Родителям на заметку.
консультация на тему

Пономарёва Наталья

 

Сравнивая речь своего ребёнка с речью других детей родители должны помнить, что любое нарушение речи в той или иной степени отразится на развитии и поведении вашего ребёнка.

Самая большая ошибка – это бесконтрольно пуститьречевое развитие ребёнка на самотёк.

Для предотвращения всех неприятностей необходимо обратиться к логопеду в самом раннем возрасте – одновременно с появлением или задержкой первых слов у ребёнка.

Специалист определит уровень развития речи вашего малыша и, если понадобиться назначит коррекционные занятия.

Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызвать задержки речи не только тогда, когда у ребёнка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета.

Чтобы самостоятельно обследовать звукопроизношение вашего ребёнка, предложите ему повторить слова или назвать картинки по каждому из звуков. В словах звук должен находиться в разных позициях: в начале, в середине, в конце слова.

Очень важно, чтобы родители знали, что является специфической особенностью для данного возраста, что отклонением от правильного развития речи, а что относится к ее расстройствам. Чтобы увидеть, есть ли проблемы у ребенка и в чем они заключаются, необходимо сопоставить развитие речи в норме с тем, как протекает речевая деятельность Вашего ребенка.

Период младенчества.

Уже с первых месяцев жизни посредством непосредственно-эмоциональной формы общения с окружающим миром у ребенка складывается коммуникативная потребность: интерес к взрослому, эмоциональное отношение к нему, формируется избирательное внимание к речи окружающих.

В норме у ребенка в 2-3 мес. появляется гуление. Оно приходит на смену крику. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией. В 7-9 мес. появляется лепет. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: "дя-дя-дя", "ба-ба-ба", "ма-ма-ма".

К концу первого года жизни в эмоционально значимой ситуации малыш выражает свом желания, намерения речевыми средствами. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: "мама", "баба", "дядя", бах, ав-ав, би-би, на, дай, там, и т.д.…

 

Уже на первом году жизни внимательное наблюдение за развитием ребенка помогает определить, существуют ли основания для беспокойства:

- Ребенок не реагирует на звуки, для него характерно однообразное гуление

- Не формируется избирательное внимание к речи окружающих

- Отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий

- Ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов.

 

После года развитие речи идет стремительно. Ребенок все больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов. Ребенок в процессе общения просит, указывает, требует и сообщает. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. К полутора годам дети могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие их двух и трех слов.

У большинства детей к празднованию второго дня рождения или несколькими месяцами позже происходит настоящий «взрыв» развития речи. Быстро увеличивается его словарный запас (к 2 годам активный словарь составляет 300-400 слов), слова приобретают обобщающее значение, появляются глаголы и другие части речи, которые употребляются в раз¬личных грамматических формах, предложение состоит из нескольких слов. К концу второго года жизни речь становится основным средством общения.

На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают (5-10 минут) истории, понимают значение слов большой, маленький. У них увеличивается не толь¬ко запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова. К трем годам возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребенка включает до 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начищает использовать развернутые предложения. К трем годам ребенок использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения.

Основания для беспокойства:

- Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть и при нормальном развитии речи, но не долее полугода после появления первых трех-пяти слов.)

- При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб.

- Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.

- Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет — Я не хочу.

- Не говорит о себе в первом лице, не пользуется местоимением "Я".

- Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит свистящие и шипящие звуки . Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ в дошкольном возрасте:

• Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков

• Нарушение слоговой структуры слова – пропуски, перестановки слогов в слове

• Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов

• Неправильное грамматическое оформления высказывания.

• Затруднения в пересказывании, построении самостоятельного связного высказывания

• Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов

Уважаемые родители!

В данной теме представлены показатели развития речи в разные возрастные периоды. Это возрастные нормы, на которые ориентируются специалисты при определении уровня речевого развития ребенка. Это усредненные нормы. К ним надо стремиться и ориентироваться на них. Но это не значит, что все показатели обязательно должны быть именно такими. Ваш малыш неповторим. Он имеет право развиваться в своем темпе. Ваша задача, как родителей, помочь ему двигаться в нужном направлении, и при необходимости вовремя оказать ему нужную помощь.

НО: Если Вы заметили те или иные значительные отклонения в речевом развитии ребенка – ДЕЙСТВУЙТЕ! Возможно, Вашему ребенку необходима помощь специалистов: логопедов, дефектологов, неврологов, детских врачей – психиатров.

 

Помните о том, что любое нарушение всегда легче вовремя предупредить, чем исправлять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Говорим правильно.

Логопедические проблемы можно разделить на четыре основные группы:

- Нарушение ритма и темпа речи;

- Нарушение звукопроизношения;

- Расстройства речи связанные с нарушением слуха;

- Недоразвитие речи или утрата ранеее имевшейся речи.

Часто логопедические проблемы возникают вследствие нарушения в строении артикуляционного аппарата (челюстей, зубов, языка носоглотки). Причиной может быть укороченная уздечка языка, большой или слишком маленький и узкий язык, неправильное строение губ, зубов нёба. Наиболее частым отклонением в строении челюстей бывает неправильный прикус. Неправильный прикус нарушает жевание, дыхание (развивается привычка дышать ртом). В се эти отклонения в строении челюстей могут привести к нарушениям артикуляции. Для того чтобы у ребёнка небыло проблем в будущем с речью, необходимо обратиться заранее к ортодонту.

Также часто встречающейся проблемой являются нарушения ритма и темпа речи – заикание.

Это расстройство характеризуется судорожным спазмом речевых мышц. Оно проявляется в двух формах – так называемое заикание развития и реактивное заикание.

Заикание развития отмечается в раннем детстве, когда родители переусердствовали в речевом и интелектуальном развитии. В основе такого вида заикания лежит перевозбуждение речевых зон мозга ребёнка.

Первое, что можно предпринять на пути избавления от такого вида заикания должен стать «режим молчания» в течении 7 – 10 дней. Успокаиваем малыша, не разрешаем ему говорить и сами ограничиваем разговор с ним. Иногда этого бывает достаточно, но в некоторых случаях расстройство оказывается довольно стойким.

И если вы заметили у ребёнка заикание или что–то похожее на него ( трудно начать слово, малышу сложно произносить длинные слова, повторяет один и тот же слог) нужно обратиться к логопеду, а за тем строго следовать всем его рекомендациям.

Реактивное заикание развивается как реакция на какое-то сильное воздействие (испуг, психические травмы, истощающие длительные болезни.

Заикаться начинают дети у которых отмечается слабость нервной системы или есть предрасположенность если кто-то из близких родственников когда либо заикался.

Такому ребёнку необходима помощь логопеда и невролога. А главное не фиксируйте внимание на дефекте и не передразнивайте малыша, старайтесь перейти на медленное произношение слов.

Ещё одно наиболее распространённое нарушение звукопроизношения – дислалия.

Дислалия – это отсутствие или искажение некоторых звуков, либо замена одного звука другим (очень распространённое нарушение звукопроизношения). Это нарушение бывает функциональным и механическим.

При функциональной дислалии не отмечается нарушений строений речевого аппарата (челюстей, зубов, нёба, языка). Она наблюдается в детском возрасте, когда происходит процесс усвоения звуков. Такой вид дислалии может возникнуть из-за общей физической ослабленности ребёнка в следствии различных соматических заболеваний.

Особенно часто это случается в период активного формирования речи.

Также это может быть следствием задержки психического развития (минимальные мозговые дисфункции), развития речи; нарушения фонематического восприятия, ограничения общения, подражания неправильной речи. В этом случае необходимо развивать умение слушать звуки, активно общаться с ребёнком, также эффективной может быть гимнастика для укрепления мышц языка.

Причиной развития дислалии может быть общение вашего ребёнка с детьми у которых не сформировано правильное произношение или сюсюканье с крохой взрослых.

Но если у четырёхлетнего малыша звукопроизношение далеко от нормы, множество замен одних звуков другими. Всё это говорит о нарушении фонематического слуха, и необходимости проводить занятия для его развития. Данные искажения не являются возрастными, сами по себе не исчезнут, поэтому родителям надо не откладывать исправление звуков на более поздние сроки, чтобы не закреплять в речи неправильного произношения. Для постановки звука следует обратиться к специалисту, а вот закрепить в речи новый звук смогут и сами родители. Первое время ребёнок будет забывать употреблять

поставленный звук в каждом случае; роль взрослых – поправлять малыша и просить повторять слово верно. При закреплениизвука используются те слова, которые ребёнок произносит правильно.

Если имеет место органическое поражение центральной нервной системы, то встречаются наиболее серьёзные нарушения речи со стороны произношения звуков. Это нарушение называется дизартрия.

В этом варианте страдает не только произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У таких детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. В речи отмечается нечёткое, смазанное звукопроизношение, голос тихий, слабый, а иногда наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп её может быть ускоренным или замедленным.

Дети со стёртыми формами дизартрии не всегда обращают на себя внимание, но у них имеются некоторые особенности. Они не чётко говорят, плохо едят (отказываются жевать твёрдую пищу, им трудно). Этих детей необходимо постепенно, понемногу приучать её пережёвывать, что способствует развитию мышщ языка, щёк.

Обучение ребёнка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Ребёнка нужно учить полоскать рот, для этого необходимо сначала уметь надувать щёки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щёки при открытом рте и сомкнутых губах.

Дети с данным нарушением испытывают затруднения в изобразительной деятельности. Поэтому необходимо их учить правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима при рисовании. Затруднения также отмечаются привыполнении физических упражнений, танцах. Таких малышей учат удерживать равновесие, стоять и прыгать на одной ноге, соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы. Менять характер движений по ударному такту.

Родителям необходимо знать, что, если не начать коррекционную работу вовремя, это может привести к дальнейшим нарушениям чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

Для скорейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

К пятилетнему возрасту неразвитая связная речь, низкая речевая активность, отсутствие любознательности, бедный словарный запас может говорить о задержке психического развития (ЗПР). Ребёнок с ЗПР нуждается в активизации позновательных интересов, для чего ему нужно как можно больше читать. Кроме того его следует побуждать его к пересказу услышанных текстов. Также специалисты используют диагноз ЗРР (задержка речевого развития). Применяют его по отношению к детям раннего возраста (до пяти лет), которые осваивают речевые навыки в более поздние сроки. Этот диагноз ставят и как самостоятельный, также он может быть признаком какого-то серьёзного нарушения. Чтобы понять это необходимо знать знать возрастные критерии речи.

Ещё одно сложное нарушение речевой деятельности-алалия, которое может возникнуть вследствие позднего созревания нервных клеток речевой зоны левого плушария или в результате раннего поражения этих клеток при инфекциях, интоксикациях, родовых травмах вскоре после рождения малыша. Бывает моторная алалия, когда страдает речь самого ребёнка, и сенсорная, когда нарушается понимание речи других людей. Чаще всего встречается их смешанная форма. Речь детей страдающих алалией, развивается поздно, запас слов пополняется медленно, они не изменяют слова по числам, падежам, отсутствуют связки слов в предложениях, восмилетние дети говорят как двухлетние. Таким детям трудно даётся последовательность произнесения звуков, поэтому они плохо читают, что мешает пониманию прочитанного. У них плохо развита мелкая и крупная моторика. Очень эффективны занятия по логоритмике и пальчиковые игры, шнуровки, криотерапия, литотерапия. Занятия с такими детьми должны быть комплексными с участием психоневролога, дефектолога и других специалистов (ЛФК, массаж).

Более важной частью коррекционной работы с неговорящими детьми являются игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряжённости этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 628189.ppt1.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы запоминания букв для детей дошкольного возраста посредством мнемотехнических приёмов Пономарёва Наталья Викторовна логопед

Слайд 2

Для того чтобы малыш смог запомнить буквы, нужно чтобы у родителей было терпение, желание заниматься со своим ребёнком и необходимые знания о том как это сделать.

Слайд 3

Что же такое мнемотехника – это совокупность приёмов и методов, способствующих развитию памяти и запоминания. Естественно что для запоминания очень нужна мотивация. Гораздо успешнее её формировать, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей. Во время игры можно и нужно активизировать все органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание) и благодаря полученным от них ощущениям происходит тренировка памяти.

Слайд 4

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Задача мнемотехнических приёмов одна – заставить все органы чувств объединиться и развить навык запоминания. Существуют два фактора лежащие в основе совершенной памяти – воображение и ассоциации.

Слайд 5

становится задачей самого ребенка пробуждает желание и потребность решить её. игровую задачу определяет игровые действия игра осуществляется

Слайд 6

Принципы запоминания Чувствительность Сбор воедино полученных от органов чувств ощущений. Движение Перемещение образа, использование ритмичных движений Ассоциации Применяется чувство юмора. Воображение Стимулирует прогресс и эволюцию. Яркость, цвет, последовате-льность того что нужно запомнить. Использование преувеличения, положительных образов (спасти кого-нибудь, изменить форму и размер предмета).

Слайд 7

Поиск графического образа буквы. Найди букву.

Слайд 8

Весёлые стихи. Вот два столба наискосок, Буква Б с большим брюшком А между ними - поясок. В кепке с длинным козырьком Ты эту букву знаешь? А ? , Перед тобою буква Б А. Вот посмотрите – кто такой, Загородив дорогу, Стоит с протянутой рукой, Согнув баранкой ногу. Ассоциации с предметами. На что похожи буквы?

Слайд 9

Для большинства детей ведущий канал восприятия окружающего мира – зрительный , что ещё раз подчёркивает необходимость включения в систему работы приёмов и методов активизации зрительного анализатора. Применение всякого рода игр и дидактических упражнений, направленных на стимуляцию зрительного восприятия в комплексе с предметной деятельностью, способствуют формированию у детей положительной мотивации к запоминанию – важному условию реализации любой деятельности . .

Слайд 10

Активизация двигательного анализатора увеличивает возможность запоминания. ФИЗМИНУТКИ. А - начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать её легко: Ноги ставит широко . Буква А , буква А – Алфавиту голова. Знает Саша, знает Света, А похожа на ракету.

Слайд 11

Ассоциации – верный способ вспомнить забытое.

Слайд 12

Мои губы – трубочка- Превратились в дудочку, Громко я дудеть могу: Ду-ду-ду, ду-ду-ду! Букву У найду! Кинестетические упражнения ускоряют процесс запоминания

Слайд 13

Рисование букв вместе с ребёнком закрепит их зрительные образы.

Слайд 14

Необычное применение букв способствует развитию воображения.

Слайд 15

Юмор и креативность в оформлении букв помощник в их запоминании.

Слайд 16

Положительный пример – подтолкнёт к мотивации. Мальчик азбуку учил И пятёрку получил. И сегодня без подсказки Сам себе читает сказки.

Слайд 17

Значимость и похвала. Молодец! Похвала и социальная значимость деятельности часто способствует успехам в обучении.

Слайд 18

Необычность ситуации и сюжетно-тематические занятия способствуют развитию познавательных процессов.

Слайд 19

Создание проблемных ситуаций. Буквенные пазлы. Буквенный конструктор.

Слайд 20

Воля и сознательность развиты у детей слабо. Но стоит ли обвинять их в этом? Даже если все вокруг – и учителя, и родители, и сам ребёнок – будут твердить: «Ты должен!» – всё равно очень скоро наступит или охранительное торможение (будет дремать с открытыми глазами), или возбуждение (будет вертеться тормошить соседа, проявляя природную импульсивность). В таких случаях желательно провести игру, физкультминутку).

Слайд 21

В каждой системе запоминания существует свой ключевой звук. Большой необходимостью является задача связать звуковой (фонетический) образ звука с со зрительным (графическим) образом. Это возможно лишь тогда, когда дети будут чётко понимать, что главным отличием звука от буквы является то, что звук мы слышим, а букву видим и читаем. В дальнейшем является важным научить ребёнка слышать изучаемый звук в начале, в конце и в середине слова.

Слайд 22

Итак, запомнить = понять + привыкнуть. Каждый педагог знает, что приходиться иногда по многу раз повторять с детьми один и тот же материал. Психология учит: чем чаще буква воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается её графический образ. Но, к сожалению, современная методика недооценивает фактор памяти. Между тем хорошая память не менее важна, чем чёткий механизм мышления. Интеграция всех методов при изучении букв позволяет развивать не только мышление, воображение, мелкую моторику.

Слайд 23

Если родители будут почаще устраивать спонтанную проверку памяти и фонематического слуха ребёнка, то его мозг и память никогда не подведут его на протяжении всей жизни. Развитие способности к запоминанию повысит творческий потенциал и способность к наукам и искусству.

Слайд 24

Манипуляции с буквами. Преувеличение их значимости.

Слайд 25

повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки; обеспечивается психологический комфорт; дети запоминают большое количество буквенного материала; активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление) Таким образом, спонтанное использование разного рода игр и упражнений даёт большие возможности для развития речи у детей - дошкольников:

Слайд 26

Разбивать предназначенное к запоминанию. Склеивать. Помещать одно над другим. Помещать одно внутри другого. Подменять одно другим. Помещать предназначенное к запоминанию в новые ситуации. Вплетать одно в другое. Заворачивать одно в другое. Заставлять предназначенное к запоминанию разговаривать, танцевать. Заставлять принимать цвет, запах и функции другого. Используя игру воображения, для того чтобы проще запомнить можно применять следующие методы:

Слайд 27

Проективная, совместная детско – родительская деятельность стимулирует запоминание.

Слайд 28

Игры, дидактические упражнения, занятия универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заметка о чемпионате профессионального мастерства World Skills Russia

22 ноября 2013 года в Хабаровске в Краевом молодежном центре "Платформа" завершился I региональный открытый чемпионат профессионального мастерства World Skills Russia....

Разработки сценариев, заметки о мероприятиях

14.02.15г. для ребят МОУ ИРМО «Марковская СОШ»  был организован и проведен «Ретро вечер».  Ребята смогли окунуться в эпоху тех лет, когда молодежь танцевала рокенрол, твист, вальс. Всем учащ...

Заметка на сайте ГБПОУ «БКТиС»

Информация на сайт о проведении мероприятий в рамках Декады Специалиста в колледже....

Заметка о работе ПЦК

о работе ПЦК...

Папка-раскладушка. На заметку родителям!

Уважаемые коллеги, на этой странице Вы найдете информацию, которую я распространяю среди родителей, при помощи папки-раскладушки....

Родителям на заметку " Вопросы адаптации!"

Родителям на замету "Вопросы адаптации!"...

Родителям на заметку: подростковый бунт – как сдерживать агрессию

Подростковая агрессия – это, как правило, выражение несогласия, «крик отчаяния». Не стоит думать, что поведение чада связано с ненавистью к родителям или желанием поиздеваться над ни...