Классный час: "Один мир, одна страна, одна дружба». Презентация.
классный час по теме

Гордеева Нина Фёдоровна

 

Цели и задачи:

  • формирование установок толерантного сознания учащихся;
  • показать, что, несмотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера;
  • принципы толерантности должны войти в жизнь учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_odin_mir_odna_stranaodna_druzhba.docx26.88 КБ
Microsoft Office document icon test_tolerantnosti..doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: "Один мир, одна страна, одна дружба».

Презентация.

Цели и задачи:

  1. формирование установок толерантного сознания учащихся;
  2. показать, что, несмотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера;
  3. принципы толерантности должны войти в жизнь учащихся.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Один мир, одна страна, одна дружба»».

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Примечательно, что первым документом, на котором поставил подпись Президент РФ В.В. Путин после официального вступления в должность, была как раз программа по формированию установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе.

Ежегодно день толерантности отмечается 16 ноября. Как вы думаете, почему эта проблема особенно актуальна для современной России?

Ученики: (Ученики высказывают свои точки зрения на поставленный вопрос).

Учитель: Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты.

Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ: в русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Учитель: Мы очень разные, но мы вместе. Ребята, чем мы похожи, что нас объединяет?

Ученики: (Ученики называют признаки похожести между людьми)

Учитель: Нас объединяет то, что

  1. Все мы люди
  2. Живем на одной планете
  3. Живем в одном городе, республике
  4. Учимся в одном лицее, в одной группе
  5. Живем на одних улицах
  6. Носим одну одежду
  7. Занимаемся одним делом
  8. Похожи глаза, волосы <слайд № 2>

Учитель: Мы очень разные, но мы вместе. Ребята, а в чем мы не похожи друг на друга, что нас отличает?

Ученики: (Ученики называют признаки различия между людьми)

Учитель: Нас различает

  1. Рост
  2. Цвет волос и глаз
  3. Одежда
  4. Знания
  5. Национальность
  6. Фигура
  7. Возраст (старые и молодые)
  8. Характер
  9. Культура <слайд № 3>

Учитель: Ребята, представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)

1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
3. Как жить в мире, где столько разных людей?

Ученики: (Жить в таком мире будет неинтересно. Мы не сможем отличить друг от друга, все-таки лучше, когда мы все разные. Только надо научиться жить в мире).

Учитель: Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Учитель: Ребята, посмотрите на этот рисунок. Напоминает он эпизод из нашей лицейской жизни?

Ученики: (Да, очень часто)

Учитель: Нетерпимость, жестокость начинаются с детства, с отношений между товарищами в группе, когда человека, чем-то выделяющегося, непохожего на других, готовы заклевать. Предметом нетерпимости в лицее может выступать как национальная принадлежность ученика, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Мы очень разные, но должны жить в мире. Не толерантно доказывать свое право на разность подобным образом <слайд № 4>.

Вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества <слайд № 5>.

Учитель: Очень часто проблемы, с которыми сталкиваетесь вы, это непонимание, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Например, еще будучи маленьким,  попал мячом в окно, разбил стекло. Мама скажет: «Он маленький, не подумал», а сосед скажет: «В десять лет мог бы догадаться, что стекло разобьется, взрослый уже!» Просто все нас воспринимают по-разному. Со временем картина становится еще более плачевной: некоторые дети, подрастая, собираются  по вечерам в компании, ведут себя очень даже не прилично.

А как мы сами ведем себя по отношению к чужим людям и родственникам?

Например, мы увидели, что пожилой человек  несет тяжелую сумку. Что сделаем? Поможем, если он даже и не просит о помощи. А что бывает, когда мама просит вынести ведро с мусором или сходить в магазин?

Ученики: (Некоторые ребята сразу помогают маме, но есть ребята, которые находят всякие причины, чтобы не выносить ведро – просто лентяи).

Учитель: Почему мы скорее помогаем чужому человеку и не всегда внимательны к просьбам родных?

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого из нас таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, терпимость… Терпимость – это такое качество, которое нужно воспитывать с самого детства <слайд № 6>.

Учитель: В жизни не бывает идеальных людей. В каждом из нас есть светлая сторона - добро и темная сторона - зло <слайды № 7 - 9>. «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» - это слова Льва Николаевича Толстого <слайды № 10 - 13>.

Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с кем мы общаемся, это и будет проявление доброты <слайд № 14>.

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и миром <слайд № 15>.

Учитель: Мы очень разные, но мы вместе. Мы живем в одном мире, в одной стране. Ребята, никогда не оценивайте людей, а цените их! Очень хотелось, чтобы вы никогда об этом не забывали. Например, такая ситуация: вы просите классного руководителя о том, чтобы вас пересадили от этого ученика, потому что он такой-то … А вы сами достойный человек?

Учитель: Внимательно посмотрите на плакат <слайд № 16>, на котором изображены люди в виде разных геометрических фигур. Они живут на одной планете Земля. Это мы с вами. Мы с вами очень разные, но мы всегда вместе. Давайте не оценивать людей, а ценить их.

Учитель: Вся наша жизнь протекает через сердце. Сердце бывает разным: добрым, жестоким, счастливым… Когда человек добрый – это можно узнать по его глазам. Если глаза у этого человека добрые, то и дела у него тоже добрые. А злое сердце – это зависть, недоброжелательность, желчь, которая съедает самого человека.

Пусть твое сердце наполняют дружба, доброта, нежность, милосердие, любовь, искренность, душевность и терпение <слайд № 17>.

Вот такое сердце должен иметь каждый из нас и тогда мы все будем жить в мире и согласии.

Учитель: Ребята, кто скажет, что обозначает слово «сострадание».

Ученики: (Жалость, сочувствие к кому-нибудь, когда у него горе или несчастье, особенно к инвалидам).

Учитель: Правильно. А как вы понимаете слово «сочувствие».

Ученики: (Отзывчивое отношение к тому, у кого несчастье).

Учитель: Ответ правильный.

Пусть тебе всегда сопутствуют:

  1. со – страдание;
  2. со – чувствие;
  3. со – действие (участие в чьих-то делах, чтобы помочь, поддержать его);
  4. со – знание (способность отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах);
  5. со – единение (соединиться) <слайд № 18>.

Учитель: Ребята, посмотрите на следующий слайд. Что здесь изображено? <слайд № 19>

Ученики: (Мозаика).

Учитель: Да, это мозаика. Этот плакат из мозаики я взяла из Интернета. Что мы здесь видим?

Ученики: (Рисунок, на котором мы видим класс, группу ребят …)

Учитель: Вы знаете, ребята, что в мозаике из разных звеньев можно составить картинку. Так из вас, таких разных, можно сплотить коллектив, который будут объединять общие интересы и цели.

А какие у вас общие интересы?

Ученики: (Учёба, общение в группе).

Учитель: А, что нужно сделать, чтобы группа  стала  дружным  и сплоченным коллективом? Все очень просто. Нужно, чтобы в группе , между учениками, были уважение, взаимопонимание, терпимое отношение друг к другу. Все мы разные, но мы живем в одном мире, в одной стране.  У нас разный характер, интеллект, культура и воспитание, потребности. Но можно жить в согласии, если ценить друг друга, принимать людей такими, какие они есть… быть толерантными.

Учительь: Ребята, посмотрите снова на мозаику. Не хватает одного звена в мозаике, почему?

Ученики: (Высказывают свое мнение).

Учитель: Как собрать мозаику (или группу, коллектив) полностью, всю до единого звена?

Ученики: (Создать такую обстановку, чтобы этому человеку было здесь комфортно).

Учитель: С каким призывом вы могли бы обратиться к тому из вас, кого до сих пор вы не принимали в свою компанию?

Ученики: (Присоединяйся! Ты нам нужен).

Учитель: Что же такое толерантность?

Ученики: (Терпимость, уважение, взаимопонимание…)

Учитель: В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам” <слайд № 21>.

Учитель: Давайте посмотрим на следующий слайд <слайд № 22>. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнышка и от него идут лучики – это прощение, сочувствие, взаимопонимание, уважение, милосердие, содействие, сострадание, терпимость, то есть те чувства, о которых мы с вами говорили. Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас был похож на это солнышко, ведь  солнышко греет, светит, радует всех, кто с ним рядом.

Сегодня мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения в обществе и запишем их на плакат.

Ученики: (Ученики предлагают свои правила).

Правила толерантного общения:

  1. Уважай собеседника.
  2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
  3. Отстаивай свое мнение тактично.
  4. Ищи лучшие аргументы.
  5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
  6. Стремись учитывать интересы других <слайд № 23>.

Учитель: Вывод: Наш лицей, наша группа – это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание <слайд № 24>.

 Я надеюсь, что наш разговор не оставил вас равнодушными. Только уважение друг к другу, взаимопонимание,

Литература:

  1. Овчинникова Ю. В. Единство разных. - Журнал «Школьная библиотека», 2004, № 2, с. 25-30.
  2. Овчинникова Ю.В. Единство разных. - Журнал «Школьная библиотека», 2004, № 3, с. 63-68.
  3. Овчинникова Ю.В. Единство разных. - Журнал «Школьная библиотека», 2004, № 5, с. 58-60.
  4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ Ltd, 1992. – 960 с.
  5. Материалы сети Интернет.



Предварительный просмотр:

Тест толерантности.

    Тест поможет ходя бы приблизительно определить степень терпимости, уважения к чужому мнению. Условия определения: отвечайте быстро, не задумываясь.

1.Предстоит ролевая игра. Что вас устраивает:

а) чтобы играли те, кто не знает еще правил:

б) чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.

2. Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?

а) да;

б) нет.

3. Болезненна ли для вас ситуация: когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили ваши соклассники:

а) да;

б) нет.

4. Вызывают ли у вас неприязнь соклассники, которые нарушают правила общественного поведения:

а) вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;

б) они вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.

5. Можете ли вы легко найти контакт с соклассниками, которые имеют иные, чем у вас верования, обычаи, намерения?

а) вам всегда это трудно сделать;

б) сравнительно легко.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которого становитесь:

а) вы не переносите ни шуток, ни самих шутников;

б) пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.

7.Согласны ли вы с бытующим в обиходе мнением, что многие соклассники пытаются делать "не своё дело", стремятся казаться  "лучше чем есть":

а) да;

б) нет;

8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом общего внимания. Ваша реакция:

а) вам неприятно, что внимание уделено ему, а не вам;

б) вы рады за знакомого.

А теперь подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы:

1-б,  2-б,  3-б,  4-а,  5-б,  6-б,  7-а,  8-б. Сложите баллы.

 

Результаты:

От 0 до 4-х баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонностью. часто вы стараетесь навязать своё мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

От 5 до12 баллов . Вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения. Но вы, безусловно, можете вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения.  Но порой вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.

От 14 до 16 баллов. У вас твёрдые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете своё мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "О дружбе"

Методическая разработка классного часа "О дружбе"...

Классный час "О себе, о дружбе, о друзьях".

Классный час для учеников начальной школы. Этот материал будет способствовать формированию дружбы между детьми, учить  детей  вживаться  в  чужой  опыт  и  понимать...

Классный час "Дружба - это бесценный дар!"

Классный час о дружбе для учащихся 5-7 классов...

Единый Всекубанский классный час «Один миллион тонн кубанского риса»

Конспект Единого Всекубанского классного часа «Один миллион тонн кубанского риса» включает в себя историю возделывания риса, данные о биологической ценности риса, виды риса, знакомит детей с людь...

Разработка внеклассного мероприятия патриотической направленности "Мы разные, а страна одна"

Разработка воспитательного мероприятия ко Дню народного единства (квест)....

Открытая беседа. "Волшебная страна дружба".

формирование нравственных качеств  обучающихся умение дружить беречь дружбу, общаться в колективе....

"Мы едины, мы одна страна"

Данная методическая разработка посвящены Дню народного единства и может быть использована для проведения классного часа на эту тему....