Учимся с улыбкой. Скороговорки на уроках английского языка. Пять вопросов.
статья по теме

Савинова Лариса Михайловна

В работе рассматриваются вопросы испольвания скороговорок на уроках английского языка. Современный урок информативен и сложен для учащихся. Наша задача сделать его интересным, динамичным и результативным. В то же время мы должны заботиться о сохранении здоровья учеников, облегчая им процесс обучения. Скороговорки можно рассматривать и как один из элементов рефлексии на уроке, они помогают сделать его более комфортным, а также  облегчают осовение английской фонетики, позволяют успешно работать над совершенствованием артикуляции и произношением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл savinova_l.m._skorogovorki.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся с улыбкой.

Савинова Лариса Михайловна,

учитель английского языка,

ГБОУ СОШ № 291

Красносельского района Санкт-Петербурга

Скороговорки на уроках английского языка. Пять вопросов.

Вопрос первый. Зачем?

Требования к современному уроку английского языка в школе достаточно лаконичны: урок должен иметь цель, задачи, быть динамичным, интересным и результативным. Мне хотелось бы остановиться на двух последних словах, связав их одной верёвочкой: урок будет результативным в том случае, если он интересен учащимся. Что мы вкладываем в понятие «интересен»?  Интересный урок – это  совместное творчество учителя и учеников, он полон ярких и увлекательных заданий, что позволяют ребятам с разным уровнем подготовки проявить себя, получить удовольствие от своих собственных знаний и умений; - это занятие,  время которого пролетает незаметно,  после которого ребёнок может выполнить домашнее задание уверенно. Такой урок - наша цель, к которой мы стремимся.

  Один из самых важных моментов на уроке – его начало. Надо «переключить» детей на свой предмет, настроить класс на активную работу  и одновременно поработать над произношением, что необходимо делать именно в начале урока, регулярно и последовательно.  Мы знаем, что освоить английское произношение не так просто в силу того, что в русском языке нет аналогичных звуков, английская артикуляция достаточно сложна для детей. Работа эта кажется скучной, но палочкой-выручалочкой для нас являются  английские скороговорки: яркие, звонкие и ритмичные. Использование скороговорок во время уроков способствует тому, что ученики в игровой форме, непринуждённо и легко отрабатывают произношение согласных и гласных звуков английского языка.

Вопрос второй. Что такое скороговорка?

Как известно, в любом языке есть такое явление как скороговорка.  В поэтическом словаре  Квятковского она определяется как  «народно-поэтическая шутка, основанная на аллитерациях, заключается она в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении всей фразы»[1]. Подбор сложно произносимых групп слов, собранных в шутливую цепочку, помогает легче освоить артикуляцию звуков. Несмотря на то, что скороговорка иногда может состоять всего из нескольких слов, она «уже несет в себе определенный характер, настроение, окраску и даже темп»[2]. Кроме того, скороговорка является одним из элементов творчества народа, его культуры, истории. В них часто встречаются имена собственные, что особенно привлекает детей младших классов, а также названия птиц и животных, что делает небольшие тексты познавательными и интересными для учеников. Иногда в небольших текстах встречаются незнакомые слова и обороты речи, что позволяет ученикам расширить свой словарный запас. Чаще всего это жанровая зарисовка, иногда бессмыслица, но смешная, ритмично звучащая и запоминающаяся. Многие из скороговорок достаточно известны и узнаваемы. Читая весёлые строчки вместе с ребятами, мы создаём у них хорошее настроение, обстановка на уроке разряжается, становится более комфортной. Такого рода упражнения помогают привлечь внимание учеников, увлечь их, гиперактивным детям успокоиться после перемены, у стеснительных детей снять страх перед чтением, незаметно вовлекая их в процесс обучения. Такие приёмы способствуют повышению мотивации учащихся на изучение предмета. Начинать урок с шутки -  зарядить его положительной энергией и хорошим настроением. Тогда любая задача будет нам по плечу!

Вопрос третий. Как использовать скороговорки?

Итак, мы начинаем урок с работы над произношением. Определив, какие звуки сегодня мы будем отрабатывать, мы выбрали скороговорку. Задача состоит в том, чтобы ученики научились правильно произносить звуки, а затем и слова скороговорки в определённом темпе. Для этого её необходимо прослушать и повторить неоднократно. Кто-то будет делать это с удовольствием, а кому-то это покажется не очень весёлым занятием. Наша задача сделать так, чтобы этот процесс не был скучен для учеников, особенно ребят младших классов. Превратить этот процесс в увлекательную игру нам помогут современные технические средства и старые проверенные методы.

Во-первых, необходимо создать визуальный образ для скороговорки. Проще говоря, подобрать яркую картинку, соответствующую содержанию. Здесь можно говорить о целесообразности использования презентаций на уроке, которые позволяют делать хорошие заготовки для урока с картинками, аудио и видеозаписями.  Иллюстрации важны для такой работы, с ними дети легче запоминают новую лексику. Правильно подобранные картинки оказывают влияние  на эмоциональную сторону восприятия, делая задание более ярким и привлекательным. Это способствует поддержанию интереса к уроку, концентрации внимания.

Вводя новую скороговорку можно обсудить с учениками её перевод. Хотя осмысленный перевод скороговорок не всегда возможен, ведь многие из них просто не имеют явного смысла, желательно провести эту работу, так как результат вызывает улыбку и даже смех, что положительно сказывается на настрое учеников и вызывает желание повторить текст. Если перевод невозможен, достаточно объяснить слова, чтобы ученики могли уловить общий смысл. При переводе фразы они могут опираться и на иллюстрацию, предложенную учителем. Также можно разнообразить задание, предложив ученикам на выбор несколько вариантов перевода, чтобы они подобрали более правильный.

Во-вторых, обратить внимание на звуки, что отрабатываются этой скороговоркой и поупражняться в их произношении. На доске следует написать звук, на который мы обращаем внимание, в транскрипции. В-третьих, прослушивая скороговорку в первый раз, надо убедиться, что все ученики услышали и поняли, как правильно произносить слова.  Прослушиваем два-три раза, обращая внимание на подчёркнутые звуки. После того, как несколько учеников прочитают данную скороговорку, и все ошибки будут исправлены, нужно предложить ребятам в парах поупражняться в правильном чтении. Здесь элемент парной работы играет положительную роль. Если предложить ребятам соревнование пар в чтении скороговорки, дети получат дополнительный стимул для работы. Задание можно усложнить, ставя задачу прочитать скороговорку от лица грустного человека или весёлого. В процессе парной работы учителю необходимо слушать учеников и исправлять их ошибки.

Вопрос четвёртый. Как разнообразить работу со скороговорками?

Если сделать карточки одинакового формата со скороговорками, то у ребят будет возможность и на перемене «поиграть» в эту игру, выбирая из колоды карточку и читая скороговорку.  Опыт показывает, что многие ребята увлечённо читают скороговорки друг другу на перемене, стараясь прочитать быстрее и правильнее. Такая работа способствует закреплению навыков самостоятельной работы над задачей, чего так часто не хватает нашим учащимся.

Периодически можно проводить на уроках небольшие соревнования по чтению скороговорок. Элемент игры и состязания «зажигает» ребят, заставляя их серьёзно готовиться.

В процессе работы багаж знаний учащихся растёт,  необходимо периодически работать над повторением пройденного материала. Для этого нужно уделять время разнообразным игровым тестам. Например, предложить учащимся по иллюстрации правильно назвать скороговорку или отгадать её по первым словам. Интересно дать на карточках слова, чтобы дети соединили их правильно в известные им скороговорки. Такая работа может проводиться индивидуально, в парах или группах. Можно предложить детям несколько иллюстраций, дав одному из учеников задание читать скороговорки, а учащиеся будут отгадывать подходящую картинку. Предложите детям индивидуальные творческие задания: нарисовать самим иллюстрации к выученным скороговоркам, чтобы затем составить из них книгу. Здесь мы видим, что метод проекта (составление «книги» скороговорок) можно применить и в работе с таким небольшим по объёму материалом.

Как мы видим, форм работы со скороговорками на уроках много. Самое главное, помнить о целесообразности затраченного времени: эта работа должна быть динамичной и хорошо организованной.

Вопрос пятый. До какого возраста лучше использовать скороговорки на уроках?

Надо отметить, что вопрос о здоровье школьников в последнее время ставится достаточно остро. Чтобы поддержать ребят, облегчить им процесс обучения, обеспечить сохранение здоровья на протяжении всего учебного периода,  мы обязаны использовать в образовании здоровье сберегающие технологии, которые способствуют профилактике различных заболеваний, возникающих в связи с нарастающей учебной нагрузкой. К таким технологиям относятся такие виды работы, которые помогают снимать усталость, разряжать обстановку, улучшать настроение учащихся и педагога, способствуя лучшему взаимопониманию и взаимодействию в достижении поставленных целей.  Использование на уроках скороговорок, пословиц и рифмовок – один из приёмов здоровье сберегающих технологий.

В начальной школе мы работаем над формированием фонетических навыков у младших школьников, в среднем и старшем звене с помощью скороговорок облегчаем переход к основной части урока, настраивая речевой аппарат на иностранную речь. Учащиеся постепенно привыкают к быстрой английской речи, проговаривая и запоминая скороговорки.

Вывод.

Уделяя всего несколько минут в начале урока чтению скороговорок, мы решаем сразу несколько задач: работаем над произношением, вводим учащихся в мир английского языка, настраиваем их на активную работу на уроке. На каждом этапе обучения, работая с этим материалом,  мы преследуем определённые цели. Использование скороговорок на начальном этапе обучения иностранному языку помогает  сформировать произносительные навыки у учащихся. В средней школе работа со скороговорками способствует поддержанию и совершенствованию произносительных навыков учеников и одновременно стимулирует их речевую деятельность.

Мы можем сделать вывод, что целесообразно регулярно и последовательно использовать скороговорки на уроках иностранного языка, так как эта работа способствует лучшему овладению учащимися предметом, повышает мотивацию к изучению языка, делает процесс обучения более эмоциональным и результативным.

Используемая литература:

  1. Поэтический словарь Квятковского. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-2722.htm
  2. Скороговорки как элемент здоровьесберегающих технологий. Е.В. Беликина

http://festival.1september.ru/articles/597388/


[1] Поэтический словарь Квятковского. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-2722.htm

[2] Скороговорки как элемент здоровьесберегающих технологий. Е.В. Беликина

http://festival.1september.ru/articles/597388/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК английский язык и биология. «Строение клетки растений и животных» Biology. Cell of plants and animals. Преподаватель английского языка: Курилова Тамара Валерьевна

Мастер-класс на тему: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК  английский язык и биология.  «Строение клетки растений и животных» Biology. Cell of plants and animals. Преподаватель английск...

Презентация для урока английского языка по теме "Британский и американский английский язык".

Презентация для урока английского языка по теме "Британский и американский английский язык" к УМК 10-11 В.П.Кузовлев и др....

Методическая разработка урока английского языка по теме «Обучение технологии написания личного письма на английском языке»

Методическая разработка урока английского языка по теме  «Обучение технологии написания личного письма  на английском языке»...

« К вопросу применения активных методов обучения на уроках английского языка с целью развития коммуникативной компетенции и творческих способностей учащихся».

В последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе.Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое условие профессионального и личностного роста ...

ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Здесь рассказывается  о том, как необходимо применять интерактивные методы работы на уроках английского языка в школе...

Методическая разработка открытого учебного занятия по английскому языку "Типы вопросов"

Методическая разработка была внедрена 20.09.2022 года на открытом учебном занятии по дисциплине ОУД.03 Иностранный язык для студентов специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на ...