Лекции по психологии
материал на тему

Попова Ирина Александровна

Характеристика психических процессов и состояний, классификация процессов. Все это и многое другое в лекционном материале к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Восприятие

Понятие о восприятии. Виды. Основные свойства.

Форма проведения: лекция (2часа)

Цель: проанализировать отличительные особенности восприятия и ощущения. Рассмотреть основные виды и свойства восприятия, определить возможности нарушений восприятия.

План работы:

1.Работа над ошибками.

2. Общая характеристика восприятия.

3 Свойства восприятия

4. Классификация основных видов восприятия

5. Нарушения восприятия. Отличие восприятия от ощущений.

На прошлом занятии мы с вами рассматривали ощущение. Давайте вспомним, что это за психический процесс?

Какие свойства ощущений выделяют?

Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой, но между ними имеются и коренные различия.

Чтобы понять их, давайте разберем, что представляет собой восприятие?

Восприятие- это психический процесс отражения целостного образа предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Вот она, главная особенность, которая позволяет говорить о разности этих двух психических процессов.

Суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира. Однако человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций.

Все, что бы человек не воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в единое целое и превращаются в целостное восприятие.

  • Для возникновения ощущения достаточно только воздействие раздражителя, а для восприятия- необходима активность в виде двигательного компонента в виде обследования предмета. Поэтому восприятие- это особая деятельность перцепции- т.е. формирование образа.

Состоит из компонентов:

-обследование предмета

-выделение характерных признаков (углов)

-опознание

-отнесение предмета к определенной категории при участии памяти, мышления, внимания.

Важна апперцепция- зависимость восприятия от прошлого опыта и особенностей личности (свой язык узнаем везде, даже если она невнятная).

 Физиологический механизм восприятия- это совместная деятельность анализаторов- это сложная аналитико- синтетическая деятельность с участием мышления. При восприятии человек не только слушает, но и вслушивается, не просто смотрит, но и всматривается.

        3 вопрос. Свойства восприятия:

П- предметность восприятия- это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а форме отдельных предметов. Это свойство не врожденное, а формируется с рождения на основе контактов ребенка с предметами (ощупывание, рассматривание, фиксация взгляда, наклон туловища).

Ц- целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета.

С- структурность. Мы воспринимаем не сумму ощущений, а определенную структуру, не набор звуков, а мелодию

К- константность. Это так называемое относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. (Пример: движущийся вдали грузовой автомобиль буде нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него. + восприятие цвета, формы также идет).

О- осмысленность. Мы приписываем определенным предметам и явлениям определенный смысл, т.е. относим к определенной категории.

И- избирательность- это выделение одних предметов по сравнению с другими. Связаны с выделение фигуры и фона. В любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия (Пример: на лекции. Вы слушаете речь лектора. Ваше восприятие направлено именно на это и вы не воспринимаете и не обращаете внимание, что происходит за вашей спиной. Я перенаправила ваше внимание на раздаточный материал- вы воспринимаете его и уже не меня).

4. вопрос.

Раздаточный материал.

        Схема1. Классификация основных видов восприятия.

        

Характеристика основных видов восприятия

  1. Восприятие пространства.

Все предметы находятся в пространстве и существуют во времени. Пространственные свойства присущи каждому предмету. К пространственным свойствам предмета относятся:

-величина. В восприятии величины предмета существенную роль играет величина его изображения на сетчатке. Чем больше изображение предмета на сетчатке, тем большим нам кажется предмет. Особенности: контраст предметов (окружение, в котором находится воспринимаемый нами предмет, оказывает заметное влияние на его восприятие. например: человек среднего роста в окружении высоких людей кажется значительно меньше своего настоящего роста. Или такой пример:

Круг среди больших кругов кажется меньше чем тот, который окружен маленькими.

 

-форма. Требует выделения предмета из фона, его контуров, зависит от движения глаза. Восприятие формы также зависит от нашего опыта. Сложный процесс восприятие объемной формы. Мы воспринимаем объем формы потому, что человеческие глаза обладают способностью бинокулярного зрения (т.к. человек смотрит двумя глазами. Суть в том, что на предмет мы смотрим 2 глазами, изображение этого предмета на сетчатке левого и правого глаза будет различным.

-положение в пространстве. Это отражение пространственных свойств вещей. Большую роль играет двигательный и вестибулярный аппарат. При восприятии пространства важную роль играют конвергенция и дивергенция.

Конвергенция- это сведение зрительных осей глаза за счет поворота глазных яблок навстречу друг другу (с далекого предмета на близкий)

Дивергенция-  это разведение зрительных осей глаза, поворот их в стороны.

Мы получаем ощущения еще и от аккомодации глаза- изменение кривизны хрусталика.

  1. Восприятие движения – это отражение направления, скорости и пространственного расположения предметов при совместной работе зрительного, кинестетического, слухового анализатора, включающий движение головы и фиксацию взгляда. Оно происходит за счет смещения на сетчатке.
  2. Восприятие времени. Мы знаем, что то или иное событие должно произойти в данное время, мы пользуемся определенными величинами временных интервалов. Такими интервалами могут быть:

-день

-месяц

-неделя

-год

-столетие

Точка отсчета - момент рождения. Важна: эмоциональная окрашенность (время летит быстро если нам деятельность нравится и медленно - если нет).

  1. вопрос. Нарушения восприятия.

  1. Иллюзии- ошибочное восприятие при реальном воздействии предмета на орган чувств (2 пальца скрестить- между ними карандаш)
  2. Галлюцинации- ошибочное восприятие, когда образ возникает в отсутствии объекта. Это болезненное состояние когда человек закрывает глаза- видит, уши закрывает- слышит

Отличие восприятия и ощущения.

ощущение

восприятие

Отражение отдельных свойств

Отражение целостного образа

Для ощущения достаточно воздействие раздражителя

Необходима деятельность перцепции и апперцепции

Имеют все животные с нс

Человек и высокоорганизованные животные

Мономодально (осуществляется анализатором 1 вида)

Полимодально (много анализаторов)

Имеет качественные и количественные характеристики

Восприятие имеет свойства

Вывод: ощущение и восприятие- две ступени чувственного познания, это источник знаний о мире. Они связаны с деятельностью анализаторов, сходны по модальности и ощущения входят в структуру восприятия.

д/з. самостоятельно проработать +конспект «Наблюдение и наблюдательность» стр. 113-117.



Предварительный просмотр:

Эмоциональные состояния и высшие чувства

Форма проведения: лекция (2часа)

Цель: познакомить с основными видами высших чувств и эмоциональными состояниями. Выделить основные «фундаментальные» эмоции человека, проанализировать роль стресса (этапы развития стресса) и определить возможные пути решения проблем.

Различные эмоции окрашивают наше поведение и наши отношения, создавая более или менее продолжительные, иногда устойчивые переживания.

Эмоции- очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям можно отнести следующие типы эмоциональных переживаний:

-аффекты

-собственно эмоции

-чувства

-настроения

-эмоциональный стресс

  • Аффект- наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. (пример аффектов: сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние). Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, образуется единый аффективный комплекс.

-человек теряет чувство реальности

-перестает себя контролировать и не осознает что делает

-совершает беспорядочные движения (бегает) или цепенеет (теряет дар речи)

Все это происходит потому, что в состоянии аффекта возникает сильное эмоциональное возбуждение, которое затрагивает двигательные центры коры головного мозга.

Подобные явления можно наблюдать при различных стихийных бедствиях и технологических катастрофах. Например, один из пострадавших от землятресения в Армении так описывал это событие: «Никогда в жизни не чувствовал себя таким беспомощным… люди окаменели и не двигались…затем люди бежали без цели. Находившиеся в парке бежали в направлении зданий, хотя это было абсолютно нецелесообразно. Они бежали, чтобы спасти свою жизнь, и кричали как сумасшедшие. Те, кто был в домах, бежали в парки. Все были в панике».

-снижается внимание (в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием).

  • Эмоции.

-Отличаются от аффектов своей длительностью (аффекты - кратковременные, эмоции - более длительные состояния).

-эмоции - это реакция не только на текущие события, но и вероятные или вспоминаемые

-возникают ощущения напряжения (волнение, изменение цвета кожных покровов, учащение пульса, повышение кровяного давления), возбуждения (расстраивает деятельность, делает ее хаотичной), успокоения и облегчения

***неоднократно принимались попытки выделить основные «фундаментальные» эмоции:

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность

Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной  или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьёзного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.) соприкосновение  с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установки субъекта

Презрение -  отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности

Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике

  • Чувства- это еще один вид эмоциональных состояний. Давайте вспомним различия между эмоциями и чувствами?

Виды чувств:

  • Нравственные (моральные)- чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.

От чего зависят нравственные нормы? (от особенностей общества, от традиций, обычаев, религии). Поступки людей, соответствующие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными; поступки, не соответствующие этим взглядам, считаются аморальными, безнравственными.

        Пример нравственных чувств:        чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие.

    Аморальные чувства: жадность, эгоизм, жестокость.

  • Интеллектуальные чувства - это переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Эти чувства сопровождают познавательную деятельность, усиливают ее.

Пример интеллектуальных чувств: удивление, любопытство, любознательность, чувства уверенности.

  • Эстетические чувства- эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и искусстве. Человек испытывает восхищение.

Пример эстетических чувств: восторг, радость, отвращение, тоска, страдание.

Рассмотренное нами деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны и многогранны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории.

  • Страсть- сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета

  • Настроение- самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение может быть: радостным, печальным, веселым, угнетенным, бодрым, подавленным, спокойным или раздраженным.

Настроение зависит:

-от состояния здоровья

-от работы желез внутренней секреции

-от тонуса нервной системы

-от возраста

-индивидуальных особенностей

Какова роль настроения в жизни человека? (работается легко, легче устанавливать контакт с людьми)

  • Стресс- это психологическая и физиологическая реакция организма, которая наступает тогда, когда ощущается несоответствие между уровнем требований, предъявляемых организму и способностью организма соответствовать этим требованиям.

Основоположник учения о стрессе Ганс Селье (канадский биолог и врач).

Организму предъявляют требования, он может по-разному отвечать на эти требования:

-активная реакция (борьба, поиск путей решения)

-пассивная реакция (бегство от трудностей, готовность терпеть)

Стадии развития стресса по Г.Селье

        1                 2                         3

1стадия- тревога (напряжение)

Воздействуют определенные стрессовые факторы.

2 стадия –резистентности  (фаза сопротивления)

3 стадия –истощение (резервные возможности уже исчерпаны, организм кричит о помощи)

Ряд психологов выдвинули предположение, что определенные события в жизни являются стрессовыми факторами. Они опубликовали перечень событий, которые приводят к определенным эмоциональным сдвигам.

В течение года у человека происходит примерно 150 событий (наиболее значимых)

Если это количество увеличить в 2 раза, то вероятность заболеваний увеличиться на 80% и выше.

Сдача экзаменов- 10 баллов

Сессия-10 баллов

Переезд-50 баллов

Смерть близких- 100 балов

в год надо набрать 100б и не более 150.

+ знакомство с методами выхода из стресса (книжка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция по педагогической психологии

Материал для проведения занятий по педагогической психологии...

методическая разработка лекции по дисциплине "Социальная психология". Тема "Общение как перцептивный процесс"

Здесь представлена разработка лекции по дисциплине "Социальная психология" для студентов СПО....

Лекция Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. по дисциплине МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов.

Лекция Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. по дисциплине МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов....

Лекция Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. по дисциплине МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов.

Лекция Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. по дисциплине МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов....

Лекция Познавательная сфера в период старения. по дисциплине МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов.

Лекция Познавательная сфера в период старения. по дисциплине МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов....

ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2-го КУРСА

ЛЕКЦИИ   ПО ПСИХОЛОГИИИ ДЛЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ  СТУДЕНТОВ...