Язык как способ познания мира: так ли безобидна безграмотность.
статья на тему

Вихарева Татьяна Сергеевна

Язык хранит знания о мире. В момент появления любое слово мотивировано. Называют лишь то, что актуально, если же явление не является интересным, его не видят.Раньше говорили, что язык дает ошибочные знания, которые наука поправляет. Теперь эти разговоры остались в прошлом. Язык дает не ошибочные знания, а другие, и они не противоречат науке, а порой, наоборот, дают ответы там, где наука теряется. Если мы начинаем понимать слова, то начинаем понимать не только и не столько слова, сколько явления, процессы, которые стоят за ними, выходим на программы, по которым разворачиваются события. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_pechati.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Язык как способ познания мира: так ли безобидна безграмотность

        В наше время – время интернета: общения в социальных сетях, на форумах, в чатах – безграмотность растет. Мало того, что те, кто не научились в школе грамотно писать, выливают свои ошибки в интернет-простанство, так еще и появилась нарочитая безграмотность, стало модным коверкать слова.

        Орфографический сдвиг часто используется писателями, публицистами как средство выразительности. Иногда очень удачно: создается многогранный образ. Например, учительница русского языка, прочитав в сочинении: «Жизненный опыт приходит с гадами», решила не исправлять ошибку. Но на форумах люди искажают слова зачастую неоправданно, не замечают, как потеря грамматической, орфографической бдительности входит в привычку, переселяется со страниц интернета в курсовые работы, официальные документы… Хочется вспомнить Витю Перестукина – героя мультфильма «В стране невыученных уроков». Его жизнь зависела от того, поставит ли он правильно запятую. (Казнить нельзя помиловать). Конечно, это сказочный сюжет. Мы не находимся под угрозой смерти в зависимости от того, правильно ли поставим знак препинания, напишем букву, произнесём слово. Отсутствие грамотности не мешает людям быть честными, добрыми. Многочисленные компьютерные приложения, исправляя орфографические и пунктуационные ошибки, помогают нам избежать неловких ситуаций, связанных с неправильным использованием родного языка.

        Возник вопрос: а надо ли вообще обучаться грамоте?

Я задавала этот вопрос своим друзьям, друзьям своих родителей. И все они отвечали: «Да, надо, обязательно». Так отвечали даже те, кто пишут неграмотно. Объясняли это тем, что обучение грамоте поднимает вопрос самодисциплины, а без неё, без внутренней выстроенности, вряд ли многого добьёшься. Также говорили, что грамотная речь – это выражение любви к языку, носителем которого ты являешься, это проявление уважения к людям, с которыми ты общаешься.

        На рисунке представлен рекламный щит. О каком уважении здесь можно говорить! В данном рекламном тексте не только допущены грамматическая (одеть - надеть) и пунктуационная ошибки, но и утрачиваются признаки предложения. Всё написано заглавными буквами, в конце нет точки, наряду с русскими буквами используется латиница. Такое ощущение, что идёт разрушение языка изнутри. Предложение же служит для выражения мысли, а здесь нет предложения – нет и мысли. Конечно, не дело рекламы – будить мысль! Человек, который видит рекламу, должен приобрести рекламируемый товар. Чем меньше он при этом думает, тем лучше. Но согласны ли мы отказаться от мысли?

Хочется вспомнить слова Льва Николаевича Толстого: «Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как».

        Язык хранит знания о мире. Причем языков в мире много, и каждый язык дает некое представление о мире, некую языковую картину мира. Ученые-лингвисты ввели понятие внешней и внутренней формы слова. Под внешней формой подразумевается различное звуковое оформление. При изучении иностранного языка этот барьер легко устраняется (надо просто сесть и выучить, что собака по-английски dog, это всего лишь вопрос усердия). А вот внутренняя форма слова – это языковое мировидение, это тот признак, который кладется в основу названия, это то знание, которое хранится в языке. В момент появления любое слово мотивировано. Называют лишь то, что актуально, если же явление не является интересным, его не видят. Внутреннюю форму чужого языка можно изучать всю жизнь и всё равно попадать в нелепые ситуации.

Для русского человека лебедь – это грациозное, изящное существо, символ верности; а корейцы сравнивают с лебедем того человека, который при внешней привлекательности обладает ужасным внутренний миром. Для нас сорока – воровка, хватает всё, что блестит, для японцев - это птица, приносящая счастье.

В языке индейцев хопи нет времени: ни слов вроде вчера, завтра, ни грамматических признаков прошлого – будущего времени. О чем это говорит? Эти люди пребывают всегда в «сейчас»? Умеют то, к чему западный человек стремится, практикуя разные медитации?..  

        Да что говорить о внутренней форме иностранного языка, когда свой родной язык перестаешь понимать, слова ставятся пустыми… Быть может, здесь кроется причина безграмотности.

В наши дни получают свИдетельства, на суде слово предоставляется свИдетелям; но свидетель не тот, кто вИдел, а тот, кто вЕдает (знает) и логично было бы писать эти слова через Е.  

        Кто сейчас видит, что слова конец и начало однокоренные? (звук К в результате фонетических законов преобразовался в Ч, а ОН чередуется с А).  А ведь осознание этой пары как однокоренной приводит к глубинному пониманию жизни. Действительно, где начало, там и конец. Ты уходишь из дома за счастьем и, совершив круг, возвращаешься домой, так как именно там счастье. Какая мудрость хранится в языке!

        Раньше говорили, что язык дает ошибочные знания, которые наука поправляет. Теперь эти разговоры остались в прошлом. Язык дает не ошибочные знания, а другие, и они не противоречат науке, а порой, наоборот, дают ответы там, где наука теряется. Если мы начинаем понимать слова, то начинаем понимать не только и не столько слова, сколько явления, процессы, которые стоят за ними, выходим на программы, по которым разворачиваются события. Не случайно говорят, как ты яхту назовешь, так она и поплывет…

        В заключение вспомню слова А.С.Шишкова: «Хочешь убить народ, убей его язык». Ведь язык – это дух народа, наиболее полное воплощение духовной жизни народа, его культуры! Так давайте же бережнее относиться к своему духовному богатству!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Методическая разработка для преподавателей иностранных языковДанная  методическая  разработка  содержит материал для  проведения внеклассного мероприятия, олимпиады, ви...

Историко-культурный экскурс. Игра как способ познания и как способ познания отношения (Йохан Хейзинга)

Историко-культурный экскурс. Игра как способ познания и как способ познания отношения (Йохан Хейзинга)...

Физика и методы научного познания мира.

Данная презентация по физике включает классификацию методов познания мира, а также приведены  открытия лауреатов нобелевской премии по предшевствующим  годам....

Тестовый контроль по теме "Познание мира".

Тесты представлены в 10 вариантах с ответами....

Тема: СМИ «Лучший способ познания мира»

Урок по теме СМИ "Лучший способ познания мира"  Урок – обсуждение; развитие речевых умений. Определённые устно-речевые умения у учащихся 9 класса уже есть, поэтому моя цель – продолжать развивать...

Научные методы познания мира.

статья о проблеме научного познания мира...

Выявление способа познания, как условие успешного обучения ребёнка в школе.

Проблема готовности ребёнка к школе. Специалисты дошкольного образования предлагают рассмотреть проблему подготовки к школе, исходя из индивидуальных потребностей ребёнка, с учётом его ...