Картотека пальчиковой гимнастики
картотека на тему

Добринова Ирина Александровна

Данный сборник пальчиковых игр по лексическим темам предназначен для работы с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika_.docx72.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД  №1 «ТЕРЕМОК» КОМПЕНСИРУЮЩЕГО  ВИДА

  г. ОЛЁКМИНСКА  МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА  «ОЛЁКМИНСКИЙ  РАЙОН»

 РЕСПУБЛИКИ  САХА (ЯКУТИЯ)   

Картотека пальчиковой гимнастики

по лексическим темам

Выполнила:

Учитель-логопед

МБДОУ д/c №1 «Теремок»

Швецова Ирина

Александровна

Содержание :

  1. Осень
  2. Огород. Овощи.
  3. Сад. Фрукты.
  4. Лес. Грибы. Ягоды.
  5. Детский сад. Профессии.
  6. Перелетные птицы.
  7. Зимующие птицы.
  8. Домашние животные.
  9. Дикие животные наших лесов.
  10. Животные жарких стран.
  11. Животные холодных стран.
  12. Зима. Зимние забавы.
  13. Новый год.
  14. Игрушки.
  15. Человек. Части тела.
  16. Одежда. Обувь. Головные уборы.
  17. Посуда.
  18. Продукты питания.
  19. Хлеб.
  20. Наша Армия. День Победы.
  21. Весна.
  22. Мамин праздник.
  23. Мебель.
  24. Транспорт.
  25. Мои город.
  26. РС(Я)
  27. Россия
  28. Комнатные растения.
  29. Полевые цветы.
  30. Деревья. Кустарники.
  31. Насекомые.
  32. Космос.
  33. Школа.
  34. Лето.
  35. Правила дорожного движения. Безопасность.

Осень

«Осенние листья»

  Раз, два, три,

                       четыре, пять,

  Будем листья собирать.

  Листья березы,

  Листья рябины,

  Листики тополя,

  Листья осины,

  Листики дуба мы

                                 соберем,

  Маме осенний букет отнесем

   Загибают пальчики, начиная с большого

   Сжимают и разжимают кулачки.

   Загибают пальчики, начиная с большого.

   

«Шагают» по столу.

«Осень»

Ветер северный подул

С-С-С все листочки с липы сдул

Полетели, закружились

                      и на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать

                      кап-кап-кап

Град по ним заколотил,

                листья все насквозь пробил.

Листья все насквозь пробил,

                снег потом припорошил,

Одеялом их накрыл.

Подуть на пальцы

Произнести С-С-С

Ладони зигзагами плавно опустить на стол

Постучать пальцем по столу

Постучать кулачками по столу

Плавные движения вперед-назад кистями

Ладони крепко к столу

Огород. Овощи.

«У Лариски – две редиски»

У Лариски –

Две редиски.

У Алешки –

Две картошки.

У Сережки – сорванца –

Два зеленых огурца.

А у Вовки –

Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной, а затем на другой руке.

«Солим капусту»

Мы капустку рубим — рубим, 
Мы капустку солим — солим, 
Мы капустку трем — трем, 
Мы капустку жмем — жмем.

Имитация движений

«У Зиночки»

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина — молодец!

Дети делают ладошки «корзинкой».

Сгибают пальчики, начиная с большого.

Показывают большой палец.

Сад. Фрукты.

«Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будим, мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Левую ладошку держат

  «ковшиком» пальцем правой

  руки мешают.

  Загибают пальчики по одному,

  начиная с большого.

  Опять варят и мешают

                                           «Мы ходили на базар»

На базар ходили мы,

 Много груш там и хурмы,

 Есть лимоны, апельсины,

 Дыни, сливы, мандарины,

 Но купили мы арбуз –

 Это самый вкусный груз!

Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку;

При этом ладони не соприкасаются.

 -мизинцы

-безымянные

-средние

-указательные

-большие

-пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх

Лес. Грибы. Ягоды.

«Полянка»

Здравствуй, полянка большая!

Здравствуй, трава – мурава!

Здравствуй, ягодка лесная!

Ты поспела и вкусна.

Мы корзиночку несём –

 Всю тебя мы соберём.

Пальцы правой руки по очереди

 здороваются с пальцами левой,

 похлопывая друг друга  кончиками

«Этот пальчик»

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

   Оттого и потолстел.

Массируют поочередно пальчики,

  начиная с мизинца.

Хлопают в ладоши

«Ягоды»

Раз, два, три, четыре, пять,


В лес идем мы погулять.


За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

Пальчики обеих рук здороваются начиная с большого.

 Обе руки идут по столу.

Загибают пальчики, начиная с большего.

Хлопают в ладоши.

                     Детский сад. Профессии.

«Повар»

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берет

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон.

  И очень довольный он!

Ребром ладони стучат по столу.

 Загибают большой палец на левой

  руке.

 Загибают указательный палец.

 -средний

 - безымянный

 - мизинец

Разводят руками.

«Детский сад»

В нашей группе все друзья

Самый младший- это я.
Это Маша, 
Это Саша, 
Это Юра, 
Это Даша.

Дети ритмично стучат кулачками по столу

Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.

Перелетные птицы

«Грачи»

Мы лепили куличи.

Прилетели к нам грачи.

Первый грач испек пирог,

А второй ему помог.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.

Раз, два, три, четыре, пять,

Выходи грачей считать.

«Лепить пирожок»

  «Помахать крыльями»

  Загибать пальчики  по очереди на

  одной руке.

  Загибать пальчики на другой руке.

«Кукушка»

Летела кукушка мимо сада,

 

Поклевала

 

Всю рассаду,

 И кричала : «Ку – ку!»

Мак,

Раскрывай один кулак.

Руки согнуты в локтях, скрещены перед грудью. Выполняют плавные, волнообразные движения от предплечья до кончиков пальцев.

 Лицевая сторона левой ладони развёрнута вверх, пальцы от себя, пальцы правой руки – в «щепотку», клюют.

 Положение рук меняется, выполняются те же действия.

Пальцы имитируют крик – раскрывая и закрывая клюв.

Пальцы сжимаются в кулак.

По очереди раскрывают каждый кулак по два раза.

Зимующие птицы.

«Прилетайте птички»

Прилетайте, птички!

Сала дам синичке.

Приготовлю крошки

 Хлебушка немножко.

 Эти крошки – голубям,

 Эти крошки – воробьям.

 Галки да вороны,

 Ешьте макароны!

«зовущие» движения пальцев

4раза-«режущие» движения одной ладони по другой

 

пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев  

 друг о друга

 вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью

 то же – левой рукой

 тереть ладонью о ладонь,

 «катая из хлеба макароны»

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей

                   

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

Ритмично сжимают и разжимают

  кулачки.

 Загибание пальчиков, начиная с

  большего.

  Ритмично сжимают и разжимают

  кулачки.

«Воробьи»

Пять воробьёв на заборе сидели,  

Один улетел, а другие запели.

И пели, пока не сморила усталость,

Один улетел, а четверо осталось.

Сидели вчетвером и немного устали,

Один улетел, а трое остались.

Сидели втроём и немного устали,

Один улетел, а двое остались.

Сидели вдвоём и снова скучали

Один улетел и остался один.

Один посидел, да и взял улетел.

Показать пять пальцев, а затем  

 загибать их по одному.

Домашние животные

«Домашние животные»

У овечек на шубках колечки,

 Те овечки пасутся у речки,

 Их пасут две собаки лохматые,

 Что виляют хвостами мохнатыми.

 А пастух на пригорке у дерева,

 На свирели играет затейливо.

 Быстро бегают ловкие пальчики.

 На поляне цветут одуванчики,

 Колокольчик под ветром колышется,

  Нам мелодия чудная слышится.

Пальцами по очереди делать колечки.

Пальцами обеих рук сделать собак

 Кистями помахать, как хвостами

 Гору изобразить руками, потом пальцами обеих рук.

 Пальцами обеих рук играть на воображаемой свирели.

Обеими руками изобразить цветок

 Покачать кистями рук.

 Кисть правой руки прижать к правому уху, прислушаться.

«Воздушные щелчки»

Во дворе у брата

 Бегали котята,

 Испугавшись щелчка,

 Разбежались кто куда.

Указательный палец резким

 движением о большой палец делает

 щелчок в воздух(3 раза), по аналогии

 щелчки средним, безымянным

 пальцами и мизинцем.

«Коготочки»

У Кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши!

Поджать подушечки пальцев правой

 руки к верхней части ладошки.

 Большой палец прижать к

 указательному.

 Произносить громко «мяу!»

 несколько раз. Можно играть со

 второй рукой и двумя руками.

Дикие животные наших лесов

«На водопой»

Жарким днем лесной тропой

  Звери шли на водопой.

  За мамой лисицей крался лисенок,

  За мамой медведицей шел медвежонок,

  За мамою белкой скакали бельчата,

  За мамой зайчихой косые зайчата,

  Волчиха вела за собою волчат,

  Все мамы и дети напиться хотят.

  «шагают» по столу.

 

  На каждое двустишие разгибают

  по одному пальчику, начиная с

  мизинца.

 

  «шагают» по столу.

«Разминаем пальчики»

Разминаем пальчики, раз, два, три!

  Разминаем пальчики ну-ка, посмотри!

  Вот бежит лисичка, раз, два, три!

  Хитрая сестричка, ну-ка, посмотри!

  Лепим, лепим личико, раз, два, три!

  Что же получилось? Ну-ка, посмотри!

  Хитрая лисичка – вот она!

  Рыжая сестричка хороша!

  Вот лисичка злая, ой-ой-ой!

  От нее, скорее убегу домой.

  У лисички нашей грустный вид,

  Сидит одна лисичка и грустит.

  Улыбнись лисичка, погляди на нас,

 Тебя мы не оставим ни на час!

Сжимать и разжимать кулачки

  «Бегут» по столу

  Выражение лица очень хитрое.

 

Выражение лица очень злое

Выражение лица оченьгручтное

Улыбнуться

«Мышки»

Раз,

Два,

 Три,

Четыре,

 Жили мыши

 На

 Квартире

 Чай пили,

 Чашки били,

 По – турецки говорили,

 Чаби,

 Чиляби,

 Челяби,

 Чаби – чаби.

Хлопок в ладоши.

 Левая – перед лицом, ладонь вправо;

Правая – в кулак, упирающийся в ладонь левой; локоть правой на уровне плеча.

Хлопок в ладоши.

 Наборот.

 Хлопок в ладоши.

 Кулачок правой руки упирается в ладонь левой.

Наоборот.

 Кисти обеих рук соединены в чашечку.

Ладони резко в стороны, лицевой  -вниз

 Руки плавно, волнообразно скрестить

 Соприкасаются подушечки больших

 и указательных пальцев

 … подушечки больших и средних

 … подушечки больших и безымянных

 встречаются подушечки больших пальцев и мизинцев обеих кистей 2 раза

Дикие животные жарких стран

«Слон»

В зоопарке стоит слон,

 Уши, хобот – всё при нём.

 Головой своей кивает,

 Будто в гости приглашает.

Средний палец опущен. С одной

 стороны он зажат мизинцем и  

 безымянным, а с другой –

 указательным и большим.

 Шевелить средним пальцем,

 качать кистью.

«Где обедал воробей?»

-Где обедал, воробей?

 

 -В зоопарке у зверей.

  Пообедал я сперва

  За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

  У моржа попил водицы.

  Ел морковку у слона.

  С журавлем поел пшена.

  Погостил у носорога,

  Отрубей поел немного,

  Побывал я на пиру

  У хвостатых кенгуру.

  Был на праздничном обеде

  У мохнатого медведя.

  А зубастый крокодил

  Чуть меня не проглотил.

Машут перекрещенными

  ладошками.

  Ладошками – раскрывающуюся пасть

  На каждое название загибают

  по одному пальчику, сначала на

  правой, потом на левой руке.

 Изображают раскрывшуюся

  пасть животного.

Животные холодных стран

Смотрите, милые друзья,

Да тут их целая семья:

У медведя-медвежонок,

У тюленя-теленок,

У пингвина-пингвиненок,

У оленя-олененок.

А теперь кормить их будем.

Травку дам оленю,

Пингвину и тюленю рыбы дам,

Мишке белому-медко,

А моржу дам молоко!

Развести руки в стороны

Загибать пальчики, начиная с большого

Зима. Зимние забавы

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,

  Мы с тобой снежок слепили.

  Круглый крепкий, очень гладкий

  И совсем-совсем не сладкий.

  Раз подбросим.

  Два поймаем.

  Три уроним

  И сломаем.

Загибают пальчики, начиная с

  большого.

  «Лепят» меняя положение

  ладоней.

  Показывают круг, сжимают

  ладони.

  Грозят пальчиком.

  Смотрят вверх, подбрасывая

  воображаемый снежок.

 Ловят снежок

 Роняют воображаемый снежок.

  Топают ногой.

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре,

                                     пять,

  Мы во двор пришли

                                 гулять.

  Бабу снежную

                               лепили,

  Птичек крошками кормили,

  С горки мы потом

                                 катались,

  А еще в снегу

                                 валялись.

  Все в снегу домой пришли.

  Съели суп, и спать легли. 

Загибают пальчики, начиная с

  большого.

  «Идут» по столу указательным и

  средним пальчиками.

  «Лепят» комочек двумя

  ладонями.

  «Крошат хлебушек»

  Ведут указательным пальцем

  правой руки по ладони левой.

  Кладут ладошки на стол то

  одной, то другой стороной.

  Движения воображаемой ложкой.

  Руки под щеку.

«Наши ручки замерзают»

Наши ручки замерзают.

  Поиграем – ка немножко

  Да похлопаем в ладошки.

  Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

  Пальчики, чтоб их согреть,

  Сильно надо растереть.

  Пальчики мы согреваем,

  Их сжимаем – разжимаем!

Кулачки крепко прижать друг к другу

 Разжать кулачки, хлопать в ладони.

 

Прижать ладони друг к другу,

Тереть  ладонь о ладонь.

 Греем руки круговыми движениями,

 сжимаем и разжимаем кулачки.

Новый год

«Новогодний праздник»

Ждали праздника мы долго.

  Наконец пришла зима.

  Наконец пришла зима

  В гости ёлку привела.

  К ёлке все мы подошли,

  Хороводы завели.

  Покружились, поплясали,

  Даже чуточку устали.

  Дед Мороз скорей приди,

  Нам подарки принеси.

Трём ладошку о ладошку.

 Сжать кулаки, прижать их друг к

 другу.

 Пальцы «идут» по столу, по

 коленкам.

 Пальцы показывают Ёлочку,  

 указательные пальцы сцепляются

 Круговые движения кистями рук.

 Кисти рук опустить, расслабить.

Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд.

«На елке»

Мы на елке веселились,

 И плясали, и резвились.

 После добрый Дед Мороз

  Нам подарки преподнес.

  Дал большущие пакеты,

  В них же вкусные предметы:

  Конфеты в бумажках синих,

  Орешки рядом с ними,

  Груша, яблоко,

  Один золотистый мандарин.

Ритмичные хлопки в ладоши

  Удары кулачками.

  «шагают» средним и

  указательным пальчиками по

  столу.

«рисуют» руками большой круг.

  Ритмичные хлопки в ладоши

  Загибают пальчики, начиная с

  большого.

«Подарки»

Дед мороз принес подарки:

  Буквари, альбомы, марки,

  Кукол мишек и машины,

  Попугая и пингвина,

  Шоколадок пол мешка

  И пушистого щенка!

  Гав! Гав!

«Шагают» пальчиками по столу.

  На каждое название загибают

  по одному пальчику, сначала на

  правой, потом на левой руке.

  Делают из пальчиков правой руки  

  мордочку щенка, согнуты

  средний и указательный пальчики  

   – «ушки».

Игрушки

«Шарик»

Надуваем быстро шарик,

 Он становится большим,

 Вдруг шар лопнул, воздух вышел,

 

 Стал он тонким и худым.

Все пальцы обеих рук в  

 щепотке,соприкасаются

 кончиками. В этом положении

 дуем на них,

 При этом пальчики принимают

 форму шара.

 Воздух «выходит» и пальчики

 принимают исходное положение.

«Угощение гномов»

Стали гномы гостей приглашать,

 Стали гномы гостей угощать,

 Каждому гостю досталось варенье,

 Пальчики склеило то угощенье,

 Плотно прижалась ладошка к  

 ладошке,

 Гости не могут взять даже и  

 ложки. 

Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки.

 Затем наоборот.

 «намазывать» варенье на кончик  

 каждого пальца

Последовательно, начиеая с большого, склеить пальцы

 Прижать ладошки одна к другой.

 Плечи приподнять, руки слегка  

 развести в стороны – «удивиться»

Человек. Части тела.

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

  А вторые догонять.

  Третьи  пальчики бегом,

  А четвертые пешком,

  Пятый пальчик поскакал

  И в конце пути упал.

Пальцы обеих рук сжимают в

  кулаки, большие пальцы опущены

  вниз и как бы прыжками двигаются

  по бедру к колену.

  Выполняются ритмичные движения

  указательными пальцами.

  движения средних пальцев в

  быстром темпе.

  Медленные движения безымянных

  пальцев по направлению к коленям

  Ритмичные касания мизинчиками

  по бедрам.

  Хлопок обеими ладонями по коленям

«Пальчики»

Раз, два, три, четыре, пять –

  Пошли пальчики гулять,

  Этот пальчик рыл песок,

  Этот делал пирожок,

  Этот с горки катался,

  Этот в траве валялся,

  Этот умницей был –

  Хорошо говорил.

Сжимают и разжимают кулачки,  

 затем шевелят ими.

 

 Загибают пальчики, начиная с  

 большого.

Одежда. Обувь. Головные уборы

«Рукавицы»

Вяжет бабушка Лисица

  Всем лисятам рукавицы:

  Для лисенка Саши,

  Для лисички Маши,

  Для лисенка Коли,

  Для лисички Оли,

  А маленькие рукавички

  Для Наташеньки  - лисички.

  В рукавичках да-да-да!

  Не замерзнем никогда!

Поочередно потереть пальцы.

  Загибаем пальчики.

  Потереть ладони друг о друга.

«Не плачь, куколка моя»

Не плачь, куколка моя, остаешься ты одна.

  Не могу с тобой играть,

  Нужно мне перестирать:

  Твои платья и носки, твои юбки и чулки,

  Свитер, варежки, жакет,

  Шапочку, цветной берет.

  Я налью воды чуток,

  В таз насыплю порошок.

  Пену снежную взобью, постираю и пойду.

  Пока светит солнышко,

  Натяну веревочку.

  К ней одежду прикреплю,

  Ветерком все просушу.

    Поработали вдвоем,

  А теперь мы отдохнем.

Имитация укачивания куклы.

  Загибание пальчиков.

  Имитация по описанию в стихотворения.

Положить руки на колени.

«Обувь»

Раз, два, три, четыре, пять 
Будем обувь считать:
Раз – туфли,
Два – сапожки,
Три ботинки,
Четыре – босоножки
И, конечно, тапки – пять.
Ножкам надо отдыхать.

Загибать пальчики по одному

Разгибать пальчики

Посуда

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,

  Мы посуду перемыли:

  Чайник, чашку, ковшик, ложку

  И большую поварешку.

  Мы посуду перемыли:

  Только чашку мы разбили,

  Ковшик тоже развалился,

  Нос у чайника отбился.

  Ложку мы чуть-чуть сломали,

  Так мы маме помогали.

Удары кулачками др. о друга.

  Одна ладонь скользит по другой.

 

  Загибают пальчики, начиная с

  большого.

  Одна ладонь скользит по другой.

  Загибают пальчики, начиная с

  большого.

  Удары кулачками др. о друга.

«Машина каша»

Маша кашу наварила,

  Маша кашей всех кормила.

  Положила Маша кашу

  Кошке - в чашку,

  Жучке – в плошку,

  А коту – в большую ложку.

  В миску курицам, цыплятам

  И в корытце поросятам.

  Всю посуду заняла,

  Все до крошки раздала.

Указательным пальцем правой

  Руки мешают в левой ладошке.

  Загибают пальчики на обеих

  руках.

  Разжимают кулачки.

  Сдувают «крошки» с ладошки.

«Посуда»

Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:


Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился, 
Нос у чайника отбился. 
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.

Удар кулачками друг о друга

Одна ладонь скользит по другой по кругу
Загибают пальчики по одному, начиная с большого

Одна ладонь скользит по другой по кругу

Загибают пальчики по одному, начиная с большого

Удар кулачками друг о друга

Продукты питания

«Пирог»

Падал снег на порог.

  Кот слепил себе пирог.

  А пока лепил и пек,

  Ручейком пирог утек.

  Пирожки себе пеки

  Не из снега – из муки.

2 раза медленно опускают ладони

  на стол.

  Прижимают ладонь к ладони

  «лепят» пирог.

  «Бегут» пальчиками по столу.

  Прижимают ладонь к ладони

  «лепят» пирог.

«Шалун»

Наша Маша варила кашу,

 Кашу сварила малышей кормила:

 Этому дала,

 Этому дала,

 Этому дала,

 А этому не дала.

 Он много шалил.

 Свою тарелку разбил.

На первые две строчки чертить

 круги на ладони. На следующие

 четыре – загибать пальцы с

 проговариванием слов.

 

На седьмую строку – пальцами

 другой руки брать мизинчик и

 слегка покачивать.

«Братцы»

Пошли два братца

 Вместе прогуляться,

 А за ними еще два братца.

 Ну а старший – не гулял,

 Очень громко их позвал.

 Он за стол их посадил,

 Вкусной кашей накормил.

Ладонь на столе. Прямые пальцы

 соединить. Раздвинуть в стороны

 поочередно две пары пальцев:

 сначала мизинец и безымянный,

 затем – средний, и указательный,

 большим пальцем «звать»

 братьев и «кормить» их кашей.

Хлеб

«Каша»

Каша в поле росла,

  К нам в тарелку пришла.

  Всех друзей угостим,

  По тарелке дадим.

  Птичке – невеличке,

  Зайцу и лисичке,

  Кошке и матрешке,

  Всем дадим по ложке.

Подняли руки вверх, шевелят

  пальчиками.

  Идут пальчиками по столу.

  В правой ладошке мешают кашу.

  Загибают пальчики на обеих руках.

  Разжимают кулачки.

«Пекарь»

Бублик

  Баранку,

  Батон

  И буханку

  Пекарь из теста

 Испёк спозаранку.

Большой и указательный пальцы  

   образуют круг.

   Большой и средний пальцы

   образуют круг.

   Большой и безымянный пальцы  

   образуют круг

.

   Большой и мизинец образуют круг.

    Имитация лепки хлеба.

«Гости»

К Жене гости прибежали,

 Все друг другу руки жали.

 - Здравствуй, Жора!

 - Здравствуй, Жанна!

 - Рад, Серёжа!

 -Рад, Снежана!

 - Не хотите ль пирожок?

 - Может, коржик?

 - Иль, рожок?

 Вот драже вам на ладошку,

Всё берите понемножку.

 С ручек все стряхнули крошки

 И захлопали в ладошки.

Пальцы бегут по столу.

 Рукопожатие.

 Пальцы по очереди здороваются с большими пальцами обеих рук.

  Из ладоней сложить пирожок.

 Показать раскрытые ладони.

 Пальцы сложить в виде рожка.

 Постучать по  ладони одной руки кончиками пальцев другой руки

 Двумя пальцами – большим и указательным, большим и средним и т.д.- осторожно брать драже

 Энергично встряхнутькистями рук.

 Похлопать в ладоши.

Наша Армия. День Победы.

«Защитники Отечества»

Пальцы эти – все бойцы.

 Удалые молодцы.

 Два больших и крепких малых

 И солдат в боях бывалых.

 Два гвардейца – храбреца!

 Два сметливых молодца!

 Два героя безымянных,

 Но в работе очень рьяных!

 Два мизинца – коротышки –

 Очень славные мальчишки!

Растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак.

 Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу.

 Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу.

 Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу.

 Приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу.

 Приподнять мизинцы. Хлопнуть ладонями по столу.

«Аты-Баты»

Аты — баты, аты — баты!
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты, 
Потом артиллеристы, 
А потом пехота –
Рота за ротой.

Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки

Весна

«Весна-Красна»

Иди, весна, иди, красна,


Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.

«Кап, кап, кап»
Кап, кап, кап – звенит капель.
Приближается апрель.

«шагают» пальчиками обеих рук по столу
Загибают по одному пальчику с мизинца

Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого

«Весна»

Снова солнце в небе улыбается,

Снег растаял, ручейки звенят.

И подснежник первый распускается,

С юга птицы с песнями летят.

Соединять пальцы правой руки с большим.
Соединять пальцы левой руки с большим.
Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга.
Ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка». 

Мамин праздник

«Мамочка»

Мамочка, мамочка,

 Любимая моя,

 Ведь ты знаешь, мамочка,

 Как я люблю тебя.

Поочерёдно загибаем пальчики

 правой руки, начиная с большого,

 затем то же на левой руке.

 Правую руку сжать в кулак,  

 ладошкой левой крепко его

 обхватить.

                                                «Помогаем маме»

«Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом – 
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем, 
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем». 

Имитация движений

«Много мам на белом свете»

Много мам на белом свете,


Всех их очень любят дети! 
Журналист и инженер,
Повар, милиционер, 
Швея, кондуктор и учитель, 
Врач, парикмахер и строитель – 
Мамы разные нужны,


Мамы разные важны!

Разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи

Поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке 

Сжимают обе ладошки в «замочек»

Разводят руки, поднимают ладошками вверх

Мебель

«Мебель»

В нашей комнате-столовой – 
Есть отличный СТОЛ дубовый,
СТУЛЬЯ – спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый БУФЕТ
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых – спальне –
Есть для платьев ШКАФ зеркальный,
Две широкие КРОВАТИ
С одеялами на вате
И берёзовый КОМОД,
Мама там бельё берёт.
А в гостинной КРЕСЛА есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,
В СТЕНКЕ – центр музыкальный.

На каждое название мебели по одному пальцу загибают – всего 10

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре, 

Много мебели в квартире


В шкаф повесим мы рубашку, 
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули, 
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.

Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках

Сжимают и разжимают кулачки

Загибают пальчики на каждое название мебели

Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу

Транспорт

«Лодочка»

Две ладошки прижму

  И по морю поплыву.

  Две ладошки – друзья –

  Это лодочка моя.

  Паруса подниму,

  Синим морем поплыву.

  А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

Ладони лодочкой, волнообразные  

  движения рук.

 

 

 Поднять выпрямленные ладони  

  вверх.

  Имитация движений волн и

  рыбок.

«Транспорт»

Автобус, троллейбус, машина, трамвай – 
О них ты на улице не забывай.
В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

Соединение пальцев по очереди с большим

То же пальцами другой руки

Мой город. РС(Я). Россия.

«Я художник»

Я взял бумагу, карандаш,

  Нарисовал дорогу.

  На ней быка изобразил,

  А рядом с ним корову.

  Направо дом, на лево сад…

  В лесу двенадцать кочек.

  На ветках яблочки висят,

  И дождичек их мочит.

  Потом поставил стул на стол,

  Тянусь как можно выше.

  Уф! Свой рисунок приколол

  Совсем неплохо вышел!

«Рисуют» карандашом.

 Сжимают, разжимают кулачки.

  Показывают рога.

  Показывают крышу дома.

  «Рисуют» кочки и яблочки.

  Тянут руки как можно выше.

«Мой край»

Здравствуй, Солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по 

очереди «здороваться» с 

пальцами левой руки, 

похлопывая друг друга

кончиками.

Комнатные растения

«Цветы»

Утром рано он закрыт,

   Но к полудню ближе

   Раскрывает лепестки, красоту

                                      их вижу.

   К вечеру цветок опять закрывает

                                      венчик,

   И теперь он будет спать

   До утра, как птенчик.

Кисти рук плотно сомкнуты.

   Ладони отходят друг от друга, подушечки

   больших пальцев прижаты к концам

  указательных кисти рук напоминают бутон.

  Кисти рук у запястья соединены, а пальцы

   плавно расходятся в разные стороны,

   напоминая раскрывшийся цветок.

   Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся

   цветок.

   Кисти рук возвращаются в исходное

   положение.

   Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон.

Полевые цветы

«Цветы»

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

Медленно разжимать пальцы из

 кулачков, покачивать кистями рук

 вправо – влево, медленно сжимать

 пальцы в кулаки, покачивать

 кулаки вперёд – назад.

«Мак»

На пригорке вырос мак,

Он склонил головку так.

Бабочка над ним порхает,

Быстро крыльями мелькает.

Кисти рук перекрестить,

 помахать, как бабочка,

 крылышками.

Деревья. Кустарники.

«На горе мы видим дом»

На горе мы видим дом,

 Много зелени кругом,

 Вот деревья, вот кусты,

 Вот душистые цветы.

 Окружает всё забор,

 За забором  - чистый двор.

 Мы ворота открываем,

 К дому быстро подбегаем,

 В дверь стучимся:«Тук–тук– тук!»

 Кто –то к нам идёт на стук.

 

В гости к другу мы пришли

 И подарки принесли.

Кистями рук изобразить домик.

 Волнообразные движения кистями рук

 Руками «показать» деревья, кусты

 Пальцами «показать» бутон.

Пальцами «показать» забор.

Погладить ладонями стол.

 «Открываем» кистями ворота.

 Пальцами пробежаться по столу.

 Постучать кулаком по столу.

 Ладонь приложить к правому уху,  

 прислушаться.

 Вытянуть руки вперёд, как будто

 преподнося что – то.

У сосны, у пихты, елки,

Очень колкие иголки,

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколит можжевельник!

ребенок катает колючий мяч или щетку для волос и приговаривает

или

на каждый ударный слог выполнить упражнение «Пальчики здороваются»

Насекомые

«Комар»

Дружно пальчики считаем –

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

Сжимают и разжимают пальцы.

 

Поочерёдно сгибают пальцы

в кулачок, начиная с большого.

Вращают мизинцем.

 

Прячут руки за спину

«Божья коровка»

Божьей коровки папа идёт,

 Следом за папой мама идёт,

 За мамой следом детишки идут,

 Вслед за ними малышки бредут.

 Красные юбочки носят они,

 Юбочки с точками чёрненькими.

 На солнышко они похожи,

 Встречают дружно новый день.

 А если будет жарко им

 То спрячутся все вместе в тень.

Всеми пальцами правой руки

 шагать по столу.

 Всеми пальцами левой руки

 шагать по столу.

 Шагаем обеими руками

 одновременно.

 Поджать ладони, пальцы плотно

 прижаты.

 Постучать указательными

 пальцами по столу.

 Изобразить пальцами солнышко.

  Спрятать пальцы обеих рук в кулачки.

«Улей»

Вот маленький улей, где

                    пчелы спрятались.

 Никто их не увидит.

 Вот они показались из улья

 Одна, две, три, четыре, пять.

 З-з-з-з-з-з-з-з-з-з.

Пальцы сжать в кулак, затем

 отгибать по одному.

Космос

«Пилот»

Пилот в космической ракете на землю глянул с высоты 

Еще никто, никто на свете такой не видел красоты! 

 Ах, какая красота там внизу ему видна!

Ладонь у лба – смотрим вниз

Разводим руки в стороны

Ладони рук у щек «удивляемся»

«Космос»

Раз, два, три, четыре, пять


В космос полетел отряд.


Командир в бинокль глядит,
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы,

Большую желтую луну. 

По одному загибают пальчики на обеих руках.
. Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.
Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».

Загибают пальчики обеих рук

Школа

«В школу»

В школу осенью пойду.

Там друзей себе найду,

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким ученым буду!

Но свой садик не забуду.

«Шагают» пальчиками по столу.

  Загибают пальчики на обеих

  руках.

 

  Грозят указательным пальчиком  

  правой руки

«Наши пальчики»

Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем –

И опять писать начнем.

Ритмично сжимать пальцы

  в кулачки.

  Выполнять соответствующие

  движения.

  Ритмично сжимать пальцы

  в кулачки.

Лето

«Вот и лето наступает»

Вот и лето наступает

Всех на отдых приглашает

Будем плавать, загорать

И на даче отдыхать.

последовательно соединить пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев

соединить одноименные пальцы рук, начиная с больших

круговые движения кистями

сделать «Домик»

«Солнышко»

Солнышко проснулось

Сладко потянулось.

Лучикам пора вставать,

Раз, два, три, четыре, пять

сжимают ладошку в кулачок

поднимают кулачок вверх

разжимают по одному пальчику

Правила дорожного движения

Две педали крутят ноги

Мчат колеса по дороге

Я рулю, куда хочу-

Влево, вправо прокачу!

То вперед, а то назад

Нажимаю тормоза!        

раскрытыми ладонями выполняем круговые движения

вращаем согнутыми в локтях руками

Имитируем, что держим руль и поворачиваем

кулачками обеих рук совершаем круговые движения

Обеими ладонями жмем на стол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека пальчиковых игр

картотека пальчиковых игр в помощь родителям и воспитателям...

картотека пальчиковых игр

Существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии...

Картотека пальчиковых игр

Картотека рассчитана на детей 2-3 лет....

картотека пальчиковых игр

Картотека пальчиковых игр...

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возроста

Пальчиковую гимнастику для детей 3 - 4 лет в детском саду необходимо выполнять ежедневно. Длительность занятий составляет около 5 минут. Следите, чтобы дети не отвлекались на другие действия, но помни...