Происхождение и хозяйство славян.
план-конспект урока по теме

Методическая разработка урока по теме "Происхождение и хозяйство славян"  предназначен для студентов 1го курса по специальности "Технология  и машиностроение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khozyaystvo_drevnikh_vostochnykh_slavyan.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Происхождение и хозяйство славян. (слайд -1)

Цель урока:

  • рассказать о предках славян, выделить основные восточнославянские племена, дать характеристику их быта занятию, языка, указать основные места расселения;
  • углубить знания о религии восточных славян, пантеоне богов, языческих праздниках;
  • содействовать воспитанию уважения к истории древней Руси.

Тип урока: изучение нового материала, лекция с элементами беседы и самостоятельной работы студентов с учебником Артемова.

Термины и понятия урока.

      Вервь (от слав. «вервь» — веревка; участок земли, отмеренный веревкой) — община в Древней Руси.

      Вече ( от старославянского веет) — народное собрание племен.  В Киевской Руси орган городского управления и самоуправления. Участники веча решали вопросы, опираясь на обычное право.  Впервые вече упоминается в Повести врем. Лет под 997г.

      Княжеская дружина — профессиональные военные, подчинявшиеся князю.

      Люди — свободные общинники.

      Мотыжное земледелие — тип земледелия, при котором используется мотыга в качестве орудия обработки земли. Производительность труда низкая.

      Оседлость — образ жизни, состоящий в проживании на одном месте. Распространяется с возникновением рыболовства и мотыжного земледелия.

Перелог – 2,3 года пользовались землей а когда истощалась переходили на другое место.

      Пашенное земледелие — традиционный тип земледелия восточных славян. На черноземном юге земли распахивали в основном ралом или плугом с парной упряжкой волов, а на севере и в лесистых местах — сохой, в которую запрягали одну лошадь. Сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, лен, коноплю, сажали репу.

      Подсечно-огневая система земледелия — система земледелия, при которой на освобожденных от леса (вырубки, выжигание) землях в течение 2—3 лет выращивали сельскохозяйственные растения, используя естественное плодородие почвы.

      Племенное военное ополчение — военное формирование, создававшееся во время войны, состояло из свободных общинников — воев. Во главе ополчения стоял воевода.

      Старейшины — родоплеменная знать.

 

План работы: (слайд -2)

  1. Хозяйство древних восточных славян. Разложение родовой общины.
  2. Общественный строй и социальные отношения восточных славян.
  3. Религия Восточных славян.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Эпиграф к уроку. (слайд-3)

«Откуда есть пошла русская земля, кто стал в Киеве первый княжить и как русская земля стала есть…?»

Нестор

Знакомство учеников с темой урока, целями и задачами изучения нового материала.

Характеризуя материальное производство необходимо отметить два момента:

  1. Различные стороны полезности одной и той же вещи человек открывает не сразу, а по мере развития науки, техники, совершенства собственных знаний. Это влечет развитие многообразных видов деятельности.
  2.  Удовлетворение потребностей человека происходит от элементарного, случайного продуктов природы, через простое производство необходимого продукта, к производству прибавочного продукт – излишков, которые могли выступать как продукт обмена.

 Первым признаком  цивилизации является определение летоисчесления

Вторым знание место расположение своего народа и его соседей.

ОЙКУМЕНА (экумена) (греч. oikumene), обитаемая часть суши, включающая все заселенные, освоенные или иным образом вовлеченные в орбиту жизни общества территории. Впервые описание ойкумены встречается у древнегреческого ученого Гекатея Милетского (6-5 вв. до н. э.), включавшего в понятие «ойкумена» известную грекам часть Земли с центром в Элладе.

(Слайд-4)

«Словяне» – владеющие словом, понятной речью. Сохранилось у современных народов – словаки, словенцы.

«Да будет мне стыдно, - и слова своего никогда не нарушу.

 «Слава» - мужественные, храбрые племена. Гостеприимство народа.

« язык» -слово означало раньше народ. «И всякий сущий в ней язык»

В к. 8-н.9 века произошел разгром франками Аварского каганата и положило начало активному расселению славян на Восточной Европе.

1тыс. н.э. – Великое переселение народа. (слайд-3)

Хозяйство древних восточных славян. (слайд-5)

Природно-климатические условия способствовали формированию успешной хозяйственной деятельности славян: полноводные реки, плодородные почвы, густые леса, полные различных зверей и птиц, умеренный ровный климат. Эти условия сыграли заметную роль в развитии экономики древних славян.  Археологические раскопки поселений говорят о том, что основным занятием восточных славян во II-V веках было земледелие

Существовали  различия в системе земледелия восточных славян живучих на севере и на юге.

На южных плодородных землях люди занимались земледелием (слайд-6)

в юго-восточных степях - кочевым скотоводством, Земледелие осуществлялось в переложной (залежной) или Подсечно-огневой форме.  

Работа с учебником определить какой виз земледелия существовал у северных и южных народов? В чем особенности? Записать в тетрадь.

Перелог предполагал использование одних и тех же участков в течение нескольких лет подряд, после чего он не обрабатывался примерно 20-30 лет до восстановления естественного плодородия. Эта система существовала в основном в степных и лесостепных районах.

Земледельческие культуры: просо, рожь (жито), пшеницу, ячмень.

Технические с.х. культуры:  лен, конопля

в северных и северо-западных районах - охотой, добычей меха ценных пород зверей, бортничеством (сбором меда диких пчел и воска). (слайд-7)

Широко применялись рало - примитивная деревянная соха с железным наконечником (наральником), мотыга, серп, грабли, коса. Позже появился плуг с железным лемехом.

Промыслы

Главным было внешняя торговля (хлеб, воск, мед, меха, торговали с Римом и Византией.

Определите по карте знаменитый торговый путь?

Знаменитый торговый путь «из варяг в греки» к. 9 века-по Днепру-возле Смоленска волоком до Ловоти-оз. Ильмень – в Волхов- оз. Нево- в Варяжское море (древнерусское название Балтийского м.)-до Рима –до Царь града- Понтийское ( Черное море).

Развитие хозяйства восточных славян на Севере.

Подсечная система(огневая) применялась чаще всего в северных лесных края где болотистая и лесистая местность, где сначала подрубали (подсекали) деревья, а когда они высыхали, их сжигали, чтобы зола при этом служила удобрением почвы. Но эта система требовала больших затрат физического труда людей, объединенных в родовую общину.

Орудия труда: топор, мотыга, соха, заступ.

Промыслы: лыкодерство, бортничество, солеварение, охота, рыболовство.

(слайд-8)

Большая патриархальная семья располагалась обычно в виде поселения, которое называлось двор (дворище, городище, печище). Это была отдельная хозяйственная единица с коллективной собственностью на землю, орудия и продукты труда. Производство и потребление внутри родовой общины было совместным. Размеры земельных участков определялись только тем, сколько земли могли освоить члены общины.

Повсеместное распространение плуга и переход от мотыжного к пашенному земледелию заметно повысили культуру сельского хозяйства и его продуктивность. Так, сначала появилось двуполье, а потом и трехполье, т.е. ежегодное чередование различных посевных культур и пара. Лошадей разводили не только для военной конницы, но и для использования их в качестве рабочего скота наравне с волами. Развитие факторов производства обусловило разложение кровно-родственной общины и переход ее в VI-VIII веках к соседской, сельской общине.

Этот переход означал, что основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. При этом обработку земли уже можно было осуществлять небольшими коллективами, которые расселялись по принципу соседства, а не родства. Усадьба, скот, жилище переходили в частную собственность, что означало полное разложение родовой общины. Дворища (печища) уступали место поселениям под названием деревня, а сама община стала называться вервь (мир).

 Разложение родовой общины(слайд-9,10,11)

В начале первого тысячелетия новой эры на территории Восточно-Европейской равнины расселились восточные славяне. Начиная с VI века восточные славяне занимали огромные пространства от Онежского и Ладожского озер до низовий рек Прут, Днестр, Южный Буг, от Карпат до Оки и Волги. Здесь проживали многочисленные племенные союзы (княжения) полян, древлян, радимичей, дреговичей, северян, уличей, волынян, белых хорватов, кривичей, вятичей и др. В тесном соседстве с ними находились иные племена: на северо-западе это были эсты (чудь), водь, ижора, лопари, корелы и другие угро-финские племена. На севере жили югра, остяки, вогулы, весь. В междуречье Волги и Оки жили мещера, мурома, меря, черемисы, мордва, а далее на восток - вотяки, зыряне, пермяки (коми). На западе со славянами соседствовали многочисленные прибалтийские племена: ливы, жмудь, пруссы, ятвяги, корсь и другие, а также поляки (ляхи), жившие по берегам Вислы.

Пока славяне жили вместе между реками вислой и  Днепром в предгорье Карпат они говорили на одном языке праславянском ( понятном для всех славян).

Расселение славян после распада праславянской общности.

Записать в тетрадь.

Первоначальной формой общественного устройства была родовая община.

ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма — соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для докапиталистического общества. Община обладает полным или частичным самоуправлением.

 Родовая община – это коллектив кровных родственников, которые имеют общую собственность и вместе ведут хозяйство.

 Постепенно на смену родовой общины пришла соседская, одна из причин перехода ( предпосылка образования государства) стал переход к  от подсечного земледелия к пахотному.  Одна семья могла обрабатывать участок не требующий больших физических затрат,

 Соседская община –более дробное объединение, основанное на выделение из рода отдельных семей.

 Родоплеменная знать: племенные вожди: князья, родовые старейшины, жрецы –волхвы. (слайд-12)

Ветвь славянства.

этносы

Место расселения

Южные славяне

Болгары, сербы, хорваты, македонцы, черногорцы, боснийские мусульмане.

Балканский полуостров,

Западные славяне

Поляки, чехи, словаки, сербы

Центральная Европа, бассейны Вислы Одры.

Восточные славяне

Русские, украинцы, белорусы. Говорили на одном языке и назывались великороссы, малороссы. «белая Русь»

Восточно-европейская равнина.

Самостоятельная работа студентов с учебником.(слайд-13)

Основные восточнославянские племена и их расселение.

Племена – это, объединение нескольких родов.

Кривичи – от имени князя Крива ( природный недостаток), в последствие ложь, « не криви душой»

Верховье рек Волги, Днепра, западной Двины.

Дреговичи – « древо» - болото.

Между реками Припять Березина. На территории Белоруссии.

Радимичи – князь Радимир

По рекам Сож и Сейм

Вятичи – князя Вячислав, Вятка.

В лесных чащам междуречья Оки, Клязмы, Волги, города Ростов Суздаль.

Поляне

По западному берегу реки Днепра.

Древляне

По реке Припять г. Искоростень

Ильменские словене

Вокруг озера Ильмень. Главный город Новгород, р. Волхов.

северяне

В бассейнах рек Десна, Сейм и Суда. Г. Чернигов.

Уличи

Нижнее поднепровье, побережье Черного моря.

тиверцы

Между реками Днепр и Прут

 Позже были образованы союзы славянских племен: Славия, Куябия, Артания.

Зона расселения восточных славян была лишена естественных границ, поэтому была открыта для вторжений и культурных влияний других народов.

Север.

Словене ильменские, кривичи.

 

Запад

Волыняне

бужане

Центр

Поляне,  древляне, дреговичи, северяне.

Восток.

Радимичи, вятичи.

Юг. Тиверцы, уличи

И хотя в соседской общине основные сельскохозяйственные земли еще долго оставались в совместной собственности, они уже делились на участки - наделы, которые передавались общинникам в пользование на определенное время. А лесные угодья, водоемы, сенокосы и пастбища оставались общинными. Еще долго сохранялись различные виды работ, выполнение которых требовало объединенного труда: прокладывание дорог, корчевание леса и др.

Земельные наделы обрабатывались теперь членами отдельной семьи своими собственными орудиями, урожай также принадлежал семье. Таким образом, эта хозяйственная единица уже не должна была участвовать в принудительном разделении производства и распределении продуктов в равной мере. Это приводило к имущественному расслоению внутри соседской общины, появлению старейшин, племенной знати, патриархальных фамилий, будущих крупных земельных собственников - феодалов.

записать в тетрадь.

Формой общественных отношений    являлась военной демократией. - участие всех мужчин в решении общественных вопросов.(слайд-14)

- высшим органом власти являлось народное собрание - вече.

-  всеобщее вооружение населения. ( народное ополчение, женщины владели военным искусством.)

Во главе находился князь со своей дружиной. Князь, конь, коган.

Боярин – бой, храбрый воин. Затем стал чиновник.

Воевода – военный начальник.        

 Славяне на западе сталкивались с феодальными государствами. Германия претендовала на северо – западные земли славян.

 На востоке – для хазар. Хазары брали дань со славянских племен ( вятичей, северян, радимичей).(слайд-15)

Легенда: хазары потребовали с полян дань, поляне внесли свои мячи. Старцы, это объяснили, что поляне сами будут брать дань.

 На севере началась эпоха викингов.

 : - 9 в.- происходит распад родоплеменных отношений.

1. появилась возможность ухода из рода.  Статус «изгоя» стал исчезать.

2.   Община пополнялась патриархальными рабами.

3. развивался институт частной собственности.  Власть стала передаваться по наследству.   Имущественное расслоение. Прежде всего, выделялась воинская знать.  Славянские князья находились на службе в Византии, об этом свидетельствуют греческие летописи. Формируется родоплеменная знать. Появилось право на расчищенную «лядину».

4. вводилась система знаков, собственных символов.

 В связи с тем что в VII-VIII веках славянские племена осуществляли многочисленные военные походы на Балканы, в Византию и восточные земли, вели оборонительные войны против кочевников с юга, в этот период усилилась роль высшего военачальника - князя, который был одновременно и верховным правителем племени или племенного союза. Если первоначально князь избирался народным собранием - вече, то со временем он стал передавать свою власть по наследству.

Князь создавал свое войско, или дружину, которая, как правило, была немногочисленной, но состояла из храбрых, сильных, профессионально обученных воинскому делу людей. Дружинники, лично свободные люди, заключали с князем договор о службе, а вся дружина представляла собой союз верных князю воинов. Дружина состояла из двух частей: младшей и старшей. Младшую часть («молодь») еще называли «отроками», «гридями» («гридьбою»). Старшую часть дружины называли «княжьими мужами», куда входили наиболее отличившиеся военачальники.

Первоначально дружинники содержались и кормились при княжеском дворе за счет добровольных взносов со всего племени, а также за счет военной добычи и захвата новых земель. Постепенно князь и его старшие дружинники становились независимыми от народного собрания. Княжьи мужи начали приобретать землю, создавать свое хозяйство с собственными отроками. Князь и дружина стали присваивать себе практически неограниченную власть над соплеменникам.

(слайд-16-20)

 Религия. Вера древних народов, населявших огромные территории в восточной Европе – славян, - была языческой. Единых для всего славянского мира представлений о богах не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, не были едины и в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными отношениями. Каждое славянское племя молилось своим богам. Славяне- язычники поклонялись стихиям, приносили жертвы божествам, населяющим всё вокруг.

Запись в тетрадь: “Язычество (от церковнославянского “языцы” – народы, иноземцы ) – обозначение нехристианских политеистических религий.

Политеизм – многобожие.

 Религия была существенной частью древних славян. Каждое событие от рождения до самой смерти сопровождалось определенными обрядами и заклинаниями.

 Этапы становления языческих религиозных верований у восточных славян.

1.  Фетишизм –поклонение камням, деревьям.

2. Анимизм – вера в духов. Выделяли три направления

- тотемизм – почитание животных, как перевоплотившихся предков.

- персонификация стихий и ландшафтов.

- культ предков – почитание домовых и т.д.

3. полидемооонизм – почитание различных сверхъестественных существ.

Политеизм – демоны – боги (Перун, Велес, Сварог, Мокошь, Стрибог, Хорс, Род, Даждьбог)

 Язычество – религия основанная на поклонение многим богам, идолопоклоннечсество.

Пантеон славянских богов.

Основные славянские божества (в сравнении с другими)

Название богов        

Значение        

Древнегреческий аналог        

Древнеримский аналог

Сварог        Бог Неба        Уран, Гера        Юнона

Дажьбог        Бог Солнца        Гелиос        Соль

Стрибог        Бог Ветра        Борей, Нот, Зефир        

Перун        Бог Грома, молнии        Зевс, Арес        Юпитер, Марс

Велес        Бог скота        Артемида, Пан        Диана, Меркурий

Ярило        Бог весны (Солнца)                  

Купала        Богиня Лета                  

Мокошь        Мать Сыра Земля        Гестия         Веста

Главное отличие славянского язычества от античного или скандинавского: по славянским представлениям, ни один бог не являлся главным среди других, повелителем богов, как Зевс или Юпитер.

Сегодня мы познакомимся с пантеоном славянских богов. Слово “пантеон” в данном случае означает – список славянских богов.

Признаки язычества        Верования восточных славян

1. Основаны на первобытных мифах        Миф о загробном мире

2. Вера во множество богов и духов        Боги небесного, земного и подземного мира

3. Боги олицетворяют силы природы        В небесном мире – Дажьбог – солнечное божество, Хорс – Солнце, Сварожич – Огонь, Перун – Молния

В Земном мире: лешие, водяные, русалки, кикиморы, домовые.

4. Боги олицетворяют человеческие занятия        Сварожич – кузнечное дело, Перун – война, Рожаницы – землепашество.

Вопрос классу: Почему восточные славяне не взошли на ступень цивилизации одновременно с южными славянами?

Выводы записать в тетрадь

Восточные славяне оставались язычниками, т.к. жили вдали от регионов распространения мировых религий. Восточные славяне заселили не цивилизованные территории, а земли первобытных племён. Только в южной части восточнославянского мира были благоприятные условия перехода к земледелию – основы перехода к цивилизации.

Только в ix веке в землях восточных славян стали проявляться черты, разрушающие родоплеменной первобытный строй.

Система культов славян-язычников

Издревле местом молений были горы, особенно “лысые”, т.е. с беслесной вершиной .На вершине холма находилось капище – место, где стоял капь – идол. Вокруг капища шёл подковообразный вал, на вершине которого горели крады – священные костры. Второй вал был внешней границей святилища. Пространство между двумя валами носило название требище – там “потребляли”, т.е. ели жертвенную пищу.

Языческие жрецы – волхвы – совершали обряды в святилищах, изготавливали идолов и священные предметы; используя магические заклинания, они просили богов об обильном урожае.

Языческая реформа князя Владимира 980

Сразу после прихода к власти в Киеве Владимир предпринял попытку языческой реформы, повелев поставить рядом со своим дворцом идолов шести божеств, составивших государственный пантеон. Этими “главными”, по мнению великого князя, богами стали Перун, Дажьбог, Стрибог, Хорс(солнечный конь ), Мокошь и Симаргл (значение неизвестно ).

Главным стал считаться Перун – голову статуи покрыли серебряной краской, а усы – позолотой. Киевляне приносили жертвы тем идолам, называя их своими богами, даже закалывали своих сыновей и дочерей перед истуканами.

Однако попытка реформировать язычество не удалась: народ не мог привыкнуть к новым ролям старых богов, а в пределы Киевской Руси всё шире проникала монотеистическая вера соседних народов.

Чем питались наши предки.

 Конечно же это хлеб.  Основным хлебным злаком была рожь. « матушка рожь, кормит всех дураков сплошь, а пшеничка по выбору»

Каравай пекли только по праздникам. К хлебу относились как к святыне, дару божьему.

Напитки:

 Первоначально –это был березовый сок.

 Затем появляется «Питный мед» -приготавливался из смеси лесных ягод с медом диких пчел. Такой напиток пользовался спросом.

Хлебный квас.

 Древнерусское пиво на злаках.

Корчма _ древнерусское заведение где мужчины и женины могли обедать. Наредко с песнями  шутками. Где могли творить суд.

Контрольные вопросы.

  1. Назовите не менее трёх положений, характеризующих занятия восточных славян, и приведите не менее трёх названий орудий труда, которыми они пользовались. Ответ: 1) главным занятием славян было земледелие (подсечно-огневое в лесной полосе и переложное в лесостепной).
  2. 2) Славяне занимались животноводством, но оно имело подсобное значение. 3) Важную роль в хозяйстве играли охота и бортничество. 4) Основным торговым путём был путь «из варяг в греки»
  3. 5) Орудия труда: соха, рало, топор, мотыга, деревянный плуг, серп и т.д.
  4. Назовите не менее трёх положений, характеризующих верования восточных славян, и приведите не менее трёх божеств, которым они поклонялись. Ответ: 1) славяне были язычниками, 2) В славянском язычестве ни один бог не являлся главным среди других, 3) У славян существовали жрецы – волхвы,4) В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов – идолам. 5) Боги восточных славян: Сварог, Дажьбог, Стрибог, Перун, Велес, Ярило, Купала, Мокошь и пр.
  5. Назовите не менее трёх положений, характеризующих общественное устройство  восточных славян в VI-VIII вв., и укажите  не менее трёх основных предпосылок образования государства у восточных славян. Ответ: 1) основа социальной организации – патриархальная семейная община; 2) Государство отсутствовало, управление обществом осуществлялось на принципах военной демократии; 3) Захват военной добычи стимулировал экономическое и социальное неравенство, способствовал росту частной собственности, процесс имущественной дифференциации ускорился с началом военных походов – главным образом против Византии; 4) в VI-VIII вв. восточные славяне находились на пороге создания государства.
  6. Тест «Жизнь древних славян»

1.     Русские, украинцы, белорусы произошли от:

а) восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

2. Древние славяне жили:

а) в одиночку;

б) семьями;

в) племенами.

3. Богом грома и молнии у древних славян был:

а) Зевс;

б) Перун;

в) Марс.

4. Праздник Ивана Купалы проводили в честь:

а) солнца;

б) земли;

в) воды.

5.Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) кирпича;

в) столбов деревьев.

6. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

а) земледелием;

б)рыболовством;

в) охотой.

1.Соловьёв С.М. “Сочинения” в 18-ти томах. М.1988–1991 г.т.1, кн.1, с.108–109 “Язычество славян”.

 2. Карамзин Н.М. “Истории государства Российского”. – М.: Книга, 1988. Том 1.

 3. В.В. Артемов История отечества с древнейших времен до наших дней,  М., 2005 год.

 4.Т. М. Экономическая история России М, 2003 год электронная книга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Происхождение и хозяйство славян 1 часть.

Презентация на тему "Происхождение и хозяйство славян" предназначена для студентов 1го курса по специальности Технология и машиностроение....

Происхождение и хозяйство славян 2 часть.

Презентация на тему "Происхождение и хозяйство славян" предназначена для студентов 1го курса по специальности Технология и машиностроение....

Конспект урока по ОПК 4 класс "Культура и религия. Религия славян".

Данный конспект предназначен для урока ОПК в 4 классе. Урок проходит в форме урока-лекции. Цели: Сообщение знаний о славянских мифах, общая картина мира в древности.Отличие мировосприятия славянских п...

Практическая работа "Происхождение славян"

Цель: 1. Развивать умение проводить поиск информации в одном или     нескольких исторических документах.         2. Развивать умение извлека...

Презентация на тему "Верования восточных славян"

Данную презентацию можно использовать на уроках истории, культурологии, для развития у студентов интереса к истории своих пращуров....

Тема 6.5 Раздел 4 "Происхождение и развитие жизни на Земле" Тема урока "Происхождение и развитие жизни на Земле"

Среди множества теорий возникновения жизни на Земле рассмотрим основные: 1) жизнь была создана сверхъестественным существом в определенное время (креационизм); 2)...