Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине 1 курса по дисциплине "Обществознание"
учебно-методическое пособие по теме

Учебное пособие по дисциплине «Обществознание»

(вид учебной дисциплины - базовая).

Краснодарский технический колледж.

Составитель: преподаватель Зиброва С. К.

В учебном пособии предусмотрены рекомендации по формированию практических умений и навыков составления схем и таблиц, тестирования, конспектирования текста, работа со словарями и с текстом, работа с понятийным аппаратом, написание эссе и рефератов.

Одобрено на заседании методического объединения «Социально-гуманитарный и естественнонаучных дисциплин».

протокол № 1 от 26 августа 2014г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samost_rabota_stud.docx47.9 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Краснодарского края

государственное бюджетное образовательное учреждение

«КРАСНОДАРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Краснодарского края

Методические рекомендации по выполнению 

                                              самостоятельной работы 

                                    по дисциплине «Обществознание»

для специальностей:

080114 Экономика и бухгалтерский учёт

140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования

190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

220703 Автоматизация технологических процессов и производств

260105 Технология сахаристых продуктов

270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Автор - составитель:

                                                                                         преподаватель

Зиброва С.К.

Краснодар

 2014

Учебное пособие дисциплине «Обществознание» (вид учебной дисциплины - базовая).

Краснодарский технический колледж.

Составитель: преподаватель Зиброва С. К.

В учебном пособии предусмотрены рекомендации по формированию практических умений и навыков составления схем и таблиц, тестирование, конспектирования текста, работа со словарями и с текстом, работа с понятийным аппаратом, написанием эссе и рефератов.

Одобрено на заседании методического объединения «Социально-гуманитарный и естественнонаучных дисциплин».

протокол № 1 от 26 августа 2014г

                                                  Содержание

I. Пояснительная записка………………………………………………….3

II.Алгоритмы выполнения   аудиторной самостоятельной работы…….5

III.Алгоритмы выполнения   внеаудиторной самостоятельной работы………………………………………………………………………8

IV.Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов….11

V.Критерии оценивания……………………………………………….…21

VI.ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………...22

Пояснительная записка

Развитие субъекта профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются и т.д. Субъектная позиция обучающегося в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе - овладения компетенциями. Это в свою очередь требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и программного обеспечения СР, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и владений. В связи с этим качественно изменяется часть работы преподавателей, которая находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебной и учебно-методической работы. В условиях роста значимости внеаудиторной работы обучающихся наполняется новым содержание деятельность преподавателя и обучающегося. Роль преподавателя заключается в организации СР с целью приобретения студентом ОК и ПК, позволяющих сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности; Роль студента заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения. Самостоятельная учебная деятельность - это вид учебной деятельности, которую студент совершает индивидуально или в группе без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными представлениями о порядке и правильности выполнения работ. Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.

Цель самостоятельной работы:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
  • углубление и расширение теоретических знаний;
  • формирование умений использовать справочную и учебную литературу;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развитие исследовательских умений.

Главные задачи, которые я ставлю перед собой, - это формирование опыта самостоятельной творческой деятельности учащихся через овладение ими навыками самостоятельного получения знаний, создание системы уроков, на которых учащиеся включены в активную и продуктивную деятельность с использованием разных форм самостоятельной работы.

Виды самостоятельной работы:

  • по овладению знаниями: чтение текста учебника, дополнительной литературы; составление плана; составление схемы, таблицы; конспектирование текста; работа со словарем; проектная деятельность; учебно-исследовательская работа; работа с историческими документами,

средствами массовой информации, Интернет-ресурсами;

  • по закреплению и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа с учебником, дополнительной литературой; написание эссе; подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; создание мультимедиа проектов и мультимедийных презентаций результатов исследовательской работы; тестирование;
  • по формированию умений и навыков: решение проблемных вопросов; выполнение схем, таблиц; подготовка к деловым играм;

Формы организации самостоятельной работы:

Самостоятельная работа осуществляется как

  • индивидуальная
  • групповая
  • в парах постоянного состава
  • в парах сменного состава

Студентам предоставляется возможность в зависимости от индивидуальных особенностей, склонностей по каждой теме выбрать из перечня то или иное задание так, чтобы оно не повторялось по другой теме и не дублировало форму обязательного задания.

I. Алгоритмы выполнения   аудиторной самостоятельной работы

Работа на лекции. Составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой. В лекциях – вопросы для самостоятельной работы студентов, указания на источник ответа в литературе. В ходе лекции возможны так называемые «вкрапления» – выступления, сообщения студентов по отдельным вопросам плана. Опережающие задания для самостоятельного изучения фрагментов будущих тем занятий, лекций (в статьях, учебниках и др.). Важнейшим средством   активизации стремления к самостоятельной деятельности являются активные технологии обучения. В этом плане эффективной формой обучения являются проблемные лекции. Основная задача лектора в этом случае – не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения.

 Памятка-алгоритм составления таблицы.

  1. Прочти текст.
  2. Определи признаки, по которым можно систематизировать материал.
  3. Начерти таблицу с определенным количеством граф.
  4. Запишите название признаков в графы.
  5. Запиши в соответствующие графы таблицы материалы из текста в сокращенном виде.
  6. Сделай вывод.
  7. Дополни текст собственными соображениями, систематизируй их в таблицу.

Функция студента – не только переработать информацию, но и активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

Памятка-алгоритм по формированию умения конспектирования лекции.

  1. Запишите план лекции, если он не дан, самостоятельно выделите основные вопросы по ходу лекции, фиксируйте их в виде плана на полях слева.
  2. В правой части конспекта пишите самое важное короткими точными фразами своими словами. Не старайся записывать каждое слово лектора, так как при этом можно пропустить главное, потерять нить рассуждения.
  3. Особое внимание обратите на правильную запись и выделение основных выводов по каждому пункту плана.
  4. Не пишите на черновиках - пустая трата времени. Оставляйте при записи лекции учителя повторить. Оставьте свободное место или незаконченную фразу, которую допишите потом.
  5. В тот же день, пока в памяти свежо содержание лекции, внимательно прочитайте конспект, внесите необходимые исправления, восстановите пропущенное, выделите особо важные положения.
  6. Сформулируйте вопросы, возникшие при  чтение конспекта и рекомендованной на лекции литературы.

             Памятка-алгоритм написания конспекта.

  1. Перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемое произведение.
  2. Конспектированию предшествует составление плана.
  3. В начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания.
  4. Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывать точно.
  5. Изложение текста дается сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно.
  6. В конспекте можно использовать цитаты.
  7. При оформлении конспекта используйте подчеркивания, условные знаки, пометки на полях.

Работа на практических занятиях. Семинар-дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. Студент учится выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. Данная форма работы позволяет повысить уровень интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.

 «Мозговая атака». Группа делится на   «генераторов» и «экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За определённое время студенты предлагают различные варианты решения предложенной задачи, фиксируемые на доске. По окончании отведённого времени «в бой» вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды меняются ролями. Предоставление студентам на занятии возможности предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление и повышает степень доверия к преподавателю, но и делает обучение «комфортным».

Игровая форма проведения занятия («Что? Где? Когда?»). Студенты заранее разделены на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов.

Игра состоит из шести этапов: 1. Вступительное слово преподавателя. 2. Разминка – повторение всех ключевых вопросов темы. 3. Устанавливается время на обдумывание вопроса и количество баллов за ответ. 4. Игра «Что? Где? Когда?». 5. Подведение итогов. 6. Заключительное слово преподавателя. Деловые игры. Такое занятие удобнее проводить при повторении и обобщении темы. Группа разбивается на команды (2–3). Каждая команда получает задание и затем озвучивает их решение. Проводится обмен задачами.

 Круглый стол. Характерной чертой круглого стола является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Выбирается ведущий и 5–6 комментаторов по проблемам темы. Выбираются основные направления темы, и преподаватель предлагает студентам вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает занятие, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению всю группу. Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям. При этом происходит закрепление информации, полученной в результате прослушивания лекций и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Памятка-алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать.

  1. Доказательство состоит из аргументов (доводов), рассуждения и вывода.
  2. Проанализируй задание, уясни, что требуется доказать.
  3. Определи вывод, который должен вытекать из доказательства.
  4. Определи источник, каким будешь пользоваться для аргументации своих выводов.
  5. Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.
  6. Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.
  7. Выясни, все ли аргументы исчерпаны.

Анализ конкретных ситуаций – один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности студентов. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу жизненных и профессиональных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, студент должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить своё отношение к ситуации, предложить варианты решения проблемы.

Метод проектов. Для реализации этого метода важно выбрать тему, взятую из реальной жизни, значимую для студента, для решения которой необходимо приложить имеющиеся у него знания и новые знания, которые еще предстоит получить. Выбор темы преподаватель и студент осуществляют совместно, раскрывают перспективы исследования, вырабатывают план 3 действий, определяют источники информации, способы сбора и анализа информации. В процессе исследования преподаватель опосредованно наблюдает, дает рекомендации, консультирует. После завершения и представления проекта студент участвует в оценке своей деятельности.

Технология создания шпаргалки. Данная технология является нетрадиционной и вызывает повышенный интерес студенческой аудитории к возможности поучаствовать в создании подобного «творческого продукта». Она позволяет развивать и формировать у студента ряд важных умений, таких как: мыслить нешаблонно, оригинально; обобщать информацию в микроблоки. Механизм реализации данной технологии заключается в следующем. На первом этапе студенты создают свой «именной» пакет шпаргалок на все вопросы, которые выносятся на экзамен или зачёт (участие добровольное). Перед экзаменом студенты сдают шпаргалки преподавателю (преподаватель проверяет данный продукт на соответствие технологическим требованиям). Использование словаря-шпаргалки – это умение студента показать, как из минимума зашифрованной информации реально получить продуманный и развернутый ответ на поставленный вопрос

Памятка-алгоритм для составления схем.

  1. Подготовь рабочее место и канцелярские принадлежности.
  2. Прочти текст.
  3. Выдели главную идею текста, раздели текст на части.
  4. Подбери факты для составления схемы.
  5. Определи ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
  6. Установи связи, последовательность.
  7. Выбери систему условных обозначений.
  8. Продумай пространственное расположение схемы на листе.
  9. Зафиксируйте схему на листе.

II. Алгоритм  выполнения  внеаудиторной самостоятельной работы.

При написании доклада по заданной теме следует составить план, подобрать основные источники. Работая с источниками, следует систематизировать полученные сведения, сделать выводы и обобщения. К докладу по крупной теме привлекается несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления. В учебных заведениях доклады содержательно практически ничем не отличаются от рефератов и являются зачётной работой.

Памятка-алгоритм составления плана при работе с текстом.

  1. Прочитать текст, продумать прочитанное.
  2. Разбить текст на части и озаглавить каждую. В заголовках передать главную мысль каждого фрагмента.
  3. В каждой части выделить несколько положений, развивающих главную мысль.
  4. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

Памятка-алгоритм приемов работы с текстом.

  1. Чтение и анализ.
  2. Сопоставительный анализ источника и мнения.
  3. Анализ и аргументация автора.
  4. Постановка вопросов к тексту.
  5. Сравнительный анализ.
  6. Отбор материала.

Реферат - это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада научного труда. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему

Объем реферата 10-12 печатных страниц. Содержание реферата:

  1. Титульный лист
  2. Оглавление
  3. Введение
  4. Основная часть, разделенная на 3-5 глав
  5. Заключение
  6. Список литературы

        План рецензии реферата:

  1. Предмет анализа.

Данная работа представляет собой... В работе автора, в рецензируемой работе (глаголы: исследуется, освещается, анализируется, описывается, разбирается, рассматривается, раскрывается).

  1. Актуальность.

Работа посвящена актуальной теме, актуальной проблеме, актуальным вопросам, комплексу проблем.

  1. Краткое содержание работы (указание на существенные результаты). Характеристика задач, которые решал автор, методов, которыми он пользовался в исследовании, сравнительный анализ.

Памятка-алгоритм написания реферата.

  1. Определи тему, обоснуй ее (покажи актуальность).
  2. Изучи состояние проблемы по данной теме.
  3. Подбери литературу, составь список используемой литературы.
  4. Составь план.
  5. Определи цель и задачи работы.
  6. Проанализируй изученные материалы, делая краткие записи.
  7. Распредели материалы в определенной логической последовательности, согласно плану.
  8. Покажи разные точки зрения на проблему.
  9. Подготовь опорные таблицы, схемы, графики.
  10. Сформулируй выводы, свое отношение к проблеме, сделай заключение.
  11. Произведи записи текста реферата с учетом единых требований.

Памятка-алгоритм написания эссе.

  1. Начинать эссе целесообразно с определения личной позиции (на мой взгляд; в данном высказывании есть…; я согласен с тем, что…).
  2. В следующем предложении сформулировать свое понимание этого высказывания, перефразировать его.
  3. В форме тезисов изложить собственное мнение по теме. Тезисы обосновать с помощью фактов, примеров. Фразы должны быть короткими, емкими, лаконичными.
  4. Обосновать взгляд на проблему, обращаясь к теоретическим положениям. Нельзя опираться на примеры из личной жизни.
  5. В заключение (1-2 предложения) подводятся итоги работы. Здесь можно перечислить вопросы, которые остались нераскрытыми, обозначить перспективу.
  6. Дополнительные аргументы в пользу автора эссе:
  • если дается информация об авторе высказывания,
  • если упоминаются его предшественники или научные противники,
  • если описываются различные точки зрения или подходы к решению проблемы.
  • если указывается значение используемых понятий и терминов.

III. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Темы эссе по философии        
1. «Мы не должны дозволить никому переделывать историческую истину» (Н. Пирогов).
2. «Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал» (В. Жемчужников).
3. «Все было встарь, все повторится снова» (О. Мандельштам).
4. «Созидается общество началами нравственными» (Ф. Достоевский).
5. «Регресс имел место так же часто, как и прогресс» (Г. Спенсер).
6. «Любая реформа, кроме моральной, бесполезна» (Т. Карлейль).
7. «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» (Ф. Аквинский).
8. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Белинский).
9. «Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни» (Ф. Ницше).
10. «Но если неизбежность смерти несовместима с истинной любовью, то бессмертие совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни» (В.Соловьёв).
11. «Волю и желание нельзя смешивать... Я хочу действия, которое тянет в одну сторону, в то время как мое желание тянет в другую, прямо противоположную» (Дж. Локк).
12. «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика» (Л. Фейербах).
13. «Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков» (Лао-Цзы).
14. «Нравственный закон, который человек должен свободно открыть в себе, автоматически дает свои предписания, одинаковые для всех людей и для всех случаев жизни» (Н. Бердяев).
15. «Наука — это истина, помноженная на сомнение» (Валери).
16. «Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек» (Н. Бердяев).
17. «Искусство должно учить добродетели и ненавидеть порок» (ДДидро)
18. «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования» (Н.Рубакин).
19. «Познание и жизнь неотделимы» (Л.Фейхтвангер).
20. «Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека).
21. «Без борьбы нет прогресса» (Ф.Дуглас).
22. «Природа не терпит пустоты: там, где люди не знают правды, они заполняют пробелы домыслом» (Б.Шоу).
23. «Естественным состоянием людей до объединения в общество была война, и не просто война, а война всех против всех» (Т.Гоббс).
24. «Живые всегда, и всё более и более, управляются умершими: таков фундаментальный закон человеческого порядка» (О.Конт).
25. «Философы лишь различным образом объясняют мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (К.Маркс, Ф.Энгельс).
26. «Многие знают многое, но никто не знает всего» (Античный аудизм).
27. «Мир - это зеркало, и оно возвращает каждому его собственное изображение» (У.Теккерей).
28. «Здравый смысл мы находим лишь у тех, кто с нами согласен» (ФЛарошфуко).
29. «Человек-нечаянная,прекрасная, мучительная попытка природы осознать самое себя» (В.Шукшин).
30. «Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мёртвые и ничтожные одна без другой» (В..Белинский).
31. «Нужно много учиться, чтобы немногое знать» (Ш.Монтескье).
32. <<Все наши теории-это не что иное,как обобщение опыта, наблюдаемых фактов» (ВАмбарцумян).
33. «Знание-орудие, а не цель» (Л.Толстой).


Темы по социальной психологии.
1. «У нас нет времени, чтобы стать самим собой» (А. Камю).
2. «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (К.Гельвеций).
3. «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся ее» (Б. Шоу).
4. «Деятельность — единственный путь к знанию» (Б. Шоу).
5. «Гораздо легче узнать человека вообще, чем какого-либо человека в частности» (Ф. Ларошфуко).
6. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В, Белинский).
7. «Человек — это тростинка, самое слабое в природе существо, но эта тростинка мыслящая» (Б. Паскаль).
8. «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни» (В. Белинский).
9. «Есть только одна подлинная ценность — это связь человека с человеком» (А. де Сент-Экзюпери).
10. «Сознание своей личности уже непременно предполагает и сознание о ее неприкосновенности и о ее нравах» (Н. Добролюбов).
11. «Способность краснеть — самое характерное и самое человеческое из всех человеческих свойств» (Ч. Дарвин).
12.«Познаваем лишь мир явлений; вещи же в себе познанием не достигаются, они неуловимы» (И. Кант).
13.«Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мускулы, но нет лица» (А. Эйнштейн).
14.«Видеть и чувствовать — это быть, размышлять, это жить» (В. Шекспир).
15. «Убеждение — это не начало, а венец всякого познания» (И. В. Гете).
16.«Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы,
увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» (Ф. Аквинский).
17. «Но если неизбежность смерти несовместима с истинной любовью, то бессмертие совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни» (В. Соловьев).
18.«Волю и желание нельзя смешивать... Я хочу действия, которое тянет в одну сторону, в то время как мое желание тянет в другую, прямо противоположную» (Дж. Локк).
19.«Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика» (Л. Фейербах). 20.«Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков» (Лао-Цзы).
21. «Нравственный закон, который человек должен свободно открыть в себе, автоматически дает свои предписания, одинаковые для всех людей и для всех случаев жизни» (Н. Бердяев). 22.«Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек» (Н. Бердяев).
23.«Нужды растут не столько от насущной необходимости, сколько от капризных желаний» (Ж.-Ж. Руссо).
24.«Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств» (Ф. Патрици). 25.«Человек— не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать и чем он, возможно, еще станет» (Э.Фромм).
26.«Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию» (У. Годвин).
27. «Личность—это человек как носитель сознания» (К.Платонов).
28. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А.Асмолов).
29. «Без многого может человек обойтись, только не без человека» (Л.Берне).
30. «Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться — иногда в очень значительных пределах» (Ю.Лотман).
31. «Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует» (И.В.Гёте).
32. «Все люди «идеалисты», они стремятся к чему-то, выходящему за пределы физического удовлетворения. Различаются люди именно тем, в какие идеалы они верят» (Э.Фромм).
33. «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» (Б.Г.Ананьев).

Темы по социологии.
1. «Нации — это богатство человечества, это обобщенные личности его: самая малая из них несет особые краски» (А. Солженицын).
2. «При согласии и малые дела вырастают в большие, при разногласии и большие распадаются» (Саллюстий).
3. «Неравенство — такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И. Шерр).
4. «Вследствие разницы климатов, умов, энергий, вкусов, возраста, зрений равенство среди людей никогда невозможно. Неравенство поэтому следует считать непреложным законом природы. Но мы можем сделать неравенство незаменимым...» (А. Чехов).
5. «Не есть ли единение с десятками разъединением с тысячами и миллионами» (Л. Толстой).
6. «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеции).
7. «Древний обычай имеет силу закона» (В. Максим).
8. «Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к единению со всем сущим» (Р. Тагор).
9. «Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война» (У. Гладстон).
10.«Для других мы создаем правила, для себя — исключения» (Ш.Лемель).
11.«Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это» (Р. Эмерсон). 12.«Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой» (Ф.Рузвельт).
13.«Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом» (Вольфром).
14.«Соглашения предотвращают конфликты» (X. Маккей).
15.«Семья более священна, чем государство» (Пий XI).
16.«Национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства. Национализм больших народов есть империалистическая экспансия» (Н. Бердяев).
17.«Общество без расслоения с реальным равенством всех его членов — миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества» (П. Сорокин).
18.«Нация — совокупность людей, разных по характерам, вкусам и взглядам, но связанных между собой прочными, глубокими и всеобъемлющими духовными узами» (Д. Джебран). 19.«Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом» (В. Гюго).
20.«Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее» (Н. Гоголь).
21. «Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что заставляют бедных чувствовать свою бедность» (В. Ключевский).
22.«Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль нити истории» (Р. Дарендорф).
23.«Даже в процветающем обществе неравное положение людей остаётся непреходящим явлением» (Р. Дарендорф).
24.«Маргинальность — это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фаржд). 25.«Нация — это сообщество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер» (О. Бауэр).
26.«Национальность должна стать частным делом гражданина, объектом его культурных, языковых и бытовых предпочтений» (Г. Гусейнов).
27.«Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми» (И. Кон).
28.«Семья — основа сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают человека от муравьев и пчёл» (Г. К. Честертон).
29. «Этика есть философия доброй воли, а не только доброго действия» (И.Кант).
30. «Важнейшими человеческими качествами, на которых основываются правила этикета, выступают тактичность и чуткость» (И.И.Кондрашин).
31. «Социальный статус родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его профессиональные достижения» (П.Блау).
32. «Достичь старайся славы и признанья, но не казною, а ценою знанья» (Анвари).
33. «Кто стремится занять почётное место среди людей способных, ставит себе трудную задачу, но всегда это на благо обществу» (Ф.Бэкон).


Темы эссе по экономике
1. «Торговля не разорила еще ни одного народа» (Б. Франклин).
2. «Бизнес — искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М. Амстердам).
3. «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться» (Наполеон).
4. «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку» (Ф. Хайек).
5. «Умеренность — это богатство бедняков, алчность — это бедность богачей» (П. Сир).
6. «Даже самый щедрый человек старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно» (Б. Шоу).
7. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (Ж.Дроз).
8. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования» (М. Стинс).
9. «Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не к целям жизни» (Н. Бердяев).
10.«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер).
11. «Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой» (Ф. Бэкон).
12.«Главная цель капитала — не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни» (Г. Форд).
13.«Бесчестная прибыль облегчает бесчестную натуру» (Пириандр).
14.«Бесплатных завтраков не бывает» (Б. Крейн).
15.«Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться» (Б. Франклин).
16.«Всякая коммерция — это попытка предвидеть будущее» (С. Батлер).
17.«Равный раздел состояний и земель привел бы к общей нищете» (П.Буаст).
18. «Налоги— это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого»
(С. Джонсон).
19.«Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером» (А. Рогов).
20.«Главная цель капитала — не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни» (Г. Форд).
21. «Наилучшая экономическая система — это та, которая максимально обеспечивает людей тем, в чём они больше нуждаются» (Дж. Гэлбрейт).
22.«Конкуренция — единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей» (Ф. Хайек).
23.«О чём нельзя забывать, так это о простой истине: всё, что правительство дает, оно сначала забрало» (Д. Колеман).
24.«Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований» (М. Станс).
25. «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Хейне).
26. «Человек с множеством достоинств добавит к ним ещё два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги» (Э.Севрус).
27. «Дайте мне хорошую политику, и я дам вам хорошие финансы» (Анн Роббер Жан Тюрго).
28. «Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», другой - «благоприятная возможность»» (Д.Кеннеди).
29. «Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния - конкуренция» (Л.Эрхард).
30. «Реальная ценность - это вовсе не та ценность, которой обладает сам по себе твой товар или услуга, а ценность, которой он наделен в сознании клиента» (Б.Бишоп).
31. «Если хочешь добиться успеха в бизнесе, то постарайся понять, что происходит в головах у людей и заставляет поступать так, а не иначе» (Б.Бишоп).
32. «Не сидите сложа руки в ожидании того светлого момента, когда наш бизнес начнет приносить вам прибыль. Он сам по себе этого не сделает, его нужно заставить» (Д.Риз).
33. «Мы предполагаем на рынке свободную игру сил спроса и предложения» (А.Маршалл)

Темы эссе по политологии
1. «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума: она не знает неизменных, раз и навсегда данных правил...» (В.Ключевский).
2. «Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей» (В. Ключевский).
3. «Руководитель должен наперед считаться с возможностью, как успеха, так и неудачи» (П. Сир).
4. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Ж. Даламбер).
5. «Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной» (Ш. Монтескье).
6. «Большая политика — это всего лишь здравый смысл, примененный к большим делам» (Наполеон I).
7. «Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют». (Саади)
8. «Правителями становятся ловкие подбиратели голосов» (К.Победоносцев).
9. «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна» (А. Сумароков).
10. «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Дж.Актон).
11. «Кого-то нарекут властелином истинным, если совладает он с самим собою и гнусным желаньям не станет служить» (Изборник, 1076г.).
12.«Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого голосование становится своею собственною карикатурою» (И. Ильин).

13.«Демократия — плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало» (У. Черчилль).
14.«Власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель от собственного произвола» (В. Короленко).
15.«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж.-Ж. Руссо).
16.«Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем» (Б. Шоу).
17. «Человек по природе своей есть существо политическое». (Аристотель )
18.«Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все» (Перикл).

19.«Целью политики является общее благо; народ и власть должны подчиняться закону» (Аристотель).
20.«Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре» (У. Шекспир).
21. «Политика — это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений» (Ф. Бурлацкий).
22.«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж. Ж. Руссо).

23.«Как в природе, так и в государстве легче изменить сразу многое, чем что-то одно» (Ф. Бэкон).
24.«Лучшее лекарство от болезней демократии—больше демократии» (А. Смит).

25.«Избирательный бюллетень сильнее пули» (А. Линкольн).
26. «Всякая политика сводится к тому, чтобы сделать сносной жизнь возможно большему числу людей» (Ф. Ницше).
27. «Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности» (Ш.Монтескье).
28. «Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены» (Сенека).
29. «Силой удерживается правительство, установленное силой» (П.Гольбах).
30. «Эффективное управление возможно только при условии разумного контроля и за самим решением, и за его исполнением не только сверху, но и снизу» (Б.Спиноза).
31. «Государство - объединение множества людей, подчиненных правовым законам» (И.Кант).
32. «Демократия всегда есть распутье.., система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны» (П.И.Новгородцев).

Темы эссе по праву
1. «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» (В. Соловьев).
2. «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон).
3. «Страна, лишенная законов и свободы, не царство, но тюрьма; в ней пленники — народы» (Ф. Глинка).
4. «Многочисленность законов свидетельствует не в пользу нравов, а многочисленность процессов не в пользу законов» (П. Буаст).
5. «Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи» (Лао-Цзы).
6. «Жесткость законов препятствует их соблюдению» (О. Бисмарк).
7. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Ж. Даламбер).
8. «Там, где царит жестокий закон, люди мечтают о беззаконии» (С.Лец).
9. «Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьего права» (Принцип римского права).
10. «3аконы для всех должны иметь одинаковый смысл» (Ш. Монтескье).
11. «Справедливость без силы бесполезна, сила без справедливости деспотична» (Латинское изречение).
12.«3адуманное пусть и неосуществленное преступление все же есть преступление» (Сенека).
13.«Свобода есть право делать все, что дозволено законом» (Ш.Монтескье).
14.«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер).
15.«Крайнее соблюдение законности может оказаться крайним беззаконием» (Теренций).

16.«Государство находит в праве порядок, а право в государстве — власть, которую оно утверждает» (А. Кененов).
17.«Самый заклятый враг права — привилегия» (М. Эбнер-Эшенбах).
18.«Судья — говорящий закон, а закон — это немой судья» (Цицерон).
19.«Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам» (Античный афоризм).
20. «Не все, что разрешает закон, позволяет совесть» (Платон).
21 .«Самое большое преступление — безнаказанность» (Б. Шоу).
22.«Ваш долг есть сохранять законы, на лица сильных не взирать» (Г.Державин).

23.«Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались» (Дж. Локк).
24.«3адача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Небесное, а в том, чтобы он — до времени — не превратился в ад» (В. Соловьев).
25. «Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить» (Т. Карлейль).

26.«Конституция представляет собой то, что говорят о ней судьи» (Ч. Хьюджес).
27.«Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения» (М. Салтыков-Щедрин).
28. «Правосудие - основа государства» (Латинское юридическое изречение).
29. «Всё что человек делает для защиты самого себя, считается сделанным законно» (Изречение римского права).
30. «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив» (А.Ф.Кони).
31. «Законы - это государи над государями» (Людовик XII).
32. «Кто ниспровергает законы, тот грозит самым добропорядочным людям бичом и верёвкой» (М.Монтень).
33. «Дело судьи - истолковать закон, а не даровать его» (Ф.Бэкон).

Темы  рефератов по обществознанию:
1. "Основные теории зарождения жизни на земле".

2. "Развитие человека как личности и индивида".

3. "Значение технического прогресса в жизни общества".

4. "Материя и субстанция".

5. "Разделение общества на группы"

6. "Особенности межличностных отношений".

7.  "Место отдельного человека в жизни общества".

8. "Диалектика: основные законы, концепции развития и прогресса".

9. "Общество с точки зрения философской науки"

10. "Логика и ее значение".

11. Доказательство существования Бога в Древнем мире.

12. Бэкон и Декарт о системе познания.

13.Сущность понятий: бессмертие, жизнь и смерть.

14.Взаимосвязь наук.

15.Взаимосвязь веры, науки и нравственности.

16.Религия и основные виды религиозных вероисповеданий.

17.Сущность православной религии.

18.Буддизм как одно из массовых религиозных направлений.

19.Мусульманство и его место в среде других религиозных течений.

20.Проблема мира и войны в различных философских направлениях.

21.Философские учения Джона Мильтона.

22.Значение до сократовской философии.

23.Гармония, вера и разум: взаимосвязь и основные отличия.

24.Место традиций в жизни современного человека.

25.Виды наций и межнациональные взаимоотношения.

26.Экономическое развитие в различные исторические эпохи.

27.Политика и ее влияние на жизнь современного общества.

28.Проблема выбора жизненного пути.

29.Значение культуры и науки.

30.Глобальные проблемы современного общества.

IV. Критерии оценивания.

Современные системы оценивания в профессиональном образовании требуют изменения позиции преподавателя, который перед изучением профессионального модуля, учебной дисциплины предъявляет обучающимся систему оценивания результатов его освоения, в том числе - в рамках СР. Меняется и позиции студента, который становится активным участником процессов оценивания, что способствует осознанию получаемого опыта учебно- профессиональной деятельности и интеграции знаний и умений в компетенции. Контроль СР включает в себя оценку хода и получаемых промежуточных результатов с целью установления их соответствия планируемым. Результаты СР оцениваются в ходе текущего контроля и учитываются в процессе промежуточной аттестации обучающихся по профессиональному модулю, учебной дисциплине.

Воспроизводящий уровень, т.е. уровень стандарта: выписки понятий, определений; пересказ, узнавание в нем изученных фактов, событий, явлений, составление плана. Эта работа оценивается на "3".

Преобразующий уровень: рассказ по документу, сопровождающийся анализом текста; выделение основной идеи текста; самостоятельный отбор фактов, идей, привлечение их для раскрытия темы; составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовой таблицы, схемы. Эта работа оценивается на "4".

Творческо-поисковой уровень: осмысление и сопоставление точек зрения, положений документа; выявление линий сравнения изучаемых явлений; составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применение теоретических положений для доказательства, аргументации своей точки зрения; обсуждение дискуссионных проблем, поисковая деятельность по сбору материала, написание творческой работы, эссе. Эта работа оценивается на «5».

Справочный материал

Основные источники:

  • А.А.Горелов, Т.А.Горелова. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. М.: «Академия», 2013.
  • Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2012
  • Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2012
  • Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2013.
  • Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2013.
  • Моисеев Е.Т. Обществознание. Учебное пособие для старшеклассников. – М., 2011.
  • Никитин А.Ф., Метлик И.В. Обществознание. 10 кл. – М., 2011.
  • Никитин А.Ф., Метлик И.В. Обществознание. 11 кл. – М., 2011.

Дополнительные источники:

  • Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. – СПб., 2011.
  • Сборник нормативных документов. Обществознание. – М., 2010.
  • Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Экономика организации"

Данное пособие содержит методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Экономика организации» и предназначена для студентов по профессии 230103.04 Наладчик аппаратн...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Менеджмент"

Методические рекомендации разработаны в соответствии с программой  учебной дисциплины «Менеджмент» на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГ...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и ИКТ» для студентов 1 курса

Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно тол...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Информатика и ИКТ" для студентов 1 курса

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Информатика и ИКТ" для студентов 1 курса...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов 1 курса по дисциплине ОУД.04 Математика

Повышение качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена предусматривает повышение доли самостоятельной работы студентов в учебном процессе, особенно при изучении дисциплины....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПМ.05 «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФССИЯМ РАБОЧИХ «МАНИКЮРША». «ПЕДИКЮРША» МДК 05.01 «ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИКЮРА»

методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплинеПМ.05 «Выполнение работ по профссиям рабочих «Маникюрша». «Педикюрша»МдК 05.01 «Технологи...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по междисциплинарному курсу 01.02 Технология и организация турагентских услуг

Согласно п.28 Приказа Министерства  образования и науки Российской Федерации от14.06.2013 N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образоват...