Мониторинг развития коммуникативных умений в процессе обучения иностранному языку
статья на тему

Золина Наталья Анатольевна

Контроль и мониторинг являются важнейшими факторами в процессе обучения иностранному языку, они позволяют не только установить уровень успешности, но и выявить недостатки в знаниях, умениях и навыках, и тем самым определить необходимость изменений, которые следует внести в методику работы преподавателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Золина Наталья Анатольевна

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МИНУСИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Очевидно, что новые требования к уровню подготовки специалиста, определяемые современными стандартами, призваны обеспечить качественные изменения в обучении иностранному языку.

        В процессе современного образования студентам необходимо обеспечить:

1. Овладение определенным набором предметных и межпредметных знаний, понятий представлений, необходимых и достаточных для осуществления непрерывного личного развития;

2. Усвоение определенных алгоритмов получения, переработки знаний и механизмов контроля и оценивания собственной деятельности;

3. Формирование комплексных академических, информационных, коммуникативных умений, связанных с переработкой большого количества информации и с использованием имеющихся знаний в учебной и реальной деятельности;

4. Готовность к самостоятельной деятельности и решению проблем.

        Мониторинг эффективности развития коммуникативных умений в области обучения иностранному языку имеет четкие составляющие всего содержания педагогических технологий:

  1. Знания;
  2. Умение работать с новой информацией / текстом;
  3. Умение создавать собственную информацию (в виде устных, письменных текстов, проектов).

          Положительную роль в достижении целей в образовании и воспитании играет разработка интегрированного подхода к контролю коммуникативно – информационных, социокультурных и учебных умений на родном и иностранном языке. Система текущего, промежуточного, итогового контроля составляет качественный уровень мониторинга знаний и умений. Определенные виды заданий, где данные навыки могут быть наиболее эффективно использованы. Соотношение стандартизированных и творческих подходов в процессе обучения.

        Выделение общих подходов к отбору, содержанию и организации мониторинга комплексных  коммуникативных умений в устной и письменной речи на родном и иностранном языке.

        Качественный мониторинг обеспечивает использование адекватных форм и технологий текущего и итогового контроля с учетом психофизиологических и интеллектуальных особенностей обучающихся.

        Немаловажную роль в проверке эффективности педагогических технологий играет разработка единых параметров оценивания коммуникативных умений и навыков.

        Преподавателем должно осуществляться прогнозирование использования знаний для того, чтобы проследить качество усвоения всех видов речи: чтение, письмо, говорение. Создание гипотез и предвосхищение хода событий является важным механизмом в процессе обучения иностранному языку.

        Смысловое прогнозирование – это знание контекста, определенных структур, клише, речевых формул.

        Лингвистическое прогнозирование является полем для увеличения объёма лексики, грамматики, которые при использовании начинают сочетаться, комбинироваться и укреплять речевые модели. Создание и разработка специальных упражнений на вероятное прогнозирование обеспечит и более четкую картину эффективности обучения. Например:

  1. Подобрать как можно больше определений к словам.
  2. Составить возможные словосочетания с существительными, глаголами, наречиями, прилагательными.
  3. В рамках конкретных ситуаций составить наиболее типичные словосочетания (клише) и переводить их. Задание будет более сложным, если устойчивые сочетания и клише переводить вразброс – с родного языка на иностранный и наоборот.
  4. Упражнения на логическое развитие смысла, которые предполагают умение закончить фразу, текст и т.д.
  5. Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам, вопросам и т.д.

Как видно использование упражнений для прогнозирования возможно не только формирование грамматических, лексических навыков, навыков  чтения, устной речи и письма, но и осуществление систематического, пошагового мониторинга знаний и умений на каждом этапе обучения иностранному языку.

Аудирование и говорение, чтение и письмо, лексика и грамматика неразрывны в реальном общении, а на занятии – тем более.

При формировании различных технологий извлечения информации выделяется три основных этапа работы с текстом (печатным, звуковым, видео): дотекстовый, текстовый и послетекстовый.

Дотекстовый этап ставит основную цель формулирования речевой задачи, создание необходимого уровня мотивации  и по возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей. На этом этапе эффективно проходит работа с заголовками, использование различных ассоциаций, формулирование предложений о тематике текста, ознакомление с лексикой и т.д.

Текстовый этап дает возможность проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и умений, а затем, продолжить формирование соответствующих навыков и умений. На этом уровне обучения включаются такие задания, где необходимо найти, выбрать, прочитать, соединить, вставить. Для мониторинга качества развития коммуникативных навыков преподавателем используются упражнения подтверждение правильности или ложности утверждений, ответы на предложенные вопросы, работа по анализу подходящих заголовков к каждому из абзацев, описание внешности, места, событий, отношения кого-то к чему – либо, применяются и комбинируются предложения со словами и грамматическими явлениями, идиоматическими выражениями, вводятся глаголы, прилагательные, эпитеты, составляются подходящие по смыслу предложения, которые могут отсутствовать в тексте и т.д.

 Видимый результат применения педагогических технологий дает третий этап работы с текстовой информацией, где наиболее четко прослеживается эффективность развития в процессе обучения и качественное использование знаний и умений на практике. Послетекстовый этап ставит основную задачу использовать ситуацию текста в качестве языковой (речевой) содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи. На данном этапе все задания и упражнения направлены только на развитие самостоятельного применения изученных лексичесих единиц, выражений и оборотов речи, использование грамматических конструкций. Например: опровергни утверждения или согласись с ними, докажи что…, охарактеризуй, скажи, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль, обоснуй ответ. Не менее эффективным являются задания на составление плана текста, выделив его основные мысли, рассказ текста от лица главного героя, сплетника, наблюдателя или журналиста. Послетекстовый этап работы дает возможность бесконечно увеличивать поле для создания мониторинга знаний, ведь для того, чтобы изложить содержание, придумать название или написать собственный текст, необходимо в достаточной степени овладеть языковыми конструкциями, которые закладывались в основу качественных знаний преподавателем.

Контроль и мониторинг являются важнейшими факторами в процессе  в процессе обучения иностранному языку, они позволяют не только установить уровень успешности, но и выявить недостатки в знаниях, умениях и навыков и тем самым определить необходимость изменений, которые следует внести в методику работы преподавателя. Преподаватель обязан в высокой степени владеть всеми формами, видами и методами мониторинга для того, чтобы вовремя установить пробелы в обучении, вовремя корректировать методы преподавания и планировать дальнейший процесс обучения.