Политика и экономика: от реформ - к "застою"
план-конспект урока на тему

Разработка по истории России 20 века, для 11 классов. Охарактеризовывает необходимость и сущность  экономических реформ 1960-хгг и их результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Политика и экономика реформ 60х г.18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение

Средняя общеобразовательная школа №8

п. Двубратский

разработка урока по истории

«Политика и экономика:

 от реформ – к «застою 1960 х гг»

Составила:

Учитель истории и обществознания

Виктория Валерьевна Кузнецова

2016г

Тема урока: Политика и экономика: от реформ – к «застою»

План: 1. Система «коллективного руководства».

2. Экономические реформы 1960-х гг и их итоги.

3. Проблемы «застоя» в экономике.

Ход урока:

Учитель: С отстранением от власти Н.С. Хрущева правящую партию возглавил Л.И. Брежнев. (1906-1982гг). В ноябре 1964 г. было ликвидировано разделение партийных структур и промышленное. В сентябре 1965 г распускаются совнархозы и воссоздаются отраслевые министерства. Органы  партийно-государственного контроля, были преобразованы в безвластный Народный контроль. Пришло коллективное руководство. Решения по ключевым вопросам жизни страны принимаются только после тщательной их проработки министерствами и ведомствами, рассмотрения на Секретариате ЦК и единогласного одобрения членами Политбюро ЦК КПСС- высшими руководителями партии.

        Партийная элита увидела в Л.И. Брежневе лидера, способного представлять и отстаивать её интересы, стабилизировать положение в обществе.

2. Экономические реформы 1960-х гг. и их итоги.

Провозглашенные в Программе КПСС цели – догнать и перегнать США по основным показателям развития – выглядели все более иллюзорными. В марте 1965г состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Л.И. Брежнев провозгласил новые ориентиры аграрной политики. Повышались закупочные цены на продукцию совхозов и колхозов, устанавливался твердый план государственных закупок, уменьшались налоги на денежный доход колхозов. Вновь увеличились посевные площади под пшеницу и рожь. В колхозах в место трудодней ввели стабильные денежные оклады, что сразу повысило уровень жизни селян. Отменились запреты на введение личного подсобного хозяйства. Впервые на развитие сельского хозяйства выделялись крупные средства. Реформа в промышленности были вязаны с именем  А.Н. Косыгина.

        Реформы, начатые в 1965г., повысили степень экономической самостоятельности предприятий. Вводился хозрасчет. Он предполагал сокращение количества нормативных плановых показателей. Была введена система материального стимулирования производителей: в их распоряжении разрешалось оставлять часть прибыли, которая шла на расширение производства, материальное поощрение работников и социальное развитие. Реформы принесли определенные результаты. Улучшилось снабжение населения продовольствием, часть колхозов и совхозов перестали быть убыточными. В строй вступило около 2 тыс. новых промышленных предприятий.

Повысилось благосостояние народа. Большинство семей приобрело такие товары длительного пользования, как холодильники, телевизоры, стиральные машины, радиоприёмники. С вступлением в строй в 1970г автомобильного завода  в Тольяти (ВАЗ) начался массовый выпуск автомашин «Жигули» для граждан, обладавших определенным достатком. Благодаря развитию внешней торговли увеличилось количество импортных товаров.

        Вырос уровень среднемесячной зарплаты рабочих и служащих. Составляющий в 1960г. 80,6 руб., в 1970г он достиг 122руб., в 1980г-168,9 руб.

        Продолжалась политика предоставления гражданам индивидуальных квартир. Горожане обзаводились приусадебными участками, широко развернулось дачное строительство. В 1967г. была введена 5-дневная рабочая неделя, увеличилась продолжительность отпуска. Ширилась система бесплатного летнего отдыха детей в пионерских лагерях и санаториях.

3. проблема «застоя»в экономике.

Экономика становилась нерентабельной, т.е. затраты ресурсов на выпуск единицы продукции оказались слишком высокими.

Рассмотрим таблицу.

Среднегодовые темпы роста основных показателей экономического и социального развития СССР по пятилеткам в (%).

Показатель

1966-1970

1971-1975

1976-1980

1981-1985

Прирост национального дохода

7,2

5,1

3,8

3,1

Производство промышленной продукции

8,5

7,4

4,4

3,4

Производство сельскохозяйственной продукции

3,9

2,5

1,7

1,1

Производительность общественного труда

6,8

4,5

3,3

3,1

Реальные доходы на душу населения

5,9

4,4

3,4

2,1

К началу 1980-х гг. во многих районах страны пришлось ввести карточную систему распределения части аграрной продукции. С торговых прилавок исчезли товары первой необходимости.

Причины экономических трудностей были весьма многообразны.

  • Прежде всего не удалось создать стимулы, которые побуждали бы предприятия внедрить новую технику, повышать производительность труда и качество продукции. Многие хозяйственники сдерживали рост производства, чтобы иметь резерв мощностей для выполнения планов.
  • При дефиците на многие виды товаров и отсутствии конкуренции не было стимулов к повышению качества продукции и расширению её ассортимента. Эта практика наносила урон хозяйственной деятельности в целом. Так, заводы предпочитали выпускать дорогостоящие, тяжелые тракторы и комбайны, игнорируя потребность колхозов и совхозов в средствах малой механизации.
  • Использование новой техники, повышающей производительность труда, приводило не к росту зарплаты, фонд которой определялся сверху, а к снижению действующих расценок. Это было невыгодно рядовым работникам.
  • Рабочая сила зачастую использовалась нерационально. Высококвалифицированные  работники работники интеллектуального труда, студенты часто привлекались к заготовительным, сезонным работам в колхозах и совхозах, сортировке овощей.
  • Значительная доля средств (около 10 % бюджета) уходила на содержание непомерно раздувшегося аппарата управления. Его численность к середине 1980-хгг. Достигла 18 млн. человек .

Обилие строек превышало возможности страны и вело к омертвлению средств и ресурсов, вложенных в так называемый долгострой. Начатые объекты годами стояли незавершенными. Значительные ресурсы шли на многолетние строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМа).

        Важнейшим ресурсом поддержания стабильности в обществе стали высокие цены на нефть и газ на мировом рынке.После стремительного повышения мировых цен на нефть в 1973г. Советский Союз получил от её продажи в 1975-1985гг коло 180 млрд долларов. Нефтедолары спасали экономику от краха, однако их приток явился источником благодушия в руководстве страны, которые упорно игнорировало  сигналы неблагополучия в хозяйственной жизни.

Д/З параграф 34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме «Реформы Петра I: зло или благо для России?»

Урок истории по теме «Реформы Петра I: зло или благо для России?»Цель урока:на основе полученных ранее знаний, чтения исторической литературы показать учащимся вклад Петра I в дело преобразовани...

Методическая разработка открытого урока по теме: «Петр I и его реформы в оценках и суждениях»

Это заключительный урок темы «Эпоха петровских преобразований». Основная цель – обобщение и закрепление полученных знаний. А так как деятельность Петра I вызывала и вызывает много споров, создаются ус...

Тестовые вопросы для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт» по разделу дисциплины «Налоги и налогообложение» Налоговая система и налоговая политика

Тестовые вопросы по дисциплине «Налоги и налогообложение» для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт»Рекомендуется для студентов дистанционной формы обучения.Тест содержит 10 вопр...

Методическая разработка на тему"Макроэкономическое регулирование экономики посредством налогово-бюджетной политики государства"

В методической разработке дана методика проведения занятия с использованием следующих методов обучения: демонстрации слайдов. объяснения. беседы, тестового контроля знаний. Автор предлагает подробный ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по дисциплине ОУДВу.10 Экономика по теме: "Монетарная политика" для обучающихся 1 курса укрупненной группы спец. 40.00.00 Юриспруденция

Цель занятия: овладение системой знаний о способах регулирования Центральным Банком РФ денежного обращения в стране с целью применения юридического подхода для всестороннего анализа и аргументация тек...

Инфографика. Экономика. Основы денежной политики государства

Представленный материал может быть использован на занятии по дисциплине ОУП 11 Экономика для специальности 43.02.13 Технология парикмахерского искусства, 43.02.14.  Гостиничное дело....


 

Комментарии

Данная разработка урока позволяет охарактеризовать причины "застоя" в экономике страны.