Адаптация обучающихся
презентация к уроку на тему

Щукина Анна Александровна

Адаптация — естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_adaptatsiya_obuchayushchihsya_v_kolledzhe.docx74.63 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на заседании ПЦК Щукиной А.А.

Адаптация обучающихся в колледже

Адаптация — естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависят не только успешность овладения учебной и профессиональной деятельностью, но и комфортность пребывания в учебном заведении, эмоциональное здоровье обучающегося, его отношение к колледжу, процессу учения и будущей профессии. Наиболее оптимальный срок адаптации - 2-3 месяца. В этот период особенно важно «мягкое», бережное отношение к каждому ребенку не только в колледже, но и дома, создание постоянной ситуации успешности деятельности, демократический стиль общения, заинтересованность взрослых в каждом студенте. Резкие замечания, постоянные реплики «неправильно», «не стараешься», «невнимателен» разрушают положительное отношение к деятельности, снижают интерес к учебным занятиям. Особенно важно в адаптационный период дать возможность обучающемуся работать в свойственном ему темпе.

Благополучная адаптация - залог успешности и личностного благополучия студента. В адаптации условно выделяют 3 типа: физиологическую, социальную и биологическую (рисунок 1.). Состояние здоровья студентов определяется их адаптационными резервами в процессе обучения. Физиологическую адаптацию рассматривают как устойчивый уровень активности и взаимосвязи функциональных систем, органов и тканейа также механизмов управления, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма студента в условиях обучения на протяжении осенних и весенних семестров и во время летней практики. Адаптация студентов к образовательным условиям имеет фазный характер, обусловленный разнообразными специфическими (учебными) и неспецифическими (поведенческими, бытовыми и др.) факторами. Процесс адаптации студентов отражает сложный и длительный процесс обучения и предъявляет высокие требования к пластичности психики и физиологии молодых людей. Наиболее активные процессы адаптации к новым условиям студенческой жизни происходят на первых курсах. Причём адаптация студентов, проживающих в отрыве от родителей (в общежитии, арендуемой квартире) протекает тяжелее и часто приводит к возникновению разнообразных соматических и психоневрологических патологических состояний.

Процесс адаптации развивается на основе взаимодействия регуляторных систем, а их нарушения приводят к функциональным и органическим изменениям в организме. Даже незначительные отклонения в адаптивном потенциале человека могут вызвать серьёзные сдвиги в состоянии здоровья (например, метеотропные реакции, состояния десинхроноза и др.). Снижение адаптационных возможностей организма считается фактором риска высокой заболеваемости (А.Б. Косолапов, В.А. Лофицкая, 2002).

Период адаптации студентов, связанный с ломкой прежних стереотипов, на первых порах может обусловить низкую успеваемость и затруднения в общении. Многолетний привычный рабочий стереотип в своей основе имеет психофизиологическое явление по И.П.Павлову - динамический стереотип, разрушение которого приводит к нервным срывам, к стрессовым реакциям. У одних студентов формирование нового стереотипа происходит скачкообразно, а у других - равномерно. Эта перестройка связана с особенностями высшей нервной деятельности (ВНД) и с социальными факторами, имеющими решающее значение. На основе индивидуальных особенностей студентов строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения. Это даёт возможность сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным, избежать развитие дезадаптационного синдрома.

В процессе адаптации студенты испытывают следующие основные трудности:

  • отрицательные переживания, связанные с уходом бывших учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой;
  • неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;
  • неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов;
  • поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
  • налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условиях в общежитие;
  • отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др.

p

Рисунок 1. Виды адаптации обучающихся.

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них имеют объективный характер, другие - субъективный характер и связаны с недостаточной подготовкой и дефектами воспитания (Л.Д. Столяренко, 2002).

Адаптация - это предпосылка активной деятельности и необходимое условие её деятельности. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.

Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой (Г.И. Постовалова, 1973).

Социальная адаптация студентов делится на:

а)      профессиональную адаптацию,

б)     социально-психологическую адаптацию.

Профессиональная адаптация - это приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебно-воспитательного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе.

Социально-психологическая адаптация - это приспособление индивида к группе и взаимоотношениям к ней, выработка собственного стиля поведения.

Кроме того, исследователи различают 3 формы адаптации студентов к образовательным условиям:

  1. формальную адаптацию,
  2. общественную адаптацию,
  3. дидактическую адаптацию.

Формальная адаптация - это познавательно-информационное приспособление студентов к новому окружению, к структуре образовательного учреждения, к содержанию обучения в нём, к предъявляемым требованиям и своим обязанностям.

Общественная адаптация - это процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом.

Дидактическая адаптация - это подготовка студентов к новым формам и методам учебно-воспитательной работы образовательного учреждения (Л.Д. Столяренко, 2002).

«Модель адаптации студентов к учебному процессу в учреждении СПО»

Реализация модели адаптации студентов к учебному процессу возможно при соблюдении следующих условий:  

- высокой мотивацией всех участников образовательного пространства - студентов, педагогов, социального работника, родителей;

- уровня профессионализма педагогов и социальных работников;

При этом обязательно формирование позитивных жизненных устремлений (их индивидуальное выявление возможно только при постоянном и очень тонком педагогическом наблюдении, одного анкетирования здесь явно недостаточно), необходима опора на положительные качества студентов, специальное обучение педагогов выявлению и развитию положительных качеств студентов. Для преподавателей в колледже целесообразно реализовывать специальные тренинги. Эксперимент, проведенный на базе некоторых ОУ доказал необходимость подготовки специальных тьюторов, реализующих совместно с социальным педагогом, программу социально-педагогической адаптации студентов. Общая структура адаптации выстраивается по схеме, предложенной М.А.Галагузовой:

Рис.1. Структура адаптации.

  Анализ динамики адаптации студентов к условиям профессиональных колледжей показал,  что  адаптация  будет эффективна при следующих условиях:

- знании и учете возрастных, индивидуальных особенностей студентов;

- развитии любви к профессии;

- формировании учебных и коммуникативных навыков;

- организации учебного процесса с учетом характерных особенностей дезадаптированных студентов;

- формировании продуктивных ученических групп.

 Модель содержит следующие методы адаптации:

Рис.2. Содержание модели адаптации студентов.

    Две группы факторов, влияющих на процесс протекания  адаптации: субъективные, связанные с особенностями личности (психологическая готовность к профессиональному обучению, профессиональная направленность, уровень развития познавательных интересов и способностей, тип нервной системы, уровень тревожности, акцентуации характера, наличие ценностных ориентаций, половозрастные особенности); объективные, связанные с влиянием внешних условий на протекание процесса социально - профессиональной адаптации (особенности обучения в колледже, продолжительность обучения, микроклимат в коллективе, обстановка в семье, организация досуга).

   Критерии и показатели адаптации разделены  на объективные и субъективные. К объективным относятся продуктивность учебной деятельности, реальное положение в учебном коллективе. Продуктивность деятельности, как один из критериев адаптации личности,  рассматривается не абсолютно, а в соответствии с реальными и потенциальными способностями личности. Субъективным критерием адаптации является удовлетворенность личности (осознанная или неосознанная), отношение к различным  условиям деятельности в колледже и общения, а также самоанализ. Для фиксации адаптированности необходимо наличие обоих указанных критериев, так как определенный уровень продуктивности деятельности и положение в коллективе должны подкрепляться удовлетворенностью ими, а сама по себе удовлетворенность без признания в коллективе или какой-либо референтной группе и без направленности на продуктивную деятельность недостаточна для адаптированности социализированной личности и чаще является компенсаторной реакцией на дезадаптацию или признаком приспособленчества.

    Ззависимость эффективности деятельности студентов от стадий их адаптации. Анализ данных, свидетельствует о наличии прямой связи между уровнем адаптации и достижениями в учебе, показателями которых служат: выполнение учебно-производственных заданий, качество выполняемой работы, дисциплина. Чем выше достигнутая учащимися стадия адаптации, тем лучше показатели его трудовой деятельности.

     В начале, на первом курсе обучения, для подростков характерна неудовлетворенность профессией, учебой, коллективом группы, что говорит о начале перехода процесса адаптации в свою противоположность - дезадаптационный процесс.

     Вывести студента из состояния дезадаптированности, формировать положительные качества, привычки, здоровые потребности, которые были заглушены неблагоприятными обстоятельствами, изменить отношение учащегося к профессиональной и учебной деятельности, включить его в различные виды деятельности, преодолеть и компенсировать культурные ограничения в поведении - задачи, которые легли в основу разработанной нами и внедренной в учебный процесс системы реабилитации дезадаптированных студентов.

В основе адаптационной модели лежат следующие принципы: приоритет интересов учащегося и его благополучие при решении всех вопросов его жизнедеятельности; формирование взаимоотношений учащихся и коллектива сотрудников, в том числе и продуктивных студенческих групп; учет возможностей и потребностей учащегося.

Создана система развития педагогического коллектива. Данная система  включает педагогов в новую для них социально-педагогическую деятельность, построенную на формировании системы качеств студентов, главные из которых (в контексте темы исследования)- самооценка, самостоятельность, самоорганизация, самоопределение. Для педагогов наиболее трудным является формирование рефлексии студентов. Беседы со студентами, их анкетирование, показали, что они до прихода в колледж практически никогда не занимались самооценкой, тем более рефлексией в психолого-педагогическом смысле. В этом одна из причин трудностей педагогов. Система развития педагогического коллектива включает педагогические мастерские, мастер-классы, индивидуальные консультации психолога, социального педагога и привлекаемых специалистов.

Педагогический аспект самоопределения студентов заключается в реализации двух важнейших условий: обеспечение включенности студентов в реальные социальные отношения; обеспечение возможности саморазвития личности в процессе социального взаимодействия.

Эта система развития педколлектива  продолжается на всем протяжении процесса обучения, однако можно выделить определяющий период, когда формируются самые первые и самые необходимые признаки привыкания студента  к новым условиям, помогающие ему быстрее пройти весь последующий путь. Чем быстрее протекает организационный процесс и первоначальный период адаптации, чем лучше подготовлены педагоги,  тем эффективнее обучение и воспитание учащихся.

Так как успешность  адаптации студентов зависит от воздействия многих факторов, связанных с учетом и развитием индивидуальных особенностей личности, с уровнем общеобразовательной и профессиональной подготовки, с методами педагогического влияния, с содержанием и условиями обучения, а роль каждого фактора, в свою очередь обеспечивается деятельностью многих субъектов, в частности, педагогов, классных руководителей, мастеров производственного обучения, то возникает необходимость взаимодействия всех участников реабилитационного процесса, активно влияющих на его эффективность.

Студенты с устойчивой профессиональной направленностью и соответствующим уровнем подготовленности и способностей адаптируются к новым для них условиям быстрее, чем те, у кого хотя бы один из названных компонентов в структуре личности не полностью отвечает требованиям.

Доказано: чем быстрее учащиеся привыкают к новым условиям обучения, чем быстрее формируется ученический коллектив, тем эффективнее протекает процесс формирования профессионально важных качеств.

Анализируя динамику адаптации учащихся, мы пришли к выводу, что процесс адаптации в профессиональных колледжах затрудняет:

-  понижение интеллектуального уровня учащейся молодежи;

- образование идеологического вакуума;

- развитие беспокойства, страха у учащихся перед будущим, связанного во многом с низким уровнем знаний;

- низкая степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности, нежелание и неумение учиться;

- случайный выбор профессии, предопределенность выбора, выбор профессии, не пользующейся спросом;

- высокий уровень тревожности, обусловленный многочисленными личными проблемами, ведущий к нервным перенапряжениям;

- проблемы взаимоотношения с педагогами, классным руководителем и мастером производственного обучения, студентами;

- отсутствием продуктивного ученического коллектива;

- проблемы взаимоотношения с товарищами по группе, нежелание считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни;

- отсутствие навыков самоанализа, самокритики;

-  формы асоциального поведения (употребление алкоголя, нецензурная брань, правонарушения, преступления), нервно-психические заболевания.

 Адаптация студентов колледжа может строиться по нескольким направлениям:  дезадаптированные учащиеся; семья; педагогический коллектив. Направления, имеющие свои конкретные задачи, объединены единой целью: научить студента адаптироваться в любом производственном коллективе, побудить к самостоятельной плодотворной деятельности на пользу общества, выработать способность регулировать свое поведение, действия и поступки, преодолевать трудности, совершенствовать себя. Наименее эффективна работа с родителями, адаптация детей большинства из них не хочет и не умеет включаться в процесс.

Наиболее эффективными условиями социально-профессиональной адаптации и педагогической реабилитации являются:

- формирование образовательной среды, направленной на вхождение студентов в учебный процесс;

- формирование общих (прежде всего учебных) навыков студентов;

- создание продуктивного микроклимата в группе, создание необходимых условий для деятельности и включение дезадаптированных студентов в различные виды деятельности;

- осуществление социально-педагогической адаптации   лицами, имеющими к этому прямое отношение: педагогическим коллективом, психологами, социологами, родителями;

- включение  всего студенческого коллектива в процесс адаптации.

Выводы:

1. Модель  адаптации студентов колледжа реализуема только в специально созданной образовательной среде, включающей всех участников образовательного процесса при лидирующей роли психолога и социального работника.

2. Эффект достигается оптимальным сочетанием методов мотивации, методов формирования учебных и социальных действий, методов формирования убеждений. Система должна быть индивидуализированной, выстраивающей собственную адаптационную троекторию каждого студента.

3. Необходимо применение разнообразных методов социально-педагогического наблюдения и социально- педагогического воздействия- от наблюдения , бесед, анкет, тестирования до включения в специально организованные проекты.

4. Определяющие роли в адаптации играют сформированность продуктивной учебной группы студентов и уровень развития их учебных навыков. Коммуникативность должна быть позитивной, направленной на решение общих задач обучения, развития, профадаптации.

5. Уровень сформированности учебной группы, как коллектива, и уровень сформированности общих навыков во взаимосвязи определяют успех адаптации.

Хотелось бы отметить еще фактор социального партнерство как основы подготовки обучающихся к профессиональной адаптации

Цели и задачи профессионального образования обусловлены необходимостью обеспечения самоопределения личности, создания условий для ее самореализации в процессе последующего исполнения профессиональных функций. В настоящее время проявляется противоречие между запросами развития экономики, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективными потребностями их развития с одной стороны, и образовательными потребностями граждан – с другой.

Устранение противоречия между потребностями рынка труда и образовательными потребностями граждан связано с необходимостью формирования у молодых людей качеств, способствующих наиболее эффективному их вхождению в многообразную профсреду, что можно определить как подготовку к профессиональной адаптации.

Профессиональная адаптация как цель - результат подготовки профессиональных кадров предполагает не только овладение обучающимися теми или иными достижениями в рамках данной профессии, но и формирование социальных установок на овладеваемую профессию как основы профессионального самоопределения личности. Позитивная установка на овладеваемую профессию является психологическим основанием «развертывания временнoй перспективы обучающихся», интеграции элементов профессионального образования в стратегические жизненные планы, опосредование этими планами процессов целеполагания личности.

Процесс профессионального самоопределения выражается в психологическом феномене личностной самоидентификации, самый глубокий и скрытый уровень которой относится к сфере духовного - это комплекс ощущений, мировосприятий, связанный непосредственно с системой ценностей, которые разделяет человек. Связь процесса профессиональной адаптации (посредством профессиональных самоидентификации и самоопределения) с ценностями человека обусловливает необходимость воздействия на ценностный уровень личности обучающихся при их подготовке к профессиональной адаптации. Между личностными и профессиональными ценностями располагаются, связывая их воедино, способы и стили жизни человека.

Подготовка обучающихся к профессиональной адаптации представляет собой процесс усвоения каждым учащимся определенной системы знаний, норм, ценностей и традиций в социальной и трудовой сферах жизнедеятельности, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

К моменту поступления в ОУ достаточно большая часть обучающихся не идентифицирует себя с будущей профессией. Таким образом, адаптация молодых людей к условиям обучения в ОУ может считаться первой стадией подготовки обучающихся к профессиональной адаптации. Переход обучающегося из системы общего среднего образования в систему профессионального образования означает разрушение сложившейся системы межличностного взаимодействия, необходимость установления новых контактов, освоение нового образовательного пространства и правил существования в нем. Отсюда вытекают содержание и задачи первого этапа подготовки обучающегося к профессиональной адаптации, или, точнее, содержание и задачи адаптации молодых людей к условиям обучения в ОУ как учреждении, отражающем специфику будущей профессиональной деятельности: формирование у обучающихся разнообразной и, одновременно, позитивной жизненной (временной) перспективы и формирование педагогически оптимальной системы межличностного взаимодействия.

Вторым структурным компонентом первого этапа подготовки обучающегося к профессиональной адаптации является формирование педагогически оптимальной системы межличностного взаимодействия в учебной группе ОУ. В отечественной педагогике и социальной психологии сложились представления о трех основных уровнях межличностных отношений в малой (контактной) группе, к числу которых относится и группа ОУ. Основываясь на работах А.В. Петровского можно выделить эмоционально-коммуникативные, функционально-ролевые и личностно-смысловые отношения между сверстниками. В группе обучающихся наблюдается одновременное взаимодействие подростков на всех обозначенных уровнях, однако относительное значение отношений того или иного уровня изменяется в процессе развития системы межличностного взаимодействия.

Обобщая сказанное, мы получаем возможность очертить структуру первого этапа подготовки обучающихся ОУ к профессиональной адаптации, включающего два взаимосвязанных структурных компонента: формирование у обучающихся временной перспективы и формирование системы межличностного взаимодействия.

Помимо обозначенного выше, имеет смысл различать еще три составляющих подготовки обучающихся к профессиональной адаптации. Это: подготовка к индивидуальной адаптации, или к условиям физической составляющей профсреды; личностная адаптация, предполагающая подготовку к вхождению в социальную составляющую профсреды; субъектно-трудовая адаптация – создание условий для наиболее эффективного усвоения обучающимися операционально-функциональных требований профессиональной среды.

Ценности и смыслы будущей работы должны играть роль своеобразной призмы, через которую преломляются все другие социальные и индивидуально-личностные характеристики. Тем самым, создается благоприятная личностная почва для успешного «вписывания» сегодняшнего обучаемого в социально - профессиональную среду.

Одним из наиболее значимых социальных факторов подготовки обучающихся к профессиональной адаптации выступает качество общего и профессионального образования в ОУ. Исследования показывают, что успешно адаптирующиеся к новым условиям характеризуются повышенной познавательной активностью, готовностью учиться и переучиваться. Наконец, самую важную роль в успешности подготовки обучающихся ОУ к профессиональной адаптации играет само предприятие - потребитель образовательных услуг ОУ. Без заинтересованности предприятия в молодых специалистах, без его участия в процессе подготовки кадров, деятельность ОУ в области подготовки обучающихся к профессиональной адаптации не будет иметь смысла.

В последние годы система профессионального образования все в большей степени ориентируется на социальное партнерство как форму взаимовыгодного сотрудничества образовательного учреждения и производства, широко распространенную в мире. В современной международной практике идея социального партнерства занимает важное место, хотя в США, как и во многих странах Западной Европы, более популярно понятие корпоративизма, близкое по смыслу «социальному партнерству».

Принципиальное значение имеет трехэлементная основа отношений социального партнерства. В начальном и среднем профессиональном образовании в настоящее время социальное партнерство представляет собой особый тип взаимодействия конкретных образовательных учреждений с работодателями, региональными органами исполнительной власти, службами занятости, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников процесса профессионального становления молодежи, освоения ею регионального рынка труда. Таким образом, с помощью обозначенной формы взаимодействия появляется возможность ослабления объективных и неизбежных противоречий между сторонами, обладающими различными интересами. Соответственно, три основных составляющих социальных партнерских отношений в области профессионального образования, призванных устранить обозначенную рассогласованность, составляют государство, производство и система НПО.

Социальное партнерство помогает ОУ полнее учитывать требования работодателей, быстрее реагировать на изменения конъюнктуры регионального рынка труда, производя, при необходимости, требуемые коррективы «на входе» образовательного процесса и снижая, таким образом, риск дезадаптационных проявлений. Упрощается доступ к информации о региональном рынке труда; обеспечивается учет требований работодателей по содержанию подготовки в образовательных учреждениях; упрощается процедура корректировки существующих и разработки новых учебных материалов и программ, отвечающих требованиям работодателей; открываются более широкие возможности для организации практики обучающихся; расширяются возможности трудоустройства выпускников образовательных учреждений; инициируются новые совместные коммерческие проекты для пополнения внебюджетных фондов образовательных учреждений и т.п.

Отношения социального партнерства ОУ с предприятиями осуществляется с использованием целого комплекса форм, средств и методов работы, в структуре которого наиболее важное место занимают: проведение экскурсионных занятий»; привлечение опытных специалистов - производственников для проведения обзорных лекций и воспитательных мероприятий; проведение на предприятии «Урока на производстве»; создание учебно-производственной базы на предприятии; проведение совместных культурно-массовых мероприятий; прохождение переподготовки на предприятии  преподавателями специальных и общеобразовательных дисциплин ОУ; проведение встреч руководства предприятия с обучающимися; производственная практика – самая действенная форма подготовки обучающихся к профессиональной адаптации и др.

Организация на базе и силами ОУ курсов повышения квалификации для работников предприятий позволяет принципиально изменить схему взаимодействия в области партнерских отношений. В настоящее время взаимодействие традиционно имеет линейную структуру: школа –ОУ -  производство – в которой ОУ является как бы посредником между школой и производством. Проведение курсов повышения квалификации позволяет установить циклическую модель взаимодействия. Следующим перспективным направлением взаимодействия производства и профобразования является участие производственников в разработке содержания образования.

Таким образом:

1. Использование средств социального партнерства активизирует действие практически всех факторов эффективности подготовки обучающихся к профессиональной адаптации.

2. Социальное партнерство может быть использовано образовательным учреждением как детерминанта подготовки обучающихся к успешной профессиональной адаптации.

Список использованной литературы:

  1. Анисимов П.Ф. Современный специалист со средним профессиональным образованием: мнение производственников (опыт социологического исследования) / П.Ф. Анисимов, Н.Л. Гунявина // Социологические исследования. – 2002. - №12.
  2. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации / В.Г. Асеев // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. - Иркутск, 1986. – 317 с.
  3. Арестова О.Н. Операциональные аспекты временно'й перспективы личности / О.Н. Арестова // Вопросы психологии. - 2000. - №4. – С. 61 – 73.
  4. Бабкина Л.Ф. Проблемы социального партнерства / Л.Ф. Бабкина // Политическая демократия в историческом опыте России: Сб.ст. – Челябинск, 1993. - С. 93-98.
  5. Белозерова Л.И. Управление процессом профессионального становления личности студента / Л.И. Белозерова // Вестник ВГПУ. - 1999. - № 2. - С. 31 - 34.
  6. Бестужев-Лада И.В. Социальные проблемы занятости в России / И.В. Бестужев-Лада // Социологические исследования. – 2002. - №12.
  7. Винтин И.А. Особенности социального самоопределения старшеклассников / И.А. Винтин // Социологические исследования. – 2004. - №2.
  8. Готлиб А.С. Социально-экономическая адаптация россиян: факторы успешности–неуспешности /А. С. Готлиб // Социологические исследования. – 2001. - №7.
  9. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей)/ Ред. - сост. Е.И. Соколова; Под общей редакцией д-ра пед. наук Н.Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 336 с.
  10. Дружилов С.А. Профессионализм человека и критерии профессиональной адаптации / С.А. Дружилов // Объединенный научный журнал. – М.: Изд-во ТЕЗАРУС, 2003. - № 1. – С.15-16.
  11. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э.Ф. Зеер, Г.М. Романцев // Педагогика. – 2002. - №3. – С. 16 – 21.
  12. Иванченко Г.В. Самоопределение личности как открытый проект /Г.В. Иванченко // Человек. - 2005. - N 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора

Актуальные проблемы адаптации нового контингента обучающихся...

Адаптация обучающихся на производственной практике у социальных партнеров.

Адаптация обучающихся на производственной практике у  социальных партнеров. Важной целью современного образовательного учреждения профессионального образования является подготовка конкуренто...

« Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора»

Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация обучающихся нового набора к жизни и учебе в колледже  является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека...

Статья "Социализация и адаптация обучающихся техникума в процессе получения профессии"

В статье говорится о адаптации обучающихся ГБОУ РХ СПО ЧМТТ за 2013-2014 учебный год....

Учебная презентация к рабочей программе по дисциплине "Социальная адаптация обучающихся"

Данная учебная презентация предполагается как информационно-теоретико-практическое сопровождение занятия лекционно-практической направленности по теме "Переговоры как средство разрешения конфликта"...

Рабочая программа учебной дисциплины "Социальная адаптация обучающихся" (СПО)

Рабочая программа (специальность 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство, специальность 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство, специальность 35.02.03 Технология деревообработки)предназ...

Социально-педагогическое сопровождение и социальная адаптация обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Архангельск

Особенности взаимодействия детских домов и образовательных организаций среднего профессионального образования при работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...