методическая разработка "Как провести деловую игру"
методическая разработка на тему

как можно использовать деловые игры в ходе изучения гуманитарных и социальных дисциплин. структура проектно-деловой и рефлексивно деловой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_kak_provesti_delovuyu_igru.docx683.47 КБ

Предварительный просмотр:

Смолина И.М.

                                Министерство образования и науки Хабаровского края

                      КГА ПОУ «Губернаторский авиастроительный колледж

                                             г. Комсомольска-на-Амуре (МЦК)»


                                               

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..2

Деловая игра и ее назначение............................................................................................3

Использование деловых игр в деятельности педагога………………………………………7

1 Проектно-деловая игра        7

2 Рефлексивно-деловая игра……………………………………………………….....…14

Заключение……………………………………………………………………………….19

Список литературы        20

Приложение ……………………………………………………………………………...21

                                                            Введение

   Деловые игры сегодня очень популярны в образовании. В деятельности педагогов появляются новые задачи, связанные с проектированием, планированием, рефлексией. Новые задачи, естественно, запрашивают новых форм и методов для своего решения. Деловая игра, несомненно, - один из таких методов. Она позволяет коллективно ставить и решать проектные задачи, а также создавать профессиональные команды, ориентированные на решение этих задач.

   Но, как это часто бывает в процессе внедрения чего-то нового, сам термин может стать популярнее, чем стоящее за ним понятие и вид деятельности. И тогда становиться более важным название, а не применение, слово, а не дело. Нечто подобное происходит сейчас и с деловой игрой. Термин используется как синоним дискуссии, тренинга, семинара. Мало-мальская активность участников может удостоиться этого громкого и, на самом деле, ко многому обязывающего титула.

   Деловая игра – современный, эффективный, интересный инструмент, но он требует своего осознания. И, конечно, освоения искусства создания и проведения.

   Рассмотрим деловую игру как профессиональный метод педагога.

Метод – это система целенаправленных действий по решению определенной задачи. В этом определении важно буквально каждое слово. Метод – категория, относящаяся к действиям. Действиям целенаправленным, работающим в системе на определенную задачу, обеспечивающим ее решение.

  Деловая игра как метод представляет собой закономерную последовательность действий, направленных на решение определенной группы задач. Характеризуя деловую игру как метод, можно последовательно ответить на ряд вопросов: что такое деловая игра? На какие задачи она работает? Почему этот метод – игровой? Что в нем от игры? Что даёт или изменяет добавление «деловая»? какими бывают деловые игры?

                                    Деловая игра и её назначение.

   В нашем восприятии к игре сложилось вполне определенное отношение. Игра – это нечто несерьезное. Это развлечение, отдых. В этом контексте «деловая игра» - странное словосочетание. Получается что-то типа «игры всерьез»? или «несерьезно, но по делу?» для того чтобы понять суть этого метода, нужно уйти от бытового понимания игры и обратиться к философии. Поскольку именно философия задает то определение игры и то ценностное отношение к ней, которое важно для понимания этого метода.

   В философии игра определяется как одна из форм человеческого бытия, как определенная деятельность. Эта деятельность осознается человеком как «невзаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие, совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам, не преследует никакого прямого материального интереса, не ищет пользы и может целиком овладеть играющими. Игра моделирует существующую реальность, одновременно выходя за её пределы и создавая свою, особую, игровую реальность. Игра целостна и полностью определена своей внутренней целью. Последнее очень важно: «человек играющий» не преследует никакой другой цели, кроме игровой. Если он пытается совмещать игровую цель и какую-то ещё, внешнюю, это быстро становится заметно и начинает мешать игре.

   Ещё одна важная особенность игры: наличие правил, которые задают пространственно-временной предел происходящему в игре. И каждый участник принимает на себя обязательство подчиняться действующим в ней правилам. И при этом, на первый взгляд это парадоксально, - в игре человек свободен. Переживание свободы возникает благодаря добровольности в принятии правил и регламентов.

Свободное самоопределение, несмотря на строгую заданность правил и инструкций, - такова уникальность игры как явления культуры и вида человеческой деятельности. Благодаря своей целостности и замкнутости на саму себя игра

порождает очень много чувств, что делает процесс проживания игры событийным, важным, «живым» для игрока.  

Таким образом, можно назвать как минимум пять важных характеристик игры:

  1. Самодостаточность и самонацеленность;
  2. Ограниченность правилами;
  3. Свободный характер;
  4. Эмоциональная насыщенность;
  5. Порождение сообщества с общими целями, ценностями и чувствами.

   Деловая игра, так же как и «игра вообще», носит модельный характер. В ней создается ситуация «как бы», которая при этом имеет непосредственное отношение к реальности, к тем проблемам, которые важно обсудить собравшимся людям. Действия людей задаются четкими правилами (когда и что делать, когда обсуждать и когда слушать и т.д.), но при этом отличаются высочайшей креативностью, так как

в рамках правил всячески поощряется свобода мышления и действия. В деловой игре, так же как и в игре в целом, важна нацеленность на конкретный результат, но

при этом большое внимание уделяется и самому процессу. Он должен доставлять людям интеллектуальное и эмоциональное удовольствие. Наконец, одним из важнейших эффектов деловой игры является создание или укрепление команды людей, готовых к реализации совместных планов.

   Но есть и очень важные, существенные отличия деловой игры как психолого-педагогического метода от игры как свободной деятельности и явления культуры! Игровая составляющая этого метода имеет подчиненный характер. И это очень важно, поскольку, если игровое начало деловой игры «вырывается» из-под контроля, исчезает сам метод. Проще говоря, в деловой игре важно «не заиграться», то есть избежать следующих рисков:

  • В творческом порыве участникам деловой игры важно не перепрыгнуть через порог реальных условий и возможностей;
  • Не увлечься замечательным по своей творческой насыщенности процессом общения, разыгрывания ролей, фантазирования, диспута и обязательно выйти на результат;
  • Не поддаваться эмоциям, которые могут не только нарушить ход игры, но и повлиять на отношения между её участниками в дальнейшем.

В первую очередь метод деловой игры востребован для решения следующих задач:

  1. Совершенствование деловых (рабочих) процессов.

Например, в коллективе сложился определенный стиль решения проблем, определенная стратегия взаимодействия в той или иной рабочей ситуации. Уже никто не задает себе вопрос, почему это так, а не иначе. Сложилась Её величество Традиция. Деловая игра позволяет осознать имеющиеся способы ведения дела, построения отношений, отнестись к ним с точки зрения целесообразности и эффективности, а также попробовать другие стратегии общения и делового взаимодействия.

  1. Формулирование имеющихся проблем и определение путей их решения.

Текущий рабочий процесс насыщен сиюминутными задачами, что не всегда даёт возможность задуматься о причинах тех или иных систематически возникающих сложностей. Опять помехи? Преодолели и ладно. А между тем эти «помехи» могут постоянно повторяться, накапливаться и усиливаться… деловая игра создает возможность сосредоточиться на сути проблем и их источнике. Поискать пути решения осознанных и проговоренных правильными словами проблем.

  1. Проектирование новых видов деятельности.

Деловая игра – это уникальный инструмент, который позволяет от анализа текущей ситуации перейти к постановке новых целей и далее – созданию проектов по их реализации. А ещё это инструмент реализации желаний. Желания и далеко идущие мечты превращаются в цели и воплощаются в продуманной деятельности…

  1. Анализ деятельности с точки зрения целей и мотивов ее участников.

Бывают ситуации, когда важно не столько разбираться в том, что случилось, а почему люди так себя ведут, чем они руководствуются, какую позицию относительно происходящего занимают. Осознание и лучшее понимание (рефлексия) интересов и потребностей, личных целей и стратегий их достижения – это ещё одна возможность и предназначение деловой игры. Такого рода игры позволяют лучше понять себя и друг друга и, как следствие, выстроить эффективную систему взаимоотношений, работающих на достижение поставленных целей.

Итак, если делать выводы:

Деловая игра – это метод моделирования ситуации принятия управленческих или командных решений путем проигрывания по заданным или выработанным самими участниками правилам.

  Основное назначение деловой игры – способствовать развитию организации, конкретной деятельности, коллектива и его участников.

Данный метод позволяет:

  1. Анализировать состояние дел и ставить перед организацией задачи;
  2. Планировать деятельность;
  3. Распределять задачи;
  4. Осмыслять (рефлексировать) применяемые в настоящий момент в команде способы решения задач и вносить изменения в эти способы;
  5. Соотносить цели организации и цели участников;
  6. Осознавать и совершенствовать собственные цели и стратегии их реализации.

Однако границы метода очерчиваются не только перечислением спектра решаемых задач, но и положением границы невозможного.

               Использование деловых игр в деятельности педагога.

      Существует довольно много классификаций деловых игр. Изучая их, можно с уверенностью сказать, что сначала для нужд практики разными людьми и коллективами были разработаны различные деловые игры, а затем созданы их типологии. Поэтому к существующим классификациям нужно относиться критически, не искать в них строгих принципов, единых оснований. Все они – попытка как-то осмыслить реальное разнообразие накопленного в практике опыта.

   Хотелось бы остановиться на двух видах деловых игр: проектно-деловой и рефлексивно-деловой. Проектно-деловая игра в большей степени ориентирована на разработку и реализацию различных программ и проектов развития организации. Рефлексивно-деловая направлена на осознание членами коллектива целей деятельности, способов их достижения, на соотнесение личных и групповых целей и ценностей.

                                    Проектно-деловая игра.

                                             Проектность – это особый способ существования,    

                                                   основанный на способности человека к непрерывному

                                                   творческому переосознанию действительности на                

                                                   основе имеющегося замысла.

                                                                                                                        Е.В. Родионов.

    Проблемная ситуация – это ещё не проблема и, тем более, не цель деятельности. Это объективная сложность, которую участники проживают на уровне эмоций, неудовлетворенности своей деятельностью. Возможны также конфликты между участниками. Часто – тоже эмоциональные, по своему конкретному содержанию далекие от истинной причины напряжения. До сути этой проблемной ситуации еще нужно «докопаться». Понять ее суть и, значит, вплотную подойти к формулировке проблемы, потому что проблема – это и есть сформулированная с помощью слов

проблемная ситуация. От проблемы уже один шаг к формулировке цели и задач работы (то есть к ответу на вопрос: как мы будем решать эту проблему?).

   Цель деловой игры в проблемной ситуации – совместное формулирование сути имеющейся проблемы (ее содержания) и определение путей ее преодоления. Для достижения такой цели хороша именно проектно-деловая игра, и она будет включать в себя следующие обязательные этапы.

                                                 (ознакомительный отрывок)

  D:\Новая папка\Новая папка\DSC03965.JPG   D:\Новая папка\Новая папка\DSC03966.JPG

  D:\Новая папка\Новая папка\DSC03967.JPG  D:\Новая папка\Новая папка\DSC03968.JPG