Экологическая игра «Весеннее дыхание природы»
методическая разработка на тему

Киселёва Ольга Юрьевна


Цель мероприятия: 1) выявить знания детей о птицах, животных, грибах и лекарственных растениях, 2) воспитание любви и бережного отношения к родной природе. 

Задачи: 
- Расширение знаний по естествознанию; 
- Укрепление дружбы и взаимопонимания; 
- Развитие творческих способностей учащихся; 
- Развитие быстроты реакции и сообразительности. 

 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация; музыкальное сопровождение: фонограмма с голосами птиц,  Антонио Вивальди  «Времена года»,  «Зима».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_igra.docx26.61 КБ
Файл prezentatsiya_ptitsy.pptx1.44 МБ

Предварительный просмотр:

Экологическая игра 
«Весеннее дыхание природы» 


Цель мероприятия:
1) выявить знания детей о птицах, животных, грибах и лекарственных растениях, 2) воспитание любви и бережного отношения к родной природе. 

Задачи: 
- Расширение знаний по естествознанию; 
- Укрепление дружбы и взаимопонимания; 
- Развитие творческих способностей учащихся; 
- Развитие быстроты реакции и сообразительности. 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация; музыкальное сопровождение: фонограмма с голосами птиц,  Антонио Вивальди  «Времена года»,  «Зима».

Участники: две команды учащихся – «Зяблики» и «Скворцы»
Ход мероприятия. 

Звучит музыка «Времена года»- весна.

Ведущий. Как я радуюсь! Весна – красна пришла! Солнышко пригрело, снег сошел! И начинаются весенние проделки Сердца Природы!

Оно застучало сильнее, во всех деревьях зажурчал сок – древесная кровь. С приходом весны активная жизнь начинается в лесу.

У меня есть для вас предложение. Давайте сыграем в весеннюю викторину. Только я хочу, чтоб викторина была не простая, а особого плана – экологическая.

 Я буду задавать вопросы отборочного тура. Кто ответит правильно, того зачисляем в команду.

Вопросы:

  • Какой цветок первым появляется весной? На проталинах среди сугробов расцветает он, словно нежная ожившая снежинка. Цветок этот не боится даже десятиградусного мороза. (подснежник)
  • Колосится в поле рожь.

Там во ржи цветок найдешь.

Ярко – синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василёк)

  • По какому дереву определяют температуру будущего лета? Если первыми на этом дереве появятся листья, значит, лето будет тёплое, а если серёжки – то дождливое? (берёза)
  • Что за желтые сестрички

Спрятались в траве густой?

Вижу я их всех отлично,

Заберу скорей домой.

Очень чистый, вкусный гриб -

Рад и повар, и грибник.

Эти желтые сестрички

Называются…(Лисички)

  • Какой белый весенний цветок , по легенде, люди считают слезами водяной царевны? (ландыш)
  • Как называется корень ириса? (Луковица)
  • Как выглядят семена одуванчика? (Белые пушинки,  похожие на парашютики)
  • Что раньше появляется у мать-и-мачехи – листочки или цветы? (цветы)
  • Маленькая птичка с коричневато- серым оперением, обычно живущая около жилья человека?(Воробей)
  • Плод некоторых растений, покрытый твёрдым слоем? (орех)

Ведущий. Вот у нас появилось2 команды по5 человек.  Пусть первая команда называется «Зяблики», а вторая  - «Скворцы», по названиям весенних перелётных птиц.

1 конкурс. Предлагаю каждой команде рассказать о птицах, название которых носят команды. Ведь зяблик и скворец – одни из первых птиц, которые прилетают к нам весной. На обдумывание ответа вам даётся 3 минуты.( Посоветовавшись, команды по очереди рассказывают о зяблике и скворце. Жюри оценивает, чей ответ был полным)

2 конкурс. Вопросы для команды «Зяблики».

  • Какое растение называется сон-трава?  
  • Что может заменить мясо среди растительного мира? (грибы – они содержат до 40% белков).
  • Какое растение может заменить йод и вату? (болотный мох сфагнум).
  • Какие цветы предупреждают о ненастной погоде? (кислица перед дождем складывает листочки, цветки прижимает к стеблю; у клевера листочки прижимаются друг к другу, соцветия наклоняются; у белой кувшинки перед дождем цветы не раскрываются).

Вопросы для команды «Скворцы».

  • Для лечения каких болезней применяют Мать-и –мачеху?
  • А листья берёзы?
  • Как с помощью мхов и лишайников в лесу определить стороны горизонта? (мхи и лишайники растут на коре деревьев с северной стороны, где больше тени).
  • Какое растение называют другом пешехода? (подорожник, так как его листья утоляют боль при укусах насекомых, при натертостях, мозолях, ранах).

Вопросы для команд. Очко будет присуждаться той команде, которая раньше сможет дать правильный ответ.

  • Растут ли в лесу цветы под названием орхидеи? ( Венерин Башмачок и  любка душистая)
  • Какую птицу, прилетающую весной, зовут пересмешником? ( скворец – пересмешник)
  • Какое изменение погоды наступает, когда цветет черёмуха? ( похолодание)
  • Какого жука я сейчас опишу: тело вытянуто до такой степени, что кончик его похож на хвост, усы состоят из тонких пластинок, сам жук красно-коричневый (майский)
  • Для каких перелётных птиц принято делать деревянные домики и вешать их на деревья? (скворечники для скворцов)
  • Чем лягушачья икра отличается от жабьей? ( лягушачья икра свободно плавает в воде, а жабья приклеена к траве прозрачной ленточкой)

3 конкурс. Для каждой команды я прочитаю рассказ( печатный вариант раздаётся для команды). Команда должна сказать, что правда в моём рассказе, а что нет. Кто  заметит ошибку, должен поднять руку и сказать, в чём она заключается.

Рассказ для команды «Зяблики» :

Один раз я пошла погулять в весенний лес. Вдоволь я наелась сладких ягод ландыша и белых грибов. Потом с дерева на меня напала лиса: она только что проснулась от зимней спячки и была голодной. Но я позвала ящерицу, которая зверски искусала лисицу. Покусанная лисица вернулась в своё гнездо, где обитала вместе с дикой уткой. (Ягоды ландыша ядовитые , белые грибы поспевают осенью, лисы по деревьям не лазают и на людей не нападают, лисы не впадают в спячку, ящерицу нельзя позвать – она боится человека, ящерица не может покусать человека; Правильно то, что лиса может жить вместе с уткой в одной норе.)

Рассказ для команды «Скворцы»:

Нашла я гусиный лук, изжарила его на костре и захотела съесть. Но тут подлетел на своих крыльях ёжик. Он нацепил лук на колючки и понёс в дупло делать припасы  на зиму. Но это увидел крот. Он взмахнул длинным хвостом и сшиб им летящего ёжика. Только гусиный лук уже не был пригоден в пищу, он расцвёл пышными жёлтыми цветами, похожими на маленькую лилию. (Гусиный лук не пригоден в пищу, у ёжика нет крыльев, ёж  не делает запасы на зиму, он спит,  ёж не живёт в дуплах, крот слепой и ничего не видит, у крота нет длинного хвоста; цветы гусиного лука скромные, а вовсе не пышные; правильно то, что цветок похож на лилию, ведь эти растения -  родственники.

4 конкурс.

■ Что такое Международная Красная книга? Ответ: Информационный документ-список — описание редких и исчезающих видов животных и растений планеты.

■ Что обозначает красный цвет книги? Ответ: Цвет тревоги.

■ Какого цвета страницы имеет Красная книга? Ответ: Красные — исчезнувшие виды; белые — печатаются редкие виды; желтые — сокращающиеся виды; серые — неопределенные, о состоянии этих видов нет четких сведений; зеленые — виды, численность которых восстановлена.

■ Какие вы знаете формы охраняемых территорий? Ответ: Национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы.

■ Какие растения ты должен оберегать, охранять в лесу? Они должны быть занесены в твою Красную тетрадь. Ответ: Адонис весенний, ветреница, волчье лыко, горечавка желтая, колокольчик, кувшинка белая, ландыш, мать-и-мачеха, чистяк...

■ Вор с ружьем в лесу или сетью на реке. Ответ: Браконьер.

■ Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу? Ответ: Потому что птицы и звери в это время выводят потомство, могут испугаться шума и уйти.

■ От чего больше всего страдают леса? Ответ: От пожаров.

■ Каким должно быть поведение человека в лесу? Ответ: Нельзя жечь костры, ломать молодые деревца, нужно убирать за собой мусор и др.

■ Почему погибнет лес, если вырубить все старые деревья? Ответ: На молодых деревьях еще недостаточно семян для восстановления новой поросли.

■ Почему нельзя кору с дерева кольцом обдирать? Ответ: Дерево может засохнуть, т.к. питательные соки от корней поднимаются вверх по веткам только по коре.

■ Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц? Ответ: Потому что запах человека совершенно отпугивает птиц, птица больше не прикоснется к яйцам, и потомство погибнет.

■ Какие рыбы занесены в Красную книгу России? Ответ: Усач, ряпушка, форель, стерлядь.

5 конкурс –  Отгадать загадки. 

  • Никто не пугает, 
    А они все дрожат 
    (листья осины) 
  • Был зеленым плод – 
    Не просился в рот. 
    Положили в тележку, 
    Он сменил одежку: 
    Красную надел, 
    Для еды поспел. 
    (помидор) 
  • Летом одевается, 
    Зимой раздевается. 
    (дерево) 
  • Среди лета метелица, 
    Снег летит и стелиться. 
    (тополь цветет) 
    Белотелая девица 
    Солнца вовсе не боится. 
    Конец лета, 
    А загара нету. 
    (береза) 
  • Шуба вся ежовая, 
    Служит век как новая. 
    (хвоя сосны, ели) 
  • Спрятался за пень, 
    Шапка набекрень. 
    Кто проходит близко, 
    Кланяется низко. 
    (гриб) 

Заключительный этап. Релаксация.  Включается фонограмма с голосами птиц.

Ведущий. Закройте глаза. Представьте, что вы в весеннем лесу. Поют птицы, в воздухе аромат первых цветов. Деревья шелестят своей молодой листвой. Солнышко ласково пригревает вас, а ветерок ласково треплет ваши волосы.

(Звучит композиция Лето «Времена года»)

А теперь давайте вспомним, кому мы помогли пережить нашу суровую сибирскую зиму.

Включается презентация под мелодию «Зима». Дети читают заранее подготовленные стихи, размещённые на слайд шоу.

Ведущий. Давайте подумаем, как мы дальше будем заботиться о нашей природе. (Дети предлагают свои варианты)

Жюри выносит своё решение.

Ведущий.

По окончанию нашего мероприятия  я хочу прочитать вам такое стихотворение Жуковского: 

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
- Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Покормите птиц зимой! 2 «в» КЛАСС МБОУ « т ЯЖинская средняя общеобразовательная школа №1 »

Слайд 4

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.

Слайд 5

Даже в зимнее время каждый вид птиц питается определённым видом корма. От того, что вы насыплете в кормушку и будет зависеть, кто прилетит в гости.

Слайд 6

К нам прилетают синички, реже воробьи. Наши друзья любят хлеб, зёрна и несолёное сало.

Слайд 7

Снегири сидят на ветке, Канарейка поёт в клетке. Прилетели две синицы, Жёлто- бокие сестрицы. И сороки-белобоки, Стрекотать не устают. У окошка на пенёчке, Мы поставили кормушку, И зимой для малых пташек, Здесь застолье и уют.

Слайд 9

Делаем полезные вещи для птиц своими руками

Слайд 11

И самое главное, не забывайте подкармливать птичек каждый день – ведь они вас так ждут!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Экологическая игра. Домашние животные"

Данный материал предлагается для закрепления знаний и домашних животных....

«Методическая разработка экологической игры на территории памятника природы «Комаровский берег»

В статье описана экологическая игра на особо охраняемой природной территории "Комаровский берег".Целью игры является приобщение к экологической культуре, повышению эколого- биологического образования....

сценарий экологической игры " Путешествие по экологической тропе"

Сценарий экологической игры по станциям " Путешетвие по экологической тропе"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Большая экологическая игра»

Внеклассное мероприятие «Большая экологическая игра» может проводиться со студентами 2 или 3 курсов всех специальностей, реализуемых в колледже, изучающими дисциплину «Экологические основы природополь...

Экологическая акция "Весенний огород"

Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам), позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских ...

Методическая разработка. Квест-игра "Весенний каламбур"

Конспект занятия с использованием интерактивной доски для старшего школьного возраста . Методическая разработка позволяет сформировать   малые группы детей в первые дни заезда на лечен...