Опорный конспект по теме "Лексика по сфере употребления"
материал по теме
Подготовлен для повторения знаний студентами самостоятельно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опорный конспект по теме «Лексика по сфере употребления»
1. Слово и его значение
Слово — сочетание звуков, выражающее определённое понятие и выполняющее назывную функцию. Например, слово термометр — прибор для измерения температуры. Значение слова — это отражение сложившихся у людей представлений о существенных сторонах предметов, явлений, признаков.
2. Однозначность и многозначность слов
Слово может быть однозначным или многозначным. Многозначное слово обладает не одним, а несколькими значениями. Большинство слов в русском языке многозначно.
Слово помимо прямого значения, может иметь и переносное. Например, голова человека (прямое), голова сыра (переносное).
3. Лексические группы слов
Омонимы – слова, разные по значению, но совпадающие по звучанию. Например, лук (растение) – лук (орудие), мир (вселенная) – мир (тишина).
Синонимы – слова, разные по значению, но близкие или тождественные по значению. Например, алфавит – азбука, тут – здесь, бросить – кинуть.
Антонимы – слова, противоположные по значению. Например, добро – зло, близко – далеко, свет – тьма, мало – много.
Паронимы – слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию. Например, абонент – абонемент, экскаватор – эскалатор. Так как паронимы сходны по звучанию, их иногда неправильно употребляют в речи. Чтобы не сделать ошибки, необходимо понимать, в чём заключается смысловое различие, знать с какими словами они могут употребляться. Например, представить справку, отчёт – предоставить слово, оплатить проезд – заплатить за проезд, одеть ребёнка – надеть пальто на ребёнка, эффективный метод – эффектный вид.
4. Лексика по сфере употребления
Основу лексики современного русского языка составляют общенародные (общеупотребительные) слова. Это слова, употребляемые всеми жителями, независимо от профессии и местожительства: белый, лететь, машина, деньги, литература, ягоды.
Диалектизмы – слова, сфера употребления которых ограничена определённой территорией. Например, общенародному говорить, разговаривать соответствует в северных говорах балякать, в южных – гутарить.
Жаргонизмы – слова, используемые узким кругом лиц, объединённых общностью интересов, занятий. Например, салага (молодой, неопытный матрос) – в речи моряков, предки (родители), стрельнуть (попросить), заливать (рассказывать, часто неправдоподобное), притаранить (принести).
Люди, объединённые по роду деятельности, часто употребляют названия предметов, процессов, продуктов труда, принятые лишь в их среде, не ставшие общеупотребительными. Такие слова называются профессионализмами. Например, кок – повар, патронка – выкройка, шапка – заголовок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-207370-1361284916.jpg)
Опорный конспект по теме "Имя прилагательное"
Подготовлено для повторения знания студентами самостоятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-207370-1361284916.jpg)
Опорный конспект по теме "Имя числительное"
Подготовлен для повторения знаний студентами самостоятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-207370-1361284916.jpg)
Опорный конспект по теме "Местоимение"
Подготовлен для повторения материала студентами самостоятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-207370-1361284916.jpg)
Опорный конспект по теме "Морфемика. Словообразование".
Подготовлен для повторения материала студентами самостоятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-207370-1361284916.jpg)
Опорный конспект по теме "Знаки препинания при обращениях"
Подготовлен для повторения материала студентами самостоятельно...
Опорный конспект по теме: Реакции ионного обмена
Опорный конспект для студентов 1 курса при изучении темы: Реакции ионного обмена может быть использован на занятиях а также при отработке пропущенных занятий по этой теме....
Конспект лекции Составление опорного конспекта Нравственные начала исследовательской деятельности
Составление опорного конспекта Нравственные начала исследовательской деятельности...