"Мы помним!"
методическая разработка на тему

Хусточкина Виктория Анатольевна

Внеурочное мероприятие посвящено 74 годовщине освобождения Симферополя и Крыма от фашистско-немецких захватчиков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_pomnim_a.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым

«Симферопольский колледж радиоэлектроники»

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

«Мы помним!..»

 посвященного 74 годовщине освобождения Симферополя и Крыма от немецко-фашистских захватчиков

Подготовила

преподаватель высшей категории

Хусточкина В.А.

Симферополь

2018

Пояснительная записка

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. С каждым днём становятся всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. И наша задача сохранить память о подвигах наших дедов и прадедов.

При проведении внеурочных мероприятий патриотической и краеведческой направленности важен выбор личностной патриотической позиции. Личностная патриотическая позиция по отношению к событиям прошлого предполагает включенность «я» студента в контекст происходящего, отождествление «себя» с кем-то из исторических персонажей, «сопереживание», «соболезнование», «сострадание» ему. Рассматривать историю только как накопление фактов, событий, без усвоения общечеловеческих ценностей, неравнодушного отношения к событиям истории родной страны, без формирования критического мышления обучающихся уже невозможно. Например, в ходе внеклассного мероприятия «Мы помним!..», посвященного 74 годовщине освобождения Симферополя и Крыма от фашистско-немецких захватчиков, тема этого мероприятия была конкретизирована, персонифицирована и посвящена, в первую очередь, истории Симферополя и выдающимся личностям – героям войны в Крыму.

Рассматривать эту тему как накопление фактов, событий, без усвоения общечеловеческих ценностей, неравнодушного отношения к событиям истории родного края уже невозможно. В этом контексте воспитание патриотизма у студентов является одним из основных мотивов деятельности учителей истории, кураторов групп и иных работников колледжа.

Методической целью данного внеклассного мероприятия является реализация условий для перевода возникших в предметной теме образов, представлений и смыслов в рефлексию над личным опытом в реальной жизни для усиления эмоционального эффекта.

Также, я считаю, что задача преподавателя следовать закономерностям педагогической психологии, в соответствии с которыми усвоение выводов и обобщений лишь в том случае эффективно, когда оно связано с личным опытом студента, обладает для него личностным ценностным смыслом и поэтому оказывает существенное влияние на формирование его мировоззрения, меняет в какой-то степени структуру его личности. Навязать студенту колледжа подросткового возраста готовые выводы ценностного плана с точки зрения педагогической психологии нельзя.  Именно поэтому для мероприятия были выбраны следующие формы работы: викторина: «Памятные места Симферополя» и беседа с группой, игра («да»-«Нет»): - отгадай термин; написание письма Ветерану в виде эссе в качестве итогового аккорда и оформление этого письма в виде фронтового треугольника. Эмоциональным фоном должны послужить стихотворения советских поэтов о войне, музыка военных лет и ролик «Амет-Хан Султан». С помощью системно представленных символов в инстоляции студенты восстанавливают в памяти образы, представления и смыслы Великой Отечественной войны

Тема «Мы помним!..»

Внеурочное мероприятие посвящено 74 годовщине освобождения Симферополя и Крыма от фашистско-немецких захватчиков

Вид личностно-ориентированного внеклассного мероприятия:

 урок актуализации и проповеди.

Цели:

- обобщить и расширить знания студентов о событиях Великой Отечественной войны на территории Республики Крым; закрепить знания студентов о ходе Великой Отечественной войны;

-создать условия для перевода возникших в предметной теме образов, представлений и смыслов в рефлексию над личным опытом в реальной жизни;

-развивать умение обобщать и делать выводы, а также умение формулировать вопросы;

-воспитывать чувство патриотизма у студентов.

Задачи:

  • стимулирование интереса школьников к сохранению памяти о героическом прошлом родного края;
  • воспитание уважения к поколению фронтовиков.

Оборудование:

-выставка литературы на военную тематику

-карта Крыма

-слайд-показы: (фото Крыма в период 1941-1944 гг.) и (Памятники Симферополя»)

-ролик «Амет-Хан Султан»

-проектор, экран, компьютер,

-портреты героев Великой Отечественной войны,

-медали и ордена Великой Отечественной войны,

Музыкальное сопровождение:

  • Фонограмма и песня «Священная война», сл. В. Лебедев-Кумач, муз. А. Александров;
  • Музыка Шумана «Грезы»;
  • Классическая и лирическая музыка для фона.
  • Запись падающих бомб и рокот самолетов.

Продолжительность:45 минут

Ход мероприятия:

Преподаватель:

Великий чилийский поэт Пабло Неруда назвал Крым орденом на груди планеты Земля. Не только его, но и многих других творческих людей очаровала красота этого края, который боги создали для себя, но затем подарили людям. Мы поговорим о героях, отстоявших нашу Родину в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. и их подвигах, которые вечно будут жить в душе каждого россиянина, вызывая гордость за своих предков, восхищение силой и величием.

Клип «начало войны»

Звучит музыка, под которую студент выходит перед зрителями, затем- звук бомбардировки. (на экране появляются фото Симферополя: сначала - мирного, затем - разрушенного).

Музыка Зацепина «Берег моря» - фон

Студент читает стихотворение:

Самый светлый, самый летний день в году,

Самый длинный день – двадцать второго,

Спали дети, зрели яблоки в саду…

Вспоминаем, вспоминаем это снова!

Вспоминаем эту ночь

И в этот час –

Взрыв,

Что солнце погасил в кромешном гуле,

Сквозь повязки неумелые сочась,

Кровь народа заалела в том июне.

 Шаг за шагом вспоминаем,

день за днём,

Взрыв за взрывом, Смерть

За смертью, боль за болью,

Год за годом, опалённые огнём,

Год за годом, истекающие кровью.

Микромодуль предметной актуализации. (Проходит в виде беседы с группой). Примерные вопросы для беседы:

- Когда и с каких событий началась Великая Отечественная война?

- Каков был ход военных действий на территории Крыма?

-Назовите города-герои, находящиеся на территории Крыма?

- Как называлась немецкая операция по захвату Севастополя:

(«Охота на дрофу»)

-Какому городу Крыма в апреле 2015 года было присвоено звание «Город воинской славы»?   (Феодосия)

Назовите фамилию командующего Черноморским флотом?

(А.Ф.Октябрьский)

-Как называлась группа подпольщиков из г.Симферополя, о которой снят фильм «Они были актерами»?  («Сокол»)

-Сколько длилась оборона Севастополя?  (250 дней)

- Где в Крыму высаживались десанты советских войск зимой 1941-1942 гг?

-Назовите дворец, в котором проходила Крымская конференция?

(Ливадийский дворец)

Как вы думаете этих знаний достаточно, чтобы рассказать о трагической истории Крыма в годы Великой Отечественной войны?

Давайте усложним задачу. Затем беседа проходит в виде игры:

Отгадай термин (один из ребят выходит из класса. Ребята загадывают какое-либо понятие, относящееся к заданной теме. Вызывается водящий, он должен их отгадать. Ему разрешается задавать вопросы всем, но так, чтобы ответы были только «да» или «нет», «отчасти»).

Эти игры приучают участников логически размышлять, правильно ставить вопросы, сопоставлять ответы, приходить к правильным выводам.

(Документальные кадры Великой Отечественной войны под музыку– фон для рассказа преподавателя)

Рассказ преподавателя: Четыре долгих года, 1418 дней,34000 часов шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. Приказом командования 8 апреля 1944 года началась Крымская операция. Замысел операции заключался в том, чтобы одновременно нанести удары в северной части Крыма и на керченском полуострове, прорвать оборону противника и, наступая в общем направлении на Севастополь, во взаимодействии с Черноморским флотом и партизанами рассечь вражескую группировку, не допустить её эвакуацию морем.

8 апреля 1944 года войска 4-го Украинского фронта перешли в наступление. Нанесли главный удар южнее Сиваша и, прорвав оборону противника, начали его преследование. В прорыв был введён 19-ый танковый корпус, сыгравший значительную роль в освобождении Крыма. 11 апреля в наступление перешла Отдельная приморская армия, в тот же день освободившая Керчь. Встречать наших бойцов вышли 30 человек – все население Керчи.

А 13 апреля 1944 года был освобожден от немецко-фашистских захватчиков Симферополь. Город находился в оккупации 865 дней. Немецкие войска вошли в Симферополь в ночь на 2 ноября 1941 года, и сразу же начались аресты и расстрелы населения, появились первые виселицы на центральных улицах. Через несколько дней после захвата города гитлеровские изверги расстреляли в Петровской балке сотни мирных граждан. 450 больных, находившихся на излечении в областной психоневрологической больнице, фашисты злодейски умертвили в «душегубках».

 К тому же, недалеко от города, на территории совхоза «Красный», фашистами был организован лагерь смерти, в котором при пособничестве местных коллаборационистов за время оккупации было убито более 10 тысяч человек из мирного населения и военнопленных.

По воспоминаниям очевидцев, многие горожане пали духом, многих свели с ума голод и потеря всяческих жизненных перспектив, но многие боролись; подпольных групп было множество: диверсионные отряды жителей Симферополя взорвали 11 воинских эшелонов, подпольщики устраивали саботаж на предприятиях, которыми пользовались немцы, собирали сведения, чтобы передать их партизанским связным. Во время оккупации в Симферополе активно действовали 82 патриотические группы и организации. В оставленный войсками 51-й Отдельной армии Симферополь - гитлеровские и румынские захватчики вошли 2 ноября 1941г., а уже в декабре в городе, наряду с партийными подпольными группами, появилась и первая подпольная молодежная группа в составе 12 человек. Командиром ее был избран Николай Долетов. В начале 1942г. в Симферополе возникает несколько комсомольско - молодежных подпольных групп: состав этих групп по возрасту был различен, в основном, это были молодые ребята и девушки в возрасте 16-18 лет, учащиеся 9-х и 10-х классов средних школ № 1 и № 14. Всех их объединяло одно: любовь к Родине, ненависть к врагу и желание мстить за злодеяния, которые он творил в городе.

Подпольщики Симферополя установили связи с крымскими партизанами, передавали им данные для диверсий, сообщали о подготовке карательных операций, сами проводили регулярные диверсии. Также они распространяли листовки с новостями «От советского Информбюро». Именно из них симферопольцы узнали о разгроме гитлеровцев под Москвой, а затем – о переломной победе под Сталинградом.

В ночь на 13 апреля две группы партизанского соединения проникли в Симферополь и разгромили казармы немецкого гарнизона. К этому времени на подступы к городу вышли ударные советские части 51-й армии. Танк Т-34 с бортовым номером «201» одним из первых ворвался в Симферополь.

Первыми в город утром ворвались танки 79-й бригады полковника П.С. Архипова, 101-й бригады подполковника М.Ф. Хромченко. За ними шли 6-я гвардейская танковая и 27-я мотострелковая дивизии – их целью было окончательное уничтожение оставшихся немцев на городских улицах, и вместе с дивизиями в Симферополь вошли и бойцы партизанской бригады Ф.И. Федоренко, которые всячески помогали войскам. Симферопольские подпольщики тем временем также принимали участие в освобождении города – они заняли вокзал, радиостанцию, телеграф.

 Кстати, фашисты, узнав о приближении советских войск и освобождении крымских городов, стали готовить отступление. В Симферополе ими готовилась целая система подрыва города, причем его планировалось взорвать вместе с вступившими в него частями Красной Армии. Но подпольщикам и партизанам удалось сорвать эти планы. Хотя во время отступления враг сумел уничтожить несколько зданий и важных городских объектов, однако большого количества взрывов удалось избежать, именно благодаря им. Подпольщики заранее зафиксировали места минирования фашистами Симферополя, а затем вместе с партизанами участвовали в разминировании городских объектов. Они смогли спасти водонапорную башню – важнейший объект Симферополя. Молодые подпольщики разминировали и спасли три моста (в том числе Феодосийский и Архивный) и много телеграфных столбов и большой склад с горючим; обстреляли две автомашины с немецкими солдатами; разогнали группу факельщиков и, ворвавшись в подвалы главпочтамта, обезвредили пульт электрического взрывного устройства основных объектов города.

 К вечеру 13 апреля 1944 года Симферополь был занят советскими войсками, вражеский гарнизон ликвидирован полностью, свыше тысячи немецких солдат и офицеров были пленены, а жители города радостно приветствовали воинов-освободителей. И в 22-30 часов того же дня Москва артиллерийскими залпами из 224 орудий отсалютовала освобождению Симферополя. А бои за Крымский полуостров продолжились, полностью освободить Крым от немецко-фашистских захватчиков частям Красной Армии удалось к 12 мая.

Симферопольцы же с первых же дней освобождения города стали разбирать завалы на улицах, помогали восстанавливать и ремонтировать заводы, фабрики, школы, больницы… Еще один интересный факт – советский танк Т-34 с бортовым номером «201» одним из первых ворвался в Симферополь 13 апреля 1944 года, и именно он после окончания боевых действий вернулся в Симферополь и был установлен на пьедестале в Сквере Победы, в память о тех событиях. И сегодня, в эту памятную дату, которая ежегодно отмечается в столице Крыма, сюда традиционно приходят не только ветераны, но и все благодарные симферопольцы.

В Симферополе множество памятников и памятных знаков, посвященных трагическим событиям Великой Отечественной войны. Посмотрите на фото; попробуйте вспомнить и рассказать, что это за памятники, где они находятся и чему или кому посвящены?

Презентация «Памятники Симферополя». (последние фото в презентации – фото мемориальных знаков, посвященных дважды Герою Советского Союза Амет-Хан Султану)

Предполагаемые ответы:

1. В нынешнем сквере Победы в честь освободителей Симферополя был установлен на постаменте танк Т-34. Эта машина Т-34 № 201 - одной из первых вошла в город в тот радостный весенний день, 13 апреля. На лицевой стороне постамента перечислены части и соединения, освобождавшие Симферополь.

2. Памятник Журналистам и полиграфистам Крыма - солдатам ВОВ в Симферополе. Установлен на ул.Крымской правды рядом с издательством и типографией Таврия.

3.Памятник сотрудникам и выпускникам Крымского медицинского института, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

(территория Медицинской Академии им.Георгиевского).

4. Памятник партизанам и подпольщикам Крыма (ул.Киевская)

5. Памятник Неизвестному Солдату в Симферополе.        

К 30-летию победы в ВОВ в 1975 году в парке им.Ю.А.Гагарина Симферополя открыли Мемориал Неизвестному Солдату, В 2009 году - открыты мемориальные доски на Аллее Славы ведущей к памятнику.

6. Памятник Детям войны погибшим в 1941-1945 годах в Симферополе.        

 Памятник установлен на проспекте Кирова в сквере перед детским садом Алые паруса в Симферополе.

7. Памятник в честь воинов Отдельной Приморской армии, оборонявших и освобождавших Крым в годы Вов (ул. Павленко)

8.Мемориальное воинское кладбище (ул.Козлова)

9. Мемориальная доска артистам и работникам театра, погибшим от рук немецко-фашистских оккупантов. (на здании Крымского драматического театра им.Горького – ул.Пушкина)

10. Мемориал в совхозе «Красный»

12-13-14. Памятные знаки в честь дважды героя Советского Союза Амет-хан Султана. В Симферополе находятся 2 памятных знака, установленных в честь Амет-Хана Султана. Первый - на площади его имени, рядом с Центральным рынком. Второй открыт 22 октября 2010 г., в день празднования 90-летия со дня его рождения, на здании предприятия, где он работал слесарем-котельщиком в 1938-1939 гг.

Ролик «Амет-хан султан»

Студент:

Как хорошо влюбляться и смеяться,

Как хорошо порою погрустить,

Как хорошо встречаться и прощаться,

И просто хорошо на свете жить!

Как хорошо проснуться на рассвете,

Как хорошо, что ночью снятся сны,

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны!

 Учитель: Остановись, время! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас.
Оглянись на тех, чьи имена высечены у подножия обелисков. На тех, кто отдал за нас с тобой самое дорогое, что имел – весну и первый поцелуй, счастье и жизнь, которая только-только начиналась.

Учитель:

Люди! Покуда сердца стучатся, помните!

Какой ценой завоёвано счастье,

Пожалуйста, Помните!

Песню свою отправляя в полёт, помните!

 О тех, кто уже никогда не споёт, помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

 Мечту пронесите через года

И жизнью наполните.

Но о тех, кто уже не придёт никогда,-

Помните!!!!

Микромодуль рефлексии.

Этот микромодуль должен отразить глубину существенных обобщений детей, их понимание смысла темы и собственного личностного смысла жизни. Главное, необходимо дать такое задание, чтобы в нем отразился пафос урока-проповеди, а также духовных откровений темы в целом. Студентам дается задание (на 10 минут): написать «Письмо ветерану» в виде эссе, описать в нем свои впечатления от темы и ответить на вопрос: «Смог бы я с такой же самоотверженностью сражаться против захватчиков своего родного края?». Затем мы складываем это письмо в треугольную форму, как во времена Великой Отечественной войны.

А в качестве завершающего штриха можно предложить каждому ученику составить итоговый текст по следующей схеме: в результате урока мне открылись:

три самых важных имени:

три самых важных события:

 три самых важных действия:

три самых важных чувства:

три самых важных качества:

При подготовке к уроку была использована следующая учебная и методическая литература:

1.Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

2.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. — М., 2012.

3.Санин Г. А. Крым. Страницы истории. — М., 2015

4.Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. Методическое пособие. Москва.2006.

 5.Потехин В.Е., Потехин Д.В. Крым многонациональный - Севастополь, 2001.

6.Потехин В.Е. Крым в годы Великой Отечественной войны - Симферополь, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Беслан.Мы помним..."

Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры. Формирование у них ценностного отношения к Родине, ее ...

Открытый урок: «Живи и помни!» по повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».

Урок посвящён  творчеству известного русского писателя   Валентина  Григорьевича Распутина. Его произведения популярны как у нас в стране, так и за рубежом. ...

Проект "Сохраним, чтобы помнили..."

Данный проект создан совместно с организацией "Боевое братство" и Советом ветеранов Наро-Фоминского муниципального района....

Классный час "И пусть поколение помнит"

Классный час "И пусть поколение помнит"...

Творческие работы обучающихся. "Недаром помнит вся Россия..."

Сочинение обучающегося,посвящённое героям войны 1812 г....

Литературно -музыкальная композиция "Помните!"

Сценарий литературно- музыкальной композиции "Помните!" (70-летие Победы)....

Помним и гордимся

Говорят, что новая война начинается тогда, когда вырастает поколение, забывшее войну предыдущую. Мы должны помнить, что 70 лет назад салют Победы прогремел благодаря советскому солдату, освободившему ...