учебно-методическая карта теоретического занятия "Экономика и экономическая наука"
план-конспект урока по теме

теоретическое занятие по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

БПОУ ВО «БОРИСОГЛЕБСКМЕДКОЛЛЕДЖ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Специальность 33.02.01 Фармация

ОДБ. 05. Обществознание

Тема. Экономика и экономическая наука

Тип занятия: Изучение нового материала

Форма проведения: Теоретическое занятие

Цели занятия:

Учебная: Добиться прочного усвоения системы знаний, сформировать представление об устройстве экономики; рассмотреть проблемы, изучаемые микро и макроэкономикой

Развивающая: Способствовать развитию умения вести диалог, формулировать свою позицию, доказывать, приводить примеры; развивать умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; развивать умения формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; развивать коммуникативные компетенции обучающихся

Воспитательная: Способствовать развитию мотивации к самостоятельной деятельности; формирование чувства инициативности, желания самосовершенствоваться, ценностного отношения к образованию.

В результате изучения темы обучающийся должен знать:

- понятия «экономика»; «микроэкономика»; «макроэкономика»

- главные вопросы экономики

- методы экономической науки

- фокторы производства

Межпредметные связи: ОГСЭ.01. Основы философии, ОГСЭ.02. История и т.д.

Оснащение занятия: таблица

ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Организационная часть (проверка присутствующих, готовность обучающихся к занятию, наличие формы и т.д.)

Тема. Экономика и экономическая наука

Цель. Сформировать представление об устройстве экономики

Основная часть (изложение нового материала)

 

План

  1. Понятие экономики
  2. Определение потребности
  3. Факторы производства
  4. Микроэкономика и макроэкономика
  5. Методы экономической науки
  6. Главные вопросы экономики

Подведение итогов: Заполнить таблицу «Факторы доходов»

Домашнее задание: Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Г. Важенин. — 6-е над., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2017. — 528 с.стр. стр 209-225

Самостоятельная работа:

  1. Выписать определения по теме
  2. Эссе: - Как сказывается на развитии экономики ограниченность ресурсов?

Литература

  1. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Г. Важенин. — 6-е над., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2017. — 528 с.стр.

Преподаватель  Смолина В.В.

        

Что такое экономика                                                                        

Слово "экономика" - греческого происхождения, первоначально означало "искусство ведения домашнего хозяйства"; в буквальном переводе с древнегреческого означает "законы хозяйства" ("эйкос" -"хозяйство" и "номос" - "закон").

Два значения термина "экономика":

1) - способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для удовлетворения своих потребностей; синонимом этого значения слова "экономика" является понятие "хозяйство";

2) - наука, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах. [Экономика - наука, изучающая поведение участников хозяйственной деятельности.]

Потребность — это присущая человеку нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности его организма, обеспечения его безопасности или получения удовольствий. [Потребность - осознанная нужда в чём-либо.]

 Участника экономической жизни:

  1. граждане (семьи),
  2. фирмы,
  3. государство.

Главное из действующих лиц экономики - человек, семья: на языке экономистов - домашнее хозяйство.

Участники экономической жизни взаимодействуют между собой как непосредственно, так и через рынки факторов производства и потребительских товаров.

Факторы производства - ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ. [Факторы производства -  ресурсы, вовлеченные  в производство.]

Основные виды факторов производства:

  1. труд, 
  2. земля,
  3. капитал.

Из труда выделяют разновидность факторов производства - предпринимательские способности. Специфический вид факторов производства: информация.

Блага - всё, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд:

  1. Свободные блага — это те необходимые блага (преимущественно природные), которые доступны людям в большем объёме, чем величина потребности в них; их не надо производить, и люди могут потреблять их не просто свободно, но и бесплатно.
  2. Экономические блага, т.е. товары и услуги, созданные человеком.

Совершенствуя способы использования экономических ресурсов (факторов производства), человечество положило в основу своей хозяйственной деятельности два важнейших элемента: специализацию и обмен плодами своего специализированного труда.

Специализация - сосредоточение определенного вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с ней лучше других.

Принципы специализации труда:

  1. Сознательное разделение труда между людьми.
  2. Обучение людей новым профессиям и навыкам.
  3. Возможность кооперации, т. е. сотрудничества ради достижения общей цели.

Специализация - главный способ повышения производительности всех ресурсов (факторов производства), прежде всего труда. Производительность - тот полезный результат, который удается получить от единицы экономического ресурса за определенный период.

Благодаря специализации труда и росту на этой основе его производительности у людей появилась возможность производить больше благ определенного вида, чем было нужно для потребления им самим. Появилась возможность для обмена излишками таких благ.

Регулярный обмен товарами и услугами лежит в основе важнейшей сферы деятельности людей - торговлит. е. обмена благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги.

Товар - материальный предмет, производимый для обмена.

Услуга - нематериальное благо, имеющее форму полезной деятельности, которую люди готовы осуществлять в обмен на другие услуги или товары.

 Микроэкономика — раздел экономической науки, изучающий проблемы организации деятельности рынков, фирм, государственных организаций, а также проблемы, связанные с семейной экономикой.

Макроэкономика — раздел экономической науки, изучающий проблемы, которые затрагивают всю экономическую жизнь страны: денежная система и инфляция, безработица, экономический рост, внешняя торговля и мировая экономика.

Объекты экономической науки

По масштабу области исследования экономическая наука делится на микроэкономику, изучающую деятельность фирм, домохозяйств, обособленных производств и государств и макроэкономику, изучающую национальное хозяйство в целом.

В последние годы в научной литературе также используются понятия «наноэкономика» (изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов), мезоэкономика (отрасли, регионы), интерэкономика (мировая экономика) имегаэкономика (мировое хозяйство).

Методы экономической науки

Общенаучные методы: включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

1. Метод научной абстракции. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

2. Анализ и синтезАнализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

3. Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукцияИндукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

4. Полезным методом является единство исторического и логического подходов. Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

5. Качественный и количественный анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.

6. Системный подход. Предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы, как совокупности элементов, взаимосвязанных между собой. При этом данная система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня). Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причинно-следственных связей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методические материалы к интегрированному учебному занятию с использованием проблемного обучения и интерактивных технологий Ресурсы и потребности как важнейшие экономические категории

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность студентов с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов пост...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП.01 Экономическая теория по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ  ПО ДИСЦИПЛИНЕ  ОП.01 Экономическая теория по специальности 46.02.01  Документационное обеспечение управления и архивоведение...

Учебно-методическая карта теоретического занятия № 6

Учебно-методическая карта теоретического занятия № 6«Конструкция автомобилей»...

Учебно-методическая карта открытого теоретического занятия № 80

Учебно-методическая карта открытого теоретического занятия № 80«Конструкция автомобилей»...

Учебно-методическая карта теоретического занятия № 1 ТЕМА 01.01 «Конструкция автомобилей»

              Учебно-методическая карта теоретического занятия № 1...

Скрипты по обществознанию "Экономика и экономическая наука, факторы производства. Деньги" для подготовки к ЕГЭ по блоку: "Экономика"

Скрипты по обществознанию "Экономика и экономическая наука, факторы производства. Деньги" для подготовки к ЕГЭ по блоку: "Экономика"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Онлайн-конференция «Вызовы современной российской экономики (микроэкономический аспект) и стратегии развития российской экономической науки в условиях новой реальности»

Преподаватели/ФИО: Хуссейн Инга Джумшудовна, Некрасова Евгения ВикторовнаСпециальности:  43.02.14 «Гостиничное дело», 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»...