Конспект урока истории на тему "Гражданская война в России"
план-конспект урока

Остроухова Татьяна Владимировна

Целью данного урока являетя сосредоточение внимания студентов на вопросах Гражданской войны, требующих глубокого осмысления. Гражданская война как итог борьбы за политическую власть в обществе, как пример решения политических, экономических, социальных вопросов силовыми методами, основой которых стал террор. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории.

Тема: Гражданская война в России.

Цель урока: Сосредоточение внимания студентов на вопросах Гражданской войны, требующих глубокого осмысления: Гражданская война как итог борьбы за политическую власть в обществе, как пример решения политических, экономических, социальных вопросов силовыми методами, основой которых стал террор.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить обучающихся с причинами, последствиями гражданской войны и жизнью людей в изучаемый период

Развивающиеся: развивать умение работать с фактическим материалом. Развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации. На основе анализа, обобщения, делать выводы, аргументируя свои рассуждения. Рассматривать исторические события с позиции участников исторического процесса. Развивать познавательные интересы учащихся, умение работать с текстом.

Воспитательные: Воспитание неприятия террора, силовых методов решения проблем; дальнейшее развитие нравственных и коммуникативных качеств личности.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • реализация готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
  • развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

Метапредметные:

  • формирование познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся;
  • формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
  • умения управлять своей познавательной деятельностью.

Предметные:

  • развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
  • освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;
  • рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты

Оборудование.

Мультимедийная презентация, учебник Артемов А.А. История России 2 часть, дидактический материал для работы в группах. Компьютер.

Этап урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Мотивация

10 мин

3 мин

2 мин

Перед тем как начать нашу работу я предлагаю посмотреть небольшой ролик.

Как вы думаете, о каком историческом событии мы будем сегодня говорить?

Да, Вы правы. Сегодня мы будем говорить об одном из самых сложных и дискуссионных событий отечественной истории о «Гражданской войне и военной интервенции в России».

Речь сегодня пойдет о небывалой в мировой истории по накалу и масштабам классовых сражений, глубине и яростности человеческих страстей братоубийственной войне. Война сама по себе ужасна, страшна для человека, а тем более, если это гражданская война. Спустя 100 лет, оглядываясь назад, мы задаем себе вопрос: что мы знаем о ней, о гражданской. Оказывается, не так много. История хранит еще немало неизвестных страниц.

Я предлагаю обозначить тему следующим образом

Гражданская война – трагедия русского народа

Обратите внимание, тема без знака препинания.

Какой бы вы поставили знак в конце данной темы?

Почему? Что обозначал бы этот знак с исторической точки зрения?

! знак трагедия Гражданской войны

Как ответим на этот вопрос:

  • Гражданская война разделила общество на своих и врагов;
  • Гражданская война – это братоубийственная война;

? знак - чья правда была в этой войне – белых или красных?

знак – не было в этой войне ни победителей, ни проигравших.

Давайте попробуем совместно определить цель сегодняшнего нашего занятия. (В результате обсуждения формулируется образовательная цель урока)

  1. Рассмотреть понятия гражданская война и интервенция в России
  2. Выяснить причины гражданской войны и иностранной интервенции
  3. Изучить периодизацию и основные события войны
  4. Определить участников гражданской войны
  5. Определить итоги и последствия войны

Определяют событие – гражданская война

Обсуждают и принимают  тему

Определяют и принимают цели работы

Актуализация ранее полученных знаний

10 мин

Гражданская война стала одной из самых трагичных страниц нашей истории. Не побоюсь утверждать, что ее тяжелые последствия до настоящего времени разрушительно влияют на российскую государственность и общество.

Давайте вспомним что же предшествовало этому событию, что могло привести к тому что война велась на территории государства между его гражданами?

1917, революция, октябрьский переворот, декрет о мире, декрет о земле, национализация всей земли; национализация промышленности, диктатура большевиков, Учредительное собрание, гражданская война, интервенция.

Актулизируются ранее полученные знания через понятийный аппарат. Для удобства у студентов на столах «шпаргалка для студентов»

Усвоение новых знаний.

Дискуссия

 

10 мин

5 мин

Записывают определение «ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА» в тетрадь. 

Гражданская война – это вооруженная борьба между вооруженными группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия

А что же стоит в действительности за этим понятием? Какие картины возникают перед нашими глазами, когда мы произносим эти слова – Гражданская война?

Кто эти вооруженные группы населения?

В чем заключается особенность Гражданской войны в отличие от войн внешних?

Мы видим страшные особенности этого события, значит, и относиться к его изучению мы должны по-особенному. Здесь, наверно, не должно быть места бесчувственному рассмотрению фактов, схем военных действий, что безусловно важно, но куда важнее, на мой взгляд, осознать, что поле боя в этой войне – человеческие сердца, мысли, идеалы, чувства, судьбы, жизни.

Гражданская война в России имела свою особенность (как вы думаете какую?): она сопровождалась военной интервенцией. Давайте дадим ему определение.

Иностранная интервенция – военное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого государства.

(в интервенции против России участвовало всего 14 государств. Сильнейшие из них: Великобритания, Франция, США, Япония. Их войска высадились в Мурманске, Архангельске, Владивостоке, Крыму, Закавказье.)

Как вы думаете, каковы цели интервенции?

(работа с документом)

Целью интервентов были:

  1. «уничтожение большевизма»,
  2. поддержка антисоветских сил.

Записывают в тетрадь определение

 

Озвучивают цели интервентов: «уничтожение большевизма», поддержка антисоветских сил.

5 мин

Анализируя все сказанное можно сделать вывод и том что

- Российская революция с самого начала несла в себе угрозу Гражданской войны потому, что она разделила общество на враждующие силы

- Ситуация усугублялась тем, что революционный процесс развивался в условиях мировой войны

- Бедность широких масс, слабость демократической культуры, также способствовали ожесточению борьбы

Таким образом, общественный кризис к концу 1917 года не прекратился, а перешел из революционной фазы в фазу гражданской войны, несомненно, более тяжелую.

И основными причинами войны были:

  1. Октябрьская революция 1917 г., взятие власти партией большевиков;
  2. Национализация всей земли, конфискация помещичьих земель;
  3. Попытки помещиков и буржуазии вернуть дореволюционный порядок;
  4. Разгон большевиками Учредительного собрания;
  5. Глубокий общенациональный кризис в России к началу 1917г

Определяют причины гражданской войны и записывают в тетрадь

5 мин.

перемена

А как вы считаете, когда началась Гражданская война в России? Можно ли точно определить временные рамки гражданской войны?

Некоторые историки считают, что первыми актами ее были захват власти Временным правительством в феврале — марте 1917 года или большевистский переворот в октябре. Но большинство называют другую дату: ноябрь—декабрь 1917 г. — формирование Добровольческой армии на Дону и ее первые боевые действия.

Такие же споры ведутся и по поводу окончания Гражданской войны. В широком смысле она закончилась только в 30-х гг. XX в., когда крупные боевые силы русской эмиграции были в основном разгромлены и дезорганизованы действиями советских спецслужб. Ряд историков считают также необходимым включить в понятие «гражданская война» и коллективизацию в СССР, и массовые репрессии 20—40-х гг.

  1. октябрь 1917 – весна 1918 гг.
  2. май 1918 – март 1919 гг.
  3. март 1919 – март 1920 гг.
  4. апрель 1920 – ноябрь 1920 гг.
  5. конец 1920 –1922 гг.

Однако большинство ученых ограничивают Гражданскую войну окончанием фронтовых боевых действий. В европейской части России это произошло в ноябре 1920 г., с эвакуацией армии П. Н. Врангеля из Крыма. Что же касается Сибири и Дальнего Востока, то там сражения шли гораздо дольше. Последний оплот белых на Дальнем Востоке пал осенью 1922 г.

5 мин

Как правая и левая рука,

Твоя душа моей душе близка.

Мы смежены блаженно и тепло

Как правое и левое крыло.

Но вихрь прошел и пропасть пролегла

От правого до левого крыла

                                                                   М. Цветаева

Как точно отмечено: пропасть пролегла от правого до левого крыла…

Рушилась старая государственность, а вместе с ней и человеческие судьбы. Исконные традиционные ценности русского народа, основанные на вере, христианских традициях, общечеловеческие ценности, такие как милосердие, терпимость, гуманизм, нравственность, отодвигаются на второй план, уступая принципу «Кто не с нами, тот против нас», уступая место насилию и классовой ненависти. Страшная трагедия, окрасила граждан России в два цвета: красный и белый. Страшная пропасть пролегла между сыном и отцом, братьями, даже между любимыми.

Каковы же участники гражданской войны?

Вы условно разделились на группы: красные, белые, зеленые.

Групповая работа «МЕМ ИЗ ПРОШЛОГО»

Кто мы?

Что хотим?

В ходе работы с источниками определяется состав и основные задачи деятельности красного, белого и зеленого движения.

Работают с документами, отвечают на вопросы, заполняют таблицу.

10 мин

Организуется работа с текстом по заполнению таблицы

5 мин

Найти в информацию о лидере движения и кратко рассказать.

10 мин

5 мин

Работа с текстами по группам заполнение таблицы

  1. Благодаря чему победили красные?
  2. почему проиграли белые?
  3. Зеленые: победители или побежденные?

В ходе обсуждения предложений групп формируются причины поражения белых и победы, красных в Гражданской войне. Используя высказывания участников движений уточнить и дополнить формулировки учащихся.

Причины поражения белых в Гражданской войне.

  1. Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма:

а)   они отказались от сотрудничества с «демократической контрреволюцией»;

б) социально-экономическая политика и «социальная природа» белых оттолкнули крестьянство («Общего языка с народом ни одно из белых формирований не нашло», «Россия не может быть освобождена вопреки воле народа» (П.Н. Милюков), «Точек опоры в массах не было», «проводили реакционные меры по землевладению и национальному вопросу, и тем самым давали оружие для большевистской агитации» (В. Шульгин), «Можно разбить миллионную армию большевиков, но когда 150 млн. русских не хотят белых, а хотят красных, то бесцельно помогать белым» (генерал Нокс).

  1. Существенными оказались противоречия внутри самого белого лагеря («Белое движение не завершилось победой потому, что не сложилась белая диктатура, а помешали ей сложиться центробежные силы, вздутые революцией, и все элементы, и все элементы, связанные с революцией и не порвавшие с ней») (П. Врангель).
  2. В ходе войны все сильнее давали себя знать деморализация и разложение армии, особенно среди офицерства («Люди искали идею и пятнали знамя», «наряду с исповедниками, героями, мучениками белой идеи были стяжатели и душегубы») (П. Милюков).
  3. Альянс белых с интервентами обернулся для них серьезными морально-политическими издержками: массы перестали воспринимать белое движение как олицетворение русского патриотизма.

Причины победы красных в гражданской войне

  1. Большевики смогли мобилизовать все ресурсы, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными, диктаторскими методами. По словам противника большевиков Деникина, они создали «гибкий и сильный аппарат», способный  «стремительно и быстро настигать, принуждать, действовать и заставлять».
  2. Программа большевиков оказалась понятной и более привлекательной, рабочие и крестьяне верили, что Советская власть – их власть («Главное, что удалось большевикам, - это зажечь надежду… животворного духа коммунизма, духа созидающей надежды, поиска средств к уничтожению несправедливости, тирании, жадности, всего того, что мешает росту человеческого духа…») (Б. Рассел).
  3. На стороне Красной армии выступило крестьянство, поначалу его беднейшие слои, а затем и середняки; это означало возможность создать массовую армию, обеспечить прочность советского тыла и поддержку со стороны партизанских отрядов, воевавших в тылу белых.

Если определить Гражданскую войну как вооруженную борьбу за власть, вопрос о победителе достаточно прост, побеждает тот, кто захватывает или сохраняет государственную власть. Применительно к событиям Гражданской войны в России это означало, что победа досталась красным. Разбиты вооруженные силы белых и интервентов, подавлены антибольшевистские выступления крестьян. Красные отстояли государственный суверенитет Советской России, утвердили власть большевистской партии в обществе.

        Работа с проблемным вопросом:

Гражданская война – трагедия русского народа.             !      ?      …

  • Непомерность цены
  • Как вы думаете, приняло бы общество 20-х годов праздник День победы в гражданской войне?
  • А как отнесетесь к такому предложению вы?
  • Нужно ли помнить о гражданских войнах?

Борьба белых и красных в гражданской войне – это борьба за будущее России, за торжество закона, который каждая сторона понимала по-своему, обернулась для России страшными жертвами и братоубийством.

Сколько понадобилось лжи

В эти проклятые годы,

Чтоб разорить и поднять на ножи

Армии, царства, народы

Всем нам стоять на последней черте,

Всем нам валяться на вшивой подстилке,

Всем быть распластанным с пулей в затылке

 И со штыком в животе.

 М. Волошин (29.IV.1921г.)

Страшным было то, что логика гражданской войны, постоянный поиск врага и состояние борьбы с ним закреплялись в сознании людей переживших такую войну. Это наложит дальнейший отпечаток на всю последующую историю России.

Победили большевики. Правыми оказываются те, кто победил. Они получили право вести страну по своему пути на тот отрезок времени, избавившись от тех, кто не с ними и против: кого вытолкнув в эмиграцию, кого расстреляв, кого отправив на перевоспитание, а кто просто сам вынужден был принять власть победителей.

Сейчас опять пытаются поставить под сомнение эту истину. Но возвращение назад невозможно. Историческая справедливость, вероятно, в примирении и "белых", и "красных", как осколков одной нации, одной истории. И в наше время, когда общество опять оказывается поляризованным, расколотым, нужно обратиться к урокам гражданской воины, не дать себя втянуть в подобную кровавую схватку, "и подняться над теми и другими»

Записывают причины в тетрадь.

Рефлексия.

3 мин

Красной нитью в наших сегодняшних размышлениях прошла мысль, что гражданская война - это одна из чудовищных трагедий народа. Разрушительны ее не только материальные, людские потери, но и морально – психологические.

Давайте подумаем, что дал нам сегодняшний разговор оставил ли этот урок след в вашей душе.

Я узнал…

Я понял…..

Я потрясен…..

Я заинтересовался..

Я хочу узнать…

Домашнее задание:

2 мин

  1. Подготовить сообщение «Личность в истории» (о лидерах гражданской войны)
  2. Составить 5 тестовых заданий по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого урока истории (Дополнение). «Отечественная война 1812 года».

Сценарий открытого урока истории (Дополнение) «Отечественная война 1812 года»   Участвуют: четыре группы 1 курса. Преподаватель: Баженова Е.П. Тип урока: повторительно-обобщающий урок Испол...

План-конспект урока истории "В преддверии Смуты. Опричнина Ивана Грозного"

План-конспект урока истории "В преддверии Смуты. Опричнина Ивана Грозного"...

Урок «Гибридные конфликты» «Информационная война против России»

11 марта 2022 года в группе № 49  по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания прошел урок на тему: «Гибридные конфликты», посвящённые внешним угрозам, а именн...