Тема: С.А.Есенин «Письмо матери». История одного стихотворения.
методическая разработка по теме

Калистратова Елена Федоровна

Тема: С.А.Есенин «Письмо матери». История одного стихотворения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ  

2 КУРС

   

Тема: С.А.Есенин «Письмо матери». История одного стихотворения.

Цели: 1.Помочь учащимся понять стихотворение.

           2.Опираясь на текст стихотворения, проследить, как под пером

               Есенина стихи о матери перерастают в молитву сына о матери.

           3. Добиться понимания учащимися замысла Есенина, помочь

               увидеть художественные детали этого замысла.

           4. Воспитывать у учащихся интерес и уважение к русской

               классической литературе.

Эпиграф : Ты одна мне помощь и отрада,

                  Ты одна мне несказанный свет.

                                                        С.Есенин.

Оборудование:1.Текст стихотворения.

                          2. Слайд  -  фильм о Есенине.

                           3.Текст молитвы.

                           4. Песни «Клён ты мой опавший…», «Письмо матери».

Ход урока:

1.Сообщение темы и цели урока.

2.Работа по теме урока.

        Слово учителя.

           1923 год. Сергей Есенин вернулся на Родину. Брак, заключённый с Айседорой Дункан, распался. В это время трудно было узнать Есенина. Он изменился. Максим Горький, встретивший Есенина за границей, писал: «Я увидел Есенина в Берлине. От кудрявого, игрушечного мальчика остались только очень ясные глаза, да и они как будто выгорели на каком – то слишком ярком солнце. Беспокойный взгляд их скользил по лицам людей изменчиво, то вызывающе и пренебрежительно. То вдруг смущённо и недоверчиво. Мне показалось, что в общем он настроен недружелюбно к людям… И весь он встревожен, рассеян, как человек, который забыл что – то важное и даже неясно помнит – что именно забыто им».

          Пой же, пой. На проклятой гитаре

          Пальцы пляшут твои в полукруг.

          Захлебнуться бы в этом угаре,

          Мой последний, единственный друг.        

          Не гляди на её запястья

          И с плечей её льющийся шёлк.

          Я искал в этой женщине счастье,

          А нечаянно гибель нашёл.

Путь поэта из преисподней приводит его на самое дно, и страдание грешника достигает здесь своего апогея: попрано, растоптано, распято самое высокое чувство, самое великое слово – любовь.

           Я не знал, что любовь – зараза,

           Я не знал, что любовь – чума.

Наверное, это и есть та самая точка падения, после которой должно начаться восхождение, воскрешение души – вечного начала.

          Последняя пора жизни Есенина стала временем подлинного расцвета его лирического дарования. В течение 1924 – 1925 годов им были написаны многие десятки «малых шедевров». И почти на каждом из них лежал отсвет вечной правды и красоты. Именно тогда были созданы те самые прославленные стихотворения поэта, которые русский народ всегда безошибочным в таких случаях чутьём признал своими народными песнями:

«Письмо матери», «Клен ты мой опавший, клён заледенелый…»

      (Звучит песня «Клён ты мой опавший…»)

       В это время появилось и стихотворение «Письмо матери».

«Мать – это словно бы вся прошлая жизнь, постепенно отделяющаяся от человека, туманная память, золотая дымка, - пишут в своей книге о Есенине Станислав и Сергей Куняевы. – Это кровная связь, ничего не требующая, кроме памяти, начисто лишённая эгоистической энергии». Может быть, поэтому даже самое загрубевшее в жизненных бурях сердце сжимается при воспоминании о матери, при чтении стихов или пении песен о ней, пусть о чужой,  но так похожей на его своею любовью, терпением, тревогой. Друг Есенина писатель Иван Евдокимов вспоминает о чтении поэтом «Письма матери»: «Помню, как по спине пошла мелкая холодная оторопь, когда я услышал:

        Пишут мне, что ты, тая тревогу,

        Загрустила шибко обо мне,

        Что ты часто ходишь на дорогу

        В старомодном ветхом шушуне.

Я искосо взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта…

        Я вернусь, когда раскинет ветви

        По – весеннему наш белый сад.

Дальше мои впечатления пропадают, потому что зажало мне крепко и жёстко горло, таясь и прячась, я плакал в глуби огромного нелепого кресла, на котором сидел в темнеющем пространстве между окнами».

      ( Учащийся читает наизусть стихотворение «Письмо матери», одновременно идёт показ слайдов.)

Беседа по стихотворению.

      Такой пронзительно – волнующий образ матери сложился у Есенина только в конце жизненного пути. Посмотрим на фотографию 1925 года, где у самовара сидят мать и сын, Татьяна Фёдоровна и Сергей. Поэт читает ей свои стихи. Разве похожа Татьяна Фёдоровна на старушку? Нет, перед нами пока ещё крепкая пожилая женщина – крестьянка пятидесяти лет, ни дряхлости, ни морщин на её лице. После этой встречи с Сергеем она прожила ещё долгих 30 лет, полных борьбы за жизнь, за реабилитацию сына. Почему же в стихотворении Есенин называет её старушкой?

    (Свободные высказывания учащихся)  

     Корни этого преображения надо искать в судьбе поэта. В детстве отношения матери и сына не сложились, потому что в силу семейных обстоятельств воспитывала его бабушка – мать Татьяны Фёдоровны. Мать вынуждена была оставить сына на попечение деда с бабкой, чтобы самой зарабатывать деньги на жизнь себе и ребёнку – с родителями мужа да и с ним самим она не ужилась. Бабушка была кроткой и набожной. В памяти поэта сохранились странники, собиравшиеся в доме и певшие духовные стихи, и бабушкины сказки. Бабушка любила своего внука, но рос ребёнок не такой, как все «не от мира сего», без матери и пока неосознанно тосковал по материнской любви. Когда через несколько лет семья вновь объединилась, будущий поэт долго не мог привыкнуть к новому дому, к матери и часто возвращался к любимой бабушке. Отношения с матерью складывались непросто. Поэтому, когда поэт покинул родимый дом, сначала он вспоминал о ней довольно редко, чаще о деде и бабушке. И только в 1917 году  Есенин начинает ощущать не только кровное, но и духовное родство с матерью. Именно ей он доверяет свои мечты и надежды на поэтическую славу:

             Разбуди меня завтра рано,

             Засвети в нашей горнице свет,

             Говорят, что я скоро стану

             Знаменитый русский поэт.

В первый раз Есенин оценивает материнское чувство, в котором любовь соединилась с вечной заботой о сыне, с жалостью и тревогой за него, оценивает не по – детски категорично, а благодарно. Сердцем взрослого человека. А судьба сына складывалась непросто: бесконечные разочарования в друзьях и любимых, неразбериха с революциями, разочарование в социализме, надрыв, боль, неустроенность, болезнь, крушение надежд. Где же опора и пристанище в этом перевёрнутом с ног на голову мире, если даже поэзия не спасает от тоски. Такой опорой становится мать, та, что не изменит ни в бури, войны, перевороты. Так появляются стихотворения: :Письмо матери», «Письмо от матери», «Ответ», «Снежная заметь дробится и колется».

      (Инсценирование стихотворения «Письмо от матери»)

Какой предстаёт перед вами мать поэта в стихотворении?

      (Свободные высказывания учащихся)

     В стихотворениях Есенина образ матери и бабушки сливаются в один образ. Бабушка дала жизнь матери, а она ему и связь его  с ними обеими естественна и нерушима. Для поэта неважны похожесть, точность, ибо поэт творит образ – символ, истоки которого в русской национальной традиции. Мать становится символом детства, родного дома, очага, родной земли. И поэтому она становится похожей на всех матерей Русской земли, терпеливо ожидающих своих сыновей и горюющих об их бедах и неудачах.

          Обратим внимание на слова стихотворения, вынесенные в качестве эпиграфа: «Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет».

Сравним эти слова с молитвой: « К кому бо прибегну, повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милостью Твою и щедроты Твоя окриляем? О Владычице небесная! Ты мне упование и прибежище, и заступление и помощь».

    -  Как слова молитвы связаны со стихотворением?

    (Свободные высказывания учащихся)

    Поэт отказывается от молитвы: «И молиться не учи, не надо!», она невольно приходит на память, когда он думает о матери. И он творит её светлый образ.

Если иконописец, создавая образ Богоматери, величал Матерь Сына, который взял на себя грехи всего человечества, то Есенин, посвящая стихи матери, творил молитву сына о Матери:

        Пусть струится над твоей избушкой

        Тот вечерний несказанный свет.

- Как вы понимаете выражение «несказанный свет»?

  (Свободные высказывания учащихся)

    И эти слова доходили до сердца, врезывались в память, навсегда становясь народной песней, В.Липатов написал одну единственную мелодию, которую народ принял как свою.

(Звучит песня «Письмо матери»)

- Почему эта песня стала народной?

(Отвечая на этот вопрос, ребята обобщают всё сказанное на уроке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Салтыков - Щедрин "Глупов и глуповцы" ( урок по роману "История одного города").

Урок литературы в 10 классе по роману Салтыкова - Щедрина "История одного города"....

Студенческая техническая конференция "Бронзовый век. История одного металла. Открытие меди и ее сплавов"

Выступление для студенческой технической конференции подготовлено студентом 1 курса по профессии Сварочное производство" в рамках учебной дисциплины "Материаловедение"....

Семейный альбом. История одной фотографии

Видеофильм сделан на городском конкурсе "Гвардия России"  в качестве домашнего задания. За него мы получили второе место. Стихи написаны Михайловой Светланой Александровной. Сценарий написан...

Выступление на студенческой конференции. Тема: «Бронзовый век. История одного металла. Открытие меди и ее сплавов».

Цель выступления: Рассказать о значении открытия меди и ее сплавов для развития техники. Обратить внимание на применение чистой меди и сплавов в древние века и в электротехнике и электронике на сов...

Проектная работа на тему "С.А.Есенин" выполнена студенткой 1 курса МССУОР №1 Романовой Анастасией

Русский поэт. Стихи С.А.Есенина будто не написаны пером, а рождены самой русской природой. Люди, животные, растения, предметы - все они, по Есенину, дети единой матери-природы....

Теоретический материал по одной из форм работы на уроках литературного чтения. «Литературная игра как форма работы».

Одним из средств воспитания на уроках чтения являются литературные игры.  В методическом аспекте литературные игры – это словесные, ролевые, драматические игры, построенные на литературном ...

Сценарий конкурсно-развлекательной программы, посвященный Дню Матери «Ты одна такая - единственная и родная!»

Сценарий конкурсно-развлекательной программы, посвященный Дню Матери«Ты одна такая - единственная и родная!» Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Нам очень приятно видеть вас всех в ...