Мето Методика обучения технике приема подачи в волейболе
статья на тему

Анализ подачи

Подача - технический приём, с помощью которого мяч вводят в игру, стремясь в то же время затруднить взаимодействия противника. Первое время значение подач сводилось к введению мяча в игру. По мнению многих авторов, постепенно они превратились в немаловажный нападающий приём, используемый командой, и значительно влияют на исход состязания. Подачи являются как бы первым звеном в цепи игровых действий. Чем эффективней подачи, тем положительней это сказывается в ходе игры для команды, перехватившей право подачи и тем самым инициативу. С подачи начинаются наступательные действия. При встрече двух равноценных команд от подачи может зависеть победа или поражение. Выполняя подачу, игрок должен стремиться, прежде всего: получить прямой выигрыш очков и достигнуть тактического эффекта при нецеленаправленном приёме мяча и вынужденной импровизации нападения. Выполнение подач, умелое, четкое, может затруднить противнику их прием, нарушить организацию его нападающих действий. Иногда подача приносит команде сразу очко. Это достигается точностью, силой и разнообразием подач.
Подачи, как и нападающие удары, не должны быть стандартными, так как противник быстро приспосабливается к их приему. Игрок может угрожать противнику и оказывать на него психологическое давление сменой способа подачи: может нарушать стройную систему защиты разнообразными подачами на точность, сильными, тихими, обманными.
Таким образом, подающий игрок должен владеть искусством разнообразной обработки мяча, хотя бы двумя способами, из которых один силовой, другой на точность. Команда, в целом выступая как единый игрок, может использовать любые подачи - длинные и короткие, закрученные и планирующие с изменяющейся траекторией мяча, создавая тем самым достаточно шансов для выигрыша победных очков.
Подачи на силу - это подачи в прыжке, верхняя прямая и верхняя боковая подачи. Которую из них изберёт игрок, зависит от его индивидуальных особенностей.
Подача производится в соответствии с требованиями, указанными в правилах, а именно: подающий игрок становится за площадкой, позади лицевой линии, подбрасывает мяч и ударом одной руки по мячу переправляет его на сторону противника.
Выполняя любую подачу игроку следует:
1.принять устойчивое положение;
2.плавно подбросить мяч;
.следить, чтобы работа рук, ног и туловища была согласована;
.внимательно наблюдать за мячом и стараться точно ударить мяч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_obucheniya_tekhnike_v_voleybole.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обучения технике

подачи  в волейболе

Анализ подачи

Подача - технический приём, с помощью которого мяч вводят в игру, стремясь в то же время затруднить взаимодействия противника. Первое время значение подач сводилось к введению мяча в игру. По мнению многих авторов, постепенно они превратились в немаловажный нападающий приём, используемый командой, и значительно влияют на исход состязания. Подачи являются как бы первым звеном в цепи игровых действий. Чем эффективней подачи, тем положительней это сказывается в ходе игры для команды, перехватившей право подачи и тем самым инициативу. С подачи начинаются наступательные действия. При встрече двух равноценных команд от подачи может зависеть победа или поражение. Выполняя подачу, игрок должен стремиться, прежде всего: получить прямой выигрыш очков и достигнуть тактического эффекта при нецеленаправленном приёме мяча и вынужденной импровизации нападения. Выполнение подач, умелое, четкое, может затруднить противнику их прием, нарушить организацию его нападающих действий. Иногда подача приносит команде сразу очко. Это достигается точностью, силой и разнообразием подач.
Подачи, как и нападающие удары, не должны быть стандартными, так как противник быстро приспосабливается к их приему. Игрок может угрожать противнику и оказывать на него психологическое давление сменой способа подачи: может нарушать стройную систему защиты разнообразными подачами на точность, сильными, тихими, обманными.
Таким образом, подающий игрок должен владеть искусством разнообразной обработки мяча, хотя бы двумя способами, из которых один силовой, другой на точность. Команда, в целом выступая как единый игрок, может использовать любые подачи - длинные и короткие, закрученные и планирующие с изменяющейся траекторией мяча, создавая тем самым достаточно шансов для выигрыша победных очков.
Подачи на силу - это подачи в прыжке, верхняя прямая и верхняя боковая подачи. Которую из них изберёт игрок, зависит от его индивидуальных особенностей.
Подача производится в соответствии с требованиями, указанными в правилах, а именно: подающий игрок становится за площадкой, позади лицевой линии, подбрасывает мяч и ударом одной руки по мячу переправляет его на сторону противника.
Выполняя любую подачу игроку следует:
1.принять устойчивое положение;
2.плавно подбросить мяч;
.следить, чтобы работа рук, ног и туловища была согласована;
.внимательно наблюдать за мячом и стараться точно ударить мяч.
Ударять надо по той части мяча, которая расположена с противоположной стороны желаемого направления полёта мяча.
При подаче любым способом удар совершают ладонью руки, кисть при этом напряжена в лучезапястном суставе. Рука в момент удара по мячу выпрямлена. После удара рука свободно продолжает движение вперёд в том же направлении, как и желаемое направление мяча. Подбрасывание мяча вверх чаще производится одной рукой.
При подбрасывании мяча одной рукой, ударяющая рука может заранее занять положение замаха, тогда подача будет более точная, но не такая сильная. Значительно выгоднее и потому чаще используется случай, когда ударяющая рука не занимает заранее положение замаха, а перемещается вверх одновременно с полетом мяча наращивать скорость движения.
Подбрасывание мяча производится вертикально вверх. Высота полета мяча вверх и расстояние его от тела игрока зависят от способа подачи
По словам А.Г. Фурмонова (1983г.) разновидностью верхней прямой поддачи является подача нацелённая, планирующая, в прыжке. Разновидностью верхней боковой подачи являются планирующая и силовая подачи.
Команды старших разрядов, нижнюю прямую подачу почти не применяют, так как при таком способе нельзя выполнить подачу ни на силу, ни на точность в том, что игрок в момент подачи не видит площадку, и, кроме того, сравнительно большая амплитуда движения затрудняет расчет.
Подачи снизу, являясь наиболее легкими по технике выполнения, не являются трудными для приема их ввиду малой скорости и большой траектории полета мяча. Усложнённые варианты этих подач применяются иногда для эффективного использования метеорологических условий.
Как считают многие авторы, этот способ подачи даёт возможность выполнять её с наибольшей точностью. Она имеет широкие возможности для использования скорости полёта мяча.

Методика обучения подаче

1.Рассказ, показ;
2.Исходное положение;
.Подбрасывание мяча (у каждой подачи на определённую высоту);
.Сочетание подбрасывания, замаха, удара и ловли мяча;
.Подача в парах по ширине зала;
.В парах. Подача мяча через сетку с расстояния 3,5,7,9 метров;
.Правила подачи с места подачи;
.Подача с места подачи;
.Подача по зонам;
.Подача на точность и силу;
.В парах. На одной стороне игроки принимают мяч с подачи, на другой подают мяч с места подачи. Смена мест после 20-30 подач;
.Подача двух команд в виде соревнования.
Методические указания: подачи подавать после свистка, из-за лицевой линии с места подачи, точно и правильно подобрать мяч, ударять по мячу напряженной рукой, после удара занять своё место на площадке.
В обучении подаче расположение занимающихся и направление выполняемых подач определяются в зависимости от стадии обучения, а не в зависимости от способов подачи.
Вообще, при обучении подачам чаще соблюдается следующая последовательность: сначала нижняя прямая, затем нижняя боковая, верхняя прямая и верхняя боковая.
Техника выполнения подач проста, для изучения её не требуется расчленение на отдельные элементы, и поэтому она изучается в целом виде. Но при этом первоначальное обучение подачи необходимо проводить в упрощённых условиях, с постепенным приближением к игровым. На первом этапе методики обучения необходимо дать подробную информацию о подачах, а так же обязательно показать действие в сочетании с рассказом. Для формирования первых двигательных ощущений необходимо дать учащимся выполнить подачу. По словам некоторых авторов, большое значение играют общеразвивающие и подготовительные упражнения, способствующие развитию определённых качеств и способностей учащихся. Основными задачами ОРУ является:
1.укрепление опорно-двигательного аппарата:
-развитие силы рук, ног, туловища;
развитие скорости сокращения мышц;
2.развитие гибкости.
ОРУ выполняются без предметов, с набивными мячами, на гимнастической скамейке и стенке, со скакалками и так далее.
На втором этапе разучивается правильность движения без мяча. Для этого можно использовать следующие команды: «Принять исходное положение», «Принять положение замаха», «Произвести удар».
После изучения движений без мяча проводятся броски различными мячами. Внимание занимающихся обращается на правильность исходного положения, замаха, ударного движения и дополнительно на правильный выбор момента броска и правильную траекторию полета мяча после него.
Следующим этапом изучения является выполнение подачи с ударом по неподвижному мячу. При этом основное внимание обращается на правильность соприкосновения руки с мячом и последующее сопровождение.
Прежде чем перейти к обучению подачи по движущему мячу, отдельно изучается подбрасывание мяча. Для этого мяч несколько раз подбрасывают вверх с определённой высотой с последующим падением на землю. При этом мяч должен падать каждый раз в одно и то же место.
После овладения подбрасыванием можно перейти к ударам по мячу. И, наконец, перейти уже к изучению подач в целом виде с подбрасыванием мяча.
Примерные упражнения для разучивания подач
Упражнение 1
Вначале занимающиеся располагаются на боковых линиях площадки с тем, чтобы выполнять подачу между партнёрами поперёк площадки. Это способствует привлечению внимания занимающихся к выполнению движений в момент подачи. Если обучающихся сразу поставить на место подачи, то они во что бы то ни стало стремятся перебить мяч через сетку, чаще всего выполняя это неверным движением, приобретая неправильный навык и удлиняя время освоения подачи.
Стоя на боковых линиях площадки занимающиеся должны освоить правильность движения, умение соизмерять свои силы, подбрасывание мяча, точность в направлении полёта мяча. Затем это упражнение самостоятельно у стены с разных расстояний. Высота удара не должна быть ниже уровня верхнего края сетки.
Упражнение 2
То же упражнение в парах, но уже через сетку, с постепенным увеличением расстояния так, что один из партнёров подходит к лицевой линии площадки. Только освоив технику подачи, научившись соразмерять свои усилия удара по мячу с расстоянием его полёта и добившись некоторой точности направления подачи, некоторые авторы советуют расположить занимающихся на лицевых линиях площадки.
Во время выполнения подач поперёк площадки преподаватель определяет, кто из занимающихся с переходом на лицевые линии размещается за линией, а кто располагается ближе к сетке, с тем, чтобы этим облегчить их действия.
Упражнение 3
Выполнение подач с лицевой линии. При поочерёдном выполнении подач, отмечая ошибки у занимающихся. С.Л.Фетисова в своей работе «Биомеханическое исследование подач в волейболе и методика их совершенствования»(1974г.) предлагает для совершенствования техники подач использовать различные ориентиры. Например, кольцо, укреплённое на подставке. Многократное выполнение одного и того же способа подачи с попаданием в кольцо. Это закрепляет правильное мышечное ощущение при определённых углах вылета мяча, что способствует стабилизации подачи.
Так же при совершенствовании техники надо вводить соревновательные моменты (очки или баллы, в зависимости от точности попадания в ориентиры). Соревнования могут проводиться как группами, так и индивидуально. Например, на каждой стороне площадки чертится круг радиусом 0,5 метра, где находится игрок той команды, которая производит подачу. Подача должна производиться на этого игрока, игрок ловит мяч, быстро передаёт мяч под сеткой своей команде, и все, не выходя из круга. На его место встаёт другой игрок из этой команды. Выигрывает та команда, которая за определённое время наберёт больше очков. При индивидуальном соревновании каждый игрок должен подать без ошибок десять подач в быстром темпе. Допустивший ошибку начинает всё сначала. Победитель тот, кто первый выполнит десять подач.
В процессе обучения вначале изучается прямая верхняя подача. Л.Н. Служский (1989г.) предлагает методику обучения прямой верхней подаче: став лицом к партнёру, расположенному на противоположной боковой линии площадки, занимающиеся выполняют подбрасывание мяча. Затем, подняв ударяющую руку в положение замаха, выполняют то же подбрасывание, нацеливаясь ударяющей рукой и определяя место, в котором будет нанесён удар по мячу. Освоив правильное направление подбрасывания мяча с движением ударяющей руки в положение замаха, занимающийся выполняет удар, преследуя цель точно попасть ладонью по мячу в нужном по высоте и удалению от себя месте. Затем включается более энергичная работа ног и туловища, для чего в момент подбрасывания мяча следует больше присесть на сзади стоящую ногу и отклонить туловище назад. Это даёт возможность в момент удара обратным движением ног и туловища создать условия для энергичной их работы. Вместе с увеличением амплитуды движения туловища и ног увеличивается амплитуда движения ударяющей руки. Однако, как только занимающийся перестаёт точно попадать ладонью по мячу в нужном положении, амплитуду движения руки необходимо снова уменьшить до минимума.
С освоением основного механизма движения при этой подаче занимающиеся переходят за лицевые линии для продолжения работы над точностью и скоростью полёта мяча с падением его в пределах площадки.
По словам отдельных авторов, прямая верхняя подача сравнительно легко осваивается мужчинами даже со слабой физической подготовкой. В то же время женщинами эта подача осваивается труднее и требуется более длительное время для её изучения. Обучающимся, слабо владеющим согласованными движениями руки и туловища во время удара, можно рекомендовать вспомогательные упражнения: метание обычного и набивного мяча, мелких камешков и др. То же самое рекомендуется всем занимающимся для второй, менее ловкой руки, так как при изучении нападающего удара этот недостаток не замедлит обнаружиться.
В верхних подачах удар по мячу может производиться не только при его опускании, но и при взлёте вверх, то есть в тот момент, когда мяч отдаляется от подбрасывающей его руки, а не тогда, когда он возвращается вниз. Это даёт преимущество во времени, создавая неожиданность в выполнении подачи. Однако, осваивая такой способ подачи, следует опасаться возможных бросков, а поэтому подбрасывание нужно производить на себя, а не от себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучение техники барьерного бега для девушек.

Обучение технике 100м. с барьерами  девушки....

Методика обучение техники низкого старта.

Методика обучение техники низкого старта....

Методика обучение техники низкого старта.

Методика обучение техники низкого старта....

Методика обучения технике прыжков в длину с разбега

Прыжки в длину относятся к ациклическим упражнениям. Наибольших успехов в этом виде легкоатлетических прыжков достигают спортсмены высокого роста с относительно небольшим весом и хорошо развитыми скор...

Методика обучения технике и тактике блокирования в волейболе на уроках физической культуры

Изложена методика и тактика применения различных упражнений при обучении и совершенствовании индивидуального  блокирования в волейболе в колледже.Данные методические рекомендации рассчитаны на ши...

Основные методики обучения технике чтения на уроках английского языка в начальной школе

Методика раннего обучения чтению имеет многовековую историю....