cghfdrf
тест
Предварительный просмотр:
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по результатам психодиагностического исследования
учащихся 4-х классов
Цель исследования: изучение состояния и динамики образовательного процесса, психологического здоровья учащихся при переходе в среднее звено.
Задачи:
- определение уровня интеллектуального и эмоционально-личностного развития учащихся;
- определение педагогической эффективности ОУ;
- выявление групп школьников, испытывающих трудности, определение природы и характера трудностей;
- определение причин школьной неуспешности на разных этапах обучения, воспитания, поведения и развития;
- определение уровня психологической готовности учащихся при переходе в среднее звено.
Психолог: Зулпукарова Калимат Рашидовна
Сроки проведения исследования: апрель, 2017 года.
Использовался следующий психодиагностический инструментарий:
1. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ), адаптированный М.К.Акимовой, Е. М. Борисовой.
2. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (модифицированный опросник Ч. Д. Спилбергера, выполненный А.Д. Андреевой).
3. Анкета Лускановой для оценки уровня школьной мотивации.
Одним из кризисных этапов в школьной жизни является переход из начальной школы в среднюю - событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической нагрузкой. Психологические особенности подросткового возраста (11-14 лет) таковы: ведущая деятельность - общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношения с людьми; формирование самооценки, характера; развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями.
Поэтому необходимо обеспечить преемственность в обучении и развитии между начальной и основной школой, связанное с учетом психологических особенностей данного возрастного периода.
1. Умственное развитие школьников
В исследовании приняли участие 4 «А», 4 «Б»,4 «В» классы.
1.1. Уровень умственного развития.
Тестирование осуществлялось групповым интеллектуальным тестом (ГИТ), предназначенным для изучения уровня умственного развития и степени обученности учащихся 4-5-х классов. В состав 7-ми субтестов входят задания, которые построенные на основе понятий, отобранных на основе психологического анализа учебных программ и учебников начального звена и 5-х классов общеобразовательной школы, что помогает определить, насколько ребенок к моменту исследования овладел предлагаемыми ему в заданиях теста словами и понятиями, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия.
Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень умственного развития соответствует психологической норме у 86% обследованных учащихся. 8,6% обследуемых имеют высокий уровень умственного развития и 34% учащихся имеют выше среднего уровень умственного развития. Таким образом, эти дети способны обучаться в школе на «хорошо» и «отлично».
40% обследованных четвероклассников имеют близкий к норме (средний) уровень умственного развития. При создании эффективной образовательной среды, при учете индивидуальных особенностей детей, при поддержании учебной мотивации психологическое развитие этих детей позволяет делать благоприятный прогноз в обучении.
9 учащихся с низким уровнем умственного развития (большинство представлено учащимися 4Б класса). Выявление таких детей говорит о необходимости дополнительной коррекции их умственного развития, о возможности привлечения большего внимания к процессу их обучения со стороны родителей, педагогов и психолога.
Причинами отставания от социально-психологической нормы могут быть:
- неэффективность систем и методов преподавания;
- психофизиологические особенности ребенка;
- низкий уровень психологической готовности к школе;
- низкая мотивация к учению и др.
2. Мотивация и эмоциональное отношение к учению
2.1. Эмоции в учебной деятельности
Методика изучает степень познавательной активности, тревожности и негативных эмоций. Позволяет получить данные о состоянии основных эмоциональных процессов и характере их проявления в ходе учебной деятельности.
2.1.1. Тревожность (общая по классам)
Большинство учащихся имеют средний уровень тревожности - 40%. Отклонение от нормы в сторону повышения или понижения тревожности уже должно привлекать к себе внимание. Дети с низкой тревожностью по поводу учения (11%), можно предположить, в процессе обучения будут отвлечены, заторможены и безинициативны. Материал ими усваивается не за счет собственных стремлений к познанию, а потому что «все учатся». Высокая тревожность по поводу учения, напротив, будет требовать достаточно сил на уменьшение напряжения, тем самым снижая эффективность учения. Таких учащихся в результате диагностики выявлено 30% (большинство представлено мальчиками). С увеличением эмоционального напряжения увеличивается время, которое школьник расходует на учебные занятия: сокращается время на отдых, а часто и на сон, что неизбежно сказывается на психическом и физическом здоровье ребят.
2.1.2. Познавательная активность
46% учащихся имеют высокий уровень познавательной активности, большинство которых представляют учащиеся 4 «в» -13 уч, 4 «а» -8 уч. , 4 «б» - 4уч.класса (такие дети практически всегда любознательны, инициативны, самостоятельны). Низкая познавательная активность уже изначально определяет процесс обучения как скучный, неинтересный, а это 20% детей. Особые опасения должны вызывать те учащиеся, которые помимо низкой познавательной активности имеют высокую тревожность и высокую степень проявления гнева. Их выявление требует обязательной дополнительной работы по обнаружению причин возникшего эмоционального состояния и дальнейшей коррекционно-развивающей работы, осуществляемой психологом, педагогом, родителями.
2.1.3. Гнев
53% детей по отношению к школе гнева практически не испытывают, 31 % учащихся в процессе учения иногда способны ощущать проявления сильного гнева. Большую обеспокоенность вызывают дети, наиболее часто испытывающие сильное негативное состояние - 15% от общего количества учащихся. У таких детей реакция активного протеста выражается в том, что ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене ссорится с одноклассниками. В эмоциональной сфере аффективная направленность выражается в виде вспышек раздражения, гнева, может проявляться в виде страха, депрессивных состояний.
2.2. Мотивация учения
Было выявлено следующее распределение учащихся по степени мотивации учения: продуктивную мотивацию с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему имеют 20% учащихся; позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу - 35% учащихся (большинство представлено девочками); средний уровень с несколько сниженной мотивацией имеют 20% обследованных четвероклассников; сниженную мотивацию, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению – 20% учащихся (большинство представлено мальчиками); резко отрицательное отношение к учению - 11% (один человек).
2.3. Уровни эмоционального отношения к учению
Для определения причин низкого уровня мотивации как качественный показатель необходимо учитывать и эмоциональное отношение учащихся к учению, позволяющий проанализировать факторы, оказывающие наибольшее влияние на эмоциональное состояние школьников:
- продуктивную мотивацию и позитивное эмоциональное отношение к учению испытывают 48% учащихся. Данную группу представляет большинство девочек;
- переживание «школьной скуки» (при низкой познавательной активности) - 25% детей;
- негативное эмоциональное отношение (при низкой познавательной активности и высоком уровне гнева) - 12% (большинство представлено девочками);
- резко отрицательное отношение к школе и учению (помимо высокого уровня гнева, присутствует и высокая тревожность) и школьная тревожность не отмечается у учащихся;
- чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей (при высокой познавательной активности - высокий уровень тревожности и гнева) – 8%;
- школьную тревожность имеют 5% обследованных;
- позитивное отношение к учению при фрустрированности потребностей и позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту обучения – 30% учащихся.
Наиболее часто встречаемыми внешними источниками тревожности, снижения мотивации к учению являются:
- семейная ситуация (перенос эмоциональной нестабильности родителей по поводу обучения ребенка на него);
- школьная неуспешность ребенка (неудовлетворенность отметками);
- взаимоотношения с учителем (конфликты, несправедливое отношение, придирки);
- взаимоотношения со сверстниками (положение, статус в коллективе, зависимость).
Также следует учитывать и внутренние источники тревожности:
- внутренний конфликт (связанный с отношением к себе, самооценкой, Я-концепцией);
- предшествующий неблагоприятный эмоциональный опыт (преобладающая отрицательная оценочная стимуляция, рост учебных неудач).
Во избежание увеличения количества учащихся с фрустрированностью значимых потребностей на уроке и увеличения повышенной эмоциональности на уроке уже сейчас педагогам в своей работе необходимо учитывать следующее:
- переориентация с оценки результатов учебной деятельности на оценку процессов по критерию объективной успешности;
- удовлетворение основных потребностей учащегося в любви, заботе, одобрении со стороны других, надежности, безопасности и т. д.;
- создание благоприятного климата в коллективе, развитие коммуникативной культуры.
4. Анкета Лускановой по изучению уровня школьной мотивации (общий)
15 чел. (42,9 %) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
13 чел. (37,1 %) – хорошая школьная мотивация, отношение к себе как к школьнику практически сформировано.
7 чел. (20 %) – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеклассными мероприятиями, внешняя мотивация.
Таким образом, анализ результатов социопсихологического исследования, проведенного среди учащихся четвертых классов, позволяет выделить следующие социально-психологические особенности школьников:
- только 15% детей способны обучаться в школе на «хорошо» и «отлично». Среди трудностей отмечается недостаточный уровень знаний по русскому языку (18% успешности) при достаточно развитой способности оперативно переключаться с одного вида заданий на другой и развитом произвольном внимании и памяти (43% успешности выполнения);
- большинство четвероклассников имеет средний уровень тревожности (45% учащихся), высокий уровень познавательной активности (77% учащихся) и не испытывают негативных эмоциональных переживаний на уроке (43 % учащихся);
- большинство учащихся имеют средний уровень с несколько сниженной мотивацией (66% обследованных четвероклассников);
- 47% четвероклассников имеют гармоничную самооценку, что свидетельствует о хорошем уровне социально-психологической адаптации.
Можно предположить, что причинами, влияющими на возникновение проблем в умственном, личностном и эмоциональном развитии могут являться:
1. Недостаточный уровень умственного развития учащихся (обусловленный физиологическими особенностями ребенка).
2. Работа педагога со «средним» учеником без учета индивидуальных особенностей ребенка.
3. Недостаточный уровень преподавания основных школьных дисциплин, а также сформированности учебных навыков в области русского языка и математики.
4. Отсутствие четкой системы поощрений и наказаний, неадекватность оценивания возможностей учащихся
5. Сниженная познавательная мотивация к учению.
Успешная адаптация зависит в конечном итоге от благоприятных условий и содержания деятельности и обучения ребенка в семье и школе. Сформированность познавательных процессов, хороший уровень социально-психологического развития, поддержка со стороны родителей и педагогов составляют надежную основу для быстрой адаптации пятиклассника.
Рекомендации по результатам исследования
1. Администрации
- Проанализировать данные социопсихологического мониторинга по школе.
- Оценить качество применяемых образовательных технологий в их совокупности и уровень профессионализма педагогов.
- Обратить внимание на четкость и доступность учебных программ.
- Обратить особое внимание на комплектование учебных предметов техническими средствами обучения, наглядными материалами по предметам (схемы, таблицы, графики, плакаты, картины и т.п.), использование раздаточного материала на уроках.
- Отрабатывать зачетную систему по всем предметам с целью закрепления знаний, умений, навыков в соответствии с государственным стандартом образования.
1. Классному руководителю, учителям-предметникам:
- В 5-х классах оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.
- Способствовать гармонизации образа «Я», повышению уверенности в себе и своих возможностей у детей с заниженной самооценкой.
- Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий. На первом этапе обучения в 5 классе при организации взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.
- Способствовать снижению: общего уровня тревожности, страха самовыражения, страха ситуации проверки знаний, страха не соответствовать ожиданиям окружающих, страха и проблем в отношении с учителями.
- Учитывать низкую сопротивляемость стрессу у учащихся.
- Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности – учебе – приходит новая ведущая деятельность – общение. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения (развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).
- Провести с родителями дополнительные беседы с целью уточнения их отношения к детям, степени их участия в подготовке детьми домашнего задания, объяснения негативного воздействия на ребенка гиперопеки и эмоциональной прохладности родителей.
3. Родителям
- Выработать систему конструктивного взаимодействия с педагогом, психологом и ребенком.
- Пересмотреть в семье оценку жизненных ценностей. Развивать у детей интерес к знаниям.
Учить детей адекватной самооценке возможностей и способностей.
- С целью повышения успешности обучения, воспитания ребенка принимать активное участие в жизни класса, школы.
- Создавать в семье положительный эмоционально-психологический фон. Поощрять успехи ребенка, формировать культуру общения.
- Помочь ребёнку составить режим дня, правильно распределять время.
6.Организовывать культурный досуг ребёнка, повышать знания об окружающем мире, общую эрудицию.
7.Для коррекции уровня тревожности и непродуктивной самооценки:
- организация здорового образа жизни ребенка: урегулировать сон, питание, пребывание на свежем воздухе, занятия спортом, отдых;
- поддерживать в ребенке достоинство и формировать позитивный образ «Я»:
- отказ от негативных оценок его личности;
- терпимость к импульсивному поведению;
- организация совместного досуга, расширяющего кругозор ребенка;
- убрать все формы наказаний, перейти к рассудительному стилю воспитания.
Соблюдение предложенных рекомендаций и учет выявленных в ходе диагностического исследования проблем позволит создать более благоприятные условия для полноценного обучения и развития детей 10-11-летнего возраста, и в целом будет способствовать повышению качества оказываемых образовательных услуг.
Педагог-психолог К.Р.Зулпукарова
