Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования для всех специальностей СПО
учебно-методический материал по теме

Предлагаемые методические указания и контрольные задания содержат методические указания к выполнению контрольной работы, варианты контрольных работ, вопросы для подготовки к зачёту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muikz_dlya_zaochnoy_formy_obucheniya.docx50.99 КБ

Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Югорский государственный университет»

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ(филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Югорский государственный университет»

ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Методические указания и контрольные задания

для студентов заочной формы обучения образовательных учреждений

среднего профессионального образования

для всех специальностей СПО

Преподаватель Валиева Л.Ф.

Нижневартовск 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4

  1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ……………………………………………………………………4
  1.  Область применения рабочей программы…………………………………4
  2.  Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена……………………………………………………5
  3.  Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины……………………………………………........................5
  4.  Перечень формируемых компетенций…………………………………….5
  5.  Рекомендуемое  количество  часов/зачетных  единиц  на  освоение программы учебной дисциплины при заочной форме обучения……………..6
  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ  ФИЛОСОФИИ»……………………………………………………..6

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы при заочной форме обучения…………………………………………………………………………...6

2.2. Тематический  план  и  содержание  учебной  дисциплины «Основы философии»……………………………………………………………………….6

2.3. Контрольная работа………………………………………………………….8

2.4. Требования к выполнению контрольной работы…………………………8

2.5. Задания к контрольной работе………………………………………………9

2.6. Вопросы к дифференцированному зачету «Основы философии»………11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………12

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению……………………………………………………………………..12

3.2. Информационное обеспечение обучения………………………………...12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ…………………….13

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания и контрольные задания для обучающихся заочной формы обучения по дисциплине ОГСЭ.01 «Основы философии» разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) среднего (полного) общего образования (профильное обучение); в  пределах  основных  профессиональных  образовательных  программ  среднего  профессионального  образования (п.2  ст. 2 Закона «Об образовании» в ред. от 01.12.2007 №309-ФЗ), в соответствии с федеральными  базисными  учебными  планами  для  образовательных  учреждений  Российской  федерации,  реализующих  программы  общего  образования (приказ  Минобразования  России  от 09.03. 2004 г  №1312 в  редакции приказов  Минобрнауки  России  от 20.08.2008  г.  №241  и  от 30.08.2010  № 889)  для  всех специальностей.

Предлагаемые  методические  указания  и  контрольные  задания  содержат  методические  указания  к  выполнению контрольной работы, варианты  контрольных  работ,  вопросы для подготовки к зачёту.

Дисциплина «Основы философии» является интегративной, содержащей основы знаний целого ряда общих гуманитарных и социально-экономических, естественнонаучных, общепрофессиональных дисциплин. Дисциплина «Основы философии» нацелена на формирование у обучающихся общих компетенций согласно требованиям ФГОС, на развитие навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения.

Задача дисциплины: повлиять на становление и формирование духовной культуры и мировоззренческой ориентации обучающихся, осознание ими своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки, выбор форм и направлений своей деятельности.

1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

  1. Область применения рабочей программы

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС для всех специальностей. 

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях СПО.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: ОГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • Основные категории понятия философии;
  • Роль философии в жизни человека и общества;
  • Основы философского учения о бытии;
  • Сущность процесса познания;
  • Основы научной, философской и религиозной картин мира;
  • Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

-        О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и
использованием достижений науки, техники и технологий.

1.4. Перечень формируемых компетенций: Общие компетенции (ОК):

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.5.  Рекомендуемое  количество  часов/зачетных  единиц  на  освоение программы учебной дисциплины при заочной форме обучения:

максимальной учебной нагрузки студента - 75 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося-10 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 62 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы при заочной форме обучения:

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

62

в том числе:

подготовка презентационных материалов;

10

внеаудиторная самостоятельная работа.

52

    Итоговая аттестация в форме – Дифференцированный зачёт  

2.2.  Тематический  план  и  содержание  учебной  дисциплины «Основы философии»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,

Кол-во аудиторных часов

ВСР

1

2

3

4

Тема 1.

Предмет и определение философии

Философская картина мира. Сущность, структура и значение философии как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Философия и ее основные разделы. Философская картина мира. Соотношение философии с религией, искусством и наукой. Основной вопрос философии. Функции философии. Структура философского знания.

2

12

Тема 2.

Основные категории бытия

Основные категории и понятия философии. Основы философского учения о бытии. Категории как фундаментальные понятия. Основные философские категории: сущность, явление, единичное, общее, часть, целое, порядок, причина, случайность, необходимость, действительность, возможность. Определение и структура бытия. Объективная реальность. Субъективная реальность. Небытие (ничто). Формы существования бытия. Уровни организации материи: неживая природа, биологический и социальный уровни. Атрибутивные свойства материи: движение, пространство, время, отражение, системность.

2

12

Тема 3.

Философия о происхождении и сущности человека

Предмет философской антропологии. История развития философского понимания происхождения и сущности человека. Как Человек возник на Земле? Религиозная версия. Космическая теория. Эволюционная теория. Трудовая теория. Человек как единство духа и тела: биологизаторская и социологизаторская трактовка человека.

2

12

Тема 4.

Философия и основы научной картины мира

Философия и основы научной картины мира. Определение науки и ее функции. Критерии научности. Эволюция научного знания. Древневосточная преднаука. Античное знание. Средневековое знание. Классическая наука. Неклассическая наука. Сциентизм и антисциентизм. Понятие научной картины мира. Исторические типы научной картины мира. Развитие философии науки. Первый позитивизм. Эмпириокритицизм. Неопозитивизм. Постпозитивизм. Лженаука. Понятие техники. Эволюция орудий и средств. Техника и человек.

2

12

Тема 5.

Философия и глобальные социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники

и технологий

Глобальные проблемы человечества. Актуальность и особенности глобальных проблем. История и причины возникновения современных глобальных проблем. Классификация глобальных проблем. Римский клуб. Глобальные проблемы и кризис духовности. Основные пути решения глобальных проблем.

2

14

Всего:

10

62

  1. Контрольная работа

Дисциплина  «Основы  философии»  носит  общий  методологический характер и включает в себя темы по теории мировой философии. Содержание тем определяется требованиями ФГОС по специальностям СПО.

Контрольная  работа  при  заочной  форме  обучения  является  средством контроля  самостоятельного  освоения,  обучающимся  дисциплины,  его полноты,  глубины  и  качества.  Подбор  материала,  его  структурирование  и изложение  в  целом  отражает,  насколько  уровень  самостоятельной подготовки  обучающегося  соответствует  требованиям  федерального государственного  образовательного  стандарта   по  специальности  СПО  к результатам освоения дисциплины.

  1. Требования к выполнению контрольной работы

Освоение дисциплины должно способствовать формированию ОК 1-10. Контрольная  работа  включает  в  себя  два  теоретических  вопроса  и

практическое  задание  на  умение  ориентироваться  в  наиболее  общих проблемах  бытия.  Необходимо  раскрыть  философское  содержание  мудрых изречений.

Алгоритм выполнения:

1. О чем это изречение?

2.  Между  чем  прослеживается  связь?  Как  она  называется  на  языке философии?

3. Конкретизировать связь своими примерами (не менее двух).

4. Общий вывод. Объем – 0,5 листа.

При  подготовке  теоретических  вопросов  необходимо  использовать

учебники  по  основам  философии,  а  также  ресурсы  сайтов Интернет.  После  ответа  на все вопросы  необходимо  указать используемую  литературу  (автор,  название  учебника,  издательство, другие источники (адрес сайта; название газеты, журнала (автор,  название  статьи),  дата  выпуска).  

Материал  должен  быть  изложен логично, без орфографических и стилистических ошибок. Примерный объем ответа на теоретический вопрос  –  до 10 листов формата А-4. Допускается как рукописный, так и набранный текст.

В контрольной работе 10 вариантов, номер варианта соответствует последней цифре личного  кода  обучающегося заочного  отделения.  Выбор  другого  варианта  не допускается. Работа,  выполненная  не  по  своему  варианту,  возвращается  без  проверки.  Контрольная  работа  сдается  на  проверку  преподавателю  до  начала сессии.

Контрольная  работа  оценивается  «зачтено»  или  «не  зачтено».  Зачтенная контрольная  работа  дает  студенту  1  зачетную  единицу  в  комплексной итоговой  аттестации  по  дисциплине,  является  необходимым  условием  для допуска к дифференцированному зачету.

2.5 Задания к контрольной работе

1 вариант.

1. Философия и ее роль в обществе.

2. Проблема происхождения и сущности человека.

3. Согласны ли Вы с суждением: «Мысль – это движение, а движение есть свойство всей материи. Значение, мысль есть свойство всей материи»? Свой ответ аргументируйте.

 2 вариант.

1. Философская картина мира. Идеалистические учения Платона и Аристотеля о мироустройстве и сущности человека.

2. Проблема соединения индивидуального и социального в личности человека.

3. Аристотель говорил: «Философия начинается с удивления». Верна ли эта мысль? Опишите свое мнение?

3 вариант.

1. Философское учение о материи. Способ и формы существования материи.

2. Проблема  достоверности  информации  в  современном  информационно-техногенном мире.

3. Согласны ли Вы с суждением: «Мысль – это движение, а движение есть свойство всей материи. Значение, мысль есть свойство всей материи»? Свой ответ аргументируйте.

4 вариант.

1.  Научная  картина  мира.  Научные  конструкции  Вселенной  и  философские представления о месте человека в космосе.

2.  Проблема  соотношения  свободы  и  ответственности  в  личности  человека. Свободный выбор.

3. Какие проблемы информатизации затронуты в следующем суждении: «Опасность не в том, что компьютер однажды начнет мыслить, как человек, а в том, что человек начнет мыслить, как компьютер». Аргументируйте свой ответ.

5 вариант.

1. Идея развития в истории философии.

2. Проблема  ответственности  личности  за  сохранение  жизни,  культуры  и окружающей среды.

3. «Зло черпает свою энергию в видении истины». «Благими намерениями выстлана дорога в ад». Проанализируйте эти высказывания.

6 вариант.

1. Принцип всеобщей связи и универсальные категории бытия.

2. Социальные  и  этические  проблемы,  связанные  с  развитием  и  использованием достижений науки, техники и технологий

3. Б. Паскаль писал: «Человек не ангел и не животное, и несчастье его в том, что чем больше он стремиться уподобиться ангелу, чем больше превращается в животное». Как вы понимаете это высказывание?

7 вариант.

  1. Истина как главная ценность познания. Понятие сознания об абсолютной относительной истине.

2. Поиск смысла жизни как основная философская проблема.

3. Как вы понимаете смысл высказывания индийского мыслителя Рабиндраната Тагора: «Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти»? Выскажите свое мнение по этому вопросу.

8 вариант

1. Понятие  и  исторические  типы  цивилизаций.  Будущее  технократической цивилизации.

2. Проблема осознания и принятия личностью гуманистических ценностей бытия.

3. Разделяете ли вы точку зрения Н. Бердяева: «Знание – принудительно. Вера – свободна»? Аргументируйте свой ответ.

9 вариант

1.  Философское  учение  о  природе.  Современный  экологический  кризис,  его гносеологические предпосылки.

2. Проблема формирования личности. Роль социальной среды и самовоспитания в формировании личности.

3.  «Выберите себе работу  по душе, и  вам не придется работать  ни одного  дня  в своей жизни». (Конфуций)

10 вариант

1. Понятия этика, мораль и нравственность. Золотое правило нравственности.

2. Проблема познания мира. Единство эмпирического и рационального знания.

3.  Что имеет в виду Э. Роттердамский, высказываясь об обществе:

« В человеческом обществе все делается дураками и среди дураков». Можно ли согласиться с этим утверждением? Если правитель дурак, почему то же самое можно сказать о гражданах его страны?

2.6  Вопросы к дифференцированному зачету «Основы философии»

  1. Что такое философия? В каких случаях философию называют «житейской мудростью», а в каких наукой?
  2. Охарактеризуйте функциональное назначение философии?
  3. Как соотносятся мифология и философия, религия и философия, наука и философия?
  4. Что такое мировоззрение? Что входит в структуру философии?
  5. Чем объяснить деление индийской философии на периоды?
  6. Назовите основные заповеди буддизма.
  7. Какими принципами рекомендовал руководствоваться Конфуций?
  8. Какой вопрос был центральным в учении досократиков?
  9. В чем главная особенность классической философии?
  10. Каковы характерные особенности философии средневековья?
  11. В чем суть схоластического спора об универсалиях между реалистами и номиналистами?
  12. Что способствовало становлению нового философского мировоззрения в эпоху Возрождения?
  13. Каковы характерные черты онтологии Нового времени?
  14. Назовите сторонников эмпирического и рационалистического методов познания. В чем суть этих методов?
  15. Назовите исторические рамки и основные черты немецкой классической философии.
  16. В чем суть марксистской философии?
  17. Назовите этапы развития русской философии.
  18. Раскройте суть философии экзистенциализма.
  19. Что изучает онтология, каковы основные вопросы онтологии?
  20. Как соотносятся понятия «бытие» и «материя»: что их объединяет и в чем их различие, какова взаимосвязь между ними?
  21. Охарактеризуйте формы существования материи.
  22. Что такое сознание? Каковы основные функции сознания?
  23. Что такое гносеология и какие именно вопросы обсуждаются в этой части философии?
  24. Что такое критерий истины?
  25. Каковы особенности религиозно-мифологической картины мира?
  26. Почему в рамках философской картины мира существуют различные модели мира?
  27. Охарактеризуйте научную картину мира.
  28. Дайте краткую характеристику основных теорий происхождения человека.
  29. Что  такое ценности? Как называется часть философии, изучающая ценности?
  30. Какие сферы общественной жизнедеятельности можно выделить?
  31. Что такое религия? Какие мировые религии вам известны?
  32. Что такое мораль? Какой философский раздел изучает данную проблематику?
  33. Что такое культура?
  34. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?
  35. Что такое наука? Перечислите критерии научности. Какие из них, по вашему мнению, являются наиболее важными?
  36. Охарактеризуйте формационную и цивилизационную концепции общественного развития.
  37. Что такое глобальные проблемы? Назовите их основные характеристики.
  38. Как связаны между собой глобальные проблемы?
  39. Перечислите основные принципы стратегии устойчивого развития. В чем основные цели этой стратегии?
  40. В чем заключается особенности подхода мальтузианства и неомальтузианства к демографическим проблемам? Перечислите идеи основных представителей этих направлений.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением
  • средства мультимедиа (проектор, экран).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Волкогонова, О.Д. Основы философии: учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. – М., 2011.
  2. Спиркин А.Г. Основы философии: учебник для СПО – М.: Юрайт, 2015г.
  3. Хрусталев Ю., Терехова В.А. Основы философии. Учебник – М.: «Феникс», 2015г.
  4. Яковлев В.П., Кохановский В.П., Матяш Т.П. Основы философии: учебник - М., Кнорус, 2015г.

Дополнительные источники:

  1. Алексеев, П.В. Философия в схемах и определениях / П.В. Алексеев. – М., 2013.
  2. История арабо-мусульманской философии: Учебник / под ред. А.В. Смирнова. – М., 2013.
  3. История русской философии: Учебник / под ред. М.А. Маслина. – М., 2013.
  4. История философии. Запад - Россия - Восток. Книга 1. Философия древности и Средневековья / под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М., 2012.
  5. История философии. Запад - Россия - Восток. Книга 2. Философия XV-XIX вв. / под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М., 2012.
  6. История философии. Запад - Россия - Восток. Книга 3. Философия XIX-XX вв. / под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М., 2012.

Интернет-ресурсы:

  1. Библиотека сайта philosophy.ru: http://www.philosophy.ru/.
  2. Библиотека философского факультета МГУ: http://philos.msu.ru/library.php/.
  3. Интернет-ресурс о философии, основах философской науки: http://filo-lecture.ru/.
  4. Образовательный портал «Философия: студенту, аспиранту, философу»: http://philosoff.ru/.
  5. Цифровая библиотека по философии: http://filosof.historic.ru/

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

  • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
  • определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков.

знать:

  • основные категории и понятия философии;
  • роль философии в жизни человека и общества;
  • основы философского учения о бытии;
  • сущность процесса познания;
  • основы научной, философской и религиозной картин мира;
  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Текущий  контроль в форме:

устного индивидуального и  фронтального опроса;

защиты творческого задания;

письменной проверочной работы.

Рубежный контроль в форме:

тестирования

Итоговый контроль в форме:

дифференцированного   зачета