Индивидуальный проект
проект на тему

Неженцева Яна Владимировна

Индивидуальный проект по УД "История", который выполнен студенткой I курса специальности "Педагогика дополнительного образования (в области хореографии)" по теме "Г. Уланова - муза русского балета" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

История Большого театра насчитывает имена многих выдающихся балерин и танцовщиков, из поколения в поколение передававших традиции русского балета.

В 1944-1960 гг. ведущей балериной Большого театра была Галина Сергеевна Уланова, которая блистала в “Лебедином озере”, “Ромео и Джульетте” (1947), “Бахчисарайском фонтане” (1944) и др.

Галина Уланова не просто выдающаяся, всемирно известная балерина. Уланова – целая эпоха в истории русского балета и национальная гордость России. Она стала олицетворением особой магии русского советского балета. “Глядя на Одетту, Аврору, Джульетту Улановой, почему-то всегда думаешь о красоте России, о её берёзах, полях, северных белых ночах. Чтобы ни танцевала Уланова, она была всегда русской, в ней именно русское очарование, русская застенчивость, русская духовная сила, русская «меланхолия». Наверное, поэтому она и есть наша национальная гордость”, - так написала об Улановой её ученица Нина Тимофеева.

Изучение творчества Галины Сергеевны Улановой является актуальным на сегодняшний день, так как в истории как русского, так и мирового балета до сих пор трудно найти ей равных. Москва, Лондон, Вена, Нью-Йорк, Токио, Париж - хрупкой советской балерине удалось покорить весь мир. За чудо, которое Галина Уланова творила на сцене, современники называли её обыкновенной богиней. Сегодня в хореографии балета используются техники современного и джаз-танца, гимнастики, акробатики и даже восточных единоборств. Происходило это не само по себе, а силами танцоров, многие из которых после завершения сценической карьеры становились хореографами, которые и воспитали не одно поколение танцоров и определили судьбу этого вида искусства. К их плеяде также относится Галина Сергеевна.

Проблема темы индивидуального проекта: личность Галины Улановой – уникальна и противоречива. Она снискала на своём пути все возможные почести, но ни один близкий к ней человек не мог бы сказать, что она сознательно стремилась к ним. Каждое её выступление вызывало восторженные отзывы критиков, но они всегда шли вразрез с самокритикой великой артистки. Сама балерина в раннем детстве мечтала стать моряком и никогда не хотела танцевать: “Нет, я не хотела танцевать. Непросто полюбить то, что трудно. А трудно было всегда!” — вспоминала она.

Цель исследования: определить те факторы, которые легли в основу становления выдающейся балерины, Галины Улановой.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить такие задачи: 1) изучить основные биографические данные Галины Сергеевны Улановой; 2) выявить события, которые оказали влияние на формирование характера балерины; 3) определить значение творчества Галины Улановой.

Методы исследования: хронологический, нарративный, сравнительно – исторический.

Глава 1. “…Моё первое слово благодарности – школе, моим учителям, моей Родине”

1.1.        “Детская школа”

Галина Сергеевна Уланова родилась 8 января 1910 года в Петербурге. Мать будущей артистки, Мария Романова была известным педагогом в Ленинградском хореографическом училище, а её отец Сергей Уланов - режиссёром балетной труппы Мариинского театра — в одном из самых знаменитых музыкальных театров оперы и балета России.

Галя была застенчивым и послушным ребёнком, но это была девочка, подобная айсбергу, большая часть которого скрыта от людских глаз. В девочке, предпочитавшей мальчишеское окружение с их шумными и воинственными играми, в девочке, мечтавшей стать “мальчиком” и “моряком” никто бы не разглядел будущую гениальную танцовщицу [2, 51]. Родители же Улановой считали, что их дочь создана для танца. Не потому, что ей следовало продолжить традиции семьи. Главная причина была в том, что в ней было всё для балета: удивительно тонкая восприимчивость к прекрасному, врождённая музыкальность, мягкость и грациозность движений.

Гале навсегда запомнится суровый послереволюционный 1918 г. в Петрограде. Позже Галина Сергеевна в своих воспоминаниях назовёт 1918 г. “прекрасным”. И это несмотря на все трудности, с которыми приходилось бороться семье артистов. Более того, она напишет такие слова: “Я горжусь тем, что среди людей искусства, с первых шагов революции решивших посвятить ей своё творчество, были мои родители” [11].

Она прекрасно запомнила это трудное для страны время. В то время артисты академических театров по просьбе руководителей молодой страны начали выступать в кинематографах перед сеансами: тогда это был единственный способ дать возможность народу познакомиться с творчеством больших мастеров, так как кино посещало огромное количество людей.

Вечерами свободные от работы в театре артисты шли в кинотеатры. То же самое делали и родители маленькой Гали. Часто ребёнка не с кем было оставить, и девочку брали с собой. Это было тяжелейшее время: трамваи не работали, другого транспорта не было, и приходилось идти через весь город в любую погоду. И после столь изнурительного пути артисты танцевали так, что люди, по воспоминаниям Галины Сергеевны, “сидевшие в нетопленном зале, - рабочие, солдаты – улыбались, счастливые тем, что они видят красивый и лёгкий танец, полный радости, света и поэзии” [2, 107].

Несмотря на то, что будущий род деятельности был определён, девочка долгое время не проявляла интереса к балетному искусству. “Я не хочу танцевать!” - плакала 9-летняя Галя Уланова, когда родители-танцоры отдали её в Петроградское театральное училище [8, 34].

Её первым педагогом стала мать. Занятия балетом вначале не доставляли будущей звезде никакой радости. В школе она поняла, что “жизнь балерины состоит наполовину из слова “должна”, а на вторую половину - из слова “нельзя”. “ Нет, я не хотела танцевать. Не просто полюбить то, что трудно. А трудно было всегда, это у всех в нашей профессии: то болит нога, то что-то не получается в танце... Сейчас думаю, как вообще жива до сих пор, не знаю!”, - вспоминала впоследствии Уланова [12].

Однако в те юные годы чувство долга было сильнее, и она продолжала заниматься с усердием, поражавшим педагогов. Ей много давалось с трудом, особенно выступления на публике. Но она никогда не опаздывала, никогда не пропускала занятий и не нарушала режим. Вскоре Галина Уланова стала одной из первых учениц в классе. “Обещание самой себе выполнить то-то и то-то было моим принципом, основой всей моей жизни. Такое воспитание воли вошло в привычку и стало источником того, что называют моим успехом. То, что так таинственно называют вдохновением, есть не что иное, как соединение труда и воли, результат большого интеллектуального и физического напряжения, насыщенного любовью...” [8, 98].

Галина Сергеевна всегда считала, что Ленинградское хореографическое училище дало ей очень много. Время было трудное, дети замерзали в холодных классах и спальнях, получали весьма скромное питание в столовой, однако учебный процесс шёл полным ходом [2, 138]. Галя жила в интернате – так было удобнее для неё и родителей. Мама была ежедневно рядом с ней, и на первом же уроке эмоциональная девочка бросилась к матери с требованием взять её домой. Галя не успокоилась до тех пор, пока не получила обещание выполнить её просьбу к Новому году. Однако когда наступил срок выполнения обещанного, она сама уже не захотела уходить из школы и интерната: у неё появились хорошие друзья - Таня Вечеслова и другие девочки, и она уже научилась неплохо делать первые экзерсисы у палки. К тому же появились первые серьёзные профессиональные радости, когда Галю Уланову и Таню Вечеслову выбрали из многих первоклашек для участия в настоящем спектакле Академического театра оперы и балета. Потом пришла и первая роль – птицы в “Снегурочке” Римского-Корсакова.

Последние пять лет Галя училась в классе Агриппины Яковлевны Вагановой, чья прославленная школа, основанная на равномерном развитии пластики всего тела, способствовала быстрому выявлению и органическому развитию природных данных юной Улановой. К тому же ученица оказалась восприимчивой к эстетическим принципам своего педагога. Успехи девочки росли, и она шла одной из первых в классе [11].

Для Улановой выпускной спектакль 16 мая 1928 года оказался дебютом. Воздушная, лирическая Уланова танцевала Сильфиду – основную партию “Шопенианы” в постановке Фокина, возобновленной Вагановой, и в дивертисменте партию феи Драже в адажио из балета “Щелкунчик”. Первый спектакль Улановой стал светлым провозвестником необыкновенного творческого пути гения.

Все бывшее в годы хореографической учебы и первые пять лет в театре Галина Сергеевна назвала в своих воспоминаниях “детской школой”.

1.2. “Взрослая школа”

Следующим периодом удивительной жизни балерины станет, по её выражению, “взрослая школа” [2, 279]. В эти годы у великой балерины будет много встреч и разговоров с большими взыскательными художниками, каковыми были её новые друзья – Е.И.Тимме, ведущая актриса театра им. Пушкина и её муж - Н.Н. Качалов, родственник знаменитого артиста Качалова. Они совместно обсуждали роли Галины Сергеевны, давали советы и делали очень нужные замечания. Помимо дружбы с домом Качаловых-Тимме, сохранивших старые петербургские традиции и высокую культуру прошлого, Галину Сергеевну окружала бурлящая театральная жизнь Ленинградского театра оперы и балета (позже театра Кирова) [8, 301].

В годы Великой Отечественной войны Галина Сергеевна выступала на пермской сцене. В Перми (в то время Молотове) находились в эвакуации Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета им. А. Я. Вагановой) и Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова, солисткой которого она была.

Имя Галины Сергеевны Улановой было настолько известно в стране, что её слово о жизни и работе театра в столь трагичные для всех дни ждали с нетерпением. В газете “Звезда” 12 апреля 1942 г. появилась статья “Патриотический долг” за подписью Улановой, народной артистки РСФСР, лауреата Сталинской премии, орденоносца: “Этот сезон театр имени Кирова, волею правительства, начал в городе Молотове. Мы живём и работаем в городе, напоенном дыханием героического, вдохновенного труда, труда для фронта, во имя торжества человеческой свободы. Это окрашивает в особые, неповторимые тона и наше творчество.

Коллектив театра имени Кирова всегда отличался дисциплинированностью, трудолюбием. Все старые постановки пересматриваются глубоко и серьёзно, приспосабливаются к сложным условиям местной сцены.

Создать высокохудожественные сценические произведения – наш патриотический долг. Мы все стремимся выполнить его как можно лучше” [11].

В Молотове Ленинградский театр имени Кирова находился в эвакуации около 3 лет и весной 1944 г., после снятия блокады Ленинграда, вернулся на родную сцену. 30 мая 1944 г., перед отъездом театра, состоялось торжественное заседание партийного актива и интеллигенции города, посвящённое возвращению театра, на котором молотовцы благодарили ленинградцев за высокое искусство, которое полюбилось уральцам, а Ленинград благодарил за приют и заботу, проявленную в столь трудное для всех время.

Среди членов президиума заседания на сцене театра находилась Галина Сергеевна Уланова. Секретарь обкома ВКП (б) Н. И. Гусаров подвёл итоги пребывания театра им. С. М. Кирова в Молотове: 27 оперных и новых балетных постановок, свыше 1000 спектаклей, 14 концертов-спектаклей и около 3500 военно-шефских концертов, рабочие и интеллигенция города по 4–5 раз слушали и смотрели большинство произведений, колхозники дальних районов собирались по 500–700 человек и приезжали на спектакли театра, в Фонд обороны театр внёс более 4 млн. рублей [12].

Гусаров выразил благодарность отдельным артистам, первой упомянув Галину Уланову.

В середине 50 – х гг. известность советской балерины выходит за пределы Советского союза. Галина Сергеевна покоряет зрителей Австрии и Англии. В 1959 г. Галина Уланова вместе с Большим театром отправляется на гастроли в США и Канаду.

Уланова была живой легендой балета, единственной балериной, которой ещё при жизни установили памятники в Стокгольме перед Музеем танца и в Санкт-Петербурге на Аллее Героев Московского парка Победы. А в Голландии был выведен сорт тюльпанов “Уланова”.

Имя “Галина Уланова” присвоено ювелирному алмазу весом 164,70 карата, добытому в марте 1998 г. на алмазной трубке “Удачная” в Западной Якутии и вошедшего в коллекцию из более чем 400 именных якутских алмазов, являющихся национальным достоянием России [12].

Астрономы Крымской астрофизической обсерватории Л. Г. Карачкина и Л. В. Журавлёва назвали открытый ими 14 октября 1982 г. астероид в честь балерины (5421) Ulanova [12].

В 50 лет она объявляет об окончании своей карьеры в качестве артистки балетной труппы. Имея бесчисленное количество наград, она продолжает свою деятельность в роли балетмейстера и педагога.

Глава 2. “Жизнь моей души принадлежит только мне…”

2.1.        “Одиночество богини”

Галине было всего 17 лет, когда она стала жить гражданским браком с концертмейстером Исааком Меликовским. Этот маленький лысеющий мужчина был гораздо старше Улановой - но чем-то привлек юную балерину. Брак долго не продержался, но Меликовский оказался лишь первым в списке мужей, едва ли не годящихся ей в отцы.

Официальным мужем был актёр Юрий Завадский. Признанный талант и искушенный красавец, он пользовался большим успехом у женщин. Но увидев на отдыхе в подмосковном санатории балерину Уланову, Завадский так потерял голову, что поехал в Ленинград добиваться её руки и сердца.

Она поддалась. Брак вышел странным: муж и жена жили в разных квартирах и никак не могли прийти к согласию в самом главном. Уланова не собиралась жертвовать театром ради семьи, Завадскому не хватало её внимания [4, 257].

Когда началась война, и Галину Уланову вместе с труппой эвакуировали в Казахстан, их дороги разошлись окончательно. Развод оформили уже после войны, но до конца жизни Завадский ходил на все её спектакли и часто приходил по вечерам в гости.

В одном из своих последних интервью балерина призналась, что едва ли не единственное, о чем она, возможно, жалеет - дети. Но по поводу материнства у неё состоялся жёсткий разговор с родителями: “Балерина не должна иметь детей, если не хочет распрощаться со своей сценической жизнью”, - этой фразой Мария Уланова фактически запретила своей дочери рожать.

Уланова была в стороне от сплетен, суеты и театральных интриг. “Служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величавым”, - этой формуле она следовала всю жизнь [11].

Она всегда была сдержанна даже с близкими подругами. Переехав в Москву из Ленинграда после разрыва с танцовщиком и хореографом Константином Сергеевым, на сцене Большого она так и осталась питерской балериной. О своем бывшем супруге она не проронила не одного дурного слова.

Ей было 39, когда она познакомилась с актёром и режиссёром Ленкома Иваном Берсеневым. К тому времени Галина Сергеевна уже была примой Большого театра и жила в Москве. Ни разница в возрасте в 20 лет, ни его долгий счастливый брак с Софьей Гиацинтовой не могли удержать их друг от друга. В это время Галина Уланова танцевала на сцене любовь так, как никогда прежде [4, 276].

Им суждено было быть вместе коротких два года. В 1951 г. Ленком Берсенев скончался. У его гроба стояли две безутешные женщины - законная жена и великая балерина.

Последнюю попытку построить счастье с мужчиной Уланова предприняла с главным художником Большого Вадимом Рындиным. Эти отношения закончились вместе с её карьерой танцовщицы. С детства воспитанная в строгих ограничениях балета, Галина Сергеевна не терпела распущенности, а Рындин злоупотреблял алкоголем, и с годами всё больше.

Галина Уланова редко появлялась на публике. Она стремилась к одиночеству и не стеснялась этого: “Раньше в Петербурге ходили конки. На лошадей одевали шоры, чтобы ничто их не отвлекало. Вот в таких “шорах” я и проходила почти всю свою жизнь. Чтобы ничто не мешало работать, думать о своей профессии. Самое комфортное для меня состояние — одиночество. Обычно я не подхожу ни к кому. Если подходят ко мне, начинают говорить о театре” [11].

В 50 лет она попрощалась со сценой, но осталась за кулисами. До конца жизни она работала в Большом педагогом-репетитором. И упорно хранила молчание о своей жизни, крайне неохотно общаясь с журналистами.

Единственной, кто сумел её разговорить, стала журналистка Татьяна Агафонова. Она снимала многосерийный фильм о Галине Улановой, и, раз за разом приходя на интервью, становилась всё ближе и ближе к легендарной балерине.

Не умеющая готовить и вести хозяйство, Галина Уланова с радостью приняла не только горячие обеды, которые приносила Агафонова, но и её саму. Вскоре журналистка стала её личным секретарём, домработницей и компаньонкой одновременно. Старые друзья из мира балета постепенно пропали с горизонта Улановой.

Татьяна была единственным близким человеком балерины, младше её самой - почти на 20 лет. Но из них двоих именно она скончалась первой. В 1994 г. за считанные месяцы Агафонова сгорела от рака.

Эту утрату Галина Уланова переживала очень тяжело: сама омывала тело подруги, украшала её гроб, а после похорон долго боролась с затяжной депрессией [11].

Ей было уже за 80, но до конца жизни Галина Сергеевна больше никого к себе не подпустила, вновь вернувшись к скромному меню из овощей и бутербродов, которые умела готовить сама [12]. В марте 1998 г., не дожив двух лет до 90-летнего юбилея, она скончалась. Великая балерина, так и оставшаяся для всех загадкой.

2.2. “Учитель, да не повтори себя в ученике…”

В 1960—1997 гг., вплоть до конца своей жизни, Уланова работала педагогом-репетитором в Большом театре. Её ученицы - Екатерина Максимова, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка и Нина Семизорова.

“Она добра, бесконечно терпелива, но так же бесконечно требовательна к себе и к другим. Ничем не может быть нарушена е` строжайшая принципиальность. Она никогда и ничего не сделает против своего убеждения. Когда она входит в класс, мне кажется, что становится светлее. И стены и самый воздух — всё становится другим”, — так отзывается об Улановой одна из её учениц, Нина Тимофеева [4, 321].

Каждая из них обладала яркой индивидуальностью. “Я не хочу повторения себя в учениках, — рассуждала Галина Уланова, — это в любой области искусства порочный метод. Учитель, да не повтори себя в ученике, сумей раскрыть его природные данные, его индивидуальность” [6, 15]. Эти слова были заповедью Улановой-педагога, которой она свято следовала.

“Не только когда я танцую, я знаю: она смотрит на меня из ложи, и я танцую на пределе возможного: я живу, чувствуя на себе её взгляд”, — делилась своими впечатлениями Екатерина Максимова [6, 17].

Никто и никогда не видел Галину Уланову вялой или раздражительной. Ни один человек не засвидетельствовал её небрежности или безответственности. Её жизнь — это напряжённый труд, а талант всегда являлся для неё лишь подспорьем в работе. В жизни она всегда покоряла людей своей открытостью, добротой, вниманием и сердечностью.

Галина Сергеевна сильно переживала, что в последние годы, идя по коридорам Большого театра, иногда не слышала обычных приветствий: новое поколение танцовщиков, лицом к лицу столкнувшись с живой легендой, не узнавало её. Она многого не понимала в современной жизни. Перестала смотреть телевизор и редко читала газеты.

Галина Сергеевна от одиночества не бежала и любила говорить, что самое комфортное для неё состояние – побыть наедине с самой собой. Впрочем, гению нередко сопутствует одиночество. Вспомним, как ценили одиночество А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов.

Она жила в высотном доме № 1/ 5, что на Котельнической набережной, в квартире номер 185. Сейчас здесь находится музей-квартира Улановой, который отрылся 23 декабря 2004 г.

Богданов - Березовский В.М. пишет, что в творчестве Галины Улановой есть мудрое спокойствие, то человечное, разумное начало. "Тихое", спокойное искусство Улановой, казалось бы, могло прийти в противоречие с бурным, стремительным и шумным веком. Но в этом просветлённом и просветляющем спокойствии была пронесенная через все потрясения времени нерушимая вера в человеческое достоинство, совершенство, вера в торжество лучших духовных возможностей человека [11]. Именно поэтому искусство Галины Сергеевны обретало силу возвышающего нравственного примера.

Заключение

Таким образом, Галина Сергеевна Уланова продолжила традиции русского балета, заложенные А. Павловой, Т. Карсавиной: осознанное отношение к танцу, когда классический танец становится выражением определённого философского и эстетического мироощущения. В искусстве Улановой наблюдается торжество этого глубоко осознанного отношения к стихии классического танца.

Великая балерина танцевала чуть больше 30 лет. Балеты разных эпох и стилей, героини разных судеб и характеров нашли своё неповторимое воплощение в искусстве Галины Улановой. Это и Джульетта, Жизель, Мария в "Бахчисарайском фонтане", Сильфида в "Шопениане", Тао Хоа в "Красном маке", "Умирающий лебедь", "Золушка", балет, написанный С. Прокофьевым специально для неё. Являясь олицетворением русского балета на протяжении целого века, она до конца жизни оставалась загадкой для всех. Но с полной уверенностью можно сказать, что в основе её достижений – скромность, преданность своему делу, требовательность к самой себе, патриотизм и одиночество.

Также можно сделать вывод, что проблема индивидуального проекта решена, цель достигнута и выполнены задачи. В процессе моей исследовательской деятельности я поняла, что пока в России рождаются такие гении, как Галина Уланова, русский народ будет прославлять своё Отечество на весь мир.

Как будущий хореограф, я хотела бы продолжить изучение творчества музы русского балета, но особое внимание необходимо уделить деятельности балерины в роли педагога, поскольку данный аспект недостаточно представлен в литературе.

Список литературы

  1. Борзова, Е. П. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов искусств и культуры / Е. П. Борзова. – Санкт-Петербург.: Лань, 2007. – 669 с.
  2. Давлекамова С. А. Галина Уланова: Я не хотела танцевать / С. А. Давлекамова. — М.: АСТ-Пресс, 2011. — 348 с.
  3. Культурология: Учебник / Под общ. ред. П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2008. – 280 с.
  4. Лопухов Ф.В. Вглубь хореографии / Ф.В. Лопухов. – М.: Фолиум, 2003. – 324 с.
  5. Тимофеева Н.П. Мир балета. История. Творчество. Воспоминания / Н.П. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1996. – 705 с.
  6. Потапурченко, З. Н. Галина Уланова / З. Н. Потапурченко, А. П. Бубнова. — М.: Русский язык. Курсы, 2010. — 40 с.
  7. Слонимский Ю. А. У колыбели русской Терпсихоры / Ю. А. Слонимский.  – М.: Искусство, 1996. – 321 с.
  8. Слонимский Ю. И. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра / Ю. И. Слонимский.- M., 1997. – 421 с.
  9. Тарасов Б. К. Как создавалась легенда. Тайна Галины Улановой / Б. К. Тарасов. — Р-на-Д.: Феникс, 2010. — 288 с.
  10. Худеков С.Н. Всеобщая история танца / С.Н. Худеков. – М.: Эксмо, 2010. – 608 с.

Интернет – ресурсы:

  1.  Галина Уланова — выдающаяся российская балерина / www.calend.ru.
  2. Галина Уланова глазами современников / www.bolshoiballet.ru.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по написанию индивидуального проекта по дисциплине "Иностранный язык"

В методической разработке дается информация о создании индивидуального проекта по учебной дисциплине "Иностранный язык", в частности излагаются рекомендации по оформлению проекта и структуре его введе...

Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).Рекомендации разработаны в целях оказания помощи обучающимся в подг...

Индивидуальный проект частного дома

Актуальностью является создание архитектурно-строительного проекта графической модели будущего объекта- Индивидуального проекта частного дома. Подготовка будущего специалиста строительного профиля на ...

Требования к индивидуальному проекту по математике_ 1 курс

Перечислены основные требования для грамотного оформлению индивидуального проекта по дисциплине "Математика:Алгебра и начала математического анализа; геометрия"...

Методическая разработка урока "Презентация индивидуального проекта"

Конспект урокаТема: Презентация индивидуального проектаТип урока: урок открытия нового знания.Цель: организовать деятельность учащихся по изучению, осмыслению и первичному закреплению новых знаний о п...

Индивидуальный проект по русскому языку на тему "Молодежный сленг и жаргон"

Презентация индивидуального проекта по русскому языку на тему "Молодежный сленг и жаргон". Проект подготовлен студенткой гр. СД-161с. При подготовке проекта проводилось анкетирование студентов, которы...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ по литературе на тему «Символика числа семь в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ  на тему «Символика числа семь в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»...