Урок по учебной дисциплине ОУД.04 История "Россия в правление Ивана Грозного"
план-конспект занятия на тему

Курчатова Анна Сергеевна

Данная разработка урока "Россия в правление Ивана Грозного" по учебной дисциплине ОУД.04 История может быть применена для обучающихся СПО, образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение

среднего профессионального образования

Ханты - Мансийского автономного округа - Югры

«Советский политехнический колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по дисциплине учебной дисциплине ОУД.04 «История»

на тему "Россия в царствование   Ивана Грозного"

           

Преподаватель истории и обществознания                                                                                                                          Курчатова Анна Сергеевна

2018

Тип занятия: учебное занятие по изучению нового материала.

Форма организации занятия: учебный диалог с элементами анализа исторических источников через обсуждение проблем в группах; беседа с учащимися; рассказ учителя

Цели занятия

Дидактические:

  1. Выяснить основные причины  и предпосылки реформ;
  2. Дать оценку и охарактеризовать значение отдельных преобразований в жизни России;
  3. Выявить основные направления реформ, какие стороны жизни они затрагивали;
  4. Выяснить историческое значение реформ для дальнейшего развития России.

Развивающие:

  1. Развивать умение работать с печатным текстом, с историческим источником.
  2. причинно-следственные связи между историческими событиями, развитие монологической речи, ведение диалога.
  3. Способствовать формированию у обучающихся личностного восприятия исторических фактов
  4. Развить умение делать выводы и анализировать пройденный материал.

Воспитательные:

  1. Развивать у обучающихся чувство патриотизма и гордости подвигом и делами народа и их руководителей во благо Отечества;
  2. Способствовать формированию  активной гражданской позиции;
  3. Воспитание негативного отношения к деспотизму, террору как способу решения проблем

Актуальность темы

Актуальность темы обусловлена тем, что период правления Ивана Грозного по настоящее время вызывает у историков противоречивые высказывания. Разнообразие мнений исследователей относится не только к самой фигуре Ивана IV, но и к проводимой политики этого великого царя.

Требования к результатам усвоения учебного материала

Студент должен иметь представление:

- об основных событиях предшествующих правлению Ивана Грозного;

- об основных направлениях реформ Ивана IV;

- о политической обстановке, сложившейся в России в начале XVI века;

Студент должен знать:

- основные термины и понятия;

- причины, ход и итоги реформ Ивана IV;

- значение реформ Ивана IV.

- Студент должен уметь:

- работать с историческими источниками  

- выявлять причинно-следственные связи;

- анализировать полученную информацию

 Мотивация познавательной деятельности

- стимулирование познавательной деятельности в изучении истории;

- побуждение интереса к изучаемой теме;

- развитие творческой активности обучающихся, стремление к саморазвитию.

Дидактическое пространство занятия:

Наглядные пособия: слайды, раздаточный материал

Технические средства обучения: персональный   компьютер, проектор

Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint

  Сценарий занятия

I.    Организационный момент

Взаимное приветствие, настрой на деловое сотрудничество

II.    Проверка домашнего задания

Вопросы:

1. Назовите предпосылки объединения древнерусских земель?

2. Почему в борьбе Твери и Москвы выиграла последняя? Чем это было обусловлено?

Преподаватель:

  В 1-ой половине XVI в. в России шел процесс централизации государства и укрепления самодержавной власти . С конца XV в. все чаще употребляется в официальных документах новое название нашего государства: Россия, Российское государство.

  И сегодня мы приступим к изучению очень важного этапа в истории России -рассмотрим Россию в царствование  Ивана Грозного (запись темы).

   Цель нашего урока: дать оценку правления Ивана Грозного и высказать собственное отношение к этому времени.

А к цели нам прийти поможет модель, которая изображена на доске  и  есть у вас на столах.

 Приложение 1.

 С ней нам сегодня предстоит работа. И, чтобы мы смогли дать оценку правлению Ивана IV, мы рассмотрим следующие моменты (на координатах модели):

- личные качества Ивана IV,
- основные моменты его деятельности,
- последствия правления,

- оценки историков о правлении Ивана IV

Запишем с вами важные даты и моменты

  • годы правления Ивана IV (1533 – 1584).
  • дата венчания Ивана IV на царство (16 января 1647).

А теперь предстоит работа с моделью (нарисована на доске).

Итак, первая координата – “Личные качества Ивана IV”.

Работа в группах.

Задание:

Работая с историческими источниками, которые я вам сейчас раздам, подобрать имена существительные, которые отвечают личным чертам характера Ивана IV, причём отметить как положительные, так и отрицательные черты характера.

Приложение 2        

Обсуждение и заполнение координаты.

Вопрос:

Какие качества мешали Ивану IV править единолично?

(Пугливость, слабоволие, мнительность и т.д.).

Какие качества помогали Ивану IV править единолично?

(ум, образование, мышление)

Итак, реформы – это внутренняя политика Ивана IV. Рассмотрим деятельность Ивана IV.

Следующая координата – деятельность Ивана IV.

Работая с учебником (с. 202-204) выполните следующие задания:

1.Состав Избранной рады

2.заполните таблицу реформы Избранной Рады и их последствия.

Год проведения

Название реформы

Последствия

Обсуждение и заполнение координаты.

Вывод:

Историки говорят, что … на исходе десятилетия реформ, Иван пришёл к выводу, что царская власть из-за ограничений со стороны советиков и бояр вовсе утратила самодержавный характер. Сильвестр и Адашев, жаловался Грозный, “сами государилися”, как хотели, а с меня есть государство сияли: словом аз был государь, а делом ничего не владел.

Итак, реформы не дали быстрого результата. Тогда Иван IV пошёл другим путём. Историки утверждают, что, скорее всего, опричнина была политикой террора,

Вывод:

Иван Грозный правил Русью 51 год. Он впервые взял на себя личную ответственность за судьбу страны и стал первым титулованным царём всея Руси

Реформы – сильно продвинули страну по пути централизации. Но на это требовались десятилетия.

Работа в группах. Последняя координата – Оценка правления Ивана Грозного историками

Приложение 3

Историки о правлении Ивана IV Грозного.(работа с документами)

Вопросы для итоговой беседы:

  1. Имеем ли мы право назвать царствование Ивана IV эпохой?
  2. Вернёмся к цели нашего урока. Дайте оценку правления Ивана IV и выскажите собственное отношение к этому времени.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Россия в царствование Ивана Грозного

Слайд 2

Цель: дать оценку правления Ивана Грозного и высказать собственное мнение к этому времени

Слайд 5

ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ИВАНА IV Работая с историческими источниками, подобрать имена существительные, которые отвечают личным чертам характера Ивана IV, причём отметить как положительные, так и отрицательные черты характера.

Слайд 6

В конце 40-х гг. XVI в. при царе появилась Избранная рада При ее участии Иван IV начал проводить реформы. . «Государев совет». Миниатюра XVI в . ИЗБРАННАЯ РАДА

Слайд 7

Реформы Избранной рады стр.204-207 Состав Избранной рады Заполните таблицу Год проведения Название реформы Последствия

Слайд 8

Стрелецкое войско было вооружено огнестрельным оружием.Оно стало постоянным, но не регулярным. Царь смог избавиться от военной зависимости от бояр. 1551г.- Стоглавый собор- объединение святых в единый пантеон, попытка ограничить церковное землевладение. Стрелецкое войско. Миниатюра XVI в. РЕФОРМЫ ИВАНА IV

Слайд 9

Оценка правления Ивана Грозного



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Работа с моделью

(только имена существительные)



Предварительный просмотр:

Приложение 3.

Историки о правлении Ивана Грозного

   Великий историк Н.М.Карамзин дал читающей публике первое яркое и цельное представление о времени Грозного царя. Карамзин взял на вооружение концепцию «двух Иванов». Какова её суть?

   Первое время Царь Иван был «добрым и нарочитым», от бога «препрославленный», который затем «грех ради наших сопротивным обретеся». Эта концепция стала официальной в первой половине ХVII века.

   Карамзинская концепция Грозного – добродетельного героя и мудрого государственного мужа в первую половину своего царствования и тирана-деспота – во вторую.

«…добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти, стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими, но имя Иоанново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трёх царств монгольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя, чтил в нём  знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего гражданского образования, отвергнул или забыл название мучителя, данное ему современниками, по тёмным слухам о жестокости Иоанновой до ныне именует его только Грозным, не различая внука с дедом, так названным древнею Россиею более в хвалу, нежели в укоризну. История злопамятнее народа!»

По мнению В.О. Ключевского, царь – властитель, независимый ни от какой внешней власти, никому не платящий дани.



Предварительный просмотр:

Приложение 5

Работа с моделью

(только имена существительные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока по учебным дисциплинам «Элементы математической логики» и «Элементы высшей математики» преподавателей МКЭиИТ Невзоровой И.Б. и Сипачевой О.И.

Данная работа содержит методику проведения интегрированного урока по учебным дисциплинам «Элементы математической логики» и «Элементы высшей математики» для студентов 2 курса специальности 23011...

Открытый урок по учебной дисциплине" Бухалтерский учет".

Предмет “  Бухгалтерский учет” является разделом прикладной математики. В нем изучаются методы расчетов с посетителями при всех видах обслуживания, методы вычисления показателей хозяйственной дея...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

Презентация к уроку по теме "Россия в период правления Ивана Грозного"

Презентация для учащихся СПО по дисциплине "История" к уроку по теме "Россия в период правления Ивана Грозного"...

Россия в правление Ивана Грозного.

Презентация отражает правление Ивана IV. Это борьба боярских группировок за власть, начало правления Ивана, реформы избранной Рады, Ливонская война и учреждение "опричнины"....

Россия в правление Ивана Грозного

Актуальность методической разработки открытого урока  «Россия в правление Ивана Грозного»  состоит в том, что данный  урок является частью главы 4 «От Древней Руси к М...

методическая разработка урока "Правление Ивана Грозного"

методическая разработка повторительно-обобщающего урока по теме "Правление Ивана Грозного"...