РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.10 «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)»
рабочая программа

Савчук Татьяна Михайловна

              Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОУД.10 «Обществознание (включая экономику и право)» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования программы подготовки специалистов среднего звена гуманитарного профиля, реализуемой на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

              Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

Содержание программы ОУД.10 «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:

 

  • воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
  • развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
  • углубление интереса к изучению социально-экономических дисциплин

Рабочим учебным планом для данной дисциплины определено:

  • объём обязательной нагрузки составляет 158 часов;
  • самостоятельная учебная  нагрузка студентов в объёме 79 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_oud.10_obshchestvoznanie.docx90.85 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области 

«Энгельсский колледж профессиональных технологий»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ СО «ЭКПТ»

____________/ Ю.А.Журик /

«____» __________2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.10 «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)»

по программе подготовки специалистов среднего звена

для специальностей гуманитарного профиля

на базе основного общего образования

с получением среднего общего образования

Энгельс 2018


Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.10 «Обществознание» разработана на основе:

Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г.;

- примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.10 «Обществознание» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 378 от 23 июля 2015 г.).

Организация – разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский колледж профессиональных технологий»

Разработчик:

Савчук Т.М.., преподаватель  обществознания высшей квалификационной категории

Рецензент:

Лукьянова Е.И.., преподаватель  истории высшей квалификационной категории

ОДОБРЕНО

методическим советом колледжа ГАПОУ СО «ЭКПТ»

Протокол № ___  «_____» ____________2018 г.

Председатель _____________/ О.А. Карюкина /

РАССМОТРЕНО

на заседании цикловой методической комиссии

гуманитарных и социально – экономических дисциплин

Протокол № ___  «_____» ____________2018 г.

Председатель _____________ / Лукьянова Л.И../


СОДЕРЖАНИЕ

стр

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………….4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………...7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………..20

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)»…………………............23

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ А. КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

(ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)»…………………………………………………….28


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)»

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОУД.10 «Обществознание (включая экономику и право)» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования программы подготовки специалистов среднего звена гуманитарного профиля, реализуемой на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

Программа составлена в соответствии с:

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";

Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413";

Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);

Примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право) для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 381, 382 от 23 июля 2015 г.);

Протокола №3 от 25.05.2017г. Научно-методического совета Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» «Об уточнении рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности СПО».

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Интегрированная учебная дисциплина ОУД.09 «Обществознание» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В учебных планах ППССЗ гуманитарного профиля учебная дисциплина ОУД.10 «Обществознание» входит в состав цикла общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

Содержание программы ОУД.10 «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
  • развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
  • углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
  • умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
  • содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
  • формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
  • применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.

Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.10 «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

        личностных:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
  • гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • эффективно разрешать конфликты;
  • готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

•        метапредметных:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
  • самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
  • использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем;
  • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  • владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

•   предметных:

  • сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
  • сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Рабочим учебным планом для данной дисциплины определено:

максимальная нагрузка обучающегося составляет 237 часов, в том числе:

  • объём обязательной нагрузки составляет 158 часов;
  • самостоятельная учебная  нагрузка студентов в объёме 79 часов.

2.        СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Профили профессионального образования:

Гуманитарный профиль

специальности СПО

Максимальная учебная нагрузка (всего)

238

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

158

в том числе

лекции

108

практические занятия

контрольная работа

50

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

79

в том числе:

- подготовка докладов, сообщений, рефератов;

- работа с источниками социальной информации;

-подготовка презентации

-подготовка к контрольной работе

-подготовка исследовательских проектов

55

7

7

10

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

                   2

2.2.        Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.10 «Обществознание» (включая экономику и право) по ППССЗ гуманитарного профиля

44.02.02 Преподавание в начальных классах

44.02.01 Дошкольное образование

                        

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Ведение

1

Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования.

Значимость социального знания.

2

2

1. Человек в системе общественных отношений                                               36

Тема 1.1.

Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Содержание учебного материала

16

1

Биологическая, социальная и духовная сущность человека. Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность.

Практическое занятие № 1

Анализ биологической, социальной и духовной сущности человека

2

2

2

Социализация личности Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы.

2

2

3

 Мышление и деятельность. Виды деятель-ности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности.  Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

2

2

4

Проблема познаваемости мира.

Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

2

2

5

Практическое занятие № 2

Рассмотрение различных типов мировоззрения, видов знаний человека.

2

2

6

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние - со стороны самого человека и внешние - со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности

2

2

7

Многообразие мира общения. Человек в группе. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания

2

2

8

Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.

2

2

Практическое занятие № 1

Анализ биологической, социальной и духовной сущности человека.

Практическое занятие № 2

Рассмотрение различных типов мировоззрения, видов знаний человека.

3

Самостоятельная работа

  • Подготовить индивидуальный проект – «Проблема познаваемости мира»
  • Поиск и обработка социальной информации

7

3

Тема 1.2.

Духовная культура личности и общества

Содержание учебного материала

4

1

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура - продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет.

2

2

2

Практическое занятие №3

Охарактеризовать различные виды и формы культуры

2

3

Самостоятельная работа

Подготовить сообщение на тему - «Роль этикета в современной жизни»

2

2

Тема. 1.3.

Наука и образование в современном мире

Содержание учебного материала

4

2

2

2

1

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

Практическое занятие № 4

Привести примеры научных открытий в современном мире

2

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.

Практическое занятие № 5

Оценка роли образования  в жизни человека и общества

Практическое занятие № 4

Привести примеры научных открытий в современном мире

Практическое занятие № 5

Оценка роли образования  в жизни человека и общества

3

Самостоятельная работа

Подготовить доклад на тему - «Наука и образование в современном мире»

Разработать индивидуальные проекты, выбрав тему:

- «Наука в современном мире»,

- «Образование в России и мире на современном этапе»

Подготовить  презентацию по теме:

«Влияние научных открытий на повседневную жизнь людей»

7

2

Тема 1.4.

Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Содержание учебного материала

12

1

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности, Моральный идеал.

Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств

2

2

2

Экскурсия в Энгельсскую картинную галерею

2

3

3

Роль искусства в жизни людей.

Практическая работа № 6

Развитие творческих способностей студентов

2

3

4

Сущность искусства и художественной  культуры

2

2

5

Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести.

Религиозные объединения Российской Федерации.

Практическое занятие № 7

Рассмотрение основных мировых религий

Формулировка основных принципов и норм морали.

2

2

Практическая работа № 6

Развитие творческих способностей студентов

Практическое занятие № 7

Рассмотрение основных мировых религий

 

Самостоятельная работа обучающегося:

  • Подготовить доклады: «Значение морали для современного человека», «Роль искусства в обществе»
  • Подготовить презентации «Жизнь и творчество художников-пейзажистов 19-20 в.в. в России и Франции»
  • Разработать индивидуальный проект по теме «Молодежная субкультура»

7

3

2.Общество как сложная динамическая система

14

2.1. Общество как сложная динамическая  система

Содержание учебного материала

2

2

2

2

2

2

2

2

1

Общество и природа. Общество как сложная динамичная система. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений.

2

Пути общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.  

Практическое занятие № 8

Рассмотрение путей общественного развития.

3

Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

4

Смысл и цель истории. Цивилизация и формация.

5

Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

6

Основные институты общества, их функции.

Практическое занятие № 9

 Сравнение основных институтов общества

7

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества.

Практическое занятие № 10

Анализ глобальных проблем современности.

Практическое занятие № 8

Рассмотрение путей общественного развития.

Практическое занятие № 9

Сравнение основных институтов общества.

Практическое занятие № 10

Анализ глобальных проблем современности.

3

Самостоятельная работа

Работа с источниками социальной информации

Подготовить сообщение на тему: «Лес – это легкие нашей планеты»

Разработать индивидуальный проект - «Глобальные проблемы человечества»

7

2

3. Экономика

34

Тема 3.1.

Экономика

и экономическая наука. Экономические системы.  

Содержание учебного материала

8

1

Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики.

2

2

2

Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов, факторы производства.

2

2

3

Условия формирования рынка: разделение труда, специализация и обмен.

2

2

4

Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

Практическое занятие № 11

Сравнение основных типов экономических систем.

2

2

Самостоятельная работа

  • Подготовить доклад по теме «Экономические системы»
  • Подготовить презентацию «Типы экономических систем»

4

3

Тема 3.2.

Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Содержание учебного материала

12

1

Характеристика современного рынка: спрос, факторы спроса; предложение, факторы предложения; рыночное равновесие.

Практическое занятие № 12

Построение графиков спроса и предложения

2

2

2

Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция.

Практическое занятие № 13

Анализ типов конкурентных рынков

2

2

3

Роль фирм в экономике. Основные понятия: издержки, выручка, прибыль, производительность труда. Основные  организационные формы бизнеса в России.

Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый  рынок. Основы менеджмента и маркетинга

2

2

4

Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Деньги, процент.

2

2

5

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

Практическое занятие № 14

Рассмотрение видов инфляции, ее последствий и путей выхода из нее.

2

2

6

Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

2

2

Практическое занятие № 12

Построение графиков спроса и предложения

Практическое занятие № 13

Анализ типов конкурентных рынков

Практическое занятие № 14

Рассмотрение видов инфляции, ее последствий и путей выхода из нее. Понимание целей кредитно-денежной политики государства в экономике.

3

Самостоятельная работа:

  • Подготовить доклады по темам: «Типы несовершенной конкуренции»,
  • «Инфляция. Ее виды»
  • Работа с экономическими источниками. К. Маркс «Капитал»

7

3

Тема 3.3.

Рынок труда и безработица.

Содержание учебного материала

10

1

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда.

2

2

2

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя

2

2

3

Основные доходы и расходы семьи.

2

2

4

Реальный и номинальный доход семьи. Сбережения.

2

2

5

Практическое занятие № 15

Причины безработицы и трудоустройство.

2

Самостоятельная работа обучающегося

  • Подготовить презентацию – «Виды безработицы, ее причины и экономические последствия.

2

3

 Тема 3.4.

Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Содержание учебного материала

4

1

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации внутри государства и в мировой экономике.

Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.

2

2

2

Практическое занятие № 16

Рассмотрение организации международной торговли. Определение особенностей современной экономики России.

2

3

Самостоятельная работа  

  • Работа с источниками социальной информацией

2

2

4. Социальные отношения

20

Тема 4.1.

Социальная роль и стратификация

Содержание учебного материала

6

2

2

2

1

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Внутрипоколенная и межпоколенная мобильность.

2

Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности

3

Практическое занятие № 17

Анализ социальной стратификация в современной России.

2

Самостоятельная работа

  • Проработка и решение социальных ситуаций

2

2

Тема 4.2.

Социальные нормы и конфликты

Содержание учебного материала

6

1

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.

2

2

2

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.

2

2

3

Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Практическое занятие №18

Показать социальную и личностную значимость здорового образа жизни.

2

2

Самостоятельная работа обучающегося

  • Решение отдельных социальных ситуаций

2

2

Тема 4.3.

Важнейшие социальные общности и группы

Содержание учебного материала

8

1

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. Этнические общности. Характеризовать межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Знать конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

2

2

2

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Опека и попечительство.

2

2

3

Практическое занятие № 19

Понимание межнациональных отношений в современной России

2

2

4

Практическое занятие № 20

Семья в современной России.

2

2

Самостоятельная работа:

  • Работа с Интернет - информацией, составление реферата-обзора
  • Разработать индивидуальный проект, выбрав тему: «Социальный состав современного российского общества», «Этносоциальные конфликты в современном мире», «Значение семьи для современного человека»

7

2

5. Политика

18

Тема 5.1.

Политика и власть. Государство в политической системе

Содержание учебного материала

8

1

Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты.

2

2

2

Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов - основные особенности развития современной политической системы.

2

2

3

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Показать особенности демократии в современных обществах. Правовое государство, понятие и признаки.

2

2

4

Практическое занятие № 21

Знание и оценка политической системы общества, ее структуры. Анализ различных типов и форм государственного устройства.

Рассмотреть         на примере современных госу-

дарств основные типы политических режимов

2

2

Самостоятельная работа обучающегося

Работа с источниками социальной информацией

Подготовить доклад, выбрав тему: «Типы политических режимов», «Демократия в России».

Разработать индивидуальный проект: «Формы государства: сравнительная характеристика»

5

2

Тема 5.2.

Участники политического процесса

Содержание учебного материала

10

1

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Знать, что такое, политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

2

2

2

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.

2

2

3

Выборы в демократическом обществе. Избирательная кампания в Российской Федерации.

2

2

4

Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний.

2

2

5

Практическое занятие № 22

Избирательное право в Российской Федерации. Сформулировать взаимодействие личности и государства.

Сравнить мажоритарную и пропорциональную избирательную систему  в Российской Федерации. Показать значение гражданского общества и государства.

2

2

Самостоятельная работа

- работа с юридическими источниками

- подготовить доклад, выбрав тему: «Политические партии современной России»,

«Роль СМИ в политической жизни общества».

5

3

6. Право

34

Тема 6.1.

Правовое регулирование общественных отношений

Содержание учебного материала

10

2

1

Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.

2

2

2

2

2

2

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы.

3

Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право

4

Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

5

Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Юридическая ответственность и задачи.

Самостоятельная работа

  • Подготовить сообщение с использованием Интернет-информации
  • Разработать индивидуальный проект: «Право и социальные нормы»

5

2

Тема 6.2.

Основы конституционного права Российской Федерации

Содержание учебного материала

12

2

2

2

2

2

2

2

1

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

2

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

3

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса.

4

Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.

5

Практическое занятие № 23

Сформулировать основы конституционного строя Российской Федерации.

Показать права и обязанности человека и гражданина.Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

6

Практическое занятие № 24

Рассмотрение основных документов по международной защите прав человека

Самостоятельная работа

  • Подготовить доклад на тему: «Права и обязанности граждан Российской Федерации»

4

2

Тема 6.3.

Отрасли российского права

Содержание учебного материала

12

2

1

Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

2

2

2

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

2

2

3

Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата.

2

2

4

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

2

2

5

Практическое занятие № 25

Рассмотрение отраслей российского права.

2

3

6

Итоговая контрольная работа. Дифференцированный зачет.

2

3

Самостоятельная работа:

  • Подготовка к итоговой контрольной работе
  • Подготовить реферат на тему «Международное право»

4

2

ИТОГО:

237

-


Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов

  1. Взаимодействие человека и среды обитания.
  2. Стратегия устойчивого развития как условие выживания человечества.
  3. Основные пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности в современном обществе.
  4. Здоровый образ жизни — основа укрепления и сохранения личного здоровья.
  5. Роль физической культуры в сохранении здоровья.
  6. Пути сохранения репродуктивного здоровья общества.
  7. Алкоголь и его влияние на здоровье человека.
  8. Компьютерные игры и их влияние на организм человека.
  9. Особенности трудовой деятельности женщин и подростков.
  10. Характеристика ЧС природного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания.
  11. Характеристика ЧС техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания.
  12. Терроризм как основная социальная опасность современности.
  13. Оповещение и информирование населения об опасности.
  14. Инженерная защита в системе обеспечения безопасности населения.
  15. Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
  16. МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
  17. Структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды и рода войск.
  18. Основные виды вооружения и военной техники в Российской Федерации.
  19. Военная служба как особый вид федеральной государственной службы.
  20. Организация и порядок призыва граждан на военную службу в Российской Федерации.
  21. Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
  22. Символы воинской чести.
  23. Патриотизм и верность воинскому долгу.
  24. Дни воинской славы России.
  25. Города-герои Российской Федерации.
  26. Города воинской славы Российской Федерации.
  27. Профилактика инфекционных заболеваний.
  28. СПИД — чума XXI века.
  29. Оказание первой помощи при бытовых травмах.
  30. Духовность и здоровье семьи.
  31. Здоровье родителей — здоровье ребенка.
  32. Формирование здорового образа жизни.
  33. Политика государства по поддержке семьи.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

        Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет № 408 «Социально-экономических дисциплин».

        Оборудование учебного кабинета:

- учебная мебель;

- рабочее место учителя;

- доска;

- книжный шкаф.

        Технические средства обучения:

- экспозиционный экран;

- аудио-центр;

- мультимедиапроектор;

- компьютер;

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

        

Перечень учебных изданий:

Основные источники
  1. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, – М.: ООО  «Русское слово - учебник», 2016
  2. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений, – М.: ООО  «Русское слово - учебник», 2016
  3. Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2015.
  4. Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2015.

Дополнительные источники

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2017.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ.  –1994. – № 32. – Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5.   – Ст. 410.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
  6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002.    – № 46. – Ст. 4532.
  7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
  8. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
  9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. -2017
  10. Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
  11. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
  12. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
  13. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
  14. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.

15.        Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.

16.        Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2015.

17.        Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2015

18.        Баранов П.А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2015.

19.        Баранов П.А., Шевченко С.В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М., 2015

20.        Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2017

21.        Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2017

Словари (справочники)

  1. Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразовательных  учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2016

Интернет-ресурсы

  1. www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
  2. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
  3. www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
  4. www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
  5. www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).

Методические разработки

  1. Савчук Т.М. Методические указания по выполнению самостоятельной работы для студентов первого курса  – ГАПОУ СО «ЭКПТ». 2017
  2. Савчук Т.М. Методическая разработка открытого урока «Социальный статус и социальная роль» - ГАПОУ СО «ЭКПТ». 2016.
  3. Савчук Т.М. Методические указания по проведению внеклассного мероприятия

10 декабря - Международный День прав человека»  – ГАПОУ СО «ЭКПТ». 2017

3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

        В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины ОУД.09 «Обществознание» используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия, коллоквиумы, семинарские занятия).

Для проведения текущего контроля знаний  проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады) по соответствующим темам разделов.

Итоговый контроль проводится после завершения курса дисциплины в форме дифференцированного зачёта.


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

        Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ОУД.09 «Обществознание» осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, фронтального и индивидуального устного опросов, письменного опроса, просмотра и оценки докладов, компьютерных презентаций, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий проектов исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля

1

2

3

Предметны результаты

П1 

Сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

П1

демонстрация результативности информационного поиска

П2

демонстрация правильного распределения времени на выполнение задания

П3

ясное и аргументированное изложение собственного мнения

П4

демонстрация соответствия результата деятельности поставленным целям

Устный опрос

Тестирование

Информационное сообщение

Формализованное наблюдение и оценка результатов формализованное наблюдение и оценка результатов

П2

Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук

П1

демонстрация результативности информационного поиска

П2

демонстрация правильного распределения времени на выполнение задания

Устный опрос

Тестирование

Информационное сообщение

Формализованное  наблюдение и оценка результатов

Формализованное  наблюдение и оценка результатов

П3 

Владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов

П3.1 

Демонстрация сформированности умений применять знания о социальных объектах и процессах в профессиональной деятельности;

Формализованное наблюдение и оценка результатов

П4 

Сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире

П4.1 

Демонстрация навыков проектной деятельности;

П4.2 

Владение навыками привлечения различных источников

Формализованное  наблюдение и оценка результатов

П5

Сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов

П5.1 

Демонстрация способностей применять методы познания социальных явлений и процессов, умение вести диалог;

Устный опрос

Информационное сообщение

Формализованное  наблюдение и оценка результатов

П6 

Владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений

П6.1 

Демонстрация умений применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений  

Устный опрос

П7 

Сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

П7.1 

Демонстрация способностей применять методы познания социальных явлений и процессов

Формализованное  наблюдение и оценка результатов

Личностные результаты

Л1

Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире

Л1.1 

Демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современному уровню исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;

Л1.2 

Демонстрация приверженности нормам поликультурного мира

Формализованное  наблюдение за содержанием выступления и эмоциями обучающегося в процессе выступления;

за деятельностью обучающегося в процессе выполнения индивидуального проекта;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе выполнения заданий

Л2

Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна)

Л 2.1 

Знание и соблюдение Конституции РФ;

Л 2.2 

Приверженность демократическим ценностям;

Л2.3 

Проявление готовности к службе на благо Родины, защите Отечество

Формализованное  наблюдение за  поведением обучающегося, проявлением его жизненной позиции

Л3 

Сформированность гражданской позиции в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности

Л3.1 

Проявление активной жизненной позиции посредством участия в мероприятиях различного уровня;

Л3.2 

Проявление уважительного отношения к представителям разных национальностей и религиозных конфессий;

Формализованное наблюдение за содержанием выступления обучающегося;

за деятельностью обучающегося в процессе выполнения теоретических и практических заданий

Л4 

Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты

Л4.1 

Демонстрация толерантного поведения и способности к диалогу с другими людьми

Формализованное  наблюдение за содержанием выступления обучающегося;

за деятельностью обучающегося в процессе выполнения теоретических и практических заданий

Л5

Готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

Л5.1 

Демонстрация готовности к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

Л5.2 

Демонстрация готовности и способности к самостоятельной, творческой деятельности

Формализованное наблюдение за поведением обучающегося в групповой деятельности, определение его способности вести диалог с другими людьми, сотрудничать в достижении цели

Л6

Осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем

Л6.1 

Демонстрация готовности и способности к самостоятельной, профессиональной деятельности

Наблюдение за навыками самостоятельной работы и стратегией поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей

Л7 

Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни

Л7.1 

Демонстрация готовности и способности к осознанному принятию ценностей семейной жизни.

Наблюдение за навыками самостоятельной работы и стратегией поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей

Метапредметные результаты

М1 Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях

М1.1 Использование различных методов решения практических задач

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе выполнения практической работы, индивидуального проекта, теоретических заданий

М2

Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания

М2.1 

Демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

Наблюдение за навыками продуктивного взаимодействия  обучающегося с товарищами в процессе совместной деятельности, за его реакциями в конфликтных ситуациях

М3 

Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках, критически ее оценивать и интерпретировать

М3.1 

Демонстрация различных методов для достижения поставленных целей

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе познавательной, учебно-исследовательской, проектной деятельности; наблюдение за способностью обучающегося к самостоятельному поиску методов решения практических задач

М4

Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности

М4.1 

Проведение самостоятельного поиска необходимой информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);

М4.2 

Соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности при использовании средств информационных и коммуникативных технологий  

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе выполнения практической работы, индивидуального проекта, теоретических заданий

М5

Умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

М5.1 

Критическая оценка и интерпретация достоверности информации, поступающей из разных источников

Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях

М6 

Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей

М6.1 

Демонстрация способности оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей

Наблюдение за навыками самостоятельной работы и стратегией поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей

М7 Владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания

М7.1.Подготовка рефератов, презентаций, сообщений, индивидуальных проектов, составление тематического конспекта с использованием различных источников

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе познавательной, учебно-исследовательской, проектной деятельности; наблюдение за способностью обучающегося к самостоятельному поиску методов решения практических задач

Итоговый контроль в форме – дифференцированного зачёта


Приложение А

Конкретизация результатов освоения дисциплины

Результаты обучения

(освоение умения, усвоение знания)

Перечень тем и заданий

по самостоятельной работе

Личностные результаты:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

Предметные результаты:

- умение анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

-знание биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, места и роли человека в системе общественных отношений;

- умение объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- знание тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- умение осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текстах, схемах, таблицах, диаграммах, аудиовизуальном ряду); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию;

- различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- знание особенности социально-гуманитарного познания;

- умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- умение подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- знание необходимости регулирования общественных отношений, сущности социальных норм, механизмов правового регулирования.

Тема 1.1. Человек и общество. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Самостоятельная работа:

  • Провести учебно-исследовательскую работу, ответив на вопросы анкеты.
  • Разработать индивидуальный проект - «Проблема познаваемости мира в трудах ученых»
  • Подготовить сообщение «Основные теории происхождения человека»
  • Выучить определения: индивид, индивидуальность, личность.

Тема 1.2. Общество как сложная система

Самостоятельная работа:

  • Работа с источниками социальной информации
  • Подготовить сообщение на тему: «Лес – это легкие нашей планеты»
  • Разработать индивидуальный проект - «Глобальные проблемы человечества»
  • Привести примеры из вашего личного опыта, наблюдений, литературных произведений несоответствия установок общения

Тема 2.1. Духовная культура личности и общества

Самостоятельная работа:

  • Написать реферат «Образование в России и в мире на современном этапе»
  • Подготовить сообщение «Роль общения и творчества в жизни человека».
  • Привести примеры из литературных произведений несоответствия установок общения.

Тема 2.2. Наука и образование в современном мире

Самостоятельная работа:

  • Подготовить доклад на тему «Наука и образование в современном мире»
  • Разработать индивидуальные проекты:

«Наука в современном мире»,

«Образование в России и мире на современном этапе»

  • Подготовить презентацию на тему - «Влияние научных открытий на повседневную жизнь людей»

Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Самостоятельная работа:

  • Подготовить доклад на тему - «Значение морали для современного человека»
  • Подготовить  презентацию  на тему - «Молодежная субкультура»
  • Разработать индивидуальный проект на тему «Роль искусства в современном мире

Тема 3.1. Экономика и экономическая наука.

Экономические  системы.  Экономика семьи.

Самостоятельная работа:

  • Подготовить доклад по теме «Экономические системы»
  • Подготовить  презентацию - «Типы экономических систем»

Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Самостоятельная работа:

  • Подготовить доклад, выбрав тему:

- «Типы несовершенной конкуренции», - «Инфляция. Ее виды»

  • -Построить графики  спроса и предложения, равновесной цены.
  • Заполнить таблицу «Отличительные черты основных  конкурентных рынков»

Тема 3.3. Рынок труда и безработица.

Самостоятельная работа:

  • Подготовить презентацию

- «Виды безработицы, ее причины и экономические последствия.

  • Подготовить сообщение «Антиинфляцонная политика государства»

Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Работа с источниками социальной информации.

Тема 4.1. Социальная роль и стратификация

Самостоятельная работа:

  • -Составить схему. «Стратификация российского общества».
  • -Заполнить таблицу «Межпоколенная и внутрипоколенная мобильность»

Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты

  • Подготовить сообщение «Роль здорового образа жизни в современном обществе»

Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы

Самостоятельная работа:

  • Определение алгоритма поведения в социальных ситуациях.
  • Работа с Интернет - информацией, составление реферата-обзора
  • Разработать индивидуальный проект, выбрав тему: «Социальный состав современного российского общества», «Этносоциальные конфликты в современном мире», «Значение семьи для современного человека»

Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе

Самостоятельная работа:

  • Работа с источниками социальной информацией
  • Подготовить доклад, выбрав тему: «Типы политических режимов»,

«Демократия в России».

  • Разработать индивидуальный проект «Формы государства: сравнительная характеристика»
  • Составить сравнительную таблицу «Типы политических систем»

Тема 5.2. Участники политического процесса

  • Работа с юридическими источниками
  • Подготовить доклад, выбрав тему: «Политические партии современной России», «Роль СМИ в политической жизни общества»

Раздел 6. Право

Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений

Самостоятельная работа

  • Подготовка сообщений с использованием Интернет-информаци
  • Разработать индивидуальный проект - «Право и социальные нормы»

Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации

Самостоятельная работа:

  • Подготовить доклад на тему

 - «Права и обязанности граждан»,

      -Российской Федерации»

  • Изучить Конституцию РФ (Главы 4,5,6,7) и заполнить таблицу «Порядок формирования, срок полномочий, количество сроков, возрастной ценз при избрании в органы государственной власти РФ»

Тема 6.3. Отрасли российского права

Самостоятельная работа:

  • Подготовить рефератов на тему- «Международное право»

Ознакомиться с нормативными документами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ 05. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)

Программа разработана на основе примерной программы образовательной учебной дисциплины Обществознание (включая экономику и право) для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Феде...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ 04. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) по профессии Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)(ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии    08.01.14     Монт...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 10 Обществознание (включая экономику и право)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОУД. 10 Обществознание (включая экономику и право)...

Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине ОУД 10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) в рамках основной профессиональной образовательной программы

КОС содержит основные  требования,предъявляемые к студентам на зачете,результаты освоения дисциплины,вопросы к устному зачету,тип заданий,критерии оценивания,cписок базовой литературы   ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.12 Обществознание (вкл. экономику и право)специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений специальность 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, 2021 год

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (вкл. экономику и право)» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.12 Обществознание (вкл. экономику и право) профессия 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, 2021 год

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (вкл. экономику и право)» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях...