Конспект урока "Истоки перестройки"
план-конспект урока

Ольховская Людмила Вадимовна

Урок по теме "Перестройка", разработан с применением технологии проблемного обучения, с элементами группового обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_perestroyki.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Преподаватель общественных  дисциплин  Ольховская Л.В.

Учебник: В. Артемов, Ю. Лубченков «История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей». Часть 2. М. Академия. 2012

Тема: Истоки «перестройки». Экономические реформы в годы «перестройки».

Цель: рассмотреть причины «перестройки», экономические реформы в годы «перестройки».

Задачи:

Образовательные: формирование представления об истоках «перестройки», об экономических реформах в годы «перестройки», а также об их итогах.

Развивающие: продолжить формирование умений правильно вести дискуссию; аргументировать свою точку зрения; анализировать документы; анализировать причинно-следственные связи.

Воспитательные: продолжить формирование уважительного отношения к чужому мнению, навыков работы в коллективе; продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям; продолжить воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны и ее политическим деятелям.

Тип учебного занятия: урок-семинар

Материальное оснащение:

Компьютер, видеопроектор

Таблица№ 1 примерного обобщения и систематизации материала

Раздаточный материал (индивидуальная таблица,).

Словарь терминов.

Планируемые результаты  изучения темы:

Предметные: уметь определять существо социально-экономического кризиса в СССР в начале 1980-х гг.; раскрывать содержание понятий: «перестройка», «ускорение», «социалистический рынок», «рыночный социализм»; раскрывать направления социально-экономических реформ в СССР, их задачи, стратегические идеи; объяснять, в чем причины неудач социально-экономических реформ.

Метапредметные: умение работать с разными источниками информации, сравнивать, анализировать, делать выводы; проводить поиск информации  представлять ее в устном сообщении; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; умение работать в составе творческих групп, развитие навыков выступления перед аудиторией.

Личностные: развитие творческой активности обучающихся; воспитание культуры личности в процессе делового общения; формирование мировоззренческих позиций, ориентированные на ценности современного общества в Российской Федерации

Предварительная подготовка была проведена за неделю до семинара. Учащимся были предложены вопросы семинарского занятия и список литературы.

Вопросы семинарского  занятия:

  1. Какие кризисные явления проявлялись в экономической, политической, духовной сферах в 80-х гг. ХХ века?
  2. Когда был провозглашен курс реформирования плановой экономики? Какие изменения в экономике были проведены в 1985 году?
  3. Какие мероприятия были осуществлены в ходе  перехода к «социалистическому рынку»?
  4. Государственная программа перехода к регулируемой рыночной экономике. Альтернативные варианты экономической реформы – программа «500 дней».

Литература для подготовки к семинарскому занятию:

  1. В. Артемов, Ю. Лубченков «История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей». Часть 2. М. Академия. 2012
  2. А.Ф. Киселев, Э.М. Щагин «Новейшая история Отечества ХХ в.» М. Владос 1999 г. Том 2.

Документы:

  1. История отечества в документах 1917-1993 гг. Ч. 4: 1945-1993 гг. М., 1995.

Ход урока.

Этапы урока

Время (мин.)

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Методы, приемы и формы обучения

Учебно-методическое обеспечение

1.Организационный

этап

1мин.

организует введение  учащихся в урок; мобилизует  к совместной деятельности

демонстрируют эмоциональную готовность к уроку

Словесные,

фронтальная

Компьютер, видеопроектор

2. Постановка темы и целей урока

2 мин.

Сообщение темы, целей урока.

Записывают тему в тетрадях

Словесные,

фронтальная

На экране 1, 2, 3 и 4 слайды презентации

3.Организация учебного процесса

7 мин.

Рассмотрение первого вопроса.

Семинарское занятие начинается со вступительного слова преподавателя: «перестройка» -  заключительный этап истории СССР, начавшийся в 1985 году с проведением реформ и завершившиеся в 1991 году с распадом Советского союза.

Изменения коснулись всех сфер жизни советского государства. Почему существующая экономическая, политическая и социальная система превратилась в главный тормоз общественного развития в начале 80-х годов?

Какие кризисные явления проявлялись в экономической сфере? Политической? Социальной?

Преподаватель доклад проверяет заранее, дает рецензию.

Преподаватель подводит обучающихся к вопросу истоков и причин перестройки.

Слушают, отвечают на вопросы. По ходу ответов обучающие составляют в тетради схему «Кризисные явления СССР в начале 1980-х гг.»

Выступление с докладами обучающих: «Новый курс Ю.В. Андропова», «Правление К.У.Черненко»

Остальные обучающиеся слушают, задают вопросы докладчикам.

Обучающиеся рассуждают, делают соответствующие выводы

фронтальная

Слайд 5

Слайды 6, 7, 8

Слайд 9

7 мин.

7 мин.

8 мин.

Обсуждение второго вопроса.

Указывает на необходимость в процессе урока заполнение таблицы «Этапы экономических преобразований в экономике 1985-1991 гг.»

Организует учебную дискуссию, дополняет сообщения обучающихся

Просмотр фрагмента документального фильма «Сделано в СССР. Перестройка». В чем причины кризиса политики «ускорения»? Какие неблагоприятные факторы сложились для развития экономики в 1986 – 1987 гг.?

Почему был взят курс на продвижение в сторону рыночной экономики?

Организует дискуссию обучающихся дополняет ответы.

Обсуждение третьего вопроса.

Организует учебную дискуссию, дополняет сообщения обучающихся.

После обсуждения третьего вопроса преподаватель просит необходимые материалы в таблицу № 1.

Обсуждение четвертого вопроса.

Организует обсуждение сообщений.

Преподаватель обращает внимание учащихся, что итогом политики «рыночного социализма» стал экономический кризис. Какие факты говорят об экономическом кризисе в стране в конце 80-х начале 90-х гг.?

Как вы считаете, в чем причины неудач экономических реформ в годы «перестройки»?

В ходе семинарского занятия заполняют таблицу

Отвечают на вопрос, дополняют ответы обучающихся

Смотрят видеофрагмент, отвечают на вопрос преподавателя

Сообщения учащихся.

Заполнение таблицы

Выступление 1 учащегося с сообщением о содержании программы

Л. Абалкина.

Выступление

2 учащегося с сообщением программа «500 дней»

Отвечают на вопрос.

Обсуждают, выдвигают предположения аргументируют свои доводы

Рабочие листы

Компьютер, видеопроектор

Слайд 10

Слайд 11, 12

Слайд 13

4.Систематизация знаний

5 мин.

5 мин.

Преподаватель предлагает одному из учащихся зачитать записи в своей тетради.

После проверки таблицы преподаватель ставит перед учащимися проблемный  вопрос: в чем экономическая реформа Горбачева отличалась от  реформ его предшественников?

Один из учащихся зачитывает данные своей таблицы, остальные слушают и поправляют обучающегося.

Отвечают.

индивидуальная

5.Подведение итога урока.

2 мин

Учитель подводит итог деятельности учащихся на уроке. Оценивает работу учащихся.

осмысливают собственные действия на уроке; определяют полученные образовательные результаты.

Фронтальная, индивидуальная

6.Домашнее задание

1 мин.

Составление презентации или теста по теме: «Экономические реформы в годы «перестройки»

Выбирают и записывают задание

Таблица № 1. Этапы экономических реформ 1985 -1991 гг.

Этапы реформ

Годы

Содержание реформ

Итоги реализации

1 этап Курс на «ускорение»

Апрель 1985- 1987

2 этап

1987-1989

3 этап

1990- 1991

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Перестройка. Политические и экономические реформы в СССР».

Кроссворд предназначен для студентов любой  специальности  и составлен по основным определениям, используемым по этой теме и служит для контрольной проверки знаний студентов....

«Перестройка» (1985—1991 гг.): модернизация управленческого аппарата

"Перестройка! (1985-1991 гг): модернизация управленческого аппарата....

Политика перестройки

Политика перестройки...

Перестройка

Учебная презентация по теме Перестройка в СССР...

СССР в годы перестройки

Данный материал предназначен для проведения комбинированных занятий по дисциплине "История " для студентов 1-2 курсов....

Уроки истории в 11 классе. Перестройка и распад Советского общества.

Уроки  истории  в  11 классе. Тема: Перестройка  и распад   Советского  общества....