Помощь студентам в написании сочинений (памятка)
материал на тему

Морозова Ирина Ивановна

Памятка для написания сочинений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_ekzamenatsionnomu_sochineniyu.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

        Подготовка к экзаменационному сочинению – работа трудная и кропотливая. Перед студентом стоит задача объединить в систему всё, что он услышал и прочитал в течение 7 лет. Ему следует напомнить, чего следует избегать:

  1. В сочинение нельзя пересказывать содержание произведения, нужно выразить своё понимание произведения, своё отношение к нему.
  2. Недопустимо не правильное или поверхностное раскрытие темы.
  3. Нельзя оперировать фактами, не имеющими отношения к теме.
  4. Не владея фактическим материалом, хорошего сочинения не напишешь.
  5. Нужно не просто пересказывать критические статьи, а подкреплять ими свою мысль.

Я рекомендую студентам:

  1. Положить перед собой чистый лист бумаги.
  2. Постарайся задать себе все возможные вопросы, которые помогут в раскрытии темы.
  3. Распредели записанные вопросы по темам или по степени сложности.
  4. Постарайся выстроить их в нужном порядке.
  5. Сначала ответь на каждый из них устно, затем письменно.
  6. Следи за качеством ответа: полнотой, аргументированностью, в соответствии приведённого примера сделанному выводу, грамотностью своей письменной речи.

Чтобы студенту написать сочинение, ему потребуются более широкие знания. Он должен знать:

  1. Особенности стиля писателя или поэта.
  2. Черты эпохи, сформировавшие систему авторских взглядов.
  3. Процессы развития и смены литературных направлений.
  4. Преемственность и новаторство русской литературы от древних памятников до реалистических произведений 20 века.

На практических занятиях я учу студентов прежде чем взяться написать сочинение по повести или роману, постараться сделать несколько «этюдов». Вот, например, какую интересную работу можно провести буквально над одной страницей текста на примере анализа описания природы в 3 главе романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Читаем первый пейзаж «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными……» «…Мужички встречались все обтёрханные, на плохих клячонках…». «...Как нищий в лохмотьях стояли придорожные ракиты с ободранной корой и обломанными ветвями…» «…Исхудалые, шершавые, словно обглоданные коровы».

После этого задаю вопросы к тексту:

  1. Почему в отрывке описания природы у писателя, столь горячо любившего природу, отсутствуют ласковые, просветлённые эпитеты?
  2. Как меняется характер изображения, когда автор рассказывает о крестьянах, об условиях их жизни?
  3. Через какие части речи передаются бедность и нищета российского мужика?
  4. Какое настроение создаёт это описание у читателя?
  5. Какие ещё художественные средства использует автор для изображения жизни крестьян? С какой целью используется диалектизм?
  6. Какой цели подчиняет Тургенев все художественные средства?

Делаю вывод о стилистических особенностях мастерства Тургенева. Читаем следующий пейзаж. «…А пока он размышлял, весна брала своё. Всё кругом золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка, всё- деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча         перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени ещё низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшие, лишь изредка выказывались их головы дымчатых волнах».

Задаю вопросы к тексту:

  1. Отличается ли это пейзаж от первого? И чем?
  2. Какими художественными средствами создаётся это настроение?
  3. Почему Тургенев не ограничился лишь первым пейзажем?

Делаю вывод, что все задаваемые вопросы можно разделить на 3 равнозначные группы:

  1. Что автор показывает читателю
  2. Как показывает
  3. Зачем он это показывает

Под первой группой следует понимать вопросы ключевому понятию, например, к слову «пейзаж» в сочинении:

  1. Что изображается? (пейзаж)
  2. Как изображается? (указываем все художественные средства)
  3. Зачем изображается? (определяется роль пейзажа в произведении)

Точно такую же работу можно провести при изучении романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», романа Л. Н. Толстого «Война и мир», поэмы А. М. Островского «Гроза».

Помощь студентам

В написании сочинений

(памятка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения в 11 классе

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью качественно подготовить ребят  к написанию сочинения-рассуждения, так как написание сочинения по предложенному тексту является одним из трудных...

рекомендации по написанию сочинения

материал для тех, кто поэтапно может отследить ход написания творческой работы...

Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна Цель:- подготовка учащихся к выполнению части С в ЕГЭ.Задачи:- обратить внимание на...

Методические рекомендации по выполнению части «С» (написание сочинения) на экзамене по русскому языку для студентов I курса СПК

Методические рекомендации, адресованные студентам 1 курса СПК , посвящены проблеме подготовки обучающихся к написанию сочинения – рассуждения.Настоящая работа отличается практикоориентированной ...

Использование ИКТ в процессе обучения написанию сочинения

В презентации представлены некоторые приемы работы над сочинением-рассуждением с использованием ИКТ, способствующие предупреждению возникновения типичных ошибок....

Речевые клише для подготовки к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку

1. Актуальность проблемы, поднимаемой автором.2. Тема и идея (основная мысль) текста.3. Обоснование точки зрения автора.4. Характеристика композиции исходного текста, стиля и типа речи. 5. Выраже...

Урок развития речи в 5 классе по теме: "Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Мальчишки"

Урок развития речи в 5 классе по теме: "Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Мальчишки"...