Эффективные методы разрешения конфликтных ситуаций
статья

ГАЛСТЯН ЛИЛИТ САМВЕЛОВНА

Предварительный просмотр:

Безымянный

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Колледж «ПетроСтройСервис»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С  УЧАЩИМИСЯ  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Педагог-психолог: Галстян

Лилит Самвеловна

Санкт-Петербург

2015

ОСОБЕННОСТИ  УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

На сегодняшний день, понятие «Дети с ограниченными возможностями здоровья» носит достаточно широкий характер.

В данной статье хотелось бы касаться учащихся с задержкой психического развития (ЗПР) и с умственной отсталостью (УО);  поскольку моя профессиональная деятельность связана непосредственно с учащимися из данной категории.

ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ

УО- органическое поражение головного мозга с повреждением структуры коры головного мозга. Дефект необратим. Стойкое нарушение познавательной деятельности. Отсутствуют аналитико-синтетические познавательные функции, при решении задач перенос алгоритмов нарушен.

ЗПР- фунционально-динамические нарушения, структура мозга не распалась, возможна минимальная мозговая дисфунция (ММД). Дефект обратим, но не на 100%, аналитико-синтетическая деятельность сравнительно сохранна, перенос алгоритмов сохранен, лучше развита способность к переработке информации.

У всех учащихся с отклонениями отмечается сниженная работоспособность вследствие возникающих у них явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. Дефекты восприятия обнаруживаются при усложнении воспринимаемых объектов. Внимание характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна.

Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Имеются также нарушения речи, незрелость эмоциональной сферы и мотивации, несформированность произвольного поведения.

Они оценивают свои нарушения субъективно. Эта оценка определяется реакцией окружающих, несоответствием своих запросов действительности, умственными возможностями,  психической    чувствительностью,    возрастом.

В подростковом возрасте кроме интеллектуальной недостаточности на первый план выступает незрелость личности, которая проявляется в неспособности самостоятельно решать житейские ситуации, в не критичности поведения, в неадекватных притязаниях.

Особое значение имеет социальная адаптация первокурсников- процесс и результат согласования  индивидуальных возможностей и состояния учащегося с окружающим миром, приспособление его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установление соответствия поведения принятых в них нормам и правилам.

К сожалению количество этих детей с каждым годом увеличивается, они меняются, причем в худшую сторону. Причины разнообразны, в частности проблемы в нашем обществе, которая носит нестабильный, и неустойчивый характер.

Поэтому необходимо:

  1. Развитие познавательной активности учащихся
  2. Развитие общекультурных умений (приемов анализа, сравнения, обобщения, действий группировки и классификации).
  3. Нормализация учебной деятельности, воспитание самоконтроля
  4. Использование материалов, способствующих максимальной активизации познавательной и максимальной деятельности учащихся и предотвращение утомления.

Арсенал приемов и средств разнообразен: чередование умственной и практической деятельности; учебный материал четко структурировать, систематизировать,  применение интересного и красочного наглядного материала; побольше практических примеров.

  1. Стремиться к тому, чтобы по возможности быстрее прейти от руководства к такому типу взаимоотношений, при котором подросток будет сам принимать решение о необходимости какого-либо действия, т.е. выработка умения действовать самостоятельно, брать на себя ответственность.
  2. Поддерживать инициативу, подхватывать ее для развития чувства собственного достоинства, повышение уверенности в себе.
  3. Понимать, что у подростков с УО ограничены возможности переноса действий из одной ситуации в другую, аналогичную. Часто случается, что в одном месте они ведут себя в соответствии с правилами, но, если место меняется, они становятся беспомощными.
  4. Очень важную роль играет многократное повторение информации, которая должна быть выражена в понятной форме, не допустимы сокращения.
  5. Применить индивидуальный подход в обучении и воспитании к каждому.
  6. Психокоррекция поведения: развитие эмоционально-волевой сферы; социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

НАИВАЖНЕЙШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ- ОСОБЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ, ДОБРОТА И ВЕРА ПЕДАГОГА В УЧАЩИХСЯ; МАСТЕРСТВО; ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ; КУЛЬТУРА; СОЗДАНЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА, СОПЕРЕЖИВАНИЕ; ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА, КОТОРАЯ СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И УСПЕШНОСТИ В ОБУЧЕНИИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психологические аспекты конфликтных ситуаций в системе «Руководитель - подчиненный"

Исследование в Государственном образовательном учреждении среднего профессионально образования «Санкт – Петербургский колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии» среди руководителей ...

ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Конфликтология: проблемы, источники их возникновения и методика разрешения конфликтных ситуаций (на примере студентов 1 курса ГБПОУ СО «УрГЗК» в адаптационный период)

В  настоящее  время  каждый  человек  сталкивается   с  разными  взглядами,  убеждениями  и  интересами  людей,  которые  его...

Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде

Методы разрешения кофликтных ситуаций в образовательной среде...

Доклад «Разрешение конфликтных ситуаций»

В докладе описаны межгрупповые и межличностные конфликты, которые происходят в организациях....

Разрешение конфликтной ситуации среди подростков с привлечением службы примирения

Служба примирения (медиации) является социальной службой, действующей на основе добровольческих усилий специалистов, педагогов, обучающихся.Жизнь внутри техникума – это сложный процесс, включающ...

Методическая разработка открытого занятия "Модели поведения проводника. Разрешение конфликтных ситуаций." МДК 01.02 Тема 2.4 Организация сервиса в пассажирских поездах

В методической разработке представлен план проведения открытого занятия и презентация по теме: "Модели поведения проводника. Разрешение конфликтных ситуаций" по МДК 01.02 Эксплуатация...