Дезинтеграционные процессы 80х-начала 90х годов в России
методическая разработка на тему

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине ОГСЭ.02 История

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ   ГОРОДА   МОСКВЫ

                              Государственное автономное образовательное учреждение

                             среднего профессионального образования города Москвы

                         ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ  № 8

                               имени дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова

                             (ГАОУ СПО ПК № 8 им. И.Ф. Павлова)

Методическая разработка

открытого учебного занятия по дисциплине

ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ

2 курс

230701 Прикладная информатика

Преподаватель:

Чумак Ю.И., преподаватель первой квалификационной категории.

                       

Москва

2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный открытый урок разработан для студентов 2 курса по специальности 230701 "Прикладная информатика". Учебная дисциплина История относится к общему гуманитарному  и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы ОГСЭ.02.

Тема «Дезинтеграционные процессы России 80-х - начала 90х годов» - это вторая тема в изучении раздела «Развитие СССР и его место в мире в 1980-е годы», на его освоение отведено 16 часов. Данный раздел является достаточно сложным для восприятия студентами, поэтому в процессе обучения необходимо пробудить у студентов интерес, мотивировав их на дальнейшее изучение материала.

Этому способствуют следующие приемы: осознанной учебной деятельности студентов с опорой на технологическую карту студента, индивидуального опережающего задания – мини-исследование «Гласность: издержки и достоинства» и на этапе закрепления материала групповой формы организации работы студентов в виде дискуссии.

Цель занятия – создать условия для выведения студентами собственной точки зрения и формирования умения применять полученные знания в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Для занятия был выбран комбинированный вид урока, т.к. он направлен на решение поставленных на данном уроке задач: повторение основных теоретических положений о дезинтеграционных процессах в России 80-нач 90х годов, изучение нового материала - феномена гласности, систематизация полученных знаний и их применение при решении социальных задач и в ходе дискуссии, а также контроль и коррекцию знаний студентов по изучаемой теме.

На уроке для достижения поставленных задач применяются в совокупности следующие педагогических технологии: технология системно-деятельностного подхода, проблемное обучение, элементы технологии взаимного обучения, технологии критического мышления.

Весь ход занятия сопровождается демонстрацией слайдов по каждому этапу урока, а также видеороликом в самом начале урока для всеобщего привлечения студентов. В кабинете представлен иллюстративный ряд времен Перестройки, а также оформлен тематический стенд для полного возможного погружения студентов в атмосферу Перестройки.

В конце урока студентам предлагается провести самооценку степени усвоения учебного материала и степени формирования ключевых компетенций с последующим предоставлением высказаться по итогам работы.

Открытый урок рассчитан на 45 минут.

Методическая разработка включает в себя технологическую карту преподавателя и приложения:

  • Приложение 1. Ход занятия;
  • Приложение 2. Технологическая карта студента;
  • Приложение 3. Оценочный лист студента.

Приложения 2, 3, являются раздаточным материалом для студентов на уроке.


Технологическая карта учебного занятия

  1. Паспорт учебного занятия

Преподаватель

Чумак Юлия Игоревна

Дисциплина

ОГСЭ.02 История

Группа

24 ПИ

Специальность

230701 Прикладная информатика

№ занятия по КТП

13-14

Тема урока

Гласность: издержки и достоинства

Тип занятия

Изучение нового материала, формирование новых знаний, умений и навыков

Вид занятия

Комбинированный урок

Форма организация учебного занятия

Фронтальная, групповая

Межпредметные связи

Внутрипредметные связи

Обществознание, русский язык, философия, информатика и МДК.02.01 Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения.

Связь с темами об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти ХХ – начала ХХI вв.

Информационное обеспечение (дидактический материал)

Справочник, раздаточный материал (технологические карты), презентация урока, сообщения студентов, видеоматериал, плакаты, тематический стенд.

Техническое и программное обеспечение

Проектор, PowerPoint.

Педагогическая технология (и)

Технология системно-деятельностного подхода

Проблемное обучение

Элементы технологии взаимного обучения, технологии критического мышления (этапы реализации: вызов, осмысление, рефлексия)

Цель занятия

Создать условия для выведения студентами собственной точки зрения и формирования умения применять полученные знания в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Задачи занятия

1.Обучающие:

2. Развивающие:

3. Воспитательные:

- обеспечить восприятие, осмысление и запоминание основных дезинтеграционных процессов России 80х-начала 90х гг;

- сформировать навыки использования полученных знаний;

 - продемонстрировать возможности использования полученных знаний при решении социальных задач и в ходе дискуссии;

- развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать делать выводы);

- развивать самооценку своей самостоятельной деятельности на учебном занятии; развивать умения анализировать свои ошибки и исправлять их в ходе дискуссии;

-развивать коммуникативные навыки;

- воспитывать умение слушать друг друга; добросовестное отношение к учебному труду, ответственность, честность, сопереживание успехам и неудачам одногруппников.

Ожидаемые результаты:

Формируемые компетенции:

  1. Самоорганизация, самообучение

  1. Информационный блок

  1. Коммуникационный блок

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Учебный продукт:

  • Рабочие тетради студентов
  • Оценочный лист

Домашнее задание:

Стр 340-345 учебник История России 1945-2007; Данилова, Уткина, Москва "Просвещение", 2008


  1. Структура учебного занятия

(ход занятия)

Дидактическая структура

занятия

Этапы

занятия,

время

Цель

Деятельность преподавателя,

 его функции на данном этапе

Деятельность студента

Методы,

приемы

Методы контроля

Форма организации деятельности обучающихся

Формируемые

компетенции

Орг. момент

3 мин.

Сообщение темы, постановка цели, задач занятия, знакомство с планом занятия

Проверка готовности к занятию, сообщение темы, постановка целей учебного занятия, рекомендации по работе с технологической картой

Организатор, координатор

Подготовка информации старостой, проверка готовности к занятию, принятие и осмысление целей и задач занятия, ознакомление с ТК занятия

Словесно-наглядный

Наблюдение

Фронтальная

ОК 2

Актуализация знаний

7 минут

Подготовка к восприятию нового учебного материала (повторение темы «Перестройка в СССР»)

Демонстрация задания на интерактивной доске (презентация- приложение 1), обеспечение контроля за выполнением задания

Организатор, координатор, эксперт

Сопоставление правильных ответов при актуализации знаний.

При выборе правильного ответа, поднимают руку.

Словесно-наглядный,

репродуктивный

Наблюдение, взаимоконтроль

Фронтальная

ОК 2

ОК 6

Подготовительный этап

15  минут

Расширить мировоззрение, показать практическую значимость изучаемой темы, мотивировать на дальнейшее изучение темы

Проверка опережающего домашнего задания.

Постановка проблемного вопроса:

«Перемены = Перестройка»

Координатор

Выступление трех студентов с мини-исследовательской работой «Гласность: издержки и достоинства» (презентация).

Восприятие информации с экрана, осмысление, поиск ответа на поставленный вопрос.

Словесно-наглядный (диалог)

Проблемный вопрос (вызов)

Устный опрос индивидуальный,

наблюдение

Фронтальная

ОК 1

ОК 2

ОК 4

Изучение Закрепление нового материала в ходе дискуссии

15 минут

Обеспечение уровня осмысления и понимания изученного материала, используя ранее приобретенные навыки, умение применить их в ходе дискуссии

Постановка проблемного вопроса:

«Гласность: издержки и достоинства", обеспечение контроля за выполнением задания, координирование работы студентов

Организатор беседы, координатор

Установление правильности и осознанности усвоения изученного материала, предоставление алгоритмов действий, демонстрация ключей по истечению времени.

Организация учебного взаимодействия членов групп.

Восприятие информации, ее анализ.

Конспектирование.

Заполнение таблицы совместно с преподавателем (с использованием знаний ранее изученных тем)

исследование, обобщение с целью выявления закономерности.

Проблемно- поисковый, индуктивный

Практический (осмысление),

дискуссия

Устный опрос,

наблюдение

Фронтальная

Работа в группах, индивидуальная

ОК 2

ОК 4

ОК 6

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ОК 6

ОК 7

Подведение итогов занятия, рефлексия, самооценка

5 минут

Рефлексия: осмысление студентами своих действий, развитие способности к самооценке (достижение цели, затруднения, преодоление учебных проблем)

Постановка контрольных вопросов по теме. Качественная характеристика общей работы студентов на занятии, так и отдельных студентов.

Организатор, эксперт

Осуществление самооценки соотнесение результатов деятельности с поставленной целью, формулирование конечного результата своей работы на занятии (староста по каждой группе)

Практический, словесный

Наблюдение,

Самопроверка, устный опрос

Фронтальная

ОК 2

ОК 6

ОК 7


Используемая литература

                                                               

основная.

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1

История России 1945-2007г.

Данилова, Уткина, Филипова

Москва просвещение 2008 г.

2

История современной Росси 1991-2003г.

Короткевич В.И.

Издательство Санкт-Петербургский университет 2004 г.

3

Россия и мир в ХХ в начале ХХI века

Под редакцией Алексашкиной А.М.

Москва просвещение 2007 г.

Дополнительная

1

Великая шахматная доска.  .

Бжезинский

Международные отношения, 1998.

2

Большая энциклопедия России

Современная Россия. М.: ИДДК, 2007

3

Демократическая Россия конца ХХ – начала XXI века.

Д.А. Ванюков

Мир книги, 2007

Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд «Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг.»

Кроссворд является эффективным средством и формой для подготовки к экзаменам, для организации самостоятельной работы обучающихся. Данный кроссворд предназначен для студентов 2 курса колледжа, что соот...

Советские изобретения периода начала Великой Отечественной войны 1941 года

Советские изобретения периода начала Великой Отечественной войны 1941 года...

«СССР 70-начало 80-х годов»

Политические и экономические изменения в СССР...

Международная научно-историческая конференция «80 лет с начала Великой Отечественной войны – историческая правда, уроки, взгляды современников» 27 октября 2021 года Гомель, Республика Беларусь

Секция 4. Оборонительные бои РККА на Белорусском направлении. Зарождение партизанского движения. Подвиг советского народа.Аксёнова З.М., Завьялова С.В. Прадед - военый врачКислицына Ю.С., Завьялова С....

Родительское собрание "Начало учебного года-начало нового этапа в жизни детского сада,родителей и его воспитпнников"

Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи: познакомить...