решительно осуществлял план по разгрому французов. Первый удар был нанесен 6(18) октября при Тарутине, через шесть дней последовал Малоярославец. В бою под Вязьмой и в сражении у Красного французы понесли такие громадные потери, что лишились почти всей артиллерии и кавалерии. Окончательный крах « непобедимая» армия Наполеона потерпела на Березине и в последних боях за Вильно и Гродно. Так рухнул наполеоновский план установить мировое господство.

2.2 Наполеон в Москве

2(14) сентября Наполеон вошел в древнюю русскую столицу. Захваченная войсками Наполеона Москва оказалась в бедственном положении. Многие здания, ценнейшие памятники зодчества были разграблены и в полном смысле слова изгажены французами.

И тут же начались пожары. Склады с боеприпасами поджигались по приказам московского генерал-губернатора Ф.В. Ростопчина и М.И.Кутузова. Пожары возникали в домах, брошенных второпях жителями, жгли и мародеры Великой Армии.

Уже в ночь на 3(15) сентября пожар над Москвой был виден вокруг на 150 верст. Не успевшие уехать из города вспоминали, что при свете пожара было видно, как при свете дня. От ужаса они не могли спать, выходили из домов и плакали.

Горели улицы, дома, люди пытались спасаться в садах, но огонь перекидывался на деревья. На реках горели мосты и суда. Оставаться в Кремле было опасно, и Наполеон на время пожара вынужден был перенести свою резиденцию в Петровский подъездной дворец. Вернувшись обратно в Кремль, Наполеону представилось ужасающее зрелище. Безмолвный город, обуглившиеся развалины. «Москвы – одного из красивейших и богатейших городов мира – больше не существует», – писал император. «Москвы уже нет! Обширный очаг пепла на месте этого прекрасного города!» – сообщал один из оставшихся в Москве очевидцев.

С первого же дня началось разграбление города, ведь сам император Франции объявил Москву военным трофеем. Грабили продуктовые магазины, общественные здания, частные жилища. Солдаты в одиночку и группами врывались в дома и требовали денег и драгоценностей. Так было в первые дни. А затем они отбирали у жителей все подряд. Встречая москвичей на улицах, неприятельские солдаты бесцеремонно грабили их у всех на глазах, с угрозами и побоями отнимали деньги, снимали кафтаны, нательные рубашки, стаскивали с ног сапоги, у женщин отбирали обручальные кольца, срывали платки с голов, нещадно мучили священнослужителей, пытаясь выведать, где спрятаны церковные сокровища.

В городе царила полная анархия, и уже никакими указами самого Наполеона не удавалось остановить грабежи. Великая Армия превратилась в огромную шайку пьяных разбойников.

В плачевном состоянии находился Кремль, занятый неприятельскими войсками. С документальной точностью Лев Толстой в романе «Война и мир», как историк, дал картину Кремля в часы, когда неприятель вступил в город, покинутый большинством его жителей.

«Французы вошли в ворота и стали размещаться лагерем на Сенатской площади. Солдаты выкидывали стулья из окон на площадь и раскладывали огонь». Этому факту писатель придавал особое значение, полагая, что пожар Москвы случился в первую очередь благодаря такому поведению оккупантов, расположившихся в городе военным лагерем, раскладывающих костры на площадях.

В целом Москва за месяц пребывания в ней французов обратилась в огромное пепелище. Жилой фонд города был утрачен более чем на 80%.

Много пожаров познала древняя столица за долгую историю, но тот, что случился в сентябре 1812 года, не знает себе равных. Ведь к тому времени Москва была большим городом, где насчитывалось свыше девяти тысяч строений.

Пробыв в Москве пять недель, так и не дождавшись предложения о мире, Наполеон понял, что дальнейшее его пребывание в русской столице может закончиться капитуляцией французской армии. Все то, что казалось недавно блестящим успехом, оборачивалось теперь трагедией. Наполеон со страхом думал о неизбежном отступлении. Бегство французской армии из Москвы началось 6 октября 1812 года. Отступая из Москвы, Наполеон отдал маршалу Мортье приказ – взорвать Кремль, стены и башни, дворцы и соборы.

В воздух взлетели Водовзводная, Петровская, Никольская, Первая Безымянная башни Кремля, звонница Ивана Великого. Рухнули на землю тяжёлые колокола, пострадал Арсенал и многое другое. Начался пожар в Кремлёвском дворце и Грановитой палате.

Созданная оккупантами комиссия «для разыскивания ценных предметов в кремлёвских соборах» занялась грабежом.

То, что строилось века, уничтожено было в один миг. А восстанавливалось много лет.

2.3 Восстановление Москвы

Большую роль в восстановлении Москвы после пожара 1812 года сыграл известный русский архитектор, участник войны Осип Иванович Бове. Вернувшись из народного ополчения, он возглавил созданную тогда специальную комиссию для строений Москвы. Комиссия должна была вести работы по экстренному восстановлению города, его благоустройству и оказывать помощь населению в строительства жилых домов.

Предстояла огромная работа по восстановлению города, по отстройке его в большой мере заново. Размах и трудность этой работы станут для нас ясны, если мы представим себе сравнительно низкий уровень техники того времени, полное отсутствие механизации работ, трудность планирования и регулирования застройки.

Несмотря на перечисленные трудности, восстановление города пошло чрезвычайно быстро.

Уже к 1817 г. было восстановлено 2 514 домов, построено 623 каменных дома и 5 551 деревянных. Таким образом, за первые же 5 лет не только был восстановлен жилой фонд города, но сверх сгоревшего количества жилых домов Москва получила ещё много новых зданий.

Восстановлению и реконструкции исторического ядра Москвы уделялось тогда особенно большое внимание. И в самую первую очередь это касалось Красной площади – главной площади Москвы, сильно пострадавшей от пожара и взрывов, но тем не менее сразу ожившей, как только в город начали возвращаться жители. Красную площадь намеривались освободить от поврежденных торговых рядов вдоль рва и от здания Городской думы. Сам ров намечалось засыпать. Сносу подлежала вся застройка за Покровским собором между Москворецкой улицей и Васильевским спуском. Красная площадь должна была быть не только расширена, но и значительно увеличена в длину и раскрыта на Москву - реку.

Бове подготовил также проекты восстановления сильно разрушенного здания Городской думы и Магистрата (бывшей Главной аптеки), а также Воскресенских ворот и Присутственных мест. Реконструкция коснулась и фасада Верхних торговых рядов. Они приобрели гораздо большую представительность и парадность. После Верхних были перестроены Средние и Нижние торговые ряды.

В те же годы архитектурный ансамбль у Воскресенских ворот пополнился новой колокольней Казанского собора. Перестройка помогла собору эффектно выделиться в качестве доминанты площади.

У подножия кремлевской стены на месте засыпанных рвов была насажена липовая аллея и устроен бульвар. Таким образом, образовался новый въезд на Красную площадь между зданиями Городской думы и Магистрата и стеной Кремля.

Новый виток развития центрального ансамбля площади произошел в последней четверти 19 века - с началом строительства Исторического музея.

Место, где сейчас высится здание музея - между Никольскими воротами Кремля и Вознесенскими воротами Китай-города - уже в начале 16 века было отдано под здание административно-судебного назначения - Ямской двор и городское судилище с небольшим острогом. С ростом Москвы и усложнением общественной жизни здесь разместился Земский приказ учреждённый Иваном 4 Грозным в 1561 после великого народного торжества на деньги князя Пожарского был сооружён памятник победы над Польско-Литовскими завоевателями - Казанский собор, он был выстроен в непосредственной близости от Воскресенских ворот и Земского приказа.

В 1700 году Пётр 1 упразднил Земский приказ. А в здании разместил Главную аптеку. В обязанность аптеки входило снабжение лекарствами армии и больших городов. Это здание просуществовало около 2 веков, не однократно меняя своё значение. В 1744 году помещение было отдано Берк. коллегии – департаменту городских дел. А в 1755 году усилиями великого русского учёного М.В.Ломоносова, в этом здании был открыт первый в России Московский университет. Торжественное открытие состоялось на следующий день после коронации императрицы Елизаветы Петровны 26.04.1795 году.

Вскоре университету стало тесно в отведённых помещениях и в 1782-93 годах по проекту Казакова было выстроено новое здание на Моховой улице. которое просуществовало без изменений до пожара 1812 г. А в бывшем здании Главной аптеки помещались разного рода административные учреждения: магистрат, городская дума, присутственные. места.

В 1872 году был издан указ о создании Исторического музея. Необходимость создания Исторического музея принадлежала академику К.Н. Бестужеву-Рюмину. Он писал «Народ, желающий быть великим народом, должен знать свою историю… велик только тот народ , который ясно сознает свое историческое призвание… Музей – одно из самых могущественных средств к достижению сознания – высшей цели исторической науки». Ведущая роль в создании музея принадлежала А.Г. Уварову и И.Е Забелину.

Городская Дума рушила передать для музея «лучшее место» на Красной площади, где находились главная аптека, Городская дума и Магистрат.

Специальная учёная комиссия поручила проект здания и архитектуру В.О.Шервуду и инженеру А.А.Семёнову. Этот проект был удостоен на конкурсе первой премии и принят к исполнению. Что блестяще удалось Шервуду и что в полной мере может оценить сегодня каждый – эта органическая связь здания музея с окружающего его шедеврами древнерусского зодчества. Строительством исторического музея было завершено намеченное ещё в плане города 1755 года формирование системы парадных площадей вокруг Кремля и Китай-города. Сооружения «в русском стиле» в период классицизма можно объяснить характерным для того времени стремлением выразить языком архитектурных форм понимания исключительной роли древней столицы в отечественной истории.

Достигнутый органический синтез памятников разных эпох в ансамбле Красной площади имел под собой глубокое идейно- символическое основание, ибо восстановление Москвы после войны 1812 года было преисполнено патриотического пафоса. Поэтому имел важное значение памятник, посвященный двухсотлетней давности - Минину и Пожарскому, задуманный еще задолго до войны 1812г. Напоминая о событиях прошлого, близких только что пережитым, этот памятник повышал общественное звучание образа всего нового ансамбля площади, как бы разъяснял его идейное содержание. Это была память о героических победах в борьбе за освобождение Москвы от иноземных захватчиков.

В 1815 году скульптор Мартос выполнил модель памятника с двумя стоящими фигурами героев. По его словам, он хотел передать тот момент, когда князь Пожарский, еще не вполне оправившийся от ран, изображен сидящим, левой рукой опирающийся на щит, а правой- принимающий меч полководца от Минина.

По изготовленной модели в Петербурге литейщик Екимов отлил памятник. Из Петербурга скульптуру доставили в Москву по воде: в течении трех с половиной месяцев плыла она по Неве, Ладожскому озеру, Мариинскому каналу, далее по Волге до Нижнего Новгорода и оттуда по Оке и Москве-реке до набережной Кремля.

Памятник Минину и Пожарскому – первый в Москве скульптурный монумент – подчеркнул и выявил, как бы «разъяснил» идейную значимость ансамбля Красной площади и вместе с тем значительно обогатил его.

Площадь отныне стала центральным парадным форумом Москвы. Это был колоссальный «плац»,превосходящий по величине большинство площадей как русских, и европейских городов того времени.

Вслед за строительством на Красной площади была проведена реконструкция Кремля, его стен, башен и соборов.

Благовещенский собор сильно пострадал при артиллерийском обстреле Кремля. Снарядом было разрушено его крыльцо.

Большая реставрация была произведена и в Архангельский соборе после 1812 года, когда французы, занявшие Москву, устроили в соборе склад провианта. Тогда же, после 1812 года, был обновлен иконостас.

Успенский собор также был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским).

В 1812 году отступавшие из Москвы войска Наполеона взорвали Колокольню Ивана Великого, однако столп Ивана Великого устоял. Звонница и Филаретова пристройка были разрушены до основания, колокол совершенно разбился, но в 1814-1815 годах их восстановили в прежних объемах. В 1819 году мастер Богданов отлил новый колокол с лишком в 4 тысячи пудов. Сегодня на колокольне и звоннице находятся 24 колокола XVI-XVII веков.

Существует легенда, согласно которой царь Фёдор Иоаннович установил на главной башне Благовещенского собора крест из чистого золота. Наполеон Бонапарт тщетно пытался найти этот крест, а в результате перепутал его с позолоченным крестом на Колокольне Ивана Великого, повелел солдатам снять его.

Перед отступлением из Москвы войск Наполеона в 1812 году также взорвали и Арсенал. До фундамента был уничтожен северо-восточный торец, остальная часть здания получила повреждения. Восстановительные работы по проекту архитекторов А. Бакарева, И. Мироновского, И. Таманского и Е. Тюрина начались в 1814 году и завершились в 1828 году.

После 1812 года в Арсенале предполагалось устроить музей Отечественной войны, для чего к 1819 году к нему были свезены трофейные артиллерийские орудия и размещены вдоль фасадов здания.

Также были взорваны 4 башни Московского Кремля: Водовзводная башня, Боровицкая башня, Никольская башня, Угловая Арсенальная башня. Все они позже были восстановлены под руководством Осипа Бове в 1816-1819 годах.

Во время наполеоновского нашествия сильно пострадал и Пашков Дом, были уничтожены завершающий здание деревянный бельведер, и вознесённые на антаблемент центрального портика здания огромная скульптурная группа и герб Пашковых.

Позже здание было восстановлено с чертами московского послепожарного классицизма: в 1815—1818 годах один из архитекторов «Комиссии для строения Москвы», видимо Осип Бове, восстановил бельведер, заменив прежние коринфские круглые колонны на трёхчетвертные ионические, тем самым утяжелив дом постановкой более тяжёлого ордера над более лёгким.

Одна из самых тяжелых жертв пожара 1812 года – дворец Мусина-Пушкина, в котором сгорела почти вся коллекция Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, в том числе единственная рукопись «Слова о полку Игореве». То, что сохранилось, случайно находилось в поместье графа, за городом. Восстановить свои московские владения Алексей Иванович не смог, как, впрочем, и большинство его даже самых состоятельных современников. Историки не сосредоточивают внимания на том, что в огне наполеоновской войны погибла дворянская русская культура. Ее носители были разорены, а их московские дворцы, чаще – остовы зданий, в большинстве своем скуплены городом. Именно с того времени их стали занимать казенные, как говорилось, учреждения. Дворец на Разгуляе отошел под 2-ю московскую казенную гимназию, ставшую одним из подлинных центров русского просвещения.

Был разрушен и Петровский дворец. Французы в этой местности построили себе роскошные землянки с рамами, дверями, зеркалами и мебелью, взятыми из лучших барских московских палат. Но когда в Кремле вспыхнул пожар и французы начали выбираться из Москвы, то и император Наполеон выбрал своим местожительством Петровский дворец, а гвардия и свита его еще гуще разместилась в этих землянках.

По уходе Наполеона дворец был опустошен пожаром, вероятно, от небрежности или буйства французских войск. Несколько лет потом дворец оставался в развалинах, был приведен в порядок один только нижний этаж. В 1831 году верхний этаж носил еще на себе все следы опустошения, произведенного пожаром, и проживавший там старый инвалид показывал любопытным комнату, в которой жил Наполеон. В 1840 году дворец был возобновлен.

В честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года архитектор Осип Бове спроектировал Московские Триумфальные ворота. Первоначально арка была установлена на площади Тверской заставы на месте деревянной арки, сооружённой в 1814 году для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французским войсками.

Ворота украшают русские витязи — аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости. Позже ворота были заметно улучшено и основное их строительство происходило с 1829 по 1834 год.

Надпись на арке была утверждена Николаем I, она гласит: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшего из пепла и украсившего многими памятниками отеческого попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный». С одной стороны арки надпись была сделана на русском языке, а с другой — на латинском.

III. Практическая часть

Практическая работа была разбита на этапы:

  1. Подготовительный – сбор архивных иллюстартивных материалов по историческим объектам Москвы, посещение Исторической библиотеки, музея “Бородинская Панорама” и музея Москвы
  2. Конструкторский – составление эскизов с помощью компьютерных технологий. Коллективом нашего проекта были созданы баннеры, главная цель, которых показать как восстанавливались некоторые важные исторические объекты и описать их. Мы создали баннеры для Пашкова Дома, Красной площади, Петровского дворца и Колокольни Ивана Великого.
  3. Технологический – Изготовление баннеров
  4. Заключительный – проведение обзорных экскурсий по историческим памятникам Москвы

IV. Заключение

Работая, над проектом, мы изучили большой объем информации по истории Отечественной войны 1812 года, по истории Москвы этого периода, ее архитектуре. В процессе работы мы пришли к выводу о том, что история Москвы есть история всей России, что всегда благодаря самоотверженной борьбе русского народа, планы захватчиков терпели крушение. А Москва, близкая сердцу каждому Русскому человеку – живое свидетельство истории того времени.

Создавая эскизы баннеров, мы хотели показать на примерах, что русским архитекторам было свойственно ансамблевое понимание архитектуры. С этих позиций они подходили и к композиции отдельного сооружения, всегда учитывая его место в ансамбле, его отношение к существовавшим окружающим зданиям. Чувство своей эпохи, чувство живой жизни, передовое мышление, выраженные в архитектуре Москвы после 1812 г., драгоценны для современного человека.

Отечественная война 1812 г. – величайшее событие в русской истории. В её ходе ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и беззаветная любовь всех слоёв общества и особенно простых людей к своей Родине. Война, ставшая огромной трагедией для русого народа, тем ни менее послужила сильнейшим толчком к развитию общественной и культурной жизни России, пробуждению национального самосознания. Многочисленные обелиски и памятники напоминают об этой странице истории.

В пламени Москвы сгорело Наполеоново счастье. Отстроенная после пожара и разрушений Москва стала архитектурно выразительным, красивым с городом ярко выявленным индивидуальным обликом. Создатели нашли единственно верное решение – в новом образе города сохранить и развить его исторически сложившееся своеобразие, с памятниками национальной славы. Молодой Лермонтов М.Ю.писал о Москве: «… Москва ни есть обыкновенный большой город, каких тысячи; Москва ни безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке…нет, у нее есть своя душа, своя жизнь».

“Так - она! - Давно ль из пепла?

 А взгляните, какова!

Встала, выросла, окрепла,

И по-прежнему жива!”

                                                                        В. Бенедиктов

Список литературы

  1. Л.Г.Бескровный, «Бородинское сражение» - Москва, Изд-во «Московский рабочий», 1970г.
  2. И.А.Бондаренко, «Красная площадь Москвы. Архитектурный ансамбль», - Москва, Изд-во «Вече», 2006г.
  3. Н.Военский, «Исторические очерки и статьи, относящиеся к 1812 году», - Москва, Государственная публичная историческая библиотека России, 2011г.
  4. «Воспоминания современников эпохи 1812 года на страницах журнала «Русская старина», - Москва, Государственная публичная историческая библиотека России, 2011г.
  5. С.Р.Долгова, «Рассказы о Москве. Из архивных находок», - Москва, Изд-во «Вече», 2009г.
  6. Н.В.Балязин, «Клятву верности сдержали»: Документы и материалы Отечественной войны 1812г. – Москва, Изд-во «Московский рабочий», 1987г.
  7. Л.Колодный, «Главный Кремль России», - Москва, Изд-во «Советская Россия», 1983г.
  8. И.К.Кондратьев, «Седая старина Москвы», издание 5-е, Москва, Изд-во «Цитадель-трейд: Вече», 2006г.
  9. «Отечественная война 1812 года в воспоминаниях современников»(Сборник), предисловие А.А.Смирнова, 2-е издание, -Москва, Государственная публичная историческая библиотека России, 2011г.
  10. А.А.Федоров-Давыдов «Архитектура Москвы после Отечественной войны 1812 года», Москва, Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1955г.
  11. http://www.shpl.ru (Государственная публичная историческая библиотека россии).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Москва, восставшая из пепла . Работа ученика 10-х класса ГОУ СОШ №1747 : Варникова Ильи . Научные руководители : Голышкина Людмила Петровна, учитель истории ; Консультант : Сотникова Марина Николаевна, учитель МХК

Слайд 2

“ Прекрасные памятники прошлого нужны не только как музейные редкости, но как самые прочные ступени будущей культуры страны. ” Н.К. Рерих

Слайд 3

Цели работы Изучение истории Москвы в период Отечественной войны 1812 года Создание наглядного информационного материала для проведения экскурсионного обзора по Москве

Слайд 4

Портрет Александра I Портрет Наполеона Бонапарта

Слайд 5

Переправа французской армии через Неман Отечественная война 1812 года

Слайд 6

Михаил Илларионович Кутузов

Слайд 7

Прибытие Кутузова в Царёво-Займище

Слайд 8

П. Гесс, Сражение при Бородино 26 августа 1812 года

Слайд 9

Военный совет в Филях, 1 сентября 1812 года

Слайд 10

Французская армия в Москве

Слайд 11

А. Ф. Смирнов. «Пожар Москвы» Московский пожар 1812 года

Слайд 12

Карта разоренной Москвы (издание 1813)

Слайд 13

Осип (Джузеппе) Иванович Бове Осип Бове (1784-1834) – российский архитектор, знаменитый реконструкцией Москвы, после пожара 1812 года. Творил преимущественно в стиле классицизма

Слайд 14

Восстановление древней столицы Красная площадь до пожара

Слайд 15

Памятник Минину и Пожарскому Интерес к созданию памятника был очень велик, но после Отечественной войны он ещё более возрос. Граждане России видели в этой скульптуре символ победы . Работы по созданию памятника были начаты в конце 1812 года и закончены в начале 1813 года.

Слайд 16

Московские соборы В 1812 году были разрушены три собора : Архангельский собор . Французами здесь был устроен склад провианта ; позже собор был восстановлен. Благовещенский собор . Сильно пострадал при артиллерийском обстреле Кремля. Успенский собор . С обор был осквернён и разграблен, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду . Был восстановлен в конце 1813 год а . Благовещенский собор в XIX и XXI веке

Слайд 17

Успенский собор Снимок во время реставрации 1894 год

Слайд 18

Колокольня Ивана Великого Реконструкция после пожара 1812 года

Слайд 19

Арсенал Арсенал — административное здание Службы коменданта Московского Кремля. Перед отступлением из Москвы войск Наполеона в 1812 году Арсенал был взорван. Восстановительные работы по проекту архитекторов А. Бакарева начались в 1814 году и завершились в 1828 году.

Слайд 20

Башни Кремля В 1812 году французские войска уничтожили четыре башни Московского Кремля : Водовзводная башня Боровицкая башня. Никольская башня . Угловая Арсенальная башня Все башни были восстановлены в 1816-1819 гг. Боровицкая башня, 1887 год

Слайд 21

Никольская башня

Слайд 22

Пашков дом В 1812 году здание сильно пострадало: была уничтожена надстройка над зданием (бельведер), огромная скульптурная группа и герб Пашковых. Был восстановлен в 1815-1818 гг. Сейчас принадлежит Российской государственной библиотеке

Слайд 23

Дворец Мусина-Пушкина

Слайд 24

Триумфальные ворота Были сооружены в 1829-1834 годах в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Первоначально были установлены на площади Тверской заставы в 1814 году

Слайд 25

Практическая часть Были созданы баннеры, на которых изображены вид зданий после Отечественной войны 1812 года и как они выглядят сейчас, а также краткая информация о зданиях

Слайд 26

Баннеры

Слайд 27

Баннеры

Слайд 28

Вот она! Давно ль из пепла? А взгляните – какова! Встала, выросла, окрепла И по-прежнему жива! Владимир Бенедиктов

Слайд 29

Заключение Отстроенная после пожара и разрушений Москва стала архитектурно очень выразительным, красивым городом, с ярко выявленным индивидуальным обликом.