Краткие сведения о С.А.Есенине. «Песнь о собаке».
методическая разработка на тему

Виктория_Ивановна

         Цель:   

·         выявить художественную идею стихотворения С.А.Есенина «Песнь о собаке», проявившуюся в интонации стихотворения, стремлении «очеловечить» образы животных;

·         формировать навыки выразительного чтения и чтения наизусть, анализа лирического произведения в единстве формы и содержания, коммуникативных умений;

·         формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

 

         Оборудование: мультимедийная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx1.23 МБ
Файл urok_50.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Краткие сведения о С.А.Есенине . «Песнь о собаке».

Слайд 2

Дом Никиты Осиповича Есенина (деда поэта), в котором родился Есенин. (Рисунок сделан по рассказу отца поэта художницей Л.Милеевой ).

Слайд 3

Родители Есенина были крестьяне. Обстановка в семье сложилась довольно сложная. Мать, Татьяна Фёдоровна, не ладила со свекровью; ее родители – Титовы – чуждались Есениных. Отец, Александр Никитич, покинул семью, уехал на заработки, мать была вынуждена уйти от Есениных. Она отдала маленького сына на воспитание своему отцу, Фёдору Андреевичу Титову, и тоже уехала в город на заработки. Александр Никитич и Татьяна Федоровна — отец и мать поэта. Фото. 1905 г .

Слайд 4

Дед Есенина, человек суровых религиозных правил, был старообрядцем. Он хорошо знал священное писание, помнил наизусть многие страницы Библии, жития святых, псалмы и в особенности духовные стихи. Дед очень любил внука. " Дедушка пел мне старые песни, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне Библию и священную историю", - вспоминал Есенин. Фёдор Андреевич Титов — дед поэта по матери. Фото. 2-я половина XIX века

Слайд 5

Запас детских впечатлений был у Есенина велик. С детства перед его взором открывались чудесные картины родной природы. Село Константинове раскинулось на крутом обрывистом берегу Оки, просторной русской реки. Летом в пойме расцветает многоцветный ковер бесконечных лугов.

Слайд 7

Когда пришла пора учиться, Есенин был отдан в Константиновское четырехклассное училище. Учение ему давалось легко. Сказалась атмосфера грамотности и любви к книге, в которой рос он в семье деда.

Слайд 9

Село Константиново, где прошли годы детства, юности и ранней зрелости Есенина. 1965 г. дом родителей поэта стал мемориальным домом-музеем С.А.Есенина .

Слайд 10

В горнице на стене - семейные фотографии, Похвальный лист , которым был награжден Сергей Есенин в 1909 году.

Слайд 11

В избе всё расставлено так, как было при жизни Сергея Александровича. Хранятся вещи, окружавшие поэта.

Слайд 12

Родители Сергея Есенина. На коленях матери - дочь Александра. Фото - 1912-1913? С. А. Есенин с сёстрами Катей и Шурой .



Предварительный просмотр:

Урок  № 50.        

       

        Тема.  Краткие сведения о С.А.Есенине. «Песнь о собаке».

     

         Цель:        

  • выявить художественную идею стихотворения С.А.Есенина «Песнь о собаке», проявившуюся в интонации стихотворения, стремлении «очеловечить» образы животных;
  • формировать навыки выразительного чтения и чтения наизусть, анализа лирического произведения в единстве формы и содержания, коммуникативных умений;
  • формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

         Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

I.      Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Актуализация имеющихся у учащихся знаний о С.А.Есенине, работа с презентацией.

3.Чтение статьи учебника о Есенине.

-    Каким вы представляете себе поэта?

4. Слово учителя.

Уже ранние стихи Есенина показали, что в литературу пришел поэт со своим ведением природы, поэт, умеющий находить красоту там, где её не каждому дано заметить. В этом отношении Есенин близок к Пушкину, которому, по словам Белинского, «не нужно было ездить в Италию за картинами прекрасной природы, прекрасная природа была у него под рукой  здесь, на Руси...».

 Как в народных песнях, былинах, сказках, в стихах Есенина природа движется, переливается всеми цветами радуги. Уже давно вошли в народное сознание и есенинский клен, и есенинская березка...

В стихах о животных поэт преисполнен нежности и сострадания. Он «понимает» их «души», «переживания».

История о собаке, потерявшей своих щенят, занимает особое место среди произведений поэта о животных. Стихотворение датировано автором 1915 г., а опубликовано лишь в 1919-м. В это время Есенин неоднократно читал «Песнь о собаке» публике.

-  Какова интонация первых двух строф?

Спокойный тон начала не предвещает разыгравшейся далее трагедии.

-  Прочитайте третью строфу. Какие слова второй строфы повторяются и как меняется их интонация?

Слова «до вечера» и «а вечером». «До вечера» звучит буднично, тогда как в начале третьей строфы уже чувствуется скрытая угроза, она еще более усиливается, когда в третий раз повторяется слово «семерых», усиленное местоимением «всех».

-   Что подчеркивает грубо-просторечное слово «поклал»?

Грубо-просторечное «поклал» подчеркивает угрюмую непреклонность действий хозяина. Покласть можно неодушевленные предметы...

-   Почему хозяин торопится?

-   Есенин не дает описания убийства, отказавшись от кульминационной сцены. Какой многозначительной деталью заменяет ее поэт?

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

- Хозяин шел широким шагом к речке или озеру, еще не затянутым льдом, по сугробам шел туда, куда за водой не ходят, к отдаленному, скрытому от людских глаз месту...

Эту картину внутренним взором видит автор. Эту картину видит и собака. Домой человек шел медленно, тяжело. И собака «чуть плелась  обратно, слизывая пот с боков».

-  Выразительное чтение фрагмента от слов «А когда чуть плелась обратно» до слов «И скрылся за холм в полях».

-  Какое значение приобретает словосочетание в синюю высь?

Синяя высь такая же холодная и глубокая, как синяя вода... Там, в синей воде — синей выси, — желтый месяц, он бежит как живой, как ее щенок…

 -  Что делает взгляд матери звонким?

-  Прочитайте последнюю строфу стихотворения. Каково значение строчки когда бросят ей камень в смех?

В этой строчке отражены обман ожидания, разочарование.

- Какое значение имеет метафора золотыми звездами?

«Золотые звезды» — наполненное любовью к детям сердце матери… Материнскую скорбь невозможно измерить, она безгранична, как   звёздное небо.

- «Песнь о собаке» стала событием не только в есенинском творчестве, но и во всей русской поэзии: никто до Есенина не писал о животных с такой  нежностью и состраданием, с такой искренностью и драматизмом.

-  Почему стихотворение С. Есенина называется «Песнь о собаке»?

Лексическая работа 

Песнь — 1. Эпическое произведение на историческую или героическую тему, например «Песнь о Вещем Олеге» А.С. Пушкина. 2. Название главы (части) поэмы на историческую или мифологическую  тему,  например   «Илиады»  и  «Одиссеи»   Гомера,  поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Очеловечивая собаку, Сергей Есенин испытывает глубокое уважение к миру живых существ, достойному величественной песни.

Произведение С.А. Есенина — это своего рода гимн святому чувству материнства.

III. Домашнее задание.        

1.Выучить стихотворение С.А.Есенина «Песнь о собаке» наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция: «Какие б песни мы не пели, Поём мы песни той войны…»

Сценарий для внеклассного мероприятия, посвящённый песням Великой Отечественной войне....

С.А.Есенин. Сведения из биографии. Поэтизация русской природы. Развитие темы Родины (2 часа).

Цели  уроков:-познакомить  обучающихся с биографией  С.А.Есенина;-с особенностями творческой манеры поэта:,- показать народность творчества (С.А.Есенин - национальный поэт);- проследить...

Методическая разработка вечера песни «Громить врага нам помогала песня, а песню подвига здесь каждый написал» (к 70-летию Победы в ВОВ) с участием волонтерского отряда

Разработка волонтерского музыкального вечера  для пожилых и инвалидов, обслуживающихся в центре социального обслуживания населения....

Вечер бардовской песни "Я песней с вами говорю"

Как возникает песня?Та, которой сужено затронуть души людей, идти с ними по свету. Стать надежным другом «и в любви и в радости, и в горе»…Новая жизнь – новая эпоха. Эпоха пес...

Конкурс инсценированной военной песни «Песни великого подвига»

Конкурс инсценированной военной песни «Песни великого подвига», мы вспомним  вместе с вами песни военных лет, песни, которые помогали нашим защитникам идти в бой, переживать разлуку с...

Презентация по теме "Беременность собак" по МДК.02.01 Техника и методы разведения собак для студентов II курса специальности 35.02.15 Кинология

Презентация по теме "Беременность собак" по МДК.02.01 Техника и методы разведения собак для студентов II курса специальности 35.02.15 Кинология...