Подготовка к ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

Подготовка к ГИА 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gia_vidy_podchineniya.docx19.63 КБ
Файл gia_gram_osnova.docx16.4 КБ
Файл gia_gramm_osn_predl.docx17.73 КБ
Файл gia_prist.docx15.64 КБ
Файл gia_sinonimy.docx20.1 КБ
Microsoft Office document icon gia_sr_vyrazit.doc67.5 КБ
Файл gia_test.docx20.25 КБ
Файл gia_chered.docx14.82 КБ
Файл gia.pptx179.14 КБ
Файл gram_osn.docx14.71 КБ
Файл iklyuchniya_iz_pravil.docx14.32 КБ

Предварительный просмотр:

ГИА Виды подчинения

1. Среди предложений 37 – 44 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (37)А по небу планетария летело небесное светило — солнце, дающее всему жизнь. (38)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было игрушечным. (39)Вот оно закатилось за зубцы домов, зал погрузился в темноту. (40)Было жарко. (41)Лина махала газетой возле лица, думала о том, как долго еще находиться ей в этом душном зале?   (42)И вдруг купол над ней зацвел бесчисленными звездами. (43)Такими же звездами, какие она привыкла видеть с тех пор, как научилась видеть. (44)И откуда-то с озарённых звёздным светом высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка, наполнявшая душу какой-то особой радостью.

2. Среди предложений 13 – 18 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.  (13)Города – груды развалин, дороги от бомбежек словно пила, и поля радиоактивные по ночам светятся… (14)Вот и скажи, что это, если не последняя подлость?.. (15)Никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников...(16)Мальчишка мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за последние годы. (17)Вспомнил, как все рвали книги, разжигали из них костры на площади и смеялись, точно пьяные. (18)А «торжество» науки месяц тому назад, когда приволокли в город последний автомобиль, когда бросили жребий и счастливчики могли по одному разу ударить машину кувалдой!..

3. Среди предложений 1 – 6 найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Вдоль дороги по двое, по трое подстраивались к очереди люди, которых приманил в город праздник и базарный день.(2)Мальчик устремил взгляд туда, где очередь пропадала за разваленной взрывом каменной стеной.  (3)– Говорят, она улыбается, – сказал мальчик. – (4)Говорят, она сделана из краски и холста и ей четыреста лет.  (5)– Коли уж на то пошло, никому не известно, какой сейчас год, – проговорил кто-то.  (6)– Две тысячи шестьдесят первый! – отозвались из очереди.

4. Среди предложений 38 – 44 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.  (38)Вдруг верховой объявил о том, что власти постановили в полдень передать портрет на площади в руки здешних жителей, дабы они могли принять участие в уничтожении…   (39)Мальчишка и ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к картине. (40)Резкий звук рвущегося холста… (41)Толпа выла, и руки клевали портрет, словно голодные птицы. (42)Мальчик почувствовал, как его буквально швырнули сквозь разбитую раму. (43)Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал, а толчки, и пинки, и удары вышибли его из толпы на волю. (44)Весь в ссадинах, разорванной одежде, с расшибленным локтем, он смотрел, как старухи с горящими глазами жевали беззубыми ртами куски холста, как мужчины разламывали золочёную раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья.

5. Среди предложений 31 – 36 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.  (31)И тогда Вася снова начинал представляться мне кем-то вроде волшебника из сказки, а не одиноким калекою, до которого никому нет дела. (32)Я так засмотрелся, так заслушался, что вздрогнул, когда Вася неожиданно заговорил:(33)— Эта музыка написана человеком, которого лишили самого дорогого. (34)Вася думал вслух, не переставая играть:(35)— Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он еще не сирота. (36)Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине…

6. Среди предложений 42 – 53 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.(42)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, живы до сих пор.(43)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (44)Голос ее становился всё тише и тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (45)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась.  (46)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (47)Но все равно она оборвалась. (48)Печка потухла. (49)Слоясь, засыпали в ней угли. (50)Васи не видно. (51)Скрипки не слышно.(52)— Иди домой, а то бабушка будет беспокоиться.(53)Я привстал с порога и, если бы не схватился за деревянную скобу, упал бы.

7. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с неоднородными придаточными частями. Напишите номер этого предложения.   1)Мама, мама!  2)Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. 3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. 4)А может быть, они были и грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.  5)Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки  твои в работе.

8. Среди данных предложений найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными:14) И Семен Григорьевич запросил дьячка-белгородца , на каких условиях тот может принять в ученье Мишу и сколько это будет стоить. 15)Письма в те времена шли долго, особенно в осеннюю пору.  16)И чтобы во время длительной переписки сын не разбаловался, Семён Григорьевич велел: «Станешь снова всякий день ходить в школу к Никите Михайловичу, протверживать зады...»

9. Среди предложений 19—24 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек. (20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке...

10. Среди предложений 6 — 7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательной связью. Напишите номер этого предложения.(6) Уже знаешь, что ждет за поворотом, потому что потерял им счет, но сердцу не прикажешь, и оно снова и снова замирает в груди, и ты упрямо надеешься успеть понять, додумать, написать. (7) Но уже ничего не вернешь, и неразгаданные мысли, ненаписанные романы и невстреченные встречи, что призрачным роем еще вьются вокруг, уже для других.



Предварительный просмотр:

Выпишите грамматическую основу приведенных ниже предложений.  № 1

  1. Со мной сели два гусара с саблями наголо.
  2. Изменник помог Пугачеву вылезть из кибитки, в подлых выражениях изъявляя свою радость и усердие.
  3. Потом он приткнул концом палки голову змеи и обернулся.
  4. Служили два товарища в одном полку
  5. Через час урядник принёс мне пропуск, подписанный каракульками Пугачева, и позвал меня к нему от его имени.
  6. Марья Ивановна пошла проститься с могилами своих родителей, похороненных за церковью.
  7. Прощай, Марья Ивановна, моя голубушка.
  8. Сердца наши слишком были утомлены.
  9. Сюда приезжали директора предприятий договориться о подключении нового цеха, нового дома.
  10. Мы с Тамарой ходим парой
  11. Месяц удивительно близок был на этот раз к земле и прямо смотрел мне в лицо с грустным и бесстрастным выражением.
  12. Подземные болота, окружавшие площадь, как и в древние времена, тоже не имели выхода.
  13. В тумане двигаются толпы оборванцев, мелькают около туманных, как в бане, огоньков.
  14. До всего этого крушения Корней Иванович не дожил, хотя и назвал имя главной смертельной болезни бюрократического государства – канцелярит.
  15. И вдруг вижу под изгородью выпавшее оттуда гнездо и все начинаю понимать.

____________________________________________________________________________________

Найдите в каждом предложении грамматическую основу:  № 2

1. Замолчав, Пинчук решил заштопать дырку в гимнастерке.

2. Теперь она не будет ни спать, ни есть.

3. Почему-то раньше всё было просто.

4. Словом, школьная жизнь Сергея Чумака была непростой.

5. А вдруг зал будет не полный?

6. И моя работа делает меня молодым и счастливым.

7. Оставаться ей в крепости, подвластной Пугачеву и управляемой Швабриным, было невозможно

 8.. Зимою и летом, осенью и весною хорош русский лес.

9. Какой приказ отдаст он своему воину?

10. Меня в армию не взяли из-за сильной близорукости

11. В такие минуты думаешь о какой-то безысходности.

12. Тёмное облако дыма заволакивало небо.

13. Все сразу начали бы глядеть на него.

14.И положил на её ладонь маленькую золотую медаль.

 15. Как же ты можешь подсказывать на уроке?



Предварительный просмотр:

Найдите в каждом предложении грамматическую основу:

1. Это многое в тебе объясняет.

2. Теперь она не будет ни спать, ни есть.

3. Почему-то раньше всё было просто.

4. Я целую чистые, святые руки твои!

5. Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

6. И моя работа делает меня молодым и счастливым.

7. На первый взгляд, найти анаграмму к одному слову не так-то и трудно.

8. Круглые электрические часы с освещённым изнутри циферблатом показывали без четверти одиннадцать.

9. Какой приказ отдаст он своему воину?

10. Кусты рододендрона здесь особенно жирные, мясистые.

11. В такие минуты думаешь о какой-то безысходности.

12. Или была им недовольна?

13. Кларнет - её любимейший инструмент!

14. С волнением и любопытством посмотрев на тёмное здание школы, вдруг заметил он справа, в темноте парка под густыми акациями, красный огонёк, пробивающийся меж ветвей.

15. Как же ты можешь подсказывать на уроке?

16. И положил на её ладонь маленькую золотую медаль.

17. Он будет строить лёгкие и прочные железнодорожные мосты или дома с особыми, тщательно обдуманными удобствами для людей.

18. Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям.

19. Может быть, пригласить весь наш студенческий оркестр?

20. Я вышел во двор и, сжав кулаки, сел на поломанную железную койку возле террасы.

21. Собравшиеся в комнате боятся пропустить хоть слово из его рассказа.

22. Уже став знаменитым, Михаил Семёнович Щепкин любил в кругу близких вспоминать свои детские годы, прошедшие в белгородских сёлах и хуторах.

23. Только Пушкин, Библия, Шекспир были её вечными спутниками.

24. Словом, школьная жизнь Сергея Чумака была непростой.

25. Замечательный Учитель, встретившийся мне в начале жизненного пути, был Игнатий Дмириевич Рождественский, сибирский поэт.

26. Он был как все.

27. Потом он приткнул концом палки голову змеи и обернулся.

28. Их завёл ещё Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за ределами московскими калачами и сайками, а главное, чёрным хлебом прекрасного качества.

29. Последний раз участвовать в покосе мне привелось лет пять или шесть назад.

30. Все сразу начали бы глядеть на него.

Прогл_тить, препод_ватель, перевопл_титься, вд_леке, насл_ждение. раст_ржение; ед_ничный, закр_пление, увл_каться, уд_вительный, под_лить, вл_стелин; просл_влять; укр_титель; пок_рать; изм_рение; разув_рять; дост_жение цели; неисч_рпаемый запас; объед_няться; неприм_римые враги; увл_кательно; раздв_жная стенка; сож_ление; раск_ленный; благосл_влять; вообр_жение; прор_дить проросшую морковь; тр_стись от страха; разр_дить международную обстановку; тр_скотня пулеметов; пр_дильный станок.

Инт_ллект, опт_мизм, в_теран, ор_гинальный, ун_в_рситет; ф_нтазия, апл_дисменты, акв_рель, к_нфликт, прогн_зировать; атр_бут, д_летант, абон_мент, прив_легия, д_ликатес, тр_диция, к_мпаньон, иде_логия, п_триотизм, пр_паганда, соб_ратель, расст_латься, обж_гающий, словосоч_тание, раст_реть, оп_раться, разд_раемый, обт_рание, заст_лить, ст_реть, выб_рут, изб_рательная (кампания), прост_раться,пост_рать (белье), бл_стательный, бл_снуть, выж_чь, оп_реться, заст_лить.

Задание 1. В каждой паре подчеркнуть те слова, в приставке которых происходит ОГЛУШЕНИЕ согласного.  Приставку  выделить .

Входить – вбежать, надземный – надпочечный, подтвердить – подгореть, обтираться – обгонять, предположить – предлагать.

Задание 2. В каждой паре подчеркнуть те слова, в приставке которых происходит ОЗВОНЧЕНИЕ согласного. Выделить приставку.

Отдохнуть – отвернуться, сбросить – стерпеть, отступ – отжим, спуск – сдвиг, отгадать – отвоевать, сгубить – стянуть.

Задание 4. Распределить слова в  группы: №1 - с неизменяемой приставкой, №2 - с приставкой на З-С, №3 - без приставки. Приставку выделить.

Подожди, успокоиться, изготовить, сделает, встряхнул, сыплет, растение, растрепались, воздействовать, возница, бескровный, беситься, распрекрасный, сверкающий, низкорослый, низвергнуть, прохладный, огорчённо, направляясь, обиженный, уселись, усатый, встретил, вступился, вскормили, чрезвычайно, сгубил, обрызгаться



Предварительный просмотр:

Тест по русскому языку «Орфография. Правописание приставок»

1. Выпишите из предложений слова с неизменяемыми приставками:

Черёмуха отцвела и завязала узелки для ягод. На дальних речонках кувшинки уже распластали на водной глади, словно на столе, широкие листья – зелёные блюдца. (Коковин Е.)

2. Выпишите из текста слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»:

Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. Недавно еще кипрей считали сорной травой. Он только и годился, что на дешёвый чай. Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. Делали это они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу. (Паустовский К.)

3. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква З, обозначающая звонкий согласный звук, если после приставки следует звонкий согласный»:

Длинноносый кулик-бекас взлетел над болотистой низиной, а оттуда – стрелою вниз. Несётся к земле, сам хвост веером растопырил. Перья в хвосте у него жёсткие, колеблет их ветер, будто на струнах играет. (Скребицкий Г.)

4. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква С, обозначающая глухой согласный звук, если после приставки следует глухой согласный»:

Казалось, что косматая зима устроила себе жилье на кораблях. Комья снега слетали со снастей и с шорохом разбивались о палубы. Сосульки искрились и звенели. Колкие ледяные розы расцветали на иллюминаторах. Слоистый дым из камбузов стоял в снастях весь день до заката, когда он делался багровым, как дым ночного сражения, и постепенно превращался в чёрную мглу. (Паустовский К.)

5. Из предложений выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит уподобление конечного парного по глухости/ звонкости согласного последующему звуку (озвончение):

Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал - барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос... (Паустовский К.)

6. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки зависит от её лексического значения:

Василий уходил, а Катерина Петровна сидела, растерянная, с деньгами в руках. Потом она надевала очки и перечитывала несколько слов на почтовом переводе. Слова были все одни и те же: столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо. (Паустовский К.)

7. Выпишите из предложения слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/ звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой:

Мы возвращались из штаба пехотной дивизии, расположенного внутри бетонной трубы под железнодорожной насыпью; там протекала когда-то небольшая речушка, ее закрыли дощатым настилом, поставили сверху штабные столы с картами, схемами, телефонами и управляли из этой трубы долгим и трудным боем за южную окраину Сталинграда.(Кригер Е.)

8. Выпишите из предложения слова с неизменяемыми приставками:

Птичьим пересвистом и пощёлкиванием встречается утро в лесу и в прибрежных кустарниках.(Коковин Е.)

9. Выпишите из предложения слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/ звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой:

В один из таких знойных июньских дней, вернувшись с речки и без всякого аппетита пообедав, ребята по привычке забрались на чердак. Здесь тоже было жарко — за день железная крыша раскаляется так, что босой ногой на нее не ступишь — но зато никто не мешал. На чердаке разрабатывались планы налётов на чужие сады, поверялись друг другу мальчишечьи тайны. (Козлов В.Ф.)



Предварительный просмотр:

1. Замените словосочетание ВСЕГО НИЧЕГО из предложения 14 стилистически нейтральным синонимом.  Напишите этот синоним.

(14)Мне кажется, что их здесь всего ничего, мне одному не хватит, а тут ещё дедушка, как маленький, ест да ест.

2.Замените слово ПРИМЕТИТ из предложения 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(18)Направляясь домой, Варя никак не минует переезда, и Лёшка её сразу приметит, а она его нет.

3.Замените фразеологизм НА ВЕКИ ВЕЧНЫЕ из предложения 9 стилистически нейтральным словом-синонимом.  Напишите этот синоним.

(9)Нина, возбуждённая и разнеженная красотой тёплой летней ночи, предложила Боброву свою дружбу на веки вечные.

4.Замените слово УЖАСНО  из предложения 5 на стилистически нейтральный синоним. Напишите этот синоним.

(5) Мише это повторение вскоре ужасно надоело.

5.Замените слово БУМАЖЕК из предложения 19 синонимом официально-делового или научного стиля. Напишите этот синоним.  

(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.

6.Замените слово ЗАВАЛИТЬ из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(19)Порой случалось ему завалить даже осторожную антилопу орикс, и тогда уж кот пировал на славу.

  7.Замените слово РАЗУМЕЛ из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(13)Под волей он разумел свободу.

8.Замените индивидуально-авторское слово НАСТЫЛЫЕ из предложения 15 общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним.

(15)С раннего утра ползли они по улицам, огромные синие вагоны, зимой залепленные снегом, с наглухо замерзшими стеклами, настылые, мрачные; летом пестреющие женскими шляпками, с империалом, то над чем-то хохочущим, то мирно созерцающим окрестный пейзаж...    

9. Замените слово ДОХА из предложения 3 стилистически нейтральным общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним.

 (3) Она была в короткой заячьей дохе, поднятый крашеный воротник, покрытый плотным инеем, холодно сверкал.

10. Замените слово НЕИЗБЫВНОМ (любопытстве) из предложения 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(8)Я в своем неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки, начертанные ровно линии, взяла пузырек с тушью, аккуратненько вылила ее на весь проект, и краска залила чертёж.

11.Замените слово В БАДЕЙКАХ из предложения 36 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(36) Старуха и женщина лет тридцати сидели на полу и месили тесто в бадейках.

12.Замените слово ИМЕНИТЫХ из предложения 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(15)Замечательный портретист, он работал с необыкновенной легкостью и еще в молодости своей создал множество произведений, в которых запечатлел чуть ли не всех именитых людей своего времени и, кроме того, десятки безвестных купцов, моряков, женщин и детей, чиновников и крестьян.  

13.Замените слово НЕВЕСТЬ из предложения 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(20)Их до подлости смиренное, отвергающее даже намек на индивидуальность и покорное невесть чему поведение раздражало, и мысль хищно обратилась к жертвоприношениям, закланиям, шашлыку.

14.Замените слово УВЯЗАЛСЯ из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(7)Старого мерина мы знали давно, и ничего таинственного в том, что он увязался за нами, не было.

15.Замените слово НЕ ПОПАДАЛИСЬ из предложения 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(12)Но даже по самому снисходительному счету разве мне не попадались дурные и злые люди?

16.Замените слово ПЛЯСУНЬЕ из предложения 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.  

(24)Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о Снежной королеве.

17.Замените слово ПОЗУМЕНТ из предложения 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(20)Когда шарманщик чуть приметно кивнул, мальчик, сбросив верхнюю одежду, остался в обшитом мишурными позументами, затасканном, стократно заплатанном костюме акробата, и все вокруг ахнули.

 18.Замените слово ХЛЯБАЛИ из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(4)На обогретом, с боков заголённом серебристой мерзлотою холмике парнишка увидел мокрое перо, хотел побежать скорее: может, сова или песец задавили линялого гуся, косточки да остались от него, но сапоги, хоть в них и было толсто подвернуто, хлябали, вязали ноги.  

19.Замените слово ОТТЕРЕТЬ из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(9)Папа мне теперь не защита: он не видит меня, и любой прохожий может меня оттереть, и тогда случится самое страшное: я потеряюсь.

20. Замените слово ОЦЕПЕНЕВШИМ из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(13)Но весь пароход все-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблем-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещенной прогалине среди тумана.

21.Замените слово БАРЫШ из предложения 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 (11)Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам.

22.Замените слово ОСКУДЕВАЕТ из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.  

(5)Случилось несчастье: он оскудевает и мертвеет на наших глазах.

23.Замените слово ПОЗЛАЩЕННЫЕ из предложения 27 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.  

(27)Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги, в колеях которых, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты, и он был уверен, что не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии.

24.Замените слово ВОЗЗВАНИЕ из предложения 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(6)Однажды в «Последних Новостях» я напечатал коротенькое воззвание – просьбу помочь молодой женщине, матери двух детей, попавшей в тяжелое положение.

25.Замените слово УЗНИКОВ из предложения 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(24)Я разрушу все клетки и освобожу несчастных узников.

26.Замените слово НЕИСТОВОГО из предложения 13  на стилистически нейтральный синоним. Напишите этот синоним.

(13) И новая волна неистового смеха покатилась по комнате.

27.Замените разговорное слово ПОТЕХУ из предложения 17 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(17)А однажды Лина пошла в зоопарк, но тут ей не понравилось: жалко было потрёпанных медведей-попрошаек, зады у которых были вытерты и голы, оттого что они часто на потеxy людям усаживались и «служили» за конфетку, за кусок булки.

28.Замените разговорное слово ВОН из предложения 23 стилистически нейтральным словом синонимом. Напишите это слово.

(23)«А я хоть в клетке согласна!» — крикнула Лина и быстро побежала по дорожке вон из зоопарка.

29.Замените просторечное слово ТЁТКИ из предложения 27 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

 (27)Она бежала вдоль забора, увидела вход в другую ограду, проскочила мимо тётки, разомлевшей под солнцем, упала на скамью, отдышалась и стала оглядываться.

30.Замените книжное слово (высокого стиля) МИРОЗДАНИЕ из предложения 49 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(49)Музыка звезд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания и летела сюда, к Лине, долго-долго летела, может, дольше, чем звездный свет.

31.Замените книжное слово (высокого стиля) СЛАВИЛ из предложения 52 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(52)Рожденный под этими звездами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и все живое на земле.

32.Замените разговорное слово УЙМА из предложения 10 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(10)– Причин уйма.

33.Замените разговорное слово УТЕХА из предложения 15 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(15)Никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников...

 34.Замените просторечное слово ПРИВОЛОКЛИ из предложения 18 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(18)А «торжество» науки месяц тому назад, когда приволокли в город последний автомобиль, когда бросили жребий и счастливчики могли по одному разу ударить машину кувалдой!..

35.Замените разговорное слово БАШКОВЫТЫЙ из предложения 20 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(20)– Вот увидите: еще появится башковитый человек, который всё подлатает.  

36.Замените разговорное выражение НЕ ПО СЕБЕ из  предложения 28 стилистически нейтральным наречием-синонимом. Напишите этот синоним.

(28)У мальчишки пересохло во рту, стало не по себе.

37.Замените разговорное слово УЛАМЫВАТЬ из предложения 30 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(30)Долго тебя уламывать?!

  38.Замените разговорное слово КОЛОТИТСЯ из предложения 33 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

 (33)Женщина на картине улыбалась таинственно-печально, и мальчик, отвечая на ее взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка.

39.Замените разговорное слово СВИСТОПЛЯСКА из предложения 45 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(44)Весь в ссадинах, разорванной одежде, с расшибленным локтем, он смотрел, как старухи с горящими глазами жевали беззубыми ртами куски холста, как мужчины разламывали золочёную раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья.

(45)Мальчишка стоял притихший в стороне от этой свистопляски.

40.Замените просторечное слово РЯВКНУЛ из предложения 53 стилистически нейтральным синонимичным выражением. Напишите это выражение.

(53)– Где ты болтался? – рявкнул отец.

41.Замените разговорное слово ВСЫПЛЮ из предложения 54 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

 (54)– Погоди, вот я тебе утром всыплю…

42.Замените разговорное слово УГОМОНИЛИСЬ из предложения 55 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(55)Наконец все угомонились.  



Предварительный просмотр:

ГИА – А3

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Название

Значение термина

Примеры

гипербола

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении

Глаза громадные, как прожекторы. (В.Маяковский)

В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский)

Не видел тебя целую вечность. Сто раз тебе повторять. Слёзы текут в три ручья.

метафора

Скрытое сравнение, в котором слово употреблено в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений (в метафоре содержится только ТО, с ЧЕМ сравнивается!)

Нос корабля, заря жизни, говор волн, град пуль, закат пылает, льётся речь.

Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда. (С.Есенин) 

Изба – старуха челюстью порога жуёт пахучий мякиш тишины. (С.Есенин)

Пустых небес прозрачное стекло…Густеет облаков волнистое руно…(Бунин)

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький)

сравнение, сравнительный оборот

Оригинальное, необычное сопоставление двух предметов или явлений (всегда есть ТО, ЧТО сравнивают, и ТО, С ЧЕМ сравнивают!)

Союзы: что, как, как будто, словно, точно.

Другие средства сравнения: похож, наподобие, подобен и др.

Сравнительная степень прилагательных: выше, красивее, зеленее, больше и т.д.

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Некрасов)

Как крылья доброй птицы, обнимают полукружья колоннады Казанского собора…(Л.Казакова)

И, как ребёнок после сна, дрожит звезда в огне денницы. (Бунин)

Как град посыпалась картечь. (Пушкин)

Её любовь к сыну была подобна безумию. (Горький)

Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака.

олицетворение

Изображение неодушевлённых предметов, наделяющихся свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно?(Тютчев)

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве. (Ю.Нагибин)

Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят: «Прощай!» (Есенин) Россия вспрянет ото сна. Уж небо осенью дышало. (Пушкин)

эпитет

Образное, необычное определение, его смысл требует пояснения. (подсказка: обычные определения из текста удалить без сохранения смысла нельзя, а эпитеты можно!)

Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. (Есенин) А ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер! Душу гложет чёрная тоска.

Мертвая тишина наступила после его выступления.

Петроград жил напряжённо, взволнованно, злобно, бешено.

фразеологизм

Устойчивые сочетания слов, лексически неделимые, целостные по значению (т.е. употребляются только как оборот речи, но не отдельными словами!)

Бить баклуши (бездельничать), водить за нос (обманывать), делать из мухи слона (преувеличивать), после дождичка в четверг (нечто несбыточное).

литота

Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении

Талии никак не толще бутылочной шейки. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить; мальчик с пальчик, мужичок с ноготок

А. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Пока Ирина мыла посуду, оттуда слышался её весёлый голос и Надин поощрительный смех.

2) Ирина хотела досказать: мы уйдём, а деревья останутся.

3) Тонкие росточки; и не скажешь, что деревья, как веточки.

4) Чистый и громкий звон рассыпался осколкам и по всему залу, застыл в складках кумачовой скатерти, спрятался под крышкой рояля, шмыгнул на подоконники и замер за тяжёлыми портьерами...

Б. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Мне даже показалось, что со мной не чужие люди, а беспокойная мама.

2) Поднимая на плечи свой рюкзак, я с удивлением заметила, что он стал каменно-тяжёлым.

3) Если смотреть на карту, то я, наверное, сейчас как раз в середине нашей страны.

4) Но стоит споткнуться, в нерешительности остановиться – сразу же со всех сторон тянутся руки, а двери часто, словно волшебные, сами открываются.

В. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются метафора и сравнение.

1) Какая польза в этой сумасшедшей гонке, выиграете несколько минут!

2) Глинистое полотно дороги стало влажным.

3) В ту же секунду «Карл» превратился в белое привидение.

4) Он посылал «Карла» вперед, как норовистого коня, протискиваясь сквозь поток машин.

Г. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Дед ставит на стол вазу, состоящую из двух частей: снаружи – хрустальный шар, внутри зелёного стекла – бокал с широким серебряным ободком.

2) Он круглолицый краснощёкий мальчик, зависший между матерью и отцом...

3) Дед-то учит, как олимпийский бог, – картинами мира.

4) Не говоря о том, что дед был рогом изобилия: он всё время мне что-нибудь открывал.

Д. Укажите предложение, в котором используется эпитет.

1) В казарму привезли раненого.

2) Уже одно это направляло симпатии к пострадавшему.

3) Доктор, пожилой человек, по-видимому, лично принимающий горячее участие во всей этой истории, сидел возле койки.

4) Его руки до плеч были татуированы фигурами тигров, змей, флагов, именами, лентами и цветами.

Е. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) «Задание выполнил», – докладывал он коротко.

2) Самолёт, на котором летал Яровой, почти ежедневно возвращался с пробоинами.

3) Все мы ожидали, что лейтенант молча уберёт снимок.

4) «А теперь его нет», – ответил он тихо бесстрастным голосом, в котором не было ничего, кроме сильной усталости.

Ж. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Бабушка вместе с дочерью Евгенией и внуком Леней к этому времени эвакуировалась из Ленинграда, а дед категорически отказался уезжать, поскольку считал, что война скоро закончится.

2) Они знали, что этот опасный путь был единственной ниточкой, связывавшей плацдарм с Ленинградом, и постоянно простреливали возможную трассу.

3) И вот в одну из таких поездок отцу пришлось сопровождать раненых.

4) Ему удалось договориться, и на машине, перевозившей раненых, нас в феврале 1942 года вывезли из города через Ладогу.

З. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Я тогда даже и не подозревал, что есть такое учреждение.

2) Они не раз дарили мне книги на день рождения.

3) На меня ее знания о книгах производили большое впечатление: о чем бы я её ни спрашивал, какую бы книгу ни называл, оказывалось, что она её или прочитала, или знает о ней, и я брал  книги у неё.

4) Школа наша была удивительная: в ней ещё сохранялись приметы былой гимназической жизни.

И.  Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег.

2) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх.

3) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом.

4) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков.

К. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Круглый шатер из оленьих шкур натянут на шесты.

2) Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой.

3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое.

4) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головешек.

Л. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры.

2) У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне.

3) Тусклое, едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое.

4) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло.

М. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза, полные участия и тревоги.

2) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу.

3) Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром.

4) Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста.

Н. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Из тумана выплыло девичье лицо, золотистое от полярного загара.

2) Москва-река была до набережных покрыта шевелящимся одеялом тумана.

3) Косматое нежаркое солнце садилось в леса.

4) Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря.

О. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) И вот перед костром между деревцами в розоватом отблеске пламени появились большие белые птицы, точно снежные комья.

2) И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке.

3) Стучим топорами по голым деревьям, и они звенят, как корабельные мачты.

4) Ветер на лету подхватил горящую солому и остервенело швырял её тяжёлыми пригоршнями в ночную степь.

П. Укажите предложение, в котором используется эпитет.

1) Чижов легко отыскал дом, в котором жил Дегтярёв: он знал маленький курортный городок, как свои пять пальцев.

2) Мобильник завибрировал, заскрёбся в ящике тумбочки, как жук в спичечном коробке.

3) Майское утро дышало особенной прелестью.

4) До сих пор во сне я вижу эту замерзшую, голую и печальную долину.

Р. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Исчезла под стеной сарая лиловая туша ноздреватого сугроба.

2) Жизнь была слишком интересной для того, чтобы ломать голову над её смыслом.

3) У самого горизонта море было лиловым, тревожным, предвещающим шторм.

4) Тусклый серый свет проходил сквозь маленькие круглые иллюминаторы.

С. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом.

2) Окна в кабинете полковника светились яркими огнями.

3) Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее.

4) Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города.

Т. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Дикий, торжествующий крик огласил пустынные берега.

2) До самого утра вокруг пылало небо, красные языки пламени видны были далеко в степи.

3) В море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде баржи, со стороны мола доносился грохот экскаваторов и лебёдок.

4) Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья.

1. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. (Пришвин М.)

1) олицетворение          2) метафора            3) фразеологизм               4) сравнение

2. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

На закруглениях он [поезд] кряхтел и останавливался. (Пришвин М.)

1) олицетворение          2) метафора             3) эпитет                          4) сравнение

3. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом - каждую осень встречаешь всё тот же огненный куст рябины. (Пришвин М.)

1) олицетворение           2) метафора            3) эпитет                         4) сравнение

4. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

Шатры чёрных ив нависают над головой. (Пришвин М.)

1) олицетворение           2) метафора            3) эпитет                       4) фразеологизм

5. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. (Пришвин М.)

1) олицетворение          2) метафора             3) эпитет                      4) сравнение

6. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Котелок сердится и бормочет на огне. (Пришвин М.)

1) олицетворение          2) метафора            3) эпитет                       4) сравнение

7. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше. (Солоухин В.)

1) олицетворение         2) метафора             3) эпитет                      4) сравнение

8. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Но и до сих пор я не знаю, как отнесся бы попутчик к моей просьбе насчет хлеба или ночлега, потому что, когда дошли до его деревни, он свернул с дороги на тропинку вдоль домов и сказал мне, дотронувшись до башлыка: "Ну, бывай здоров! Не падай духом..." (Солоухин В.)

1) олицетворение         2) метафора             3) фразеологизм          4) сравнение

9. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

 Но присесть было не на что, и я механически шагал, приминая рыхлый снежок и почти не продвигаясь вперед из этой бесконечной ночи к крохотному и недостижимому островку тепла и покоя, где теперь спит моя мать, не зная, что я бреду сквозь метельную темень. (Солоухин В.)

1) олицетворение        2) метафора              3) эпитет                      4) сравнение

10. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Значит, не было случая до этого, чтобы рассказать и облегчить душу. (Солоухин В.)

1) олицетворение        2) фразеологизм       3) эпитет                     4) сравнение

11. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Из сада слышался деловитый гул пчёл и нестерпимый треск кузнечиков.

1) метафора               2) эпитет                   3) олицетворение         4) фразеологизм

12. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Грудь ее [утки] была белая, спина тёмная, а маленькая плоская головка на тонкой шее кончалась клювом, острым, как шило.

1) олицетворение      2) сравнение            3) эпитет                      4) метафора

13. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

В этот утренний час неудержимо хочется спать, и, прикорнув за широкой спиною отца, я клюю и клюю носом.

1) фразеологизм          2) эпитет              3) сравнение                4) олицетворение

14. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Зима, мириадами алмазов искрится под месяцем снег.

1) эпитет              2) метафора               3) олицетворение          4) сравнение

15. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Трудна и неверна стрельба при обманчивом свете.

1) сравнение       2) метафора              3) эпитет                     4) олицетворение

16. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Мало того, стрелянный мною глухарь запел как ни в чем не бывало.

1) фразеологизм        2) метафора        3) эпитет                  4) сравнение

17. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Мы выходили из дома привычной дорогой, и перед нами раскрывалось залитое светом зелёное царство охоты.           1) сравнение     2) метафора            3) фразеологизм                    4) олицетворение

18. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Смеётся, играет на позеленевшем небе весеннее солнце.

1) олицетворение            2) сравнение                  3) метафора                   4) эпитет



Предварительный просмотр:

(1) Дед был добрым. (2) Это Лека знал точно. (3) Это он понял ещё тогда, когда телега, запряжённая в заморенную кобылу, привезла к сельсовету Леку с матерью да других женщин с ребятами и девчонками.

(4) Дело было вечером, и Леку сильно клонило ко сну, и хотелось есть, даже в голове чего-то свиристело. (5) У дома, где остановилась телега, сразу появились какие-то тётки в одинаковых серых платках, и Леке показалось тогда, что это все старухи. (6) Потом вперёд старух вышел дед с широкой бородой, и Лека ему сразу улыбнулся - уж больно хорошая борода была у деда, как ёлочная. (7) Белая, только кое-где серый волос пробивает.

(8) - Беженцы, - сказал кто-то из старух.(9) Дед быстро повернулся и сердито поправил:

(10) - Не беженцы, а экаиранные.(11) - Что в морду, что по морде, - ответил тот же злой старушечий голос.

(12) На приступку вышла тётка, в таком же, как у всех, сером платке и тоже похожая на старуху, и сказала негромко:(13) - Ну вот, бабы. (14) Теперь у нас гости. (15) Принимайте.

(16) Подошла к телеге, взяла на руки чью-то малышку и пошла по грязи, оскальзываясь, в сторону. (17) А за ней послушно пошла женщина, которая ехала вместе с Лекой и его матерью на одной телеге и чью малышку взяла тётка.(18) Лека смотрел по сторонам и боялся, что их не возьмут или что-нибудь скажут нехорошее. (19) Старухи стояли вокруг, глядя под ноги, и лишь одна та тетка, что увела беженку с ребенком, уходила вдоль улицы, прямо по лужам, не оборачиваясь назад.(20) Моросил мелкий, колючий дождик, и Лека весь промок в своём сером пальтишке с короткими рукавами, а меховой чёрный воротник блестел и топорщился, как будто налакированный. (21) Дождик стеклянно колючил воду в лужах, и Лека, посмотрев на лужу, увидел ноги, обутые в лапти. (22) Он даже не сразу понял, что это лапти; он никогда не видел их раньше, только на картинках в книжках, которые приносил отец. (23) Лапти были в коричневой грязи, надетые на грязные портянки и опутанные бечевой. (24) Лека смотрел на лапти и все удивлялся, потому что он думал, что лапти никто уже не носит, только в сказках.(25) Он поднял голову и увидел, что это тот старик с бородой. (26) А борода намокла, и с неё каплет, как с мочалки.(27) Дед протянул к нему сучковатые крепкие пальцы, и Лека прижался к матери. (28) Он подумал, что старик хочет схватить его, но тот сказал, улыбнувшись: (29) «Ну, иди, иди, внучек», - и взял Леку на руки.(30) Так они стали жить у деда Антона, и Лека звал его дедом. (31) Было в дедовой избе просторно, потому что жил он один, старуха померла ещё весной, и дед почему-то радовался, что она померла весной. (32) Лека удивлялся, чему это радуется старик, и долго думал об этом, но никак не мог понять, чему тут радоваться. (33) Сын у деда воевал, и Лека по слогам читал треугольные письма, которые приходили из действующей армии.(34) Дед Антон без конца заставлял Леку перечитывать эти треугольники, а сам молчал, дымил самосадом, пуская длинную и тонкую струю до самого потолка.(35) Потом Лека потел, краснел и огромными буквами выводил дедов ответ на обрывке газеты, который вырывал из своей тетради. (36) Письма у деда получались всегда одинаковые и короткие. (37) Лека даже наизусть знал, что будет диктовать дед: (38) «Здравствуй, дорогой сыночек Иван Антонович! (39) Письмо твоё получил. (40) Я, слава богу, жив-здоров, чего и тебе желаю. (41) Квартиранты мои тоже ничего...»(42) Тут дед говорил «фатеранты» и «тож», но Лека сам исправлял дедовы выражения: ведь нельзя же было писать неграмотно в действующую армию.

(43) «...Усадьба тоже ничего. (44) В колхозе дела такие...».(45) Дальше дед перечислял, какие дела в колхозе, а кончалось письмо такими словами: (46) «Воюй, сыночек Иван Антонович, спокойно, не волнуйся, у нас тут как-нибудь. (47) Через тебя передаю привет всей Красной Армии».(48) И дальше, после таких правильных слов, вдруг дед заканчивал: (49) «Жду ответа, как соловей лета».(50) Сколько Лека ни уговаривал его не писать этих слов, дед настаивал. (51) А примерно раз в месяц он собирал в мешочек самосад и зашивал его суровыми нитками. (52) Вечером, когда приходила Лекина мать, он просил ее написать химическим карандашом на белом мешочке из-под муки номер полевой почты своего сына. (53) Этого он даже Леке не доверял. (54) И Леке приходилось лишь лизать палец и мочить то место на мешочке, где мать должна была писать букву.

A1В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой считал, что дед Антон был добрым?»    1) (6) Потом вперёд старух вышел дед с широкой бородой, и Лека ему сразу улыбнулся - уж больно хорошая борода была у деда, как ёлочная.    2) (24) Лека смотрел на лапти и всё удивлялся, потому что он думал, что лапти никто уже не носит, только в сказках.    3) (28) Он подумал, что старик хочет схватить его, но тот сказал, улыбнувшись: 29) «Ну, иди, иди, внучек», - и взял Леку на руки.    4) (34) Дед Антон без конца заставлял Леку перечитывать эти треугольники, а сам молчал, дымил самосадом, пуская длинную и тонкую струю до самого потолка.

A2Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «ВЫВОДИЛ»(предложение 35).   1) вёл                    2) старательно писал     3) уводил     4) освобождал

A3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.     1) У дома, где остановилась телега, сразу появились какие-то тетки в одинаковых серых платках, и Леке показалось тогда, что это все старухи.     2) «Что в морду, что по морде», - ответил тот же злой старушечий голос. 3) Потом вперёд старух вышел дед с широкой бородой, и Лека ему сразу улыбнулся - уж больно хорошая борода была у деда, как ёлочная.  4) Дед Антон без конца заставлял Леку перечитывать эти треугольники, а сам молчал, дымил самосадом, пуская длинную и тонкую струю до самого потолка.

A4Укажите ошибочное суждение.    1) В слове «ДЕВЧОНКАМИ» (предложение 3) 3 глухих согласных звука.

2) В слове «БЕЛАЯ» (предложение 7) звуков больше, чем букв.    3) В слове «ВОЗЬМУТ» (предложение 18) мягкость согласного [з’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).   4) В слове «СТРУЮ» (предложение 34) все согласные звуки твёрдые.

A5Укажите слово с чередующейся гласной в корне.   1) клонило (предложение 4)    2) пробивает (предложение 7)     3) увела (предложение 19)     4) картинках (предложение 22)

A6В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?   1) на приступку (предложение 1     2)2) привет (предложение 47)     3) примерно (предложение 51)    4) привезла (предложение    3)    

A7 В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?    1) действующей (предложение 33)   2) длинную (предложение 34)     3) стеклянно (предложение 21)   4) заканчивал (предложение 48)

B1Замените разговорное слово «больно» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

B2Замените словосочетание «в дедовой избе» (предложение 31), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

B3Выпишите грамматическую основу предложения 1.

B4Среди предложений предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

B5В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

Воюй, (1) сыночек Иван Антонович, (2) спокойно, (3) не волнуйся, (4) у нас тут как-нибудь.

B6Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

B7В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Он даже не сразу понял, (1) что это лапти; он никогда не видел их раньше, (2) только на картинках в книжках, (3) которые приносил отец.

B8Среди предложений 16-21 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

B9Среди предложений 30-36 найдите сложное предложение с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.



Предварительный просмотр:

Тест по русскому языку «Орфография. Чередующиеся гласные в корне слова»

1. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

И отсвет завоевания Кавказа русскими коснулся городка - где-то здесь в великой печали жил пленный Шамиль и горцы, которые его сопровождали. Они слонялись по узким улочкам, и их безумный тоскующий взор напрасно искал на горизонте гряду гор. (Железников В.)

2. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

И в этой кутерьме Ленка целыми днями носилась по городу. Она не уставала удивляться странностям жизни: грачи улетали, чтобы обязательно вернуться; паром вытаскивали из воды, чтобы весной вновь опустить на реку; деревья опадали, чтобы снова обрасти молодыми и крепкими листьями. Вот такая у нее была славная и интересная жизнь.(Железников В.)

3. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Когда повезёт побывать у моря, мы не только купаемся, загораем, но и находим время собрать горстку обточенных волнами камушков. Зачем? Да просто так, ради забавы. (Шпагин М.)

4. Выпишите из предложения слово с чередующейся гласной в корне:

Так дом стоял себе и стоял, всегда переполненный людьми, хотя мужчины Бессольцевы, как и полагалось, уходили на разные войны и не всегда возвращались.(Железников В.)

. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

В лесу было очень много людей. Брели старики, опираясь на палочки. Шли целые семьи. Маленьких детей вели за руки или несли на плечах. Одни плакали, другие молчали, третьи разговаривали. (Рысс Е.)

6. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Лесной домик стоял в стороне от дороги. Тропинка, которая вела к нему, давно заросла травой. Соломин и сам чуть не заблудился, а не бывавшему тут человеку ни за что бы сюда не добраться. (Рысс Е.)

7. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Коля вскочил, подбежал к окну и, встав на ящик, высунул голову. Высоко над землей стремительно неслись облака. Порой они заволакивали все небо, порой расходились, и тогда мелькали одинокие звёзды или край луны освещал сонную землю. (Рысс Е.)

8. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Храпящие лошади потащили повозки через пни, валежник и корни. Машины обдирали бока о стволы деревьев, сосновые ветки срывали брезенты с телег и грузовиков.(Рысс Е.)

9. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Холм круто обрывался, дорога шла вниз. Коля и Лена остановились. Лесистую равнину пересекала серебряная река. На берегу реки раскинулся Запольск. Среди зеленых крон деревьев виднелись крыши. Разноцветные домики стояли шеренгой вдоль берега. (Рысс Е.)

10. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Погреб давно собирались сломать, но пока он служил ребятам отличным местом для игр. Это была наша пещера. Иногда мы превращали погреб в корабельную каюту. Правда, хозяева дома нередко выгоняли нас из погреба, но мы тайком снова проникали туда. (Коковин Е.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОДГОТОВКА К ОГЭ

Слайд 2

СИНОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, близкие по значению. Например: ученик - школьник, бежать - мчаться, трудный - сложный. СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА - это слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.

Слайд 3

Например: слово бродить является нейтральным по сопоставлению с книжным блуждать и просторечными шататься, шляться; будущий — по сопоставлению с книжным грядущий; взгляд — по сопоставлению с взор; глаза — по сопоставлению с очи;

Слайд 4

1. Замените словосочетание ВСЕГО НИЧЕГО из предложения 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (14)Мне кажется, что их здесь всего ничего, мне одному не хватит, а тут ещё дедушка, как маленький, ест да ест. 2.Замените слово ПРИМЕТИТ из предложения 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (18)Направляясь домой, Варя никак не минует переезда, и Лёшка её сразу приметит, а она его нет.

Слайд 5

3.Замените фразеологизм НА ВЕКИ ВЕЧНЫЕ из предложения 9 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите этот синоним. (9)Нина, возбуждённая и разнеженная красотой тёплой летней ночи, предложила Боброву свою дружбу на веки вечные.

Слайд 6

4.Замените слово УЖАСНО из предложения 5 на стилистически нейтральный синоним. Напишите этот синоним. (5) Мише это повторение вскоре ужасно надоело. 5.Замените слово БУМАЖЕК из предложения 19 синонимом официально-делового или научного стиля. Напишите этот синоним. (19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек

Слайд 7

6.Замените слово ЗАВАЛИТЬ из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. ( 19)Порой случалось ему завалить даже осторожную антилопу орикс , и тогда уж кот пировал на славу. 7.Замените слово РАЗУМЕЛ из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. ( 13)Под волей он разумел свободу. 8.Замените индивидуально-авторское слово НАСТЫЛЫЕ из предложения 15 общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним. (15)С раннего утра ползли они по улицам, огромные синие вагоны, зимой залепленные снегом, с наглухо замерзшими стеклами, настылые , мрачные; летом пестреющие женскими шляпками, с империалом, то над чем-то хохочущим, то мирно созерцающим окрестный пейзаж...

Слайд 8

Найдите в каждом предложении грамматическую основу: 1. Это многое в тебе объясняет. 2. Теперь она не будет ни спать, ни есть. 3. Почему-то раньше всё было просто. 4. Я целую чистые, святые руки твои! 5. Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку. 6. И моя работа делает меня молодым и счастливым. 7. На первый взгляд, найти анаграмму к одному слову не так-то и трудно.

Слайд 9

8. Круглые электрические часы с освещённым изнутри циферблатом показывали без четверти одиннадцать. 9. Какой приказ отдаст он своему воину? 10. Кусты рододендрона здесь особенно жирные, мясистые. 11. В такие минуты думаешь о какой-то безысходности. 12. Или была им недовольна? 13. Кларнет - её любимейший инструмент! 14. С волнением и любопытством посмотрев на тёмное здание школы, вдруг заметил он справа, в темноте парка под густыми акациями, красный огонёк, пробивающийся меж ветвей.

Слайд 10

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ . 1. говорил с тревогой – 2. ждал с напряжением – 3. охранял с заботой – 4. глядел со смущением – 5. уезжал со спокойствием - 6. отзывался с гордостью – 7. сделал с аккуратностью – 8. плакал без звука - 9. поступил без жалости -

Слайд 11

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ. 1. жалостно посмотрел – 2. смело спрыгнул – 3. устало шагал – 4. осторожно слез – 5. спокойно делал – 6. беззаботно жил - 7. бесшумно едет - 8. бесстрашно бросился – 9. бездушно пел –



Предварительный просмотр:

Тест  Грамматическая основа предложения» №3

•        Из предложений  выпишите грамматическую основу:

1.        В корчме не было ни одной женщины. (Б.Акунин)

2.        После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной.(Г.Голубев)

3.        Отправив связного с сообщением, Рябинкин велел бойцам выполнять этот его приказ. (В.Кожевников)

4.        Одинокая чайка, подхваченная ветром, ослепительно белая в свинцовом небе, косо пронеслась над лесом, ныряя и остро махая крыльями. (Ю.Бондарев)

5.        Вскоре отец с матерью ушли на работу. (А.Мусатов)

6.        Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. (К.Паустовский)

7.        Ланового вдруг перевели на административную работу в штаб округа. (А.Беляев)

8.        После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. (А.Иванов)

9.        Солнце косыми лучами освещало птичий розовый остров. (И.Соколов-Микитов)

10.        Дом с подветренной стороны по самую крышу занесло снегом. (В.Свинцов)

11.        С косогора была далеко видна молчаливо утонувшая в сумраке окрестность.

12.        Темный профиль Захарова, склонившегося над картой, четко выделялся на бумаге.

13.        Зимой он стал появляться у нас чуть ли не каждый день.

14.        Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу.

Тест  Грамматическая основа предложения» №4

•        Из предложений  выпишите грамматическую основу:

1.        Закрыл на минуту глаза, стараюсь дышать глубже.

2.        На реке было еще прохладно, тихо.

3.        Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу.

4.        Он сел на мельничный жернов, положил подбородок на кулаки и стал  терпеливо ждать, не спуская глаз с калитки.

5.        Дарья вскочила, и всё ещё взволнованная своим рассказом, принялась накрывать на стол.

6.        Тёмная вода, громады утесов на берегу и молчаливый лес так гармонировали друг с другом и создавали картину, полную величественной красоты.

7.        Поздним вечером поставили диагноз.

8.        Величайший патриотизм – страстное, беспредельное желание блага Родине.

9.        Сокрытое неприступными берегами, горное озеро на первый взгляд казалось изумрудным.

10.        Кузьмин был застенчив, мягок с окружающими.

11.        В горах прошумели весенние, с грозами, дожди, и за одну ночь Кубань взбурлила и, вырвавшись из ущелья, поднялась над берегами, и, зеленея, вербы теперь стояли наполовину в воде.

12.        Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно красиво.

13.        С косогора была далеко видна молчаливо утонувшая в сумраке окрестность.

14.        Слона-то я и не приметил.



Предварительный просмотр:

Все исключения из правил

 1)Чередующиеся корни:

1. Гар-гор, клан-клон, твар-твор.              Исключения: выгарки,  изгарь, пригарь, утварь.

2.Раст-рост-ращ-рос.            Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, прорость, заросток.

3. Скак-скоч.                       Исключение: скачок.

4. Плав-плов.   Исключения: пловец, пловчиха, плывун.

5. Зар-зор.     Исключения: зорянка, зоревать.

6. Лаг-лож, кас-кос.     Исключения: полог.

7. Равн-ровн.     Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень, равнение.

8. Мак-мок.    Надо запомнить: промокать, промокашка, промокательная бумага.

9.Бер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, тер-тир, блест-блист, жег-жиг, стел-стил, чет-чит.

Исключения: сочетать, сочетание, чета.

 2)Гласные после шипящих:

Исключения:  брошюра, парашют, жюри,  шорты, трущоба, крыжовник, шорох, шов, капюшон, мажорный, чопорный, жокей, шоколад.

 3) Гласные после Ц.

Исключения: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц, цыкнуть  

 3. сверх-, меж-, иноязычные приставки.       Взимать.

  5) Причастия   Исключения:

а) раненый, но израненный или раненный в ногу;

б) посажёный отец, названый брат, приданое невесты, смышлёный,  конченый человек;

в) кованый, жеваный, плёваный, рёваный;

г) нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, виденный, читанный, желанный, священный, медленный;

д) достоин (достойный), удостоен.

 6) Прилагательные

Исключения:а) стеклянный, оловянный, деревянный;  

б) ветреный, но безветренный;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Тест по информатике для самостоятельной подготовки и подготовки к зачёту

Тест содержит 2 типовых варианта по 15 вопросов в каждом по MS Excel и MS Access....

Современная система подготовки юных футболисток групп начальной подготовки

В методических рекомендациях программе обобщен отечественный и зарубежный опыт подготовки юных футболисток, программа может быть использована тренерами по футболу,  работающими  с девушками ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»

Данные методические указания определяет порядок выполнения и требования к содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы (далее – ВКР) обучающихся колледжа, осваивающих основные профе...

Рабочая программа дисциплины "Корпоративные финансы" направление подготовки 38.03.01 Экономика. Профиль подготовки Налоги и налогообложение (программа академического бакалавриата)

Целью освоения дисциплины «Корпоративные финансы» является формирование комплекса знаний об организационных, научных и методических основах организации и управления финансами корпораций (организаций),...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.14. Информационные технологии в профессиональной деятельности программы подготовки специалистов (ППССЗ) базовой подготовки по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Рабочая программа разработана на основе ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, утвержденного приказом Министерства образования и наукиРЫ от 12 мая 2014г. №508....