Развитие коммуникативной компетентности на уроках казахского языка
статья на тему

Оканова Рауза Мутаевна

             На начальном этапе обучения казахскому языку закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие учащихся на элементарном уровне. При этом приоритетными являются развивающее - образовательные аспекты обучения казахскому языку, связанные с формированием у учащихся желания овладеть казахским языком как средством общения и взаимодействия с другой национальной культурой. Коммуникативная направленность в обучении языку находит возможность реализации в системе игр и игровых приемов. В нее входят сюжетные игры и игровые ситуации.
     Сюжетным играм предшествуют так называемые «предметные» игры. Они составляют основу речеигровых действий с предметами, создают условия перехода к игре-общению, в которой учащиеся берут на себя определенные роли. Сюжетно-ролевые игры, где учащийся ставится перед необходимостью на мотивационной основе что-то описать, прокомментировать, объяснить, рассказать, показать или сделать, способствуют эффективности общения. Например тема урока «Приглашение в гости» в 6 классе.

Игра  «В гостях». Как известно, современный урок ориентирован на овладение каждым учащимся совокупностью компетентностей как результатов обучения. В соответствии с этим воспринимаются как средство достижения трех основных компетентностей: компетентность решения проблем и самоорганизация; компетентность информирования; компетентность коммуникативная.
      Компетентность разрешения проблем и самоорганизация позволяет определить проблему в различных ситуациях, оценивать ответственные решения, оценивать последствия своего решения, ставить цель своей деятельности, определять условия необходимые для ее разрешения, планировать и организовывать процесс ее достижения, а также осуществлять самоорганизацию и самооценку своей деятельности и ее результатов.
     Информационная компетентность позволяет принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации, самостоятельно находить, анализировать, отбирать информация, в т.ч. при помощи современных компьютерных технологий ; обрабатывать информацию, применяя логические операции(анализ, синтез, обобщение, структурирование, доказательство, обобщение, структурирование, доказательство, обобщение, систематизация материалов).
      Коммуникативная компетентность позволяет использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникации для решения своих задач в конкретных жизненных ситуаций, выражать свою точку зрения, в соответствии с нормами этикета строить коммуникацию в группе людей с людьми для получения общего результата. Выбор способа обучения должен быть обусловлен характером планированных результатов. Результаты урока это знания, умения и навыки, ориентирующие учащихся на самостоятельное образование, самосовершенствование. Компетентность это совокупность свойств и характеристика личности. Компетентность характеризует способность ученика реализовать свой человеческий потенциал для учебной деятельности.
     

 

                                                                                                                            

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативной компетентности на уроках казахского языка

             На начальном этапе обучения казахскому языку закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие учащихся на элементарном уровне. При этом приоритетными являются развивающее - образовательные аспекты обучения казахскому языку, связанные с формированием у учащихся желания овладеть казахским языком как средством общения и взаимодействия с другой национальной культурой. Коммуникативная направленность в обучении языку находит возможность реализации в системе игр и игровых приемов. В нее входят сюжетные игры и игровые ситуации.
     Сюжетным играм предшествуют так называемые «предметные» игры. Они составляют основу речеигровых действий с предметами, создают условия перехода к игре-общению, в которой учащиеся берут на себя определенные роли. Сюжетно-ролевые игры, где учащийся ставится перед необходимостью на мотивационной основе что-то описать, прокомментировать, объяснить, рассказать, показать или сделать, способствуют эффективности общения. Например тема урока «Приглашение в гости» в 6 классе.

Игра  «В гостях». Как известно, современный урок ориентирован на овладение каждым учащимся совокупностью компетентностей как результатов обучения. В соответствии с этим воспринимаются как средство достижения трех основных компетентностей: компетентность решения проблем и самоорганизация; компетентность информирования; компетентность коммуникативная.
      Компетентность разрешения проблем и самоорганизация позволяет определить проблему в различных ситуациях, оценивать ответственные решения, оценивать последствия своего решения, ставить цель своей деятельности, определять условия необходимые для ее разрешения, планировать и организовывать процесс ее достижения, а также осуществлять самоорганизацию и самооценку своей деятельности и ее результатов.
     Информационная компетентность позволяет принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации, самостоятельно находить, анализировать, отбирать информация, в т.ч. при помощи современных компьютерных технологий ; обрабатывать информацию, применяя логические операции(анализ, синтез, обобщение, структурирование, доказательство, обобщение, структурирование, доказательство, обобщение, систематизация материалов).
      Коммуникативная компетентность позволяет использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникации для решения своих задач в конкретных жизненных ситуаций, выражать свою точку зрения, в соответствии с нормами этикета строить коммуникацию в группе людей с людьми для получения общего результата. Выбор способа обучения должен быть обусловлен характером планированных результатов. Результаты урока это знания, умения и навыки, ориентирующие учащихся на самостоятельное образование, самосовершенствование. Компетентность это совокупность свойств и характеристика личности. Компетентность характеризует способность ученика реализовать свой человеческий потенциал для учебной деятельности.
     В процессе урока применяемые технологии для достижения знаний и компетентностных результатов принимаю характер интерактивности, призванные активизировать учебную деятельность ученика. В современной педагогике существуют более сорока наименований видов интерактивных технологий. Все они нацелены на активацию самостоятельной учебной деятельности учащихся и ориентированы на достижение результатов. Интерактивные технологии имеют смысл только тогда, когда мы заставляем ученика что-нибудь сделать, совершить. Интерактивная технология это не вопрос, задаваемый учащимся, а привлечение их к действию.
     Конечную цель своей работы на поприще преподавателя казахского языка я вижу в том, чтобы мои учащиеся не только овладели казахским языком. но и шли на мои уроки с любовью и интересом. Для выполнения этой задачи я использую на своих уроках различные типы уроков, различные методы и приемы, их сочетание на уроках.

Большим подспорьем является наглядность картинки, картины, буклеты по темам, национальная одежда, схемы, таблицы с падежными оконча-^иями, рисунки, поделки и многое другое. Кроме того, на уроках я использую разнообразный раздаточный материал - это карточки, тесты, пословицы и поговорки. При подготовке определенных тем я стараюсь подобрать такой тип урока, который более всего соответствует содержанию материала.

Так, например, в своей работе я ислользую такие типы уроков:

  1. Повторительно-обобщающий /«Части тела человека»/.
  2. Урок-портрет по Абаю Кунанбаеву.
  3. Урок-беседа /«На уроке казахского языка/.
  4. Урок объяснительно-иллюстрационный /«Национальные блюда/.
  5. Урок-закрепление новых знаний. умений. навыков /«Наша Отчизна»/.

    Методы и приемы, применяемые мною на уроках казахского языка:

  • Тестирование,        повторение пройденного материала на грамматические задания - это падежи, глаголы, числительное, окончания множественного числа существительных и т.д.
  • Кроссворды на разные тьмы: «Овощи и фрукты»; «Наурыз», «Национальные инструменты» и другие.
  • Имитация профессий на уроке по теме «Моя будущая профессия». На этом уроке, прежде чем начать тему, учащиеся по одному выходят и имитируют. Например, профессия «парикмахер»: показывают, как постригать волосы, профессия врача: показывают, как слушать дыхание больного, профессия «портной»: показывают, как шьет портной, закройщик: показывают, как делать выкройки, обувщик: стучат молотком по гвоздю, а станочник: как стоять у станка. Перед этими сценками я даю учащимся 5 минут для подготовки. Другие учащиеся отгадывают по движениям, какую профессию имитировал ученик. Таким образом я заинтересовываю учащихся новой темой. Только после этого даю новые слова - названия профессий, словосочетания, затем текст.
  1. Работа с учебником.
  2. Работа с картинками, с рисунками, с альбомом на уроках.
  3. Бригадный метод по теме «Времена года». Группа делится на 4 бригады. Первая бригада - время года «зима» (сильная группа). Отвечают на вопросы, ответы переводят. Вторая бригада - это учащиеся, которые учатся на четверки, они получают задание полегче. Третья и четвертая бригады - время года «лето», «осень». Времени на эту работу дается 15 минут. Затем учащиеся выходят и рассказывают, задают друг другу вопросы, т.е. участвуют все до единого.
  4. Самостоятельная работа. Учащиеся переводят данные тексты. Это тип приемов, в основе которых лежит анализ, результат. Учащиеся с удовольствием работают на уроках.

Используя традиционные типы и приемы на уроках, разработала урок в компьютерном классе в соответствии с моей проблемной темой "Развитие коммуникативных способностей учащихся на уроках казахского языка в условиях профессиональной коррекционной школы». Любовь к предмету можно также прививать при помощи игр. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

  1. Развлекательная игра (основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес к предмету).
  2. Коммуникативная игра. Освоение диалектики общения. 3. Интеллектуальные игры (умственные).

При подготовке игр на разные темы особое внимание уделяю профессиональной направленности, связанной с жизнью, с профессиями. Также во время урока можно проводить игры в виде соревнования по рядам. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

4. Игра-диалог. Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Ученик должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки. Суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку. Эти игры я провожу на заключительных обобщающих уроках. После чего проводится анализ. Этап анализа - это обсуждение и оценки результатов игры. Выступления учащихся, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов.

Также большую роль играет на уроке раздаточный материал. Это карточки на падежные окончания. На каждый падеж я разработала по 15 карточек. Все карточки с разными заданиями. Сильным - трудное задание, средним - среднее, слабоуспевающим - соответствующее задание. Отсюда можно делать вывод, что сильные учащиеся быстро выполняют любое задание, а слабоуспевающие плохо справляются с заданием. Поэтому некоторые учащиеся нуждаются в индивидуальном подходе. Для более эффективной работы я подхожу к обучению индивидуализированно, так как все учащиеся разные по степени умственного развития и багажа знаний. В процессе учебно-воспитательной работы с группой я взаимодействую с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности. Цель индивидуализированного подхода - содействие средствами индивидуализации в выполнении учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся. Главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащихся в школе и дома. Это урочная работа с классом в целом а остальная часть - индивидуальный подход к тем учащимся, которые нуждаются в помощи.

В процессе урочной и индивидуальной работы на уроке казахского языка я создаю ситуации сотрудничества: я учу ученика (учитель - ученик), работа с учебником (ученик-учебник-учитель), индивидуальную парную (один учит другого), групповую (один одновременно учит многих), колпективную (каждый учит каждого}. Эти организационные формы обучения помогают учащимся использовать практический опыт, формируют пргвычку оказания помощи, уважительное отношение друг к другу.

Подводя итоги своей рабсть по казахскому языку я могу определить отношение учащихся к предмету, ситуацию их комфортности на уроке. выявить негативные и позитивные стороны. Принять меры для изменения ситуаций как педагог

В программе есть большой раздел - это «Национальные традиции и обычаи». Чтобы стимулировать интерес к этому разделу приходится работать очень много. Я рассказываю ребятам историю жизни казахского народа, знакомлю детей с народными традициями и обычаями. Урок «Национальная одежда» я начинаю с «Легенды об узорах».

Национальные костюмы голозные уборы, жилеты, жакеты, ковры - все у казахов расшито узорами. А что это за узоры. что они обозначают, знают далеко не все. Например, в доме висит ковер с узорами ручной работы. Посторонни/ з-а.ощий человек, заходя в дом, определял по узорам, сколько человек в этой семье, сколько взрослъх девушек и маленьких детей. Ведь каждый вытканный узор что-то обозначает, несет какую-то и.нфорг/ацию.

Например, символ Реслублики Казахстан Государственный Флаг имеет узор - орнамент. Он обозначает духовную культуру казахского народа.

Реализуя модульную программу через использование элементов личностно ориентированного обучения, я пришла к выводу. что это способствует развитию активности учащихся на уроках казахского языка и литературы через связь предмета с будущей профессией прививает любовь к языку, формирует самостоятельность. расширяет кругозор, т.е. помогает им адаптироваться в современном обществе.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование медиатехнологии при формировании коммуникативных навыков на уроке английского языка

На современном этапе развития общества госудрству нужны специальсты, владеющие иностранным языком не на пассивном уровне (умеющем читать и переводить), а способные общаться с представителями других го...

Использование коммуникативных методов на уроках иностранного языка

В этой статье рассматривается применение коммуникативных методов на уроках английского языка. Проанализированы теоретические работы в области использования английского языка для целей реальной коммуни...

Использование коммуникативных методов на уроках иностранного языка

В этой статье рассматриваются коммуникативные методы, которые применяются на уроках английского языка. Проанализированы теоретические работы в области использования английского языка для целей реально...

обобщение педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития коммуникативной компетентности обучающихся начального и среднего профессионального учебного заведения ».

         В связи с переходом к ФГОС второго поколения особо актуальным и необходимыми становятся не только  знания, но и знания о том, как и где их применить. Ещё ...

Формирование лингвистической культуры на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативной компетентности студентов .

В статье обсуждается важность самостоятельной реферативно-исследовательской работы студентов в формировании коммуникативной компетентности при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи&qu...

Методическая разработка внеаудиторного занятия "Тренинг-как форма развития коммуникативной компетентности студентов"

Методическая разработка внеаудиторного занятия "Тренинг-как форма развития коммуникативной компетентности студентов"...