Методические рекомендации по проведению семинарских занятий по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии
методическая разработка на тему

Маткаримова Юлия Юрьевна

часть УМК

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования  

«Нефтегорский государственный техникум»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УПР

             ___________Булакова А.Е.

«___»___________2014год

Методические  рекомендации

по проведению семинарских занятий

по учебной дисциплине

ОГСЭ.01 Основы философии

среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена

100126 «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»

Должность

Фамилия/подпись

Дата

Разработал

Преподаватель

Маткаримова Ю.Ю.

Согласовано

Методист

Чеховских Н.В

Нефтегорск, 2014г.

       Методические рекомендации по проведению семинарских занятий  по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии  составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта, рабочей  программы  по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии  для среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена,  Положения об учебно-методическом комплексе, Методических рекомендаций по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий.

Организация-разработчик: ГБОУ СПО «НГТ»

Разработчик:

Ю.Ю.Маткаримова, преподаватель истории и обществознания  ГБОУ СПО «НГТ»

Рассмотрено и одобрено на заседании  ПЦК ГБОУ СПО «НГТ»

Протокол №___ от  «___»________2014 г.

Рекомендованы методическим советом ГБОУ СПО «НГТ» к использованию в учебном процессе

Заключение Методического совета № ______  от «____»__________ 2014 г.

                                             номер


Пояснительная записка

           Семинарские занятия разработаны в соответствии с рабочей программой по дисциплине  ОГСЭ.01 Основы философии  для среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена.

           Семинар – одна из форм практических занятий, проводимых по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) с целью формирования и развития у обучающихся навыков самостоятельной работы, научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать выводы, аргументировано излагать свое мнение и отстаивать его.

        В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные категории и понятия философии;
  • роль философии в жизни человека и общества;
  • основы философского учения о бытии;
  • сущность процесса познания;
  • основы научной, философской и религиозной картин мира;
  • об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

             уметь:

  •  ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

   Специалист по домашнему и коммунальному хозяйству должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

         Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания.

Инструкция по подготовке и проведению семинара

        Порядок подготовки семинарского занятия:

1. Изучение требований программы дисциплины;

2. Формулировка цели и задач семинара;

3. Разработка плана проведения семинара;

4. Моделирование вступительной и заключительной частей семинара;

5. Предварительная раздача обучающимся вопросов, заданий, ознакомление с проблемами, являющимися предметом обсуждения на семинаре

6. Инструктаж обучающихся по подготовке к семинару.

Порядок проведения семинарского занятия:

1. Вводная часть: постановка цели, задач и изложение основного замысла занятия.

         2. Основная часть:

– организация дискуссии: постановка проблемы, выделение основных направлений;

– выступление докладчика, раскрывающего основные положения по вопросу;

- выступления содокладчиков, раскрывающих свое видение проблемы;

– дискуссия по докладу и содокладам.

3. Заключительная часть: завершение дискуссии, обобщение и оценка результатов работы обучающихся.

Рекомендации к оцениванию работы обучающихся на семинаре

       При оценивании работы обучающихся на семинарском занятии преподаватель должен объективно оценивать ответы обучающихся. Ответ должен быть полным, исчерпывающим на конкретно поставленный вопрос.

Критерии оценки:

- оценка "5" (отлично) - обучающийся уверенно и точно владеет приемами работ практического задания, соблюдает требования к качеству производимой работы, умело пользуется оборудованием;

- оценка "4" (хорошо) - владеет приемами работ практического задания, но возможны отдельные несущественные ошибки, исправляемые самим обучающимся;

- оценка "3" (удовлетворительно) - ставится при недостаточном владении приемами работ практического задания, наличии ошибок, исправляемых с помощью преподавателя;

- оценка "2" (неудовлетворительно) – обучающийся не умеет выполнять приемы работ практического задания, допускает серьезные ошибки.

Семинар №1: «Русская философия XIX-XX вв.»

Для подготовки к семинарскому занятию обучающиеся предварительно получают вопросы и задания. Информацию предоставляют в виде сообщений, докладов, слайдовых презентаций (по желанию).

План семинара

1.     Спор славянофилов и западников об историческом пути России.

2.     Философия В.С.Соловьев.

3.     Н.А.Бердяев – выдающийся русский мыслитель XX века.

 

Список рекомендуемой литературы для подготовки

1.     В.Д. Губин.  Философия  Я познаю мир. Детская энциклопедия. Для старших классов, школ, лицеев и гимназий.  М. Олимп. 1999 г.

2.     В.Д. Губин.  Основы философии. Учебное пособие. Для студентов средних специальных заведений.  М. ТОН. 1999 г.

3.     В.В.Дягилев.  Занимательная философия. М. 1997 г.

4.     Н.И.Жуков. Философия. Минск. 1999 г.

5.     Современная философия. Словарь и хрестоматия. Ростов – на – Дону. 1997 г.

6.     6.Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А.. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. – М. Молодая гвардия. 1993.

7.     Спиноза Б.. Этика. Избранные произведения. В 2т. М. 1988.

8.     Чаадаев П.Я. Философские письма.  Статьи и письма.  М. Современник.1989.

9.     Франк С.Л. Смысл жизни. Статьи и письма.  М. Республика. 1992

 

 

Семинар №2: «Человек как главная философская проблема»

Для подготовки к семинарскому занятию обучающиеся предварительно получают вопросы и задания. Информацию предоставляют в виде сообщений, докладов, слайдовых презентаций (по желанию).

План семинара

1.     Философия о происхождении и сущности человека.

2.     Основные отношения человека.

3.     Фундаментальные характеристики человека.

4.     Основополагающие категории человеческого бытия.

 Список рекомендуемой литературы для подготовки

1.     В.Д. Губин. Философия.  Я познаю мир. Детская энциклопедия. Для старших классов, школ, лицеев и гимназий.  М. Олимп. 1999 г.

2.     В.Д. Губин.  Основы философии. Учебное пособие. Для студентов средних специальных заведений.  М. ТОН. 1999 г.

3.     В.Д. Губин.  Философия. Элементарный курс.  М. Гардарики. 2001 г.

4.     Основы современной философии. Ред. М.Н. Росенко. С-Пб. 1997 г.

5.     Основы философии в вопросах и ответах. Ростов – на – Дону. 1997 г.

6.     Хрестоматия по истории философии. В 3т. Владос. 2000 г.

7.     Гегель. Энциклопедия философских наук. М. 1974.

8.     Паскаль Б. Мысли. М. Изд-во имени Сабашниковых. 1995.

9.     Соловьев В.С. Соч. в 2т. М. 1988.

10. Толстой Л.Н. Путь жизни. – М. Высшая школа. 1994.

11. Франк С.Л. Смысл жизни.  Статьи и письма.   М. Республика. 1992.

12. Фромм  Э. Искусство любить.  М. Педагогика. 1990.

 

Семинар № 3 «Проблема познания»

Для подготовки к семинарскому занятию обучающиеся предварительно получают вопросы и задания. Информацию предоставляют в виде сообщений, докладов, слайдовых презентаций (по желанию).

План семинара

1.     Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания.

2.     Методы и формы научного познания (индукция и дедукция, анализ и синтез, гипотеза, эксперимент, моделирование).

3.     Проблемы истины.

 Список рекомендуемой литературы для подготовки

1. В.Д. Губин. Философия   Я познаю мир. Детская энциклопедия. Для старших классов, школ, лицеев и гимназий.  М. Олимп. 1999 г.

2.     В.Д. Губин. Основы философии. Учебное пособие. Для студентов средних специальных заведений.  М. ТОН. 1999 г.

3.     В.Д. Губин.  Философия. Элементарный курс. М.  Гардарики. 2001 г.

4.     Н.И.Жуков.  Философия. Минск. 1999 г.

5.     В.Л.Калашников.  Философия. Курс лекций. М. 1999 г.

6.     Основы современной философии. Ред. М.Н. Росенко. С-Пб. 1997 г.

7.     Основы философии в вопросах и ответах. Ростов – на – Дону. 1997 г.

8.     Гегель. Энциклопедия философских наук. М. 1974.

9.     Кант И. Критика чистого разума. Соч. в 6т. М. 1964.

10. Паскаль Б. Мысли. М. Изд-во имени Сабашниковых. 1995.

11. Спиноза Б. Этика. Избранные произведения. В 2т. М. 1987

Семинар №4: «Глобальные проблемы современности»

Для подготовки к семинарскому занятию обучающиеся предварительно получают вопросы и задания. Информацию предоставляют в виде сообщений, докладов, слайдовых презентаций (по желанию).

Вопросы для подготовки

1.Проблема войны и мира

2. Демографическая проблема

3. Энергетическая и сырьевая проблема

4. Продовольственная проблема

5. Экологическая проблема

6. Проблема здоровья

 Вопросы, обсуждаемые на семинаре

 1.Что такое Глобальные проблемы современности?

 2.Какие особенности имеют глобальные проблемы?

 3. Когда появились глобальные проблемы?

 4. Что породило глобальные проблемы?

 Все студенты предварительно разделились на группы. Каждая группа работала над своей проблемой, делала творческий отчет.

Задание классу: составить в тетради план-конспект по всем проблемам современности.

Список рекомендуемой литературы для подготовки

1.Глобальные проблемы и перспективы цивилизации: философия отношений с природной средой. – М.: ИНИОН, 1994.

2.     Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы. - М., 1996.

3.     Лейбин В.М. Глобалистика - история и современность. - М.: Просвещение, 1992.

4. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества //Вопросы философии. - 1992. - №8.

5. Наука и глобальные проблемы современности. Круглый стол //Вопросы философии. - 1984 - №7.

6. Наука и глобальные проблемы современности. Круглый стол //Вопросы философии. - 1984 - №8.

Семинар №5: «Проблема сознания»

Для подготовки к семинарскому занятию обучающиеся предварительно получают вопросы и задания. Информацию предоставляют в виде сообщений, докладов, слайдовых презентаций (по желанию).

План семинара

1.     Философия о трех сторонах сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа).

2.     Идеальное и материальное.

3.     Сознание, мышление, язык.

4.     Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа З.Фрейда и К.Юнга.

Список рекомендуемой литературы для подготовки

1.     В.Д. Губин.  Философия.  Я познаю мир. Детская энциклопедия. Для старших классов, школ, лицеев и гимназий.  М. Олимп. 1999 г.

2.     В.Д. Губин.  Основы философии. Учебное пособие. Для студентов средних специальных заведений.  М. ТОН. 1999 г.

3.     Н.И. Жуков. Философия. Минск. 1999 г.

4.     В.Л.Калашников. Философия. Курс лекций. М. 1999 г.

5.     Основы современной философии. Ред. М.Н. Росенко. С-Пб. 1997 г.

    1997 г.

6.     Хрестоматия по истории философии. В 3т. Владос. 2000 г.

7.     Бэкон Ф. Новый Органон. Соч. в 2т. М. 1972.

8.     Декарт Р. Избранные произведения. М. 1950.

9.     философов. М.  Мысль. 1979.

10. Лейбниц Г.В. Монадология. Соч. в 4т. М. 1982.

11. Спиноза Б. Этика. Избранные произведения. В 2т. М. 1957.

12. Фрейд З. психоанализ. Религия. Культура.  М. 1992.

Перечень рекомендуемых учебных изданий,

интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Волкогонова О.Д. Основы философии. / О.Д. Волкогонова, М.Н.  Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2008,480 с.
  2. Горелов А.А. Основы философии. / А.А. Горелов - М.: Академия, 2007,

256 с.

3. Кохановский В.П. Основы философии. /В.П.Кохановский, Л.А.Жаров, В.П.Яковлев – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005, 320 с.

4. Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Юрист, 2006, 506 с.

5. Хрусталев Ю.М. Основы философии. / Ю.М Хрусталев. -  М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008, 304 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://labrip.com/
  2. http://www.filosofia-totl.narod.ru/
  3. http://intencia.ru/FAQ-5.html

Дополнительные источники:

  1. Нижников С.А. Философия. Курс лекций. / С.А.Нижников. -  М.: Экзамен, 2007, 396 с.
  2. Стрельник О.Н. Философия. Конспект лекций. / О.Н.Стрельник. -  М.: Высшее образование, 2009, 335 с.
  3. Философия медицины. /Под ред. Ю.Л.Шевченко. - М.:  ГЭОТАР-МЕД, 2004, 408 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к организации и проведению семинарских занятий по учебной дисциплине "Детская невропатология"

Данный вопрос в настоящее время очень актуален, так как от того как организован семинар и проведен зависит эффективность усвоения пройденного материала студентами. В современном среднем образова...

Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине Химические основы экологии

Методические  указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине  Химические основы экологии...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по учебной дисциплине ОГСЭ.04 Иностранный язык в профессиональной деятельности для специальности СПО 43.02.12 «Технология эстетических услуг»

Методические рекомендации по выполнению практических занятий разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 43.0...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по учебной дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности для специальности СПО 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»

Методические рекомендации по выполнению практических занятий разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 43.0...

Методические рекомендации по проведению практических занятий по учебной дисциплине ОГСЭ. 04 «Иностранный язык в профессиональной деятельности» по специальности СПО 43.02.12. "Технология эстетических услуг"

Методические рекомендации по проведению практических занятий предназначены для обучающихся образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 43. 02. 12. «Техн...

Методические рекомендации по проведению практических занятий по учебной дисциплине ОГСЭ. 03 «Иностранный язык» по специальности СПО 43. 02. 02. "Парикмахерское искусство"

Методические рекомендации по проведению практических занятий предназначены для обучающихся образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 43. 02. 02. «Пари...

Методические рекомендации по проведению практических занятий по учебной дисциплине ОГСЭ. 04 «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК в профессиональной деятельности»

Методические рекомендации по выполнению практических занятий разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОГСЭ. 04 «Иностранный язык в профессиональной деятельности»,...