Публикация в СМИ: "Рекомендации педагогу: Как поступить при конфликте с ребенком?"
статья по теме

Круглова Ольга Валерьевна

"Рекомендации педагогу: Как поступить при конфликте с ребенком?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогу.

(как себя вести в конфликте с ребенком)

j Выясните, в чем состоит причина конфликта. Для этого можно использовать как уточняющие вопросы (Как получилось, что ….?) или техники активного слушания, которые позволяют понять и назвать чувства другого человека без оценивания (Ты сегодня подрался в школе, так как был сильно зол на Колю). И еще немаловажное условие: выяснение причин должно проходить после того, как Вы овладели своими чувства, без криков и ругани.

k Четко сформулируйте чего вы хотите и чего хочет ваш ребенок. К примеру: «Я хочу, чтобы посуда была чистой к моему приходу домой». «Ты хочешь, чтобы у тебя было достаточно свободного времени для общения с друзьями».

l Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта с учетом интересов всех участников. Возможно составления письменного списка. Желательно формулировать желаемое поведение в позитивной форме (Не дрался, а спокойно общался с другими учениками; не сбегал с уроков, а присутствовал на всех занятиях). Чем более конкретные меры прописаны, тем больше вероятности, что они будут приняты и выполнены (вместо уборки в комнате – сложить вещи в шкафу и порядок с книгами на письменном столе).

m Совместно дайте оценку всем вариантам и выберите тот, который максимально соответствует интересам всех участников взаимодействия. Будьте гибкими, если желаете достичь главного – разрешения конфликта.

n Договоритесь действовать в соответствии с данным вариантом, старайтесь следовать договоренностям, желательно с указанием срока договоренности. К примеру, наш договор действует в течение следующей недели. В случае нарушения договоренности не судите строго ни ребенка, ни себя. Возможно, причина в том, что при выборе решения кто – то был не совсем искренним и на самом – то деле предложенный выход из ситуации кого – то не устраивал. Имеет смысл пересмотреть договоренность и вновь прийти к обоюдному согласию.

Давление со стороны родителей, педагогов

Как бы это ни было неприятно осознавать, но наиболее часто встречающиеся причины таких попыток – конфликты в семье, в которых каждая из сторон не желает пойти другой навстречу. Наряду с этой указывается и другая причина – взаимоотношения со сверстниками.

Подростки как будто пытаются доказать всему миру свою значимость и уникальность. Важно понять, что попытки детей лишить себя жизни являются и «детским» способом разрешить тот или иной конфликт, выйти из конфликтной ситуации, просто перестать мешать кому – то.

Судя по опросам тысяч детей, систематическое осуждение родителями своих детей за плохие отметки, эгоистичное поведение, агрессивные выходки зачастую имеет характер не серьезного разговора «по душам», а скорее раздраженно – озлобленного критиканства без оставления подростку хоть какой- нибудь надежды на исправление.

Такая критика идет совсем не во благо и уж никак не способствует исправления подростком своего поведения и характера.

Несколько правил сообщения негативной информации, своего недовольства ребенку.

F оценивание поступков, действий, а не личности в целом («Твой поступок неприятно удивил меня»), избегания навешивания ярлыков вследствие совершения подростком проступка. Не факт, что он его повторит в будущем, однако  постоянные напоминания о неприятной ситуации, подчеркивание вины ребенка в результате могут стать для него поводом закрепления данной формы поведения;

F отсутствие обобщений  («Не всегда, а СЕГОДНЯ получилось выполнить задание не в полной мере»);

F сравнивание с ЕГО собственными УСПЕХАМИ («Заметь, сегодня у тебя получилось гораздо лучше, чем вчера, в прошлый раз»);

F отрицательная информация сообщается ПОСЛЕ положительной («Это хорошо, что ты прибрал вещи в шкафу, но тебе осталось привести в порядок книги на столе»);

F беседы, в которых неизбежно обсуждение отрицательных моментов, желательно проводить один на один, а не в присутствии всех членов семьи, гостей.

Возникает закономерный вопрос: если детей не воспитывать, то они совсем отобьются от рук, а родителям потом отвечать! Здесь очень важно понять, что вами как родителем движет, когда происходит конфликт.

Если вы действительно из любви к ребенку пытаетесь исправить ситуацию, но при этом не знаете как это сделать конструктивно, с пользой для дела, то вы можете воспользоваться рядом рекомендаций по поведению в ссоре с ребенком.

Вполне возможно, что при оставлении ситуации в прежнем состоянии, вы сможете наблюдать у ребенка следующие особенности:

F отгораживание от контактов, замкнутость, апатичность,

сосредоточенность на себе и, как следствие, внешняя рассеянность;

F сниженное настроение;

F плохой аппетит или избирательность в еде (это когда ребенок может месяцами питаться пищей одного и того же типа – макаронами одного сорта или только картофельным экспресс- пюре, дошираками, другими пищевыми суррогатами);

F плаксивость;

F агрессивность;

F расстройства сна;

F жалобы на множественные недомогания.

Зачастую все названные поведенческие признаки становятся симптомами такого заболевания как депрессия. По данным специалистов Нижневартовского психоневрологического диспансера, тяжелые депрессии в 15 % случаев заканчиваются суицидом. В случае, если вы подозреваете его наличие, имеет смысл проконсультироваться с психологом или психиатром, который и пропишет необходимый курс лечения ребенку.

Озлобленность, агрессивное поведение является одним из признаков комплекса симптомов аутоагрессивного поведения (агрессия, направленная на себя). Как вы уже успели заметить, что в различных поведенческих проблемах детей легче разобраться и устранить их, поняв причину их возникновения. Зачастую дети защищаются, руководствуясь принципом «Лучшая защита – это нападение!». В этом случае имеет смысл определить, от кого и от чего защищается ребенок. Очень помогает такой работе воспроизведение ситуации агрессии и предшествующих событий. Если при таком анализе Вы не увидели таких причин, возможно агрессия патологическая и тогда потребуется помощь специалистов  - медиков.

Если Ваш ребенок убегает из дома, попробуйте понять что заставляет его уходить из дома, ведь человеку свойственно искать комфорт. Даже в том случае, когда человек просто осознает причины того или иного поведения, он уже встает на путь изменения. И поддержать его на этом долгом и трудном пути может профессиональный психолог.

Высказывание угрозы суицида заставляет нас насторожиться (как психологов, так и родителей с педагогами). Важно обратить на это внимание, ведь это определенный сигнал. Бывают случаи, когда родители сами в разговоре зачастую говорят об отсутствии желания жить. А поскольку родительский пример – самый важный и запоминающийся детям, то им грех не повторить за мамой или папой. Если Вы заметили за собой такую особенность, постарайтесь воздержаться от таких высказываний или сообщать о своих ощущения позитивно (Я так жить не могу. – Мне нужно отдохнуть и я посмотрю на все новыми глазами.). Вообще, закономерно, что у родителей – оптимистов дети перенимают их радостное мироощущение.

Мы даем краткие рекомендации по поведению с ребенком

высказывающим угрозы. Если они слишком общие, то лишь потому, что каждый случай уникален. Обязательным условием в разрешении возникшей проблемы является обращение к специалистам (психологам, психиатрам, психотерапевтам) по месту жительства.

Тема – потери.

а) Переживания, связанные с разводом, уходом родителей из семьи очень насыщенны и болезненны для детей. Мы приводим общие рекомендации родителям, находящимся в состоянии развода.

Никогда не выясняйте отношений при ребенке. Это очень сложно, но необходимо. Как только атмосфера начнет накаляться, представьте себе весь тот ужас, который сейчас испытает ребенок, если Вы закричите. Усилием воли возьмите себя в руки и уйдите в другую комнату, в ванну, на улицу – куда угодно, и пожалейте ребенка, которому, вы, конечно же, хотите добра.

2. В разговорах с ребенком никогда не обвиняйте ни в чем своего мужа (жену). Наоборот, всячески содействуйте общению ребенка с отцом или матерью, если они больше с вами не живут. У ребенка должен быть записан номер и адрес отсутствующего родителя, он всегда должен знать, что может к нему обратиться за помощью.

3. Если ушедшему из семьи родителю в новой жизни ребенок не важен, все равно не рассказывайте ребенку о нем гадости. Ребенок вырастет и сам разберется, что к чему. А пока постарайтесь уделять общению с ребенком больше времени.

4. Помните, что развод всегда оставляет след в психике ребенка. Даже если ребенок не говорит о том, что его что – то беспокоит, это совсем не значит, что с ним все в порядке. Если ребенок замкнулся в себе, и вы видите, что напряжение накапливается внутри него, то необходимо проконсультироваться у психолога.

5. Не нужно заставлять ребенка любить отчима или мачеху. Тем более нельзя рассчитывать, что ваш новый супруг(а) сможет заменить ребенку родного отца, особенно если тот не теряет контакта с ребенком и готов помогать ему. Пусть отчим (мачеха) станет для ребенка просто хорошим другом (подругой) .

б) Разрыв романтических отношений.

В большинстве случаев для подростка утрата таких взаимоотношений – травма. Его или ее мир рушится. Часто за самоуверенным обликом кроется чувствительный и ранимый молодой человек, а за высокомерием – чувствительная и ранимая девушка. Банальные выражения типа «время лечит» или «есть и другие» обидны для молодого человека и отражают его неприятие реальности. Здесь вполне возможно поделиться своим опытом отношений в подростковом возрасте, выразить сочувствие и понимание положения сына или дочери. Опыт завершения отношений может стать тем багажом, который позволит вашему ребенку, пережив и приняв его, стать сильнее. Ваша задача - находиться рядом.

Если человек когда– нибудь задумается о своем предназначении в жизни, возможно составление большого списка целей. Поскольку мы стали существами социальными, для нас значимо достижение различных успехов в обществе, материальные ценности. Зачастую стремясь к достижению этого, мы забываем о своем основном предопределении – оставить после себя след на Земле в виде продолжения своего рода. И когда ребенок добровольно собирается оставить этот мир, мы воспринимаем это как повод к размышлению.

Что же заставляет детей делать именно такой выбор? Вы можете сказать, что сейчас жизнь такая, мы и сами иногда не знаем и как выжить. Мы же поделимся тем, что подросткам приходится в несколько раз труднее и сложнее. Да, да, именно так, поскольку подростковый возраст считается наиболее тяжелым кризисом в жизни человека, в который происходят мучительные изменения внешности, физиологических особенностей функционирования организма, изменения поведения и образа мыслей. А если добавить ту самую «жизнь», в которой сложно выживать, жизнь кажется невыносимой и полной страданий. Если вспомнить свои ощущения в возрасте 11-15 лет, то оказывается, что редко у кого они безоблачные. Поэтому иногда можно забыть, что вы родитель и посмотреть на ребенка другими глазами.

За 2 года – с сентября 2008 года по сентябрь 2010 года в автономном округе совершено 126 суицидальных попыток, 12 из них завершились смертью подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам научно-технической направленности по составлению сметной документации для приобретения учебного оборудования

В настоящее время основная задача модернизации Российского образования - дать воспитателям, учителям, педагогам дополнительного образования...

Методические рекомендации педагогам научно-технической направленности по составлению сметной документации для приобретения учебного оборудования 2015

В настоящее время основная задача модернизации Российского образования - дать воспитателям, учителям, педагогам дополнительного образования...

Доклад: «Рекомендации педагогам по организации профилактической работы по предупреждению алкоголизма и наркомании среди детей и подростков»

Успешность профилактики во многом зависит от способности педагогов к установлению контакта с родителями, особенно проблемных, трудных детей. Исследования позволяют говорить о том,  что значимые д...

Рекомендации педагогам при работе с трудными подростками

Рекомендации педагогам при работе с трудными подростками by schoolpsyОснову трудности подростков составляют: агрессивность, грубость, конфликтность, нетерпимость к замечаниям, вспыльчивость,...

Рекомендации педагогам по оказанию помощи подросткам в ситуации горя или утраты близкого родственника

Материал для проведения психолого-педагогической консультации педагогов, классных руководителей:Рекомендации педагогам по оказанию помощи подросткам в ситуации горя или утраты близкого родственника...

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

Материал для психолого-педагогической консультации педагогов: Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания...

Консультация для педагогов «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дезадаптации и неуспеваемости.   Особую тр...