рабочая программа по предмету "культура речи" 8-9 класс
календарно-тематическое планирование на тему

Собакина Елена Серафимовна

Рабочая программа по предмету "Культура речи" для 8-9 класса. Календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kr_8-9.docx58.8 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Рабочая программа по предмету «Русский язык и культура речи» для 8-9 классов  разработана в соответствии с приказом  департамента образования и науки Костромской области №1312  от 10.08.2014 г. «Об утверждении регионального базисного плана для образовательных учреждений Костромской области, реализующих программы общего образования» и в соответствии с  учебным  планом   МОУ Пыщугская СОШ.

Актуальность программы «Русский язык и культура речи»  связана с падением уровня речевой культуры в обществе. В содержании современного практико-ориентированного обучения акценты перемещаются с изучения языковой системы, с формирования языковой (лингвистической) компетентности на речевое развитие учащихся, на формирование коммуникативной компетентности, иначе говоря – на личностное развитие, на социализацию и выработку коммуникабельности как способности к речевому общению, на осознание ценностей культуры и норм общества, закрепленных в языке.

Рабочая программа также направлена на решение основных проблем, связанных с развитием культуры устной и письменной речи учащихся при подготовке к ГИА.

Цели курса

  1. Привить учащимся интерес к культуре речи как одному из средств их обучения, воспитания и развития.
  2. Научить учащихся владеть правильной и уместной речью.

Задачи курса

  1. Познакомить учащихся с основами знаний о речи, о её важнейших коммуникативных качествах.
  2. Дать представление о правильности как основном критерии хорошей речи, познакомить с основными нормами современного русского литературного языка, добиться их соблюдения.
  3. Обучить школьников владеть речевым аппаратом, техникой речи.
  4. Дать представление о системе стилей литературного языка, о жанрах, используемых в учебно-речевых ситуациях, подготовить к созданию различных текстов.
  5. Научить школьников анализировать речь чужую и свою собственную.
  6. Помочь в определении стиля общения и формы речевого поведения.
  7. Подготовить учащихся к написанию экзаменационного изложения, сочинения-рассуждения  и сдаче ГИА.

Общая характеристика учебного предмета

Занятия данного учебного курса включают в себя лекционный курс, большой объем дидактического материала, различные практические и контрольные задания, необходимые обучающимся как при изучении русского языка, так и других общеобразовательных предметов, а также при подготовке и сдаче русского языка  на государственной (итоговой) аттестации. Для успешного овладения материалом используется коллективная, групповая и индивидуальная деятельность учащихся; значительное место отводится самостоятельной работе.

Следует помнить, язык является объективной данностью, он вне наших стараний его сгубить или изувечить; наоборот, стиль поведения в языке мы выбираем сами. Для успешного общения недостаточно существования развитого языка. Важную роль играет качество его использования или качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников. А под коммуникативной языковой компетенцией понимается совокупность лингвистических (знания языковой системы), социолингвистических (владение социальными нормами: речевым этикетом, нормами общения между представителями разных возрастов, полов и социальных групп) и прагматических (навыки использования языковых средств в определённых функциональных целях, распознавания разных типов текстов, умение выбирать языковые средства в зависимости от особенностей ситуации общения и т.п.) знаний и умений, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность с помощью речевых средств.

В ходе реализации Программы обучающиеся смогут не только познакомиться с такими понятиями, как: языковые  нормы (орфографические, пунктуационные, орфоэпические, лексические и др.), - но и создавать конкретные тексты в устной и письменной речи в соотношении с нормами.

Обучение русскому языку и культуре речи необходимо осуществлять на коммуникативно-деятельностном подходе, который заключается в уподоблении учебного процесса процессу коммуникации, что предполагает речевую направленность преподавания, приближенность учебной деятельности к естественным условиям общения.

Место  предмета в учебном плане

 « Русский язык и культура речи» является предметом регионального компонента. В 8-9 классе на изучение отводится 67 часов: из них  в  8 классе -34 часа ( по 1 часу в неделю), в 9 классе – 33 часа ( по 1 часу в неделю). Из них на выполнение контрольных работ 4 часа: по 2 часа в каждом классе.

Требования к уровню подготовки выпускников

1. По окончании изучения курса учащиеся должны получить общее представление об истории развития языка, функциях языка и речи  и приобрести следующие базовые знания:

о языковых нормах:

орфографических, пунктуационных, орфоэпических, лексических

-     о коммуникативных качествах речи;

-     о видах речевой деятельности и значении слушания;

о тексте и некоторых методах разработки темы;

об основных риторических приемах как средствах организации выразительности речи.

2. В процессе обучения учащиеся должны овладеть следующими умениями:

  • видения в тексте орфографических, пунктуационных ошибок;
  • умения отбирать лексические средства при составлении текстов;
  • применения орфоэпических норм литературного языка в речи;
  • разработки темы и развернутого плана выступления (сочинения);
  • использования некоторых риторических приемов для улучшения восприятия выступления (сочинения);
  • группового взаимодействия в процессе подготовки и произнесения публичного выступления.

3. В процессе обучения школьники должны приобрести следующие навыки:

  • грамотного письма;
  • написания сочинения на лингвистическую тему и по заданной фразе;
  • написание сжатого изложения
  • публичного выступления и межличностного общения;
  • анализа текста;
  • активного слушания;
  • установления контакта с аудиторией.

Содержание учебного предмета

  • Обучение культуре речи и формирование мотивации учения при овладении нормами литературного языка.
  • Обучение сочинению-рассуждению по тексту на лингвистическую и морально-нравственную тему.
  • Обогащение словаря и грамматического строя речи учащихся:
  • обучение лексике и фразеологии;
  • изучение и практическое освоение тропов и фигур речи.

  • Обучение речевой деятельности. Умение пользоваться всеми видами речевой деятельности как основой коммуникативной компетентности личности. Развитие связной речи в ходе реализации текстоцентрического принципа обучения:
  • текст как образец для языкового анализа;
  • текст как образец для изложения;
  • текст творческой работы для редактирования.

 Общие сведения о языке. Культура речи и языковая норма. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире. Язык и речь. Функции языка.  Язык и культура. Культура и этика общения. Понятие литературного языка. Нелитературные формы языка.  Нравственность человека и речевая культура.

Виды и классификация речевых и грамматических  ошибок. Практическая работа по редактированию текста с ошибками.  

Языковые нормы. Орфоэпия. Норма ударения и акценты смещения в русском языке. Языковые нормы. Орфография.  Трудные случаи орфографии.  Орфограмма– буква. Орфограмма – дефис. Орфограмма – пробел. Лексические нормы русского языка. Значение слова.  Языковые нормы. Пунктуация. Разделительные знаки препинания.  Выделительные знаки препинания. Интонация предложений с данными знаками препинания.

Изобразительно-выразительные средства речи. Стилистические фигуры речи.

Стили речи.  Типы речи.

Понятие о тексте. Тема. Основная мысль. Проблема. Рассуждение. Структура рассуждения.  Тезис. Доказательство. Аргументация. Композиционные приемы построения высказывания на лингвистическую тему.  

Знакомство со способами сжатия текста. Сжатое изложение.

Язык и культура. Культура и этика общения. Азбука общения. Что такое общение. Ситуация общения, ее компоненты. Формирование коммуникативных единиц.

Изобразительно-выразительные средства речи. Виды тропов и стилистических фигур.

Виды и классификация речевых и грамматических  ошибок.

Искусство диалога. Обращение, привлечение внимания.

Зачем человеку нужен текст. Текст как речевое произведение.  Тема, основная мысль. Роль заглавия текста. План текста. Опорные слова.

Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.  Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста.

 Структура рассуждения. Тезис. Доказательство. Вывод.   Сочинение-рассуждение на морально-нравственную тему на основе текста Д. Лихачева. Подготовка к части С2  ГИА.

Знаки препинания в простом осложненном предложении. Задание В5. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Задание В6.   Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Задание В7.  Сложные бессоюзные предложения. Задание В13. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Задания В14, В12.

Учебно-тематический план

8 класс

Раздел

Кол-во

часов

1

Язык и речь

6

2

Текст

3

3

Языковые нормы. Орфография. Пунктуация. Орфоэпия.

8

4

Лексические нормы русского языка

1

5

Средства выразительности

2

6

Развитие речи

9

7

Практические работы

2

8

Контрольные работы

2

9

Проекты

1

9 класс

Раздел

Кол-во

часов

1

Язык и культура

3

2

Средства выразительности

4

3

Классификация ошибок

2

4

Развитие речи

10

5

Текст

3

6

Синтаксис. Пунктуация

7

7

Проекты

2

8

Контрольные работы

2

 Учебно-методическое и материально-техническое  обеспечение

  1.  Андреев В.Н. Деловая риторика. Казань: Каз. Ун-т, 1993г.
  2. ВведенскаяЛ.А., Н.П. Колесников. «Федеральная программа книгоиздания России». Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия».: Ростов на Дону: Феникс Феникс, 2001
  3. Введенская Л.А. Культура и искусство речи. Ростов на Дону: Феникс, 1995г.
  4. Егораева Г. Т. Русский язык. ГИА. Выполнение части С. М. Экзамен. 2013 г.
  5. Кохтев Н.Н. Риторика. М.: Просвещение, 1994г.
  6. Мучник Б.С. Культура письменной речи (формирование стилистического мышления). М.: АД АСПЕКТ ПРЕСС, 1994г.
  7. Т. И. Павлова, Н. А, Раннеева Знаю. Понимаю. Могу. Сочинение-рассуждение на экзамене 8 – 9 классы. Ростов-на-Дону. Легион, 2014 г.
  8. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. М.: Прогресс. Академия, 1992г.
  9. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2013 г.
  10. Смелкова З.С. Азбука общения. Самара, 1994г.

Дополнительная литература:

       •   Быстрова Е.А. «Диалог культур на уроках русского языка» - М.: Айрис-пресс, 2005

  • Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи.  Издание 3-е, дополненное и переработанное. Серия "Высшее образование". Ростов-на Дону: Изд-во "Феникс", 2003
  • Галкина Т.И., Тимченко Л.Г. Пособие для подготовки к изложению с творческим заданием. 11 класс. – Ростов/н/Д: Феникс, 2004
  • Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию.- М.: Айрис-пресс, 2004.
  • Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1996.
  • Иванова Т.Ф., "Новый орфоэпический словарь русского языка" - М.: Рус.яз. - Медиа, 2004.
  • Кудинова Т. А. «Подготовка к итоговой  аттестации по русскому языку. Тестирование».  Ростов-на-Дону. «Феникс»-2005г.
  • Липатов А.Т. Основы риторики.  Книга для чтения/ Йошкар-Ола, 1998
  • Львов М. Р.  Риторика. - Москва, 1995.
  • Панов  Б. «Внеклассная работа по русскому языку» М., «Просвещение» -1980г.
  • Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: "Высшая школа", 1974.
  • Семушкина Л. Н. Культура русской устной речи. Словарь-справочник/М.: Айрис-пресс, 2006
  • Сенкевич М. П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование. Сборник упражнений: Учебное пособие для вузов./М.: Высш.школа, 1980
  • Ткаченко Н. Г. Тесты по грамматике русского зыка: в 2-х ч.- М.: Айрис-пресс, 2004
  • Русский язык и культура речи.Учебник под ред. В.Д.Черняк, М.: Высш.шк.;С.-Пб.:Изд-во РГПУ им А.И.Герцена, 2005.
  • Русский язык и культура речи. Учебник для вузов под ред. проф. В.И.Максимова, М.:Гардарики, 2010.
  • Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, А.Ю.Кожевников и др./ Под ред. В.Д.Черняк – М.:Высш. шк.; С-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. – 509 с.

Санкт-Петербург - Филиал издательства «Просвещение» -2002г.

Интернет-ресурсы:        

http://www.budde.ru/obschestvennaya-suschnost-yazyika/funktsii-yazyika.html

http://www.divelang.ru/history-rus

http://shpora07.narod.ru/all_q/place.htm

http://www.200stran.ru/maps_group5_item324.html

http://www.zoroastrian.ru/files/star/drevo%20etnogenez%20Petrov.jpg

http://www.childrenpedia.org/11/1.files/image033.jpg

http://tnaia.narod.ru/bk/files/image002.gif

http://www.weblancer.net/files/portfolio/1080/108007/410640.jpg

http://sc.tverobr.ru/dlrstore/00000c51-1000-4ddd-517d-3600483aebf5/04-2-2.htm

http://ports.ucoz.com/load/russkij_jazyk/istorija_russkogo_literaturnogo_jazyka/141-1-0-461

http://shpora07.narod.ru/all_q/language.htm

http://therules.ru/capitals/#

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/part-014.htm

http://www.saharina.ru/metod/rus/les1/

http://www.kazakova-op.ru/uprazhnenie/c9a1f86d4fca3b96e0262d8dae5a9929/

Словари

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык. 1986.
  2. Граудина Л.К., Мцкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М. 1976.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1986 и другие издания.
  4. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. М. 1989 и другие издания.
  5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М. 1976.
  6. Словарь иностранных слов. М. 1987.
  7. Жуков В.П. школьный фразеологический Словарь русского языка. М. ,Просвещение, 2008

Оборудование

  1. Компьютер.
  2. Принтер.
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Экран на треноге.
  5. Электронная папка с презентациями по русскому языку.
  6. Папка с электронными модулями к урокам русского языка.
  7. Электронные тесты .


Календарно-тематическое планирование по предмету

«Русский язык и культура речи»

8 класс.

Тема урока

Ключевые компетенции

Виды учебной деятельности учащихся

дата

1

Общие сведения о языке. Культура речи и языковая норма.

Знать историю развития русского языка.

Уметь применять данные знания на практике.

Работа с мультимедийной презентацией, работа с Интернет-ресурсами,

составление опорных конспектов,

работа в рабочих тетрадях, ответы на вопросы

2

Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире.

Знать историю развития русского языка

Составление опорных конспектов,

работа в рабочих тетрадях, ответы на вопросы

3

Язык и речь. Функции языка

Знать различие между языком и речью;

знать стилистические фигуры и другие средства выразительности языка; уметь определять их роль в тексте

Работа с мультимедийной презентацией,

работа с таблицей,

Выполнение упражнений,

Работа со словарями анализ текста

ответы на вопросы

4

Язык и культура. Культура и этика общения

Воспитывать у школьников уважение к нормам речевого этикета, личностной адаптированности этих норм;
 развивать коммуникативные навыки, способность понимать,

Составление конспекта лекции, беседа по теме, написание мини-сочинений

5

Понятие литературного языка. Нелитературные формы языка.

Нравственность человека и речевая культура.

Развивать адекватное понимание

литературного языка, воспитывать речевую культуру учащихся

Запись лекционного материала.

Индивидуальная выборочная проверка работ.

Урок-лекция.

6

Виды и классификация речевых и грамматических  ошибок.

Знать виды ошибок.

Уметь  отличать речевые и грамматические ошибки, предупреждать их  на практике.

Практическая работа с текстами

7

Практическая работа по редактированию текста с ошибками.

Знать виды ошибок.

Уметь  отличать речевые и грамматические ошибки, предупреждать их  на практике.

Запись предложений, устранение  речевые (Р) и грамматических (Г) ошибок.           Указание  разновидности недочёта.

8

Языковые нормы. Орфоэпия. Норма ударения и акценты смещения в русском языке.

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять его на практике.

Запись в тетрадях, конспектирование, ответы на вопросы, работа с орфоэпическим словарем.

9

Изобразительно-выразительные средства речи.

Знать виды тропов

Уметь находить и определять средства выразительности, указывать их роль в тексте

Анализ текста. Практическая работа

10

Стилистические фигуры речи.

Знать функции речи;

Уметь находить и определять стилистические фигуру, указывать их роль в тексте

Анализ текста,

ответы на вопросы

решение кроссворда, выполнение заданий ГИА А3

11

Р.Р.  Стили речи. Урок-практикум.

Уметь   анализировать   тексты разных стилей,  понимать их функции и сферу применения; определять языковые средства знать стилистические фигуры и другие средства выразительности языка; уметь определять их роль в тексте

Анализ текста

ответы на вопросы, определение принадлежности текстов к определенному стилю

12

Языковые нормы. Орфография.  Трудные случаи орфографии

Знать орфограммы-буквы (безударные гласные в корне, чередующиеся гласные в корне, парные согласные в корне, непроизносимые согласные в корне и др.)

Уметь видеть данные орфограммы в тексте

Словарно-орфографическая работа

Выполнение письменных упражнений

13

Орфограмма– буква

Знать орфограмму-пробел (правописание существительных и местоимений с предлогами, наречий, производных предлогов и др.)

Уметь находить данные орфограммы в самостоятельно созданных текстах

Решение тренировочных и тестовых упражнений повышенной сложности, словарный диктант со взаимопроверкой

14

Орфограмма - дефис

Знать правила дефисного написания слов

Уметь данные правила применять на практике

Словарно-орфографическая работа

Выполнение письменных упражнений

Анализ предложений

15

Орфограмма - пробел

Уметь находить выход из трудных орфографических ситуаций

Словарно-орфографическая работа

Творческий диктант

16

Контрольная работа по теме: «Нормы правописания»

Уметь применять на практике орфографические правила

Выполнение контрольных заданий

17

Анализ контрольной работы.

Уметь данные правила применять на практике

Словарно-орфографическая работа

18

Понятие о тексте.

Уметь определять признаки текста. Проба в роли художника. Нарисовать ситуации, в которых используется текст.

Чтение текстов, определение их признаков. Составление текстов,  анализ

19

Тема. Основная мысль. Проблема

Знать понятие темы, основной мысли.

Уметь определять  тему, основную мысль, проблему

Чтение текстов, определение их темы, основной мысли.

20

Типы речи.

Повторить основные  типы речи. Уметь отличать тексты разных типов, тексты с комбинацией разных типов.

Работа с текстом, комплексный анализ текста.

21

Р/р  Рассуждение. Структура рассуждения.

Знать композиционные части рассуждения: вступление, тезис, аргументы, заключение

Уметь применять знания композиции на практике

Запись материала. Отработка понятия  на примере текстов. Подготовка к части С 2 ГИА.

22

Р/р  Выдвигаем тезис

Знакомство с понятием тезис. Обсуждение

Работа с текстами. Комментарий предложенных тезисов

23

Р/р  Приводим доказательства. Аргументация

Знакомство с понятием аргументации. Способы аргументации. Приведение аргументов по тексту.

Подбор аргументов на предложенные теме. Выбор примеров. Оформление аргументов

24

Р/р  Композиционные приемы построения высказывания на лингвистическую тему.

Знать композиционные части высказывания на лингвистическую тему: вступление, тезис, аргументы, заключение

Уметь применять знания композиции на практике

Работа с текстом. Составление текстов рассуждений, подбор аргументов.  Подготовка к части С 2 ГИА.

25

Р/рОбучение сочинению на лингвистическую тему.

Уметь   строить рассуждение на лингвистическую тему

Рассуждение на лингвистическую тему.

26

Пунктуация. Выделительные знаки препинания. Интонация предложений с данными знаками препинания

Знать выделительные знаки препинания и условия их применения в предложениях

Уметь определять границы предложений, где необходима постановка выделительных знаков препинания; интонационно показывать границы оборотов речи с выделительными знаками препинания

Выполнение тренировочных и тестовых упражнений

27

Р/р Знакомство со способами сжатия текста. Сжатое изложение.

Уметь  сопоставлять  применять способы сжатия текста , выделять общее и различное в разных по типу текстах: тексте-повествовании       и       тексте-рассуждении; отмечать особенности языка; уметь писать сжатое изложение, оценивать     тему,     основную мысль,  композицию,  язык,  использовать в своем тексте лексические и грамматические выражения оценки, авторского отношения к прочитанному

Работа с презентацией. Тренировочные упражнения с применением  способов сжатия текста.

28

Р/Р Сжатое изложение текста по Ю. Аракчееву.

Знать основные способы сжатия текста

Виды компрессии, использование  их для сжатого изложения. Написание изложения.

29

Языковые нормы. Пунктуация. Разделительные знаки препинания

Знать разделительные  знаки препинания и условия их применения в предложениях

Уметь определять границы предложений, где необходима постановка разделительных  знаков препинания; интонационно показывать границы оборотов речи с разделительными  знаками препинания

Комплексный анализ текста

30

Практикум «Языковые нормы. Пунктуация.»

Знать разделительные  знаки препинания и условия их применения в предложениях

Выполнение тренировочных и тестовых упражнений

31

Контрольная работа по теме: « Языковые нормы. Пунктуация»

Уметь применять на практике пунктуационные правила

Выполнение контрольных заданий

32

Лексические нормы русского языка. Значение слова

Знать понятие «лексическая норма».

Уметь давать лексическое толкование слова, правильно употреблять слово в речи в соотношении с его лексическим значением

Выполнение практических заданий

33

Р/Р  Сочинение-рассуждение на морально-нравственную тему на основе текста Д. Лихачева. Подготовка к части С2  ГИА.

Обучение написанию сочинения-рассуждения. Подготовка к выполнению части С2 ГИА.

Подготовка к части С 2 ГИА.

34

Итоги года. Проекты по изученному курсу

Повторение и обобщение изученного. Защита проектов.

Подведение итогов.  Защита проектов  по изученному курсу.

                                    Календарно-тематическое планирование.

9 класс.

N

Тема урока

Тип урока

Виды учебной деятельности

Дата

1

Язык и культура. Культура и этика общения

Лекция

 Беседа по вопросам с привлечением письменных ответов учащихся. Работа с текстом. Словарная работа.

2

Азбука общения. Что такое общение. Ситуация общения, ее компоненты.

Урок-диалог

 Беседа. Устные выступления учащихся. Обмен мнениями.

3

Формирование коммуникативных единиц.

Практикум

Решение задач и выполнение упражнений. Составление высказываний из  предложенных слов.

4

Изобразительно-выразительные средства речи.

Практикум

 Повторение языковых средств. Умение находить языковые средства, с помощью которых автор выражает свою позицию. Выполнение тренировочных упражнений, анализ текстов.

5

Виды тропов и стилистических фигур.

Практикум

 Выполнение тренировочных упражнений, анализ текстов.

6

Контрольная работа по определению тропов и

стилистических фигур

Контрольная работа

Работа проводится по вариантам.

7

Виды и классификация речевых и грамматических  ошибок.

Лекция

Составление опорных конспектов,

работа в рабочих тетрадях, ответы на вопросы.

8

Искусство диалога. Обращение, привлечение внимания.

Практикум

Повторение речевых форм при знакомстве, приветствии и прощании, поздравлении, благодарности, извинении, приглашении, просьбе, совете, пожелании.

9

Лабораторная работа по редактированию текста с ошибками.

Практикум

Запись предложений, устранение  речевые (Р) и грамматических (Г) ошибок.           Указание  разновидности недочёта.

10

Зачем человеку нужен текст. Текст как речевое произведение

Практикум

 Доказательство, что человек окружен текстами. Проба в роли художника. Нарисовать ситуации, в которых используется текст.

11

Тема, основная мысль.

Практикум

Чтение текстов, определение их темы, основной мысли.

12

Роль заглавия текста.

Практикум

Умение объяснять смысл названия, определять, о чем пойдет речь в статьях с определенными заголовками. Умение озаглавить текст.

13

План текста. Опорные слова.

Практикум

Составление назывного и тезисного плана, написание текста по предложенному плану. Умение находить опорные слова, соответствующие теме. Умение искать информацию в Интернете по опорным словам.

14

Р/р. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста. Выделение микротем.  Абзацное членение текста.

15

Р/р. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста.

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, применение способов сжатия, компрессия текста.

16

Р/р.  Сжатое изложение текста по Ю. Аракчееву.

Развитие речи

Виды компрессии, использование  их для сжатого изложения. Написание изложения.

17

Р/р.  Анализ изложений. Работа над ошибками

Урок коррекции

Исправление ошибок в использовании приемов сжатия.

18

Р/р. Структура рассуждения. Тезис. Доказательство. Вывод.

Повторительно-обобщающий урок

Знакомство с композиционными частями рассуждения. Подготовка к написанию текста в форме рассуждения.

19

Р/р  Выдвигаем тезис

Практикум

Знакомство с понятием тезис, обсуждение. Работа с текстами. Комментарий предложенных тезисов

20

Р/р  Приводим доказательства. Аргументация

Практикум

Знакомство с понятием аргументации. Способы аргументации. Приведение аргументов по тексту. Подбор аргументов на предложенные теме. Выбор примеров. Оформление аргументов

21

Р/р.  Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

Практикум

Оформление выводов, соответствие вывода теме рассуждения и тезису. Практические задания по написанию вывода.

22

Р/р. Сочинение-рассуждение на морально-нравственную тему на основе текста Д. Лихачева. Подготовка к части С2  ГИА.

Развитие речи

Обучение написанию сочинения-рассуждения. Подготовка к выполнению части С2 ГИА.

23

Р/р.  .Анализ сочинений. Работа над ошибками.

Урок коррекции

Работа над ошибками. Умение видеть и исправлять речевые и фактические ошибки, ошибки в построении текста, абзацном членении.

24

Знаки препинания в простом осложненном предложении. Задание В5.

Практикум

Повторение знаков препинания в простом осложненном предложении. Работа с тестом, заполнение бланков.

25

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Задание В6.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

26

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Задание В6.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

27

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Задание В7

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

28

Грамматическая основа предложения. Задание В9.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

29

Сложные бессоюзные предложения. Задание В13.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

30

Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Задания В14, В12.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

31

Итоговая контрольная работа . Зачет (тестирование) Задания ГИА, часть В.

Контр. работа

 Контроль уровня подготовленности к ГИА.

32

Подготовка проектов по изученным темам курса «Русский язык и культура речи»

Проект

Повторение и обобщение изученного за год. Подготовка проектов.

33

Итоги года.  Проекты по изученному курсу

Проект

Подведение итогов. Повторение и обобщение изученного.   Защита проектов  по изученному курсу.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кубановедению 9 класс

Календарно-тематическое планирование по кубановедению  9 класс...

Рабочая программа по алгебре 7 класс

Рабочая программа по алгебре 7 класс к УМК Мордкович А. . По программе 4 час в неделю...

Рабочая программа по алгебре 7 класс

Рабочая программа по алгебре 7 класс к УМК Мордкович А. . По программе 4 час в неделю...

Рабочая программа по геометрии 11 класс Атанасян

Рабочая программа составлена на основе книги Яровенко ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ по геометрии...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ 6 КЛАСС

Рабочая программа по технологии в 6 классе составлена на основе программ по технологии к  учебнику по Технологии под редакцией Симоненко В.Д....

Рабочая программа по ИЗО 1 класс

Рабочая программа по ИЗО 1 класс...