Методические рекомендации к семинарам
методическая разработка на тему
Методические рекомендации к семинарским занятиям по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_seminarammatkkarimova_-_kopiya.docx | 50.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Нефтегорский государственный техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УПР
___________Булакова А.Е.
«___»___________2015год
Методические рекомендации
по проведению семинарских занятий
по учебной дисциплине
ОДБ.05 Обществознание
среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена
43.02.08 «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»
Версия 01
Должность | Фамилия/подпись | Дата | |
Разработал | Преподаватель | Маткаримова Ю.Ю. | |
Согласовано | Зав. по УМР | Чеховских Н.В. | |
Редакция 1 стр. 15 |
г. Нефтегорск, 2015г.
Методические рекомендации по проведению семинарских занятий по учебной дисциплине ОДБ.05 Обществознание составлены на основе примерной программы учебной дисциплины «Обществознание» для профессий НПО и специальностей СПО, в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), Положения об учебно-методическом комплексе, Методических рекомендаций по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий.
Организация-разработчик: ГБПОУ «НГТ»
Разработчик:
Ю.Ю.Маткаримова, преподаватель ГБПОУ «НГТ»
Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК ГБПОУ «НГТ»
Протокол №___ от «___»________2015 г.
Рекомендованы методическим советом ГБПОУ «НГТ» к использованию в учебном процессе
Заключение Методического совета № ______ от «____»__________ 2015 г.
номер
Пояснительная записка
Семинарские занятия разработаны в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОДБ.05 Обществознание для среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена.
Семинар – одна из форм практических занятий, проводимых по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) с целью формирования и развития у обучающихся навыков самостоятельной работы, научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать выводы, аргументировано излагать свое мнение и отстаивать его.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать/понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания.
Инструкция по подготовке и проведению семинара
Порядок подготовки семинарского занятия:
1. Изучение требований программы дисциплины;
2. Формулировка цели и задач семинара;
3. Разработка плана проведения семинара;
4. Моделирование вступительной и заключительной частей семинара;
5. Предварительная раздача обучающимся вопросов, заданий, ознакомление с проблемами, являющимися предметом обсуждения на семинаре
6. Инструктаж обучающихся по подготовке к семинару.
Порядок проведения семинарского занятия:
1. Вводная часть: постановка цели, задач и изложение основного замысла занятия.
2. Основная часть:
– организация дискуссии: постановка проблемы, выделение основных направлений;
– выступление докладчика, раскрывающего основные положения по вопросу;
- выступления содокладчиков, раскрывающих свое видение проблемы;
– дискуссия по докладу и содокладам.
3. Заключительная часть: завершение дискуссии, обобщение и оценка результатов работы обучающихся.
Рекомендации к оцениванию работы обучающихся на семинаре
При оценивании работы обучающихся на семинарском занятии преподаватель должен объективно оценивать ответы обучающихся. Ответ должен быть полным, исчерпывающим на конкретно поставленный вопрос.
Критерии оценки:
- оценка "5" (отлично) - обучающийся уверенно и точно владеет приемами работ практического задания, соблюдает требования к качеству производимой работы, умело пользуется оборудованием;
- оценка "4" (хорошо) - владеет приемами работ практического задания, но возможны отдельные несущественные ошибки, исправляемые самим обучающимся;
- оценка "3" (удовлетворительно) - ставится при недостаточном владении приемами работ практического задания, наличии ошибок, исправляемых с помощью преподавателя;
- оценка "2" (неудовлетворительно) – обучающийся не умеет выполнять приемы работ практического задания, допускает серьезные ошибки.
Семинар: «Глобальные проблемы современности»
Для подготовки к семинарскому занятию обучающиеся предварительно получают вопросы и задания. Информацию предоставляют в виде сообщений, докладов, слайдовых презентаций (по желанию).
Вопросы для подготовки
1.Проблема войны и мира
2. Демографическая проблема
3. Энергетическая и сырьевая проблема
4. Продовольственная проблема
5. Экологическая проблема
6. Проблема здоровья
Вопросы, обсуждаемые на семинаре
1.Что такое Глобальные проблемы современности?
2.Какие особенности имеют глобальные проблемы?
3. Когда появились глобальные проблемы?
4. Что породило глобальные проблемы?
Все студенты предварительно разделились на группы. Каждая группа работала над своей проблемой, делала творческий отчет.
Задание классу: составить в тетради план-конспект по всем проблемам современности.
Список рекомендуемой литературы
1.Глобальные проблемы и перспективы цивилизации: философия отношений с природной средой. – М.: ИНИОН, 1994.
2. Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы. - М., 1996.
3. Лейбин В.М. Глобалистика - история и современность. - М.: Просвещение, 1992.
4. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества //Вопросы философии. - 1992. - №8.
5. Наука и глобальные проблемы современности. Круглый стол //Вопросы философии. - 1984 - №7.
6. Наука и глобальные проблемы современности. Круглый стол //Вопросы философии. - 1984 - №8.
Семинар: «Мировые религии»
Для подготовки к семинарскому занятию обучающиеся предварительно получают вопросы и задания. Информацию предоставляют в виде сообщений, докладов, слайдовых презентаций (по желанию).
Вопросы для подготовки
1.Понятие религия. Её роль и функции.
2. Виды религий.
3.МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ:
А) Буддизм
Б) Христианство
В) Ислам
4.Какие права и свободы, в области религиозных мировоззрений гарантированы гражданам демократических государств?
По ходу сообщений класс заносит необходимую информацию в информационную таблицу ,которая остаётся у учеников и вклеивается в рабочую тетрад (см. приложение № 1, таблица1, распечатывается заранее и раздаётся обуч-ся).
Работа с документами
Класс делится на группы для изучения отрывков из источников мировых религий: Корана, Библии, наставлений Будды (См. приложения №2, 3, 4.). Далее предлагается обобщить только что полученную информацию по вопросам, предложенным к документам.
Приложение 1.Таблица №1.
Мировые религии
Название религии, её основные направления | Время возник- новения | Численность верующих | В каких странах и регионах наиболее распространена | Основные положения вероучения |
Буддизм | ||||
Христианство | ||||
Ислам |
Приложение 2.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА
Глава 1
1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ
Глава 22
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
Вопросы:
1.Что было в начале?
2.Что означает Слово?
3.Что означает Свет? Что он значит для людей?
4.Кто был первым носителем Закона Божия?
5.Что известно о Боге?
Приложение№3
КОРАН
1. Oткрывающая книгу
(1). Bo имя Aллaxa милocтивoгo, милocepднoгo!
1(2). Xвaлa — Aллaxy, Гocпoдy миpoв,
2(3). милocтивoмy, милocepднoмy,
3(4). цapю в дeнь cyдa!
4(5). Teбe мы пoклoняeмcя и пpocим пoмoчь!
5(6). Beди нac пo дopoгe пpямoй,
6(7). пo дopoгe тex, кoтopыx Tы oблaгoдeтeльcтвoвaл,
7. нe тex, кoтopыe нaxoдятcя пoд гнeвoм, и нe зaблyдшиx.
КОРАН
112. Очищение (веры)
Bo имя Aллaxa милocтивoгo, милocepднoгo!
1(1). Cкaжи: «Oн — Aллax — eдин,
2(2). Aллax, вeчный;
3(3). нe poдил и нe был poждeн,
4(4). и нe был Eмy paвным ни oдин!»
3. Верующие
Bo имя Aллaxa милocтивoгo, милocepднoгo!
1(1). Cчacтливы вepyющиe,
2(2). кoтopыe в cвoиx мoлитвax cмиpeнны,
3(3). кoтopыe yклoняeтcя oт пycтocлoвия,
4(4). кoтopыe твopят oчищeниe,
5(5). кoтopыe xpaнят cвoи члeны,
6(6). (кpoмe кaк oт cвoиx жeн и тoгo, чeм oвлaдeлa дecницa
иx, — вeдь oни нe вcтpeтят yпpeкa,
7(7). a ктo ycтpeмитcя зa этo, тe yжe нapyшитeли),
8(8). кoтopыe coблюдaют cвoи дoвepeннocти и дoгoвopы,
9(9). кoтopыe coблюдaют cвoи мoлитвы, —
10(10). этo oни нacлeдники,
11(11). кoтopыe нacлeдyют paй, oни в нeм пpeбyдyт вeчнo.
12(12). Mы yжe coздaли чeлoвeкa из эcceнции глины,
13(13). пoтoм пoмecтили Mы eгo кaплeй в нaдeжнoм мecтe,
14(14). пoтoм coздaли из кaпли cгycтoк кpoви, и coздaли из cгycткa кpoви кycoк мяca, coздaли из этoгo кycкa кocти и oблeкли кocти мяcoм, пoтoм Mы выpacтили eгo в дpyгoм твopeнии, — блaгocлoвeн жe Aллax, лyчший из твopцoв!
27(27). И мы внyшили eмy: «Cдeлaй кoвчeг нa Haшиx глaзax и пo Haшeмy внyшeнию, a кoгдa пpидeт Haшe пoвeлeниe и зaкипит пeчь,
28. тo ввeди в нeгo из вcex пo двe пapы и твoю ceмью, кpoмe тex из ниx, o кoтopыx пpeдшecтвoвaлo Moe cлoвo и нe гoвopи co Mнoй o тex, кoтopыe были нeпpaвeдны: пoиcтинe, oни бyдyт пoтoплeны!
47(45). Пoтoм пocлaли Mы Mycy и бpaтa eгo Xapyнa c Haшими знaмeниями и яcнoй влacтью
48(46). к Фиpayнy и eгo знaти, нe oни вoзгopдилиcь и oкaзaлиcь нapoдoм вeличaющимcя.
49(47). Oни cкaзaли: «Paзвe мы cтaнeм вepить двyм людям, пoдoбным нaм, кoгдa нapoд иx нaм cлyжит».
50(48). И oбвинили oни иx вo лжи и oкaзaлиcь из чиcлa пoгyблeнныx.
51(49). Mы дaли Myce книгy, — мoжeт быть, oни пoйдyт пo вepнoмy пyти!
52(50). И Mы cдeлaли cынa Mapйaм и мaть eгo знaмeниeм и дaли им yбeжищe y xoлмa c пoкoйным пpeбывaниeм и иcтoчникoм.
Вопросы:
1.Назовите основные заповеди. Сравните заповеди Евангелия и Корана.
2.Каково имя Господа?
3.Что известно о Господе?
4.О каких известных вам библейских событиях идёт речь в Коране?
5.Кто принёс Закон Божий людям?
Приложение №4
«Дхаммапада» (Ранний буддистский источник) -Vв.до н.э
Из наставлений Будды
Человек, следующий Дхарме (высшая Божественная мудрость, предназначение), похож на человека, вошедшего с огнём в тёмную комнату. Тьма перед ним расступится, и его окружит свет.
«Я не называю человека брахманом ( принадлежность к высшей касте) только за его рождение или за его мать. Я называю брахманом того, кто свободен от привязанности и лишен благ.
Я называю брахманом того, кто отрешился от мира и сбросил ношу, кто даже в этом мире знает уничтожение своего страдания.
Я называю брахманом того, кто среди взволнованных остаётся не взволнованным, среди поднимающих палку - спокойным, среди привязанных к миру - свободным от привязанностей.
Я называю брахманом того, кто говорит правдивую речь, поучительную, без резкостей, никого не обижающую.
Я называю брахманом того, кто знает своё прежнее существование и видит небо и преисподнею; кто, будучи мудрецом…совершил всё, что можно совершить».
Вопросы:
1.Есть ли упоминание в данном документе о Боге?
2.Что является высшим благом для человека?
3.Каковы основные заповеди для буддистов?
4.Как можно пояснить последнюю фразу?
Список рекомендуемой литературы
1. Энциклопедия для детей. Том 6.Религии мира. Часть 1-2. М.
«Аванта +»,1996г.
2.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. www.KM.ru
3. А. Мень. История религии
4.А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. Обществознание. 9 класс. М., 2004г
Семинар: «Семья в современном обществе»
Для подготовки к семинарскому занятию обучающиеся предварительно получают вопросы и задания. Информацию предоставляют в виде сообщений, докладов, слайдовых презентаций (по желанию).
Вопросы для подготовки
1. Понятие семьи и брака
2. Историческое развитие семьи
3. Классификация браков, типы семьи
4. Тенденции развития современной семьи.
5.Демографическая политика
Далее класс делится на группы и выполняет задания, после чего идёт обсуждение.
Задания для команд
- Пожалуйста, укажите, считаете ли вы людей, перечисленных в каждом утверждении, семьей - да или нет. Обоснуйте свой ответ.
№ | Виды семей | ДА | НЕТ |
1. | Мужчина и женщина, которые не женаты, но регулярно встречаются и у них нет общих детей | ||
2. | Мужчина и женщина, которые не женаты, но живут вместе, и у них есть общие дети | ||
3. | Два мужчины или две женщины, имеющие друг с другом сексуальные отношения | ||
4. | Незамужняя женщина и ее дети | ||
5. | Мужчина и женщина, у которых нет своих, но есть приёмные дети |
2. Ниже приводятся четыре утверждения. Какое из них вы бы использовали для того, чтобы объяснить, что такое семья? (Выберите только один ответ). Почему другие определения вам кажутся не совсем подходящими?
а) Семья - это один или несколько человек, кого ты сильно любишь и о ком заботишься, или те, кто сильно любит тебя и заботится о тебе.
б) Семья - это все люди, связанные родственными связями, а также через усыновление или брак, осуществляющие социализацию детей и поддержку членов семьи.
в) Семья - это люди, живущие вместе.
г) Семья - это люди, у которых общие ценности и цели в жизни.
3. По каким (критериям) признакам можно определить, что та или иная семья является благополучной? Другими словами, опишите – какую семью вы хотели бы создать в будущем?
- Инструкция: Ознакомьтесь с возможными сценариями развития отношений, предваряющих создание семейного союза. Проведя дискуссию в своей группе и выслушав аргументы каждого участника в пользу того или иного сценария, выберете оптимальный сценарий и защитите его на общем форуме.
№ | Сценарий развития отношений | Примерное краткое описание сценария |
1. | Встреча – секс - обязательства | Молодые встретились, между ними возникли романтические отношения - их потянуло друг другу, возникли интимные отношений, девушка оказалась в положении - молодой человек сделал предложение |
2. | Встреча – обязательства - секс | Молодые встретились, влюбились друг в друга – приняли решение закрепить свои отношения в браке – начали интимную жизнь |
3. | Секс – встреча - обязательства | После вечеринки юноша и девушка, отдавшись порыву, вступили в половые отношения – поняли, что им хорошо друг с другом и продолжили встречаться – со временем решили пожениться |
4. | Секс – обязательства – встреча | После вечеринки юноша и девушка, отдавшись порыву, вступили в половые отношения – девушка оказалась в положении, родители настояли на браке – прожив несколько лет в браке, молодые люди поняли, что подходят друг другу |
5. | Обязательства – секс – встреча | Родители жениха отправили сватов к родителям девушки и получили их благословление на брак – закрепив отношения брачным договором, молодые люди вступили в интимные отношения – живя вместе как семья, они осознали, что созданы друг для друга |
6. | Обязательства – встреча - секс | Родители приняли решение поженить своих детей (молодой человек сделал предложение) – после свадьбы молодые не спешили с началом интимных отношений и решили проверить, насколько они подходят друг другу – поняв и проверив свои чувства, они вступили в интимные отношения. |
Список рекомендуемой литературы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
- Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для10 кл. – 4-е изд. М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2004.
- Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для11 кл. – 5-е изд. М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2004.
- Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. / Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
- Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. 11 кл. / Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
Дополнительные источники
- Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2005
- Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005
- Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2002.
- Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2003.
- Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.
Интернет-ресурсы
http://samseberepet.ucoz.ru/index/skachivaem_besplatno_segodnja/0-24 Презентации, конспекты по обществознанию
http://www.uchportal.ru/load/143-2-2/ Учительский портал
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=21 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов